Научная статья на тему 'Абсурдизм как социальный феномен'

Абсурдизм как социальный феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1393
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: АБСУРД / ФИЛОСОФИЯ АБСУРДА / АБСУРДИЗМ / ABSURD / PHILOSOPHY OF ABSURD / ABSURDISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лобанова Е. И.

В статье дан краткий анализ основных подходов к дефиниции понятия «абсурдизм», представлена сущность его как социального феномена и обозначено место экзистенциального представления об абсурде в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Абсурдизм как социальный феномен»

Лобанова Е.И. ©

Аспирант, кафедра философии, социологии и истории, Российская открытая академия транспорта Московского государственного университета путей сообщения

АБСУРДИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация

В статье дан краткий анализ основных подходов к дефиниции понятия «абсурдизм», представлена сущность его как социального феномена и обозначено место экзистенциального представления об абсурде в современном обществе.

Ключевые слова: абсурд, философия абсурда, абсурдизм Keywords: absurd, philosophy of absurd, absurdism

В научно-публицистических статьях последних десятилетий можно заметить все возрастающую критику в сторону такого явления, как абсурдизм, и абсурдистов как адептов или творцов абсурдизма. При этом само употребления термина представляется весьма неоднозначным, более того среди исследователей нет единогласия в его трактовке. У разных авторов оно наполняется различным семантическим содержанием, и чаще всего использование термина ограничивается узкой, отдельной взятой сферой человеческой деятельности.

Безусловно, в центре абсурдизма стоит понятие абсурда (от лат. Absonus «какофонический» и surdus «глухой» [1, 27]). Являясь предметов сразу нескольких научных дисциплин, таких как философия, языкознание, математика и т.д., абсурд и обозначаемая им ситуация определяются в соответствии с научной областью, в которой используются. Так, логика рассматривает абсурд как «противоречивое выражение» [2, 9], в литературоведении абсурд определяется как художественный прием введения в текст «откровенной несуразности» [3, 19], широкое разночтение понятия абсурда - от гносеологического определения границ возможностей человеческого разума до онтологической характеристики мира - наблюдается в философских дефинициях. Именно отсюда идет расхождение в понимании самого абсурдизма.

В обыденной ситуации абсурдизм отождествляется с нелепостью, бессмысленностью какого-либо явления и используется для характеристики ситуации, противоречащей здравому смыслу. Абсурдизм может рассматриваться как странное, нелепое, противоестественное, чаще всего смехотворное поведение человека, отклонение от общепринятой социальной модели, от нормы. Употребляя понятие в таких словосочетаниях, как абсурдизм политической акции, абсурдизм научно-технического прогресса, абсурдизм образовательной системы и т.д., человек выявляет противоречивость внутри определенного феномена социальной или культурной действительности, его несоответствие здравому смыслу, а значит в лучшем случае его бесполезность для человека и общества, в худшем - вредоносность и даже губительность для духовной и физической жизни человека.

В литературной сфере абсурдизмом называют театральное движение середины ХХ века, и по своему содержанию понятие абсурдизм совпадает с другим понятием - «театр абсурда». Возникшее под влиянием экзистенциализма, это театральное течение выражало трагическое мироощущение через алогичность речей персонажей, действий и сюжета в целом. Сам термин принадлежит американскому критику Мартину Эсслину, который в своей книге «Театр абсурда» [4] подробно рассматривает выражение идеи абсурдности

© Лобанова Е.И., 2012 г.

жизни в творчестве драматургов середины ХХ века и таким образом актуализирует научное исследование понятия абсурда и явления абсурдизма в целом. Кроме того, в литературоведении абсурдизмом обозначают метод художественного конструирования, который используется для выражения идеи абсурдности жизни и в котором применяется абсурд как литературный прием.

Более широко абсурдизм рассматривается в эстетике, где его применяют для обозначения совокупности различных направлений, охватывающих разные виды искусства - театр, литература, кино, живопись и т.д., и использующих абсурд как способ художественного отражения мира. Так, С.А. Савицкий [5], исследовавший проникновение абсурдизма в художественное пространство, связывает его с понятием некой идеологии, присущей сознанию творцов, в частности представителей современного искусства.

В работах некоторых авторов можно заметить, что абсурдизм представлен как особая идеология, выражающая не идею об абсурдности мира и жизни человека, а абсурд в его обыденном понимании, т.е. бессмыслицы, нелепости. Так Г.А. Шичко в своей статье дает следующее определение: «Абсурдизм /лат. absurdus - нелепый, глупый, несообразный/ - идеологическое направление, выдумывающее и распространяющее всевозможные глупости» [6]. Данный подход во многом опирается на обыденное представление об абсурдизме, но представляет собой более глубокий и целенаправленный процесс распространения противоречивой информации.

Что касается философских дефиниций, здесь также наблюдается расхождение понимания термина. В одних работах ставится знак равенства между абсурдизмом и философией абсурда как своеобразного продолжения философии экзистенциализма. В качестве философской концепции абсурдизм получил развитие в произведении А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» [7]. Абсурд как конфронтация междучеловеческим желанием осмысленности, ясности и «безмолвной, холодной Вселенной» становится ключевой характеристикой мира, а жизнь признается бессмысленной и абсурдной.

Встречается и более широкая трактовка абсурдизма, не ограничивающаяся лишь философией абсурда. Так, в New World Encyclopedia [8] абсурдизм предстает как философская концепция, основанная на утверждении отсутствия смысла в человеческом существовании, и связывается не только с экзистенциализмом, но и нигилизмом. Таким образом, можно говорить об охвате сразу нескольких философских концепций, объединенных общей идеей.

Если говорить об абсурдизме, как ряде концепций, основанных на идее абсурда мира, то в этот ряд включаются идеи мыслителей разных времен, начиная еще с Тертуллиана и его знаменитой фразой «верую, ибо абсурдно». Безусловно, можно заметить в подобных доктринах черты абсурдизма, но они представляют собой скорее предтечу, нежели чем полноценную часть философского направления. Так, исследователь Е. В. Лавренцова [9] рассматривает идею абсурда в творчестве датского философа Серена Кьеркегора именно как толчок к развитию философии абсурда.

Философия абсурда оказала сильнейшее влияние не только на развитие философии, но и на культуру 20 века в целом, породив целый ряд таких явлений, театр абсурда, литература абсурда, различные молодежные общественные движения и т.д. Изобилие романов, произведений изобразительного искусства театральных и кинопостановок, творчество С. Беккета, Э. Ионеско, С. Дали, И. Бергмана, А. Тарковского и многих других отражают абсурдное сознание. В этом отношении можно говорить уже об абсурдизме как не просто течении, а как о целом социокультурном явлении, проникающем во все сферы общественной жизни.

Последний подход вызывает к себе наибольший интерес, поскольку в нем содержание «абсурдизма» не ограничивается рамками лишь одной сферы человеческой культуры, а представляет собой целостное социальное явление. И если абсурдизм как

театральное движение или как часть философии экзистенциализма исследован тщательным образом, то в качестве социального явления он только начинает рассматриваться.

В этом отношении абсурдизм, как правило, описывается исключительно как негативное, деструктивное явление, подрывающее стабильность общественной системы. Проникновение и стремительное распространение идея абсурда как ключевой характеристики мира в широкие массы привело в середине ХХ века к образованию нескольких молодежных движений, таких как Young Angry Men (молодые озлобленные люди), выступающих против общественного устройства. Их протест, или как еще принято называть «бунт на коленях», направлен против социальных норм и рамок, которые ограничивают свободу людей и противоречат естественным стремлениям человека.

Безусловно, отрицательные стороны абсурдизма, столь явные и подвергающиеся резкой критике со стороны исследователей, имеют место быть. Тем не менее, в некоторой степени можно говорить и положительной функции подобного явления, в частности «абсурдистские» бунты показывают слабые стороны общественного устройства и помогают в некотором роде их устранить. Хотя это и противоречит самой идеологии абсурдизма, отрицающей возможность как рационального познания мира, а значит и социальной действительности, так и его рационального благоустройства: «Ни одно общество не было в состоянии упразднить человеческие печали, ни одна политическая система не может освободить нас от тягот жизни, от страха смерти, от нашей жажды абсолютного; именно сами условия человеческого существования определяют условия социальные, а не наоборот» [10, 88].

Можно сказать, что не идея об абсурдности человеческого существования и мира в целом породила все противоречащие здравому смыслу процессы в обществе - войны, тоталитарные режимы и т.д., а именно анализ этой социальной действительности привели к возникновению идеи об абсурдности мира. Таким образом, можно говорить об объективном, онтологическом основании абсурдизма. В дальнейшем эти идеи, в том числе представленные в творчестве философов-экзистенциалистов, перенимались и до сих пор перенимаются как отдельными личностями, так и целыми молодежными организациями, культивирующими свой абсурд как акт протеста, вызов объективно существующему абсурду, по сути его же средствами.

Происходящие процессы в обществе: войны, производство ядерного оружия и орудий массового уничтожения, аморальные научные эксперименты, социальная несправедливость и т.д., - это дело рук человека, и именно в этом состоит главная трагедия абсурдизма как социокультурного явления.

Литература

1. Absurd / Oxford Dictionary of English Etymology. Ed. by C. T. Onions.- Oxford: Clarendon Press, 1994. -1340 c.

2. Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике. - М., 2008. -319 c.

3. Бычков В. Абсурд / Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века, под редакцией В.В. Бычкова. - М., 2003. - 607 с.

4. Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. - М.: Издательство Балтийские сезоны, 2010. - 527 с.

5. Савицкий С.А. Абсурдизм как художественная идеология (На материале неофициального искусства Ленинграда второй половины 1969-х годов): автореф. дис. ... канд. Филологических наук. - СПб., 1999. - 30 с.

6. Шичко Г.А. Против абсурдизма в антиалкогольной пропаганде // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spast.ru/shga/antiabsurd.htm

7. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - Политиздат, 1990. - С. 24-100

8. Absurdism // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.newworldencyclopedia.org/entry/Absurdi sm

9. Лавренцова Е.В. Проблема абсурда в философии Серена Кьеркегора: автореферат дис. ... кандидата философских наук. - М., 1999. - 31 с.

10. Цит. по Куликова И.С. Куликова философия и искусство модернизма. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.