УДК 325.14
В.А. Волох И.В. Герасимова
Vladimir Volokh Irina Gerasimova
адаптация и интеграция - важнеишие элементы государственной миграционной политики российской федерации
Аннотация. В статье авторы, рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, отмечают, что вопросы миграции сложны и многообразны, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. Создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности являются важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации. Проблемы адаптации и интеграции относятся к числу важнейших общетеоретических и практических проблем современных технологий. Большой вклад в исследование теоретических основ процессов адаптации и интеграции внесли современный отечественные ученые. В последние годы принимается ряд мер по привлечению на жительство в Россию мигрантов с востребованными в стране профессиями и обладающими высоким потенциалом для адаптации и интеграции. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 г. особо подчеркнута роль общественных институтов. Одним из важнейших элементов интеграции мигрантов в российское общество является знание ими русского языка. Всего, на территории Российской Федерации в настоящее время действуют 334 курса русского языка, 108 из них открыты при содействии территориальных органов ФМС Росси и работают на безвозмездной основе.
Ключевые слова: адаптация, интеграция, миграционная политика, миграционные процессы, миграция, концепция, Послание Президента, общественные институты, ФМС России, русский язык.
adaptation and integration - the most important elements of the state migration policy of the russian federation
Annotation. In the article authors underline that the problems of migration, including adaptation and integration, are difficult and diverse. The effective management and regulation of these processes requires interaction ofpublic authorities with institutes of civil society. Keywords: adaptation, integration, migration policy, migration processes, migration, concept, message of the President, public institutes, the Federal migration service of the Russian Federation, Russian.
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения.
Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.
Вместе с тем отсутствие программ привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, препятствует их успешной адаптации и интеграции в российское общество.
В этой связи, в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отмечается,
© Волох В.А., Герасимова И.В., 2015
что важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности [10].
Проблемы адаптации и интеграции относятся к числу важнейших общетеоретических и практических проблем современных технологий.
Термин адаптация был введен американскими социологами Д. Томсоном и Ф. Знанецким, для характеристики социологических процессов. Данный термин трактуется в нескольких значениях: приспособление, взаимодействие, освоение, вливание. Процесс адаптации рассматривается через усвоение личностью социального опыта.
Интеграция - (от лат. «integration» - восстановление, «integer» - целый):
1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей, функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию;
2) в социокультурной системе - объединение действий ее функциональных элементов для сохранения необходимых предпосылок ее воспроизведения.
Понятием интеграции обозначается также процесс, в ходе которого разные народы устанавливают между собой более тесные социальные, экономические и политические отношения.
Большой вклад в исследование теоретических основ процессов адаптации и интеграции внесли современный отечественные ученые.
По мнению известного исследователя проф. Л.Л. Рыбаковского, интеграция представляет собой двухсторонний процесс вхождения людей, которые совершили миграцию, в новое общество и от того насколько успешно они интегрируются в него, будет зависеть, с одной стороны, самочувствие самого переселенца, а с другой, - социально-экономическая и политическая стабильность в обществе [13].
Членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором. С.В. Рязанцевым на примере Северного Кавказа были выделены факторы интеграции мигрантов и представителей этнических меньшинств в новое общество [14].
Профессор, доктор социологических наук Т.Н. Юдина выделяет диалоговую модель интеграции позволяющую анализировать сложные взаимодействия между иммигрантами и аборигенами, прослеживать различные стратегии интеграции на разных уровнях, учитывать ситуацию при выборе стратегии [17] и другие ученые [3].
Не менее важное значение имеет и практическая деятельность государства или уполномоченных негосударственных структур по организации работы по адаптации и интеграции мигрантов.
К сожалению, мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств - участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
Отсутствие длительное время государственных программ адаптации и интеграции проявляется, в ряде случаях, в изоляции мигрантов от принимающего социума и нарастания негативного отношения к мигрантам.
В последние годы стали приниматься ряд мер по привлечению на жительство в Россию мигрантов с востребованными в стране профессиями и обладающими высоким потенциалом для адаптации и интеграции. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 г. подчеркнута роль общественных институтов. К реализации программ по правовой, социальной и культурной адаптации мигрантов предлагалась привлекать национально-культурные автономии [16].
В целях организации работы на данном направлении в Федеральной миграционной службе было создано Управление содействия интеграции. Отделы нового Управления ФМС России занимаются вопросами, связанными с выработкой стратегии интеграции, взаимодействия с общественными и национальными организациями, сотрудничества с общественностью и средствами массовой информации. В территориальных органах ФМС России созданы специальные подразделения, занимающиеся вопросами интеграции.
Для организации работы на данном направлении новое управление - Управление содействия интеграции ФМС России проводит семинары-совещания в центрах федеральных округов. Для участия в таких мероприятиях приглашаются заместители начальников территориальных органов ФМС России, отвечающие за данную работу, а также сотрудники, которым поручено непосредственно осуществлять деятельность в сфере содействия интеграции иммигрантов в российское общество [1].
Одним из важнейших элементов интеграции мигрантов в российское общество является знание ими русского языка. В этих целях в мае 2012 г. в г. Пятигорске была организована и проведена региональная научно-практическая конференция «Русский язык как условие успешной социальной адаптации и интеграции иностранных мигрантов в российское общество: опыт, проблемы, перспективы».
Всего, на территории Российской Федерации в настоящее время действуют 334 курса русского языка, 108 из них открыты при содействии территориальных органов ФМС России и работают на безвозмездной основе.
Существенно повысилось взаимодействие органов государственной власти с диаспорами, а также их привлечение к работе по адаптации и интеграции мигрантов в российское общество, что существенно способствует эффективному решению многих задач, является эффективным инструментом предупреждения и локализации конфликтов, в том числе на национальной почве.
Так, например, если в 2010 г. территориальные органы ФМС России осуществляли контакты с 800-ми национальными сообществами иностранных граждан, то в начале 2015 г. эта цифра составила уже 1519. Необходимо отметить возрастающее количество привлекаемых к работе неформальных объединений и землячеств.
К организации выполнения программ интеграции и адаптации стали больше привлекать самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации, а также задействовать потенциал средств массовой информации. Специально создаются преференции для стимулирования миграции на жительство бизнесменов и инвесторов, а также молодежи.
Например, в декабре 2013 г. в Оренбурге проведено двух дневное объединенное выездное заседание Общественного совета при ФМС России и Общественно-консультативного совета при УФМС России по Оренбургской области.
В первый день, 2 декабря 2013 г., состоялось заседание Общественного совета при ФМС России и Общественно-консультативного совета при УФМС России по Оренбургской области по теме: «Роль общественно-консультативных советов в реализации миграционной политики Российской Федерации на современном этапе», на котором были рассмотрены следующие вопросы.
- О новых задачах в деятельности общественных советов при органах исполнительной власти Российской Федерации.
- Об участии общественно-консультативных советов при территориальных органах ФМС России в деятельности, направленной на содействие социальной адаптации и интеграции иностранных мигрантов в российское общество.
В этот же день, вечером члены общественных советов посетили и ознакомились с работой Центра социальной адаптации трудовых мигрантов в г. Оренбурге.
Во второй день 3 декабря 2013 г. была проведена Региональная научно-практическая конференция по теме: «Об основных задачах реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в части создания инфраструктуры социальной адаптации трудовых мигрантов в субъектах Российской Федерации».
По нашему мнению, в современных условиях практическую деятельность органов государственной власти, общественных, неправительственных, научных организаций, социально ответственного бизнеса в области содействия адаптациии и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом необходимо сосредоточить на реализации основных направлений в этой сфере, определенных в Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 г., предусматривающих:
- содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения и в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов, а также активно используя потенциал средств массовой информации и возможности культурно-адаптационных центров в странах происхождения мигрантов;
- обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
- содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;
- противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
- разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов;
- создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом [10].
Библиографический список
1. Бажан, Т. А. Общество заинтересовано в адаптации мигрантов [Электронный ресурс] / Т. А. Бажан. - Режим доступа : http://emigrantussr.ru/publ/migracija/obshhestvo_ zainteresovaш_v_adaptatii_migrantov/7-1-0-136 (дата обращения : 21.01.2015).
2. Волох, В. А. Теоретические основы изучения проблем адаптации и интеграции мигрантов в российский социум / В. А. Волох, В. А. Суворова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20. - С. 202-208.
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://президент.рф/acts/15635 (дата обращения : 11.01.2015).
4. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и методов исследования) / Л. Л. Рыбаковский. - М. : Наука, 2001.
5. Рязанцев, С. В. Современный демографический и миграционный портрет северного Кавказа / С. В. Рязанцев. - Ставрополь : Сервисшкола, 2003.
6. Послание президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.altairegion22.ru/territory/medvedev/poslanie %20presidenta- 2012^р (дата обращения : 20.12.2014).
7. Юдина, Т. Н. Миграция: словарь основных терминов : учебное пособие / Т. Н. Юдина. - М. : РГСУ, 2007.