Научная статья на тему 'А. Ю. Демшина. Мода в контексте визуальной культуры'

А. Ю. Демшина. Мода в контексте визуальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4713
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Ю. Демшина. Мода в контексте визуальной культуры»

А.Ю. Демшина МОДА В КОНТЕКСТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ*

Кандидат культурологии, доцент кафедры искусствоведения факультета истории мировой культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Анна Юрьевна Демшина исследует в книге моду как социокультурный феномен, рассматривая современные научные подходы к изучению моды.

А.Ю. Демшина считает, что «при анализе тенденций моды в первую очередь внимание обращается на смену силуэта, пропорций костюма, цветовую гамму, фактуру, новые технологии, а также на аксессуары, обувь, прическу и макияж и воплощение в костюме образов мужественности и женственности» (с. 10). Понятие моды в XX и XXI вв. актуализируется в нескольких контекстах: индустрия моды, или разделение на «от-кутюр» (фр. haute couture, т.е. «высокая мода») и «прет-а-порте» (фр. pret-a-porter, т.е. «готовое к ношению»); мода как искусство и как социальное явление.

Исторически изучение моды началось с трудов по описанию ремесел, ибо история костюма была частью истории декоративно-прикладного искусства. Первоначально модные новинки приписывались коронованным особам или их окружению. Существует даже курьезное появление модного силуэта. Так, английский король Эдуард VII (1841-1910) после прогулки в плохую погоду забыл отвернуть подвернутые брюки, отчего и появились манжеты на мужских брюках, поскольку его придворные ввели отвороты на брюках в моду.

* Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: Вторая половина ХХ -начало XXI в. - СПб.: Астерион, 2009. - 105 с.

А.Ю. Демшина

В разделе «Динамика модных тенденций в культуре второй половины ХХ - начала XXI в.» описывается мода послевоенного времени, мода и молодежная культура 1960-х годов (от битников до футуризма), развитие моды 1970-х годов (полистилизм), мода 1980-х годов и мода конца ХХ в. и начала XXI в. Рассказывается о работе модельеров - П. Кардена, К. Диора, Нины Ричи, Коко Шанель, Мэри Квант, Сони Рикель, Ива Сен-Лорана, К. Лакруа, Дж. Версаче, Д. Гальяно и др. Говоря о моде конца ХХ - начала XXI в., автор реферируемой работы описывает стиль гранж, моду «кежуол», феномен гламура, ношение и коллекционирование винтажных вещей.

Гранж называли «эстетикой повседневности», но главной его чертой была демонстративная небрежность, случайность в выборе вещей, а также нарочитая бедность и неухоженность облика. Стиль «кежуол» (англ. casual) означал одежду от известного модельера, которую носили с небрежностью (casual переводится как «случайный, небрежный»). Феномен гламура (англ. glamour - «шарм, очарование, обаяние») требует натуральных мехов, роскошных тканей. Под «вин-тажем» подразумевается модная вещь не моложе 20 лет. «Винтаж-ная одежда должна быть своеобразным предметом искусства, оригинальным и самобытным, но при этом сполна выражающим модные тенденции своего времени» (с. 41). Современная уличная мода повторяет культуру «готов» 1980-х годов. В начале XXI в. преобладают в моде «неоконсерватизм, гламур, минимализм, этнонаправление, футуризм» (с. 42).

В третьем разделе реферируемой работы автор пишет об использовании виртуальной реальности в дискурсе моды. Интернет и мода обладают такими общими качествами, как глобальный характер, наглядность, проблема авторского права, демократичность. В настоящее время происходит реализация моды в интернет-пространстве. Ведь модные журналы имеют соответствующие сайты в Интернете. Взаимодействие моды и Интернета видится, по мнению автора, перспективным для моды в целом.

Интерес моды к спорту выражается в ряде направлений: спортивный стиль в костюме, модная одежда для занятий спортом, актуализация спортсменов как модных персон и др. «Основой для взаимодействия спорта и моды является метакультурный уровень ценностей, декларируемых спортом, возможность их конвертации в коммерче-228

Мода в контексте визуальной культуры

ский, в политический, идеологический и даже в андеграундный капитал» (с. 64). Мода может быть удобным инструментом трансляции и сохранения ценностей спорта, ибо у нее и у спорта есть ряд общих идеологических черт: демонстративность, современность, игровой характер (т.е. состязательность, желание быть самым модным или самым первым).

В четвертом разделе, говорится во введении, «рассматривается роль моды в конструировании визуальной компоненты современной культуры» (с. 5). Экологическая эстетика является одним из ведущих направлений современного дизайна. Экологическое направление начинает развиваться в дизайне в 1970-е годы. Такой стиль в интерьере и в костюме предполагает использование экологически чистых, натуральных материалов. Экологическая культура требует не только сотворчества потребителя и дизайнера, но и работы в сфере досуга, ибо досуг стал важной частью развития современного общества.

Этническое направление в моде и в дизайне интерьера реабилитирует натуральные ткани, красители, ремесла, возрождает традиции домашнего рукоделия. «Образцы народного творчества вдохновляют сегодня многих художников-дизайнеров» (с. 80). В ХХ в. произошло несколько революций в дизайне, появились различные стили моды, изобретались новые технологии и материалы, но интерес к этнической теме остается стабильным до сегодняшнего дня.

Отдельный подраздел посвящен в книге А.Ю. Демшиной японской моде, ибо японские модельеры соединили японскую и европейскую традиции и создали новую одежду, которая может восприниматься как одежда будущего (с. 82-89).

В последнем разделе книги А.Ю. Демшина рассказывает о проекте 2007 г. (художником-дизайнером которого она была), целью которого стала актуализация культурного наследия Санкт-Петербурга (с. 90-97). К 2008 г. была подготовлена вторая часть проекта. Название проекта - «Реставращя» - может быть прочитано «в контексте восстановления культурных связей между историей и современностью», - заключает автор (с. 100).

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.