Научная статья на тему 'А. С. Кармин. Современная культура'

А. С. Кармин. Современная культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. С. Кармин. Современная культура»

А. С. Кармин

СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА*

Реферируется глава из учебного пособия доктора философских наук А. С. Кармина. В разделе «Характерные черты западной культуры ХХ-ХХ1 вв.» автор отмечает, что европейский тип культуры охватил и другие континенты, отчего этот тип культуры обычно называют «западной культурой» (с. 167). Западной культуре свойственны: прагматизм, динамизм, плюрализм, демократизм, внутренняя конфликтность и экспансионизм.

Прагматизм проявляется в том, что современная культура формируется при помощи экономики, основываясь на предпринимательстве, бизнесе и деловитости. Культ потребления становится массовым, отчего западный мир стали называть потребительским обществом. Динамизм современной западной культуры означает непрерывную погоню за новизной жизни, техники, моды. Американский социолог и публицист, один из авторов концепции «постиндустриального общества», Алвин Тоффлер (То£йег), назвал современное западное общество миром «одноразовой» культуры (с. 167). Ведущим культурным течением ХХ в. стал модернизм.

Плюрализм западной культуры состоит во множестве «культурных систем и подсистем, взглядов и направлений» (с. 168). Сегодня имеется большое количество различных религий, философских концепций, научных теорий, художественных стилей, что вызывает толерантность, т.е. терпимое отношение к разнообразию идей и мнений. Что касается демократизма как власти боль-

* Кармин А.С. Современная культура // Кармин А.С. Культурология: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2010. - С. 167-175.

А. С. Кармин

шинства, недопустимости насилия, провозглашения равенства граждан и индивидуализма, то после Второй мировой войны эти ценности стали общепризнанными в западной культуре.

Внутренняя конфликтность есть такая черта западной культуры, которая состоит в критике последней в ряде протестных движений. Экспансионизм, т.е. политика, направленная на расширение сфер влияния, также свойствен современной западной культуре, по мнению автора реферируемой работы.

В разделе «Массовая и элитарная культура» речь идет об одной из наиболее значительных особенностей современной культуры, т.е. о циркулирующем постоянном обилии информации (телевидении, Интернете, мобильной телефонии). Известно, что в истории человечества всегда существовали две культуры: «культура для всех» и «культура для избранных» (с. 170). В ХХ в. в западном обществе это стало противостоянием массовой и элитарной культур. Так называемый «масскульт» означает «общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность» (с. 171). Характерные черты «человека массы», как полагал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (Ortega y Gasset, 1883-1955), -«посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний» (с. 171). Одним словом, «человек массы» - это пассивный потребитель массового искусства и рекламы. Впрочем, общество не может обойтись и без элитарной культуры. Автор реферируемой работы относит к такой культуре, например, фильмы режиссера Сокурова.

В разделе «Постмодернизм как феномен современной западной культуры» А. С. Кармин перечисляет несколько признаков постмодернизма: воскрешение традиций художественной классики и диалог с ней; ироническая интонация; ориентация искусства одновременно и на массу, и на элиту; экспансия искусства в новые сферы (с. 174). В конце ХХ в. понятие постмодернизма стали переносить из сферы искусства на иные области культуры и на всю культуру целиком. Постмодернизм, считает А. С. Кармин, воплощается в таких формах современной западной культуры, «которые допускают широкую свободу духовных продуктов» (с. 175). Целый ряд теоретиков называют постмодернизм «преходящим явлением, которое вошло в моду на некоторое время и ныне уже начинает сходить с исторической сцены» (с. 175). Автор реферируемой работы полагает, что первое десятилетие XXI в. подтверждает это мнение.

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.