Галимуллин Дмитрий МБОУ «Игринская СОШ № 1»
учащийся
А ВПЕРЕДИ - ЦЕЛАЯ ВОЙНА (История одной фотографии)
Я, как и мои ровесники, знаю о войне лишь по фильмам, книгам, рассказам родных. Участниками Великой Отечественной войны были оба моих прадеда и одна из прабабушек. Все они выжили в том страшном пекле. Я родился в то время, когда никого из них уже не было в живых. Их лица знакомы мне только по фотографиям.
В нашем семейном архиве хранятся наградные документы, благодарности, грамоты за боевые заслуги. Хранится похоронка на прадеда Ко-репанова Григория Фёдоровича, который всё-таки остался жив после тяжёлого ранения в 1942 году на станции Погостье под Ленинградом. Другой прадед, Широбоков Демьян Игнатьевич, был фронтовым шофёром, и ему многое довелось пережить. А вот военные фотографии остались только от прабабушки - Широбоковой Марии Агафоновны. Есть среди них одна, особенная...
Фотография сделана 6 июля 1941 года в Ижевске. На ней - моя прабабушка Широбокова (в девичестве Вахрушева) Мария Агафоновна (слева) со своей подругой Полей перед отправкой на фронт.
Что же в этом старом снимке такого необычного? Разглядывая его, я, как мне кажется, понял, в чём дело: он как то особенно трогает, бередит душу, заставляет переживать. Ведь мы отсюда, из будущего, знаем, сколько всего у этих девушек впереди: тягот, боли, горя, лишений.
Надпись на обороте: Фотографировались 41/6/У11 в городе Ижевске Маруся и Поля
Уникальность этого снимка в том, что он явился отправной точкой в судьбе моей прабабушки Марии. За ним - целая история.
Родилась Мария в маленькой деревушке Кечшур Якшур-Бодьинского района, окончила Большеошворцинскую школу, в которой училась и Герой Советского Союза Феодора Пушина. В июле 1940 года Мария окончила Ижевскую фельдшерско-акушерскую школу. Работала в Юськах с призывниками, которые шутили: «Пойдём в армию, тебя с собой возьмём». Никто не думал тогда, что слова эти совсем скоро станут пророческими. Мария была призвана на фронт в первые дни войны. Повестку получила первой из семьи; затем ушли два брата, отец. Им всем не суждено было вернуться. Было прабабушке тогда 18 лет. А впереди - целая война. Проводить Марию на фронт пришла её мама, моя прапрабабушка Клавдия. Шла она из деревни в Ижевск пешком много километров, успела прямо к вагону. Знаю по рассказам, что бабушка Клавдия плакала, причитала: «Да что же это такое, ты первая из деревни уходишь. Мужиков-то разве нет?».
Вместе с Марией ехали на фронт такие же молодые девчонки, все в сапогах 40 размера, в мешковатых гимнастёрках, что видно на старой фотографии. Разве думали тогда, что война будет столь долгой и жестокой, многим их них уже никогда не переступить порог родного дома.
Боевое крещение девушки получили с 3 на 4 августа 1941 года. Их эвакоприёмник № 41 расположился на железнодорожной станции города Торо-пец (Калининский фронт). Началась бомбёжка. Налетели вражеские бомбардировщики, на которых были красные звёзды, что сначала всех успокоило. Но бомбы полетели на составы с боеприпасами, продовольственные склады, на вагоны, где находились раненые. Медсёстры с большим трудом перетаскивали солдат в безопасное место. По воспоминаниям Марии в начале войны солдаты все были крупные, крепкие: иногда носилки вчетвером еле поднимали. Всё вокруг трещало и грохотало. Нелегко было переступить границу страха. А это придётся делать ещё не раз.
Одна фотография «раскрутила» целый клубок эпизодов из военной жизни Марии. Прабабушке пришлось воевать на разных фронтах, в том числе Калининском, 1 -м Белорусском. На фронте Мария вступила в комсомол, до самой демобилизации была комсоргом.
Бобруйск, июль 1944 г.
К сожалению, сегодня мне уже не узнать, когда и в каком месте сделан снимок, на котором изображён личный состав хирургического полевого подвижного госпиталя № 570. В составе этого госпиталя Мария закончила войну, дошла до Германии. Её прежняя часть попала в окружение, когда девушка, выполняя задание, сопровождала раненых в Москву.
Одна из иллюстраций военного пути Марии - эта открытка брату с фронта (других писем не сохранилось). Перевод с удмуртского: «Здравствуй дорогой, любимый, Петя! Как учишься, как живёшь? Я сейчас в Германии. Целую. Сестра Маша».
За историей той первой фотографии 1941 года и это наградное удостоверение за взятие Берлина. Победу Мария встретила в г. Эркнер, пригороде Берлина, в 12-15 километрах от него. Их госпиталь располагался в бараках бывшего лагеря для военнопленных. Вместе с сослуживцами Мария побывала у Рейхстага, даже расписалась на нём, как это делали тогда многие. Видела затопленное гитлеровцами берлинское метро, разрушенный город, где нельзя было проехать. Закончила войну в звании сержанта медицинской службы. Домой в Удмуртию вернулась в ноябре 1945 года из Минска: пока не долечили раненых, не демобилизовались.
Так начав с одной фотографии, я узнал многое из жизни родного мне человека. В ней и других снимках не только история обычной удмуртской девушки, в них история моей семьи и всей нашей страны.
Моя прабабушка Мария была не намного старше, чем я теперь. И эта почти моя ровесница ушла на фронт. Разглядывая военные фотографии, я чувствую гордость за неё, за своих дедов, за всё их поколение, и невольно ловлю себя на мысли, что война - это очень страшно. Смог бы я остаться там человеком, не струсить? И, честно говоря, не уверен, что смог бы. Узнать, как поведёшь себя в трудной ситуации нельзя, пока не попадёшь в неё. Оттого и огромное уважение к тому поколению.