Научная статья на тему 'АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА КАК КРИТЕРИИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА КАК КРИТЕРИИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Т.В. Жукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА КАК КРИТЕРИИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

При отборе водоисточников проб воды, подлежащей исследованию на содержание пестицидных препаратов, необходимо строгое соблюдение принятых в таких случаях санитарных требований (в части выбора и подготовки используемой при этом посуды, упаковки и режима хранения отобранных проб и др.) [2, 4, 6, 7, 9, 10].

Одним из важных факторов, определяющих достоверность полученных результатов натурных испытаний пестицидных препаратов, являются методы анализа содержания их действующих веществ в воде. При этом должны применяться только методы, адаптированные для условий России с учетом нескольких принципиальных позиций: достаточная чувствительность используемого метода, его соответствие технической (аппаратурной) оснащенности и материальным возможностям учреждений санэпидслужбы, официальное утверждение метода в системе санитарно-ги-гиенического нормирования.

Для оценки полученных результатов обнаруживаемые в воде остаточные количества пестицидов сопоставляются с ПДК и в случае их превышения даются гигиенические рекомендации по корректировке технологии применения препарата. Учитывая возможность комплексного поступления в организм пестицидов (с пищей, водой и атмосферным воздухом), представляется целесообразным расчетным путем определять также долю водного фактора в формировании допустимой для человека суточной дозы данного пестицида.

Исследования Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана по изучению влияния некоторых пестицидных препаратов на водопользование населения различных регионов (Московская область

— 1-я зона, Краснодарский край — 2-я зона, Ростовская и Саратовская области — 3-я зона) с целью выявления возможности их регистрации в России проводятся в настоящее время впервые. Апробированные при этом методические подходы и накопленные материалы позволят в дальнейшем отработать оптимальную модель подобных исследований для осуществления мониторинговых наблюдений за состоянием водоисточников в районах применения пестицидов на всей территории Российской Федерации.

Литература

1. Врочииский К. К., Маковский В. //. Применение пестицидов и охрана окружающей среды. — Кие», 1979.

2. Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды. СанПиН 1546—96.

3. ГОСТ 4979—49 "Вода хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения. Методы химического анализа. Отбор, хранение и транспортировка проб".

4. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, СанПиН 2. 1.4. 027-95.

5. Конокюк В. Ф. О деструкции пестицидов в окружающей среде / Использование и охрана природных вод. — Минск. 1985. - С. 47-54.

6. Методические указания по гигиенической оценке малых рек и санитарному контролю за мероприятиями по их охране в местах водопользования (№ 3280 — 80 от 28.12.1984, МЗ СССР). - М.. 1984.

7. Методические указания для органов санитарно-эпидемио-логичсской службы по санитарной охране водоемов от загрязнения пестицидами в связи с применением их в сельском хозяйстве (№ 8446—7 — МЗ СССР). - М.

8. Методики отбора проб. Управление качеством при испытаниях химической безопасности. ВОЗ. — Женева, 1994. - С. 124-127.

9. Охрана поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 4630-88.

10. Руководство по контролю качества питьевой воды. ВОЗ. 2-е изд. Т. 1. — Женева, 1994.

©т. В. ЖУКОВА, 1997 УДК 616-1/.8-02:614.7)-074

Т. Б. Жукова

АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА КАК КРИТЕРИИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ростовский государственный медицинский университет

В настоящее время в основе первичной профилактики экологических заболеваний находится гигиеническое нормирование вредных факторов окружающей среды, так как именно гигиенические регламенты определяют объем и направление других (планировочных, технологических, са-нитарно-технических и лечебно-профилактических) мероприятий, гарантирующих сохранение здоровья [6, 10, 11].

Современная трактовка термина "предельно допустимая концентрация, как "максимальная концентрация" которая ... не вызывает в организме заболеваний, а также сдвигов, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, установленных с помощью современных методик ..." [9] научно обоснована по существу, но сложна для практической реализации.

Во-первых, "самые современные методики" зачастую являются технически очень сложными и в этом заключается объективная причина возможных ошибок при обосновании ПДК.

Во-вторых, необходимость использования до-нозологических критериев для установления пороговых концентраций и доз вступает в противоречие с реальной практикой гигиенического нормирования, ибо указанные пороги в настоящее время обосновываются исходя из первых существенных сдвигов в организме экспериментальных животных, т. е. на уровне ранних клинико-лабо-раторных признаков заболевания.

Нам представляется, что есть другой путь: направить усилия не на поиски ранних признаков заболеваний, а наоборот, оценивать способность организма к сопротивлению неблагоприятным факторам окружающей среды.

С этой целью мы использовали открытие отечественными учеными [3, 5] антистрессорных реакций организма, которые доказали, что нейрогу-моральные изменения в организме, обеспечивающие его устойчивость к неблагоприятным факторам благодаря развитию реакций антистрессорной защиты, находят отражение в соотношении фор-

менных элементов периферической крови, используемом как сигнальный показатель. Выделены следующие адаптационные реакции: реакция тренировки (РТ), характеризующаяся повышением неспецифической резистентности организма за счет развития охранительного торможения в ЦНС и развивающаяся в ответ на действие слабых раздражителей, реакция спокойной активации (РСА) и реакция повышенной активации (РПА), которые характеризуются истинным повышением неспецифической резистентности организма не за счет развития торможения, а благодаря подъему активности защитных систем организма и, наконец, стресс (С), который развивается в ответ на сильные раздражители и характеризуется дисфункцией защитных сил организма (чрезмерная стимуляция одних систем и угнетение других) [3, 8]. Кроме того, каждая из реакций осуществляется на двух уровнях — "этажах". Первый "этаж" — это высокая резистентность организма, когда физиологические процессы осуществляются на оптимальном уровне, второй "этаж" — низкая резистентность, напряжение физиологических функций.

До настоящего времени использование этого открытия ограничивалось в основном клинической практикой подбора доз лекарственных препаратов и физических факторов для оценки эффективности лечения различных заболеваний [3, 4].

В наших исследованиях адаптационные реакции использовались в качестве критерия для установления пороговых доз и концентраций при обосновании гигиенических регламентов вредных химических соединений в окружающей среде, для оценки состояния здоровья работающих в химической промышленности, а также для разработки на этой основе мероприятий превичной профилактики заболеваний химической этиологии.

В данной работе излагаются результаты гигиенического нормирования ряда химических соединений, относящихся к различным химическим классам. Исследования выполнены в лаборатории промышленной токсикологии кафедры общей гигиены РГМУ при непосредственном участии автора статьи.

Предварительно были обоснованы критерии пороговое™ воздействия вредных химических соединений по адаптационным реакциям. Показано, что высокие "этажи" РТ, РСА, а также появление реакции переактивации (ППА) и "мягкого" стресса характеризует пороговость воздействия фактора.

В основу проведенного нами анализа положено сравнение чувствительности адаптационных реакций (итас|) с чувствительностью физиологических, биохимических, гематологических показателей, используемых для обоснования порога хронического действия (ит^). Результаты представлены в таблице. При анализе соотношений 1лтас( и 1лтС|, выявлено, что во многих случаях эти пороги совпали. Однако если достоверные изменения, достаточные для обоснования итС|„ отмечались в основном в конце затравок (4 или б мес), то информация, достаточная для обоснования

Соотношение порогов хронического действия химических веществ и адаптационых реакций организма

Вещество Limch Cum Соотношение Limc|,/Limaj

ИФК 1 Средняя =

2-НК 0,3 Слабая =

2,6-НДК 3 м =

ДХА-2.6-НДК 3 " -

1, 4. 5, 8-НДК 0,6 Средняя =

ДА 1, 4, 3, 8-НТКК 6 Слабая =

ДЦГФ 10 " <

МБН 0,5 Выраженная =

ТСРЬ 0.1 " >

С Си 0,5 =

ГХ Си 1 =

ВаСг 04, СиО 0,6 « >

ЛЭМ-кислоты 2,8 Слабая =

БМК 15 Средняя =

ИБМК 15 =

Триоксан 45 Слабая =

2. 4, 4-ТНБА 10 " >

п-НБК 5 м <

ДМС 50 и <

М-2 4 Выраженная =

2. 4, 4-ТАБА 10 Средняя >

ДАДФС 15 м =

"Дон-50" 12 Слабая >

ВП 5 Средняя >

ита(], была получена существенно раньше, на 2— 4-й неделе затравки. Конкретный срок зависел от кумулятивных свойств вещества: при выраженной кумуляции изменения наступали уже через

1—2 нед затравки (трехосновной сульфат свинца (ТСРЬ), изофталевая кислота (ИФК), 5(6)-амино-

2-п-аминофекилбензимидазол (М-2)), а при слабой кумуляции указанные сдвиги адаптационных реакций отмечались на 8—12-й неделе затравки (дициклогексилфталат (ДЦГФ), синтетическое моющее средство "Дон-2").

В некоторых случаях Ьт1С|, и Ытас) не совпадали. Отмечались оба варианта: иногда Утс|1 < 1лтас| (ДЦГФ, пара-нитробензойная кислота (П-НБК), диметилсебацинат (ДМС)), а иногда итс11 > 1_лтас] (ТСРЬ, 2, 4, 4-тринигробен-занилид (2, 4, 4-ТНБА)), 2, 4, 4-триаминобенза-нилид (2, 4, 4-ТАБА). По нашему мнению, занижение ЬтПс], (первый вариант) привело к необоснованному занижению ПДК, что нанесло экономический ущерб пользователю норматива. Во втором варианте — налицо возможный медицинский ущерб.

Достоинством данного подхода является то, что при обработке экспериментальных материалов показатели не усредняются. Напротив, сопротивляемость каждого организма изучается индивидуально, это устраняет противоречие между практикой гигиенического нормирования и оценкой состояния здоровья работающих с целью выявления профессиональной патологии.

На этом основании мы сделали вывод о возможности и надежности использования адаптационных реакций как сигнального показателя сопротивляемости организма к стрессовому (в данном случае к химическому) фактору при обосновании гигиенических регламентов содержания вредных химических соединений в окружающей среде.

Литература

1. Гаркави Л. X. / Вопросы клинической онкологии и нейро-эндокринных нарушений при злокачественных новообразованиях. — Ростов н/Д., 1968. — С. 344—348.

2. Гаркави Л. X. Адаптационная "реакция активации" и се роль в механизме противоопухолевого влияния раздражения гипоталамуса: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Донецк, 1969.

3. Гаркави Л. X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов Н/Д., 1990.

4. Гаркави Л. X., Квакина Е. Б. // Миллиметровые волны в биологии и медицине. — 1995. — № 6. — С. 11—21.

5. Гаркави Л. X., Квакина Е. Б. // Валеология. — 1997. — № 2. - С. 15-20.

6. Измеров И. Ф.. Панкова В. П., Попова Т. Б. // Гиг. труда. - 1991. - № 7. - С. 1-3.

7. Квакина Е. Б.. Уколова М. А. // Всесоюзное совещание по изучению влияния магнитных полей на биологические объекты, 2-е: Материалы. — М., 1969. — С. 107—110.

8. Селье Г. От мечты к открытию. — М., 1987.

9. Саноцкий И. В. Методы изучения токсичности и опасности химических вешеств. — М.. 1970.

10. Саноцкий И. В., Уланова И. П. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценке опасности химических соединений. — М.. 1975.

11. Сидоренко Г. И.. Сутокская И. В. // Гиг. и сан. — 1993. — № 5. - С. 4-8.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 614.7-074(1-21)

В. В. Быстрых, В. М. Боев, Е. Л. Борщук, В. Н. Дунаев СТРУКТУРА АНТРОПОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Оренбургская медицинская академия; Центр Госсанэпиднадзора в г. Оренбурге

Антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает мощное воздействие на формирование популяционного здоровья населения, поэтому комплексная оценка состояния среды обитания является одним из приоритетных направлений гигиенических исследований, она позволяет оценивать риск возникновения изменений в состоянии здоровья населения.

С учетом задач социально-гигиенического мониторинга проведен качественный и количественный анализ антропогенного воздействия на окружающую среду в трех зонах наблюдения по программе "АГИС-Здоровье" в Оренбурге за 1990— 1995 гг.

В работе проведен анализ состояния атмосферного воздуха по 27 веществам (данные Центра Госсанэпиднадзора — ЦГСЭН Оренбурга и Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) в соответствии с РД 52.04.186—89. Мониторинг шумового загрязнения проводился на 18 основных улицах зон изучения и внутри жилых кварталов. Качество питьевой воды оценено по 17 параметрам (данные ЦГСЭН Оренбурга и управления водно-канализационного хозяйства) на соответствие требованиям ГОСТам 2874—82 и 2761—84. На основании полученных результатов рассчитаны комплексные показатели, характеризующие суммарный уровень загрязнения объектов окружающей среды (атмосферный воздух, питьевая вода) и проведена суммарная оценка антропогенного загрязнения селитебных территорий промышленного города.

Таблица 1

Приоритетные поллютанты атмосферного воздуха за 1990—1995

гг.

Поллютаит

Зона X

Зона У

Зона Т

Формальдегид 1,53 ± 1,49 1,97 ± 2,74 <0,001

Диоксид азота 1,24 + 0,45 1,20 ± 0,88 1,42 ± 0,65 <0,001 Взвешенные

вещества 1,30 ±0,83 1.21 ± 0.46 1,04 ± 0,37 <0,001

Свинец 0,54 ±1,40 1.14 ± 2.15 0,93 ± 1.37 <0.05

Хром 1,32 ± 1,67 2,41 ±3,11 2,11 ±2,73 <0,05

Никель 0,62 ±0,66 1,21 ± 1,78 0,81 ± 1.16 <0,001

При комплексной оценке загрязнения атмосферного воздуха установлено, что приоритетными поллютантами являются свинец, никель, хром, диоксид азота, пыль и формальдегид (табл. 1).

Достоверно более высокое загрязнение атмосферного воздуха диоксидом азота в зоне 2 может быть обусловлено воздействием крупной ТЭЦ (выброс диоксида азота более 4 тыс. т в год, главный стационарный источник по городу). По величине загрязнения металлами выделяется зона У, что обусловлено выбросами мощных металлообрабатывающих и гальванических производств, а также автотранспорта. Концентрации взвешенных веществ достоверно выше в зоне X, что обусловлено влиянием недостаточно обустроенных магистралей, недостаточным озеленением и благоустройством территории. Содержание формальдегида достоверно выше в зоне У (в зоне Ъ контроль не производился), что обусловлено влиянием мебельных предприятий, где применяются фе-нолформальдегидные смолы.

Анализ результатов маршрутных и подфакель-ных исследований показал, что процент проб с превышением ПДК наиболее высок (6—17%) на автомагистралях, что косвенно свидетельствует о существенном влиянии автотранспорта на общий уровень загрязнения атмосферы города. Удельный вес проб с превышением ПДК в зоне влияния промышленных предприятий составил 2,5—6%. Учитывая изменения социально-экономических условий, вклад автотранспорта и далее будет возрастать.

В настоящее время в городе сложилась напряженная обстановка с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой, поэтому оценка суммарного антропогенного воздействия без оценки качества питьевой воды была бы неполной. По данным лабораторных исследований водных объектов не отвечали гигиеническим нормативам по химическим показателям свыше 25% проб воды, а в скважинах — до 50%. В настоящее время 13 из 17 существующих водозаборов подлежат закрытию как не отвечающие санитарным требованиям и подающие воду, не соответствую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.