Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА'

АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ / АДАПТИРОВАННОСТЬ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ / АДАПТИРОВАННОСТЬ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИЗИС ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Истратова Оксана Николаевна

Основания выбора профессии молодыми людьми во многом определяют их успешность не только профессионального становления, но и учебы в вузе, а также - адаптации к нему. Осознанный и активный выбор, базирующийся на оценке соответствия своих интересов, способностей и возможностей требованиям профессии, уверенность и намерение в дальнейшем работать в выбранном направлении рассматриваются как основания, на которых строится позиция субъекта выбора профессии. В статье представлены результаты анализа показателей адаптированности к обучению в вузе студентов-первокурсников с разной выраженностью позиции субъекта выбора профессии. В исследовании участвовали 151 студент 1 курса Южного федерального университета. С помощью анкеты «Субъективные основания выбора профессии» (И.С. Лабынцева, Н.А. Лызь) были определены две группы: с сформированной и отсутствующей позицией субъекта выбора профессии (по 50 человек). Для характеристики мотивации выбора профессии была применена методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова). Для изучения адаптации к вузу были применены методики «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), «Трудности студентов» (И.С. Лабынцева, Н.А. Лызь), «Шкала удовлетворённости жизнью» (Э. Динер). Для статистической проверки данных - U-критерий Манна-Уитни, критерий φ* - угловое преобразование Фишера. Исследование показало, что субъектная позиция выборе профессии сформирована у трети респондентов. Для них характерно оптимальное сочетание внутренних и внешних положительных мотивов выбора профессии, более высокий уровень адаптированности к учебной деятельности в вузе (p ≤ 0,01). Для студентов обеих групп наиболее актуальными являются мотивационные трудности. Но степень их преодолимости выше в оценке студентов с позицией субъекта выбора профессии. Они более оптимистичны в восприятии других студенческих трудностей. Полученные результаты полезны для организации психологического сопровождения абитуриентов и студентов в направлении развития их субъектных качеств, профилактики кризиса выбора профессии и дезадаптации к вузу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION TO THE UNIVERSITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT EXPRESSION OF THE POSITION OF THE SUBJECT OF PROFESSIONAL CHOICE

The grounds for choosing a profession by young people largely determine their success not only in professional development, but also in studying at a university, as well as in adapting to it. A conscious and active choice based on an assessment of the conformity of one's interests, abilities and opportunities with the requirements of the profession, confidence and intention to continue working in the chosen direction are considered as the foundations on which the position of the subject of choosing a profession is built. The article presents the results of the analysis of indicators of adaptability to study at a university for first-year students with different degrees of severity of the position of the subject of choosing a profession. The study involved 151 1st year students of the Southern Federal University. Using the questionnaire "Subjective grounds for choosing a profession" (I.S. Labyntseva, N.A. Lyz), two groups were identified: with a formed and absent position of the subject of choosing a profession (50 people each). To characterize the motivation for choosing a profession, the methodology “Motives for choosing a profession” (R.V. Ovcharova) was applied. To study adaptation to the university, the methods "Adaptation of students in the university" (T.D. Dubovitskaya, A.V. Krylova), "Difficulties of students" (I.S. Labyntseva, N.A. Lyz), "Scale of life satisfaction "(E. Diener). For statistical verification of data - Mann-Whitney U-test, φ* criterion - Fisher's angular transformation. The study showed that the subjective position of choosing a profession was formed by a third of the respondents. They are characterized by an optimal combination of internal and external positive motives for choosing a profession, a higher level of adaptation to educational activities at a university (p ≤ 0.01). For students of both groups, motivational difficulties are the most relevant. But the degree of their surmountability is higher in the assessment of students with the position of the subject of choosing a profession. They are more optimistic about other student difficulties. The results obtained are useful for organizing psychological support for applicants and students in the direction of developing their subjective qualities, preventing the crisis of choosing a profession and maladaptation to a university.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА»

Азимут научных исследований: педагогика и психология. ИСТРАТОВА Оксана Николаевна

2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474 АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ...

УЖ ISO 0-^78 I -—v |С\ 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД-IV 1ЭУ.У.ЭЮ |(сс) tjJCgj Ths ism open access article under the СС BY-NC 4.0 license

DOJ. |() 57 145/27 1 28474 2022 11 01 09 lfcae3MI^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

© Автор(ы) 2022

ИСТРАТОВА Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности института компьютерных технологий и информационной безопасности

Южный федеральный университет 347922, Россия, Таганрог, [email protected]

SPIN: 5725-7366 AuthorlD: 333173 ResearcherlD: T-7462-2019 ORCID: 0000-0001-9668-9372 ScopusID: 57205189877

Аннотация. Основания выбора профессии молодыми людьми во многом определяют их успешность не только профессионального становления, но и учебы в вузе, а также - адаптации к нему. Осознанный и активный выбор, базирующийся на оценке соответствия своих интересов, способностей и возможностей требованиям профессии, уверенность и намерение в дальнейшем работать в выбранном направлении рассматриваются как основания, на которых строится позиция субъекта выбора профессии. В статье представлены результаты анализа показателей адаптированно-сти к обучению в вузе студентов-первокурсников с разной выраженностью позиции субъекта выбора профессии. В исследовании участвовали 151 студент 1 курса Южного федерального университета. С помощью анкеты «Субъективные основания выбора профессии» (И.С. Лабынцева, Н.А. Лызь) были определены две группы: с сформированной и отсутствующей позицией субъекта выбора профессии (по 50 человек). Для характеристики мотивации выбора профессии была применена методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова). Для изучения адаптации к вузу были применены методики «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), «Трудности студентов» (И.С. Лабынцева, Н.А. Лызь), «Шкала удовлетворённости жизнью» (Э. Динер). Для статистической проверки данных

- U-критерий Манна-Уитни, критерий ф* - угловое преобразование Фишера. Исследование показало, что субъектная позиция выбора профессии сформирована у трети респондентов. Для них характерно оптимальное сочетание внутренних и внешних положительных мотивов выбора профессии, более высокий уровень адаптированности к учебной деятельности в вузе (p < 0,01). Для студентов обеих групп наиболее актуальными являются мотивационные трудности. Но степень их преодолимости выше в оценке студентов с позицией субъекта выбора профессии. Они более оптимистичны в восприятии других студенческих трудностей. Полученные результаты полезны для организации психологического сопровождения абитуриентов и студентов в направлении развития их субъектных качеств, профилактики кризиса выбора профессии и дезадаптации к вузу.

Ключевые слова: студенты-первокурсники, субъект профессионального выбора, мотивы выбора профессии, адаптация к вузу, адаптированность к студенческой группе, адаптированность к учебной деятельности, кризис выбора профессии, студенческие трудности, удовлетворенность жизнью.

ADAPTATION TO THE UNIVERSITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT EXPRESSION OF THE POSITION OF THE SUBJECT OF PROFESSIONAL CHOICE

© The Author(s) 2022

ISTRATOVA Oksana Nikolaevna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of department of psychology and safety of existence of institute of computer technologies and information security Southern Federal University 347922, Russia, Taganrog, [email protected] Abstract. The grounds for choosing a profession by young people largely determine their success not only in professional development, but also in studying at a university, as well as in adapting to it. A conscious and active choice based on an assessment of the conformity of one's interests, abilities and opportunities with the requirements of the profession, confidence and intention to continue working in the chosen direction are considered as the foundations on which the position of the subject of choosing a profession is built. The article presents the results of the analysis of indicators of adaptability to study at a university for first-year students with different degrees of severity of the position of the subject of choosing a profession. The study involved 151 1st year students of the Southern Federal University. Using the questionnaire "Subjective grounds for choosing a profession" (I.S. Labyntseva, N.A. Lyz), two groups were identified: with a formed and absent position of the subject of choosing a profession (50 people each). To characterize the motivation for choosing a profession, the methodology "Motives for choosing a profession" (R.V. Ovcharova) was applied. To study adaptation to the university, the methods "Adaptation of students in the university" (T.D. Dubovitskaya, A.V. Kylova), "Difficulties of students" (I.S. Labyntseva, N.A. Lyz), "Scale of life satisfaction" (E. Diener). For statistical verification of data - Mann-Whitney U-test, ф* criterion

- Fisher's angular transformation. The study showed that the subjective position of choosing a profession was formed by a third of the respondents. They are characterized by an optimal combination of internal and external positive motives for choosing a profession, a higher level of adaptation to educational activities at a university (p < 0.01). For students of both groups, motivational difficulties are the most relevant. But the degree of their surmountability is higher in the assessment of students with the position of the subject of choosing a profession. They are more optimistic about other student difficulties. The results obtained are useful for organizing psychological support for applicants and students in the direction of developing their subjective qualities, preventing the crisis of choosing a profession and maladaptation to a university.

Keywords: first-year students, subject of professional choice, motives for choosing a profession, adaptation to a university, adaptation to a student group, adaptation to educational activities, career choice crisis, student difficulties, life satisfaction.

ВВЕДЕНИЕ и саморегуляции, приводят к повышению требований к

Изменения, происходящие в системе высшего обра- выпускникам школ - будущим студентам. При этом для зования и связанные с активным введением гибридных многих из них стресс от сдачи ЕГЭ и поступления в вуз форм обучения, требующих большей самостоятельности не ослабевает, а меняет свое поле, переходя в проблему ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 5.3.1. 45

ISTRATOVA Oksana Nikolaevna

ADAPTATION TO THE UNIVERSITY OF STUDENTS ...

адаптации к вузу. Этот процесс проходят все первокурсники, однако, если абитуриент преследовал единственную цель - ЕГЭ и поступление любой ценой, отставляя рефлексию «зачем», «чем я буду в будущем заниматься», то есть, без опоры на внутренние основания выбора профессиональной деятельности и направления профессионального обучения, велик риск разочарований в еще только начавшейся учебе [1; 2].

Современные первокурсники, как представители так называемого поколения Z, будучи детьми интернета, по большей части отдают предпочтение общению в виртуальном мире, могут испытывать дефицит живого общения со сверстникам, быть замкнутыми и зависимыми от технологий. Привыкнув к визуальному восприятию информации, им сложнее обрабатывать ее в текстовом виде; они ориентированы на решение ситуативных задач, а не получение глубинных знаний; предпочитают использовать краткое изложение материала, при этом абсолютно не рассматривая разные точки зрения и многосторонние причинно-следственные связи. В контексте профессионального самоопределения для них не характерно планирование на дальнюю перспективу. Поэтому при выборе профессии могут действовать ситуативные мотивы, что, в свою очередь, может привести к яркому разочарованию в профессиональном выборе, проживанию кризиса выбора профессии [3; 4]. В работах многих исследователей (Э.Ф Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Е.Ю. Пряжников и др.) кризис в профессиональном становлении понимается как кратковременный период качественного преобразования профессионального самосознания, который сопровождается, как правило, негативной симптоматикой: потерей чувства нового, внутренней растерянности, усталости, ощущении исчерпанности своих возможностей и др. [5; 6]. На первом курсе обучения в вузе подобные проявления обусловлены также и проблемой адаптации к вузу, что сопровождается решением задач нахождения своего места в новом коллективе, изменения привычного режима функционирования в силу увеличения доли самостоятельной работы, приобретения новых социальных ролей [7]. Многие студены сталкиваются с разочарованием в выбранном направлении обучения в силу расхождения в системе «ожидания-реальность»: без ясного представления о том, что ждет их на будущем рабочем месте им особенно трудно оценить образовательную концепцию вуза. В такой ситуации они не готовы поменять свои установки на мир, на себя и прибегают к следующим «защитам-разочарованиям»: разочарование в преподавателях, в отдельных предметах или во всей специальности, в учебном заведении, в выбранной профессии (сомнения в конкурентоспособности на рынке труда, в том, что работа будет приносить доход и т.д.) [8]. Эти разочарования порождают трудности, переживаемые всеми студентами, но особенно - первокурсниками. Студенческие трудности классифицируются по-разному, но можно выделить операциональные /дидактические, мотиваци-онные, регулятивные, социально-психологические, бытовые [3; 9]. Наблюдения преподавателей на занятиях показывают, что студенты активно включаются в новую для них учебную деятельность, прилагая много усилий. Но недостаточность навыков тайм-менеджмента, самостоятельной работы, бытовые трудности (особенно у тех, кто живет в общежитии) приводят к тому, что первая сессия проходит трудно, и студенты теряют веру в то, что они справятся, у многих проявляются симптомы эмоционального выгорания [10; 11]. Доминирование общеобразовательных дисциплин и отсутствие (или минимум) спецкурсов (что оправдано недостаточностью должной базовой учебно-профессиональной подготовки) может привести к сомнениям своего места в выбранной профессии. Все это является факторами риска дезадаптации студентов к обучению в вузе, эмоционального выгорания, кризиса выбора профессии. Одним из путей профилактики этих процессов предлагается поддержи-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474

вать рефлексию студентов об их будущей роли в организациях и факторах, которые будут влиять на эту роль [12]. Было выяснено, что если студент учитывает свой предыдущий образовательный опыт (например, первый семестр и сдача первой сессии), размышляя над трудностями и путями их преодоления, то в дальнейшем у него увеличивается частота «желательного поведения при обучении», то есть наступает адаптированность [13]. В современных условиях совместное обсуждение роли инженерных кадров для развития страны также может способствовать формированию у студентов с самого начала обучения в вузе более предметному отношению к своей будущей профессии и своем месте в ней.

Таким образом, мотивация выбора профессии выходит на первый план среди факторов успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Как и в любом виде деятельности человека, мотивы профессиональной деятельности могут быть внутренними и внешними, положительными и отрицательными. Изначальный профессиональный интерес, связанный с внутренней мотивацией выбора профессии, чаще приводит к выбору соответствующей специальности, а затем - первой работы. Об этом свидетельствует одно из лонгитюдных 11-летних исследований, показывающего взаимосвязь внутренних оснований выбора профессии, специальности, работы и в целом - отношения к карьере. Таким образом, знания о профессиональных интересах и намерениях студентах могут быть про-гностичными относительно траекторий их будущей карьеры [14]. В силу того, что любая деятельность человека, в том числе и профессиональная, полимотивирована, есть смысл рассматривать мотивы не по отдельности, а в мотивационном комплексе, то есть через соотношение внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации. Оптимальный такой комплекс определяется, когда внутренняя профессиональная мотивация выше внешней положительной профессиональной мотивации, а та, в свою очередь, выше внешней отрицательной [5; 15].

Итак, насколько выбор профессии соотносится с внутренними потребностями человека, а принимаемое решение базируется на знании своих способностей и возможностей, настолько это зависит от тех оснований, на которых строится этот профессиональный выбор. При выборе профессии специалисты рекомендуют руководствоваться тремя составляющими последующей самореализации: «хочу - могу - надо», то есть осознанием своих предпочтений, способностей и возможностей, а также востребованности профессии на рынке труда. Если молодой человек делает этот выбор осознанно, опираясь на информацию о себе, своих качествах и о профессии, есть большая вероятность успешного профессионального самоопределения [16; 17]. Студенты, проявившие субъектную позицию при выборе профессии, уверены в своем выборе, намерены работать по специальности после окончания обучения, уверены, что их способности, интересы и цели соответствуют выбранной профессии. Студенты, которые не проявили субъектную позицию при выборе профессии, чаще выбирают профессию случайно, не уверены в своем выборе, сомневаются в том, что будут работать по специальности в дальнейшем (или не собираются работать), затрудняются в оценке соответствия своих качеств, интересов целей выбранной профессии [17; 18].

Можно предположить, что отсутствие субъектной позиции при выборе профессии может стать фактором риска переживания кризиса профессионального выбора у первокурсников, что будет проявляться в более негативном отношении к выбранной профессии, выраженностью ученых трудностей, более низким уровнем удовлетворенности жизнью, как субъективного показателя качества жизни на этапе профессионального обучения. Для проверки данного предположения было проведено эмпирическое исследование.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474

ИСТРАТОВА Оксана Николаевна АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ...

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования стало выявление особенностей адаптации к обучению в вузе студентов 1 курса с разным уровнем выраженности позиции субъекта профессионального выбора. Участниками исследования выступили 151 студент Южного федерального университета от 18 до 23 лет (средний возраст 18,0 лет), из них 29 девушек и 122 юноши, обучающихся на 1Т-направлениях и специальностях.

Для определения позиции субъекта профессионального выбора и ее содержательной характеристики были применены: анкета «Субъективные основания выбора профессии» (И.С. Лабынцева, Н.А. Лызь) [17] и методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) [15]. Авторы анкеты подчеркивают, что «анализ субъективных оснований выбора профессии целесообразно проводить на основе понятия «субъект» и выделять такие субъективные основания, которые характерны позиции субъекта с активным и ответственным отношением к выбору и, в целом, к определению своего жизненного пути» [17 с. 60]. Данные субъективные основания легли в основу формирования трех шкал анкеты: уверенность в сделанном профессиональном выборе; намерения в отношении будущей работы в избранной профессиональной сфере; оценка соответствия будущей профессии собственным способностям, интересам, ожиданиям, жизненным целям. Каждый ответ анкеты оценивается от 0 до 4 баллов. Среднее арифметическое по каждой шкале дает профиль субъективных оснований выбора профессии, где наличие позиции субъекта выбора профессии по каждому основанию определяется от 3 баллов и выше, а низкого - менее 2 баллов. Среднее арифметическое от значений трех шкал позволяет определить отсутствие позиции субъекта выбора профессии (показатель меньше 2) и наличие позиции субъекта выбора профессии (показатель больше 3). Согласно методу контрастных групп, в исследовании приняли участие студенты с отсутствующей субъектной позицией (средний балл менее 2 - 50 человек) и студенты с сформированной позицией субъекта выбора профессии (средний балл более 3 - 50 человек). Результаты промежуточной группы (средний балл от 2 до 3 - 51 человек) в дальнейшем анализе не участвовали.

Исследование проходило после первого семестра обучения студентов. Поэтому изучалась степень адап-тированности студентов как результат их адаптации к обучению в вузе. Для этого была применена методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) [19]. Трудности студентов были изучены с помощью опросника «Трудности студентов» (И.С. Лабынцева, Н.А. Лызь) [17]. Эмоциональный компонент адаптированности был изучен при помощи экспресс-методики «Шкала удовлетворённости жизнью» Э. Динера [20]. Для статистической проверки данных были применены и-критерий Манна-Уитни и критерий ф* - угловое преобразование Фишера.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Разделение выборки на три группы (с позицией субъекта выбора профессии, с отсутствием позиции субъекта выбора профессии, промежуточная группа) позволило сконцентрироваться на сравнительном анализе результатов крайних групп. Анализ отдельных оснований профессионального выбора для групп с сформированной и несформированной субъектной позицией показал, что статистически достоверно (р<0,01) студенты с позицией субъекта профессионального выбора более уверены, что сделали правильный выбор относительно будущей профессии и, соответственно, направления обучения, не жалеют о нем, не колеблются в совершенном выборе (и

" А А 4 эмп

=13,5; р<0,01); они планируют работать по выбранной

специальности после окончания вуза (иэмп =14; р<0,01); уверены, что выбранная профессия соответствует их интересам, способностям и жизненным планам (и =14;

эмп

р<0,01).

Диагностика мотивов выбора профессии показала

распределение по их видам (внутренние индивидуально значимые, внутренние социально значимые, внешние положительные и внешние отрицательные мотивы) в рассматриваемых группах. Данные распределения представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Мотивы выбора профессии студентами 1 курса с разной субъектной позицией, средний балл.

По результатам видно, что доминирующей мотивацией выбора профессии для студентов обеих групп является положительная мотивация, как внутренняя, так и внешняя. Однако сильнее она выражена у студентов с позицией субъекта выбора профессии. Отрицательная мотивация выбора профессии имеет практически одинаковые значения у студентов обеих групп (14,3 и 14,2 балла).

По результатам методики диагностики адаптирован-ности студентов к вузу для студентов обеих рассматриваемых групп адаптация к новому коллективу произошла легче, чем к учебной деятельности, что представлено в таблице 1. При этом наблюдаются различия в уровнях адаптированности.

Таблица 1 - Адаптированность к вузу студентов-первокурсников, % респондентов.

адаптеров анноеш Тип позиции (группа) Низкий уровень адаптировали ости Средний уровень адатиров анносга Высокий уровень адаптеров анк ости

Адаптеров анность к Несубъектная позиция 18 7S 4

учебной группе Субъектная позиция и 42 42

Адаптеров анность к Несубьектная позиция 40 60 0

учебной деятельности Субъектная позиция Э 62 30

Диагностика учебных трудностей студентов показала следующее распределение по их видам в таблице 2.

Таблица 2 - Трудности студентов-первокурсников, ср. балл.

Виды трудностей студентов Характеристики трудностей Несубъектная позиция Субъектная позиция Уровень значимости

Операциональные Частота 55.2 44.S S72.5 р<0,01

Степень преодолимое™ 37.0 30.7 977.5 р<0,05

Причины 70.3 65.2 1134 р > 0,05

Мотав анионные Частота 71.0 51.3 777.5 р<0,01

Степень преодолимосга 35.7 21.0 756 р<0,01

Причины 67.0 65.7 11S9 р > 0,05

Регулятивные Частота 55.4 50.0 1079 р > 0,05

Степень преодолим ости 36.9 30.7 9S5.5 р^0,05

Причины 59.1 55.9 1170 р > 0,05

С опнально-психологические Частота 21.1 16.6 1016 р > 0,05

Степень преодолим ости 15.6 11.6 935 р<0,05

Причины 35.7 35.6 1237 р » 0,05

Бытовые Частота 50.3 44.0 1095 р > 0,05

Степень преодолимосга 25.3 25.0 1247 р > 0,05

Причины 70.0 70.7 1206 р^0,05

Такие виды трудностей, как операциональные, моти-вационные, социально-психологические, статистически достоверно чаще испытывают студенты с несформиро-ванной позицией субъекта профессионального выбора. В остальных видах трудностей по частоте встречаемости различий не обнаружено. По всем видам трудностей, кроме бытовых, студенты с позицией субъекта профессионального выбора оптимистичнее смотрят на степень преодолимости этих трудностей, что может говорить об определенной проактивности этих студентов.

Одним из маркеров адаптированности студентов к обучению в вузе был взят интегральный показатель удовлетворенности жизнью. Результаты показали, что группа студентов с позицией субъекта профессиональ-

ISTRATOVA Oksana Nikolaevna

ADAPTATION TO THE UNIVERSITY OF STUDENTS ...

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474

ного выбора имеет средний балл = 25, их однокурсники с невыраженной субъектной позицией - 20,5 баллов, что статистически ниже (и . =698; р<0,01).

4 эмп 1 — '

ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование адаптации первокурсников к обучению в вузе было направлено на выявление тех трудностей, которые студенты испытывают в течение первого семестра степени их адаптированности к новой учебной группе и учебной деятельности, а также была оценена удовлетворенность жизнь как эмоциональный маркер адаптированности студентов-первокурсников с наличием и отсутствием позиции субъекта выбора профессии.

По сравнению со своими однокурсниками с невыраженной субъектной позицией для субъектов профессионального выбора более выражена внутренняя индивидуально значимая мотивация выбора профессии (иэмп = 808; р<0,01), то есть профессия привлекательна своим творческим характером, отвечает внутренним запросам и интересам самого человека, что в последствии не будет требовать внешнего давления для выполнения трудовых функций. На уровне тенденций для субъектов профессионального выбора также сильнее выражены внутренние социально значимые мотивы (и = 960; р<0,05) и внешние положительные мотивы (наиболее частый ответ самих студентов: заработок и престиж профессии) (и = 961; р<0,05). эм"

Одинаковый с внутренней мотивацией ранг монетарной мотивации выбора профессии проявляется и в самоотчетах студентов на занятиях: так в ходе упражнения «Состязание мотивов» у 40 % студентов ведущим мотивом выбора профессии стал мотив заработка. Это подтверждают и исследования, проводимые на старших подростках в контексте проблемы выбора профессии [21]. При изучении роли мотивации в подготовке инженерных кадров было выяснено, что изначальная мотивация в течение первых шести месяцев учебы не меняется, при этом с успеваемостью коррелирует именно внешняя мотивация «на хорошую жизнь в дальнейшем», а на втором семестре на успеваемость влияет именно внутренняя мотивация. При этом, чем выше автономная мотивация (в сравнении с контролируемой), тем больше у молодых людей шансов успешно справиться с образовательным переходом от школы / гимназии к дальнейшему образованию или трудоустройству [22; 23]. Таким образом, сочетание внутренней индивидуально-значимой и социальной мотивации с внешней (в данном случае - престижно-ценностной) являются положительными факторами вовлеченности студентов в учебный процесс вуза, особенно на этапе адаптации к нему [24; 25].

Исследование адаптированности как результата процесса адаптации на определенном этапе показало, что полученные результаты согласуются с исследованиями студентов других направлений обучения [26]. Первокурсники с субъектной позицией более благополучны, как в степени адаптированности к учебной группе (и = 143,5; р<0,01), так и к учебной деятельности (иэ =84,5; р<0,01). При этом статистически достоверно 1р<0,01) ' в группе с субъектной позицией показатели адаптированности у большинства студентов на среднем (ф*эмп= 5.339 (уч. гр.)) и высоком (ф*эмп (уч. гр.)) = 7.121; ф*эмп= 6.781 (уч. деят.)) уровнях, а у студентов с отсутствием позиции субъекта профессионального выбора в основном низкие (ф*э п= 5.621 (уч. деят.)) и средние показатели (ф*эмп= 5.339 (уч. гр.)). Можно сказать, что активность, самостоятельность и вовлеченность как показатели субъектности в профессиональном выборе способствуют более быстрым формированию цели обучения, адаптации к учебному режиму, стилю вузовского преподавания, способности справляться с учебными трудностями.

Несомненно, процесс адаптации не проходит гладко: трудности студенческой жизни особенно актуальны в период перехода от школьного обучения к обучению в вузе. Результаты исследования показали, что наиболее

редкими всеми студентами отмечаются социально-психологические трудности, это подтверждается и данными адаптированности студентов к учебной группе. При этом студенты оценивают их как легко преодолимые, однако успех их преодоления зависит не только от них, что отвечает специфике самого процесса взаимодействия людей друг с другом. Также созвучны ответы респондентов относительно бытовых трудностей: вне зависимости от наличия позиции субъекта выбора профессии, для всех студентов это трудности средней частоты, преодолимые, ответственность за наличие этих трудностей студенты возлагают в основном на себя. Наиболее актуальными трудностями для студентов являются мотивационные, особенно для студентов с несформированной позицией субъекта профессионального выбора, что подтверждается статистически (иэмп. = 777,5; р<0,01). Причины этих трудностей все студенты видят в себе, а в отношении их преодолимости более оптимистичны первокурсники с субъектной позицией. Также различия обнаружились в операциональных трудностях: они более актуальны для студентов с невыраженной субъектностью в выборе профессии (иэмп. = 872,5; р<0,01), эти же студенты менее уверены в их преодолимости (иэмп. = 977,5; р<0,01), как и регулятивных трудностей (иэмп. = 985,5; р<0,01). Данные результаты полностью согласуются с недавним исследованием, в котором было показано, что за последние 5 лет изменился порядок актуальности для студентов их трудностей обучения в вузе: самыми актуальными стали мотивационные трудности (переместились с третьего места на первое), далее идут регулятивные трудности (их ранг понизился с первого на второй), а затем - операциональные (их ранг за последние 5 лет понизился с 2 на 3) [3]. Хотя в других исследованиях подчеркивается первостепенность именно дидактической адаптации недавних старшеклассников в первые месяцы учебы в вузе [27], можно сказать, что именно мотивация, как ресурс, теряет свои позиции, что обусловливает важность развития личностных ресурсов, субъектных качеств молодых людей еще до их поступления в вуз. Справедливости ради важно отметить, что студенты видят причины своих мотивационных трудностей именно в себе. Это является позитивным прогностическим фактором их преодоления.

Показатели удовлетворенности жизнью, находясь в средних значениях (что объяснимо необходимостью перестройки своих привычных связей, форм деятельности в новых образовательных и для многих - жизненных условий), у студентов с субъектной позицией ближе к высоким, а их однокурсников с несубъектной позицией - к низким. Сомнения в выбранном профессиональном направлении, разочарования в том, что выбранный профиль обучения не соответствует целям, интересам и возможностям, несомненно, снижает удовлетворенность текущей ситуацией, как центральной в жизни первокурсника, и отражается в целом на удовлетворенности жизнью у тех, кто подошел к этому пассивно, опираясь на внешние атрибуты профессии или подчиняясь советам окружающих, рекламы, не проявив осознанности и самостоятельности.

ВЫВОДЫ

Теоретический и эмпирический анализ проблемы адаптации к вузу студентов-первокурсников с разной выраженностью позиции субъекта профессионального выбора позволил сделать следующие выводы.

1. Треть современных первокурсников является субъектами своего профессионального выбора, что можно объяснить некоторыми особенностями студентов как представителей поколения 2.

2. Студенты с выраженной субъектной позицией лучше адаптированы к учебной деятельности в вузе.

3. Для студентов обеих групп актуальными являются трудности мотивационного характера, но с точки зрения студентов с выраженной субъектной позицией эти трудности, как и операциональные, и регулятивные, более

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-S474

ИСТРАТОВА Оксана Николаевна АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ...

преодолимы. Большинство студентов причины своих трудностей видят в себе.

4. Студенты с выраженной позицией субъекта профессионального выбора более удовлетворены жизнью: их показатели по данному параметру средние с тенденцией к высоким. У их однокурсников с невыраженной субъектной позицией удовлетворенность жизнью средняя с тенденцией к низким показателям.

Перспективами исследования являются: дальнейшее изучении субъектных качеств студентов, как внутренних ресурсов в преодолении дезадаптивных явлений и профилактики кризиса выбора профессии; разработка программы психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к вузу и профессии на основе развития их субъектных качеств. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Махеров Д.В. Исследование влияния психологического благополучия на адаптацию к обучению у студентов технического вуза // Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: Тезисы XI Международной межвузовской научно-практической конференции студентов [Текст] / под ред. к.п.н. Т.М. Соколовой, к.т.н. М.Г. Куликовой. — Смоленск: PИО филиала ФГБОУВО «ШУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2019. С. 102-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aurel Ion Clinciu, Adaptation and Stress for the First Year University Students, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 78, 2013, Pages 718-722, ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sb-spro.2013.04.382.

3. Лызь H.A., Лабынцева И.С. Цифровое поколение: трудности студентов и пути их преодоления // педагогика, 2022. № 6 (том 86). С. 86-94.

4. Pадионова, Л. А. Теория поколений как методология обучения в современном вузе/Л. А. Pадионова, О. H. Pадионова//Pомания: языковое и культурное наследие — 2019: Материалы I Международной научно-практической конференции, Минск, 16мая 2019 года/Редколлегия: О.В. Лапунова [и др.]. — Минск: Белорусский государственный университет. 2019. С. 296-304.

5. Валиуллина Е.В. Исследование кризисов профессионального самоопределения у студентов медицинского вуза//Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=6128

6. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. Воронеж: Изд-во HПО «МОДЭК». 2004. 320 с.

7. Манукян В.P. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3. С. 62-69.

8. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие /В. И. Бачков, И. Б. Гриншпун, H. С. Пряжников; Под ред. И. Б. Гриншпуна. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство HПО «МОДЭК», 2004. 464 с. (Серия «Библиотека психолога»). ISBN 5-89502-596-Х (МПСИ) ISBN 5-89395614-1.

9. Величковская С.Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2(796). С. 212-224.

10. Илюхин А.Г. Выгорание в жизни школьников и студентов: причины, последствия и способы преодоления [Электронный ресурс] //Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2 C. 117-127. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100212.

11. Лызь H.A., Истратова О/H. Образовательная деятельность студентов в интернет-пространстве: готовность и самоэффективность //Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 4(105). С. 661-680.

12. Celeste Meadows, David Martin, Virginia LeBaron, A Cross-Sectional Survey Exploring Nursing Students' Knowledge and Attitudes Regarding Opioids and the Opioid Epidemic. Pain Management Nursing, Volume 22, Issue 4, 2021, Pages 539-548, ISSN 1524-9042, https://doi. org/10.1016/j.pmn.2021.01.015.

13. Mladen Rakovic, Matthew L. Bernacki, Jeffrey A. Greene, RobertD. Plumley, Kelly A. Hogan, Kathleen M. Gates, Abigail T. Panter. Examining the critical role of evaluation and adaptation in self-regulated learning. Contemporary Educational Psychology, Volume 68, 2022, 102027, ISSN 0361-476X, https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2021.102027.

14. Michelle H. Kim, Margaret E. Beier. The college-to-career transition in STEM: An eleven-year longitudinal study of perceived and objective vocational interest fit. Journal of Vocational Behavior. Volume 123, 2020, 103506, ISSN 0001-8791, https://doi.org/10.1016/jjvb.2020.103506

15. Овчарова P.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]. М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. 352 с.

16. Кононенко И.Ю. Психологические детерминанты успешности профессионального самоопределения студентов вуза [Текст]: Автореф. дис... канд. психол. наук. Ставрополь, 2008.

17. Лабынцева И.С. Особенности динамики учебной деятельности студентов с разным отношением к профессии: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Лабынцева Ирина Сергеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. Pостов-на-Дону, 2013. 163 с.

18. Ткачева С.А. Жизненные стратегии субъектов профессионального выбора [Текст] // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.

№1. С. 234-240.

19. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адап-тированности студентов в вузе //Психологическая наука и образование. 2010. № 2. www.psyedu.ru /ISSN: 2074-5885.

20. Осин Е.Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ [Текст] /Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117-142.

21. Головей Л.А., Данилова М.В. Профессиональное самоопределение в связи с семейной и образовательной ситуацией развития в старшем подростковом возрасте / В сборнике: Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодежи - важное условие социально-экономического развития государства. Труды научно-практической конференции. 2018. С. 18-23.

22. Chan Choong Foong, Peng Yen Liew, An Jie Lye, Changes in motivation and its relationship with academic performance among first-year chemical engineering students, Education for Chemical Engineers, Volume 38, 2022, Pages 70-77, ISSN 1749-7728, https://doi.org/10.1016/]. ece.2021.11.002.

23. Kati Vasalampi Foong, Peng Yen Liew, An Jie Lye, Changes in motivation and its relationship with academic performance among first-year chemical engineering students, Education for Chemical Engineers, Volume 38, 2022, Pages 70-77, ISSN 1749-7728, https://doi.org/10.1016/]. ece.2021.11.002.

24. Лызь Н.А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентированного обучения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10. № 1. С. 13-19.

25. Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания // Проблемы современного образования, 2020. № 5. С. 96-105.

26. Дарьина Ю.А. Трудности студентов первого курса в период адаптации к обучению в вузе // Лучшая студенческая статья 2021. сборник статей XXXVI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза. 2021. С. 155-159.

27. Волкова Т.Г., ОспановаБ.К., Жапарова Г.С. Проблема адаптации студентов первого курса в системе обучения вуза // Вестник психологии и педагогики АлтГУ, 2020. № 1. С. 10-16.

Received date: 2022.07.22 Approved date: 2022.08.23 Accepted date: 2022.08.29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.