Научная статья на тему 'АБОРИГЕНКИ АВСТРАЛИИ: ОТ ПРИСЛУГИ ДО БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ. ЧАСТЬ 1. НА СЛУЖБЕ ОБЩЕСТВУ'

АБОРИГЕНКИ АВСТРАЛИИ: ОТ ПРИСЛУГИ ДО БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ. ЧАСТЬ 1. НА СЛУЖБЕ ОБЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРАЛИЙСКИЙ СОЮЗ / АБОРИГЕНЫ / ЛЕДИ ГЛЭДИС НИКОЛЛС / БОНИТА МАБО / ЛОУИТЬЯ ЛОИС О'ДОНОХЬЮ СМАРТ / COMMONWEALTH OF AUSTRALIA / ABORIGINES / LADY GLADYS NICHOLLS / BONITA MABO / LOWITJA LOIS O'DONOGHUE SMART

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скоробогатых Наталья Сергеевна

В статье предпринята попытка дать обзор женской составляющей правозащитного движения аборигенов Австралии, прослеживается путь женщин-активисток и их участие в общественно-политической жизни страны. В Части 1 главное внимание уделено общественному служению, которое стало смыслом жизни первой генерации аборигенок-правозащитниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABORIGINAL WOMEN IN AUSTRALIA: FROM DOMESTIC WORKERS TO BIG POLITICS. PART 1. FOR PUBLIC SERVICE

The article attempts to give an overview of the women participation in the aboriginal human rights movement in Australia. It traces the path of women activists and their role in the social and political life of this country. In Part 1 the main attention is paid to the sphere of public service, which became the meaning of the life for the first generation of aboriginal women human rights defenders.

Текст научной работы на тему «АБОРИГЕНКИ АВСТРАЛИИ: ОТ ПРИСЛУГИ ДО БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ. ЧАСТЬ 1. НА СЛУЖБЕ ОБЩЕСТВУ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том I, № 1 (46). С. 194-208._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-1-1-46-194-208

Аборигенки Австралии: от прислуги до большой политики. Часть 1. На службе обществу

Скоробогатых Наталья Сергеевна

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, Россия, Москва, arhip2212@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8829-0484 Аннотация: В статье предпринята попытка дать обзор женской составляющей правозащитного движения аборигенов Австралии, прослеживается путь женщин-активисток и их участие в общественно-политической жизни страны. В Части 1 главное внимание уделено общественному служению, которое стало смыслом жизни первой генерации аборигенок-правозащитниц.

Ключевые слова: Австралийский Союз, аборигены, леди Глэдис Ни-коллс, Бонита Мабо, Лоуитья Лоис О'Донохью Смарт

Aboriginal women in Australia: from domestic workers to big politics.

Part 1. For public service

Natalya S. Skorobogatykh

PhD in History, Senior Researcher at the Center for Southeast Asia, Australia and Oceania Studies, IOS RAS, Russia, Moscow, arhip2212@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8829-0484

Abstract: The article attempts to give an overview of the women participation in the aboriginal human rights movement in Australia. It traces the path of women activists and their role in the social and political life of this country. In Part 1 the main attention is paid to the sphere of public service, which became the meaning of the life for the first generation of aboriginal women human rights defenders.

Keywords: Commonwealth of Australia, the aborigines, Lady Gladys Nicholls, Bonita Mabo, Lowitja Lois O'Donoghue Smart

Когда речь заходит о положении аборигенов Австралии и движении в защиту их прав, как правило, основное внимание уделяется активистам-мужчинам. И в их стране, и за рубежом широко известны имена наиболее значимых фигур: от политического активиста и общественного деятеля начала XX в., возглавившего первое правозащитное движение аборигенов, признанное правительством Австралии, Уильяма Купера до нынешнего министра по делам або-

© Скоробогатых Н.С., 2020.

ригенов Австралийского Союза (АС) Кена Уайатта. Среди выдающихся представителей коренных народов и Невилл Боннер - первый абориген в парламенте АС, и ставший в 1976 г. губернатором штата Южная Австралия сэр Дуглас Николлс, и Чарлз Перкинс -рупор голосов аборигенов и на международной арене, и Эдди Мабо - победитель в борьбе за возврат племенных земель, и многие другие1. В этом плане роль женщин - представительниц коренных народов - отчасти выпадала из поля зрения исследователей. Наиболее подробное упоминание о них о них можно найти, пожалуй, в книге Ф. Найтли «Австралия. Биография нации», на страницах, где он касался правозащитной борьбы аборигенов2. В СССР и России достаточно регулярно публиковались работы, где главным образом рассматривались глобальные проблемы коренных австралийцев, шла речь об их борьбе за человеческое достоинство, но конкретно вклад женщин-правозащитниц за редким исключением3 не акцентировался.

Между тем, феминистское движение в Австралии насчитывает долгую историю: еще в 1890-х гг. здесь выдвигались требования предоставить представительницам слабого пола гражданское равноправие с мужчинами, включая право голоса, право выставлять свою кандидатуру на парламентских выборах и защиту от сексуальной эксплуатации. Тогда же началось и активное участие женщин в политической жизни континента. Австралия стала второй страной в мире (после Новой Зеландии в 1893 г.), предоставившей им право голоса на уровне колоний, и первой, где в 1902 г. они получили права избирать и быть избранными в национальный парламент. С 1920-х гг. они активные участницы политических процессов и члены законодательных органов АС.4 Впрочем, некоторых исследователей до сих пор не удовлетворяет роль, которую играют австралийки в управлении страной, и в пространном докладе 2014 г. отмечалось, что «недостаточное представительство женщин в парламенте остается серьезной проблемой в Австралии. ... Несмотря на то, что в последние годы несколько женщин занимали высокие посты в федеральном парламенте и парламентах штатов и территорий, включая премьер-министра, генерального прокурора и министра иностранных дел, женщины по-прежнему значительно недопредставлены ... на руководящих должностях в федеральных министерствах и парламентах»5.

Так это или нет, вопрос достаточно спорный. Однако воздерживаясь от дискуссий и оценок модели квотно-гендерного представительства, за которую ныне по существу ратует политкорректная часть австралийского общества, отмечу лишь, что положение в нем аборигенок имело и имеет определенную специфику. На протяжении первых 150 лет присутствия британцев в Австралии женщин аборигенного происхождения при предоставлении политических прав вовсе не брали в расчет, и они пришли в общественную жизнь гораздо позже своих светлокожих соотечественниц. Их положение в традиционном обществе коренных народов не предусматривало активного участия в управлении племенами, вместе с тем отводя им важную роль в воспроизводстве, воспитании детей и жизнеобеспечении своей группы6. Некоторые нынешние австралийские исследователи настаивают на равноправии полов в традиционном обществе и обвиняют европейцев в униженном положении аборигенок7. На мой взгляд, это скорее дань модным ныне концептам гендерной ревизии истории. Этнографические наблюдения XIX в. и серьезные исследования данного вопроса свидетельствуют как раз об обратном. В традиционном аборигенном обществе доминировал жесткий патриархат со всеми вытекавшими из него иерархическими моделями взаимодействия полов, что и получило название «австралийская контроверза»8.

Впрочем, при менее предвзятом взгляде на все аспекты этой проблемы, видно, что британская колонизация принесла аборигенам не только ужасы геноцида на ранних ее этапах, но и решительное изменение в положении темнокожих женщин даже в их общинах. В частности, еще Р. и К. Берндты подчеркивали, что с самых ранних этапов контактов с белыми, именно аборигенки, «более понятливые, более покорные, скорее поддающиеся уговорам, были идеальными посредниками между своими соплеменниками-мужчинами и поселенцами». Это способствовало «изменению соотношений статусов мужчин и женщин в сообществах аборигенов» в сторону укрепления позиций именно аборигенок, которые добивались более высокого положения через связи - а иногда и браки -с колонистами9. Близкое знакомство с поселенцами многое меняло в жизни первонасельников континента. К середине XIX в. в среде осевших в городах аборигенов стали уходить в прошлое черты традиционного уклада, и темнокожие женщины быстро перенимали привычки и навыки колонисток, охотно наряжаясь в платья европейских фасонов10. Вместе с тем, как правило, до середины XX в.

уделом большинства коренных австралийцев оставались низы социальной лестницы со всеми связанными с этим положением ограничениями и неравенством. И, несмотря на все усилия правительств колоний и АС, на все изменения государственной политики по отношению к аборигенам за 100 с лишним лет - от ассимиляции до самоопределения, - достичь полного растворения аборигенов в доминирующем обществе или всеобщего примирения этносов в Австралии так и не удалось. И дело тут не только в насильственном курсе властей, нацеленном на уничтожение культуры коренных австралийцев, как принято теперь объяснять в академических кругах; причины гораздо глубже и серьезнее - и история аборигенок-правозащитниц это наглядно иллюстрирует.

За последние 40 лет в АС поменялось практически все: и положение коренных австралийцев, и роль женщин в жизни общества. Ныне там принято публиковать всевозможные рейтинги и списки особо выдающихся общественных деятелей. В одном из них, составленном в 2017 г. Национальным телевидением аборигенных народов, в число «20 первопроходцев - женщин из коренных народов, изменивших Австралию», включили всех, начиная с умершей в 1876 г. последней коренной жительницы о. Тасмания Труганини. В ней видели и «символ выживания тасманийских аборигенов», и «олицетворение истории европейского вторжения»11. Однако говорить всерьез о роли аборигенок в общественно-политической жизни можно лишь с зарождением в 1930-е гг. правозащитного движения коренных австралийцев.

Сначала эти женщины выступали как активные помощницы своих супругов, боровшихся за равноправие для своих народов. К примеру, леди Глэдис Николлс во всех начинаниях поддерживала своего мужа, стала организатором многих благотворительных учреждений для аборигенов по всей стране12. В 2008 г. ее имя было внесено в список почета женщин штата Виктория, в а мемориальном парке Парламент-Гарденс в Мельбурне стоит статуя сэра Дугласа и леди Глэдис Николлс. Еще один пример преданного служения делу борьбы за права коренных австралийцев - история семейной пары Эдди и Бониты Мабо. В 1973 г. они основали в Таунсвил-ле школу, где темнокожие дети могли изучать свою собственную культуру. Бонита работала там помощником учителя и руководила повседневными делами, а после смерти мужа сама активно выступала в защиту прав выходцев из Меланезии, которые волею судеб осели в АС. В 2013 г. ее наградили Орденом Австралии, а за не-

сколько дней до ее кончины в 2018 г. Университет Джеймса Кука присудил Боните Мабо почетную докторскую степень в знак признания ее выдающегося вклада в борьбу за социальную справедливость и права человека13.

В наше время аборигенки-активистки - вполне самостоятельные общественные и политические фигуры. Многие их них - пра-возащитницы в нескольких поколениях: дочь Чарли Перкинса Рейчел Перкинс - режиссер кино и телевидения, продюсер и сценарист многочисленных фильмов о жизни аборигенов; внучатая племянница Невилла Боннера - Джоанна Линдгрен в 2015-2016 гг. стала сенатором от штата Квинсленд. В числе выдающихся аборигенок есть и знаменитые спортсменки, как, например, теннисистка из племени вираджури Ивонн Гулагонг, победительница на крупнейших турнирах Австрейлиан Оупен и Уимблдон. В 1988 г., всего через три года после официального завершения карьеры, она была включена в Международный Зал славы тенниса. В то же время Гулагонг не осталась в стороне и от общественной жизни: организовала ежегодный тренировочный лагерь, главной целью которого являлось привлечение детей аборигенов к занятиям теннисом, а также участвовала в работе различных комиссий, нацеленных на решение проблем коренных австралийцев14. Не менее популярна и бегунья Кэти Фримен, открывавшая Олимпиаду 2000 г. в Сиднее и завоевавшая тогда золотую медаль в беге на 400 метров. Она, по мнению современных исследователей, «воплотила надежды и символизм Австралии на международной арене», что особенно важно, по их словам, «в стране, где расизм и предрассудки остаются распространенными повсюду в жизни большинства коренных австра-лийцев»15. Пропаганде традиционной культуры аборигенов посвятила свою жизнь писательница и художница Сэлли Морган, автор нашумевшей автобиографии «My Place», проданной в Австралии тиражом более полумиллиона экземпляров и получившей ряд литературных премий. С. Морган - директор Центра истории и искусств коренных народов при Университете Западной Австралии16.

Как мы видим, эти женщины - отнюдь не служанки в богатых домах, каковой была Труганини; они имеют высшее образование и ученые степени, занимают высокие посты в университетах, органах государственного управления всех уровней и выступают на равных как с женщинами европейского происхождения, так и с мужчинами. Но куда важнее то, что выдающиеся успехи отдельных аборигенок опираются на общий прогресс их соплеменниц в плане инте-

грации в австралийский социум, что видно при сравнении с их отцами, мужьями или братьями. Достаточно сказать, что в 2012 г. доля коренных австралиек, имеющих среднюю профессиональную подготовку, составляла 16,1%, что более чем в полтора раза выше, нежели у мужчин-аборигенов. А в категории «служащие и административный персонал» это соотношение выглядело еще более внушительно: 21% против 4,7%17.

Возвращаясь к их правозащитной деятельности, следует указать на ее главную отличительную черту: областью приложения сил и стремлений женщин из числа коренных народов стала преимущественно гуманитарная сфера. Именно в делах общественной благотворительности и собственно социальной политики они достигли своих главных успехов. Как общественная деятельница в наши дни наиболее известна Лоуитья Лоис О'Донохью, продолжившая дело таких своих предшественниц как аборигенка из племени вираджури Шерли Коллин Смит (урожденная Перри) (1924-1998) и женщина народа каурна и нгаджури Глэдис Элфик (1904-1988). Первая из них, более известная как Мама Шерл, жила и работала в пригороде Сиднея Редферн и стояла у истоков многих служб для аборигенов в области юридических услуг, жилищных условий, медицины и защиты детей. Она начала свое служение сначала в тюрьмах, а затем в департаменте по делам детей, активно участвовала в движении за права аборигенов на землю, помогла создать Черный театр аборигенов и знаменитое палаточное посольство аборигенов в Канберре. За свою общественную деятельность она была удостоена многих

наград, в том числе Ордена Австралии и Ордена Британской импе-

18

рии . Г. Элфик, или Тетушка Глэдис, защищала права женщин в Южной Австралии (ЮА) и в 1964 г. стала президентом-основателем Южно-Австралийского совета женщин-аборигенок, участвовала в создании общинного центра и колледжа образования аборигенов в Аделаиде, а также была соучредителем медицинской службы аборигенов в своем штате. В 1984 г. ее назвали Аборигенкой года ЮА, а в 2003 г. группа женщин-аборигенок, консультировавшая Комитет по Международному женскому дню в штате Южная Австралия, вручила первую премию ее имени19.

Судьба Лоуитьи О'Донохью (в замужестве Смарт) во многом типична для первых поколений аборигенов-правозащитников.

Она родилась в 1932 г. на северо-западе штата ЮА в отдаленной аборигенной общине Индулкана, пятой из шести детей от гражданского брака Тома О'Донохью, скотовода-ирландца, и Лили из народа янкунитьятьяра. Том и Лили встретились, когда он работал на животноводческой станции Эверард-Парк, занимавшей земли этого клана.20 Лоис была крещена пастором из миссии Объединенных аборигенов. Родители заботились о благополучии и образовании своих детей, но поблизости не было школы, и в возрасте двух лет она и ее сестры были изъяты из семьи Советом по защите аборигенов ЮА и помещены в детский дом Коулбрук в Кворне. Там ее имя, Лоуитья, было англизировано как Лоис миссионерами, которые вырастили ее и дали ей образование. Но она с тех пор не видела свою

21

мать больше 30 лет , и никогда больше не встречала своего ирландского отца, от которого унаследовала фамилию.

По словам самой Лоис, она была очень счастлива, живя в Ко-улбруке, где получила хорошее начальное образование. Община Кворна в целом активно поощряла участие воспитанников этого дома в местных мероприятиях и оказывала помощь в их содержании. В 1944 г. из-за хронической нехватки воды детский дом переехал в Иден-Хиллз, что позволило Лоис учиться в местной средней государственной школе для девочек и завершить стандартный курс, необходимый для аттестата об окончании школы, но она не сдавала экзамены. В Коулбрук старшие дети помогали заботиться о младших, и с этим опытом, в возрасте 16 лет, Лоис О'Донохью получила первую работу в качестве няни, присматривавшей за шестью детьми в семье, которая жила примерно в 100 км к югу от Аделаиды. Посещая баптистскую церковь, она познакомилась с попечительницей местной окружной больницы, и та убедила ее профессионально заняться уходом за больными. В 1950-1953 гг. Лоис работала помощницей медсестры в маленькой больнице, а потом она подала заявку на должность медсестры в Аделаиде22.

Но к такой профессии, согласно тогдашним законам, коренные австралийцы не допускались. Когда ее заявление о продолжении обучения в Королевской больнице Аделаиды было отклонено

Лоуитья О'Донохью

по причине ее происхождения, чувство негодования и решимость добиться своего привели Лоис к вступлению в Лигу продвижения аборигенов, которая отстаивала и права женщин. После долгой борьбы с чиновниками в 1954 г. О'Донохью получила квалификацию медсестры и стала первой в истории аборигенной медсестрой-

23

стажером в Аделаиде . Она работала там до 1961 г., получив затем назначение на пост старшей медсестры непосредственно перед отъездом в Индию.

В начале 1960-х гг. Лоис отправилась в Ассам на севере Индии, чтобы в баптистской зарубежной миссии работать медсестрой, сменявшей коллег, возвращавшихся на родину. Там она осознала, что австралийские аборигены не являются «единственным народом, который был колонизирован», или «единственным народом, который был лишен собственности». Это открытие подтолкнуло ее к мысли о том, что необходимо изменить политику австралийского правительства в отношении коренных народов24. Из-за осложнения внутриполитической ситуации в Индии австралийское правительство посоветовало ей эвакуироваться в Калькутту, откуда она отправилась домой.

По возвращении в АС в 1962 г. Лоис поступила на службу в департамент образования штата ЮА в должности сотрудника по связям с аборигенами и социальному обеспечению. Она согласилась на трудоустройство в отдаленном южно-австралийском городке Кубер-Педи, примерно в 200 км к югу от места ее рождения. Именно здесь, в местном супермаркете, ее узнали тетя и дядя, заметившие в ее чертах семейное сходство. Благодаря этой случайной встрече она, наконец, воссоединилась со своей матерью Лили, жившей в соседнем городе25.

В 1967 г. в АС произошло знаменательное событие - аборигенам Австралии были дарованы гражданские права, сняты все прежние ограничения, и перед ними открылось широкое поле деятельности. Во множестве создавались различные правозащитные организации коренных австралийцев. Спустя много лет Лоуитья с ностальгией вспоминала о своей молодости, о «бурных днях Федерального Совета по улучшению положения аборигенов и жителей о-вов Торресова пролива (FCAATSI) в преддверии референдума 1967 г.», о тех трудностях и том единстве, которые она видела тогда в рядах защитников прав коренных народов: «Чтобы добраться до наших собраний, мы путешествовали автостопом и складывали деньги в кучу на куске брезента или одеяле. Мы останавливались в

кемпингах или, если кому-то посчастливилось иметь достаточно денег, чтобы заплатить за номер в отеле, мы все вместе ночевали там. ... Это были интересные и волнующие времена - тоже тяжелые, - но времена подлинного единства и солидарности среди

26

нашего народа» . В том же году О'Донохью поступила на федеральную государственную службу младшим административным сотрудником в аделаидское отделение недавно созданного департамента по делам аборигенов. Через восемь лет она стала директором отделения этого департамента в ЮА, заняв должность старшего сотрудника, отвечающего за осуществление на уровне штата национальной политики в области благосостояния коренных народов. Через некоторое время она оставила государственную службу и занимала различные административные должности в неправительственных организациях.

В 1970-1972 гг. О'Донохью была членом Движения за законные права аборигенов (ALRM) - независимой организации, действовавшей под эгидой Совета всех аборигенов. Задачей этой организации, чей лозунг звучал как «Справедливость без предубеждений», стало предоставление юридических услуг при осуществлении «правовых, культурных, экономических, политических и социальных прав коренных народов и жителей о-вов Торресова пролива -обездоленных народов Южной Австралии». Помимо всесторонних юридических консультаций и адвокатской помощи, ALRM действовало и как лоббистская группа при реализации программ под-

27

держки попавших в трудную ситуацию аборигенов .

В 1976 г. Лоис стала первой аборигенкой, удостоенной Ордена Австралии в знак признания ее трудов в сфере социального обеспечения. В 1977 г. ее избрали председателем Национальной конференции коренных народов - форума, учрежденного в 1973 г. федеральным правительством в качестве национального консультативного комитета, - и председателем Комиссии по развитию аборигенов28. В 1979 г. она вышла замуж за Гордона Смарта, санитара госпиталя, с которым познакомилась еще в 1964 г. Он умер в 1992 г., оставив шесть взрослых детей от предыдущего брака; собственных детей у них с Лоис не было. Лоуитья всегда являлась сторонницей примирения австралийцев с различным цветом кожи и отстаивала уважительные подходы к культуре аборигенов, видя в

29

ней немало ценного . В начале 1980-х годов она недолго была председателем Национального конгресса аборигенов, прежде чем он был распущен из-за внутренних разногласий по поводу его ру-

ководства. Что всегда отличало ее взгляды - это самостоятельность, умеренность и здравый смысл. Так, после публикации в 1997 г. нашумевшего отчета «Верните их домой» (Bringing Them Home), где впервые прозвучало определение «украденные поколения» для детей смешанного аборигенско-европейского происхождения, которых передавали на воспитание в государственные учреждения в 1930-1970-х гг., она уточнила, что в случае ее личной ситуации

30

предпочитает слово «удаленные» слову «украденные» .

Пиком карьеры О'Донохью стал пост первого председателя Комиссии по делам аборигенов и жителей о-вов Торресова пролива (ATSIC) в 1990-1996-х гг. Учреждение этой Комиссии, в состав которой входили избранные представители аборигенов, в 1989 г. виделось лейбористскому правительству АС как «значительный прогресс в управлении делами коренных народов». Впрочем, тогдашний лидер оппозиции Дж. Говард предупредил, что новый орган -лишь попытка «создать черную нацию внутри австралийской нации» и что новый закон «бьет в самое сердце единства австра-

31

лийского народа» . Тем не менее, в течение 14 лет входившие в состав ATSIC избранные представители аборигенов направляли политику правящих кругов в отношении коренных народов страны и распоряжались финансами, которые получали из государственной казны. Однако сказать, что в этой сфере все было гладко, нельзя: так, уже в 1992 г. в парламенте АС рассматривался вопрос о деятельности членов Комиссии, и были выявлены серьезные проблемы в ведении ее дел. Представители правительства были вынуждены признать, что попавший на тот момент в их поле зрения «проект плохо управлялся в таких областях, как оценка, высвобождение средств и мониторинг грантов», проще говоря, в сфере финансовой

32

отчетности . Такие случаи были не единичны, и в 2003 г. новое коалиционное правительство Дж. Говарда в ответ на жалобы о злоупотреблениях в рамках структуры ATSIC провело расследование и предприняло меры, которые исключали прямой контроль над ее бюджетом и программами со стороны избранных членов Комиссии. В 2003/04 фин. г. ATSIC получила от правительства АС около 1,3 млрд долл., что составляло примерно 46% от общего объема расходов на коренные народы; и, в конечном итоге, к 2005 г. правительство передало полномочия Комиссии более подотчетному ему органу33.

К тому времени Лоис О'Донохью уже не работала в ее составе, но она успела многое за те 6 лет, что возглавляла Комиссию. В

1991 г. вместе с Альфом Бамблеттом и Стивом Гордоном она стала одной из первых аборигенок, принявших участие в заседании кабинета министров. Лоис использовала эту возможность, чтобы продвигать позицию ATSIC для решения проблем, поднятых правительственной королевской комиссией по расследованию случаев смерти аборигенов в заключении. Она сыграла ключевую роль в разработке законодательства о земельных правах коренных народов, принятого после решения Высокого суда 1992 г. по делу Мабо. В декабре 1992 г. О'Донохью выступала на Генеральной Ассамблее ООН во время проведения Международного года коренных народов. В 1993 г. она также стала членом Консультативного комитета по разработке проекта австралийской республики. Но в 1996 г. она была заменена на посту председателя ATSIC Гатджилом Джеррку-рой, который, по мнению правительства Говарда, был более уме-

34

ренным . Впоследствии она часто вспоминала о Комиссии: «Мои смешанные чувства по поводу кончины ATSIC - например, моя вера в то, что это была организация, созданная для того, чтобы потерпеть неудачу, а также мое разочарование в некоторых людях и событиях прошлого - находятся в открытом доступе». Но она видела также и «общие черты всех успешных переговоров ATSIC с правительством - да, были и такие - мы умели здраво аргументировать свою позицию, отстаивать свою позицию и поддерживать хорошую

35

меру дипломатии (даже когда это было трудно сделать)» .

В это время она официально добавила имя Лоуитья к своему юридическому имени, Лоис О'Донохью Смарт, чтобы подчеркнуть свое аборигенное наследие. Впоследствии она продолжала неустанную работу по защите прав коренных народов и стала покровительницей многих организаций здравоохранения, социального обеспечения и социальной справедливости. Так, она занимала пост первого председателя Совместного исследовательского центра по охране здоровья аборигенов и жителей тропиков (1996-2003 гг.), который впоследствии вырос в Австралийский национальный институт исследований здоровья аборигенов и жителей о-вов Торре-

36

сова пролива и получил финансирование от правительства страны .

Вся эта неустанная деятельность принесла ей длинный список наград: премию Advance Australia Award (1982 г.), Орден Британской империи (1983 г.), номинацию Австралийки года (1984 г.). В 1998 г. О'Донохью провозгласили Национальным живым сокровищем, а в следующем году сделали кавалерственной дамой Ордена Австралии. Она получила почетные докторские степени от пяти ве-

дущих австралийских университетов; в 2000 г. удостоена звания почетного профессора Университета Флиндерса и состояла его приглашенным сотрудником; кроме того, была избрана почетным членом Королевского австралийского колледжа врачей и Королевского колледжа медсестер. В 2005 г. папа Римский Иоанн Павел II вручил ей орден Св. Григория Великого, а в 2009 г. она получила награду за труд всей жизни на пользу аборигенов от известной в АС организации - Национального комитета по празднованию Дня аборигенов и островитян Торресова пролива (National Aborigines and

37

Islanders Day Observation Committee - NAIDOC) . Наконец, в

2010 г. ее имя присвоили созданному тогда Австралийскому национальному институту исследований здоровья аборигенов и жителей

38

о-вов Торресова пролива38. В итоге ее служение «защите прав аборигенов и примирения сделало ее одним из самых уважаемых и влиятельных аборигенов в истории Австралии»39.

Недаром 80-летняя Лоуитья О'Донохью стала и участницей Национального конгресса Первых народов Австралии (НКПНА). Этот еще один, новый представительный орган, «призванный дать коренным народам Австралии право голоса», был создан в качестве независимой частной компании, чтобы федеральное правительство не смогло уволить ее руководство, как было сделано с его предшественницей, Комиссией по делам аборигенов и жителей о-вов Тор-ресова пролива. Хотя правительство АС поддержало создание НКПНА, предоставив ему 6 миллионов долларов для создания и пообещав еще 23,2 миллиона долларов в течение двух следующих лет, в отличие от ATSIC, новый орган не собирался отвечать за предоставляемые аборигенам услуги, чтобы не «подлежать обвинению в продолжающемся неблагоприятном положении». К слову сказать, в его конституции было прописано равное представительство мужчин и женщин на исполнительных и низших уровнях. Это «первый случай, когда австралийская компания гарантирует ген-дерный баланс для своих директивных органов в своей конституции», подчеркнула председатель собрания, юрист и правозащитни-ца д-р Керри Арабена40.

Выступление О'Донохью на первом заседании НКПНА в

2011 г. прозвучало очень неоднозначно: с одной стороны, в нем утверждалась вера в правоту избранного курса, с другой, высказывались сожаления по поводу раскола в рядах правозащитников. «Достаточно сказать, что за последние шесть лет я отчаялась из-за отсутствия национального лидера», - с горечью отметила Лоуитья.

Вместе с тем, не внушала ей доверия и сложившаяся вокруг аборигенов ситуация: «После референдума 1967 г. Австралия жила во лжи. Она похлопала себя по плечу как справедливая страна, которая относится к своим гражданам одинаково и, особенно, защищает уязвимых. Не поймите меня неправильно. Я горжусь тем, что помогла обеспечить голосование "за", которое признало нас гражданами и больше, чем просто флорой и фауной. Это было очень важно. Но мне также больно сознавать, что Конституция все еще содержит потенциальную дискриминационную силу, которая может быть использована Союзом (АС - Н.С.) против нашего народа или любой другой расы. И что в ней все еще отсутствует какое-либо явное признание нас или нашего места в качестве первых австралий-цев»41. По сути дела, Лоуитья О'Донохью примкнула к нынешним политическим лидерам коренных народов, которые видят выход только в изменении Основного закона АС.

Впрочем, основная ее заслуга в другом, а именно - в практической помощи ближним своим. Здесь она проявила себя как личность думающая, настойчивая и искренняя в своем стремлении помочь людям, попавшим в трудную ситуацию. Отсюда исходит и ее призыв к единству и надежды на конституционные поправки, как на еще одну ступень в истории их борьбы.

Таким образом, сфера социального служения стала одной из самых успешных, где проявили себя коренные австралийки. Эти женщины, усилиями которых были достигнуты, пожалуй, решительные подвижки в деле улучшения быта аборигенных сообществ, стали своего рода визитной карточкой современного этапа правозащитного движения в Австралии. Их порой подвижнический труд приносил реальные плоды и вызывал неподдельное уважение к ним как среди их подопечных, так и у основного населения страны.

(Окончание на с. 426)

1 Подробнее см.: СкоробогатыхН.С. Аборигены-правозащитники в истории Австралийского Союза. Часть 1. Трудный путь к равноправию // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2019, Том II, № 3 (44). С.160-175 ; Скоробогатых Н.С. Аборигены-правозащитники в истории Австралийского Союза. Часть 2. Цена исторического реванша // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2019, Том II, № 4 (45), С.152-168.

Knightley P. Australia. A Biography of a Nation. L., 2001.

3 Другомилова М.А. Современные проблемы феминизма Австралии и коренные австралийки в XXI в. // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. Т. I, №

2 (39), 2018.

4 Clarke J., White K. Women in Australian Politics. Sydney: Fontana Books, 1983.

5 Representation of women in Australian parliaments 2014. 9 July 2014. Dr Joy McCann and Janet Wilson. Politics and Public Administration Section. URL:

https://www.aph.gov.au/About_Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_libr ary/pubs/rp/rp1415/W omanAustParl

6 Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М., Прогресс, 1989. С. 31, 39, 72.

The Australian People. An Encyclopedia of the Nation, Its People and Their Origins. Ed. by James Jupp. Cambridge University Press, 2001, p.159.

См. подробнее: Думанов ^М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему // Вестник Российской Академии Наук, 2000, т. 70, № 7. С. 621-627.

9 Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., Наука, 1981, с.410, 411.

10 Aborigines in White Australia. A documentary history of the attitudes affecting official policy and the Australian Aborigine. Sel. and ed. by Sharman N. Stone. South Yarra, Heinemann Educational Australia Pty Ltd, 1974, p. 41, 121-132.

11 20 inspiring black women who have changed Australia. By Andrea Booth, Luke Briscoe. Source: NITV News. 2015 6 Mar. URL: https://www.sbs.com.au/nitv/nitv-news/article/2015/03/06/20-inspiring-black-women-who-have-changed-australia

12 The Incredible Story of Sir Doug Nicholls. 26 May 2017. URL: https://www.amnesty.org.au/sir-doug-nicholls/

13 Bonita Mabo, prominent Indigenous rights activist, dies days after receiving accolade. By Indigenous affairs reporter Isabella Higgins. Updated 27 Nov 2018. URL: https://www.abc.net.au/news/2018-11-26/bonita-mabo-dies-days-after-human-rights-accolade/10555496

14 Первые леди тенниса. Ивонн Гулагонг. 14 марта 2012. URL: https://gotennis.ru/read/ arti cles/pervye_l edi_tennisa_ivonn_gul agong. html

15 The Australian People, p.157.

16 Artist profile. Sally Morgan. Australia. Biography. URL: https://www.artgallery.nsw.gov.au/collection/artists/morgan-sally/

17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Year Book Australia, 2012. Aboriginal and Torres Strait Islander peoples. URL: https://www.abs.gov.au/ausstats/abs@.nsf/Lookup/by%20Subject/1301.0~2012~Main%20 Features~Aboriginal%20and%20Torres%20Strait%20Islander%20Peoples~14

18 Significant Aboriginal women: Shirley Colleen Smith. 10 Jul, 2018. URL: http://arc.parracity.nsw.gov.au/blog/2018/07/10/significant-aboriginal-women-shirley-colleen-smith/.

19 Five Amazing Aboriginal Women Who Shaped History. 29 November 2018. URL:

https://www.amnesty.org.au/5-amazing-aboriginal-women-history/

20

Lowitja O'Donoghue: biography. URL: http://fampeople.com/cat-lowitja-odonoghue_2

21

Lowitja O'Donoghue. Australian Activist. Written by: The Editors of Encyclopaedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/biography/Lowitja-ODonoghue

22

Lowitja O'Donoghue: biography...

23 Lowitja O'Donoghue. Australian Activist.

24

Lowitja O'Donoghue. Australian Activist.

25 Professor Lowitja (Lois) O'Donoghue AC CBE DSG. URL:

https:// sydney.edu.au/ secretariat/ senate-committees/honorary-awards/Citations/Pre-2016/O/Citation_Professor_Lowitija_ODonoghue.pdf

26 Lowitja O'Donoghue: 'Since the 1967 referendum, Australia has been living a lie', opening National Congress of Australia's First People - 2011. 8 June 2011, Homebush, New South Wales, Australia. URL: https://speakola.com/ideas/lowitja-odonoghue-congress-of-australias-first-people-2011

27 About ALRM. URL: https://www.alrm.org.au/

28

Lowitja O'Donoghue. Famous Aboriginal people, activists & role models. URL: https://www.creativespirits.info/aboriginalculture/people/famous-aboriginal-people-role-models

29

The Australian People, p. 158.

30

Lowitja O'Donoghue. URL: http://www.worldheritage.org/articles/eng/ lowitja_o%27donoghue

31 The end of ATSIC and the future administration of Indigenous affairs. Current Issues Brief no. 4 2004-05. Angela Pratt, Social Policy Section, Scott Bennett, Politics and Public Administration Section. 9 August 2004. URL:

https://www.aph.gov.au/About_Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_Lib rary/Publications_Archive/CIB/Current_Issues_Briefs_2004_-_2005/05cib04

32

Commonwealth of Australia. Parliamentary Debates. Senate. Hansard. Answers to questions 18 December 1992 to 8 February 1993, p. 5545.

33 The end of ATSIC...

34 Lowitja O'Donoghue: biography.

35

Lowitja O'Donoghue. 'Since the 1967 referendum.

36 Dr Lowitja O'Donoghue AC CBE DSG. URL: https://www.lowitja.org.au/page/about-us/patron

37

Lowitja O'Donoghue. Australian Activist.

38 Dr Lowitja O'Donoghue AC CBE DSG...

39

Lowitja O'Donoghue. Australian Activist.

40 New indigenous 'company' structured to keep politicians at arm's length. By Debra Jop-son. May 3, 2010. URL: https://www.theage.com.au/national/new-indigenous-company-structured-to-keep-politicians-at-arms-length-20100502-u1hx.html

41 Lowitja O'Donoghue. 'Since the 1967 referendum.

Статья поступила в редакцию 20.02.2020, принята к публикации 11.03.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.