Научная статья на тему 'Адаптационная Физкультура для детей дошкольного возраста со зрительной патологией'

Адаптационная Физкультура для детей дошкольного возраста со зрительной патологией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
352
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ / КОРРЕКТИРОВАТЬ ПУТЕМ ИСПРАВЛЕНИЯ / ЗРИТЕЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончарук Я.А., Батурина А.О.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детской зрительной патологии, которую можно корректировать путем исправления зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста при помощи развивающих игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гончарук Я.А., Батурина А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационная Физкультура для детей дошкольного возраста со зрительной патологией»

международный научный журнал «инновационная наука» УДК 373.2

№10/2015

ISSN 2410-6070

Я. А.Г ончарук

асс. Кафедры физического поспитания

А. О.Батурина

Институт инженерных технологий и естественных наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет

г. Белгород, Российская Федерация

АДАПТАЦИОННАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО

ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детской зрительной патологии, которую можно корректировать путем исправления зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста при помощи развивающих игр.

Ключевые слова

Зрительная патология, корректировать путем исправления, зрительная недостаточность, дети дошкольного

возраста, развивающие игры.

Полная или частичная потеря зрения это одна из наиболее тяжелых форм инвалидности, которая отрицательно влияет на жизнедеятельность ребенка. С каждым новым поколением качество зрения становится хуже и хуже. Научно-технический прогресс опережает достижения в сфере офтальмологии; мы пользуемся гаджетами повсеместно и неограниченно, тем самым очень сильно портим свое зрение. Возникает вопрос, как можно помочь детям улучшить зрение и полноценное развитие на первых годах жизни. Для этого рассмотрим, как влияет адаптивная физкультура на детей дошкольного возраста.[1]

Коррекционные цели и задачи занятий при зрительной недостаточности.

Цель направлена на восстановление, замещение и компенсацию нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции. [2]

Задачами занятий с детьми дошкольного возраста являются:

1. Развитие физических качеств, ориентировке в пространстве и координации движений соответственно возрасту.

2. Использование методов и специальных средств, для повышения функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.

3. Устранение недостатков, проявляющихся на фоне зрительной патологии при овладении движениями.

4. Тесная взаимосвязь лечебно-восстановительной работы с активизацией и упражнениями зрительной функции.

Существует различные методы улучшения зрения с помощью различного инвентаря и без него. Дети дошкольного возраста очень не внимательны и первой задачей стоит привлечение их к занятиям. Для этого большинство педагогов используют развивающие игры. Разберем некоторые из них.

Задача состоит в том, чтобы ребенок не отрывая глаз следил за движением предметов. Для этого используем такие развивающие игры: слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа - налево; слева - направо; снизу - вверх; сверху - вниз), забрасывание мяча в кольцо, метание в цель, «следи за маятником», «подбрось кольцо и поймай», «настольный баскетбол», «настольный теннис», прокатывание мяча в ограниченном пространстве, кольцеброс.

62

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх, сходящие косоглазие можно при помощи различных игр: Найди мяч (большой или маленький), подбрось и поймай мяч, кто дальше просит мяч.

Для усилить аккомодации и развития направления взора в близь и вниз (расходящиеся косоглазие) применяем следующие игры: составь рисунок из больших пазлов на полу, кто больше соберет шишек с пола, построй пирамидку.

Для закрепления бинокулярного зрения и выработки стереоскопического видения используем игры кольцеброс, сбей кеглю, забей мяч в ворота, собери пирамидку. [3]

Вышеперечисленные методики игр оказали огромное влияние на развитие координационных способностей детей дошкольников, имеющих нарушения зрения. Дети были разбиты на 2 группы : экспериментальная и контрольная группы. Результаты исследования представлены в статистике :

Наиболее часто встречающимися заболеваниями у детей являются миопия (35%), гиперметропия (27%), косоглазие (18%). В 75% случаев у детей сходящееся косоглазие левого глаза, в 66,6% слабая степени амблиопия, гиперметропия и миопия. Гиперметрический астигматизм выражен в достаточно сильной степени. Чаще всего (63,3%) у детей встречается по одному заболеванию глаз, но есть дети, имеющие по два (30%), три (3,3%) и четыре заболевания (3,3%).

2. Координационные способности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения снижены по сравнению с нормой. Из трех попыток поймать мяч в экспериментальной группе выполнило задание 26,6% дошкольников, в контрольной - 20% детей. Ошибаются при броске в горизонтальную цель с прицеливанием 80 % малышей экспериментальной группы в среднем на 7,5±0,7 сек., после вестибулярной нагрузки - 93,3 % до 9,6±0,2 сек. В контрольной группе - 80 % на 7,1±0,9 сек и 93, 3 % , 9,5±0,1 сек. соответственно.

3. Экспериментальная программа была разработана в соответствии с особенностями детского организма, принципами, основными целями и задачами физического воспитания детей дошкольного возраста, а так же предварительными результатами.

4. Педагогический эксперимент оказал влияние на развитие координационных способностей деток дошкольников, имеющих нарушения зрения. Прослеживается положительная динамика по всем исследуемым показателям, причем, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе, что связанно с незавершенностью процессов роста и развития детей. Однако у экспериментальной группы прирост показателей более существенный и достоверный. Так, продолжительность нахождения в стойке на правой ноге улучшилась на 31% по сравнению с 10,6 % в контрольной группе, на левой - 29 и 17% соответственно. Дети экспериментальной группы на 29% стали меньше ошибаться при метании мяча с прицеливанием и на 24% после вестибулярной нагрузки, а дети коррекционной группы - только на 9 и 8% соответственно. Существенно в экспериментальной группе ^кр=5,102) на 18,6% увеличился прыжок в длину с места. [4.]

На основании этих наблюдений было установлено, что имеется положительная тенденция к улучшению качества зрения у детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы.

1. Демирчоглян, Г. Г. Тренируйте зрение:/ Г. Г. Демирчоглян. - М.: Советский спорт, 1990. - 48 с.

2. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.

3. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие/ Д.М. Маллаев. - М.: Советский спорт, 2002. - 136с.

4. http://ppt4web. ru/istorij a/kultura-moskovskojj -rusi-vv.html

© Я. А. Гончарук, А. О. Батурина

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.