Научная статья на тему 'Оценка адаптивных реакций студентов на воздействие моделируемых эмоциогенных нагрузок'

Оценка адаптивных реакций студентов на воздействие моделируемых эмоциогенных нагрузок Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Клаучек С. В., Севрюкова Г. А., Кочегура Т. Н., Красильникова М. О.

В процессе адаптации к характерным для обучения в вузе новым условиям деятельности на организм студентов оказывает постоянное, но меняющееся по интенсивности воздействие комплекс социально-психологических и медикобиологических факторов и непосредственно сама учебная нагрузка [2, 4]. Адаптация к данным условиям проявляется целым рядом психофизиологических реакций, включающих в себя и изменение эмоционального состояния, являющегося отражением новых корково-подкорковых взаимоотношений [5]. Соответственно особенности реагирования психофизиологической сферы человека целесообразно изучать с использованием различных моделей эмоциогенной нагрузки, позволяющих в каждом конкретном случае выявить преобладающее влияние психического, психофизиологического, вегетативного или биохимического компонентов адаптивной реакции [1, 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Клаучек С. В., Севрюкова Г. А., Кочегура Т. Н., Красильникова М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuation of adaptive reactions of students to modeling of emotoigenic stress // Vestnik of Volgograd State Medical University

A number of social, psychological, medical and biological factors as well as academic process pressures influence the process of adaptation students to the educational in higher institutions. The proposed models of emotional stress enable one to study the peculiarities of the psychophysiological response of the subjects. The dynamics of psychological, physiological and vegetative parameters in stress situations reflects the changes which provide adaptive reactions to the simulated emotional pressures.

Текст научной работы на тему «Оценка адаптивных реакций студентов на воздействие моделируемых эмоциогенных нагрузок»

ШИШ 111Н111!П[И!1111!11!]П1Н1И1И1ИИ11Ш!11ШШ!11Ш111Ш1!11]П

2004

УДК 612.017.2:612.8:378.4

ОЦЕНКА АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ МОДЕЛИРУЕМЫХ ЭМОЦИОГЕННЫХ

НАГРУЗОК

С.В. Клаучек, Г.А. Севрюкова, Т.Н. Кочегура, М.О. Красильникова

Кафедра нормальной физиологии ВолГМУ

В процессе адаптации к характерным для обучения в вузе новым условиям деятельности на организм студентов оказывает постоянное, но меняющееся по интенсивности воздействие комплекс социально-психологических и медико-биологических факторов и непосредственно сама учебная нагрузка [2, 4]. Адаптация к данным условиям проявляется целым рядом психофизиологических реакций, включающих в себя и изменение эмоционального состояния, являющегося отражением новых корково-подкорковых взаимоотношений [5]. Соответственно особенности реагирования психофизиологической сферы человека целесообразно изучать с использованием различных моделей эмоциогенной нагрузки, позволяющих в каждом конкретном случае выявить преобладающее влияние психического, психофизиологического, вегетативного или биохимического компонентов адаптивной реакции [1, 3].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Провести сравнительный анализ адаптивных психофизиологических характеристик и вегетативных реакций обследуемых на воздействие моделируемых эмоциогенных нагрузок.

В качестве естественной модели эмоцио-генного воздействия выступала ситуация экзамена, рассматривающаяся как «классический» стандарт стресса профессиональной деятельности [3]. Другая модель эмоционального стресса полагала деятельность обследуемого, сопряженную с необходимостью поддерживать тонкую зрительно-двигательную координацию в условиях инверсии ранее выработанного стереотипа действия («Зеркальная координометрия»). В основе третьей модели эмоциогенной нагрузки лежало влияние отрицательных эмоций, связанных с пассивно-оборонительным рефлексом («Проба падения с колен»).

Объектом исследования были 339 студентов медицинского вуза в возрасте 18-23 лет. По данным медицинского осмотра все обследуемые признаны практически здоровыми. Учитывая специфику моделируемых эмоциогенных нагрузок, оценивалось психологическое состояние обследуемых с использованием теста «САН» (самочувствие, активность, настроение), опросника Ч.Д. Спилбергера (ситуативная и личностная тревожность), цветового теста Люшера (текущее

эмоциональное состояние). Нейродинамические характеристики двигательной функции изучали с помощью теппинг-теста (темп, ритм, устойчивость моторного действия), определения латентного периода сенсомоторной реакции на световой раздражитель (среднее значение, амплитуда моды, вариационный размах времени реакции), динамической тремометрии и анализа реакции на движущийся объект (ошибка, коэффициент точности, запаздывающие и опережающие реакции). Исследовали психофизиологические параметры, характеризующие пространственное и временное восприятие (ошибка, коэффициент точности, запаздывающие и опережающие реакции), электрическое сопротивление кожи, лабильность зрительного анализатора (критическая частота слияния и разделения световых мельканий). Функциональное состояние сердечнососудистой системы оценивали по показателям артериального давления (систолического и диа-столического), частоты сердечных сокращений (ЧСС). Особенности вегетативного реагирования определялись по методике кардиоинтервало-графии с вычислением показателей моды (Мо), амплитуда моды (АМо), вариационного размаха (АХ), индекса напряжения (ИН). В качестве фоновых использовались средние значения показателей, регистрируемых в состоянии оперативного покоя. Анализ первичной базы данных выполнялся с использованием статистического программного пакета «ЭТАНЭТЮА».

Сравнительный анализ оценки динамики психологических, психофизиологических характеристик и особенностей вегетативного реагирования свидетельствует о неоднородности реакции обследуемых на предъявляемые модели: экзаменационный стресс; «зеркальная координометрия»; «проба падения с колен».

Как оказалось, реакция на эмоциогенную нагрузку, наблюдаемая нами в ситуации экзамена, характеризовалась в наибольшей степени сдвигами психофизиологических показателей. На это указывает достоверное снижение показателей по категориям «активность», «самочувствие» в среднем на 23,4 % и 26,7 % и повышение уровня ситуативной тревожности в группе от 38,6±1,52 до 54,2±1,31 у.е. При этом необходимо отметить, что согласно данным теста Люшера, только у 36,3% обследуемых преобладающими были эмоциональные реакции стенического типа,

ТО 1111111 1ЖЗШ2Ж

2004

способствующие «внутреннему подъему», мобилизации воли, повышению активности и уверенности, тогда как у 63,7 % - астенические эмоциональные реакции. Одновременно с этим у 54,8 % обследуемых лиц прослеживалась адекватная нагрузке реакция со стороны сердечнососудистой системы, выражающаяся сдвигом вегетативного баланса в сторону симпатического преобладания. Об этом свидетельствовало выраженное повышение индекса напряжения регу-ляторных систем в среднем со 114,2±9,45 до 198±8,25 у.е., уменьшение модального значения кардиоинтервалов на 22,3 %, вариационного размаха на 18,5 % (р<0,05). Повышение артериального давления на фоне экзамена отмечалось только у 11,3% обследованных.

Анализируя данные, полученные при моделировании деятельности в условиях инверсии ранее выработанного стереотипа («зеркальная координометрия»), можно с определенной долей уверенности сказать о снижении функциональных возможностей обследуемых после предъявления эмоциогенной нагрузки в большей степени выраженных по параметрам психофизиологической сферы и нейродинамическим характеристикам двигательной функции. Как следует из полученных данных, коэффициент утомления в теп-пинг-тесте увеличился на 22,3 %, вариационный размах времени сенсомоторной реакции на 23,5 %, показатель динамического тремора на 50,5 %. Это подтверждается также выраженными сдвигами показателей, отражающих пространственно-временное восприятие, лабильность зрительного анализатора. Так, ошибка воспроизведения метрической величины увеличилась на 24,3 %, критическая частота слияния световых мельканий на 13,4 % (р<0,05).

Реакции вегетативной сферы обследуемых на эмоциогенную нагрузку выражались достоверным повышением амплитуды модальных значений кардиоинтервалов в среднем на 12,5 % и тенденциями к повышению индекса напряжения регуляторных систем и частоты сердечных сокращений.

Выраженное в меньшей степени по сравнению с первой моделью кратковременное повышение тревожности (разность по сравнению с состоянием оперативного покоя составила в среднем +22,5 %), отмечающаяся у 53,8 % обследованных, по-видимому, носила адаптивный характер. Одновременно у 42,4 % обследованных отмечалась тенденция к возрастанию оценки по категории «активность», характеризующей подвижность, скорость протекания нервных процессов. Достоверных сдвигов показателей эмоционального состояния по тесту Люшера не отмечалось.

При исследовании динамики психофизиологических характеристик и вегетативных реакций в ответ на моделирование влияния отрицательных

эмоций, связанных с пассивно-оборонительным рефлексом («Проба падения с колен»), на первое место выступали сдвиги вегетативного реагирования и ситуативной тревожности.

Об интенсивности стрессовой реакции обследуемых свидетельствовало усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы. На это указывает уменьшение показателя моды на 15,3 %, вариационного размаха кардиоинтервалов в среднем на 32,8 % и повышение амплитуды моды в среднем на 39,8 % (р<0,05). Особенно информативным в оценке выраженности эмоционального стресса оказался индекс регуляторных систем. Так, под влиянием эмоциогенной нагрузки этот показатель увеличился в среднем в 2,7 раза по сравнению со значениями оперативного покоя.

Регистрация динамики психологических параметров показала повышение ситуативной тревожности на эмоциогенную пробу 39,4±1,96 до 57,3±2,3 у.е. и вегетативного коэффициента в среднем на 27,2% (р<0,05).

Психофизиологические показатели характеризовались менее выраженными сдвигами. По данным восприятия временных отрезков отмечались тенденции к субъективному ускорению течения времени на фоне эмоциогенной нагрузки (переоценка в среднем на 6,3 %) и уменьшению коэффициента точности восприятия на 11,8 %.

Результаты моделирования трех видов эмоционального стресса свидетельствуют о наличии характерного для каждой модели преобладания той или иной сферы эмоционального состояния (психологической, психофизиологической и вегетативной). Это согласуется с данными корреляционного анализа, продемонстрировавшего наличие средних обратных связей между показателями таких категорий, как «настроение», «активность» и реакциями вегетативной нервной системы («настроение» - ИН г = - 0,414; «активность» - АМо г = - 0,558), средней корреляционной связи ситуативной тревожности и частоты сердечных сокращении (г = 0,446) на фоне экзаменационного стресса.

Одновременно отмечается слабая прямая корреляционная связь модального значения кардиоинтервалов и психофизиологических показателей, отражающих преобладание у обследуемых процессов возбуждения, таких как запаздывающие реакции (г = 0,319) и показатель точности воспроизведения временного интервала (г = 0,328).

На фоне выполнения «зеркальной коорди-нометрии» (вторая модель) в большей степени проявлялись корреляционные взаимосвязи психофизиологических показателей с проявлениями вегетативных реакций и параметрами психологического состояния. Так, установлены прямые средние связи запаздывающих реакций на движущийся объект с вегетативным коэффициентом

2348532353534848232348534823235323534823482348482353

(г = 0,323), лабильностью зрительного анализатора (г = 0,462), частотой сердечных сокращений (г = 0,391) и обратные средние связи показателей, отражающих качество восприятия времени с критической частотой световых мельканий (г = -0,474) и ситуативной тревожностью (г = -0,398). Также отмечались прямые средние корреляционные связи индекса напряжения регуляторных систем с отклонением от аутогенной нормы (г = 0,371), амплитуды модальных значений кардио-интервалов с категорией «самочувствие» (г = -0,552), электрического сопротивления кожи с амплитудой модальных значений времени сенсомо-торной реакции (г = -0,339).

На фоне выполнения «Пробы падения с колен» отмечались количественные и качественные изменения корреляционных связей: прямые средние связи частоты сердечных сокращений с показателем ситуативной тревожности (г = 0,473) и с категорией «активность» (г = -0,432); обратные средние корреляционные связи ситуативной тревожности с коэффициентом точности восприятия времени (г = -0,410) и индекса напряжения регуляторных систем с коэффициентом точности реакций на движущийся объект (г = -0,341); прямая сильная связь амплитуды моды с индексом напряжения регуляторных систем (г = 0,804) и прямая - с запаздывающими реакциями временного восприятия (г = 0,503), а также обратная средняя связь с категорией «самочувствие» (г = -0,492). Кроме того, установлены прямые средние связи индекса напряжения регуляторных систем с категорией «активность» (г = 0,471), модально-

го значения кардиоинтервалов с коэффициентом точности реакций на движущийся объект (г = 0,301), времени реакции (теппинг-тест) с вариационным размахом времени сенсомоторной реакции (г = -0,399).

Таким образом, выявленная динамика психологических, психофизиологических и вегетативных показателей у обследуемых на фоне моделируемых эмоциогенных нагрузок в целом отражает изменения, из которых в совокупности складывается адаптивная реакция на эмоциональный стресс. Предложенные эмоциогенные нагрузки позволяют определить, какой из компонентов эмоционального состояния: психологический, психофизиологический или вегетативный -в большей степени обеспечивает адаптивные реакции на моделируемое воздействие эмоционального стресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балкунова О.Н., Зайцева Е.Н, Нестерук К.К. // Физиол. человека. - 1985. - Т. 11, № 4. - С. 53-55.

2. Гапонова С.А. // Психологич. журн. - 1994. -№ 3. - С. 131-135.

3. Геворкян Э.С., Даян Э.В., Адамян Ц.И., Бакла-ваджанян О.Г. // Гигиена и санитария. - 2002. - № 3. -С. 41-44.

4. Петров В.И., Латышевская НИ. // Здоровье студентов: Сб. науч. работ. - М.: Изд-во РУДН, 1999. -С. 10-11.

5. Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты / Под ред. Судакова К.В., Петрова В.И. - Волгоград, 1997. - 228 с.

Klauchek S.V., Sevr'ukova G.A., Kochegura T.N, Krasil'nikova M.O. Valuation of adaptive reactions of students to modeling of emotoigenic stress // Vestnik of Volgograd State Medical University. - 2004. - N 2(11). - P. 18-20.

A number of social, psychological, medical and biological factors as well as academic process pressures influence the process of adaptation students to the educational in higher institutions. The proposed models of emotional stress enable one to study the peculiarities of the psychophysiological response of the subjects. The dynamics of psychological, physiological and vegetative parameters in stress situations reflects the changes which provide adaptive reactions to the simulated emotional pressures.

Ориентировочная стоимость публикации рекламных материалов в изданиях ВолГМУ

Характер

Однократно

Дубль

Год

Др. скидки

Журнал: 4-я стр. цветной обл. Журнал: 3-я стр. цветной обл. Журнал: 1-я стр. цветной вкл. Журнал: 1 стр. ч/б Журнал: 1/2 срт. ч/б. Журнал: 1/3 стр. ч/б.

10000 6000 4000 3000 1600 1000

18000 10800 7200 5400 2900 1800

32000 19200 12800 9600 5100 3200

св. 50000 -дополнительно 5 %

Руководства, монографии, уч. пособия для студентов и врачей: ч/б стр. и цветн. обл.

По договоренности в зависимости от тиража и вида издания

2348532353534848232348534823235323534823482348482353

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.