Научная статья на тему 'АБЫЗЫ (ХАФИЗЫ) В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI-XVII ВЕКОВ'

АБЫЗЫ (ХАФИЗЫ) В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI-XVII ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖИЛЫЕ ТАТАРЫ / АБЫЗЫ / РОССИЯДә ИСЛАМ / ИСЛАМ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляков Андрей Васильевич

На настоящий момент мы почти ничего не знаем о повседневной жизни мусульман в России XVI-XVII в. В значительной части это так называемые служилые татары. География их расселения достаточно широка. Каждая территориальная группа татар по отдельности имела свои региональные особенности. Ислам же объединял в некое единое целое. В этом контексте особый интерес представляет такая категория служилых татар как абызы (хафизы), которые, судя по источникам, являлись мусульманскими священнослужителями, учителями, а также выполняли отдельные административные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABYZ (HAFIZ) IN MOSCOVIA IN XVI-XVII CENTURIES

Currently, we know little about day-to-day life of Muslims in Russia in XVI-XVII centuries. These were mainly so called service-class Tatars, whose communities were widely spread. Being united by Islam, each Tatar community was distinguished by their regional peculiarities. Within the given context, such group of service-class Tatars as abyz (hafiz) are of particular interest. According to the information accumulated, these were Muslim priests, teachers, also performed administrative functions.

Текст научной работы на тему «АБЫЗЫ (ХАФИЗЫ) В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI-XVII ВЕКОВ»

44

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА. № 7. 2015

ЛИТЕРАТУРА

1. Акчурин М.М., Беляков А.В. Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темни-ковского уезда 1613/14 г. Казань, 2015.

2. Беляков А.В. Служащие Посольского приказа второй трети XVII века: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 2001.

3. Беляков А.В. Смотренный список касимовских татар царева двора и сеитова полка 1623 г. // Рязанская старина. 2004-2005. Рязань, 2006. Вып. 2. С. 358-381.

4. Беляков А.В. Авган-Мухаммед б. Араб-Мухаммед в России первой половины XVII в. // Тюркологический сборник: 2006. М., 2007. С. 95-112.

5. Беляков А.В. Политика Москвы по заключению браков служилых Чингисидов // Тюркологический сборник: 2007-2008. М.: Восточная литература, 2009. С. 35-55.

6. Беляков А.В. Чингисиды в России XV-XVII веков: просопографическое исследование. Рязань, 2011.

7. Беляков А.В. Частная жизнь Чингисидов в России XV-XVII веков // Средневековые тюрско-татарские государства. Казань, 2011. Вып. 3. С. 13-42. 2011а.

8. Беляков А.В. Дорога царевича Мурад-Гирея в Астрахань // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия история. Международные отношения. Вып. 1. 2013. Т. 13. С. 92-97. 2013а.

9. Беляков А.В., Виноградов А.В. Мурад-Гирей - служилый Чингисид в России или претендент на крымский престол? // Тюркологический сборник: 2011-2012. М., 2013. С. 11-59.

10. Беляков А.В., Енгалычева Г.А. Крымские выходцы в Касимове сеиды Шакуловы и их архив // V научные чтения памяти У. Боданинского: тезисы докладов и сообщений. Симферополь, 2013. С. 19-20.

11. Беляков А.В., Моисеев М.В. Сююн-бике: из ногайских степей в касимовские царицы // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Рязань, 2002. Т. 5. С. 32-44.

12. Бустанов А.К. Рукопись в контексте сибирского ислама // Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М., 2009. С. 156-192.

13. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. СПб., 1864. Ч. II.

14. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. СПб., 1866. Ч. 3.

15. Гагин И. С. Краткая сложность о Касимовских царях татарских и памятниках с их времен существующих // ТРУАК. Рязань, 1902. Т. XVII. Вып. 3.

16. ГАРО, ф. 1750, оп. 1, д. 375, 382, 385, 421.

17.Журнал заседаний Рязанской ученой архивной комиссии: заседание 6 октября 1885 г. Рязань, (1885).

18. Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV-XIX веков: пути развития: рукописи, тексты, источники. М., 2009.

19. Переписная книга по городу Касимову за 1646 (7154) г. // Труды Рязанской ученой архивной комиссии 1891 г. Т. VI. Рязань, 1892.

20. Продолжение Древней российской вивлиофики. СПб., 1795. Ч. X.

21. Рахимзянов Б.Р. Административно-политическая и этносоциальная структура Мещерского юрта // История народов России в исследованиях и документах. М., 2009. Вып. 2. С.246-247.

22. РГАДА, ф. 210, оп. 9, стб. 184, столпик 5.

23. РГАДА, ф. 131, 1646 г., д. 6.

24. РГАДА, ф. 1167, оп. 1, д. 582, 585, 1422, 2088, 2100, 2137.

25. РГАДА, ф. 1167, оп. 1, 1604 г., д. 1443.

26. Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М., 2009.

27. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVП-XVШ вв. Казань, 1972.

28. Филиппов Д.Ю. Путь к истории: Иван Гагин и его историографическое наследие // Историографическое наследие провинции: материалы IV науч.-практ. конф., посвящ. памяти Д.И. Иловайского и М.К. Лю-бавского. Рязань, 2009.

А.В. Беляков

45

А.В. Беляков

XVI-XVII ГАСЫРЛАР MOCKOY ДЭYЛЭТЕНДЭ АБЫЗЛАР (ХАФИЗЛАР)

Без 6YreH Россия мвселманнарынын XVT-XVTI гасырлардагы квнкYреше турында берни дэ билмибез диярлек. Шул исэптэн йомышлы татарларнын тормышы турында да. Алар киц ареалга таралып урнашканнар. Тврле тебэклэрдэ квн итYче твркемнэр ^ирле Yзенчэлеклэргэ ия булган. Ислам дине аларны бер бердэмлеккэ оештырган. Бу яктан Караганда, йомышлы татарларнын абыз (хафиз) дигэн категориялэре аеруча игътибарны ^элеп итэ. Чыганаклардан кYрегэнчэ, алар мвселман руханилары, укытучылар булганнар, шулай ук кайбер административ функциялэр башкарганнар

Ачкыч сузлэр: XVI-XVII гасырлар МэскэY дэYлэте, йомышлы татарлар, абызлар, Россиядэ ислам.

A.V. Belyakov

ABYZ (HAFIZ) IN MOSCOVIA IN XVI-XVII CENTURIES

Currently, we know little about day-to-day life of Muslims in Russia in XVI-XVII centuries. These were mainly so called service-class Tatars, whose communities were widely spread. Being united by Islam, each Tatar community was distinguished by their regional peculiarities. Within the given context, such group of service-class Tatars as abyz (hafiz) are of particular interest. According to the information accumulated, these were Muslim priests, teachers, also performed administrative functions.

Keywords: Moscovia in XVI-XVII centuries, service-class Tatars, abyz, Islam in Russia.

Сведения об авторе:

Беляков Андрей Васильевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия, социология, история» Московского государственного университета путей сообщения, Рязанский филиал (г.Рязань); E-mail: feb@ru.ru

Беляков Андрей Василий улы - тарих фэннэре кандидаты, Ma^SY дэYлэт юллар университетыньщ Рязань филиалындагы «Фэлсэфэ, социология hsM тарих» кафедрасы доценты (Рязан шэhэре).

Belyakov Andrey Vasilyevich - candidate of historical sciences, associate professor, chair «Philosophy, sociology, history», Moscow State University of Railway Engineering, Ryazan branch (Ryazan).

УДК 94(47).045

КРЫМСКИЕ ВЫХОДЦЫ В КАСИМОВЕ - СЕИДЫ ШАКУЛОВЫ И ИХ АРХИВ © 2015 г. А.В. Беляков, Г.А. Енгалычева

В данной статье предпринята попытка обобщения всех имеющихся сведений о роде касимовских сеидов Шакуловых. Авторы также предприняли попытку частичной реконструкции архива этой семьи.

Ключевые слова: Сеиды Шакуловы, Русское государство ХУ1-ХУШ вв., служилые татары, Касимов.

Род касимовских сеидов Шакуловых являлся на протяжении нескольких веков одним из самых влиятельных в Касимове. Его представители оставили заметный след в истории края и России в целом. Данная работа призвана собрать все известные на данный момент данные о роде за XVI -начало XVIII в. и уточнить отдельные моменты их генеалогии. Эта проблема в той или иной форме уже неоднократно поднималась в литературе (Вельяминов-Зернов, 1863; Вельяминов-Зернов, 1864; Вельяминов-Зернов, 1866; Вельяминов-Зернов, 1887; Ахметзянов, 1991; Азовцев, 2000, с. 3; Беляев, 2001, с. 199; Габдуллин, 2006, с. 275; Беляков, 2011; Исхаков, 2011, с. 104-114), но здесь по-прежнему остается много белых пятен и неточностей.

Вначале следует остановиться на звании сеид. Сеид (Сайид) - вождь, господин, глава (синоним - шариф: благородный, знатный). В мусульманском мире так называют потомков четвертого праведного халифа Али (652-662 гг.), женатого на Фатиме, дочери пророка Мухаммеда. К женщинам прилагается термин саййиди или ситти («моя госпожа»). Чингисиды признавали сеидов «первенствующим сословием» уже в XIV в. Они составляли обособленную группу в социальной иерархии мусульманского общества и пользовались у верующих почетом. Их считали главными носителями религиозных идей. Только сеиды могли безнаказанно говорить всю правду мусульманским правителям и укорять их за неправедный образ жизни. Они не подлежали смертной казни. А в сознании мусульман часто отождествлялись со святыми (аулиями). Сеиды брали себе жен из любой социальной группы, без различия, но неохотно выдавали своих дочерей за людей из другого слоя, так как потомки от такого брака приобретали все права и привилегии сеидов. Бывали случаи, когда среднеазиатские государи не Чингисиды XVIII-XIX вв. насильственно брали себе в жены девушек из первенствующего сословия, чтобы их потомки могли присоединить к своему титулу и звание сеида (Султанов, 2006, с. 23-24; Трепавлов, 2001).

До настоящего времени в семье касимовских татар Шакуловых хранится родословная роспись (шеджере) производящая их род от пророка Мухаммеда, в которой, однако, до XIX в. прослеживается только одна линия (Беляев, 2001, с. 199). Мы можем отождествить первых 11 представителей родословной росписи от Мухаммеда. Приведем их имена по С. Лэн-Пулю: Фатима - Хусейн - Али Зейн-ал-абидин - Мухаммед-Бакир - Джафар Садик - Муса-Казам - Али Рида - Мухаммед Джавар

- Али Хади - Хасан Аскери - Мухаммед Мунтазар. Фатима - единственная дочь пророка. Остальные - шиитские имамы секты Имами. О последнем из них сказано, что он исчез около 260 г. от хиджра (874 г. от рождества Христова) (Лен-Пуль, 2004, с. 53). Последующие 14 колен на настоящий момент идентифицировать не представляется возможным. Приведем, однако же, их: Мухаммед Смане - Юсуф Мхане - Исмаил - Муд-Вахит - Мухаммед Хараэ ата - Рукун утдин султан -Али Хакани - Мухаммед-Бухари - Искат-Ахмад - Шах-Ахмад - Халват - Мухаммед - Шах-Бай -Шах-Мухаммед (Беляев, 2001, с. 199). Судьба последних 2-3 имен этой части списка с высокой долей вероятности самым тесным образом была переплетена с событиями крымской истории XV в.

Для нас представляет особый интерес отрезок родословной с Шах-Кули (27 колено от пророка Мухаммеда), первого представителя рода, отмеченного в Касимове, и человека, давшего родовое прозвище для всех своих потомков в России - Шакуловы. Он выглядит следующим образом: Шах-Кули - Бурхан - Кашки (Кашкей) - Балак (Буляк, Беляк) - Ак-Мухаммед - Тин-Мухаммед (Тениш)

- Ахмед - Якуб - Биктемир - Бурхан - Салих - Хамза (Беляев, 2001, с. 199). Известны иные ветви в разное время отпочковавшиеся от основной уже в XVIII в. (Габдуллин, 2006, с. 275; Исхаков, 2011, с. 104-114; Ахметзянов, 1991). Однако за основу нами будет принята касимовская ветвь.

О Шах-Кули нам практически ничего не известно. По семейному преданию Шах-Кули сеид Багатур выехал в 1484 г. (?) с крымским царевичами (Беляев, 2001, с. 199). Скорее всего, речь идет

о приезде в Москву из Литвы свергнутых крымских царей Нур-Даулета и Хейдера, детей Хаджи-Гирея, а также сына Нур-Даулета Бир-Даулета (Вельяминов-Зернов, 1863; Гайворонский, 2007, с. 39-72).

Бурхан вообще не упоминается в источниках. Кашкей сеид в середине - второй половине XVI в. возглавлял касимовских татар, не входивших в состав дворов касимовских царей (Сеитов полк) (Беляков, 2009). Есть предположение, что наименование Сеитов полк произошло из-за казанского обычая, по которому в период между царствованиями главные местные сеиды получали всю полноту власти, так как потомки пророка Мухаммеда пользовались очень высоким авторитетом. Косвенным подтверждением этого можно считать женитьбы касимовских царей на дочерях местных сеидов (Шах-Али б. Шейх-Аулеар, Арслан б. Али) (Вельяминов-Зернов, 1863, с. 525; Беляков, 2006, с. 8-30). Быть может, заключение подобных браков являлось даже обязательным на определенном этапе (Беляков, 2011, с. 177-178). В XVII в. сеиды уже не имели такого большого значения. По крайней мере, они не возглавляли местную татарскую военную корпорацию. В 1587 г. о Кашкее говорилось уже в прошедшем времени (Антонов, 2001, с. 227-228; АСЗ, 2002, № 282, с. 230-231). О его сыне Буляк сеиде информации несколько больше. Он участвовал весной 1600 г. в церемонии провозглашения царем на Касимове казахского царевича Ураз-Мухаммеда б. Ондана, провозглашал хутбу (Вельяминов-Зернов, 1864, с. 403; Беляков, 2007а). Можно предположить, что именно от его имени идет название одного из касимовских сел: Беляково, Царево тож. Умер Буляк до окончания Смутного времени.

Следует отметить тот факт, что в России XVI в. сеиды были более чем редким явлением. Поэтому у нас имеются серьезные основания для того чтобы видеть во всех касимовских сеидах этого времени представителей одной семьи. Трудно поверить в то, что у Шакуловых более века из поколения в поколение выживал только один представитель мужского рода, и не существовало никаких боковых ответвлений от известной нам родословной. Поэтому приведем иные известные нам факты о касимовских сеидах XVI в.

По надгробию из текие Шах-Али нам известно имя одной из его жен, Буляк-шад-бикем (1530 - 1 октября 1557 гг.), дочери касимовского сеида Джуруджия. Из касимовских же надгробий до нас дошло имя еще одного сеида Тек-бика (Вельяминов-Зернов, 1863, с. 512-514, 527; Вельяминов-Зернов, 1864, с. XII). В документах также упоминается некий касимовец Ак сеид Черевсеев (1552 г.) (ПСРЛ, Т.13, с. 199, 210). Во время черемисского похода 1554 г. он возглавлял городецких татар (Разрядная, 1978, с. 478). Вполне возможно это одно лицо с Алексеем сеидом, упомянутом в полоцком походе 1563 г. во главе городецких (касимовских) татар (Разрядная, 1966, 148). Скорее всего, это ошибка переписчика, хотя нельзя отрицать и возможный факт смены веры, тем более что подобные случаи известны.

В списке опричников Ивана Грозного 1573 г. отмечен некто «князь Иван Сеитов Городетцко-го» со значительным окладом в 200 рублей (Список, 2003, с. 55). Этот человек еще дважды встречается в источниках (назван князем Иваном Сеитовичем Городецким и даже Иваном Семеновичем): в походе на Пайду 1573 г. он - голова в полку у государей, а в государевом походе февраля-апреля 1574 г. - голова с сотней (Разрядная, 1982, с. 323-324, 363). Возможно, это одно лицо с князем Иваном Сеитовым, упомянутым в свадебном поезде короля Магнуса и княжны Марии Владимировны (Разрядная, 1982, с. 335; Разрядная, 1975, с. 211; Разрядная, 1974, с. 93). В таком случае мы можем рассматривать данное лицо как родоначальника князей Сеитовых, известных в XVII в. На настоящий момент мы не имеем об этом человеке больше никакой информации. Однако прозвище «Городетцкого», возможно, указывает на происхождение из двора касимовских (городецких) Чингисидов. В таком случае, он мог находиться во дворе Шах-Али б. Шейх-Аулиара или же Саин-Булата б. Бекбулата.

Но вернемся к известным нам представителям рода. У Буляка известно двое сыновей: Ак-Мухаммед и Иш-Мухаммед. Данные их биографии известны с конца Смутного времени и тесно переплетены с судьбой их зятя, сибирского царевича, затем касимовского царя Арслана б. Али б. Кучума. Дочь Ак-Мухаммеда Фатима-султан стала женой Арслана, возможно, вскоре после достижения совершенолетия царевичем в 1604/1605 г. (Беляков, 2006, с. 20). Благодаря этому браку Шакуловы заняли видное положение среди членов двора царя Арслана. Касимовский царь дал тестю в пользование из своих поместий деревню Большие Пекселы (195 чети в одном поле). Ему также шло 50 рублей из таможенных доходов. Иш-Мухаммеду пожаловали деревню Уланова Гора (66 чети). Данные доходы сохранились за братьями и при сыне Арслана, царевиче Сеит-Бурхане (РГАДА, ф. 131, оп. 1, 1627 г., д. 1).

48

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА. № 7. 2015

Арслан умер 24 апреля 1626 г. Сеид-Бурхану в это время было около 2 лет. Воспользовавшись этим, царицы Фатима-султан, ее отец и дядя фактически захватили власть при дворе малолетнего Чингисида. В результате этого иные вдовы и дочери Арслана посчитали за лучшее покинуть Касимов и получить статус ярославских кормовых татар (Беляков, 2006, с. 20-21, 29-39).

Шакуловы долгое время держали в своих руках всю полноту власти, в первую очередь, экономической. При этом клан стремился укрепить свое положение в семье касимовских Шибанидов. С этой целью Тин-Мухаммед (Тениш), брат Фатимы-султан, взял за себя дочь или же ближайшую родственницу Аликей аталыка б. Акай мирзы. Скорее всего, это одно лицо с Алмакай мирзой Акаевым сыном Тенишевым, занимавшим видное положение во дворах касимовского царя Арслана б. Али и его сына царевича Сеид-Бурхана. При Арслане он владел '/г деревни Шишкино, при его сыне ему принадлежала выть в деревне Куземкино из мещерских поместий касимовских Чингисидов (РГАДА, ф. 131, оп. 1, 1628 г., д. 14). Предположительно он являлся аталыком царевича Сеид-Бурхана.

Ситуация при дворе царевича меняется только начиная с 1641/42 г., когда Сеид-Бурхан достиг совершеннолетия. К этому моменту ему было приблизительно 18 лет. В этом году в Касимов к внуку из Ярославля переселяется сибирский царь Али б. Кучум (РГАДА, ф. 141, оп. 2, 1649 г., д. 35, л. 54; ф. 131, оп. 1, 1636 г., д. 2). К 1648-49 г. здесь поселяются другие родственники и свойственники царевича Сеид-Бурхана: его сводная сестра и одновременно тетка царица Алтын-сач, вдова ургенчского царевича Авган-Мухаммед б. Араб-Мухаммед султана с дочерью Кутлусат (Беляков, 2007, с. 210; РГАДА, ф. 134, оп. 1, 1648 г., д. 1), сводная сестра царица Ай-ханыш, вдова Мухаммед-Кула б. Атаула, бабка царица Молдур (Беляков, 2006, с. 30; Переписная, 1892, с. 7; РГАДА, ф. 131, оп. 1,1633 г., д. 12; 1651 г., д. 6; 1671 г. д. 3). По-видимому, матери царевича и ее родственникам пришлось расстаться с присвоенной себе властью. Оставшиеся годы Фатима-султан, судя по всему, не имела возможности вмешиваться в дела, к тому же ей пришлось терпеть рядом вчерашних соперниц. Она прожила не менее 90 лет. Пережила мужа, детей, большинство внуков, вынуждена была смириться с тем, что ее потомки стали христианами (Сеит-Бурхан крестился в 1654 г. и стал Василием). Скорее всего, она достаточно болезненно относилась к этому. Тем более что царица, судя по народным преданиям, отличалась властным характером. Легенда, сохранившаяся в среде нижегородских татар, гласит о том, что род касимовских царевичей как мусульманский с крещением Сеит-Бурхана не пресекся. Он продолжился в селе Пица (Сергачский район Нижегородской области). Для этого царица Фатима-салтан, якобы, отправила часть своих внуков (рожденных до крещения Сеит-Бурхана вне брака или в браке, сведений о котором не сохранилось) на Нижегородчину с распоряжением называть одного ребенка каждого поколения именем последнего касимовского царевича (Сеит-Бурханом) (Хайретдинов, 2007, с. 82). Однако в православных кругах Касимова говорили об обратном. Якобы под конец жизни царица стала тайной христианкой. Здесь нужно сказать что один из ее внуков, царевич Яков Васильевич, является мест-ночтимым святым (Блаженным)в Касимове (Беляков, 2010).

Но вернемся к роду Шакуловых. Иш-Мухаммед имел сына Дос-Мухаммеда (Дост-Мухаммед). Следует отметить, что в то же время в Касимове известны и иные представители рода. Так в августе 1653 г. отмечены Досай сеид Кутум сеитов сын, Досай сеид Кутушай сеитов сын и Шемай сеит Кутушай сеитов сын Шакуловы (РГАДА, ф. 131, оп. 1, 1653 г., д. 4, л. 17 об.). Это в очередной раз подчеркивает тот факт, что наши знания по генеалогии данного рода более чем не полны.

Сын Тин-Мухаммеда Ахмед также не оставил по себе каких либо известий.

Во второй половине XVII в., по-видимому, некоторые представители семьи приняли православие. В 1682 г. некий Сеид Давыдов Шакулов, в крещении Василий Петров, за вину отставлен из дворян по московскому списку и послан до указа в Киев (ДАИ, 1867, с. 101).

Якуб б. Ахмед в 1680 г. как переводчик посылался с посольством в Крым. В начале 1681 г. он умер там. До этого он якобы жил в Елатьме (Азовцев, 2000). Скорее всего, эти данные следует оспорить. Дело в том, что по первой ревизии в 1720-е г. в Касимове значатся однодворцы Якуб (Егуп) б. Сеид-Ахмед (так в документе, правильнее сеид Ахмед) с сыном Бектемиром и родственниками Назар-Маметом и Вал-Маметом. За отказ поменять веру в 1715 г. Шакуловы были переведены в разряд однодворцев. Имеется упоминание о том, что в Керенском уезде у мирз Девлет-Мухаммеда и Ал-Мухаммеда Шакуловых за нежелание креститься отписали 4 души крестьян в с. Никольское (Габдуллин, 2006, с. 275). Здесь только следует отметить, что до этого Шакуловы никогда не именовались мирзами. В 1723 г. в Татарской слободе г. Касимова отмечен двор некоего

Курмака сеида Перемометева сына Шакулова, 17 лет, во дворе которого проживали его дворовые люди (РГАДА, ф. 350, оп. 2, кн. 1295, л. 47).

В 1768 г. Биктемир б. Якуб (женат на сестре Кутлу-Мухаммеда Тевкелева (в крещении генерал-майор Алексей Иванович) Урай), его дети Мустафа, Бурхан а также сеиды Муса, Темир-Булат, Муртаза, Мухаммед (также, по-видимому, Шакуловы) участвовали в реставрации соборной касимовской мечети. Бурхан в этом году значится однодворческим сотником Татарской слободы (Ве-льяминов-Зернов, 1863, с. 51-70).

После разрешения однодворцам ходатайствовать о возращении им прав дворянства Муртаза и Муканей (Мухаммед) дети Бектемира также подали прошение в Рязанское дворянское депутатское собрание. Первоначально их претензии были признаны достаточными. Но данное определение собрания не было удовлетворено Сенатом (Вельяминов-Зернов, 1863, с. 51-70; Азовцев, 1999, с. 68). При этом оказались утеряны древние грамоты представленные как доказательство древности и знатности рода в дворянское депутатское собрание. В XVIII в. отдельные представители рода покинули Касимов. Имеются сведения о том, что некоторые из них переселились в Казань и Астрахань.

О роли Шакуловых в регионе мы можем сделать еще некоторые предположения. Известно, что на Востоке (в том числе и в Западной Сибири) большое распространение получил культ мусульманских святых. Места их погребения (астана) у тоболо-иртышских татар до настоящего времени являются паломническими центрами. Также известны хранители этих святых мест, «должность» которых передается по наследству. Часто ими являются реальные или мнимые потомки святого или же его спутников. В сознании верующих «смотритель» (астана-караулце) находился по статусу выше муллы, чему он обязан своей принадлежностью к роду святого подвижника. В Западной Сибири считается, что погребенные в этих местах принесли в данный регион традиции ислама и погибли за веру. В ряде случаев их почитают как Чингисидов или же их родственников (Селезнев, Селезнева, Белич, 2009). Имеются упоминания, позволяющие предположить бытование подобной практики и в Мещере. Известно, что сеид из рода Шакуловых Якуб б. Ахмед б. Тин-Мухаммед б. Ак-Мухаммед якобы повесил некую женщину на текие царя Арслана б. Али, из которой та украла саваны и иные вещи (Вельяминов-Зернов, 1866, с. 497-498). Можно предположить, что касимовские Чингисиды (по крайней мере, первые из них) в определенный момент стали рассматриваться местными мусульманами как подвижники веры, принесшие в регион ислам. В культ святых эти представления так и не превратились, однако традиция некоего их почитания все же бытовала. Здесь нужно вспомнить, что царь Арслан был, скорее всего, женат на внучке сеида Дин-аула-ходжи (Дин-Али-ходжи), являвшегося одним из распространителей ислама в Сибири последней четверти XVI в. В роли смотрителей за могилами Чингисидов выступали представители сеидов Шакуловых, которые приходились родственниками как минимум сибирской династии касимовских Чингисидов.

На настоящий момент это практически вся информация известная нам по роду касимовских сеидов Шакуловых. Если утерянные документы со временем будут обнаружены, то наши знания об истории данного рода, безусловно, будут значительно расширены.

Однако отдельные документы архива Шакуловых все же сохранились до нашего времени. Известно, что представители рода имели склонность к собиранию древних татарских рукописей и бумаг, в том числе и не относящихся на прямую к их семье. К концу XIX в. в их архивах оказалось собрано значительное количество различных имущественных и поземельных актов XVI - начала XVIII в., относящихся к касимовским татарам. Управляющий делами Рязанской губернской архивной комиссии А.В. Селиванов в своем отчете о посещении в сентябре 1885 г. г.Касимова пишет: «Благодаря любезности одного из интеллигентных представителей татарского касимовского общества г. Шакулова, происходящего из древнего рода сеидов, удалось получить для рассмотрения целый мешок с древними столбцами и старинными бумагами. Эти бумаги преимущественно касаются земельных поместных владений, но отчасти попадаются столбцы, имеющие интерес в бытовом отношении, а также уголовного характера. В числе этих столбцов попался мне документ довольно курьезный. Это - ничто иное, как черновой оригинал виршей, написанных неизвестным автором в честь 2 Азовского похода Петра I-го в 1696 году. По всей вероятности, эти вирши были преподнесены Петру Великому при проезде его через Касимов по Оке на возвратном пути из Азо-ва. С этого документа списана мною копия, приложенная к настоящему отчету» (Журнал, 1885, с. 4-5). Позднее вирши были опубликованы в трудах архивной комиссии. Некоторые из «столбцов» упомянутых в отчете, судя по всему, тогда же, или несколько позднее также были переданы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.