Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ К ПЕРЕХОДУ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ'

АДАПТАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ К ПЕРЕХОДУ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / ПЕРЕХОД В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / LOGISTICS SYSTEMS / COMMODITY MOVEMENT / TRANSITION TO DIGITAL ENVIRONMENT / STATE PARTICIPATION / LOGISTICS PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Оксана Михайловна, Суворова Светлана Дмитриевна

В исследовании поднимается вопрос о значимости международных логистических систем в мировом товародвижении. Подчеркивается необходимость обеспечения эффективного взаимодействия участников логистических процессов с государственными органами, которые принимают общеотраслевые постановления и инициируют появление комплексных взаимосвязанных и систематизированных проектов в цифровой среде. Обозначаются основные векторы перехода логистики в цифровую среду. В частности: поэтапное цифровое развитие логистической системы; внедрение государственной программы перехода экономики в цифровую среду; отказ от отдельных решений и переход к платформенным. Выводы свидетельствуют о стремительной эволюции цифровых технологий, вызывающих цепную реакцию со стороны операторов логистики, которые в ближайшее время покажут высокую эффективность нетривиальных решений, направленных на комплексное функционирование логистических систем в сочетании с инновационными IT -технологиями. Решения обеспечиваются за счет внедрения логистических платформ, представляющих гибкую структуру, ориентированную на удовлетворение потребностей рыночных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова Оксана Михайловна, Суворова Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE RUSSIAN LOGISTICS SYSTEM TO THE TRANSITION TO A DIGITAL ENVIRONMENT

This study raises the question of the importance of international logistics systems in the development of commodity markets and global commodity movement. The article emphasizes the need to ensure effective interaction of participants in logistics processes with government agencies that adopt industry-wide regulations and initiate the emergence of complex interconnected and systematized projects in the digital environment. The main vectors of logistics transition to the digital environment are outlined. It is considered: step-by-step digital development of the logistics system; implementation of the state program for the transition of the economy to a digital environment; rejection of individual solutions and transition to platform solutions. The conclusions indicate the rapid evolution of digital technologies that cause a chain reaction on the part of logistics operators, which in the near future will show high efficiency of non-trivial solutions aimed at the integrated functioning of logistics systems in combination with innovative IT technologies. Solutions are provided through the introduction of logistics platforms, which are a flexible structure focused on meeting the needs of market entities.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ К ПЕРЕХОДУ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ»

АДАПТАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ К ПЕРЕХОДУ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.015 Куликова Оксана Михайловна, к.т.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия (e-mail: fotooksana@yandex.ru) Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: suvorova_sd@mail.ru)

В исследовании поднимается вопрос о значимости международных логистических систем в мировом товародвижении. Подчеркивается необходимость обеспечения эффективного взаимодействия участников логистических процессов с государственными органами, которые принимают общеотраслевые постановления и инициируют появление комплексных взаимосвязанных и систематизированных проектов в цифровой среде. Обозначаются основные векторы перехода логистики в цифровую среду. В частности: поэтапное цифровое развитие логистической системы; внедрение государственной программы перехода экономики в цифровую среду; отказ от отдельных решений и переход к платформенным. Выводы свидетельствуют о стремительной эволюции цифровых технологий, вызывающих цепную реакцию со стороны операторов логистики, которые в ближайшее время покажут высокую эффективность нетривиальных решений, направленных на комплексное функционирование логистических систем в сочетании с инновационными IT -технологиями. Решения обеспечиваются за счет внедрения логистических платформ, представляющих гибкую структуру, ориентированную на удовлетворение потребностей рыночных субъектов.

Ключевые слова: логистические системы, товародвижение, переход в цифровую среду, государственное участие, логистические платформы.

В современной экономике при обосновании целесообразности сделки транспортный фактор часто играет решающую роль. Сегодня транспортные магистрали России включены в состав международных транспортных коридоров (МТК), которые являются объектами международной инфраструктуры и признаны в общеевропейском и мировом сообществе. Наличие мощного транспортного потенциала предопределяет независимость логистических систем разных стран от конъюнктуры транспортных рынков, на которых наблюдается переход на преодоление существующих границ аналоговой реальности.

Происходящие трансформационные процессы в мировом товародвижении характеризуются переформатированием каналов распределения и пе-

реводом основных операций в цифровую среду. В этом случае используются технологии, аккумулирующие наиболее значимые управленческие решения, которые сегодня являются недостаточными. В настоящее время для обеспечения эффективного товародвижения и взаимодействия всех участников логистических процессов требуется принятие общеотраслевых постановлений, инициирующих появление комплексных взаимосвязанных и систематизированных проектов в цифровой среде.

К сожалению, в нашей стране цифровые технологии разрабатываются и внедряются не системно, тем не менее, логистический сектор является основным сегментом для реализации подобных задач. Автоматизация логистики осуществляется, в основном, за счет крупных транспортно-логистических операторов, федеральных розничных сетей, а также за счет добывающих и перерабатывающих предприятий, деятельность которых невозможна без системного перемещения грузопотоков. В частности, Газ-промнефть и другие мировые гиганты со сложнейшей логистикой использует ^-технологии, основанные на искусственном интеллекте, который позволяет повысить объем выполняемых заказов на 5-7% и сократить расходы на транспортировку до 20% [1].

Цифровая реальность логистики России зависит от экономического разрыва территориального местонахождения отдаленных регионов. Например, столичные провайдеры логистики активно автоматизируют внутрипроизводственные и внешние процессы, в то время как в регионах происходит лишь оцифровка некоторых управленческих процедур.

Применительно к России в логистике следует выделить три вектора цифровизации (рис.1).

- поэтапное цифровое развитие логистической системы страны:

- внедрение го сударственной программы перехода экономики в цифровую среду;

- отказ от отдельных решений и переход к платформенным

Рисунок 1 - Векторы цифровизации логистики России

По данным Р,№С [2], инвестиции в цифровизацию (реализация первого вектора) поможет 54% транспортно-логистических компаний повысить выручку, за счет увеличения емкости обслуживаемого сегмента; 16% - получить рост прибыли, за счет снижения себестоимости операций, 11% — на улучшить качество обслуживания клиентов (рис.2).

Увеличение выручки, %

Рост прибыли, %

Повышение качества обслуживания, %

Прочие, %

Рисунок 2 - Экономический эффект от внедрения цифровых технологий в деятельность транспортно-логистических компаний

Перевод логистических процессов в «цифру» должен поспособствовать:

- сокращению времени управления потоковыми процессами (внедрение инновационных технологий на транспорте);

- снижению зависимости от квалификации кадров (механизированное обслуживание операционных процессов, в т.ч. внедрение полной автоматизации и роботизации);

- генерации новых бизнес-моделей (реинжиниринг или диверсификация деятельности);

- выходу на новые рынки.

Анализ Digital McKinsey показывает, что общий объем инвестиций частных компаний в «цифру» составляет 5% ВВП в США, 3,9% — в странах Западной Европы, в России данный показатель равен 2,2% [1]. Начиная с 2014 года, общий объем инвестиций в цифровизацию логистики во всем мире составил более $1 млрд. Из значительных цифровых международных проектов последнего времени следует отметить организацию перевозок компании Uber.

Несмотря на финансовое стимулирование, скорость перевода логистики в цифру уступает средствам массовой информации, сфере банковских услуг и ритейлу, что связано с неэффективным использованием имеющихся активов [3] (использование ручного труда, порожное возвращение транспортных средств и т.п.). Отсутствие желаемой гибкости и прозрачности в выполняемых операциях препятствует как горизонтальной, так и вертикальной интеграции логистических процессов. Поэтому внедрение новых бизнес-моделей, сервисов и технологий должно стать основой создания цифровой среды логистических компаний. Сегодня для организации перевозки грузов активно подключаются различные операторы связи, предлагая специализированные приложения для крупных перевозчиков, позволяющие при помощи смартфона определить габариты груза, API и др.

Переход экономики в цифровую среду без активного участия государства невозможен (реализация второго вектора). Стоит отметить, что в данный момент государство включается в основном только в те проекты, которые готовы финансировать и регионы, и частные организации, что в определённой мере гарантирует финансовую устойчивость новых проектов.

Так в 2017 году Правительство РФ утвердило государственную программу «Развитие транспортной системы Российской Федерации» и определило общий объем ее финансирования [4] (рис.3).

Программа имеет множество разделов или так называемых подпрограмм, которые подразумевают инвестирование в развитие:

- железнодорожного, морского и речного транспорта;

- дорожного хозяйства;

- надзора в сфере транспорта;

- комплексных транспортных узлов;

- гражданской авиации и в аэронавигационное обслуживание, пр.

Объем ассигнований из федерального бюджета, млн.руб.

Объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ, млн.руб. Объем средств, поступающих из внебюджетных источников, млн.руб.

Рисунок 3 - Доля финансирования государственной программы по секторам

Из данных, представленных на рисунке, следует, что максимальная ответственность по финансированию государственной программы в течение всего периода приходится на бюджетные ассигнования из средств федерального бюджета РФ, и составляет 41,05%. Удельный вес объема бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ равен 35,20%, а финансирование из средств внебюджетных источников - всего 23,75%.

Поэтапное цифровое развитие отечественной логистики предполагает отказ от отдельных решений и переход к платформенным (реализация третьего вектора).

Логистические платформы представляют собой адаптивную структуру, имеющей мощную 1Т-основу, ориентированную на удовлетворение потребностей рыночных субъектов, интерес которых объясняется оптимизацией логистических издержек и повышением уровня оказываемых услуг [5]. Платформы позволяют более эффективно использовать массив данных для принятия моментального решения от момента получения заказа до его реализации. Кроме того, платформы:

- во-первых, объединяют производителя с потребителем, посредством интеграции бизнес-процессов участников цепи поставки;

- во-вторых, служат импульсом возникновения диалога между государством и бизнес-структурами.

Таким образом, в 2018 году было принято решение о создании единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК) России, запуск которой планируется на 2024 год. Единая цифровая платформа поможет государству повысить контроль соблюдения правовых норм, а предпринимателям приобрести дополнительные преференции, направленные на оптимизацию маршрутизации и безбарьерного транзитного перемещения транспортных средств по стране.

В дополнение в 2019 году была представлена концепция государственного цифрового сервиса, предполагающего онлайн-оформление документов для грузовых автоперевозок и полный контроль документооборота при международных перевозках. Запуск сервиса планируется до 2024 года. Концепция электронного документооборота продвигается и в рамках создания транзитного «Зеленого коридора» на территории России. Уже в октябре 2020 года состоялась первая тестовая грузовая перевозка компанией «Интеко» из Рязани в С-Петербург с использованием электронной транспортной накладной.

В последние несколько лет наиболее актуальным становится подход к логистике как сервису. Как правило один из операторов создает логистическую платформу, которой могут воспользоваться другие субъекты рынка. Использование подобных платформ добавляет операторам весомые конкурентные преимущества еще на этапе запуска, поскольку за разумную цену сервис предоставляет необходимые цифровые процессы, такие как документооборот, аналитика и прочее.

Подводя итоги, следует отметить, что цифровые технологии эволюционируют достаточно стремительно, вызывая цепную реакцию со стороны операторов логистики: компании копируют у конкурентов лучшие внедрения, тем самым выводя ее на современный уровень развития. В связи с чем, в ближайшее время высокую эффективность покажут нетривиальные решения автоматизации всех секторов логистики. Комплексное рассмотрение вопроса функционирования логистических систем в сочетании с инновационными IT -технологиями обеспечивается за счет применения логистических платформ, представляющих собой гибкую структуру, ориентированную на удовлетворение потребностей рыночных субъектов. При этом необходима активная поддержка со стороны государства, позволяющая решить ряд ключевых задач и сформировать прочную базу для повсеместного перехода логистики в «цифру».

Список литературы

1. Цифровые платформы в грузоперевозках изменят расклад сил на рынке. - URL: https://spb.plus.rbc.ru/news/5d7f84c47a8aa95f6d08db44

2. Инвестиции окупаются. Ваше будущее в ваших руках. - URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/digital-iq-2020.html

3. Куликова О.М. Синтетические форматы торговли: организационно-экономический аспект / Куликова О.М., Суворова С.Д. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 142-149.

4. Постановление Правительства РФ №1596 от 20.12.2017 г. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71743998/

5. Суворова С.Д., Бойко И.А., Захаренко А.И. Проектирование цифровых логистических платформ в цепи поставок // Естественно-гуманитарные исследования (ЕГИ) № 29 (3), 2020 с.321-325. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10281

Kulikova O., Ph. D., associate Professor1

Suvorova S., Ph.D. Econ., associate professor2

1St. Petersburg State University of Industrial technology and design

2St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great

ADAPTATION OF THE RUSSIAN LOGISTICS SYSTEM TO THE TRANSITION TO A DIGITAL ENVIRONMENT

Abstract. This study raises the question of the importance of international logistics systems in the development of commodity markets and global commodity movement. The article emphasizes the need to ensure effective interaction of participants in logistics processes with government agencies that adopt industry-wide regulations and initiate the emergence of complex interconnected and systematized projects in the digital environment. The main vectors of logistics transition to the digital environment are outlined. It is considered: step-by-step digital development of the logistics system; implementation of the state program for the transition of the economy to a digital environment; rejection of individual solutions and transition to platform solutions. The conclusions indicate the rapid evolution of digital technologies that cause a chain reaction on the part of logistics operators, which in the near future will show high efficiency of non-trivial solutions aimed at the integrated functioning of logistics systems in combination with innovative IT technologies. Solutions are provided through the introduction of logistics platforms, which are a flexible structure focused on meeting the needs of market entities.

Keywords: logistics systems, commodity movement, transition to digital environment, state participation, logistics platforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.