Педагогические науки Pedagogics
УДК 371.3:37.03
Г. Н. Алексеева, Г. В. Медведкова Гимназия № 26 имени Андре Мальро, г. Йошкар-Ола
Использование проектных технологий
в процессе формирования патриотических чувств обучающихся
В статье показан опыт работы педагогов по формированию патриотических чувств обучающихся. Констатируется, что проектные технологии актуальны в современном образовании. Охарактеризованы основные этапы работы над проектом на примере web-сайта «А память нам покоя не дает...», посвященного 70-летию Победы над Германией.
Ключевые слова: проектная технология, литературно-краеведческая работа, патриотизм.
Современное общество остро нуждается в творческой личности, поэтому главной целью современного школьного образования является созда -ние условий для формирования творческой, конкурентоспособной личности, умеющей самостоятельно, результативно и правильно решать общественные и личные проблемы.
Для претворения в жизнь этой основной цели поставлены следующие задачи:
- развивать познавательную активность детей;
- научить ребят понимать и уважать друг друга;
- формировать благоприятный психологический климат;
- раскрыть перед ребятами красоту родного края;
- способствовать развитию патриотических и гражданских чувств.
Такой подход стимулирует поиск новых форм, технологий в процессе обучения и воспитания.
В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы моделирования, социального проектирования. Существуют и интересные модели литературно-краеведческой работы, основанные на методе проекта.
Разрабатываемый в нашем коллективе проект «А память нам покоя не дает...» (к 70-летию Победы над Германией) представлен в виде web-сайта.
В нем использованы такие формы работы, как поиск, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими документами, воспоминаниями очевидцев и участников событий войны.
Тема войны заинтересовала ребят не случайно, это результат систематичесой деятельности коллектива по привлечению внимания обучающихся к поисковой работе на местном краеведческом ма -териале, к увековечению памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга. Одновременно данная тема раскрыла творческие возможности, способствовала развитию патриотических и гражданских чувств.
Ключом к успеху проектной работы является хорошо организованный подготовительный этап. Начинать надо всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Затем необходимо продумать вопросы, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики, распределить задачи по группам, обсудить возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений. Далее идет самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам, обсуждение полученных данных в группах.
Следующий этап работы заключался в том, что каждая микрогруппа получила свое задание: обратиться в Совет ветеранов города и собрать
материал о наших земляках, участниках войны, поработать в семейных архивах и найти материал о своих дедах и прадедах (это фотографии, письма, ордена), написать стихи, сочинения, выполнить рисунки, сделать подборку военных песен, организовать встречи с интересными людьми.
Важной задачей для педагога на данном этапе является формирование у ребят самостоятельности и творческой активности.
Наш проект состоит из следующих разделов:
Главная часть;
Это было так...;
О родном городе;
Наш поиск;
Творчество;
Семейный альбом;
Наполним музыкой сердца;
Об авторах.
Операция «Наш поиск» включает материал о людях, которые непосредственно участвовали в событиях 1941-1945 годов. Например, рассказы Зотова Евгения Ивановича:
«Я служил в элитных подразделениях Красной Армии, бъгл десантником-парашютистом. Льгот мы не имели, зато кормили нас хорошо. Формы специальной тоже не было. Единственным отличительным знаком был парашют и крылья на рукаве. Это очень походило на курицу. В то время никто не знал, что это за войска, а кто знал — называл нас шутя «курицами».
Боевое крещение я принял на Карельском фронте. Это была моя первая операция в составе воздушно-десантных войск.
Было это летом 1943 года. Воевать приходилось трудно: везде болота, леса и непроходимые дороги. Финнов в то время называли «кукушками», так как они прятались повсюду и даже на деревьях, стреляли в наших солдат и сразу же отходили — убегали в лес. Тогда на Карельском фронте наша дивизия потеряла около сорока процентов солдат.
Вторая моя операция была в Белоруссии. Я не люблю её вспоминать, потому что высадили нас не в той точке местности, и задание мы не выполнили. Выбрались мы к своим кое-как, к счастью, без потерь. Выйти из тыла врага, да ещё без потерь, тогда считалось просто невозможным. В то тяжелое время живых не любили: всех подозревали в предательстве, в сговоре с немцами, и правильно делали, ведь тогда и предателей было немало.
Участвуя в третьей операции, я получил ранение. Это было на озере Балатон в Венгрии.
Нашу бригаду бросили на прорыв обороны «власовцев», там все и случилось. Я попал в госпиталь в город Бабель. Мест в палатах не было, так как было много раненых. Нас с парнем, позднее ставшим моим другом, положили в коридор. Друга звали Гриша Андреев, он б^гл из Ташкента.
Из-за ранения я почти не мог разговаривать. Пуля прошла через ухо к носу, и через несколько дней мне сделали операцию. Как оказалось позже, пуля была разрывной и могла взорваться в любой момент. Доктор, по званию майор, посоветовал мне сохранить её, и сказал, что я родился в рубашке.
Наступил апрель 1945 года. Война заканчивалась, мне очень хотелось вернуться к своим товарищам, и я решил бежать из госпиталя в свою часть. Вот я уже в Вене. Тут меня задержал наш патруль, так как у меня не было ни нужной формы, ни документов. Меня долго допрашивали и, наконец, признав своим, отправили в родную дивизию.
Девятого мая нас посадили в машины и куда-то повезли, а куда, мы не знали. Оказалось, что на границу Австрии с Чехословакией, где немцы сдавали оружие. Затем нас привезли в богатый двор, где мы отмечали победу русского народа над фашистской Германией».
Бережно храним мы память и о бывшем учителе нашей гимназии, ветеране, сыне полка Эдуарде Рахметовиче Мусинском.
Эдуард Рахметович родился в 1930 году в Средней Азии, по национальности татарин. Отец его был заведующим отделом народного образования. В семье было трое детей, Эдуард был младшим. Старший погиб на войне в 1941 году. Средний прошел всю войну, был демобилизован в 1947 году, умер в 1982 году. С 14 лет Эдуард начал подрабатывать чистильщиком ботинок. Однажды он увидел своего товарища, одетого в добротную одежду и сытого, несмотря на то, что стояли голодные годы. Оказалось, что этот парень — воспитанник полка. Эдуард тоже решил стать сыном полка. 11 июня 1944 года он прибыл в пехотный полк в город Казань, где попал в музыкальный взвод. У Эдуарда оказался неплохой музыкальный слух и голос, и он начал учиться играть на кларнете, а вскоре стал играть в военном оркестре. В октябре их полк передислоцировался в Белоруссию. Одиннадцать суток они ехали в товарных вагонах до предместья города Минска. Там Эдуард поступил в 6-й класс школы. Учился он хорошо и навсегда сохранил
воспоминания о своём воспитателе — Валентине Михайловиче Бекреневе. Однажды Эдуарду Рах-метовичу пришло письмо из дома, от матери, в котором сообщалось, что она тяжело больна. Ему пришлось вернуться домой, там он окончил школу, после которой решил учиться дальше. Он поступил в Казанский механико-технологический техникум и по его окончании в Казанский авиационный институт, после которого в звании офицера был направлен в Узбекистан, где служил в авиаполку до 1959 года. После расформирования части, был направлен в ракетные войска, в которых он отслужил до 1977 года, обслуживая ядерные головные части ракет. Затем, после увольнения из Вооруженных сил, Эдуард Рахме-тович в течение 9 лет работал военным руководителем в школе № 26. Всю жизнь он не расставался со спортом. После того как Эдуард вернулся домой из Минска, учась в школе, он поступил в детскую спортивную школу, где получил первый разряд, выступая в соревнованиях по спортивной гимнастике, и всегда занимал призовые места. Однажды по неосторожности он повредил себе позвоночник, и ему сделали операцию. Однако Эдуард Рахметович не оставил спорт и занял первое место на соревнованиях в городе Ташкенте, выступая по многоборью — гимнастика, бег, плавание, стрельба. Получил звание «Кандидат в матера спорта». А когда ему было 46 лет, он занял первое место в армии, причем все остальные спортсмены были моложе его на 10 лет! Со спортом Эдуард Рахметович не расставался до 70 лет, играл в волейбол. У него большая семья: три сына, один из которых пошёл по стопам отца, играет на кларнете в оркестре и стал заслуженным артистом Республики Марий Эл.
Очень интересным получился раздел «Семейный альбом». Здесь нашла яркое выражение одна из важнейших особенностей проектной деятельности — её связь с реальной жизнью, личная заинтересованность подростков в проекте, так как речь идет об их родных, ребята прилагают богатый материал, важные документы, мемуарные свидетельства.
Так, в семье Юровых бережно хранятся воспоминания прадеда — Виногорова Ивана Михайловича. Родился он 1 декабря 1913 года в селе Тимофеево под Йошкар-Олой, был четвертым ребенком. В том же селе получил начальное трехклассное образование, другой возможности учиться не имел. Только в 1930 году он смог
уехать в город Казань и поступить там на курсы трактористов-механизаторов. Затем работал на передвижных машинно-тракторных станциях (МТС). С 1938 по 1940 годы служил в Красной армии в кавалерийском полку на Западной Украине. Вернувшись домой в 1940 году, женился и после этого продолжил работу в МТС.
В марте 1942 года был призван в армию, где проходил службу в стрелковой дивизии на Ленинградском фронте. В то время город Ленинград в октябре 1941 года оказался в блокаде. С этого времени Красная Армия пыталась прорвать «кольцо» и деблокировать город. Самые ожесточённые бои велись в районе Пулковских высот. Наши войска боролись за каждый клочок земли. Десятки тысяч убитых и раненых потеряла та и другая сторона. Война перемалывала полки и дивизии солдат. В один из жесточайших боёв прервалась связь между наступающим батальоном и командным пунктом полка. Восстановить связь был послан мой прадед. Под непрекращающимся огнем врага он нашёл место обрыва провода, соединил его и восстановил связь. Рядом ударил снаряд. Прадед потерял сознание и очнулся только в полевом госпитале. Оказалось, он получил контузию и осколочное ранение в руку. Из госпиталя он был отправлен на лечение в город Горький, где пробыл два месяца. За тот бой на Пулковских высотах Иван Михайлович получил свой первый орден Красной Звезды.
По окончании лечения его направили в Горь-ковскую танковую школу для обучения по специальности «механик-водитель», вот где пригодилась его мирная профессия. На курсах он обучался с декабря 1942 года по март 1943 года, затем в течение трех месяцев в этой же школе обучал других солдат, проходя службу в качестве «инструктора по вождению». В июне 1943 года он был направлен в действующую армию в танковый батальон самоходных артиллерийских установок 76-го калибра (САУ-76). В составе этого батальона участвовал в форсировании реки Днепр. Ночью они переправились по понтонному мосту на уже занятый и отбитый у немцев плацдарм.
К рассвету следующего дня батарея уже поддерживала артиллерийским огнём советскую пехоту, штурмующую занятые фашистами украинские деревни. В этом бою он заменил убитого командира и за это получил второй орден Красной Звезды.
Затем в составе Первого Украинского фронта Третьей ударной танковой Армии под командованием генерала Катукова участвовал в боях на территории Украины. С августа 1944 года, когда Первый Украинский фронт вновь начал наступление, он участвовал в боях на территории Польши. С тяжелыми боями их дивизион СУ 76-тых подошел к Висле. Германский Вермахт получил приказ во что бы то ни стало удержать этот водный рубеж, но река с ходу была форсирована в нескольких местах. На один из плацдармов попал его дивизион. По плацдарму, где находилась дивизия моего прадеда, противником были нанесены мощные авиационные и артиллерийские удары. После этого в атаку быгли брошены формирования СС, в том числе танковая дивизия СС «Мёртвая голова», оснащенная новейшими танками Т-У1 «Тигр», Т-У «Пантера» и самоходными артиллерийскими установками «Ягд-пантера» («Пантера-охотник»). Бой длился в течение 48-ми часов, более двух суток подряд. Остатки советских подразделений и оставшиеся в живых члены экипажей танков и САУ попали в окружение. Всего лишь четыре человека смогли из него выйти. В их числе был и мой прадед. Остальные были убиты, ранены или попали в плен.
Из этого боя Иван Михайлович вышел с тяжелейшей контузией и касательным осколочным ранением головы и был направлен на излечение в полевой госпиталь, где находился с сентября 1944 года по январь 1945 года. За этот бой и выход из окружения он получил орден Отечественной войны I степени, а перед этим за оборону одного из польских селений ему был вручён орден Отечественной войны II степени.
После выписки из госпиталя в январе 1945 года его направили водителем в железнодорожный батальон. В составе этого батальона в апреле 1945 года он под огнем противника участвовал в строительстве понтонного моста через реку Одер. Немецкие люфтваффе дважды разбивали переправу, однако советские войска восстанавливали её вновь и вновь. Подразделения наших войск продолжали переправляться по другую сторону реки и развивали наступление на Зее-ловские высоты, которые являлись ключевым звеном обороны Берлина. Реки крови пролили русские воины в этой битве за город Берлин.
Наконец над Рейхстагом взвилось Красное знамя, и 2 мая 1945 года маршал Жуков принял капитуляцию немецкого гарнизона Берлина и всей немецкой армии. Это быт конец фашизму. Однако
в Праге оставалась группировка немецких войск, которая продолжила оказывать вооруженное сопротивление нашим войскам. После этого Первая и Вторая танковые армии форсированным маршем были выдвинуты к городу, и 8-9 мая группировка немецких войск в Праге также капитулировала. Война закончилась.
Победу в Великой Отечественной войне Иван Михайлович встретил в предместьях Берлина. Затем продолжил службу по восстановлению мостов и коммуникаций в Польше, Германии и Венгрии до октября 1945 года. После этого был уволен в запас и вернулся на родину, в Марий Эл.
Так из интереса к близким людям возникает интерес к истории, желание самому во всем разобраться, проверить документальные свидетельства личным опытом людей, переживших описываемые события.
Раздел «Творчество» представляет лучшие работы учащихся. Это рисунки о войне, сочинения, стихи, вышивка. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует её. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности. Приведем некоторые из них:
Мы путь к Берлину оросили кровью,
Была одна винтовка на двоих.
Назад нельзя, ведь там заградотряды,
Палившие без жалости в глазах. ***
«За Родину! За Сталина!» — кричали,
А сами думали о женщине родной,
Которая сквозь беды и печали
Хранит уют семейный и покой.
Она одна дождётся с поля брани,
Она одна навеки не предаст.
«Она одна...» — тихонько мы шептали,
Закрыв глаза уже в последний раз.
(Пирогова Александра)
Наш проект можно использовать на уроках литературы, при подготовке к сочинению на свободную тему, истории, граждановедения и во внеклассной работе.
Проект был отмечен дипломом победителя Всероссийского конкурса «Гренадёры, вперед!» (Союз писателей России) и дипломом победителя Всероссийского конкурса «А память нам покоя не дает.».
В заключение следует подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Вместе с тем достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его мышления. При этом учащиеся выполняют разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности). Всё это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности. Таким образом, метод проектов действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов в процессе формирования творческой, конкурентоспособной личности.
-ЧЭ—-
1. Антоничева Н. Б. Исследовательская деятельность педагогов и обучающихся в рамках научных обществ в условиях гимназии // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12.
2. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследова-
тельская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / под общ. ред. канд. псх. наук А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 44-50.
3. Воровщиков С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект: монография. М.: АПК и ППРО, 2006. 232 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
1. Antonicheva N. B. Issledovatel'skaya deyatel'nost' pedagogov i obuchayushchikhsya v ramkakh nauchny'kh obshchestv v usloviyakh gimnazii // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 12.
2. Bogoyavlenskaya D. B. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak put' razvitiya tvorcheskikh sposobnostey // Issle-dovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: Sbornik statey / Pod obshchey re-daktsiey kand. psр. nагл A. S. Obukhova. M.: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006. S. 44-50.
3. Vorovshchikov S. G. Razvitie uchebno-poznavatel'noy kompetentnosti starsheklassnikov: upravlencheskiy aspekt. Monografiya. M.: APK i PPRO, 2006. 232 s.
4. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: Ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov / E. S. Polat, M. YU. Bukharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov; Pod red. E. S. Polat. M.: Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", 1999. 224 s.
G. N. Alekseeva, G. V. Medvedkova Gymnasium № 26 named Andre Malraux, Yoshkar-Ola
The use of design technologies during the formation of patriotic feelings of learners
In this article, based on the application of design techniques shown experience of teachers on formation of patriotic feelings of learners. States that the design of technology relevant to modern education. The article describes the main stages of the project by the example of web-site "A memory of us does not rest..." dedicated to the 70th anniversary of the victory over Germany.
Keywords: design technology, literary and regional studies, patriotism.