Научная статья на тему 'А. И. Герцен о развитии личности женщины'

А. И. Герцен о развитии личности женщины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1823
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.И. ГЕРЦЕН / ЛИЧНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ / ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ / ЖЕНЩИНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИНЫ / WOMAN'S PERSONALITY / WOMEN'S MOVEMENT / WOMAN'S FUNCTION IN THE FAMILY / ALEXANDER HERZEN / EMANCIPATION OF WOMEN / WOMAN IN RUSSIAN LITERATURE / EDUCATION OF WOMEN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Казнин Л. Н.

Проблема развития личности женщины актуальна в современной России. В этой связи интерес вызывают взгляды на эту проблему А.И. Герцена. Заслуга русского философа состоит в том, что личностное развитие женщины он связывал с выполнением ею семейных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER HERZENS POINT OF VIEW ON WOMANS PERSONALITY DEVELOPMENT

The problem of womans personality development is of vital importance in contemporary Russia. In this connection, Herzens point of view on this problem is worth attention. Herzen holds the credit for connecting womans personality development with her function in the family.

Текст научной работы на тему «А. И. Герцен о развитии личности женщины»

СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

УДК 396.1/2

А.И. ГЕРЦЕН О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ © 2010 г. Л.Н. Казнин

Нижегородский государственный педагогический университет [email protected]

Поступила в редакцию 17.04.2009

Проблема развития личности женщины актуальна в современной России. В этой связи интерес вызывают взгляды на эту проблему А.И. Герцена. Заслуга русского философа состоит в том, что личностное развитие женщины он связывал с выполнением ею семейных функций.

Ключевые слова: А.И. Герцен, личность женщины, эмансипация женщины, женщина в русской литературе, образование женщины, женское движение, семейные функции женщины.

Важное теоретическое значение для понимания диалектики взаимодействия полов имеет исследование проблемы формирования и развития личности женщины в представлении

A.И. Герцена. В период активизации женщины как субъекта познания и деятельности, сложившиеся различия полов видятся в ином свете. Изменения, происходящие в жизни общества, находят отражение на ментальном уровне. Обращение к наследию А.И. Герцена особенно актуально в связи с системным кризисом, переживаемым российским обществом.

А.И. Герцен продолжил традицию осмысления проблемы развития совершенной личности, поставленной в русской общественной мысли

B.Г. Белинским и Н.В. Станкевичем. Основным предметом всех рассуждений мыслителя был человек. Это был фокус, в котором сходились все стороны его деятельности. В книге «С того берега» он впервые в русской философской мысли разработал учение о ценности личности. «С 13 до 38 лет, - свидетельствовал сам А.И. Герцен, - я служил одной идее, был под одним знамением: война против всякой власти, против всякой неволи, во имя безусловной независимости лица» [1].

А.И. Герцен полагал, что отстаивание личностного начала в человеке не могло быть полным и последовательным, если оно исключало женскую личность, страдавшую от социального и семейного принижения. Он выступил с требованием создать условия для развития личности женщины, оберегать ее человеческое достоинство. Философ рассматривал достоинство чело-

века как одну из форм самоутверждения личности. В отношении к женской личности достоинство понималось им как рядоположенность мужского и женского начала, в соподчинении не выше и не ниже другого.

Важное место в развитии личности женщины А.И. Герцен отводил ее социальной активности. Личность женщины может проявляться только в деятельности, под которой он понимал целесообразное изменение социальной действительности. Исходя из антропологического принципа, философ мерилом действительности считал человеческое счастье, гармоническое состояние общества. Такое понимание женской личности способствовало преодолению абстрактного взгляда на человеческую природу. Учение А.И. Герцена о ценности личности женщины было объективно обусловлено российской действительностью.

Для более глубокого и всестороннего исследования проблемы условий формирования и развития личности женщины А.И. Герцен сочетал теоретический и исторический анализ. Влияние социально-экономических обстоятельств на формирование женской личности он показал на примере княгини Е. Дашковой - общественной деятельницы XVIII века. Выдающиеся личности-женщины в период крепостничества были редким явлением и могли появляться только в дворянских семьях, где они получали образование и в них рано могло выработаться сознание своей силы. Эти выдающиеся женщины отозвались на новые веяния времени, и их появление было неизбежно.

А.И. Герцен искал ответы на вопросы личностного развития женщины, используя духовный потенциал русской литературы. Философо-центричная художественная литература была формой философствования в России. Философия может существовать в многообразных формах в соответствии с историческими различиями национальных и культурных стереотипов. В условиях жесточайшей российской цензуры того времени только литература являлась тем каналом, через который можно было проводить в общественное сознание свободолюбивые идеи. А.И. Герцен, как и большинство русских мыслителей XIX века, был философствующим писателем. Неразрывная связь с реальностью жизни, духовность, эмоциональность сближали русскую литературу с женским способом мышления.

В романе «Кто виноват?» А.И. Герцен дал образ Круциферской, первой женщины в литературе, поступающей как человек сильный и самостоятельный. Это женщина, неудовлетворенная узким кругом домашних интересов, стремящаяся к активной и полноценной жизни, самостоятельности, познанию ума, способностей, гражданских прав, общественного значения. Свидетельством этого являются ее дневниковые размышления, наполненные социальным содержанием. Она жаждет деятельности, но что делать и как делать, она не знает. Круцифер-ская - это тип нарождающейся разночинки. Фигура Любоньки близка образу героини романа

Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Вере Павловне.

А.И. Герцен считал появление у русской женщины благородных социальных порывов знаменательным явлением. Он отмечал в ней душевную чистоту, достоинство и честь. Так, Анета, героиня повести «Сорока-воровка», сознательно идет на гибель, предпочитая смерть позору и насилию. По мнению философа, личность в человеке высвечивается тогда, когда он начинает сомневаться во всемогуществе социальных условий и пытается их изменить. Внимание к личностному моменту является отличительной чертой герценовского подхода в оценке людей.

Становление личности женщины А.И. Герцен связывал с изменением существующих социально-экономических и политических условий. Но равенство социального положения мужчины и женщины он не сводил к индивидуально-личностному равенству. Мыслитель понимал, что различие полов существует естественно. Особенность женщины, специфичность условий формирования ее личности является

объективным фактом, с которым нельзя не считаться. В обществе эти различия приобретают социальный характер. Поэтому равенство между полами есть равенство общественного положения мужчины и женщины, а не равенство их физических и духовных возможностей и способностей. А.И. Герцен признавал и специфические формы дискриминации женщин, от которых мужчины, как социально-демографическая группа, не страдают. Несомненной заслугой русского философа явилось понимание того, что в основе ограничения развития личности женщины лежат не столько природные, сколько социальные факторы. Причем эти ограничения проявляются во всех сферах жизнедеятельности.

Одним из основных условий гармонического развития личности женщины А.И. Герцен считал необходимость практической деятельности в основных сферах общественной жизни. Предоставление женщине равных с мужчиной прав способствовало бы, в какой-то мере, развитию скрытых и задавленных в русской женщине возможностей. Но философ понимал, что женщине мало гражданских прав. Ей нужна материальная независимость и воспитание, чтобы воспользоваться ими. Он признавал за женщиной право на труд не только в области искусства и воспитания, но и в производственной сфере. По его мнению, трудящаяся женщина пользуется в своей среде определенным уважением, некоторой долей свободы. Только в труде и общении женщина обретает личностные качества.

Мысль о необходимости трудовой деятельности как средстве личностного развития женщины в конкретных условиях российской действительности находила все большую поддержку. В середине XIX века в силу объективных причин многие русские женщины из разночинной среды начали бороться за право на образование, связывая его с правом на труд. Дискриминация по социальному положению была для них более важным мотивом в борьбе за изменение условий жизни, чем неравноправие по признаку пола.

Становление личности А.И. Герцен связывал с желанием и способностью женщины трудиться. Труд является тем видом деятельности, в котором самореализуется личность и осуществляется нравственное развитие человека. «Привычка к работе, - отмечал А.И. Герцен, - дело нравственной гигиены» [2]. Он утверждал, что потребность в труде - неотъемлемое качество человеческой натуры и физиологическая необходимость. Труд является основой, связываю-

щей личность с обществом, способом реализации личных и общественных интересов. Женский труд выступает общественно-необходимой ценностью и личной потребностью.

Мысль А.И. Герцена о труде как о прогрессивном факторе развития общества была подхвачена Н.Г. Чернышевским. В своих рассуждениях о труде в обществе будущего он сравнивал удовольствие, приносимое таким трудом, с тем удовлетворением, какое получает образованный человек от чтения книг. Новое отношение к труду Н.Г. Чернышевский показал в героях своего романа «Что делать?». Личностное развитие женщины является основной идеей этого произведения.

В подходе к разрешению проблемы формирования и развития личности женщины А.И. Герцен видел две взаимосвязанные стороны: социальное освобождение женщины и ее равенство с мужчиной в семье. Он указывал, что униженное положение женщины в семье имеет социально обусловленный характер. Условия российской жизни исключали гармоническое сочетание женщиной материнства с выполнением социальной роли гражданки. Женщина изолировалась от общества семьей, в которой она была подчинена мужчине как собственнику и главе семьи, установленному законом и религией. Мыслитель критиковал зависимость одних членов семьи от других, пренебрежение к человеку и особенно к женщине. В патриархальной семье она имела лишь значение жены, хозяйки, а не личности и «нижалась до восковой фигуры». Такое положение вещей убивало всякое человеческое достоинство и в муже, и в жене.

Домостроевские устои русской семьи губительно влияли на отношения в семье и препятствовали выходу женщины в мир всеобщих интересов. По мнению А.И Герцена, «надобно вводить больше и больше разума в существующие институты». Возможность ощутить свои гражданские права в семье была первым шагом в этом направлении. Философ писал: «Для свободы надо устроить это равновесие... в семье... и тогда можно будет прийти к этому равномерному колебанию весов, где человек, привыкнув к качелям, может быть счастлив или около счастья» [3, с. 185]. Семейная жизнь не может тащиться «в старой колымаге».

А.И. Герцен выступал за равенство отношений между мужчиной и женщиной в семье. Мыслитель смотрел на семейные функции женщины с точки зрения того, насколько они способствуют формированию ее личностных свойств. Развитие личности женщины интере-

сует его только в связи с ее деятельностью в семье, через установление внутрисемейного равенства. Видимо, эта позиция русского философа является причиной того, что современные феминистские теоретики не упоминают его имени среди поборников женской эмансипации [4]. Установкой феминизма является положение о деструктивной роли традиционной семьи для женского личностного развития, «свободного определения ею жизненной парадигмы». По их мнению, будущее за репродуктивными технологиями, а материнство само по себе выражает подавление женщины. Взгляд А.И. Герцена на становление личности женщины через призму высокой культуры внутрисемейных отношений смел и оригинален для того времени.

А.И. Герцен был убежден, что семейная деятельность является для женщины одной из специфических форм самовыражения и самоутверждения ее личности. Он полагал, что семейное призвание женщины никоим образом не должно мешать ее общественной деятельности. Гармонизация этих функций способствует полноценному развитию и самореализации сущностных сил женщины. Он выступал против патриархальных теорий, ограничивающих развитие личных способностей женщины только сферой семьи. Так, мыслитель подверг критике взгляды на личность женщины теоретика анархизма П.Ж. Прудона, «написавшего целый том римско-католической клеветы против женщины» [3, с. 186]. К чести представителей прогрессивной русской философии XIX столетия следует отметить, что они никогда не проповедовали мизо-гинию.

В противоположность консервативным взглядам П.Ж. Прудона А.И. Герцен важное место в формировании личности женщины отводил семейному воспитанию. Он полагал, что социализация личности женщины начинается в семье и продолжается в зрелые годы, ставя перед собой цель формирования и развития самобытной личности. Мыслитель указывал на односторонность светского воспитания, в котором основное внимание уделялось привитию внешних форм, а не содержательной стороне развития личности женщины. Степень причастности женщины к духовному миру своеобразно отражает уровень социальной и нравственной культуры общества. Философ отмечал, что отставание женщин от мужчин в социокультурном отношении сказывается на уровне развития самих мужчин. По его мнению, дальнейший прогресс общества неизбежно будет связан с гармоническим развитием женщин, которые окажут глу-

бокое влияние на его гуманизацию. Только обогащение «жизни элементом женственности» приведет к полноте социальных проявлений.

А.И. Герцен одним из первых заговорил о необычайной одаренности женской личности, «о необыкновенном такте поведения», «верном смысле в делах жизни», «о быстро понимающей натуре, способной за несколько шагов по полю жизни приобрести то, до чего мужчина вырабатывается полжизни самым скорбным путем падений, разврата, разорений, обид, унижений и бог знает чего» [5]. Огромное трудолюбие, жадность к знаниям, самобытность делают женщину-труженицу духовно богатой. Мыслитель отмечал характерные для русской образованной женщины внутреннюю и внешнюю культуру, изящество, широкие общественные идеалы, отвращение к мещанским добродетелям, стремление к изменению общественного порядка.

А.И. Герцен считал необходимым радикально изменить бессистемный характер женского образования, его кастовый дворянский дух. Он полагал, что образование должны получать одинаково и мужчины и женщины. Этот принцип организации равного для обоих полов общественного образования звучал в России того времени социально-политически и морально-этически остро. По мере повышения образовательного уровня женщины все нагляднее проявляется тенденция утвердить себя, прежде всего в тех сферах жизнедеятельности, которые более всего умножают духовное богатство личности. Уход женщины в сферу искусства являлся одной из форм ее протеста против существующей действительности.

А.И. Герцен с радостью приветствовал стремление русских девушек к высшему образованию. На протяжении всей своей жизни писатель следил за успехами Н.П. Сусловой, первой русской женщины-врача, получившей высшее образование за границей. Он с негодованием отмечал в «Былом и думах» то противодействие, которое оказано было пионерам высшего женского образования реакционными кругами российского общества. Наипротивнейшим делом считал философ закон 1864 года, по которому студенты женского пола изгонялись из университетов. Его позиция в вопросе высшего женского образования отличалась особой гражданственностью. Так, он подверг резкой критике журнал «Отечественные записки» за статью, в которой И.С. Тургенев был представлен как противник приобщения женщин к высшим ценностям культуры. Критикуя «впадение в шар-

жу» писателя по поводу женской эмансипации, А.И. Герцен исключал мысль о неприятии им высшего женского образования [6].

Процесс отчуждения культуры от человека проявляется в истории общества как в отношении целых народов и классов, так и в специфической форме в отношении женщин. Мужчина, вовлеченный через общественный труд в разнообразные связи, получает возможность более разностороннего развития своей личности. А.И. Герцен отмечал, что «женщина больше сосредоточена на одном половом отношении, больше загнана в любовь. Она больше сведена с ума и меньше нас доведена до него» [7]. Степень причастности женщины к духовному миру своеобразно отражает уровень культуры человечества, социальный и нравственный прогресс общества. В царской России существовал огромный разрыв между общепризнанными достижениями передовой русской культуры и духовной отсталостью большинства населения, особенно женщин. В статье «Prolegomena» (1867 г.) философ раскрыл нравственное ничтожество, духовную посредственность буржуазного порядка, постоянное понижение личности женщины в нем. Осуждая «Париж за ценсом стоящий», он увидел ростки нового отношения к женщине в интеллигентной среде.

А.И. Герцен связывал идеал личности женщины с развитием нравственной культуры человека. В процессе эволюции взглядов романтическое высокое представление о женщине сменялось у него более реальным подходом, включавшим все то же неизменное уважение к женской личности. Одним из первых русских мыслителей он ввел женщину в когорту «новых людей». Философ сумел уловить момент становления нового социального типа - разночинцев, новой морали в отношении между полами, отношения к женщине как равному члену общества. Новое отношение к женщине, пропагандируемое им, способствовало пробуждению женского самосознания. А.И. Герцен мечтал о новом, свободном и красивом человеке. Все его рассуждения пронизаны величайшей любовью к человеку. Можно предположить, что главная заслуга мыслителя заключается в том, что он был провозвестником нового человека в России. К сожалению, молодой революционной интеллигенции его рассуждения казались отвлеченными, не злободневными. Теоретическое богатство и значение «дальносрочных прогнозов» гуманиста не оценивалось по достоинству.

В собственной душе выносил А.И. Герцен идеальные представления о личности женщины. Свои отношения с женой, Натальей Алек-

сандровной, он считал тем «частным», которое служило ему вместе с тем материалом для общих размышлений. Жизнь Натальи Александровны, по убеждению А.И. Герцена, была опытом решения вопросов развития личности женщины, новой морали, новой семьи. В этой связи отметим, что она была для передовых людей в России примером жены революционного деятеля. Ни жена М.Е. Салтыкова-Щедрина, ни жена Н.Г. Чернышевского не были так идейно близки своим супругам, как Наталья Александровна.

Рассуждая о личности женщины, А.И. Герцен уделял большое внимание воспитанию чувств. Женщине не должны быть чужды радости любви и семейного счастья. В любви, по его мнению, осуществляется нравственное развитие личности женщины. В понимании любви основным моментом для него было уважение в женщине человеческого достоинства. Он считал, что любовь не только «апофеоз» жизни, но и тяжелый труд души. Полюбив, человек берет большую ответственность за чужую судьбу, разделяет с любимым все трудности жизни. Именно в этом разделении радостей и тягостей любимого человека -главная суть любовного «единения душ». Если этого нет, то любовь обречена на быстрое умирание. А.И. Герцен подчеркивал, что к любви надо еще прийти, ее надо заслужить, выстрадать, взрастить в себе. «Связи, легко, ветрено начатые, редко поднимаются выше спальни и кухни», - отмечал он в «Былом и думах» [8].

Интерес представляет мысль А.И. Герцена о самоотвержении в любви. Это начало он увидел в женщине. «Какое самоотвержение в душе женщины, - отмечал философ в письме Т.Н. Грановскому (1841 г.), - она любит и отдается. А мужчина любит и берет. Натура женщины, право, благороднее» [9]. Мыслитель протестовал против самодовлеющей власти любви в жизни женщины, так как она не только чувствующее, но и мыслящее существо. Женщина не только член семьи, но и член общества, первое не должно преобладать над вторым. Она должна раскрыть свою душу всеобщему. Все женское воспитание было направлено на развитие чувственной стороны, на подготовку к семейной жизни. Это привело к тому, что женщины в своем развитии отстали от мужчин.

Предельно ясно выражал А.И. Герцен мысль о том, что нельзя строить свою жизнь только на

семейном счастье, в отрыве от общих интересов. Стремление женщины ограничить свои запросы узеньким миром мещански понятного семейного благополучия ведет к деградации ее личности. Мужчина должен способствовать развитию женщины. Этот процесс должен быть постепенным, сохраняющим женскую оригинальность, развивающим в ней желание к совершенству. Равенство в развитии супругов порождает в семье взаимное уважение. Разные вкусы мужа и жены обогащают семейные отношения.

Правильное соотношение женского и мужского начал в семье способствовало развитию женщины как личности. Призывая оберегать честь и достоинство женщины, А.И. Герцен был противником как случайных встреч, так и не-расторжения браков. Отстаивая тезис о равенстве мужского и женского начал в семье, он создал в своей семье наряду с культом материнства особый культ отцовства, которому остался верен до конца жизни. Обязанность отца состояла в том, чтобы разделять с матерью труд воспитания детей, в какой-то мере даже труд физического ухода за ребенком. Только человек, способствующий личностному развитию жены, мог решиться на такой шаг. Актуальна его мысль о мужской инициативе, энергии, силе, готовности взять на свои плечи ношу потяжелее.

Из гуманистических воззрений А.И. Герцена логически следовало, что общество должно создавать условия для развития личности женщины, учитывая при этом ее половые особенности, предопределяющие различие социальных ролей. Он стоял за гармоническое сочетание женщиной семейных и общественных функций. Философ смотрел на семейное призвание женщины через призму развития ее личностных свойств. Большое значение в развитии личности женщины А.И. Герцен придавал ее приобщению к духовному миру, воспитанию чувств.

Список литературы

1. Герцен А.И. Собр. соч. в 30 томах. М.: 19541965. Т. 24. С. 142.

2. Герцен А.И. Т. 27. Кн. 1. С. 268.

3. Герцен А.И. Т. 26. С. 185, 186.

4. Филипс Ч. Т. Феминизм и семья. М.: 2002.

С. 17-20.

5. Герцен А.И. Т. 2. С. 70.

6. Герцен А.И. Т. 18. С. 76.

7. Герцен А.И. Т. 10. С. 209.

8. Герцен А.И. Т. 9. С. 238.

9. Герцен А.И. Т. 22. С. 152.

ALEXANDER HERZEN’S POINT OF VIEW ON WOMAN’S PERSONALITY DEVELOPMENT

L.N. Kaznin

The problem of woman’s personality development is of vital importance in contemporary Russia. In this connection, Herzen’s point of view on this problem is worth attention. Herzen holds the credit for connecting woman’s personality development with her function in the family.

Keywords: Alexander Herzen, woman’s personality, emancipation of women, woman in Russian literature, education of women, women’s movement, woman’s function in the family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.