Научная статья на тему 'Адаптация человека к современной информационной среде'

Адаптация человека к современной информационной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5742
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПСИХОСОМАТИКА / ПСИХИКА / ИНФОРМАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ADAPTATION / PSYCHOSOMATICS / MENTALITY / INFORMATION / OUTLOOK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимошенко Татьяна Викторовна

Рассмотрены особенности формирования адаптационных механизмов человека в современном информационном обществе. Адаптация к окружающей среде – важнейший фактор, способствующий обеспечению информационно-психологической безопасности личности. Существенную роль в процессе адаптации играют психологические факторы, особенно в связи с информационно-коммуникативными процессами, происходящими в обществе. Лучшим средством адаптации является мировоззрение, системное, основанное на знании и направленное на объединение с окружающим миром. Адекватное действительности мировоззрение позволяет человеку эффективно преодолевать переходные процессы в жизни, выбирать лучший путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE PERSON TO THE MODERN INFORMATION ENVIRONMENT

In article features of formation of adaptable mechanisms of the person in a modern information society are considered. Adaptation to environment is the major factor promoting maintenance of information-psychological person’s safety. The essential role in the course of adaptation is played by psychological factors, especially in connection with the information-communicative processes occurring in a society. The best means of adaptation is the system outlook based on knowledge and directed on association with surrounding world. The correct outlook allows the person to overcome effectively transients in a life, to choose the best way of development.

Текст научной работы на тему «Адаптация человека к современной информационной среде»

Раздел IV. Информационно-психологическая безопасность человека и образование в сфере биомедицины

УДК 61:140.8

Т.В. Тимошенко

АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СРЕДЕ

Рассмотрены особенности формирования адаптационных механизмов человека в современном информационном обществе. Адаптация к окружающей среде - важнейший фактор, способствующий обеспечению информационно-психологической безопасности личности. Существенную роль в процессе адаптации играют психологические факторы, особенно в связи с информационно-коммуникативными процессами, происходящими в обществе. Лучшим средством адаптации является мировоззрение, системное, основанное на знании и направленное на объединение с окружающим миром. Адекватное действительности мировоззрение позволяет человеку эффективно преодолевать переходные процессы в жизни, выбирать лучший путь развития.

Адаптация; психосоматика; психика; информация; мировоззрение.

T.V. Timoshenko ADAPTATION OF THE PERSON TO THE MODERN INFORMATION

ENVIRONMENT

In article features of formation of adaptable mechanisms of the person in a modern information society are considered. Adaptation to environment is the major factor promoting maintenance of information-psychological person's safety. The essential role in the course of adaptation is played by psychological factors, especially in connection with the information-communicative processes occurring in a society. The best means of adaptation is the system outlook based on knowledge and directed on association with surrounding world. The correct outlook allows the person to overcome effectively transients in a life, to choose the best way of development.

Adaptation; psychosomatics; mentality; information; outlook.

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды

- важнейшая из способностей любой системы, обеспечивающая возможность ее существования. Поэтому проблемы адаптации всегда привлекали повышенное внимание ученых различных специальностей. С позиций синергетики, механизмы адаптации предназначены для поддержания динамического равновесия, внутренней и внешней устойчивости системы, т.е. носят компенсаторный характер. Они непрерывно совершенствуются в процессе эволюции системы.

Внимание, уделяемое изучению адаптации человека в ее различных аспектах, все возрастает, так как развитие цивилизации и в области научно-технического прогресса, и в информационно-коммуникативной, и в прочих областях постоянно ускоряется. Созданная человеком среда, в основе которой наиболее значимым элементом сейчас является информация, интенсивно воздействует на человека. Развивающиеся средства информационного воздействия, информационной комму-

никации влияют на психику человека и на создаваемую им культуру. Формируются новые когнитивные стереотипы, ценности, стереотипы поведения, усложняются процессы социализации личности. Соответственно увеличиваются нагрузки на адаптационную систему и умножаются требования к механизмам адаптации.

Способность человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней основе биологической, психологической и социальной сущности, тесно связана с понятием здоровья человека. И многие исследователи считают, что «адаптационные возможности организма» могут рассматриваться как мера здоровья, как мера защиты от болезни» [1].

Человек и состояние его здоровья являются объектами исследования самых различных наук. Несмотря на исторически сложившуюся традицию, согласно которой биологическая составляющая человека (организм и его патологии) изучаются медицинскими науками, а психологические и социальные факторы - психологическими и социальными науками: психологией, психиатрией, социологией, социальной философией, социальной психологией и прочими, все чаще используется комплексный, системный медико-социально-психологический подход к изучению здоровья человека. С позиций комплексного подхода человек рассматривается как существо со сложной и многоуровневой организацией. Природа человека представляет собой интегральную целостность, в которой биологическое начало есть основа начала социального, и диалектика их взаимодействия приводит к эволюции человека и социума. И хотя основной вопрос философии о соотношении материи и сознания (материального и идеального) так и остается без однозначного ответа, в таких практически значимых областях как медицина и психология, изучающих патологические процессы человеческого организма, их причины и способы преодоления, признается, что психические аспекты в них играют весьма значимую роль.

В настоящее время в системе «Человек - Природа - Общество» в адаптационной способности человека можно выделить биологическую, социальную и психологическую составляющие. Процесс адаптации определяет кроме самого существования еще и возможности человека вести полноценную, эффективную жизнь, находя необходимые «ответы» на «вызовы» окружающей его природной и социокультурной среды. Под воздействием новых вызовов информационной среды нарушается равновесное состояние организма: начиная с психологических отклонений, через невротические реакции к развитию телесных патологий - болезней. Наиболее тяжелыми последствиями могут быть дезорганизация, нарушение целостности личности, разрушение психической защиты личности и др.

В развитии науки подтверждается закономерность, что на пересечении областей различных знаний возможны самые удивительные открытия. В настоящее время в Университете Бингемтона и в других учебных заведениях проводится программа эволюционных исследований (EvoS), особенностью которых стал выход за рамки биологической науки и включение в исследование гуманитарных и общественных дисциплин. В программе изучается эволюция в нескольких аспектах: «и теория, и факт, и, что самое важное, мировоззрение, обеспечивающее глубокое понимание и способность к объяснению явлений» [2]. А, например, в начале XIX в., в 1818 г. появилась новая отрасль медицинской науки, связывающая физическое и психологическое начала человека - психосоматика. Само название уже отражает связь души (psihe) и тела (soma) в причинах возникновении заболеваний. Психосоматика развивалась как клиническая дисциплина и представления о механизмах развития болезней с течением времени расширялись. Современное психосоматическое направление представлено множеством концепций, отражающих механизмы нарушения связи между психикой и функциями организма: чувства, переживания, мысли человека с помощью нервной и гормональной систем трансформируются в биохимические реакции, получают свое телесное выражение, свой материальный субстрат

на уровне тела. Болезнь, возникающая на уровне сознания как нарушение взаимосвязи с миром, на уровне тела проявляется в виде биохимических, функциональных и органических изменений.

Изначально причины некоторых психосоматических заболеваний объясняли наследственной предрасположенностью, нарушением эмоционального климата в семье и сильными переживаниями взрослой жизни. В настоящее время выделено множество типичных психосоматических расстройств, имеющих психогенное происхождение: ожирение, нервная анорексия, нервная булимия, бронхиальная астма, язвенный колит, болезнь Крона, лабильная эссенциальная гипертензия, сердечный невроз, гастроэнтерит и многие другие. Чуть позже, в 1966 г., появилась концепция социопсихосоматики, рассматривающая причину психосоматических заболеваний в социальном и личностном конфликте индивидуума. Условия жизни общества, конституционные факторы, культурные влияния, социальные взаимосвязи, структура личности индивидуума - ведущие категории предложенных на сегодняшний день основных социопсихологических моделей. Быстрое социальное и техническое развитие в течение последних десятилетий приводит и к слишком быстрым изменениям норм этих категорий. Исход в психосоматическую патологию - это следствие нарушения адекватных взаимоотношений между индивидуумом и многочисленными социальными структурами, в которые он включен.

В настоящее время на роль психосоциальных факторов как причину возникновения различных патологий обращают внимание многие исследователи - Александровский, А.В. Мазурин, М.П. Довгаль, А.Г. Сапрыкина, Г.В. Минкина и другие. При длительном воздействии патогенных факторов заболевания прогрессируют и переходят к хроническим формам. Есть данные, что за последние 15 лет существенно возросла роль нервно-психического фактора в формировании патологии органов пищеварения, что исследователь связывают с социальными процессами.

Описанная выше связь биологического и психосоциального в человеке важна для понимания процессов его адаптации к среде. В ходе адаптации также выделяются биопсихосоциальные аспекты. И, если в процессе биологической адаптации человека организм приспосабливается с помощью изменений внешних и внутренних особенностей органов и тканей, их функций или функций всего организма, то психосоциальная адаптация задействует процессы становления личности, обучения и усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, закрепившихся в данном обществе, процессы посредством которых «индивид достигает состояния отсутствия переживания конфликта со средой, за счет использования накопленного опыта и моделирования новых способов поведения для разрешения проблемных ситуаций» [3]. Все эти процессы связаны с проблемой здоровья человека и проблемой общественного здоровья.

Информационные перегрузки способны вызывать различные формы дезадаптации человека. В первую очередь это нарушение психологического равновесия человека, которое затем приводит к соматическим заболеваниям. Формы проявления психологической адаптации человека к окружающему миру могут быть различными:

1) в виде различных форм психологической защиты;

2) психосоматических заболеваний;

3) психотических состояний.

Может возникнуть проблема неуверенности в себе, она часто носит неосознанный характер и маскируется под другие проблемы: излишнюю тревожность, агрессивность, потерю вкуса к жизни и др. Например, человек начинает ощущать, что он недостаточно хорош, раз не справляется с современной информационной техникой, не может разобраться в новых технологиях, успеть ознакомиться со всеми литературными, профессиональными новинками. В процессе преодоления человеком подобной ситуации, чтобы выглядеть достойно в глазах окружающих,

не вызывать осуждения, человек использует приобретенный на предшествующих этапах опыт или открывает принципиально новые способы поведения и решения сложных задач, моделирует новые программы и планы внутрипсихических процессов, формирует новые связи, для преодоления возникших ситуаций.

Адаптация к новым условиям, переживание периода неопределенности неизбежно влечет за собой психологический стресс у индивида, так называемый стресс адаптации. Состояние неопределенности, тревожности может стимулировать адаптационные процессы, так как индивид осознанно и неосознанно стремится вернуть комфортное самочувствие. Но оно же может стать причиной дезорганизованного поведения и, позже, к психосоматическим расстройствам.

Описание групп социально-стрессовой дезадаптации дал профессор, доктор медицинских наук Ю.А. Александровский. Он же предложил системный подход к их комплексной профилактике и терапии. Ю.А. Александровский рассматривал социально-психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, «которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них» [4]. Особенно значимым нам здесь видится выделение важной роли целенаправленной активности, присущей человеку.

Ю. А. Александровский предпринял попытку представить психическую адаптацию человека как взаимодействие эволюционно сложившихся функциональноцелостных подсистем:

1 - социально-психологических контактов;

2 - поиска, восприятия и переработки информации;

3 - обеспечения бодрствования и сна;

4 - эмоционального реагирования;

5 - эндокринно-гуморальной регуляции [5].

В условиях обилия информационных потоков ведущее значение принадлежит подсистеме поиска, восприятия и переработке информации, т.к. она является основой информационной и познавательной деятельности человека. Нарушение равновесия между информационной насыщенностью действительности и информационным ресурсом индивида приводит к состоянию дезадаптации, когда индивид не может справиться со стрессовой ситуацией. Например, в случае обнаружения дефицита необходимой информации или, напротив, в случае информационной перегрузки избыточной информацией. Нарушение адаптации возможно и при интеллектуальной обработке информации. Этот уровень адаптационной подсистемы определяет способ приспособления, скорость и качество обработки информации. На уровне эмоционального реагирования создается субъективно-личностное отношение к ситуации, формируется индивидуальная оценка получаемой информации.

Итак, существенное значение для процесса адаптации к информационной среде имеет активное поведение индивида в сложных условиях. Диалектичность ситуации адаптационных процессов в том, что внешние воздействия среды приводят к внутреннему дисбалансу, который в свою очередь развивается в конфликты с окружающими людьми. Следовательно, адаптационные механизмы наиболее эффективны при активном творческом изменении внутреннего содержания личности

- выработке новых форм поведения, овладении новых форм деятельности. Эти внутренние трансформации неизбежно отражаются на взаимоотношениях с окружающими людьми, иногда возможно и изменение социального статуса индивида. Подобный конструктивный подход к патологическим состояниям - это уже признак системного мировоззрения.

Эффективная адаптация в новой информационной среде обитания зависит от многих факторов, в том числе и от правильного формирования мышления, психологической готовности человека приспособиться к новой среде, к новым формам

взаимоотношений, от социальных условий, социально-коммуникативного опыта, коммуникационных возможностей и т.д. Важную роль в информационную эпоху обширного использования современных информационных технологий играет образование, формирующее у людей новые компетенции, знания, умения, опыт деятельности. Образование способствует формированию нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, адекватного новой необходимости. Процессы адаптации человека к современному информационному обществу имеют преимущественно не биологический, а социальный характер, и осуществляются через построение культурной, надиндивидуальной системы адаптации.

Таким образом, успешная адаптация, т.е. здоровье человека (физическое и психическое) неразрывно связаны с его мировоззрением. Мировоззрение, основанное на знании универсальных закономерностей и направленное на объединение с окружающим миром, позволяет человеку бескризисно преодолевать сложные переходные процессы в жизни, помогает выбирать наиболее эффективные пути развития. В работах современных исследователей С.Г. Антоновой, К.К. Колина, И. А. Кузибецкого, Л.В. Нестеровой и др. уже появилось новое понятие «информационное мировоззрение». Новое информационное мировоззрение учитывает роль информационных процессов в научном и социальном прогрессе, переосмысливает значимость информации, информационных процессов и информационных технологий в жизни человека и общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. - М., 1997. - С. 5.

2. Теория для всех // В мире науки. - 2009. - № 4. http://sciam.ru/journal/catalog/4-2009.

3. Клюева К.С. Основная специфика социально-психологической адаптации пожилого человека в информационной среде // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 44-47.

4. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976. - С. 13.

5. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. - М.: Феникс, 1997. - 6 с.

Статью рекомендовал к опубликованию к.т.н., доцент В.В. Василовский.

Тимошенко Татьяна Викторовна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: tvtim@mail.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371615; кафедра философии; к.ф.н.; доцент.

Timoshenko Tatiana Victorovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: tvtim@mail.ru; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371615; the department of philosophy; cand. of phil. sc.; associate professor.

УДК159.922.2

Э.И. Хайбулина

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

Раскрываются проблемы информационной безопасности, связанные с развитием виртуального пространства как отличительной особенности информационного общества на современном этапе развития государства. Особое внимание уделяется не только по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.