Научная статья на тему 'Аборигены-правозащитники в истории австралийского Союза. Часть 2. Цена исторического реванша'

Аборигены-правозащитники в истории австралийского Союза. Часть 2. Цена исторического реванша Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРАЛИЙСКИЙ СОЮЗ / АБОРИГЕНЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ЧАРЛЬЗ НЕЛЬСОН ПЕРКИНС / ПАТРИК ДОДСОН / COMMONWEALTH OF AUSTRALIA / ABORIGINES / MULTICULTURALISM / CHARLES PERKINS / PATRICK DODSON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скоробогатых Наталья Сергеевна

Автор обратилась к судьбам и анализу деятельности того поколения правозащитников-аборигенов Австралии, кто работал и работает в условиях мультикультурализма. Автор постаралась отследить особенности их деятельности и результаты их усилий на фоне проблем современной Австралии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aboriginal human rights activists in the Commonwealth of Australia history Part 2. The price of the historical revenge

Author turned to the biographies and analyzed the activities of the generation of aboriginal human rights defenders in Australia, who worked and has been working in the multicultural country. The author tried to trace their activities features and the results of their efforts on the background of the modern Australia problems.

Текст научной работы на тему «Аборигены-правозащитники в истории австралийского Союза. Часть 2. Цена исторического реванша»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Том II, № 4 (45), 2019

©

Скоробогатых Н.С.

ИВ РАН

АБОРИГЕНЫ-ПРАВОЗАЩИТНИКИ в ИСТОРИИ АВСТРАЛИЙСКОГО СОЮЗА Часть 2. ЦЕНА ИСТОРИЧЕСКОГО РЕВАНША

На фундаменте, заложенном первыми поколениями борцов за права аборигенов, строилась вся деятельность их последователей, среди которых особое место принадлежит Чарльзу Перкинсу -представителю молодых радикалов 1960-1970-х гг.

Чарльз Нельсон Перкинс родился в 1936 г. в Алис-Спрингс, в многодетной семье у родителей смешанного або-ригенско-европейского происхождения. Он всегда относил себя к «украденному поколению», хотя фактически судьбу сына решила его мать, обратившаяся за помощью к правительственному чиновнику после того, как муж бросил ее после рождения 11-го ребенка. В возрасте 10 лет Чарльза отправили в церковную школу Св. Марии в Алис-Спрингс и затем в англиканский дом Св. Франциска в Аделаиде, чтобы, по его словам, «смыть с него краску»1. Комментаторы отмечали, что он с детства «помнил ограничения для аборигенов, что развило в нем глубокую ненависть к белым австралийцам»2. Эта непримиримость стала отличительной чертой риторики Перкинса и его последователей.

Он рано вынужден был пойти на работу учеником слесаря и токаря, но относительный материальный достаток принесло ему увлечение спортом. В 1950-1960-х гг. Перкинс прославился успешной карьерой футболиста, выступая на соревнованиях в составе ряда команд в Австралийском Союзе (АС) и Англии. В спорте он проявил свой крутой нрав в спорах, а то и драках с руководством

клубов на почве расизма. Впрочем, с 1980-х гг. это не помешало Перкинсу занимать руководящие посты в футбольных союзах АС, в том числе вице-президента Австралийской федерации футбола и председателя Федерации футбола в закрытых помещениях.

Считая, что австралийки были расистки настроены по отношению к нему, он женился на Эйлин Мюнхенберг, происходившей из немецкой лютеранской семьи, переехал в Сидней и вырастил трех детей. Доходы футболиста и поддержка жены помогли оплатить экзамен на аттестат зрелости, который он сдал с первой попытки в 1961 г., и обучение в Сиднейском университете. По его словам, он впитывал знания, «как сухая губка воду». Совмещая учебу с подработкой, упорно штудировал управление, психологию, антропологию и социальную теорию. Целеустремленность была его отличительной чертой, и в 1966 г. он первый из аборигенов полу-

л

чил степень бакалавра искусств .

Еще на студенческой скамье Перкинс начал участвовать в движении за права аборигенов и добился национальной известности, проведя серию акций в защиту гражданских прав в духе Мартина Лютера Кинга. В 1965 г. он был одним из ключевых участников «рейда свободы» - автобусного тура по Новому Южному Уэльсу (НЮУ) 30 студентов, протестовавших против дискриминации в небольших городах штата. Эта поездка, вдохновленная примером борцов за гражданские права в США, сопровождалась скандалами, столкновениями с местными жителями и широко освещалась в прессе. Тогда же он вместе с бывшим портовым грузчиком Чиком Диксоном создал Фонд по делам аборигенов (ФДА) в Сиднее, ставший политической опорой Перкинса, Диксона и их сподвижников. По окончании университета в 1965-1969 гг. он работал менеджером ФДА - координационного центра молодых активистов, вступивших в политическую борьбу, опираясь на опыт черных расистов и левых радикалов США4. Эти люди пытались решить проблемы, связанные с неравенством, земельными правами, расизмом со стороны властей, условиями содержания аборигенов под стражей. Они создали первый в АС центр юридической помощи, который впоследствии был назван Правовой службой коренных народов Редферна. ФДА стал одной из движущих сил и в кампании по проведению референдума 1967 г.5.

Тогда же в письме премьер-министру Гарольду Холту Пер-кинс изложил свои идеи, заимствованные из американского опыта. Это создание Бюро по делам коренных народов с адекватным фи-

нансированием его программ; борьба с безработицей в среде аборигенов; инициативы в области образования (включая бесплатное), финансирование учебных заведений и обеспечение жильем учащихся; решение вопросов собственности на землю и компенсации за изъятые угодья; запрет расовой дискриминации; улучшение здоровья коренного населения6. Прямым следствием стало приглашение его на госслужбу: в 1969 г. он поступил в департамент по делам коренных народов, в 1983-1988 гг. занимал должность секретаря этого учреждения. Получив этот пост, он «очень гордился собой»7. Будучи членом нескольких правительственных органов, включая Федеральный совет по улучшению положения аборигенов и жителей о-вов Торресова пролива, он активно занимался вопросами жилья, здравоохранения, образования и улучшения условий труда аборигенов.

Но в 1972 г. Перкинс был отстранен от должности за неподобающее поведение: он назвал коалиционное правительство Западной Австралии (ЗА) «расистским и быдлом». В схожей стилистике были написаны и опубликованные в 1975 г. его мемуары с эпатаж-ным названием «Ублюдок, как я»*. Книга эта заканчивалась любопытным изложением целей автора. Наряду с содействием единству коренных народов и программами улучшения жилья, образования и здравоохранения в общинах, он счел необходимым напомнить им, что нравственность и гордость - их наиболее важные качества, а также призвал остановить азиатскую иммиграцию в страну, опасаясь, что приезжие будут эксплуатировать аборигенов8.

Эти инициативы сопровождались мощной поддержкой снизу и быстрой радикализацией правозащитного движения. Ярким проявлением стало возникновение постоянного «аборигенного посольства» - палаточного городка, разбитого в 1972 г. в День Австралии напротив здания парламента в Канберре. Его обитатели не просто выступали от имени всех коренных австралийцев, но их акция также символизировала изменение цели борьбы: никакого сотрудничества с белыми, но самостоятельность действий9. Звучали призывы австралийских сторонников «черной силы», поддерживавших связь с негритянскими экстремистами из США, очистить все аборигенные общественные организации от англо-австралийцев10. Примечательно, что и ныне оценка роли этого «посольства» высока. Профессор Дж. Кларк (Университет Аделаиды) утверждала, что воз-

* Charles Perkins. A Bastard Like Me. Sydney, Ure Smith, 1975.

действие его было «огромным и монументальным», ибо недовольные молодые люди, сидя на газонах парламента, заявили: «Мы чувствуем себя чужими на своей земле»11. Попытки полиции удалить протестующих привели к насилию; сообщения о столкновениях прошли в новостях по всему миру. Это вывело их борьбу на международную политическую арену, и в поддержку аборигенов выступили левые политики и интеллигенция.

Под таким давлением правительства АС в 1970-1980-е гг. проводили курс на «самоопределение», подразумевая право коренных народов играть активную роль в принятии важных решений, касающихся их будущего. На этой волне карьера Перкинса вышла на новый виток. В 1981 г. он был назначен постоянным секретарем департамента по делам аборигенов, совмещая этот пост (до 1984 г.) с постом председателя Комиссии по развитию коренных народов, призванной помочь им начать собственный бизнес и улучшить материальное благосостояние.

Между тем требования аборигенов росли. В 1988 г. старейшины ряда племен разработали знаменитое «Заявление Барунга» с требованиями предоставить коренному населению право на самоуправление, законодательно закрепить их собственность на родовые земли, выплатить денежную компенсацию за утраченные угодья, уважать их традиционную культуру, покончить с дискриминацией и даровать всю полноту гражданских, экономических и куль-12

турных прав . В их поддержку в День Австралии в Сиднее состоялся марш, где участвовали приблизительно 20 тыс. аборигенов и представителей профсоюзов, церквей, этнических групп. Впрочем, эта программа вызвала неоднозначный отклик в австралийском обществе в целом, и предлагавшийся договор так и не был подписан.

Все же 1990-е гг. стали «золотым веком» аборигенов. Правительство создало Совет по примирению, чтобы «наладить официальный процесс примирения» между ними и остальными австра-

13

лийцами к 2001 г. . Однако термин «примирение» лидеры аборигенов трактовали по-своему: «истинное примирение» означало признание «особых» прав коренного населения, проистекающих из их «статуса первопоселенцев»14. Были предприняты попытки сформировать собственные политические партии аборигенов, но, как правило, они не приносили ощутимых результатов на парламентских выборах в силу узости социальной базы15. В порыве благодушия, помимо многотысячных маршей примирения, прогрессивная общественность устраивала национальные Дни извинения с участием

представителей властей всех уровней: по стране перевозили «Книги извинений», куда белые австралийцы писали обращенные к аборигенам просьбы о прощении16. Велось и национальное расследование судеб «украденных поколений»; в Мельбурне прошла австралийская Конвенция по примирению; правительство официально признало флаги аборигенов. Решение Высокого суда по делу Эдди Ма-бо и законодательное признание прав аборигенов на землю в 1993 г. стали знаковыми для нового этапа борьбы, и породили глубокие политические разногласия в стране.

Тогда же была создана Комиссия по делам аборигенов и жителей о-вов Торресова пролива (Aboriginal and Torres Strait Islander Commission - ATSIC), которая в 1990-2005 гг. была правительственным органом с участием лидеров коренных народов для регулирования аспектов управления, затрагивавших их жизнь. «Это было уникально,... это было похоже на наше собственное самоуправление», - утверждала профессор Ж. Трой из Университета Сиднея17. В 1993 г. Перкинс был избран комиссаром этой Комиссии в одном из районов Северной территории, а в 1994 г. стал заместителем председателя ATSIC.

Однако далеко не все шло гладко. У правительства возникло много вопросов к руководству Комиссии, и моральный облик правозащитников не всегда был близок к идеалу борцов за народное счастье. Достаточно вспомнить одного из председателей ATSIC

Джеффа Кларка, отстраненного от должности и отправленного под

18

суд по обвинениям финансового и уголовного порядка . В итоге в 2004 г., после антикоррупционных расследований в отношении руководства ATSIC и серии судебных разбирательств, либеральное правительство упразднило ее. Премьер-министр Джон Говард отметил: «Эксперимент по выборному представительству коренных народов провалился»19. Некоторые из его коллег не разделяли этого мнения. «На мой взгляд, после ATSIC не было ничего столь же эффективного для аборигенов», - считал, к примеру, Фред Чейни, бывший министр по делам аборигенов20.

Перкинс много путешествовал по всему миру. Он и его супруга нашли Германию самой гостеприимной из европейских стран. А вот Индия его не впечатлила: он не уважал индийцев, рассматривая их как потенциальных нежелательных иммигрантов21. Впрочем, резкость суждений и оценок была отличительной чертой его карьеры. Так, в 1999 г. он обругал премьер-министра Говарда «расистом» и «собакой», потребовав от правительства извинений за прошлые

обиды перед аборигенами: «Без извинений не может быть настоящего примирения, и совесть нации никогда не успокоится»22. Такая категоричность приводила к частым стычкам с коллегами и увольнениям Перкинса.

Не гнушался он и откровенными провокациями. Будучи членом группы, обеспечившей Сиднею успех заявки на Олимпиаду 2000 г., он организовал свою последнюю кампанию против расизма. Особо показательно, что в то время Совет по примирению получил самую сильную общественную поддержку: в марше по мосту Хар-бор-Бридж около 500 тыс. человек выразили свою симпатию аборигенам. Невзирая на это, Перкинс призвал туристов не приезжать в Сидней, так как весьма вероятны акции протеста и гражданские беспорядки среди коренного населения. Хотя позже он и отказался

23

от своих заявлений, многие сочли их подстрекательскими .

Тем не менее, Перкинса ценили не только его непосредственные соратники, как, например, сенатор-демократ от НЮУ в 19992005 гг. Эйден Риджуэй. Многие крупные государственные деятели страны также были о нем достаточно высокого мнения - сэр Пол Хэзлак, Гоф Уитлэм, Гарольд Холт, д-р Г.К. Кумбс. Интересно, что последнего - известного экономиста и защитника прав аборигенов, Чарльз критиковал за то, что тот при разработке своей политики консультировался с аборигенами, но предпочитал говорить с жителями отдаленных общин, а не с теми, кто стали городскими и обра-

24

зованными . Для Перкинса, видимо, рядовые соплеменники, ради которых он, вроде как, и работал, были недостаточно компетентны в понимании своих проблем.

Сам он неоднократно был отмечен наградами: в 1987 г. удостоен звания офицера Ордена Австралии; в 1998 г. стал почетным доктором по литературе Университета Западного Сиднея и доктором права honoris causa Сиднейского университета. Национальный фонд Австралии объявил его живым национальным сокровищем, а в 2000 г. Перкинс был введен в Зал славы Федерации футбола Австралии за достижения как игрока, тренера и администратора. В 2006 г. журнал «Буллетин» включил его в список самых влиятельных австралийцев, а в 2009 г. фонд Чарли Перкинса учредил две стипендии в год для учебы коренных австралийцев в Оксфордском университете в течение 3 лет.25

Перкинс задал тон следующему поколению правозащитников, перенявших отнюдь не самые лучшие его стороны: расовую неприязнь и политическую жесткость. Нынешняя генерация борцов за

права коренных австралийцев, выросшая в условиях мультикульту-рализма, разительно отличается от своих предшественников. Обычно это лица с высшим гуманитарным образованием, занимающие устойчивое и достойное место в австралийском обществе, многие из них - правозащитники уже в нескольких поколениях. Они - типичные представители этнобюрократии. Профессор Мельбурнского университета Керри Арабена, отметив присутствие коренных австралийцев среди интеллектуальных и творческих профессий, отметила в этой связи: «У нас есть люди на руководящих и влиятельных должностях»26.

Наиболее типичный пример активного участия в государственной деятельности на самом высоком уровне - Патрик Додсон.

Патрик Лайонел Джаргун Додсон родился в 1948 г. в г. Брум, ЗА, в семье ирландца Джона «Сноуи» Додсона и Патрисии из народа явуру. Из-за запрета в штате расово-смешанных браков семья переехала в г. Кэтрин в Северной

97

территории . В 1960 г. при тра-трагических обстоятельствах 13-летний Патрик и 6 его братьев и сестер остались сиротами. Несмотря на сопротивление ПатршДодсон родни, дети были отданы под

опеку государства. В 1961 г. священники-миссионеры Святого Сердца выделили Патрику и его брату Мику стипендии для завершения обучения в колледже Мони-ва, католической школе-интернате в штате Виктория, где мальчики были единственными аборигенами. Патрик не только хорошо учился, но и был избран префектом колледжа и капитаном футбольной

28

команды школы, продемонстрировав сильные лидерские качества28. Затем он поступил учиться в Корпус-Кристи колледж в Мельбурне и в мае 1975 г. был рукоположен в сан в ордене миссионеров Святого Сердца, став первым в АС аборигеном - католическим священником. Додсон стремился сбалансировать и сочетать католицизм с исконной аборигенной духовностью, но спустя 6 лет ушел из церкви, сосредоточив свое внимание на положении коренных наро-

29

дов и защите их прав29.

Его карьера на этом поприще развивалась стремительно. В 1981 г. он присоединился к Центральному и Кимберлийскому земельным советам и в конечном итоге был назначен директором обеих влиятельных организаций. В этом качестве успешно вел переговоры о возвращении гигантского монолита Улуру в центре страны его традиционным владельцам, народу анангу. В 1989 г. он занял пост комиссара по делам аборигенов, умерших во время содержания под стражей, став одним из членов Королевской комиссии, расследовавшей 99 таких случаев в 1980-1989 гг. и вынесшей 339 рекомендаций30. В 1991 г. после доклада этой комиссии был создан Совет по примирению с коренными народами, а Додсон назначен его председателем. Однако, оценивая итоги работы по докладу, в 2016 г. он по-прежнему критиковал правовую систему АС, назвав ее «опасной и заслуживающей презрения фабрикой переделки» коренных народов, которая гарантирует наиболее уязвимым и обездоленным «сломанное, мрачное будущее». Приведя мрачную статистику «пагубных последствий злоупотребления наркотиками и алкоголем, насилия в семье и зависимости от социального обеспечения» и подчеркнув, что аборигены «не будут свободны от тирании системы уголовного правосудия», если «не признают проблем в собственных общинах и не возьмут на себя ответственность за ущерб, причиняемый друг другу», Додсон сделал неожиданный вывод. По его мнению, федеральный парламент должен быть не просто «более открытым к идее официального взаимодействия с коренными народами по проблемам их социальных, культурных и экономических интересов», но обязан наделить их особым «поли-

31

тическим статусом в национальном государстве» . Эта типичная правозащитная риторика, увы, свидетельствует о крайне низкой эффективности работы самих активистов, которые решение болезненных социальных проблем подменяют концепцией политического статуса этнического меньшинства.

В 1991-1997 гг. Додсон как председатель Совета по примирению стал широко известен в стране. По мнению экспертов, синонимом его имени стало слово «примирение»; его считали «отцом австралийского примирения» и «одним из самых уважаемых и влия-

32

тельных лидеров аборигенов» . За эту работу Додсона удостоили Сиднейской премии мира и медали Джона Кертина, а также признали живым национальным сокровищем. В 2010-2016 гг. он, как сопредседатель группы экспертов по конституционному признанию коренных австралийцев, призывал к построению конструктивных

отношений между коренными и некоренными народами на основе

33

взаимного уважения и диалога .

Параллельно и не менее успешно развивалась карьера его брата Майкла (Мика) Джеймса, который в 1974 г., окончив Университет Монаша по специальности «юриспруденция и право», работал адвокатом по уголовным делам в службе правовой помощи аборигенам штата Виктория. В 2003 г. он получил звание профессора права в Австралийском национальном университете, позднее читал лекции как приглашенный преподаватель в Университете Аризоны и Гарварде. В 2005 г. он стал членом Постоянного форума ООН по проблемам коренных народов и помогал в разработке Декларации прав коренных народов, принятой Генеральной Ассамблеей в сентябре 2007 г. Как и брат, он удостоен всевозможных почетных наград и ученых степеней; и во многом их карьеры переплетались: и по работе в земельных советах, и по вопросам аборигенов, содержащихся под стражей, и в движении «Примирение в Австралии»34.

Несмотря на титанические усилия семейного подряда Дод-сонов, продвижение примирения в АС шло тяжело и не столь споро, как хотелось его инициаторам. Заявленный срок (2001 г.) давно в прошлом, а в пространном, опубликованном с предисловием П. Додсона, докладе организации «Примирение в Австралии» (2017 г.) отмечалось, что ситуация далека от идеала. С одной стороны, «австралийцы, как никогда ранее, имеют больше возможностей для достижения еще одной

Майкл (Мик) Додсон Долгожданной вехи примирения

- конституционного признания статуса коренных народов». С другой, несмотря на позитивные признаки прогресса, «мы по-прежнему не доверяем друг другу», и коренные австралийцы сталкиваются с «высоким уровнем расизма». Были отмечены и рост числа участников работы над примирением (8 организаций в 2006 г. и 650 - в 2017 г.), и впечатляющее финансирование их целей. В

2008 г. Совет австралийских правительств выделил 4,6 млрд долл. на проекты в области помощи коренным народам; в 2015 г. правительство Южной Австралии объявило о создании фонда возмещения ущерба «похищенным поколениям» в размере 11 млн долл.; та же картина в НЮУ, Квинсленде и ЗА. На этом фоне парадоксально выглядит такое заключение доклада: «Общий объем расходов всех австралийских правительств на аборигенов и жителей о-вов Торре-сова пролива увеличился, но финансирование конкретных услуг

35

для них сократилось» .

О причинах этого в докладе умалчивалось. Но для непредвзятого аналитика такой парадокс вполне объясним: суть проблемы в модели использования бюджетных средств. Как показывает опыт многих стран, появление среди коренных малочисленных народов большого количества этнических антрепренеров и профессиональных правозащитников ведет к неизбежному разрастанию этнобю-рократии. Ее содержание может поглощать львиную долю ресурсов, выделяемых правительствами на поддержку кризисных групп, к которым относятся упомянутые народы. В таком контексте постоянное апеллирование в докладе к правовым категориям - «политический суверенитет» аборигенов или «заключение с ними дого-

36

воров и соглашений в целях решения важных вопросов», - свидетельствует о следующем. Руководимое братьями Додсонами «Примирение в Австралии» объективно походит скорее не на общественную правозащитную организацию, а на группу политического давления, чья цель сводится к требованиям больших финансовых дотаций, основным бенефициаром которых становится все та же этнобюрократия.

К слову, П. Додсон никогда не ограничивался политикой и успешно совмещал правозащитную деятельность с коммерческой. Так, в 2010-2016 гг. он был председателем компании Ниямбу Буру Явуру (НБЯ), созданной для управления 530 тыс. га земель около г. Брум (их в 2006 г. получил народ явуру). В опубликованном на ее официальном сайте заявлении эта корпорация, оговаривая приверженность аборигенов экологизму, «концепции инклюзивной и устойчивой экономики» и «возрождению культурных ценностей и практик явуру, воплощенных в философии "мабу лиян" /добрый дух/», провозглашала главной целью коммерческий успех37.

Параллельно произошло восхождение П. Додсона на вершину политики. Он вступил в Австралийскую лейбористскую партию (АЛП) и был назначен на пост теневого помощника министра по

примирению и теневого помощника министра по конституционному признанию коренных австралийцев38. Партийную активность Додсон совмещал с общественной и научной деятельностью. К 2016 г. в его послужном списке значились: адъюнкт-профессор Университета Нотр-Дам в г. Брум; почетный доктор ряда университетов АС и автор публикаций, включая экспертные доклады и монографии; председатель организаций Кимберлийская комиссия развития и Научно-исследовательский фонд Линджиари*. Он также стал первым директором Отделения по вопросам аборигенной политики, диалога и исследований в Университете НЮУ и организатором австралийских саммитов 2002 и 2008 гг. и австралийского диалога 2008 г.39

Все это сыграло роль, когда в марте 2016 г. АЛП отдала Дод-сону кресло сенатора от ЗА. Он получил его после отставки Джо Буллока, последовавшей из-за разногласий по вопросу однополых браков. Додсон был более лоялен к поддержке меньшинств. На федеральных выборах 2016 г. он сохранил это место, став теневым помощником министра по делам аборигенов и жителей о-вов Тор-ресова пролива.

Стенограмма первого выступления П. Додсона в сенате в 2016 г. характеризует его как опытного и ловкого политика, умело использующего доминирующую в современном политическом истеблишменте АС политкорректную риторику. Пересыпая речь аборигенными словами, он подчеркивал свое особое мировосприятие: «Я гордый член народа явуру ... в нашем языке есть три ключевых понятия, ... которые будут определять мою работу здесь. Я хочу работать со всеми вами в строительстве австралийской нации, которая описывается на явуру как "мабу нгаррунгу" - сильное сообщество; "мабу буру" - сильное место, или хорошая страна, в которой все австралийцы любого происхождения, религии и национальности живут под влиянием "мабу лиян" - доброго духа ... и чувства ценности, исходящего из взаимоуважения и баланса».40 За истекшие три года сенатор Додсон работал в нескольких комитетах: в частности, финансов и государственного управления и укрепления мультикультурализма, одновременно занимая ряд должностей во фракции АЛП, в том числе теневого помощника министра по конституционному признанию коренных австралийцев41. Эти посты

* Организация названа именем аборигена-правозащитника Винсента Линджиари.

дают ему возможность озвучивать на высшем уровне и продвигать политические требования правозащитников, ставшие ныне превалирующими. Это - самоопределение и самоуправление, предоставление квот на участие в органах власти всех уровней, внесение изменений в Конституцию АС для юридического закрепления особого статуса коренных народов страны как первонасельников континента, заключение договоров с ними по образцу маори Новой Зеландии или индейцев США. Такого рода требования прозвучали в «Заявлении из Сердца Улуру», принятого лидерами аборигенов в 2017 г.42. В этом документе предлагалось также создать специальную комиссию «для наблюдения за процессом заключения соглашений между правительствами и исконными народами и установ-

43

ления истины об их истории» .

Заявление Улуру было неоднозначно воспринято как многими обозревателями и специалистами, так и правительством АС. В итоге руководство страны в 2018 г. отклонило эти требования, но вместе с тем, премьер-министр Скотт Моррисон уточнил: «...Мы не должны соглашаться с каждым предложением, но каждое предложение будет рассматриваться с уважением»44. Правозащитники не сочли отказ премьер-министра последним словом и настояли, чтобы для содействия конституционному признания аборигенов в рамках, очерченных Заявлением Улуру, был назначен специальный комитет, одним из сопредседателей которого стал П. Додсон.45 Так что он и ныне пребывает на переднем крае политики.

Между тем методы и цели борьбы коренного населения стремительно меняются. Первые утрачивают мирный характер. Достаточно вспомнить нападение в 2012 г. на премьер-министра Дж. Гиллард, которую только ее телохранители спасли от разъяренной толпы протестующих аборигенов46. Вторые до крайности политизируются. Все чаще, не дожидаясь официальных решений вопроса об их суверенитете, аборигены де-факто провозглашают независимость от АС. В 1990 г. было создано Временное правительство коренных народов, но дальше утверждения, что те всегда

47

были суверенными, дело не пошло . В XXI в. на полученных от государства землях стали расти, как грибы «республики» аборигенов, наглядно демонстрируя их истинные намерения - как минимум, поделить страну.

Так в 2013 г. в Квинсленде о создании своей государственности заявили старейшины народа юалайи, провозгласив Народную Республику Юалайи; также появилась и Республика Мбарбарам. В

2014 г. в пограничье Квинсленда и НЮУ возникла Республика Мурраварри. Клановые группы одноименного этноса, контролирующие территорию ок. 82 тыс. км2, разработали собственную Конституцию, а председатель Народного совета упомянутой республики Фред Хупер заявил: «Мы не провозгласили независимость от Австралии. Мы считаем, что всегда были независимы от нее». С этим солидарен лидер еще одной самопровозглашенной на севере Квинсленда Республики Йдинджи - Мурруму Валубара (в недавнем прошлом - журналист и художник Джереми Гейя): «Самое главное помнить, что у нас есть правительство, созданное с правильной процедурой с точки зрения международного права ... Люди узнают, что у йдинджи есть свой язык, свои законы, своя власть».48 Впрочем, Мурруму двинулся по пути «суверенизации» дальше. Назначив четырех министров, посла и специального посланника для Латинской Америки, он перешел к активной дипломатии, встретившись в Канберре с послами Кубы, Венесуэлы и России. В «государстве» Йдинджи была также отменена австралийская валюта49.

Строго говоря, эти квазисуверенные и пока карликовые государства мало кем воспринимаются всерьез. Но этносе-паратизм становится знаком времени и образцом для подражания. И тут важна реакция австралийского общества и властей, а она-то и тревожит. Федеральные правительства Тони Эббота и Малколма Терн-булла, по мнению обозревателей, относились подчеркнуто уважительно к «правительству» Йдинджи. А тогдашний федеральный министр по делам аборигенов Найджел Скаллион даже признал суверенитет этого народа, правда, во время визита в «столицу» их самоуправляющейся территории -Кернс.50

Требования аборигенов получили и серьезное политическое прикрытие. Федеральные выборы мая 2019 г. усилили их представительство в парламенте: премьер-министр С. Моррисон предоставил им высокие должности. Кен Уайатт, ставший парламентарием еще в 2010 г., получил пост федерального министра по делам аборигенов и сразу заявил о намерении в течение следующих трех лет

Мурруму и посол России в АС Владимир Морозов в Канберре

провести всенародное голосование по вопросу о конституционном признании коренных народов. В этом нет ничего невозможного, поскольку новый министр находится в тесных дружеских и рабочих отношениях с коллегами - парламентариями-аборигенами: сенаторами Линдой Берни, П. Додсоном и Маларндирри Маккарти51. А правительство Моррисона, выделив 7,3 млн долл. на процесс совместного проектирования с целью «улучшить принятие решений на местном и региональном уровне», зарезервировало еще 160 млн долл. на будущий референдум после определения модели признания52.

В заключение подчеркну следующее. Первые правозащитники начала XX в. не могут не вызывать уважения за их честность и даже непримиримость, которая оправдывалась действительно ущемленным положением коренных народов в доминирующем обществе, и за их заслуги - они добились своей цели, несмотря на мощное противостояние системы. Нынешние же радетели за права коренных народов напоминают «бумажных аборигенов» эпохи раздачи привилегий по этническому признаку после 1967 г. У них порой весьма отдаленное родство с аборигенными народами, но есть стремление войти в политическую элиту страны. Это вполне устраивает всех участников бесконечных дискуссий о положении коренных австралийцев на любом уровне, но не их большинство, которое остается один на один со своими бедами и насущными проблемами.

Бедность, безработицу, недостаток образования, алкоголизм, насилие не победили громкими скандалами и созданием аборигенных «республик» на территории страны. Правозащитная борьба в наши дни идет не за гражданское равенство, а за особый статус этнического меньшинства и связанные с ним привилегии, ставящие аборигенов в особое положение по отношению к остальным австралийцам. Такой подход неминуемо ведет к расколу общества по этническому признаку и подрыву единства нации, об опасности чего говорить уже тривиально. Невозможность конструктивно решить подобный вопрос приводит не только к этническим конфликтам, но и к гражданским войнам. Учитывая малочисленность аборигенов, столь алармистский вариант вряд ли актуален для АС, но кто знает, как повернется история при подобном потакании меньшинству. Главный порок австралийской модели мультикультурализма - превалирование интересов меньшинств над интересами основного населения. При сохранении системы привилегий по этническому критерию, трудно говорить о гражданском равноправии, нацио-

нальном единстве и честной политике. Всегда найдется антрепренер, готовый использовать эту лазейку в любых целях - от удовлетворения собственных амбиций до прямого мошенничества. Все это, увы, можно найти в современном опыте правозащитного движения в Австралии. Какую еще цену за реванш лидеров аборигенов придется заплатить стране, можно только предполагать.

I Charles Perkins. Obituary, URL: https://web.archive.org/web/20120421062414/, http://www.eniar.org/news/perkins.html (дата обращения 29.06.2019).

Charles Perkins Biography, URL: https://www.thefamouspeople.com/profiles /charles-perkins-6074.php (дата обращения 29.06.2019).

о

Mr Charles Nelson Perkins AO, URL: https://sydney.edu.au/secretariat/senate-committees/honorary-awards/Citations/Pre-2016/P/Citation_Mr_Charles_Nelson _Perkins_AO.pdf (дата обращения 29.06.2019).

4 History Fact Sheet. Jul 28th, 2007 by reconciliaction, URL: http://reconciliaction.org.au/nsw/education-kit/history/#elect (дата обращения 12.12.2007).

5 Charles Nelson Perkins. Australian Activist. Written by: The Editors of Encyclopaedia Britannica. Last updated: Jun 12, 2019, URL:

https://www.britannica. com/biography/Charles-Nelson-Perkins (дата обращения 29.06.2019).

6 Indigenous recognition: Lessons of 1967 referendum still apply to debate on constitution. The Conversation. By Gabrielle Appleby and Gemma McKinnon, UNSW. Posted 22 May 2017, URL: http://www.abc.net.au/news/2017-05-22/constitutional-recognition-lessons-of-1967-referendum-apply/8546906 (дата обращения 28.06.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Mr Charles Nelson Perkins AO...

8 Perkins, Charles Nelson (Charlie) (1936-2000), URL: http://ia.anu.edu.au /biography/perkins-charles-nelson-charlie-810 (дата обращения 29.06.2019).

9 Macintyre S. A Concise History of Australia. Cambridge, 2005, p. 235.

10 Раззакова Э.И. Политика австралийского правительства в отношении коренного населения в 70-80-е годы XX в. // Новые тенденции во внутреннем развитии и международных отношениях стран Тихоокеанского бассейна. М., Наука, 1985, с. 110.

II Watershed moments in Indigenous Australia's struggle to be heard. RN. By Anna Kelsey-Sugg and Annabelle Quince for Rear Vision. Updated earlier today at 1:44am, URL: http://www.abc.net.au/news/2018-07-04/complex-history-of-

indigenous-and-non-indigenous-australia/9930944 (дата обращения 30.06. 2019).

12

The Encyclopedia of Aboriginal Australia. Vl. 1, Canberra, 1988, p. 103.

13 History Fact Sheet. Jul 28th, 2007.

14 Цит. по: Howard's Second and Third Governments. Ed. by Ch. Aulich and R. Wettenhall. Sydney, 2005, p. 156.

15 The Encyclopedia of Aboriginal Australia., p. 76.

16 См.: Knightley P. Australia. A Biography of a Nation. L., 2001, p. 332-335.

17

Watershed moments in Indigenous Australia's struggle to be heard. RN. By Anna Kelsey-Sugg and Annabelle Quince for Rear Vision. Updated earlier today at 1:44am, URL: http://www.abc.net.au/news/2018-07-04/complex-history-of-

indigenous-and-non-indigenous-australia/9930944 (дата обращения 30.06. 2019).

18

Clark guilty of rapes: Jury. 31 Jan 2007, URL: http://news.sbs.com.au/livingblack /index.php?action=news&id=134456 (дата обращения 24.03.2019).

19 History Fact Sheet. Jul 28th, 2007...

20

Watershed moments in Indigenous Australia's struggle.

21

Perkins, Charles Nelson (Charlie).

22

Charles Perkins. Obituary.

23 Charles Nelson Perkins. AUSTRALIAN ACTIVIST.

24

Charles Perkins. Obituary...

25

The Bulletin, July 4, 2006, p. 61; Charles Perkins Biography.

26 Kerry Arabena: the unfinished business with Australia's First Peoples. By Kerry Arabena 29.06.2015, URL: https://www.themandarin.com.au/41633-kerry-arabena-2015-alick-merle-jackomos-oration/ (дата обращения 12.02.2019).

27

27 Patrick Dodson. Australian Activist and Politician. Written by: The Editors of Encyclopaedia Britannica. LAST UPDATED: Jan 25, 2019, URL: https://www.britannica.com/biography/Patrick-Dodson (дата обращения

12.02.2019).

28

Patrick Lionel Dodson (2009), URL: http://johncurtin.curtin.edu.au/medallists /patrick_dodson.cfm (дата обращения 16.07.2019).

29

Patrick Dodson. Australian Activist.

30

Patrick Dodson. Australian Activist.

3 1

Patrick Dodson makes impassioned plea for 'a smarter form of justice'. By Michael Gordon. Updated April 13, 2016, URL: https://www.smh.com.au /politics/federal/patrick-dodson-makes-emotional-plea-for-action-on-aboriginal-incarceration-20160413-go52vi.html (дата обращения 16.07.2019).

32 Patrick Lionel Dodson (2009).

33

Patrick Dodson. Australian Activist.

34 Mick Dodson. Australian Activist and Scholar. Written by: Sherman Hollar, URL: https://www.britannica.com/biography/Mick-Dodson (дата обращения 12.02.2019).

35

The State Of Reconciliation In Australia. Summary, URL: https://www.reconciliation. org.au/wp-content/uploads/2017/11/State-of-Reconciliation-Report_SUMMARY.pdf (дата обращения 12.02.2019).

36 The State Of Reconciliation...

37

См.: , URL: https://www.yawuru.org.au/about/ (дата обращения 18.07.2019); Nyamba Buru Yawuru, URL:http://www.visitbroome.com.au/to-do/indigenous-experiences/nyamba-buru-yawuru (дата обращения 4.08.2019).

38 PATRICK DODSON, URL:https://www.alp.org.au/patrick_dodson (дата обращения 16.07.2019).

39

Parliament of Australia. Senator Patrick Dodson. Biography, URL: https://www.aph.gov.au/Senators_and_Members/Parliamentarian?MPID=SR5 (дата обращения 12.02.2019).

40 Senator Patrick Dodson (ALP-WA) - Maiden Speech. Sep 01 2016, URL: https://australianpolitics.com/2016/09/01/senator-patrick-dodson-alp-wa-maiden-speech.html (дата обращения 16.07.2019).

41 Senator Patrick Dodson. Biography ...

42

Uluru Statement from the Heart , URL: https://ru.scribd.com/document /349479243/Uluru-Statement-From-the-Heart (дата обращения 25.02.2019).

43 См.: Uluru Statement: a quick guide. Daniel McKay, Law and Bills Digest Section. 19 June 2017, URL: https://www.aph.gov.au/About_Parliament /Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/pubs/rp/rp1617/Quick_Guides/ UluruStatement (дата обращения 6.03.2019).

44 Scott Morrison claims Indigenous voice to parliament would be a third chamber. Paul Karp. 26 Sep 2018, URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2018/sep/26/scott-morrison-claims-indigenous-voice-to-parliament-would-be-a-third-chamber (дата обращения 12.02.2019).

45 The Uluru Statement From The Heart: Why I Have Hope. By Dr Shireen Morris, University of Melbourne, URL:https://pursuit.unimelb.edu.au/articles/the-uluru-statement-from-the-heart-why-i-have-hope (дата обращения 20.07.2019).

46 Australian PM dragged to safety through a crowd of Aboriginal protesters after being ambushed in restaurant. By JILL REILLY. 27 January 2012, URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2092021/Julia-Gillard-rescued-Australia-Day-Aboriginal-protesters-shes-dragged-safety.html (дата обр. 14.02.2019).

41

47 Micro-nations: Meet the tiny states who've said 'see ya later' to the Commonwealth. By Rebecca Trigger. Posted 9 Feb 2017, URL: http://www.abc.net.au/news/2017-02-10/meet-the-micro-nations-of-australia/8252020 (дата обращения 19.02.2019).

48

List of independent Aboriginal nations, URL: https://www.creativespirits.info /aboriginalculture/selfdetermination/aboriginal-nations-declaring-independence#toc1 (дата обращения 19.07.2019).

49 Murrumu: one man's mission to create a sovereign Indigenous country inside Australia, URL: https://www.theguardian.com/australia-

news/2016/mar/06/murrumu-one-mans-mission-to-create-a-sovereign-indigenous-country-inside-australia (дата обращения 19.07.2019).

50 Self-declared sovereign Indigenous nation recognised by Australian minister, URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2016/feb/17/nigel-scullion-acknowledges-yidindji-cabinet-as-murrumu-pushes-for-treaty (дата обращения 19.07.2019).

51 Ken Wyatt faces a tough balancing act between party and people as Indigenous Affairs Minister. By Isabella Higgins and Rhiannon Shine. Updated Wed at 1:25am, URL: https://www.abc.net.au/news/2019-05-29/scott-morrison-ministry-ken-wyatt-indigneous-affairs/11157998 (дата обращения 2.06.2019).

52

52 Federal government commits to referendum on Indigenous constitutional recognition in the next three years. By Shahni Wellington. Source: NITV News. 10 JUL 2019, URL: https ://www.sbs.com.au/nitv/article/2019/07/10/federal-government-commits-referendum-indigenous-constitutional-recognition-next?cx_navSource=related-side-cx#cxrecs_s (дата обращения 10.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.