Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ: УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ, ПОДХОДЫ'

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ: УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ, ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3545
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / интеграция / миграционные процессы / трудовые мигранты / иностранные граждане / adaptation / integration / migration processes / labor migrants / foreign citizens

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.А. Илимбетова

В статье рассматриваются понятия «адаптация» и «интеграция» иностранных граждан. Отмечено, что цель интеграции – помочь мигрантам адаптироваться в новой социальной среде и стать полноправными участниками общественных отношений. Приводятся различные подходы к составляющим процесса интеграции мигрантов. Определены особенности России как страны, принимающей международных мигрантов, а также факторы возникновения проблем, связанных с различием культур и жизненного уклада прибывающих и местного населения. Проведен анализ нормативных правовых положений, регламентирующих процессы адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации. Обоснована необходимость разработки комплексной политики адаптации и интеграции трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — А.А. Илимбетова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION AND INTEGRATION OF MIGRANTS: CONDITIONS, GOALS, APPROACHES

The article discusses the concepts of "adaptation" and "integration" of foreign citizens. It was noted that the goal of integration was to help migrants adapt in a new social environment and become full participants in public relations. Various approaches to the components of the integration process of migrants are presented. The features of Russia as a country that receive international migrants, as well as the factors of the emergence of problems, associated with the difference in cultures and the way of life of the arriving and the local population, are determined. The analysis of the normative legal provisions, governing the adaptation and integration of migrants in the Russian Federation, is carried out. The necessity of developing a comprehensive policy of adaptation and integration of labor migrants has been substantiated.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ: УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ, ПОДХОДЫ»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2021

А.А. ИЛИМБЕТОВА

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ: УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ, ПОДХОДЫ

В статье рассматриваются понятия «адаптация» и «интеграция» иностранных граждан. Отмечено, что цель интеграции - помочь мигрантам адаптироваться в новой социальной среде и стать полноправными участниками общественных отношений. Приводятся различные подходы к составляющим процесса интеграции мигрантов. Определены особенности России как страны, принимающей международных мигрантов, а также факторы возникновения проблем, связанных с различием культур и жизненного уклада прибывающих и местного населения. Проведен анализ нормативных правовых положений, регламентирующих процессы адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации. Обоснована необходимость разработки комплексной политики адаптации и интеграции трудовых мигрантов. Ключевые слова: адаптация, интеграция, миграционные процессы, трудовые мигранты, иностранные граждане.

1БЬ: Б22, 161.

Э01:10.52180/2073-6487_2021_2_144_155. Введение

Демографические тенденции и прогнозы говорят о том, что в будущем сохранение численности населения и восполнение трудовых ресурсов развитых стран будет все сильнее зависеть от объемов миграции. Уже в настоящее время в мире насчитывается 272 млн мигрантов, т. е. людей, проживающих не в тех странах, в которых они родились. Из них около 70% мигрируют в поисках работы, т. е. являются трудовыми мигрантами1.

Различие культур порождает конфликтные ситуации в странах приема мигрантов и актуализирует вопросы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в принимающем обществе. Остро стоят эти вопросы и в России. Недовольство россиян поведением иностранцев, работающих в России, и субъективно выделяемые негативные явления российского общества, которые отмечают

1 ШогЫ Migration герой 2020. 10М. Р. 21, 33. publications.iom.int/system/files/pdf/ wmr_2020.pdf.

во время опросов трудовые мигранты (например, неуважение к старшим или распущенность), говорят о том, что происходит столкновение разных культур. Как считал А.Г. Вишневский, проблема в том, что мировая деревня едет в мировой город, и это две разные цивилизации. По его мнению, у основной массы приезжих «... другая картина мира, гораздо более плоская, упрощенная»2. Деревня в данном случае -понятие образное. Если городская культура предполагает и ценит свободу личности и возлагает принятие решений и ответственность на индивида, то культура большинства мигрантов связана с коллективными ценностями и нормативностью поведения, следованием предписаниям. Этот коллективизм находит отражение в способах решения мигрантами своих проблем: в надежде лишь на миграционные сети, что в условиях отсутствия официальных каналов адаптации и интеграции усиливает процессы формирования анклавного, параллельного общества мигрантов, в том числе на территории России.

Нарастание миграционной активности и усиление проблем, связанных с ней, диктуют необходимость уточнения и дальнейшего научного обоснования подходов к регулированию миграции и скорейшей разработки комплексной политики адаптации и интеграции приезжающих в Россию иностранных граждан. При этом важно учитывать следующие особенности России как страны назначения для международных мигрантов:

- Россия включилась в систему международной миграции относительно недавно и поэтому имеет небольшой опыт регулирования миграционных потоков;

- в первое десятилетие после распада СССР в Россию приезжали в основном уроженцы РСФСР, которые захотели вернуться, и люди, социализировавшиеся в период существования единого государства;

- в скором времени в активную социальную и трудовую жизнь в России вступят мигранты второго поколения, предъявляющие более высокие требования к условиям жизни и труда, чем их родители;

- большинство иностранных граждан приезжают для временной работы и не мотивированы к адаптации и интеграции;

- в силу демографических изменений миграционный потенциал государств - бывших советских республик постепенно исчерпывается, а приток в Россию мигрантов - выходцев из других государств, усложняет задачи их адаптации и интеграции.

2 Вишневский А.Г. Выступление на семинаре «Вызовы городского разнообразия и поиск ответа на них в эпоху масштабных миграций». www.gorby.ru/userfiles/file/ vishnevskiy.pdf.

Адаптация и интеграция мигрантов: сущность,

соотношение понятий, нормативные правовые

определения

Представление об адаптации и интеграции как единых процессах можно обнаружить в работах Дж. Берри [14]. Согласно его подходу, адаптация является процессом, в котором мигрант поддерживает свою культуру и адаптируется к новой культурной среде. Интеграция является одной из его стратегий, предполагающей сохранение некоторых элементов своей культуры в противоположность ассимиляции, сегрегации или маргинализации. При интеграции «родная» культура продолжает существовать во взаимодействии с иными культурами, но в окружении единого большого социального контекста [13].

В научной литературе встречаются попытки развести понятия «адаптация» и «интеграция», подчеркнув различия в способах их реализации. Под адаптацией подразумевают «процесс усвоения иностранным гражданином или лицом без гражданства образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему существовать и успешно действовать в принимающем обществе. Адаптация тесно связана с получением мигрантом официального статуса и легализацией его пребывания» [2, с. 4]. Под интеграцией подразумевают «процесс включения иностранного гражданина или лица без гражданства в систему социальных, правовых и культурных отношений принимающего общества в качестве его полноправного и постоянного члена; зачастую она связана с получением мигрантом права на временное или постоянное проживание в стране, а также с получением гражданства принимающей страны» [12, с. 46]. Согласно данному подходу, адаптация предшествует интеграции. Сначала иностранный гражданин должен изучить социальные (официальные и неофициальные) нормы, регулирующие жизнедеятельность принимающего сообщества (получение знаний). Затем он интегрируется, используя усвоенные нормы и включаясь в правовые, трудовые, социальные, культурные отношения (практическое использование знаний). Однако подобная попытка дифференцировать адаптацию и интеграцию не кажется результативной, т. к. процесс получения знаний у мигрантов чаще происходит в ходе практических организационных действий по получению документов и обустройству повседневной жизни.

На официальном уровне и в правовых актах Российской Федерации, несмотря на широкое использование терминов «адаптация» и «интеграция», их однозначное и непротиворечивое толкование отсутствует. В методических рекомендациях ФАДН России для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Рос-

сийской Федерации» под социальной и культурной адаптацией понимается «усвоение иностранными гражданами основ русского языка, истории России, законодательства Российской Федерации, правил поведения, навыков общения, норм общественной морали и этики, культурных ценностей, возможности получения государственных и иных услуг в целях пребывания (проживания), осуществления трудовой и иной деятельности на территории Российской Федерации в установленном порядке, формирования устойчивых социальных отношений, культурных связей и сотрудничества с гражданами Российской Федерации»3. Ключевым признаком необходимости адаптации и интеграции является пребывание на территории страны. Это стоит выделить особо, т. к. существующий порядок получения гражданства России допускает проживание соискателя гражданства за пределами страны - на территории постсоветских государств. В таком случае адаптация и интеграция, согласно подходу, предлагаемому ФАДН, не требуются по правовому статусу. Однако в случае въезда этого гражданина в Россию он окажется в группе лиц, нуждающихся в интеграции.

Россия, если проводить параллель между способом образования российского и европейских государств, является европейской страной. Основой государства выступают коренные этносы, исторически сформировавшиеся и проживающие на территории страны [5]. Но по стилю организации процесса интеграции мигрантов Россия ближе к Соединенным Штатам, в которых привыкание иностранцев к новому социуму отдавалось в руки самих мигрантов или неправительственных общественных организаций. Однако в случае с США подобная позиция оправдана историей формирования страны, которая продолжает являться «плавильным котлом» для мигрантов со всего мира. Сама политика плавильного котла возможна именно в США, где этническое многообразие является фактором, привлекающим мигрантов. В нашей стране, в условиях исторически сложившегося этнически разнообразного общества, подобный подход мог бы привести к конфликтам.

В российской правовой системе существует ряд документов, которые содержат положения об интеграционной политике: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года4; Государственная программа «Реализация госу-

3 Приказ ФАДН России от 17.11.2020 № 142 «О методических рекомендациях для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации».

4 Указ Президента России от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». www. kremlin.ru/acts/bank/36512.

дарственной национальной политики»5; Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы6. Так, в Концепции в качестве одной из задач миграционной политики рассматривается «создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами»7. Эти положения можно назвать идейной основой всех перечисленных документов в вопросе, касающемся адаптации и интеграции.

Реализация адаптационных целей предусматривает обеспечение легального въезда, трудоустройства и получение государственных услуг в сфере миграции, установление простых, понятных для граждан и исполнимых правил, отвечающих цели, принципам и задачам миграционной политики. Для снижения влияния неофициальных посреднических структур помощи мигрантам создается система «единого окна». Создаются условия благоприятствования для выходцев из постсоветских государств, что должно обеспечить российскую экономику работниками, которые культурно и исторически близки нашему населению.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан определяется Федеральным законом № 184-ФЗ. Он относит осуществление мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан к сфере ведения субъектов Российской Федерации. Их финансирование обеспечивается из региональных бюджетов8. Ряд полномочий в части сохранения и укрепления межнационального согласия, профилактика межнациональных конфликтов отнесены к вопросам местного значения, финансирование соответствующих мероприятий должно осуществляться за счет средств местных бюджетов (в соответствии с Федеральным законом

5 Государственная программа «Реализация государственной национальной политики», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1532 с поправками и дополнениями от 31 марта 2020 г. base.garant.rU/71580894/#block_1060.

6 Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г.№ 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы». www.kremlin.ru/events/president/news/58986.

7 Там же.

8 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующая редакция). (п. «а.1» ч. 2 ст. 21, п. 20.1 ч. 2 ст. 26.3). www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/.

№ 131-ФЗ)9. Таким образом, приоритеты страны по категориям принимаемых мигрантов, вопросы легализации пребывания и трудовой деятельности иностранных работников, т. е. экономические и правовые аспекты миграции, определяются на федеральном уровне, а все остальные вопросы, по сути, являющиеся стержнем адаптации и интеграции (сохранение межнационального мира, профилактика межнациональных конфликтов, проведение мероприятий по социальной и культурной адаптации), остаются сферой деятельности субъектов Федерации и местных органов власти и зависят от их финансовых возможностей и оценки актуальности вопросов работы с иностранными гражданами.

Процесс интеграции мигрантов и его составляющие

Стратегия успешной интеграции мигрантов может быть обозначена как «Стратегия четырех Д»: доступ к информации (правовой, культурной, трудовой); доступ к правовому статусу (легализация пребывания и трудовой деятельности); доступ к инфраструктуре (возможность пользования социальной, жилищной, транспортной, культурной, экономической инфраструктурой страны пребывания); доступ к ресурсам и услугам (возможность воспользоваться поддержкой государства и общества, получить необходимые услуги, достичь приемлемого уровня жизни и потребления и в конечном счете реализовать себя в новых условиях как полноправного участника экономической, социальной и культурной жизни) [12, с. 48]. Не все перечисленные составляющие успешной интеграции возможно измерить с помощью статистических показателей и даже опросов населения. Ограничение доступа может заключаться не только и не столько в документально утвержденных формах ограничений, сколько в повседневной жизни, в трудно фиксируемых ситуациях. Например, доступность информации и легализации может ограничиваться низким уровнем знания языка страны пребывания; доступ к инфраструктуре - отношением принимающего общества к иностранным гражданам, дискриминационными практиками при найме на работу, съеме жилья, оказании услуг. Представления о приемлемом уровне жизни и потребления отличаются у мигрантов первого и второго поколения. Мигранты первого поколения готовы терпимо относиться к плохим условиям жизни, но их дети, выросшие в стране пребывания, находятся в двой-

9 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 23.03.2021) (п. 7.2 ч. 1 ст. 14, п. 6.2 ч. 1 ст. 15, п. 7.2 ст. 16, ч. 1 ст. 18). www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571.

ственном состоянии: с одной стороны, - они постоянные жители страны и, с другой - представители дискриминируемой социальной группы. Сохранение такой ситуации может выливаться в открытые конфликты, как это, например, происходит во Франции, где представители алжирской молодежи все чаще выражают недовольство своим социальным и правовым положением [8; 9].

В процессе интеграции иностранные граждане находятся под влиянием различных социальных институтов. И те из них, которые оказывают большее воздействие, содействуют в решении бытовых и трудовых проблем, будут определять мотивацию и отношение мигранта к стране пребывания, к местному населению, вопросам легализации. Конфликтные отношения с принимающим населением, «столкновение с неравенством на рынке труда и жилья (т. е. с дискриминацией) или с проявлениями вражды по этническому, расовому или религиозному признаку влечет за собой самоизоляцию новоприбывшего населения. Происходит их замыкание в узком кругу «своих»» [6, с 10]. «Свои» в данной ситуации готовы участвовать в решении проблем, но не всегда эта помощь бескорыстна. В условиях незнания языка, законов, отсутствия официальной правовой помощи иностранные граждане становятся заложниками ситуации. Поэтому, по мнению специалистов, «для того, чтобы интеграция мигрантов была эффективной, она не должна возлагаться на мигрантов. Если общество не захочет их интегрировать, они могут стараться изо всех сил, но все равно у них нет никаких шансов» [4, с 24].

Среди обстоятельств, определяющих готовность принимающего общества взаимодействовать с мигрантами, Т. Кульман отмечает ограниченность экономических возможностей последних для обеспечения материального благосостояния, соответствующего представлениям принимающего общества [16, с 13]. М. Дас Гупта отмечает влияние исторических связей и текущих отношений между странами исхода мигрантов и страной их пребывания [15].

Приоритеты интеграционных программ должны определяться стандартными приоритетами жизни каждого человека, независимо от гражданства. По мнению В.С. Малахова, «Первостепенные вопросы, решение или нерешенность которых непосредственно сказывается на протекании процесса интеграции, - это условия труда и жилье. Если эти проблемы не сняты (например, индивид работает по 12 часов в сутки без выходных и живет в унижающих человеческое достоинство условиях), ожидать от мигрантов включения в принимающее общество не приходится» [6, с 10]. Интенсивный труд, нестандартный режим работы и отдыха, отсутствие социальных гарантий не оставляют иностранным гражданам физических и моральных сил для участия в культурных программах (концертах, выставках, встречах), с помощью кото-

рых их пытаются познакомить с культурой страны пребывания. То же касается мероприятий диаспорных организаций - основными потребителями их культурных и образовательных мероприятий становятся те соотечественники, которые обосновались в стране давно и обеспечили себя комфортными условиями труда и повседневной жизни и при этом хотели бы сохранить приобщенность к языку и культуре для себя и своих детей.

Ошибочная установка интеграционной политики на ассимиляцию иностранцев также может стать фактором ее непривлекательности и отторжения. Для человека, оказавшегося в чужой стране в окружении иной культуры, собственная идентичность является важным фактором его морального состояния, стержнем, помогающим ему преодолевать трудности миграции. Важно учитывать, что «этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса» [1, с 31].

Известный российский миграциолог В.И. Мукомель выделяет следующие принципы реализации мер по интеграции мигрантов: интеграция - процесс, которому мигранты должны быть подвержены как в индивидуальном порядке, так и как определенная социально уязвимая группа; ответственность за интеграцию лежит как на самих мигрантах, так и на правительстве, организациях и населении принимающей страны; принимающее общество несет ответственность за то, чтобы реализация правового статуса мигрантов способствовала их участию в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни общества; мигранты, в свою очередь, должны уважать нормы и фундаментальные ценности принимающей стороны и активно участвовать в процессе интеграции - без потери своей собственной идентичности [7]. И.В. Ивахнюк, дополняя эти принципы, указывает на необходимость взаимодействия принимающего общества и мигрантов, инфраструктуры реализации интеграционных мер, разработки различных программа для разных категорий мигрантов и вовлечение институтов гражданского общества [4, с 15].

И.В. Ивахнюк также отмечает, что первичным является правовой статус и правовая защищенность мигрантов: «Только в том случае, если принимающее государство предпринимает реальные шаги, обеспечивающие права мигрантов, противодействующие их дискриминации и маргинализации, теневой занятости и эксплуатации, их социальной исключенности, и в то же время содействует формированию толерантного отношения к приезжим среди коренного населения, публично признает роль мигрантов для экономики страны, разъясняет те или иные мотивы проводимой миграционной политики населению, - только тогда создается атмосфера, в которой мигранты

и общество могут эффективно взаимодействовать» [4, с 12]. Правовые нарушения в отношении иностранных граждан благоприятствуют подобным практикам и в отношении местного населения, т. к. нарушение трудовых или социальных прав не может иметь гражданства. Факт нарушения чьих-либо прав есть констатация факта неэффективности законодательства.

Разработка разных интеграционных программ для различных групп мигрантов обусловлена различиями стартовых возможностей изучения языка, поиска работы и получения дохода, различиями целей пребывания в России в зависимости от образования, пола, возраста. Установлено, что дети быстрее адаптируются в новых сообществах, т. к. посещают школу, вынуждены изучать язык страны пребывания и общаться со сверстниками [10; 11]. Женщинам сложнее выучить язык, т. к. местом их работы нередко являются частные домохозяйства, в которых общение с местным населением ограничено. Специализация выходцев разных стран концентрирует в определенных сферах экономики большое количество соотечественников, работающих в однородных бригадах (строительство, ремонт, сельскохозяйственные работы) без взаимодействия с местным населением или представителями иных этносов [3]. Эти факторы снимают необходимость изучения языка и усиливают процесс формирования анклавных сообществ.

Заключение

Понятия «адаптация» и «интеграция» в большинстве случаев рассматриваются как единый процесс, который предполагает ряд мер по обеспечению включения иностранных граждан в общественные отношения в стране пребывания в качестве полноправных членов общества. Эта цель достигается через реализацию комплекса мер по правовой, социальной защите мигрантов, по приобщению их к культурным нормам и стандартам поведения. В российской практике интеграционная политика сводится к мерам по легализации трудовой деятельности иностранных работников. Реализация мероприятий в социальной сфере и их финансирование передано в полномочия субъектов Федерации, которые отличаются между собой финансовыми возможностями и объемами миграции, что затрудняет проведение в стране комплексной адаптационной и интеграционной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдрахманов Д.М., Демичев И.В., Нугуманов М.М., Кагарманов Р.Ф., Дусмухаметов Ф.А. Интеграция инокультурных мигрантов в России. Уфа: ДизайнПресс, 2014.

2. Адаптация и интеграция мигрантов. Сборник эффективных практик. БФ «ПСП-ФОНД». Санкт-Петербург, 2018.

3. Женщины-мигранты из стран СНГ в России / под ред. Е.В. Тюрюкановой. М.: МАКС ПРЕСС, 2011.

4. Ивахнюк И.В. Некоторые методологические и практические вопросы политики интеграции мигрантов в России. Интеграция мигрантов: возможна ли она

в современном обществе? // Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. Выпуск 29. М., 2015. С. 8-28.

5. Малахов В. С. Интеграция мигрантов как административная проблема: опыт Евросоюза // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 1. С. 77-87.

6. Малахов В. С. Интеграция мигрантов: европейский опыт и перспективы России. Рабочая тетрадь. Российский совет по международным делам. М.: Спецкнига, 2014. № 12.

7. Мукомель В.И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся: Ежегодник [сборник научных статей] / Отв. ред. М.К. Горшков; Институт социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. Вып. 14.

С. 411-467.

8. Новоженова И.С. «Лишние люди»: волнения иммигрантской молодежи во Франции // Актуальные проблемы Европы. 2008. № 4. С. 121-141.

9. Новоженова И.С. Алжирская диаспора во Франции // Актуальные проблемы Европы. 2009. № 4. С. 77-100.

10. Полетаев Д.В. Реалии и перспективы адаптации детей-мигрантов из Средней Азии в России // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 4 (123). С. 110-121.

11. Соколова В.М. Проблемы адаптации мигрантов в Испании в исследованиях зарубежных социологов // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5. № 2 (18). С. 118-135.

12. Социальная и культурная адаптация мигрантов, профилактика межнациональной напряженности и развитие межнационального сотрудничества в Санкт-Петербурге. Информационная брошюра для сотрудников внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2017.

13. Эндрюшко А.А. Теоретические подходы к изучению адаптации мигрантов

в принимающем обществе: зарубежный опыт // Вестник Института социологии. 2017. № 4. Т. 8. С. 46-70.

14. Berry J. W. Acculturation as varieties of adaptation. Ed. by A. Padilla. Boulder, Westview. 1980. Рр. 9-25.

15. Gupta Das M. What is Indian about you? A gendered, transnational approach to ethnicity // Gender and Society. 1997. № 11 (5). Рр. 572-593.

16. Kuhlman T. The economic integration of refugees in developing countries: a research model// Journal of refugee studies. 1991. № 4 (1). Рр. 1-20.

REFERENCES

1. Abdrakhmanov D.M., Demichev I.V., Nugumanov M.M., Kagarmanov R.F., Dusmukhametov F.A. Integration of foreign cultural migrants in Russia. Ufa: DesignPress, 2014. (In Russ.).

2. Adaptation and integration of migrants. Collection of effective practices. CF "PSP-FUND". Saint Petersburg. 2018. (In Russ.).

3. Women-migrants from the CIS countries in Russia / ed. by E.V. Tyuryukanova-M.: MAKS PRESS. 2011. (In Russ.).

4. Ivakhnyuk I.V. Some methodological and practical issues of the policy of integration of migrants in Russia. Integration of migrants: is it possible in modern society? Scientific series: International Population Migration: Russia and the modern World. Iss. No. 29. (In Russ.).

5. Malakhov V.S. Integration of migrants as an administrative problem: the experience of the European Union. 2015. No. 1. P.77-87. (In Russ.).

6. Malakhov V.S. Integration of migrants: European experience and prospects of Russia. Workbook. Russian Council for International Affairs. No. 12. 2014. M. 2014. (In Russ.).

7. Mukomel V.I. Adaptation and integration of migrants: methodological approaches to performance assessment and the role of the host society // Russia reforming: Yearbook [collection of scientific articles] / Еd. by M. K. Gorshkov; Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. M. 2016. Iss. No 14. pp. 411-467. (In Russ.).

8. Novozhenova I.S. "Superfluous people": unrest of immigrant youth in France // Actual problems of Europe. 2008. No. 4. rp. 121-141. (In Russ.).

9. Novozhenova I.S. The Algerian Diaspora in France / / Actual problems of Europe. 2009. No. 4. rp. 77-100. (In Russ.).

10. Poletaev D.V. Realities and prospects of adaptation of migrant children from Central Asia in Russia. 2017. Vol. 16. No. 4 (123). rp. 110-121. (In Russ.).

11. Sokolova V.M. Problems of adaptation of migrants in Spain in the research of foreign sociologists / / Sotsiologicheskaya nauka i sotsialnaya praktika. 2017. Vol. 5. No. 2 (18). rp. 118-135. (In Russ.).

12. Social and cultural adaptation of migrants, prevention of interethnic tension and development of interethnic cooperation in St. Petersburg. Information brochure for employees of inner-city municipalities of St. Petersburg. Saint Petersburg, 2017. (In Russ.).

13. Andreushko A.A. Theoretical approaches to the study of the adaptation of migrants in the host society: foreign experience // Bulletin of the Institute of Sociology. 2017. No. 4. Vol. 8. rp. 46-70. (In Russ.).

14. Berry J.W. Acculturation as varieties of adaptation. Ed. by A. Padilla. Boulder, Westview. 1980. Pр. 9-25.

15. Gupta Das M. What is Indian about you? A gendered, transnational approach to ethnicity. Gender and Society. 1997. № 11 (5). Pр. 572-593.

16. Kuhlman T. The economic integration of refugees in developing countries: a research model. Journal of refugee studies. 1991. №4 (1). P. 1-20.

ABOUT THE AUTHOR

Ilimbetova Aisylu Amirovna - Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Population of the Faculty of Economics of M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow. Russia akkosh@inbox.ru

ADAPTATION AND INTEGRATION OF MIGRANTS: CONDITIONS, GOALS, APPROACHES

The article discusses the concepts of "adaptation" and "integration" of foreign citizens. It was noted that the goal of integration was to help migrants adapt in a new social environment and become full participants in public relations. Various approaches to the components of the integration process of migrants are presented. The features of Russia as a country that receive international migrants, as well as the factors of the emergence of problems, associated with the difference in cultures and the way of life of the arriving and the local population, are determined. The analysis of the normative legal provisions, governing the adaptation and integration of migrants in the Russian Federation, is carried out. The necessity of developing a comprehensive policy of adaptation and integration of labor migrants has been substantiated.

Keywords: adaptation, integration, migration processes, labor migrants, foreign citizens. JEL: F22, J61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.