Научная статья на тему 'Абхазский этнос в условиях глобализации'

Абхазский этнос в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
209
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIOCULTURAL GLOBALIZATION / GLOBAL MASS CULTURE / DIALOGUE OF CULTURES / RELIGIOUS MOVEMENTS / TRADITIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тужба Эмир Нодариевич

Рассмотрены особенности воздействия современной глобализации на абхазское общество в рамках выделенных П. Бергером «носителей» культурной глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abkhaz ethnicity in the context of globalization

The features of the impact of globalization on contemporary Abkhazian society within the allocated

Текст научной работы на тему «Абхазский этнос в условиях глобализации»

Тужба Эмир Нодариевич

доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета

(e-mail: emirtu@yandex.ru)

Абхазский этнос в условиях глобализации

Рассмотрены особенности воздействия современной глобализации на абхазское общество в рамках выделенных П. Бергером «носителей» культурной глобализации.

Ключевые слова: социокультурная глобализация, глобальная массовая культура, диалог культур, религиозные движения, традиционные ценности.

E.N. Tuzhba, Doctor of Sociology, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Sociology, Jurisprudence and Work with Stuff of the Kuban State Technological University; e-mail: emirtu@yandex.ru

Abkhaz ethnicity in the context of globalization

The features of the impact of globalization on contemporary Abkhazian society within the allocated P. Berger «carriers» of cultural globalization are considered.

Key words: sociocultural globalization, global mass culture, dialogue of cultures, religious movements, traditional values.

На жизнедеятельность народов, их язык и характер, этнопсихологию, материальную и духовную культуру оказывает влияние не только географическая среда, но и окружающие народы. Каждая культура несет на себе отпечаток влияния на нее других культур, обычно соседних, но еще в большей степени тех, которые оказались наиболее развитыми и в силу этого более привлекательными, в плане обмена опытом, достижениями. Это взаимодействие и взаимовлияние может быть благотворным для национальной культуры, и в то же время истории известны ассимиляции и даже исчезновения этносов.

На протяжении всей своей истории абхазы находились в широких политических, экономических и культурных отношениях с разными народами и цивилизациями, имели возможности перенимать и использовать многое из материальной и духовной культуры этих народов. Абхазы аккумулировали в своей культурной среде те духовные, нравственные, морально-эстетические и этические ценности, которые отвечали их укладу жизни, потребностям и устремлениям. При этом культурные ценности других народов перенимались не механически, а лишь те, которые не шли в разрез с собственным укладом жизни, собственными традициям, обычаями, нравами. По способности к творческому приспособлению абхазскую культуру можно определить как трудно модернизируемую, но открытую для внешнего влияния.

В условиях развития современных средств массовых коммуникаций, исчезновения границ

для абхазской культуры приобретают актуальность проблемы сохранения ее самобытности. Анализ влияния современной глобализации на абхазское общество проводился в рамках выделенных П. Бергером «носителей» культурной глобализации, которые происходят одновременно, связаны друг с другом и взаимодействуют с местными культурами, накладывая на них свой отпечаток: культура «мак-мира», или глобальная массовая культура; международная деловая элита, которую он назвал давос-ской культурой, воспользовавшись термином, впервые употребленным С. Хантингтоном применительно к давосскому саммиту лидеров европейских стран; международная интеллектуальная элита, названная П. Бергером клубной культурой интеллектуалов; и новые религиозные движения, широко распространенная религиозная культура [1].

Культура «мак-мира», или глобальная массовая культура, по мнению американского исследователя Дж. Ная, является частью soft power, «мягкой мощи». «Мягкая мощь», в отличие от жесткой - военной, политической, может опираться на использование привлекательного образа и обращение к объекту воздействия через средства массовой культуры, пользующиеся влиянием [2, с. 8]. В этом смысле привлекательность Запада для других народов состоит в культурно-политических ценностях демократии и политических свобод, индивидуализма, эффективности.

Глобальная массовая культура, активно тиражируемая СМИ, вовлекает в свою орбиту

299

широкие социальные круги. В качестве примера приведем такой символ глобализации, как телевидение. Телевизионные принципы радикально отличаются от принципов, на которых раньше строилось любое искусство. Образы на телевидении, а также способность телезрителя в любой момент переключить канал формируют фрагментированный тип мышления. Эмоциональный фон большинства распространяемых СМИ продуктов (от новостей до сериалов) опирается либо на первичные биологические инстинкты - эротику и агрессию, либо на ценности - гедонизма, благополучия и комфорта.

Большинство правительств выражают приверженность свободе прессы, однако по-прежнему не имеют четкого представления о том, что это такое. В этой связи уместно упомянуть одно из высказываний Дэн Сяопина: «Когда вы открываете окно, в него влетают мухи и москиты». Мухи и москиты, о которых говорил «вождь», - это неизбежный приток западных культурных ценностей, которые могут поставить перед любым традиционным обществом множество серьезных проблем. Также следует учитывать, что все глобальные СМИ принадлежат определенным группам влияния - государственным или частным структурам. Соответственно, информация, передаваемая ими, носит заведомо пристрастный характер. Все это ставит ряд вопросов, требующих ответов.

Большая часть массовой культуры носит поверхностный характер в том смысле, что не оказывает серьезного влияния на взгляды, систему ценностей и поведение населения. Вряд ли представители старшего возраста, насмотревшись сериалов, боевиков и т.д., перестанут от этого говорить на родном языке, вставать при виде гостей и отстранятся от принятых правил, норм, установок собственной культуры. Их идентичность уже сформирована. Индивид может вращаться в круговороте западных артефактов и при этом целиком оставаться в рамках собственной традиционной культуры. Иначе влияние массовой культуры проявляется в молодежной среде. Ситуация осложняется тем, что это происходит в условиях экономической и социокультурной нестабильности современного абхазского общества. По этому поводу А.Э. Куправа пишет: «В Абхазии и теперь, в начале третьего тысячелетия, люди, в том числе и молодые, берегут добрые национальные традиции, стараются следовать нормам нравственности и духовности. Это выделяет их из окружения и делает приятными и желанными в обществе. Являясь вполне со-

временными людьми, многие молодые люди проявляют удивительное знание народного этикета общения со старшими и между собой. Но, к сожалению, в условиях всеобщего падения нравственности и духовности в мировом масштабе таких нравственно продвинутых семей становится все меньше. В обществе все более начинает преобладать стремление к материальным ценностям в ущерб духовным» [3, с. 113].

Распространяющиеся поведенческие штампы, совершенно чуждые абхазской национальной психологии, превратились в олицетворение счастливой жизни, под их влиянием происходит формирование идеалов и внутреннего мира молодежи. Новые герои заменяют собой старших родственников и родителей - носителей традиций, которые кажутся безнадежно отсталыми и устаревшими. Если раньше молодежь была очень похожа на представителей старших поколений, то сегодня подростки обществ, стоящих на передовой глобализационных процессов, гораздо больше похожи друг на друга, чем на своих отцов и дедов, продолжающих существовать в рамках культурной традиции своего народа.

Традиционные механизмы формирования уклада и морали абхазов (от родителей к детям) не перестали действовать. Процесс передачи и восприятия опыта существует, и во многом личность ребенка по-прежнему формируется в детстве под влиянием семьи, школы и других социальных институтов. Но если раньше человек, единожды усвоив стандартный набор «истин», жил с ними всю свою сознательную жизнь - они были достаточными в силу малой изменчивости мира, то теперь подобная ситуация невозможна. Мир меняется слишком быстро, требуя постоянной адаптации к новым условиям. Формирование картины мира происходит не единожды в детстве, а на протяжении всей жизни. Старые алгоритмы передачи знаний начинают давать сбой, на смену им приходят новые, в первую очередь сетевые. С другой стороны, человек может носить джинсы и спортивную обувь, есть продукты западного производства, с удовольствием слушать западную музыку, смотреть западное кино и при этом оставаться в рамках установок своей традиционной культуры.

Абхазия, на курортах которой традиционно проводила отпуск политическая, культурная элита СССР, знакома с артефактами западной культуры еще с советских времен. В ее порты заходили корабли, совершавшие круизы в зарубежные страны, а матросы и иностранные

300

туристы реализовывали, правда, не в открытую, одежду и всевозможные товары западного производства (джинсы, спортивные костюмы adidas, жевательную резинку и т.д.). Даже в условиях автаркии советского общества, замкнутого на самом себе и экономически, и политически, и культурно, ориентация на Запад, как мировой Центр, продолжала владеть умами и поступками людей. Эта черта эксплицировалась в предпочтении всего зарубежного. Это касалось и предметов потребления (одежда, продукты питания), и сферы искусства (кино, музыка, мода). Потребление через специальные распределители и склады, при глубоко укорененной в сознании идее о заведомом превосходстве импортных товаров и продуктов, особенно прочно укрепилась в 1970-80-е гг., когда за счет импорта покрывалась значительная часть общего товарного дефицита. Погоня за импортными товарами массового потребления стала в то время одной из наиболее характерных черт потребительского поведения жителей Абхазии.

Многие товары, символы общественного положения, ставшие доступными в постсоветский период (сотовый телефон, телевизор, компьютер, микроволновая печь и др.), повлекли за собой интересное явление: даже без значительного изменения в реальных доходах на душу населения многие начинают чувствовать, что их благосостояние улучшилось. Эти изменения лучше всего отражаются на показателях торговли, но они не дают представления о тех изменениях в образе жизни и ожиданиях, которые происходят в результате этого. Социальное изменение в таком случае не следствие действительно значительного улучшения благосостояния респондентов, а скорее результат глобализации торговли и общедоступности этих чисто символических товаров.

В качестве важного индикатора состояния общества выступают владение компьютерной техникой, компьютерная грамотность населения. Согласно данным социологического опроса, проведенного автором в Абхазии в 2009 г. (N-656), активно пользуются компьютером 53%, Интернетом 44% опрошенных. Наиболее активными пользователями всемирной компьютерной сети являются молодые люди. Не желающие использовать ИКТ делятся на тех, кто трудно осваивает инновации любого типа, и тех, кто считает использование данного канала по собственным соображениям вредным. Те, кто желают, но пока не могут позволить себе пользоваться Интернетом в полном объеме, делятся по основаниям ограничения

доступа. Ограничения доступа могут быть как техническими, так и экономическими (высокая стоимость услуг). В совокупности эта группа ощущает свое информационное неравенство и составляет базу дальнейшей информатизации, которая при соответствующих условиях может пополнить ряды полноправных пользователей. Возникновение и развитие новой информационно-технологической среды можно рассматривать в качестве причины нового социального расслоения, спровоцировавшего социальное неравенство - неравенство возможностей доступа к новым глобальным технологиям. Информационное неравенство способствует отставанию и дезадаптации части населения. В Абхазии раскол общества по принципу вовлеченности в мир ИКТ уже проявился, хотя еще мало осознается как вид социального неравенства.

Итак, абхазская молодежь разделяет западные ценности, такие как личная свобода и независимость, предпочитает потреблять импортные товары, желает изучать английский язык и имеет обостренное осознание права на лучшую жизнь. Вместе с тем, большая часть молодых людей продолжают соблюдать традиционные нормы «апсуара», беречь добрые национальные традиции, стараются следовать этикету, нормам нравственности и духовности, являясь вполне современными людьми.

Давосской культуры в Абхазии нет, а если некие ростки все же просматриваются, то в очень незначительном проявлении. Представить абхаза, имеющего представление о том, что такое четкий трудовой договор, не интересующегося жалованием коллег, вынужденного соблюдать разнообразные правила и втискивания в оптимистическую корпоративную идентичность? Те, кто работают в организациях, как правило, более консервативны и менее чувствительны к изменениям. Условием делового успеха в большинстве случаев становятся личные или родственные связи с главами соответствующих правительственных учреждений, их поддержка.

В Абхазии сложился специфический механизм, определяющий приоритет неформальных признаков, на основании которых формируется неформальная структура. Этот принцип действует как протекционистская мера по отношению к интересам «своего круга», вступая в противоречие с принципами эффективности. Неформальные связи необходимы в налоговой инспекции, таможне, милиции, банковской сфере и для неформального общения с чиновничьими структурами. Родственно-дружеские

301

отношения составляют те социальные сети, в которых существуют организационные и экономические отношения внутри группы. Это обстоятельство накладывает отпечаток на все деловые взаимоотношения. Знакомства и связи предоставляют доступ к общественным ресурсам на льготных условиях. Создается впечатление, что население вообще не оценивает способы заработка с позиций законности, действуют другие категории. Личные контакты в большей степени сохраняют свою значимость, хотя чаще определяющим является «кто больше предложит». Представитель абхазской культуры не мыслит себя вне соответствующего социокультурного круга - рода, фамилии и т.д. При оценке поведения людей в экономическом, политическом процессе не совсем корректно руководствоваться общепринятыми на Западе критериями профессионализма, компетентности и т.д. Его нельзя в полной мере понять без учета этнонациональной составляющей. К чиновнику любого уровня (вплоть до первых лиц государства) без проблем, в кратчайшие сроки может попасть на прием любой вменяемый гражданин Абхазии (и не только Абхазии), способный внятно сформулировать цель своего визита, соответствующую уровню должностного лица.

Нечто подобное отмечал Бабель в своих рассказах, посвященных Абхазии, в начале XX в. Здесь никто никуда не спешит. Все, что можно сделать сегодня, как правило, откладывается в лучшем случае на завтра.

Ш. Монтескье в своих знаменитых «Персидских письмах» говорит о том, что не только образ жизни народов, но и образ мысли определяется теми географическими условиями, в которых осуществляется их жизнедеятельность. Южная природа, столь благосклонная к человеку, приводит к желанию получать все блага без приложения каких-либо усилий. Г. Бокль объясняет это меньшей сопротивляемостью и стойкостью жителя теплых стран в борьбе за свое существование благодаря его меньшей потребности. Такие более легкие условия существования неминуемо благоприятствуют покойному, созерцательному настроению духа, особому развитию силы воображения. Теоретическая ограниченность концепции «географического детерминизма» на примере Абхазии не подтверждается.

Заведений быстрого питания (McDonald's, KFS, Moss Burger, Mister Donut и др.), в которых Дж. Ритцер разглядел не просто форму «быстрой еды», а упрощенную схему рациональности, которая соответствует уровню адаптации

и способствует примитивной рационализации этого уровня, а П. Бергер ассоциирует «священное потребление» как такое потребление пищи, которое несет в себе культурный груз свободы, демократии, прав человека и т.д., в Абхазии нет. Скорей всего эти организации предпочитают иметь дело с легитимными с точки зрения международного права государствами и не желают вкладывать средства в проблемную территорию.

В Абхазии распространены три типа заведений. Первые - маленькие «забегаловки», представляющие собой пережитки советского прошлого. Вторые - национальные заведения «апацхи», ассортимент которых состоит, как правило, из традиционных абхазских блюд. Здесь можно встретить кого угодно, их посещают представители всех слоев населения. И, наконец, третий вид заведений - это рестораны с небольшим ассортиментом, где, помимо традиционных кавказских блюд, можно заказать блюда европейской и русской кухни и, естественно, всевозможное спиртное российских и зарубежных производителей. Из спиртных напитков особо популярны водка, виски, различные сорта местных вин, шампанское.

Потребление алкоголя в абхазской культуре - тема отдельного исследования. Не отрицая наличия множества нежелательных следствий, ассоциирующихся с употреблением спиртного (аварии на дорогах, конфликты в семьях и т.д.), мы полагаем, что алкоголь «интегрирован» в абхазскую культуру таким образом, что самые высокие уровни его потребления в большинстве своем не приводят к проявлению комплекса синдромов, ассоциирующихся с алкоголизмом, упадку культуры и разрушению социальных отношений. Ритуал питья, состязательность, непреодолимое стремление вовлекать в соревнование по части количества выпитого всех присутствующих - часть культуры абхазов. Это положение вполне корреспондирует с результатом опроса, согласно которому всего лишь 8% жителей Абхазии среди проблем республики выделили алкоголизм. Для сравнения: наркоманию отнесли к числу острых проблем 45% респондентов.

Последним носителем культурной глобализации, по П. Бергеру, выступают религиозные движения. В советский период любая деятельность религиозного характера находилась под контролем государства. Но в поствоенный период правительство уже не контролировало религиозные течения, проникавшие в Абхазию. Неопределенный политический статус территории благоприятствовал активизации де-

302

ятельности различных религиозных течений. Кришнаиты впервые появились в Абхазии в 1983 г., а в 1989 г. в г. Сухум даже провели религиозный праздник с шествием по городу. Во время и после войны общество «Харе Кришна» оказывало помощь населению, но в настоящее время активность кришнаитов снизилась.

Отличаются активностью течения протестантского толка (баптисты, адвентисты седьмого дня и др.), получающие финансовую помощь, информационную поддержу от своих единоверцев из западных стран. Численность каждого из них составляет несколько сот человек, принадлежащих к разным национальностям. Указом Президента Абхазии от 10 октября 1995 г. была запрещена деятельность Свидетелей Иеговы. Учитывая военное положение, пацифистские установки ее членов рассматривались властями как подрывающие обороноспособность государства. Представители этого течения не подвергаются преследованиям, силовые структуры изымают литературу иеговистского содержания.

Успеху различных религиозных течений способствует психологическое состояние людей, переживших войну, потерявших близких. В отдельных случаях члены сект попадают в зависимость от своих духовных наставников. Во избежание нарушения общественной стабильности, нанесения вреда здоровью и жизни граждан тоталитарные религиозные секты вынуждают власти контролировать их деятельность.

1. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004.

2. Nye J. The Paradox of American Power. Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. N.Y., 2002.

3. Куправа А.Э. Апсуара - традиционная культура абхазов. Сухум, 2007.

Итак, глобализация современного мира носит объективный характер, и он неизбежен. Поэтому ставить вопрос о противодействии глобализации - значит выступать против объективных интеграционных тенденций мирового развития. Глобализация не встречает в Абхазии искусственного сопротивления, по существу, в абхазском обществе сосуществуют как традиционные ценности, так и ценности западной культуры. Все это сопровождается выработкой новых потребительских вкусов, которые отвечают универсальной модели и свойственны людям всех социальных слоев. Несмотря на модернизацию абхазского общества, большая часть людей продолжает соблюдать традиционные нормы «апсуара», беречь национальные традиции, которые составляют основу самобытности, остаются наиболее устойчивыми элементами в рассматриваемой системе.

Глобализационные процессы в Абхазии имеют различную скорость протекания: в экономической сфере изменения происходят медленно; в информационном, духовно-религиозном пространстве, связанном с культурными процессами, и в политике достаточно динамично, более быстрыми темпами. В настоящее время Абхазия включена в глобальный мир через всевозможные способы коммуникации и взаимодействия, ей необходимо избегать крайностей и входить в современный мир с учетом необходимости сохранения своей культурно-исторической особенности.

1. The many faces of globalization. Cultural diversity in the contemporary world / ed. by P. Berger, S. Huntington. Moscow, 2004.

2. Nye J. The Paradox of American Power. Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. N.Y., 2002.

3. Kuprava A. Apsuara - traditional culture of Abkhazians. Sukhum, 2007.

303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.