УДК 37.013.2
Анкваб Марина Фёдоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Абхазского государствен-ногоуниверситета, [email protected], Сухум
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация. Статья раскрывает понятие национального воспитания и приводит определение абхазской народной педагогики. В работе характеризуется содержание понятия как средства противостояния возможным негативным последствиям интеграции Республики Абхазия в мировое сообщество и сохранения этнической специфики народа. Автор обнаруживает сферы задач этнического просвещения и выявляет ценности народного воспитания абхазов, которые являлись основой обучения на протяжении столетий и применялись поколениями в Абхазии. Основное внимание в статье акцентируется на вековых традициях, нормах и укладе жизни этноса, выраженных в понятии «апсуара» (абхазство), выделяются его главные составляющие, которые выступают в качестве принципов воспитания подрастающего поколения и применение которых необходимо расширить на всех ступенях системы образования Абхазии. Актуальность статьи заключается в стремлении сохранить абхазскую самобытность в период всеобщей глобализации. В заключение предлагаются методы воспитания по законам апсуара.
Ключевые слова: принципы воспитания, абхазская народная педагогика, этнопедагогика Абхазии, апсуара, абхазство, Республика Абхазия, абхазский народ, система образования Абхазии, национальное просвещение.
Ankvab Marina Fiodorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department at the Abkhazian State University, [email protected], Sukhum
TENETS OF UPBRINGING IN THE ABKHAZIAN NATIONAL PEDAGOGY
Abstract. The article reveals the content of the concept named "Abkhazian national pedagogics" as means of opposing to possible negative consequences of the Republic of Abkhazia integration into the world community. Its goal is to preserve ethnic identity of the people. The author focuses the main attention on the ancient traditions, norms and the nation's way of life expressed in the concept «apsuara». Its main components are specified, offered and discussed as the tenets of younger generation upbringing. Their application needs to be expanded at all spheres and fields of the Abkhazian education system.
Keywords: tenets of upbringing, principles of education, Abkhazian national pedagogy, ethnic pedagogy of Abkhazia, apsuara, the Republic of Abkhazia, Abkhazian people, educational system of Abkhazia, national enlightenment.
Культурное богатство народа всегда связано с духовностью, нравственными особенностями, идеалами и умением передать свое наследие подрастающему поколению. Поэтому воспитание с учетом национальной самобытности является чрезвычайно важным и приобретает особую актуальность в условиях всемирной глобализации. Однако общественное положение в современном мире таково, что нередко попираются специфика и стандарты этнической педаго-
гики, выраженные в поведении, традициях и устоях [1].
Необходимо упомянуть, что процессы перестройки, происходившие в России, -стремление к демократизации и социальная реконструкция, эмансипация нравственного сознания и т.д. - явились не только благотворными, но и принесли ощутимый урон делу просвещения. События 1991 года в Абхазии, как известно, наложили огромный отпечаток на судьбу народа республики.
В новом тысячелетии их последствия начали отступать. Сейчас наша образовательная система находится в стадии успешного и стремительного расцвета, тесно соприкасаясь с другими братскими педагогическими культурами бывшего СССР.
Одной из насущных задач, стоящих перед системой образования Абхазии, является противостояние чуждым национальной самобытности инвазиям, способным поразить будущие поколения, и устранение уже имеющихся изъянов посредством развития и консолидации народного просвещения в учебных заведениях республики. По справедливому суждению профессора С. Р. Чеджемова, особенно важно в этом вопросе «формировать человеческое в человеке, не позволить ему угаснуть в сложном переплетении природных инстинктов и слабостей. В решении данной задачи велика роль педагогики» [14, а 4]. Однако нынешние программы воспитания малоудовлетворительны и не соответствуют национальным требованиям подготовки к проживанию в условиях независимой Абхазии, страны с богатой народной культурой, в том числе и педагогической. С этой точки зрения первостепенную важность обретает осмысление опыта семейного и социального воспитания, существующего в абхазской этнопедагогике. Модернизируя нынешнюю систему образования республики, необходимо учитывать методы обучения, главные отличительные составляющие духовной культуры абхазов. Для реализации вышесказанного необходима четкая конкретизация и выявление принципов, присущих народной педагогике Абхазии. Под принципами воспитания принято понимать совокупность требований к развитию и формированию субъекта. Их количество зависит от задач, устанавливаемых этносом перед своими младшими приемниками. Использование преподавателем приемов, которым он отдаст предпочтение и которых будет придерживаться, основывает научно-педагогический процесс [18, p. 1428].
Традиционно суждения о методах и приемах обучения принято структурировать в научную гипотезу, проверяя ее впоследствии на рациональность путем учебного эксперимента или непосредственно на практике. Однако когда речь идет об этнической
педагогике, очевидно, что это формирование происходит «от обратного», т.е. сначала -используемый веками опыт и лишь потом оформление его в теорию. В связи с тем, что со временем в обществе неотъемлемо происходят различные метаморфозы, нашей задачей является адаптировать и внедрить установившиеся в народе навыки и умения в образование, тем самым освежая давно применяемые принципы развития молодежи, не меняя их содержания и сути, сохраняя национальную самобытность в будущих поколениях.
Гипотетически, возникнув на заре человечества, народная педагогика существовала задолго до современной науки просвещения, воздействуя на дальнейший её рост и преобразование. Упоминаясь специалистами по филологии, психологии, этнографии и т.д., данное учение рассматривается в большом количестве научных исследований. Помимо таких известных деятелей образования, как: Г. Н. Волков, А. Ш. Гашимов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Г. Н. Филонов, Я. М. Ханбиков и др., над данным вопросом работали и выдающиеся ученные Северного Кавказа и Абхазии - Р. К. Агрба, Т. 3. Бесае-ва, М. Б. Гуртуева, В. Б. Кураскуа (Абхазия), Р. А. Мамхегова (Адыгея), Ш. А. Мирзо-ев, В. В. Смирении (Кабардино-Балкария), Э. М. Тамбиева, Б. Г. Тарба, X. X. Хади-ков (Осетия), Е. Е. Хатаев, И. А. Шоров, 3. М. Якубов (Дагестан) и др.
Профессор В. Г. Крысько предлагает суждение о народной педагогике как о «собрании знаний, навыков и опыта воспитания, устоявшихся в национальных традициях, художественном творчестве и особых способах взаимодействия разных поколений, представляющих собой основной залог гарантии согласия, единства и общности народа» [5, с. 19]. Л. М. Захарова приводит толкование этнопедагогики как «комплекса аккумулированных, пережитых в действительности эмпирических знаний, умений и навыков, перенимаемых потомками, главным образом в устной форме, как результат социально-исторической практики народных масс» [4, с. 36]. Несколько иную точку зрения предлагает Я. И. Ханбиков: «Народная педагогика - это отрасль фактического навыка и опыта народных масс, представленная доминирующими этническими воз-
зрениями на цели и проблемы воспитания, в сочетании с методами, умениями и навыками преподаваниями и обучения» [13, с. 38].
Рассмотрев интерпретации данной концепции большинством исследователей, мы подчеркнули единые основополагающие понятия: эмпирические познания, навык народных масс, хитросплетение средств, умений и опыта воспитательной практики, культуру и традиции этноса. Следовательно, национальное просвещение передает фактические познания и навыки поколений, содержит приемы и способы этнического развития. Данное определение всецело схоже с традиционной трактовкой одного из основателей научной педагогики К. Д. Ушинско-го. По его мнению, «воспитание бытует на Руси столько же веков, сколько существует сам народ» [11, с. 21], что является применимым для представителей всех национальностей в целом.
Проведенный нами анализ показывает, что зарождение науки просвещения в республике обусловлено историческими событиями жизни этноса. Существуя в достаточно неопределенной форме, принципы национального образования воплотились, на наш взгляд, в собрании неписаных правил, важность, весомость и действенность которых подтверждается наличием аналогичных в соседствующих и близких как в историческом, культурном планах, так и в сходстве обычаев и традиций этнических общностях.
Исходя из концепции диалога педагогических культур, мы, вслед за профессором Н. И. Титаренко, выделяем пять базовых принципов народного воспитания: человечность, почтительность, разум, мужество, честь [9, с. 60]. По мнению Р. Я. Фидаровой, особенность этих представлений в том, что, в первую очередь, они имеют самодостаточную ценность, во-вторых, являясь элементами национального просвещения, содержат собственную структуру, причем очень сложная [12, с. 17]. Однако, на наш взгляд, одним из ярких и актуальных свидетельств богатства педагогики абхазского народа является т.н. собрание поведенческих правил, норм и принципов - апсуара (абхазство). Это своего рода средство передачи самобытных традиций в процессе взаимодействия поколений, что является определяющим компонентом обучения. Его качеством можно на-
звать отсутствие четко дифференцированных правил, зафиксированных законов, знаний и научной терминологии с соответствующими дефинициями. Это народная мудрость, накопленная веками, которая представляет собой результат совместного решения людей разных поколений, принадлежащих одной этнокультуре, о приемлемых для них нормах и устоях.
Нравственные понятия апсуара, его правила и порядки впитывались детьми в семье, где образцом служили родители. Вместе с тем жизненный уклад абхазов пестовал и укоренял нравственные каноны и поведенческие нормы, неукоснительные для всех членов семьи и общества [7, с. 78]. Устоявшимися приемами просвещения являлись фольклор - легенды, сказания, песни, нарт-ский эпос, народная музыка и танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство; религия, суеверия, обряды; труд.
Самой доказательной формой педагогического народного назидания являются пословицы и поговорки [14, с. 147]. Так, например, проанализировав изречения, записанные профессором О. Б. Шамба в книге «Пословицы и поговорки абхазов» [16], можно выделить пороки, изъяны и слабости, столетиями порицаемые народом, от которых старшие поколения старались уберечь своих потомков: воровство - «Если Бог не полюбил, воровать начинаешь», злословие и лесть - «За спиной не кляни и в глаза не хвали», подлость - «Кто плохое задумал, сам в плохое угодит», «Злая собака и сама не ела, и другим не давала», гордыня - «Чем больше в человеке изъянов, тем больше у него гордыни», зависть - «Того, кто завидует, чужое счастье губит», ложь - «Легко врать - слушать трудно». Осуждение зла, учение о чужом дурном примере представляет один из принципов абхазского народного воспитания. Почитание старших выражается в высказываниях религиозного характера, что свидетельствует о важности данного аспекта в жизни этноса: «Кто не почитает старшего, Бога у того нет», «Сначала Бог, затем старший говорит», «В юности чти старцев, чтобы тебя почитали в старости». Абхазские пословицы «По плодам можно сказать, с какого они дерева были сорваны», «Медведь покусал того, кто его вырастил»
и т. д. свидетельствуют не только об обязанностях старшего, но и о важности стремления детей быть достойными представителями своей семьи, фамилии, не подводить, не срамить взрослых и учиться чувству ответственности.
Недозволительные принципы (стыдно -пхашьароуп, не по обычаю - цасым, грех -гэнахароуп) выполняли значимую функцию в педагогике абхазов. С младенчества ребенка учили определять, какое поведение нежелательно, какие поступки непозволительны, тем самым прививая нормы взаимоотношений с окружающими. В этой категории важным является необходимость учитывать возрастные особенности обучаемого.
Привитие молодежи религиозных и духовных принципов являлось неотъемлемой составляющей как церковно-приход-ских школ, так и общеобразовательных учреждений республики. Высоко отмечены просветительские, творческие, научные, социальные заслуги преподавателей, первопроходцев абхазской этнопедагогики, таких как С. М. Ашхацава, С. П. Басария, Д. И. Гулиа, Д. Т. Маргания, Н. С. Патей-па, С. Я. Чанба, А. М. Чочуа, А. И. Чукбар, Ф. X. Эшба и др.
В ходе оживления обычаев христианства в Абхазии наиболее сильно обнаружилась специфическая ситуация с вероисповеданием: сплетение и дружеское соседство культур православия, ислама и паганизма. Параллельно существовало почитание православных канонов с повсеместным соблюдением укоренившихся языческих традиций и празднований, что свидетельствует о веротерпимости, уважительном отношении в обществе к взглядам и вероисповеданию другого человека. А проживание в мирном соседстве с другими этническими группами, принятие иного мировоззрения и образа жизни, предоставление права другим национальностям жить в соответствии с собственными взглядами и обычаями свидетельствует о толерантности.
Наряду с вышесказанным следует упомянуть выработку морально-волевых качеств как значимого условия национального обучения: мужества, решительности, стойкости, смелости, удальства, силы воли. Данные, приведенные в монографии «Абхазы. Антропологическая характеристи-
ка» [2, с. 39], где описывается субтильная внешность и спортивное телосложение, характерные для абхазов, свидетельствуют о многовековом жизненном укладе, обусловленном необходимостью для членов этноса неизменной готовности к труду и военным сражениям, чему способствовали занятие физической культурой, соревнования в спортивных играх и традиционные состязания. О мужественных, отважных героях в народе слагались легенды, о них пели песни, а трусов срамили. У абхазов говорят: «Мужество и отвага не имеют границ», «Настоящего героя не его семья, а люди больше знают», «Смелость - половина победы», «Герой погибает единожды, а трус - много раз», «Срам даже слава не смоет», «Трусливый и тени своей боится» и т. д.
Перечисленные нами аспекты относятся к нравственным особенностям воспитания. Изучение окружающей среды и общества, выработка соответствующих чувств и эмоций, умение осуществлять оценку и отдавать предпочтения происходят совместно с педагогом, под контролем родителей. Приобретаются понятия о долге и о подобающем поведении, меняется осознание собственного образа личности [4]. Это соответствует одной из трех главных основ обучения -принципу субъектности, где преподаватель предельно способствует формированию возможности детей понимать собственное «Я» в отношении с другими людьми и обществом, осознавать собственное поведение, предугадывать его результаты и выбирать рациональ-ное решение житейских ситуаций.
Принцип субъектности не допускает строгих указаний ребенку, а подразумевает возможность прийти к обоюдным осмысленным заключениям. Дети должны понимать, что их действия могут повлечь нежелательные противодействия и представлять, какими они могут быть. Привитие критерия субъектности происходит в процессе ежедневной работы, иногда в виде общих дискуссий, в доверительном разговоре, посредством литературы и искусства, путем осознания своих суждений, эмоций и чувств, связанных с конкретным моментом в прошлом или настоящим периодом жизни [8, с. 67].
Следует подчеркнуть, что обучение младших у абхазов осуществлялось как родите-
лями, так и в социуме. Главной характерной чертой вековых традиций воспитания являлся синкретизм, воплощенный в единении трех жизненных составляющих - культура, социум, человек [8, с. 43]. Помимо матери и отца в роли наставника мог также быть любой взрослый член общества. Старший, вне зависимости от степени родства, живущий по соседству или совсем посторонний, был вправе сделать замечание ребенку по любому поводу или причине ненадлежащего поведения [6, с. 39]. Огромное внимание уделялось общественному мнению, и подрастающее поколение всячески приучали его учитывать, что являлось основой развития принципа ориентации на ценностные отношения. Данное понятие предполагает стабильное участие преподавателя в формировании восприятия ребенком социально-культурных ценностей (людей, окружающей среды, социума, труда) и важных жизненных устоев - добра, правды [17].
Основным фактором воплощения примата ориентации на ценностные отношения является квалифицированность преподавателя в философском и психологическом аспектах, что и дает ему возможность опознать духовное в материальном, за прецедентом заметить феномен, ведущий за собой закономерность, и, как следствие, причины бытия. Педагог учит важным жизненным предписаниям, но это не означает, что он делает выбор за них. Повзрослев и отправившись навстречу судьбе, дети самостоятельно отдадут предпочтения канонам, на которых выстроят дальнейшую жизнь [3, с. 67].
Другой принцип - обучение ребенка труду - вводился с младенчества и напрямую относился к пестованию таких ценностей, как усердность, сотрудничество в труде, взаимовыручка и т. п. Абхазский фольклор изобилует изречениями о важности труда, его значении в жизни человека, пользе его результатов: «Человек славен своим собственным трудом», «Что не добыто самостоятельно (руками), то вкуса не имеет», «Дружный труд судьбу удлиняет, работа из-под палки жизнь отравляет», «Отдых без труда - что без приправы еда». Мальчики значительную долю времени оставались в мужском коллективе - с дедом, отцом и старшими братьями, перенимая у них навыки по хозяйству, учились труду и способности уважать его
плоды. Девочки же, находясь в обществе бабушек, сестер и мам, учились готовить традиционные блюда, искусству приветствия и ухаживания за гостями, этическим правилам, необходимым для абхазской женщины -будущей жены, матери, хранительницы очага.
В абхазской национальной педагогике задачи интеллектуального просвещения детей играют важнейшую роль, свидетельством чего выступают народные поговорки: «Солнце - мир освещает, а человека -знания», «Знание - гость, разум - хозяин», «Сына учат, чтоб достойным человеком стал, а свечу зажигают, чтоб дом озаряла». Значительную роль в умственном обучении ребенка играл фольклор. С младенчества дети слышали от старших сказания, притчи, небылицы, мудрые высказывания, скороговорки и загадки, что способствовало их интеллектуальному росту, формировало логическое мышление и смекалку. В преданиях устного народного творчества абхазов отважные, сильные и благородные герои-богатыри (Абраскил, Сасрыква, Нарчхеу и др.), помимо смелости, великодушия, умения выдержать страдания и испытания, проявляют изрядные умственные способности: прозорливость, благоразумие, находчивость. Образцами не только хозяйственности и нравственности служили для девочек Сатаней Гуаша, Гунда Прекрасная, но и мудрости, рассудительности, сметливости. В сказках описывались и явления природы («Как разлучились Солнце и Луна», «Как появилось озеро Рица», «Почему на луне пятна» и т.п.), дававшие детскому воображению пищу, необходимую для гармоничного развития ребенка.
Третий принцип - целостность воспитания - следует из стремления утвердить общественные нормы жизни, независимость и уникальность личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: «Принятие ребенка таким, какой он есть, утверждение его прав на жизнь, осознание его насущной истории, признание значимости его личности, сохранение уважения к его Я вне зависимости от его успехов, положения, способностей».
Исходя из анализа понятия апсуара, основными принципами абхазской народной педагогики являются осуждение зла (воровства, злословия, лести, подлости, гордыни), почитание старших, ответственность, уста-
новки запрета, религиозность и духовность, веротерпимость и толерантность, морально-волевые качества, трудовое и умственное развитие. Они, как было показано ранее, не противоречат трем основным принципам педагогики: субъектности, целостности воспитания и ориентации на ценностные отношения, которые придают обучению ярко выраженные философскую, диалогическую, этическую характеристики. Данный союз не может существовать без одного из своих принципов, точно так же, как выборочная реализация названных критериев современного просвещения невозможна в оторванности друг от друга.
Подытоживая, можем определить, что абхазская народная педагогика на сегодняшний день представляет собой сферу теоретических и практически проверенных, многовековых педагогических знаний и опыта абхазов, выраженных в господствующих национальных гуманистических нормах, целях и задачах воспитания, основанных на понятии апсуара, в совокупности с традиционными средствами, умениями и навыками обучения. Принципы абхазской народной педагогики являются результатом исторически сложившихся этнических особенностей воспитания, сакраментальных для абхазского народа, сохранность и актуальность которых в настоящее время предполагает необходимость их распространения и популяризацию в системе образования республики и на внутригосударственном уровне в целом.
В учебных заведениях Абхазии (детский сад, школа, колледж, вуз) принципы национального воспитания должны найти широкое применение. В учебно-методическом комплексе по истории края следует изрядно расширить разделы, посвященные этнографии и традиционной культуре. Важно отметить, что народная педагогика тесно связана и с языкознанием, свидетельствуя о возможности использования ее принципов в качестве методического материала на занятиях как родным, так и иностранными языками.
Библиографический список
1. Агавелян О. К., Касенова Н. Н., Кергило-ва Н. В. Психологические условия формирования этнической идентичности и этнической толерант-
ности студентов республики Алтай // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №7. - С. 36-42.
2. Аргун Ю. Г., Анчабадзе Ю. Д. Абхазы. - М.: Наука, 2007. - 547 с. - (Народы и культуры).
3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
4. Захарова Л. М. Народная педагогика как основа гуманизации дошкольного образования // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - № 4. - С. 35-38.
5. Крысько В. Г. Этническая психология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. - 359 с.
6. Куправа А. Э. Апсуара. Среда формирования. Духовные и нравственные основы. - Сухум, АГУ, 2000. - 60 с.
7. Кураскуа В. Б. Абхазская национальная школа (1921-1958). - Сухум: Абхазский государственный университет, 2003. - 84 с.
8. Кущетерова Ф. Т. Традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2009. - № 113. - С. 43-49.
9. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
10. Титаренко Н. И. Социокультурное наследие народов поликультурного региона как средство становления опыта жизнедеятельности детей [Электронный ресурс] / URL: http://www.sworld. com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology/general-and-pre-school-pedagogy/3127 (дата обращения 24 февраля 2015)
11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
12. ФидароваР. Я. Этническое мировоззрение осетин (Ирондзинад). Генезис. Структура. Этапы развития: в 4 кн. - Книга 2. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013. - 355 с.
13. Ханбиков Я. И. Народная педагогика. - Казань, 1966. - 126 с.
14. Цаллагова 3. Б. Этнопедагогический потенциал северокавказских пословичных назиданий // Всероссийские Миллеровские чтения. -2011. - № 2. - С. 147-166.
15. Чеджемов С. Р. История педагогики и образования осетинского народа XVIII-XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук. - Владикавказ, 2003. - 368 c.
16. Шамба О. Б. Пословицы абхазского народа - Сухум: АГУ, 1994. - 78 с.
17. Thompson L. Teaching about ethnic minority families using a pedagogy of care // Family Relations. 1995. - T. 44. - № 2. - P. 129-135.
18. Zhekibaeva B. A. Essence and Content Schoolchildren's Ethnic Education // European researcher. - 2013. - № 5-3 (50). - P. 1426-1432.