Научная статья на тему 'А. И. Кобзев, В. В. Малявин. Театр кукол'

А. И. Кобзев, В. В. Малявин. Театр кукол Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. И. Кобзев, В. В. Малявин. Театр кукол»

А. И. Кобзев, В. В. Малявин

ТЕАТР КУКОЛ*

В Китае сложился самобытный и, возможно, самый развитой в мире кукольный театр. Его называют «представлением кукол» и «представлением / спектаклем деревянных фигур». Этот театр восходит к древнему обычаю хоронить вместе с покойником фигурки людей, в том числе танцоров, музыкантов, шутов, призванных служить ему в загробном мире.

Первые куклы были механическими и приводились в движение водой. Например, правители Северной Ци (550-577) держали в дворцовом парке своеобразную лодку-балаган с трехъярусной сценой. На нижнем ярусе располагался кукольный оркестр из семи музыкантов, на среднем - семеро монахов с курительными палочками в руках двигались по кругу, поочередно отбивая поклоны Будде, а на верхнем среди облаков летали буддийские божества. И все это заставляла двигаться вода.

Еще более искусные кукольные спектакли устраивались при дворе императора Ян-ди (правил с 604 по 617 г.). Император с многочисленной свитой любовались «водными постановками / красотами», которые состояли из 72 отдельных сцен по мифическим и историческим сюжетам, связанным с водой (например, легендарный император Фу-си получил восемь триграмм (ба гуа;) от вышедшей из реки «священной черепахи»).

Лодки, горы, равнины, скалы и дворцы были из резного дерева. Куклы - «деревянные люди» величиною более двух чи, т.е. свыше 60 см, облачены в одежды из узорного шелка и украшены

* Кобзев А.И., Малявин В.В. Театр кукол. -Шр://^гигиг.8упо1о§1а.ги/аЛ'еатр_кукод_и_теней

Режим доступа: 121

золотом и нефритом. Всякая живность, рыбы и птицы также «двигались, как живые». Кроме того, на 12 плоскодонках длиною 1 чжан (более 3 м) и шириною 6 чи (ок. 2 м) «деревянные люди» играли на литофонах и колоколах, гуслях и цитре, исполняли цирковые номера бай-си («сто представлений»): плясали с мечами, ходили колесом, поднимались по шесту и ходили по канату, а на семи лодках длиною 8 чи (ок. 2,5 м) обносили гостей вином до трех раз, протягивая рукой стакан и забирая его. Все приводили в действие «удивительные и невообразимые» «водяные механизмы».

В VI в. появился традиционный кукольный персонаж «господин Го», или «лысый Го», прототипами которого были реальные шуты. Согласно трактату Янь Чжи-туя (531-591) «Домашние поучения рода Янь», сценки с участием Го включали в себя, по-видимому, короткие шуточные монологи, танцы и пение. В эпоху Тан кукольные представления завоевали необычайную популярность и сложился театр кукол-марионеток, который, подобно другим жанрам театрального искусства в Средневековье, служил увеселению божеств и душ умерших. Фэн Янь (VIII в.) в «Записках господина Фэна о слышанном и виденном» описал похороны сановника, на которых разыгрывалась кукольная пьеса о войне тан-ского полководца с тюрками.

В эпоху Сун кукольный театр достиг полной зрелости и приобрел еще большую популярность. В столичном Кайфэне кукольные спектакли, именовавшиеся в просторечии «малые цзацзюй»1, не прекращались с утра до вечера. Мэн Юань-лао (ок. 1090-1150) в трактате «Записи грез о красоте Восточной столицы» (1147/48) отмечал, что в Ханчжоу только в одном увеселительном квартале выступали 24 кукольные труппы. Чжоу Ми (1232-1298/1308) привел названия 71 пьесы кукольного театра, во многих случаях имевшие аналоги среди пьес цзацзюй.

1Цзацзюй (букв. - смешанные представления) - разновидность китайской музыкальной драмы. В Х-ХП вв. так называли короткие театральные представления преимущественно фарсового характера. Собственно цзацзюй возникли в первой половине XIII в. Для цзацзюй характерно чередование прозаических диалогов с поэтическими ариями. 10-15 арий, объединенных сквозной рифмой, составляют цикл, который вместе с примыкающими к нему диалогами образует акт. Цзацзюй обычно состоит из четырех актов, но есть пьесы, состоящие из нескольких частей по четыре акта каждая. В начале пьесы или между актами может исполняться интермедия. - Прим. реф. 122

Театр кукол

Охотнее всего кукольники того времени пользовались сюжетами народного сказа. Фантастичность и гротеск были выражены в кукольном театре особенно сильно, и в репертуаре видное место всегда занимали легенды о святых, мифических героях, послах из дальних стран, преподносящих китайскому двору сказочные сокровища, и т. п. По-прежнему пользовался любовью зрителей «господин Го», к которому добавился постоянный партнер -«Почтенный Бао», выполнявший, видимо, обязанности ведущего. В XIII в. в провинции Фуцзянь насчитывалось 300, а в провинции Сычуань более 100 трупп, дававших представления с участием «Почтенного Бао».

С эпохи Сун кукольные пьесы стали обычно исполняться под музыкальный аккомпанемент на барабане и флейте. Тогда еще были известны далекие потомки механических кукол древности -«плавающие куклы», представления с которыми под управлением кукловодов устраивались на специальных лодках-балаганах. Наряду с сюжетными пьесами типа цзацзюй в программу этих представлений входили и цирковые номера бай-си, фантастические сценки вроде «превращения рыбы в дракона» и т. п. Существовали также «телесные / живые куклы». Согласно одной из версий, их изображали люди, одетые, как куклы, и подражающие куклам дети, сидящие на плечах у взрослых. По другой версии, так назывались «мешочные», т.е. надетые на руку перчаточные куклы (петрушки). Сохранились сведения о пиротехнических куклах, приводившихся в действие порохом. Впоследствии получили развитие четыре вида кукол: 1) перчаточные; 2) марионетки, управляемые сверху нитями, число которых доходит до 40; 3) тростевые («яванские»), управляемые снизу обычно тростями, прикрепленными к голове и локтям или запястьям рук, и 4) прикрепленные перпендикулярно к проволоке, управляемые сзади через отверстие в заднике.

В позднее Средневековье несмотря на высокоразвитую драму кукольный театр не утратил популярности. Более того, в нем нашли яркое воплощение характернейшие черты всего театрального искусства Китая - близость к народному быту, тенденция к условному обозначению и стилизации. Наиболее популярным он (главным образом театр перчаточных кукол) был на приморском юге -в Фуцзяни и на Тайване, где до последнего времени выступали более 1000 трупп. Его большая социальная и культурная значимость видна в спектаклях театра марионеток - одного из самых распространенных кукольных зрелищ, во многих районах служивших сугубо религиозным целям и исполнявшихся в качестве

очистительного обряда, а также на свадьбах для счастья молодых супругов. Так, в Фуцзяни кукольная труппа должна была состоять из 72 голов и 36 тел, что символизировало весь сонм божественных сил мироздания. Куклы считались олицетворениями богов, и перед спектаклем им приносили жертвы. На подобные экзорцист-ские обряды зрители обычно даже не приходили из опасения, что изгоняемые демоны войдут в них. Нередко кукольные представления игрались в качестве очистительного обряда перед спектаклем обычной актерской труппы. Существовала органическая связь между куклами-экзорцистами в театре, гигантскими куклами чиновников и богов в праздничных процессиях и статуями божеств в храмах.

Кукольные представления при храмах давались очень часто. Они посвящались богиням и их кумирням, могли предназначаться специально для женщин, хотя кое-где существовал запрет на посещение кукольных спектаклей женщинами. Этот запрет связан с легендой о чжоуском царе Му-ване (X в. до н.э.), которому показалось, что куклы подмигивают его женам. По наблюдениям английского миссионера Д.Г. Грэя, в середине XIX в. спектакли марионеток делились на женские и мужские и могли сопровождаться актерским чтением пьесы, хотя обычно все тексты произносит сам кукольник, иногда для изменения голоса кладущий в рот пищик.

Перчаточные куклы, согласно предположению С.В. Образцова, изобретенные именно в Китае и не претерпевшие значительных изменений за последние два-три столетия, чаще всего применялись в «театре на коромысле», который отличался крайне простым устройством: небольшая сцена в виде террасы ставилась на жердь, к ее нижнему краю прикреплялась материя, закрывавшая кукловода. На сцене выступали одновременно две куклы, управлял ими пятью пальцами актер, говоривший также от лица ведущего. Музыкальное сопровождение ограничивалось ударами небольшого гонга. Эти типично уличные представления состояли обычно из небольших шуточных сценок. В Сычуани давались представления больших кукол размером почти в человеческий рост.

Кукольный театр Китая, подлинно народный и неизменно поражающий высоким уровнем мастерства исполнителей, состоит из сотен локальных традиций. В ряде районов он оказал заметное влияние на становление местных форм драмы.

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.