Научная статья на тему 'Адаптация касты гриотов в постколониальном обществе Западной Африки'

Адаптация касты гриотов в постколониальном обществе Западной Африки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гриоты / Западная Африка / Секу Туре / Леопольд Сенгор / Модибо Кейта / постколониальная культурная политика / музыкальные коллективы / Griots / West Africa / Sékou Touré / Léopold Sédar Senghor / Modibo Keita / postcolonial cultural policy / musical groups

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татаровская Ирина Геннадьевна

Автор статьи рассматривает представителей социальной касты профессиональных певцов, музыкантов и сказочников ‒ гриотов, которые играют большую роль в сохранении культурного и исторического наследия народов Западной Африки. Первые письменные упоминания о них относятся к XIII в. На протяжении нескольких столетий гриоты сумели сохранить свою идентичность. Однако культурная и социальная роль «ремесленников слова» претерпела значительные изменения в постколониальный период. Статья посвящена постколониальной культурной политике Модибо Кейта, Секу Туре, Леопольда Седара Сенгора. Лидеры освободившихся от колониальной зависимости государств проводили политику модернизации, направленную на возрождение культурных традиций. Они целенаправленно использовали исторически сложившийся авторитет гриотов для влияния на массы посредствам их творчества. Гриоты в этот период стали «голосом» государства, они сумели адаптировать традиционную музыку и устные предания народов манден к новым реалиям, они модернизировали свой репертуар с использованием современных музыкальных инструментов и новых аранжировок. Гриоты переделывали знаменитые хвалебные песни о легендарных героях прошлого, заменяя их имена на имена современных лидеров. Эти новые интерпретации поддерживались и спонсировались правительствами Мали, Сенегала и Гвинеи. Впоследствии, освободившись от идеологической цензуры, они обратились в своем творчестве к экономическим и социальным проблемам. Большинство гриотов остались музыкантами и певцами. Те гриоты, которые связали свою жизнь с политикой, стали советниками и пресс-атташе представителей власти. В статье показано как менялось социальное положение гриотов в постколониальный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of the Griot Caste in the Post-Colonial Society of West Africa

Griots play an important role in preserving the cultural and historical heritage of the peoples of West Africa. The first written references to them date back to the 13th century. For several centuries, the Griots have managed to preserve their identity. However, the cultural and social role of the “artisans of the word” underwent significant changes in the postcolonial period. This article examines the postcolonial cultural politics of Modibo Keita, Sékou Touré, and Léopold Sédar Senghor. The leaders of the young states pursued a policy of modernization aimed at reviving cultural traditions at the same time. They purposefully used the historically established authority of the Griots to influence the masses through their creativity. The Griots assumed the role of the “voice” of the state, successfully integrating the traditional music and oral traditions of the Manden peoples into new realities. They updated their musical repertoire with contemporary musical instruments and new arrangements. The Griots remade renowned songs of praise about legendary heroes of the past, replacing their names with those of modern leaders. These reinterpretations were supported and sponsored by the governments of Mali, Senegal, and Guinea. Later, when the Griots freed themselves from ideological censorship, they turned to economic and social issues in their work. Most of the Griots remained musicians and singers. Those Griots who chose to pursue a political career assumed the role of advisers and spokespersons for government officials. This paper researches the transformation of the social status of the Griots in the postcolonial era.

Текст научной работы на тему «Адаптация касты гриотов в постколониальном обществе Западной Африки»

ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

Научная статья

АДАПТАЦИЯ КАСТЫ ГРИОТОВ В ПОСТКОАОНИААЬНОМ ОБЩЕСТВЕ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ

О 2024 И.Г. Татаровская

ТАТАРОВСКАЯ Ирина Геннадьевна, кандидат филологических наук, доктор философских наук, старший научный сотрудник, Центр истории и культурной антропологии, Институт Африки РАН, Москва, Российская Федерация. ORCID: 0009-0009-2772-5902. E-mail: itataro vskaya@mail. ru

Аннотация. Автор статьи рассматривает представителей социальной касты профессиональных певцов, музыкантов и сказочников - гриотов, которые играют большую роль в сохранении культурного и исторического наследия народов Западной Африки. Первые письменные упоминания о них относятся к XIII в. На протяжении нескольких столетий гриоты сумели сохранить свою идентичность. Однако культурная и социальная роль «ремесленников слова» претерпела значительные изменения в постколониальный период. Статья посвящена постколониальной культурной политике Модибо Кейта, Секу Туре, Леопольда Седара Сенгора. Лидеры освободившихся от колониальной зависимости государств проводили политику модернизации, направленную на возрождение культурных традиций. Они целенаправленно использовали исторически сложившийся авторитет гриотов для влияния на массы посредствам их творчества. Гриоты в этот период стали «голосом» государства, они сумели адаптировать традиционную музыку и устные предания народов манден к новым реалиям, они модернизировали свой репертуар с использованием современных музыкальных инструментов и новых аранжировок. Гриоты переделывали знаменитые хвалебные песни о легендарных героях прошлого, заменяя их имена на имена современных лидеров. Эти новые интерпретации поддерживались и спонсировались правительствами Мали, Сенегала и Гвинеи. Впоследствии, освободившись от идеологической цензуры, они обратились в своем творчестве к экономическим и социальным проблемам. Большинство гриотов остались музыкантами и певцами. Те гриоты, которые связали свою жизнь с политикой, стали советниками и пресс-атташе представителей власти. В статье показано как менялось социальное положение гриотов в постколониальный период.

Ключевые слова: гриоты, Западная Африка, Секу Туре, Леопольд Сенгор, Модибо Кейта, постколониальная культурная политика, музыкальные коллективы

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154

Для цитирования: Татаровская И.Г. Адаптация касты гриотов в постколониальном обществе Западной Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 142-154. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154 '

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно общество многих народов Западной Африки делилось на три большие социальные группы. На вершине социальной лестницы находились «свободорожденные», затем шли ремесленники и в самом низу рабы. Каждый социальный слой имел свою градацию. К группе «свободорожденных» относились правитель, знать и простолюдины. Во вторую группу входили ремесленники, которые были организованы в «касты». Существовали касты кузнецов, ювелиров, ткачей, столяров и так далее. Особое положение в социальной структуре общества занимала каста «ремесленников слова» и музыкантов - гриотов. В самом низу социальной лестницы находились рабы. Они относились к несвободной категории людей.

Такая трехуровневая социальная структура общества была характерна для всех средневековых государств Ганы, Мали, Сонгай, именуемых в литературе как «империи». Однако изначально, по мнению некоторых ученых [Diop 1985; Ogawa 2009], древнее общество делилось на две группы - «свободные» и «несвободные». В течение нескольких веков внутри группы «свободных» людей в результате интеграции представителей других этносов зародились ремесленники. Советский арабист и африканист JI.E. Куббель считал, что социальная структура общества народов Западной Африки сложилась в результате монополизации общественных функций. «Такая система освящалась традицией, сама становилась традицией, и этим и объясняется ее устойчивость на протяжении веков у большинства народов саванной полосы Западного Судана» [Куббель 1974: 143].

КАСТОВАЯ СИСТЕМА В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ

Одну из самых малочисленных групп населения составляют ремесленники. В научной литературе принято называть эту социальную группу населения кастами. Важно подчеркнуть, что использование термина каста не является единодушным в африканских академических кругах. Сенегальский интеллектуал Хамади Бокум выступает против употребления этого термина. По его мнению, это большая ошибка использовать его в социальной антропологии. Этот термин был навязан европейцами и основан на реальности индийского субконтинента и не может быть применен для именования африканского социума1.

Однако большинство африканских социологов выступают за использование этого термина в отношении ремесленников. Например, Абдулайе Бара Диоп считает, что слово «каста» подходит для именования ремесленных групп, поскольку оно отвечает критериям определения этого термина [Diop 1981: 32]. Доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук П.А. Куценков полагает, что западноафриканские «касты» имеют мало общего с классическими индийскими кастами. Прежде всего, они не полностью эндогамны: «люди каст» могут заключать браки только с представителями своей группы, но из любого другого народа. Поэтому их скорее следует называть «специализированными социально-профессиональными (или этно-профессиональными) группами» [Ванюкова, Куценков 2022: 33]. Несмотря на это, в российской африканистике этот условный термин нашел широкое применение.

1 Nzale F. На mach Bocoum. Les castes? Une grosse faute de l'anthropologie sociale. Le Matin. 18.12.2006. https://www.seneweb.coiii/news/Societe/hamady-bocoum-professeur-chercheur-les-castes-une-grosse-faute-de-l-anthropologie-sociale_n_7295.html (accessed: 17.11.2023)

Количество каст у разных народов Западной Африки не одинаковое. У мавров и туарегов существует две касты - это кузнецы и гриоты, у догонов три касты -кузнецы, гриоты и кожевники, а у бамбара, помимо кузнецов, гриотов и кожевников, есть каста ткачей, столяров и даже каста ремонтников калебас. Сонгай различают до шести, а сенуфо до семи каст. Количество каст у фульбе и тукулор доходит до двенадцати с частично пересекающимися специальностями. У сонинке существует четыре касты.

Необходимо отметить, что каста гриотов у некоторых западноафриканских народов состояла из подкаст. У малинке каста гриотов обозначалась общим термином nyamakala. Этимологию этого слова можно перевести как «грязный ствол», что указывает на низкое положение их в обществе. Эта «каста» включала следующие «подкасты»: таЪо - это столяры или ткачи; fine или fina - рассказчики, хранители истории, то есть «историки»; dyeli - музыканты и певцы; gaiilo - это аристократы касты, они певцы, музыканты, рассказчики и историки [Евгеньева 2017: 233].

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА ГРИОТ

Приблизительно в XIII в. на территории Западной Африки появилась социальная каста гриотов. Эта каста представляет собой узкую эндогамную группу, куда входят представители разных народов. Термин «гриот» является привнесенным, общепринятым и широко используется в литературе. Существует много предположений о происхождении слова «гриот». Наиболее популярны две версии. Согласно первой слово «гриот» имеет французские корни. Это мнение основано на том, что в 1637 г. французский монах капуцин Алексис де Сен-JIo описал гриотов в своей работе «Relation du voyage du Cap-Verd», где впервые употребил термин guiriot. А в 1778 г. Ле Брассер, колониальный администратор в Западной Африке, сделал рапорт, в котором писал: «grillot - это разновидность негритянского актера, чей театральный костюм напоминает образ Арлекина. Он имеет две или три сотни погремушек {grelots), прикрепленных к ногам и поясу» [Hale 1998: 357]. Определение Ле Брассер основывается на сходстве слова гриот с французским словом grelot «погремушка, бубенчик».

Согласно второй версии, слово гриот имеет португальское происхождение. Большинство исследователей сходятся на том, что наиболее вероятным источником происхождения слова griot является португальский язык. Французский этнолог Анри Лабуре считал, что «слово griot не заимствовано ни из одного из местных языков Западной Африки... Оно происходит от слова criado - «созданный, выращенный», а в более широком смысле - «прислуга». Анри Лабуре объясняет трансформацию criado в griot фонетическими процессами (с и g - эти два задненебные согласные взаимозаменяемы) [Labouret 1951: 56-57]. Его теория заслуживает внимания. Во-первых, португальцы прибыли в Западную Африку задолго до французов и португальский язык был распространен в Сенегале. Во-вторых, сам перевод этого слова «прислуга» отражает действительное положение некоторых гриотов.

Другая версия португальского происхождения слова «гриот» связана с наблюдением многих путешественников. Все они, описывая представления гриотов, указывали на шум, который они создавали во время представлений. На португальском gritar - «кричать». Отсюда все производные слова: grito - «крик», gritalhao, gritador -«крикун» [Hale 1998: 359]. На основе созвучия этих слов делается такое предположение.

ГРИОТЫ - МАСТЕРА СЛОВА И МУЗЫКИ

Гриот - это социальная каста профессиональных хранителей исторических знаний и культурных традиций. Они певцы, музыканты, поэты, историки, философы, ораторы. Не случайно в Африке их сравнивают с «живой библиотекой» или с баобабом -любимым деревом африканцев, символом мудрости, силы и долголетия. Знаменитый гриот Мамаду Куяте говорил: «Мы мешки слов, мы мешки, в которых лежат многовековые тайны. Искусство говорить открыто нам; без нас имена царей остались бы в забвении; мы - память людей. Своим словом мы возвращаем жизнь былым делам и поступкам перед лицом новых поколений» [Ольдерогге 1963: 16]. Благодаря гриотам до наших дней дошли многие произведения устного народного творчества, музыкальные произведения, исторические сведения и генеалогии правителей.

История гриотизма берет свое начало в глубокой древности с появлением первых древних государств на территории Западной Африки. Существуют разные версии о происхождении гриотов. Можно предположить, что они имеют «необыкновенное» происхождение. Самые ранние сведения относятся к фольклору, затем появляются письменные документы африканцев, а впоследствии европейских путешественников и миссионеров [Татаровская 2019].

Исторически большинство гриотов занимали самое низкое положение. Это связано прежде всего с тем, что «ремесленники слова» рассматривались как чужаки. При этом они выполняли весьма важные функции. Профессия гриота состояла не только в проведении официальных выступлений (игра на музыкальных инструментах, пение, танец, декламация). Они практиковали множество церемоний, которые сопровождают человека на всем протяжении его жизни (рождение, наречение имени, инициация, свадьба, рождение детей, карьерный рост, похороны). А страх перед неизвестным, тайным, магическим пугает и заставляет держать дистанцию с людьми, которые общаются с миром сверхъестественного.

Однако некоторые кастовые люди имели большое влияние на правителя и его окружение. Например, гриоты, которым удавалось благодаря своему искусству прославиться и получить службу при дворе какого-то правителя или в одной из знатных семей, принадлежали к высшим слоям общества. В их задачи входило прославлять имя своего «хозяина», хранить его генеалогию и историю рода. Во многих феодальных государствах древней Африки гриоты были советниками правителя, воспитателями его детей и «дипломатами». При этом большинство гриотов были бродячими артистами, вынужденными зарабатывать себе на жизнь, путешествуя из одной деревни в другую, развлекая народ своим искусством и получая за это пищу, подарки и кров. Гриотам запрещалось иметь собственность, но они могли беспрепятственно посещать разные владения, никто не мог отказать им в приюте.

Гриоты представляют собой узкую эндогамную группу. Они могут создавать семью только внутри своей группы, но из любого другого народа. У народов манден2 существует пословица: «Гриотом надо родиться». Эта традиция жива и поныне. Действительно, кастовая система особенно непримирима на уровне супружеских отношений. Браки между членами разных социальных классов и сейчас остаются трудными, если не невозможными. Африканцы традиционно стараются избегать смешения крови, поэтому запрещается вступать в брак между людьми из разной социальной среды. Каста гриотов - это одна из самых устойчивых социальных и

2 Народы манден (манинка) - группа народов Западной Африки (Мали, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Либерия, Сьерра-Леоне, Гвинея, Гвинея-Бисау, Сенегал, Гамбия).

профессиональных групп африканского общества. Многие семьи гриотов Западной Африки имеют богатую родословную.

На протяжении нескольких веков гриоты сумели сохранить свою идентичность. Они ревностно берегут секреты своего ремесла, которые передают из поколения в поколение. Обучение гриота начинается с младенчества. Подготовка будущего мастера проходит в обстановке строгой дисциплины, многократного заучивания разных текстов, прослушивания и музицирования.

Эта традиция не имеет тендерной принадлежности. Однако существует разделение труда по тендерному признаку. Традиционно мужчины гриоты декламируют и играют на музыкальных инструментах, а женщины танцуют и поют. Мужчины тоже могут петь, но основной вокал всегда женский. Во время декламации гриотом эпического произведения женщины разбавляют выступление песнями, возгласами, игрой на барабанах, танцами.

Жесткое деление ролей в спектакле на женские и мужские сложилось еще в древности. Считается, что женщины по своей натуре более сентиментальны и поэтому им лучше удаются лирические отступления, чем декламация эпоса или точное перечисление родословных. Поэтом может быть только мужчина, поскольку только он наделен божественным даром стихосложения, женщины не достойны его. Кроме того, гриотки не сопровождали правителя во время военных действий (как это делали гриоты), и не имеют права рассказывать о том, чего не видели своими глазами. Женщинам запрещали декламировать не только само эпическое произведение, но и отдельные его главы. С этим связано много суеверий. Например, брат известной малийской исполнительницы Таты Бамбо Куяте, гриот Шейх Куяте, сам играющий на барабанах тамани, в одном из интервью говорил: «Если женщина станет декламировать тарику3 ее дети будут болеть или с ними случится несчастный случай. Бывало так, что мужчины угрожали отравить ядом короте (köröte) ту женщину, которая осмелится читать тарику. Поэтому ни одна женщина не станет этого делать, по крайней мере, публично» [Durän 2007: 580]. В настоящее время гриотки редко читают эпос. По мнению знатоков искусства гриотизма, женское прочтение эпоса больше походит на пение, чем на декламацию.

У гриотов существует тендерное деление не только в словесном жанровом исполнении, но и в плане женских и мужских музыкальных инструментов. Основным инструментом женщин является трубкообразный колокольчик неге или каранъянг, по которому во время игры ударяют металлическим стержнем. Большинство остальных инструментов, как струнных, так и ударных, используются мужчинами. [Counsel 1997]. В последние годы, однако, можно видеть отступления от этого правила: например, Сона Джобарте, происходящая из известной гриотской семьи потомственных музыкантов, играющих на 21-струнной лютне кора. Несмотря на то, что игра на коре всегда считалась исключительно мужским искусством, Сона Джобарте нарушила эту традицию, став первой гриоткой, профессионально играющей для публики на этом

4

инструменте .

Профессия гриота предполагает не только игру на музыкальных инструментах, пение, танец, декламацию, но и организацию церемоний, в которых они строго следят

3 У гриотов народа манинка (Мали) исторический эпос называется мана (таапа). Существует два вида его исполнения. Первый способ - это песенное исполнение, второй называется тарику (Tariku). Тарику -это декламация, стихотворное прочтение эпического произведения. Слово тарику также означает исторический рассказ, повествование и является исключительной прерогативой мужчин.

4 Khan A. A Celebrated Virtuoso on an Instrument She Wasn't Meant to Play. The New York Times. 17.09.2021. https://www.nytimes.coin/2021/09/17/world/europe/sona-jobarteh-griot-kora.html (accessed 11.09.2024)

за правилами их проведения. Мужчины и женщины-гриоты выполняют разные задачи и функции: мужчины-гриоты проводят официальные мероприятия, связанные с политической властью (приемы, встречи, торжественные церемонии разного уровня, государственные праздники). Гриотки имеют дело с общественными действиями, связанными с семейными событиями, такими как свадьба, похороны, рождение ребенка, наречение имени и др. Во время этих церемоний они выступают в роли советников по разным житейским проблемам. Свои советы они дают в виде сказок, притч и песен [Ксенофонтова, Ильина, Татаровская 2021: 197-202].

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА МОДИБО КЕЙТ А, СЕКУ ТУРЕ, ЛЕОПОЛЬДА СЕДАРА СЕНГОРА

Культурная роль и социальная функция гриотов претерпели значительные изменения в XX в. и особенно в постколониальный период. Хранители истории и культуры -гриоты, становясь голосом правительства, рассматривались руководителями многих стран Западной Африки как распространители новой идеологии, как агенты социальных перемен.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. большая часть Западной Африки была колониальным владением Франции. В состав Французской Западной Африки входили Берег Слоновой Кости (Кот-д'Ивуар), Верхняя Вольта (Буркина-Фасо), Французская Гвинея, Дагомея (Бенин), Мавритания, Нигер, Сенегал, Французский Судан (Мали). В качестве средства обеспечения «прямого правления» французы понизили статус традиционных правителей до уровня местных «вождей». Они ввели рыночную экономику, чтобы помешать местной аристократии зарабатывать с помощью традиционных источников дохода от монополизации торговли (золотом, солью, рабами и прочим), тем самым устранили основной финансовый источник их благосостояния.

Бывшие правители стали получать зарплату от колониальных властей, которая была меньше их прежних доходов. Прежние покровители больше не могли оплачивать услуги гриотов в том же объеме, поэтому «ремесленники слова» были вынуждены искать новые источники средств к существованию. В этот период гриоты стали более тесно контактировать с населением и особенно с активно формирующимся новым классом буржуазии. За вознаграждение они сочиняли и пели хвалебные песни своим новым хозяевам, а глубокие знания исторического репертуара уходили на второй план. Исполнение эпических произведений стало редким, потому что многие гриоты были вынуждены отказаться от традиции гриотизма в поисках более стабильного заработка. Это привело к тому, что гриоты начали уезжать из насиженных мест в крупные городские центры в поисках заработка и новых покровителей.

Однако в постколониальный период, когда в новообразовавшихся странах возникла нужда в независимом политическом и культурном курсе, гриоты снова стали голосом правителей, хотя и в совершенно новом качестве.

Гвинея получила независимость от Франции в 1958 г., а два года спустя - Сенегал и Мали. Все три государства возглавили харизматичные лидеры: Гвинею - Секу Туре, Сенегал - Леопольд Седар Сенгор, Мали - Модибо Кейта. Каждая нация пыталась снять бремя многолетнего колониального правления. Новые руководители молодых государств приступили к амбициозным компаниям, направленным на возрождение культурных традиций. В основу их дальнейшего развития была положена теория модернизации. Нельзя не согласиться с российским африканистом И.В. Следзевским, что она стала главным инструментом программирования постколониального будущего африканских стран [Следзевский 2013: 471].

Модибо Кейта (1915-1977 гг.) был первым президентом Мали, правившим страной с 1960 по 1968 гг. Он прямой потомок Сундьята Кейта, самого выдающегося манса (правителя) Мали. Жизнь и подвиги Сундьяты запечатлены в одноименном эпическом произведении. Сундиата Кейта сыграл настолько важную роль в создании Империи Мали и в истории народов манден, что устная традиция сделала его великим воином и охотником-магом, чьи подвиги позволили его потомкам править регионом на протяжении веков. Для гриотов настал «звездный час». В песнях они восхваляли первого президента независимой Республики Мали, как потомка великого манса средневекового королевства Мали.

Правительство Модибо Кейта проводило радикальную культурную политику, которая способствовала созданию спонсируемых государством региональных и национальных оркестров. В Мали на следующий день после обретения независимости в 1960 г. был основан L Orchestre National «A» de la République du Mali. В соответствии с культурной политикой нового правительства этот оркестр состоял из музыкантов, поклявшихся служить своей стране, «внося весь свой талант в защиту и возрождение малийского музыкального искусства»5.

Большинство артистов оркестра были гриотами. Возглавил коллектив музыкантов гриот Келетиги Диабате. Он был известным в Мали мультиинструменталистом, а в оркестре играл на соло-гитаре. Это была одна из первых групп, игравшая на электрических музыкальных инструментах в Мали, и первый электрический ансамбль, исполнявший песни на местных языках. Необходимо отметить, что ансамбли с электроинструментами существовали в разных государствах Западной Африке с начала 50-х гг. прошлого века, но их репертуар состоял из кубинских песен, джаза и поп мелодий. L Orchestre National «A» de la République du Mali стал первым использовать традиционные и современные музыкальные инструменты, а также исполнять традиционные мелодии в современных аранжировках и переделывать традиционную музыку на современный лад.

Правительство Мали создало шесть региональных и два национальных оркестра и национальный ансамбль, насчитывающий более двадцати музыкантов. Прием артистов в состав этих коллективов осуществлялся по конкурсу. Победители региональных и национальных музыкальных конкурсов становились их членами. Они выступали на праздниках и многочисленных государственных мероприятиях. Следовательно, правительство Мали стало новым «покровителем» музыкальных коллективов. Оно предоставляло им площадки для выступления, инструменты, гонорар. В такой обстановке не удивительно найти множество песен в поддержку официальной политики, которые были сложены гриотами. Правительство Модибо Кейта целенаправленно использовало исторически сложившийся авторитет гриотов для влияния на массы посредствам их творчества.

Многие музыкальные коллективы стали включать в свой репертуар фрагменты из устных преданий народов манден. Они модернизировали свой репертуар благодаря современным музыкальным инструментам, новым аранжировкам и тем самым стремились «оживить» и «омолодить» традиционную музыку. Эти новые современные интерпретации стали частью правительственной инициативы, направленной на восстановление и возрождение культурного наследия Мали.

Постколониальная культурная политика Гвинеи имеет много общего с Республикой Мали. В 1959 г., через год после обретения независимости, правительство президента

5 Counsel G. African classics: L'Orchestre National «A» de la République du Mali. Reviews of classic recordings from Africa. Radio Africa. https://www.radioafrica.com.au/Classics/NationalA.html (accessed: 27.04.2024)

Секу Туре стремилось освободить Гвинею от европейского влияния, которое, как полагали, подрывало и разрушало традиционные ценности и культуру. Один из первых указов правительства был связан с роспуском танцевальных коллективов, оркестров и ансамблей камерной музыки, которые использовали «рабские интерпретации», то есть играли европейскую музыку. В этом же году были основаны Les Ballets Africains и The Syli National Orchestra. Как и в Мали, большинство артистов происходили из касты гриотов. Они стали лауреатами конкурсов, спонсируемых государством. Музыканты в оркестре играли как на европейских, так и на традиционных музыкальных инструментах. Их роль, как и у их малийских коллег, заключалась в модернизации традиционного репертуара, написании новых песен, новых аранжировок. Был также организован ряд музыкальных коллективов на основе первого национального оркестра. Задачи и цели у них были схожие. Следствием чего, стало появление многочисленных песен пропагандистского толка, воспевающих достижения единственной политической партии - Демократическая партия Гвинеи и ее лидера Секу Туре.

Ахмед Секу Туре (1922-1984 гг.) так же, как и Модибо Кейта имел в своем роду знаменитого предка. Он был потомком Альхаджа Самори Туре (1840-1900 гг.), основателя государства Уасулу (Васулу). Он возглавил сопротивление манинка против французского колониализма. Самори мечтал возродить былое величие королевства Манде. Саморе Туре и сейчас остается национальным героем Гвинеи. Гриоты написали много хвалебных песен, посвященных Альхаджа Самори Туре, выразив таким образом свое уважение политику. Например, знаменитый альбом Regard sur le passé («Вгляд в прошлое») гвинейской группы Jazz National был посвящен Самори Туре, в котором гриоты восхваляли Секу Туре как достойного потомка великого предка.

20 августа 1960 г. Сенегал объявил о своей независимости. Леопольд Седар Сенгор (1906-2001 гг.) был избран президентом. Он - один из основоположников культурно-философской и идейно-политической доктрины негритюд. Став во главе государства, Сенгор заявил, что с момента обретения независимости необходимо приложить все усилия для создания новой литературы, новой танцевальной формы и новой музыки, чтобы создать и утвердить новую национальную идентичность [Counsel 1997]. Первый президент Сенегала писал стихи, интересовался творчеством гриотов и хорошо разбирался в искусстве. Седар Сенгор выступил автором национального гимна страны, его перу принадлежит около 20 сборников произведений разного жанра. Необходимо отметить, что к ряду своих стихов он написал «инструкции» для гриотов, которые должны были во время декламации играть на традиционных музыкальных инструментах. Гриот Ламин Куяте записал стихи Сенгора под музыкальное сопровождение коры. Им было издано несколько пластинок. Известно, что Леопольд Седар Сенгор никогда не выступал публично без своего гриотаЯнде Коду Сене6. Гриот открывал своим пением выступления президента. И в настоящее время почти каждый политический лидер в Сенегале привязан к сильной фигуре гриота.

Таким образом, гриоты стали «голосом» государства. Они адаптировали к новым реалиям эпическое наследие народов манден. Излюбленным приемом была замена имени легендарного героя на имя современного политического лидера. Знаменитые песни прошлых веков обрели новый размах. Необходимо отметить, что еще до появления империи Мали, гриоты обладали богатым песенным репертуаром, связанным с историей народов, проживавших на территории Западной Африки. В зависимости от того, как менялась политическая обстановка, менялись воспеваемые

6 Gueye M. Rôle du griot dans la société africaine: les mutations d'une figure clé. The Conversation. 03.04.2023. https://theconversation.eom/role-du-griot-dans-la-societe-africaine-les-mutations-dune-figure-cle-202770#:~: text=De%20même%2C%201e%20griot%20occupeil%20se%20désigne%201ui-même (accessed: 16.05.2024)

ими герои [Kai 2014: 180]. Например, хвалебная песня «Джанджон» воспевала подвиги воинов сонинке во время строительства империи Гана, а затем была изменена для прославления войск Сумангуру Канте и Сундьяты. «Дуга» - еще одна знаменитая хвалебная песня, была сложена до эпохи манден. Она прославляла подвиги воинов, погибших в бою. Следовательно, в традиции гриотизма это умение передавалось из поколения в поколение. В настоящее время песни «Джанджон» и «Дуга» исполняют на похоронах великих охотников, а также на военных парадах, где гриоты воспевают подвиги современной армий. Другие темы песен гриотов были посвящены социальным проблемам постколониального общества, например, распространению грамотности. Они также слагали песни о свободе и единстве нации. Эти произведения контролировались государственными органами и отражали политику правительств Мали, Гвинеи и Сенегала.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРИОТОВ

В настоящее время гриоты сумели найти свое место в политическом истеблишменте. Исторически они служили при дворе правителя и в семьях аристократии в качестве советников, переводчиков, знатоков законов, обычаев, истории. Они были «голосом» своего хозяина и покровителя. В современном мире многие гриоты стали пресс-секретарями партий и политических деятелей, включая президентов. Используя искусство убеждения и ораторские навыки, они, как и в былые времена продолжают общаться с народом, с прессой от имени своего покровителя. В Сенегале каждая политическая партия имеет своих гриотов, задача которых состоит в укреплении имиджа партии и возвышении ее лидера в обществе. Например, Социалистическая партия президента Сенегала Абду Диуфа сформировала национальный комитет (CONAGRJSPAD), который полностью состоял из гриотов, единственной заботой которых была поддержка лидера и его партии [Panzacci 1994].

Приведем несколько известных имен гриотов политиков. Эль Хаджи Мансур Мбайе {El Hadji Mansoar Mbaye) - гриот социалистической партии. Абдулайе Мбайе Пек {Abdoidaye Mbaye Pekh) - гриот президента Абдулайе Ваде с 2000 по 2012 гг. Он так же был церемониймейстером халифа-генерала мюридов в Сенегале. Фарба Нгом {Farba Ngom) - депутат и гриот президента республики Маки Салла.

Необходимо сказать, что многие политики Западной Африки имеют гриотов в качестве советников, которые могут выступать от имени своего покровителя. С момента обретения независимости политические партии сохранили за гриотами функцию музыкантов, актеров, певцов, а также церемониймейстеров. В то же время появление новых социальных лидеров в лице религиозных наставников привело к тому, что гриоты становятся советниками шейхов. В Западной Африке каждый шейх имеет своего гриота, который подчас выступает на публике от его имени.

Таким образом, искусство гриотов в постколониальный период идеально подошло для новых целей. Они отстаивали идеологию правительства, популяризировали новых лидеров, то есть выполняли роль агентов социальных и культурных перемен.

Многие музыкальные коллективы, созданные в 70-х гг. прошлого века, гастролировали по соседним странам, а некоторые исполнители сумели обрести международный успех и признание. Например, Салиф Кейта {Salif Keita) из Мали, его называют «золотым голосом Африки». Он по происхождению не гриот, а является потомком Сундьяты Кейта, тем не менее в своей музыке он опирается на традиции гриотизма. Мори Канте {Могу Kante) (1950-2020 гг.) из Гвинеи сделал международную карьеру на своих танцевальных треках в Париже. Он гриот по происхождению. В его

музыке можно услышать много традиционных африканских мотивов. Одним из популярных музыкальных коллективов в Западной Африке был оркестр Le Super Rail Band de Bamako, позже переименованный в Les Ambassadeurs. Оркестр состоял в основном из гриотов. Популярность этого музыкального коллектива была основана на том, что гриотам удалось создать синкретическую смесь музыкальных форм и стилей. Новый стиль пришелся по вкусу публике и остается популярным и поныне. В итоге современная музыка взяла многое из постколониальной музыки 60-х гг. прошлого столетия.

Однако содержание ансамблей и оркестров оказалось слишком затратным. В Сенегале, Мали и Гвинее большинство крупных музыкальных коллективов пришлось распустить. В 1984 г. умер Секу Туре. Новая администрация отказалась от его политики. При этом появляются новые небольшие музыкальные группы.

Поскольку политические лидеры стали уделять больше внимания экономическим проблемам, а не культурному развитию, музыканты-гриоты освободились от идеологической цензуры и смогли сосредоточиться на более широком круге проблем. Например, Сира Мори Диабатэ (Sira Mori Diabaté)1 (1925 (33?)—1989 гг.), почти слепая от рождения, была одной из самых популярных исполнительниц народной музыки и песен в Мали. Она родилась в городе Кела - центре гриотизма. Гриоты из всего Мали приезжают туда, чтобы показать и доказать свое профессиональное мастерство. Род Диабатэ - это самый уважаемый и древний род гриотов из Кела (Мали). Будучи членом такой семьи, Сира Мори Диабатэ обречена была стать певицей. Она прошла все этапы обучения. Много лет выступала вместе со своими родителями, затем была одной из певиц в группе своего брата Эль Хаджи Ямуду {El Haji Yamudii), где танцевала и пела в хоре. Одним из членов этой группы был ее муж Нанкоман Куяте Афото (Nankoman Kouyate Aphoto). Однако Сира Мори Диабатэ удалось заслужить высокое профессиональное признание. Сира Мори известна в первую очередь как певица. Она исполняла как народные песни, так и песни своего собственного сочинения. Выступления Сира Мори всегда имели большой успех [Татаровская 2017: 24-37].

Сира Мори была не просто певица, она активно принимала участие в общественной жизни Бамако. Ее музыка и песни близки и понятны всем слоям малийского общества. В своем творчестве она затрагивала многие острые социальные темы малийцев. Одна из наиболее известных и популярных песен Сира Мори - это «Sara». В этой песне говориться о девушке Саре, которая не желала выходить замуж за молодого человека, выбранного ее отцом. Она мечтала выйти замуж по любви. В песне описывается ритуал выкупа невесты, ее свадьба. Но будучи женой нелюбимого мужа, Сара заболевает. Ни один знахарь, ни колдун, ни врач не могут ее вылечить. Тогда родственники девушки возвращают выкуп (деньги и корову) жениху, расторгают брак, и Сара возвращается домой к отцу. Песня имеет счастливый конец. Девушка встречается со своим любимым и выздоравливает [Jansen 1996: 188-194]. Песня «Sara» популярна не только в Мали, но и за его пределами. Тема брака по любви и традиционного брака -одна из самых актуальных в современном обществе не только Мали, но и других государств Африки. Этой теме посвящены и многие литературные произведения.

Сира Мори всегда очень гордилась тем, что она из рода гриотов. В каждом своем интервью она подчеркивала это. Вместе с тем Сира Мори обвиняла гриотов в том, что их отношение к профессии в последнее время стало меняться. В погоне за деньгами многие гриоты стали терять свое мастерство, а высокий уровень профессионализма стал понижаться.

7 Иногда ее имя пишут слитно - Siramori.

Продолжила ее путь другая популярная гриотка из Мали Ами Койта {Ami Koita) (родилась в 1952 г.). Она также использует традиционную музыку и песни, но на новый лад. Ами Койта не стала отказываться от традиционного малийского стиля, но модернизировала его, используя современные аранжировки и европейские музыкальные инструменты. В своем творчестве она не затрагивает темы политики, не поет хвалебные песни. В интервью газете Aujourd'hui-Mali за 20 июля 2018 г. она говорит: «Я аполитична, то есть не принадлежу ни к одной политической партии. Я не поддерживаю ни одного кандидата. Однако как гриотка я принадлежу обществу. Президентский дворец - символ страны. Если меня позовут, я не смогу отказать, но это не значит, что я поддерживаю кандидата. Более того, я благодарна всем президентам Республики, сменившим друг друга во власти»8. Ами Койта выпустила более 20 альбомов. В своих пестах она затрагивает вопросы прав женщин.

Сегодня песни, восхвалявшие режим и некоторых политиков постколониального времени, вызывают негативный отклик в народной памяти. Так, песни в честь Секу Туре у многих гвинейцев вызывают болезненные воспоминания о его автократическом правлении.

Талант гриотов к пересказу давно минувших событий сделал их выдающимися летописцами истории и генеалогий. Несмотря на то, что в империи Мали в библиотеках Тимбукту была собрана богатая коллекция письменных работ по самым разным темам, от научных теорий до религиозных писаний, единицы имели доступ к этому банку знаний. Следовательно, устная традиция гриотизма была незаменима для образования жителей Западной Африки. С обретением независимости молодые государства Западной Африки нуждались в построении новой идеологии. Слово гриота - это история народа, продолжающаяся в настоящем и будущем. Гриоты сыграли большую роль в образовании. Их знания истории и генеалогий правителей помогли написать учебники по истории Гамбии, Мали и прилегающих регионов.

Правительственные чиновники вели сложные переговоры с гриотами. Дело в том, что «ремесленники слова», рассказав небольшой фрагмент, требовали плату за продолжение истории. Согласно традиции, гриот за свою работу получал подарки, поэтому они рассматривали эту услугу как часть своей культурной роли. Свободное, бесплатное распространение исторических преданий воспринималось гриотами как нарушение их профессиональной этики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторические процессы, протекавшие в Африке, оказали решающее влияние на эволюцию касты гриотов. В современном мире гриот должен постоянно находить компромисс между современным искусством и искусством традиционным. Маркетинг оказывается важнейшим условием развития пространства гриотической идентичности [Ouallet 2020]. Однако статус гриота обязывает его следовать четким правилам поведения. Гриоты в современном мире занимают передовые позиции в культурном и медиа пространстве.

Тенденция к разрушению традиционной социальной структуры в городах привела к уменьшению роли гриотов как «властителей слова» и увеличила их роль как музыкантов. Появление европейских музыкальных инструментов и открытие

8 Sissoko O. R. Que sont ils devenus? Ami Koïta: De Badougou Djoliba à Bamako, sur les traces de la diva du Mandé. Aujoud'hui-Mali. 20.07.2018. https://www.maliweb.net/musique/que-sont-ils-devenus-ami-koita-de-badougou-djoliba-a-bamako-sur-les-traces-de-la-diva-du-mande-2768356.html (accessed: 11.03.2022)

государственных музыкальных школ, доступных для всех слоев общества, позволили людям из других социальных групп стать профессиональными музыкантами. Однако престиж гриота-музыканта в Африке остается очень высоким. Например, гриоты составляют около 90% профессиональных музыкантов в Сенегале. Тем не менее, общественное восприятие гриотов в постколониальных государствах Западной Африки колеблется в зависимости от смены политических режимов. Если их хвалебные песни прославляют президентов, неугодных народу, то их репутация страдает и наоборот. Однако их талант в тонком символизме передачи сообщения позволяет интерпретировать тот или иной нарратив по-разному в зависимости от аудитории.

Гриоты, пожелавшие изменить свой социальный статус, приобрели новые профессии. Многие гриоты-мусульмане стали исламскими духовными лицами или религиозными певцами, перейдя таким образом от мирского к священному и сохранив при этом свою функцию художника, но прикрытую завесой ислама. Умение выступать на публике, владение ораторским искусством позволила некоторым гриотам стать политиками. Гриоты, сумевшие получить высшее образование, смогли стать преподавателями, программистами, инженерами, администраторами. Однако большинство гриотов нашли свое место в сфере масс-медиа. Особенно популярна в среде гриотов профессия спортивного комментатора. Такие профессии как ведущий, тамада, модератор, аниматор, шоумен, конферансье составляют далеко не полный список специальностей современных гриотов.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ванюкова Д.В., Куценков П.А. Дети дождя: йогом, теллем и догоны. М., Берлин: Direct Media, 2022. Евгеньева T.B. (ред.). Этническая идентичность в современной Африке. М.: Институт Африки РАН, 2017.

Ксенофонтова H.A., Ильина Н.Ю., Татаровская И.Г. Женщины и культура. Африканские традиции.

Современные тенденции. М.: Институт Африки РАН, 2021. Куббель JI.E. Сонгайская держава. М.: Наука, 1974.

Мюллер Ф.М. Шесть систем индийской философии. М.: Академический проект, 2018.

Следзевский И.В. Африканский опыт догоняющей модернизации: теория и практика. Россия

реформирующаяся. 2013. № 12. С. 471-520. Ольдерогге Д.А. (ред). Сундъята. Мандингский эпос. М.-Ленинград: Художественная литература, 1963. Татаровская И.Е. Социальное положение гриоток в современной Африке. Ксенофонтова H.A., Крылова Н.Л (ред.). Женские организации как форма политического и социокультурного самовыражения (Африканский опыт). Серия «Тендерные исследования». М.: Институт Африки РАН, 2017. С. 24-36.

Татаровская ИТ. Фольклор как один из источников о происхождении гриотов. Азия и Африка сегодня.

2019. № 10. С. 66-70. https://doi.org/10.31857/S032150750006529-3 Counsel G. The Griots of West Africa: Agents of Social Change. Context: Journal of Music Research. 1997. № 14. Pp. 43-51.

Diawara M. Le griot mande à l'heure de la globalization. Cahiers d'études africaines. 1996. Vol. 36. № 144. Pp. 591-612.

Diop A.B. La société wolof: Tradition et changement, les systèmes d'inégalité et de domination. Paris: Karthala, 1981.

Diop M. Histoire des classes sociales dans 1 Afrique de l'ouest. Le Sénégal. Vol. 2. Paris: L'Harmattan, 1985. Durán L. Ngaraya: Women and musical mastery in Mali. Bulletin of the School of Oriental and African Studies.

2007. Vol. 70. № 3. Pp. 569-602. https://doi.org/10.1017/S0041977X07000845 Hale T.A. Griots and Griottes. Masters of Words and Music. Bloomington: Indiana University Press, 1998. Jansen J. «Elle connaît tout le Mande»: A Tribute to the Griotte Siramori Diabate. Research in African

Literatures. 1996. Vol. 27. № 4. Pp. 180-197. Kai N. Кита Malinke Historiography: Sun di ata Keita to Aim amy Samori Toure. Lanliam: Lexington Books, 2014.

Labouret H. A Propos du mot griot. Notes Africaines. 1951. № 50. Pp. 50-57.

Ogawa R. Pour une Meilleure Compréhension de la Structure Sociale des Wolofs. Journal of Asian and African

Studies. 2010. № 78. Pp. 113-130. https://doi.org/10.15026/57034 Ouallet A. Griots, espaces et pouvoirs. Géographie et cultures. 2020. № 116. Pp. 159-181. https://doi.org/10. 4000/gc. 17679

Panzacchi C. The Livelihoods of Traditional Griots in Modem Senegal. Africa (Journal of the International African Institute). 1994. Vol. 64. № 2. Pp. 190-210. https://doi.org/10.2307/1160979

ADAPTATION OF THE GRIOT CASTE IN THE POST-COLONIAL SOCIETY OF WEST AFRICA

© 2024 I.G. Tatarovskaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TATAROVSKAYA Irina Gennadyevna, Dr.Sc. (Philosophy), PhD (Philology), Senior Research Fellow, Centre for History and Cultural Anthropology, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0009-0009-2772-5902. E-mail: itatarovskaya @mail.ru

Abstract. Griots play an important role in preserving the cultural and historical heritage of the peoples of West Africa. The first written references to them date back to the 13th century. For several centuries, the Griots have managed to preserve their identity. However, the cultural and social role of the "artisans of the word" underwent significant changes in the postcolonial period. This article examines the postcolonial cultural politics of Modibo Keita, Sekou Toure, and Leopold Sedar Senghor. The leaders of the young states pursued a policy of modernization aimed at reviving cultural traditions at the same time. They purposefully used the historically established authority of the Griots to influence the masses through their creativity. The Griots assumed the role of the "voice" of the state, successfully integrating the traditional music and oral traditions of the Manden peoples into new realities. They updated their musical repertoire with contemporary musical instruments and new arrangements. The Griots remade renowned songs of praise about legendary heroes of the past, replacing their names with those of modern leaders. These reinterpretations were supported and sponsored by the governments of Mali, Senegal, and Guinea. Later, when the Griots freed themselves from ideological censorship, they turned to economic and social issues in their work. Most of the Griots remained musicians and singers. Those Griots who chose to pursue a political career assumed the role of advisers and spokespersons for government officials. This paper researches the transformation of the social status of the Griots in the postcolonial era.

Keywords: Griots, West Africa, Sekou Toure, Leopold Sedar Senghor, Modibo Keita, postcolonial cultural policy, musical groups

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154

For citation: Tatarovskaya I.G. (2024). Adaptation of the Griot Caste in the Post-Colonial Society of West Africa. Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 142-154. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.