АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Г.А. Севрюкова
Кафедра нормальной физиологии Лечебный факультет ВолГМУ пл. Павших борцов, 1, Волгоград, Россия, 400131
Работа посвящена определению физиологических критериев, позволяющих прогнозировать неблагоприятное течение адаптации и разработку индивидуального алгоритма практического использования методов профилактической коррекции.
Проблема формирования эффективной адаптации студентов к условиям обучения в вузах занимает особое место среди важнейших и окончательно нерешенных проблем современной физиологии. Это обусловлено рядом причин: 1) уровень и адекватность приспособления организма к социально-информационной среде высшей школы является важнейшим условием освоения будущей профессии [1]; 2) реформирование и перестройка системы образования обусловливают значительное напряжение адаптационно-компенсаторных систем обучающихся, которое в отдельных случаях приводит к срыву адаптации [2]. Проведенные исследования показали, что индивидуальная направленность адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения и ее структура определяется функциональной активностью различных отделов ЦНС, особенностями психофизиологических и вегетативных реакций на комплексное воздействие учебной нагрузки и факторов социальной среды, а также личностными характеристиками. Определены физиологические критерии, позволяющие выделять среди обучающихся студентов группы лиц с различным текущим состоянием адаптации. На первом году обучения преобладающими по численности являются студенты с неудовлетворительной адаптацией — 64%. Снижение умственной работоспособности по показателям общей психической продуктивности и сенсомоторной координации, преобладающее симпатическое влияние со стороны ВНС, снижение уровня функциональной активности мозга, а также внутренняя напряженность, астенические, тревожно-депрессивные проявления являются основными препятствиями эффективной адаптации студентов [3]. С годами обучения изучаемые показатели имеют положительную динамику, однако достаточно большой контингент (27%) с неудовлетворительной адаптацией на третьем году обучения подтверждает необходимость создания дополнительных профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, оптимизацию функционального состояния и повышения текущей работоспособности.
Для оценки уровня включения вегетативной, психофизиологической и психологической составляющих в формирование целостной адаптивной реакции ис-
Севрюкова Г.А. Адаптация к условиям профессионального обучения: физиологические аспекты...
пользовались функциональные нагрузки, в основу которых положены обстановочные конфликтные ситуации I — эмоционально-мотивационного, II — сенсорно-операционного и III — активационно-эффекторного происхождения, предъявляющие значительные требования к эмоционально-волевой сфере обучающихся [4]. На фоне моделируемых воздействий отмечается рост индекса централизации (ГС) со снижением мощности спектра высокочастотной компоненты (ОТ), что указывает на относительное усиление симпатического тонуса. Во всех случаях достоверно возрастала ЧСС в среднем на 12—20 уд/мин, снижались SDNN, RMSSD, pNN50 (особенно на фоне III модели: RMSSD с 51,3 ± 3,1 до 33,6 ± 1,9 мс; pNN50 с 22,3 ± 3,17 до 8,96 ± 1,43%). Ведущими в обеспечении адаптивного реагирования на моделируемые условия I пробы являются реакции психологической сферы: достоверные сдвиги показателей субъективного состояния, выраженная десинх-ронизация а-ритма, усиление Р-активности в среднем на 27,8% с преимущественной локализацией в лобно-центральной области. Усиленная адаптивная реакция на фоне II модели была наиболее выражена со стороны психофизиологической сферы: повышение коэффициента утомления (теппинг-тест) в среднем на 29,5%, снижение лабильности зрительного анализатора на 12%, увеличение метрической ошибки в 1,2 раза и запаздывающих реакций на 38% (чувство времени).
Последовательное изучение адаптивных изменений в динамике лет обучения и на фоне эмоциогенных нагрузок, позволяющее построить прогностические модели дифференцированной оценки текущего состояния адаптации и уровня адекватности включения ее составляющих, а также оценка эффективности способов коррекции функционального состояния и работоспособности на фоне моделируемых воздействий легли в основу разработки алгоритма оптимизации процесса адаптации с учетом интегративных психофизиологических коррелятов. В соответствии с выраженностью адаптивных реакций на моделируемые нагрузки студенты с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией распределялись на группы с неадекватно высоким уровнем реакции со стороны вегетативной (1 группа: 54% и 36%), психофизиологической (2 группа: 42% и 48%) и психологической (3 группа: 77% и 23%) сфер (% — соотношение лиц с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией в группах).
Учитывая, что студенческий контингент относится к категории лиц напряженного умственного труда, в качестве основных направлений исследования изучались эффективности методов психорегуляции, адаптивного биоуправления; методов с использованием ритмических сенсорных воздействий; рефлексопрофилак-тических методов избирательного воздействия на биологически активные точки, а также приемов навязывания ритма дыхания и гипоксических тренировок умеренной интенсивности. Показано, что курсовое использование сеансов аутотренинга и приемов гетеросуггестивного воздействия позволяет оказывать целенаправленное влияние на психологическую сферу, точностные характеристики деятельности. Доказано, что применение метода БОС по параметрам электрического сопротивления кожи у 65% обследуемых позволяет достичь устойчивой релаксации и уменьшает выраженность негативных сдвигов психофизиологической сферы. Установлено, что целенаправленное изменение психофизиологического
состояния обследуемых при использовании методики биорезонанса и последовательного навязывания ритма дыхания дает возможность оптимизировать функциональное состояние. Ритмическое внешнее воздействие мелькающим светом и звуковыми щелчками в диапазоне частот 3—8 Гц позволило нам реализовать оптимизирующее действие резонансных явлений в ЦНС. Положительный эффект сеансов последовательного навязывания ритма дыхания проявляется преимущественно в нормализации вегетативного статуса. Важно отметить, что эффекты воздействия умеренной гипоксией также проявлялись главным образом достоверным ослаблением симпатических влияний.
Таким образом, адаптация студентов к условиям профессионального обучения в высшей школе проходит на фоне напряжение адаптационно-компенсаторных систем, при этом преобладают лица с неудовлетворительной адаптацией. Разработанная система профилактических мероприятий позволяет достигать устойчивого снижения нервно-эмоционального напряжения, способствует созданию позитивного мотивационного фона, а ее методы и приемы являются основными средствами профилактической коррекции функционального состояния и повышения уровня текущей работоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Агаджанян Н.А., Пономарева В.В., Ермакова Н.В. Особенности адаптации студентов вуза // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всеросс. науч. конф. — М., 1995. — С. 5—9.
[2] Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. — 2002. — Т. 28. — № 3. — С. 23—29.
[3] Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособности студентов в процессе обучения // Гигиена и санитария. — 2006. — № 1. — С. 36—38.
[4] Клаучек С.В., Севрюкова Г.А. и др. Оценка адаптивных реакций студентов на воздействие моделируемых эмоциогенных нагрузок // Вестник ВолГМУ: Сб. науч. тр. — 2004. — № 11. — С. 18—20.
ADAPTATION TO PROFESSIONAL EDUCATION: PHYSIOLOGICAL ASPECTS, PREVENTIVE CORRECTION
G.A. SevruyKOva
Department for normal physiology VоlSMU
pl. Pavshikh borcov, 1, Volgograd, Russia, 400131
The work is devoted to defining the physiological criteria which allow preventing unfavorable process of adaptation and developing individual algorithm of practical usage the methods of preventive measures of correction.
Key words: adaptation, physiological criteria, preventive of correction.