дартов позволяет сделать вывод, что международные избирательные стандарты — это обязательства Российской Федерации не только формально предоставить российским гражданам оговоренные стандартами права и свободы на участие в свободных, периодичных, альтернативных и справедливых выборах, но и гарантировать своим внутренним законодательством их реализацию.
Исследование законодательных основ системы избирательных прав и свобод российских граждан показывает, что Россия системно имплементировала международные стандарты в свою правовую систему, признав, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и правовых актов, является целью и обязанностью российского правового государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием.
1 См.: Босова Е.Н. Избирательное законодательство: система, системность, систематизация: Сборник конкурсных работ в области избирательного права и процесса / Под общ. ред. А.А. Вешнякова. — М., 2005. С. 225.
2 Там же. С. 228.
3 См. по этому вопросу: Миронов Н.М. Конституционные и международно-правовые основы системы избирательных
комиссий в Российской Федерации // Консультант Плюс, база 2009 г.
4 См., например: Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999. № 5. С. 28.
5 См.: Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 1997. С. 148; Наумов В.И. Демократизация правовой базы избирательного процесса в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 18. 1999. № 1. С. 36—44; Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999. С. 129; Комментарий к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» / Отв. ред. А.А. Вешняков, Е.И. Колюшин, В.И. Лысенко. — М., 2000. С. 10; Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. 1995. № 1. С. 23.
6 См.: Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции / Под ред. А.В. Иванченко, А.Е. Любарева. — М., 2006. С. 13.
7 См.: Выборы в России: шанс на согласие: документы, факты, события / Отв. ред. А.С. Пржездомский. Калининград, 2004. С. 55.
8 См.: Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции / Под ред. А.В. Иванченко, А.Е. Любарева — М., 2006. С. 24.
9 Там же.
10 См.: Миронов Н.М. Конституционные и международно-правовые основы системы избирательных комиссий в Российской Федерации // Консультант Плюс, база 2009 г.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
А.В. БОГДАНОВ,
полковник милиции, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России
С.А. МЕРИНОВА,
подполковник милиции, адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров очного обучения Московского университета МВД России
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с деятельностью ОВД в сфере защиты сведений, составляющих государственную тайну. Анализируются нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности. Ключевые слова: государственная тайна, защита информации, обеспечение режима секретности.
Государственные секреты как один из методов защиты интересов государства возникли на заре человеческого общества одновременно с появлением первых государств. Тогда же появилась заинтересованность в получении чужих секретов. На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло. В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.
Поэтому задачи обеспечения безопасности предопределяют необходимость защиты информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим обосновывается существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы.
Деятельность органов внутренних дел в значительной мере связана с получением и использованием сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых может повлечь снижение эффективности мер по борьбе с преступностью.
Контроль за обеспечением режима секретности в повседневной деятельности органов внутренних дел осуществляется в целях изучения и оценки фактического состояния сохранности государственных секретов, выявления нарушений требований режима секретности, установления причин и условий этих нарушений для принятия мер по их устранению и предотвращению.
Вместе с тем хочется обратить внимание на то, что отдельные лица порой недооценивают опасность утраты материалов закрытого характера, проявляют при обращении с секретными документами беспечность, порой граничащую с преступной халатностью, что нередко приводит к разглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности.
Некоторые сотрудники устанавливают и поддерживают сомнительные связи, сообщая посторонним лицам сведения о формах и методах оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
Это вызывает необходимость принятия со стороны всех органов государственной власти, и в том числе Министерства внутренних дел Российской Федера-
ции, действенных мер по защите сведений, утечка которых может нанести ущерб государственным интересам.
Одним из основных путей решения этой болезненной проблемы является повышение уровня контроля за обеспечением режима секретности.
Деятельность органов внутренних дел в значительной мере связана с получением и использованием сведений ограниченного распространения, разглашение которых может повлечь снижение эффективности мер по борьбе с преступностью. Умение хранить сведения, составляющие государственную тайну, и соблюдать требования режима секретности является важнейшим профессиональным качеством работников милиции, необходимым для успешного выполнения стоящих перед ними задач.
Сразу же следует отметить, что основополагающие требования по защите государственной тайны остались прежними, не изменились условия, необходимые для работы с секретными сведениями, требования к учету материалов закрытого характера.
Нормативно-правовая база в данной сфере очень широка. В нее входит несколько десятков различных законов, а количество подзаконных актов исчисляется сотнями.
Основным государственным нормативно-правовым документом в первую очередь следует назвать Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» — это правовая основа, фундамент, на которой построена вся система защиты государственной тайны в стране. Регулируют различные аспекты защиты сведений, составляющих государственную тайну, также федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ряд других.
Кроме того, защите информационных ресурсов страны посвящен ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации начиная с 1992 г. На их основе подготовлены и введены в действие приказы МВД России от 20 декабря 1995 г. № 490 «О введении в действие Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», от 27 августа 2007 г. № 750 «Об утверждении развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства внутренних дел Российской Федерации по системе органов внутренних дел, внутренним войскам МВД России и ФМС России» и другие, которые регулируют отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Останавливаться подробно на содержании этих документов мы не будем, поскольку большая часть из них не секретна и опубликована, а другие в соответствии с Законом Российской Федерации «О государ-
ственной тайне» носят закрытый характер и огласке в открытой печати не подлежат.
Сегодня руководством МВД России уделяется большое внимание вопросам режима секретности и конспирации, сохранения секретных сведений, а проявление высокой бдительности считается юридической обязанностью сотрудников, закрепленной в законодательных и ведомственных нормативных актах.
В органах внутренних дел обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, иных правовых актов, определяющих порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на подразделения делопроизводства и режима, специальной связи, технической защиты информации, мобилизационные подразделения, архивы, библиотеки секретных документов. В систему защиты государственной тайны входят также Центральная экспертная комиссия МВД России по режиму секретности и аналогичные экспертные комиссии органов внутренних дел по режиму секретности.
Кроме того, к решению задач обеспечения режима секретности и конспирации привлекаются подразделения собственной безопасности и их сотрудники, участвующие в проведении расследований по фактам разглашения и утечки сведений закрытого характера, а также специальные подразделения и сотрудники оперативных аппаратов, обеспечивающие режим секретности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и проведении специальных технических мероприятий.
Не принимается должных мер по прекращению незаконной практики назначения сотрудников на должности, предполагающие работу с информацией, составляющей государственную тайну, без оформления соответствующих допусков.
Наибольшие объемы информации закрытого характера проходят через режимно-секретные подразделения, функции которых в органах внутренних дел выполняют управления, отделы, отделения и группы делопроизводства и режима, а там, где их нет, — секретариаты, общие отделы и канцелярии. Именно они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению режима секретности при проведении секретных работ, принимают меры по выявлению и закрытию возможных кана-
лов утечки сведений, составляющих государственную тайну, а также обеспечивают взаимодействие других подразделений по вопросам защиты государственной тайны. Организационно-методическое руководство деятельностью органов внутренних дел по защите государственной тайны, а также контроль за соблюдением режима секретности, в том числе и в деятельности оперативных подразделений, осуществляется Бюро по защите государственной тайны МВД России, являющимся структурным подразделением Административного департамента МВД России.
В связи с этим создается впечатление, что отдельные руководители не понимают, что специфика работы органов внутренних дел, связанная с осуществлением комплекса мер, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, поддержание общественного порядка в стране, диктует необходимость эффективной защиты государственных и ведомственных секретов.
Ведомственная нормативная правовая база по вопросам обеспечения защиты государственной тайны постоянно совершенствуется.
Межведомственный контроль за обеспечением режима секретности в органах внутренних дел осуществляют Федеральная служба безопасности и Федеральная служба по техническому и экспертному контролю, а также их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами.
Необходимо тесно взаимодействовать с Федеральной службой безопасности Российской Федерации в целях выявления и закрытия возможных каналов утечки информации ограниченного распространения в процессе оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
И все же выполнение требований нормативно-правовых актов в области защиты сведений, составляющих государственную тайну, невозможно, если сотрудники не осознают важность соблюдения режимных требований в своей повседневной работе.
От сохранности в тайне информации об этой специфической деятельности, прежде всего оперативных подразделений, зависит в конечном счете эффективность обеспечения правопорядка в стране и спокойная жизнь наших сограждан.