Научная статья на тему 'А. И. Елистратов о предмете науки административного права и соотношении с родственными науками'

А. И. Елистратов о предмете науки административного права и соотношении с родственными науками Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
А. И. Елистратов / административное право / полицейское право / предмет науки / методы / правоотношения / A. I. Elistratov / administrative law / police law / subject of science / methods / legal relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарь-Фролова М.Н.

настоящая работа имеет особый творческий стиль – это статьякомментарий, посвященная исследованию наследия видного ученого-административиста, стоявшего у истоков науки административного права, – А. И. Елистратова. Автор не переносит текст из работы мастера, не переписывает цитаты и доводы ученого изложенные в старорусском стиле, а анализирует, синтезирует материал и передает их в собственной интерпретации, подтверждая соответствующими ссылками на источники. Особое внимание уделено вопросу о становлении науки административного права и ее предмете. Статья повествует о том, как ученый отграничивает предмет рождающейся на рубеже крутых политических перемен науки административного права от полицейского права, какие методы необходимо применить для познания науки административного права и ее предмета. Интерес представляет та часть статьи, которая связана с обоснованием связи науки административного права со смежными науками и методами, которые использует наука административного права. В заключении сделаны соответствующие исследованию выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. I. Elistratov about the subject of the science of administrative law and relationship with related sciences

this work has a special creative style – this is an article-commentary – dedicated to the study of the legacy of a prominent administrative scientist who stood at the origins of the construction of the science of administrative lawA. I. Elistratov. The author does not transfer the text from the master’s work, does not rewrite the scientist’s quotes and arguments presented in the old Russian style, but analyzes, synthesizes the material and conveys them in his own interpretation, confirming with appropriate footnotes. Particular attention is paid to the issue of the formation of the science of administrative law and the subject of the science of administrative law. The article tells how the scientist distinguishes the subject of the emerging science of administrative law from police law, which is emerging at the turn of sharp political changes, and what methods need to be used to understand the science of administrative law and its subject. Of interest is the part of the article that is related to the substantiation of the connection between the science of administrative law and related sciences and methods used by the science of administrative law.In conclusion, conclusions corresponding to the study are drawn.

Текст научной работы на тему «А. И. Елистратов о предмете науки административного права и соотношении с родственными науками»

• ВЕДУЩИЕ ПРАВОВЕДЫ РОССИИ •

М.Н. Кобзарь-Фролова,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора административного права и административного процесса, Института государства и права РАН

M.N. Kobzar-Frolova,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Administrative Law and Administrative Process Sector of the Institute of State and Law Russian Academy of Sciences adminlaw@igpran.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-372-385

А.И. ЕЛИСТРАТОВ О ПРЕДМЕТЕ НАУКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И СООТНОШЕНИИ

.а С РОДСТВЕННЫМИ НАУКАМИ

$

5 Аннотация: настоящая работа имеет особый творческий стиль - это статья-комментарий, посвященная исследованию наследия видного ученого-администрати-

5 виста, стоявшего у истоков науки административного права, - А.И. Елистратова.

Со Автор не переносит текст из работы мастера, не переписывает цитаты и доводы

§ ученого изложенные в старорусском стиле, а анализирует, синтезирует материал

^ и передает их в собственной интерпретации, подтверждая соответствующими

С ссылками на источники.

5 Особое внимание уделено вопросу о становлении науки административного

< права и ее предмете. Статья повествует о том, как ученый отграничивает предмет

§ рождающейся на рубеже крутых политических перемен науки административного

^ права от полицейского права, какие методы необходимо применить для познания

^ науки административного права и ее предмета. Интерес представляет та часть

§ статьи, которая связана с обоснованием связи науки административного права

I §

0Q

со смежными науками и методами, которые использует наука административного права. В заключении сделаны соответствующие исследованию выводы.

Ключевые слова: А.И. Елистратов, административное право, полицейское право,

g предмет науки, методы, правоотношения. С

372 A. I. ELISTRATOVABOUT THE SUBJECT

OF THE SCIENCE OF ADMINISTRATIVE LAW

CV AND RELATIONSHIP WITH RELATED SCIENCES

O

^ Abstract: this work has a special creative style - this is an article-commentary -

St dedicated to the study of the legacy of a prominent administrative scientist who .stood at the origins of the construction of the science of administrative law - A.I. Elistratov. The author does not transfer the text from the master's work, does not rewrite the scientist's quotes and arguments presented in the oldRussian style, but analyzes, synthesizes the material and conveys them in his own interpretation, confirming with appropriate footnotes.

ь

X

Particular attention is paid to the issue of the formation of the science ofadministrative law and the subject of the .science of administrative law. The article tells how the .scientist distinguishes the subject of the emerging science of administrative law from police law, which is emerging at the turn of sharp political changes, and what methods need to be

used to understand the science of administrative law and its subject. Of interest is the part .

of the article that is related to the substantiation of the connection between the science g

ofadministrative law and related sciences and methods used by the science ofadministrative T

law.In conclusion, conclusions corresponding to the study are drawn. g

g

Keywords: A.I. Elistratov, administrative law, police law, subject of science, methods, ю

legal relations. a

£

|

Известный русский, советский административист, 1 профессор Московского государственного университета Аркадий

Иванович Елистратов в самом начале XX в. предпринял попытку раз- g

работать теорию административного права России, отграничить го- |

сподствующее полицейское право от административного и выявить |

предмет административного права. Ученый принялся за догму ад- g

министративного права России в 1914 г. События конца февраля - g начала марта 1917 г. существенным образом повлияли на ход иссле

дования и отдельные выводы автора. Но ученый нашел в себе силы -g

и смелость завершить начатую работу, по итогам которой вышло су- Ю

щественно урезанное теоретико-правовое издание «Основные нача- g

ла административного права». Идеи для становления учения о нау- |

ке административного права ученый черпает в книгах французских |

и германских административистов. В университетах царской России |

изучалось лишь полицейское право. g

А. И. Елистратов выразил мнение, что глубокая догматическая 1

разработка административного права есть несомненная заслуга |

французских юристов, которым удачно удалось избежать огра- |

ничения науки административного права отраслью «внутреннего Ю управления», как это было принято в Германии [1]. В начале XIX в.

во Франции была проведена систематизация норм административного | права, во французских университетах начали учреждаться кафедры

административного права. После этого начали создаваться курсы 373

административного права, которые первоначально носили характер g

комментариев к французским законам. К числу первых выдающихся ^

французских административистов, разработчиков теории администра- б

тивного права А.И. Елистратов причислял1: Э. Лаферьера (известен &

1 Профессор А.И. Елистратов на страницах своего произведения не указывал инициалов ученых .Ф

и профессоров, а также не называл их должности и в редких случаях указывал название произ- §

ведения. Соответствующие дополнения по тексту сделаны автором статьи. Фамилии тех ученых, §

которых не удалось четко и однозначно идентифицировать, используя доступные интернет-ре- ^ сурсы, не упоминаются в тексте статьи.

трактатом по французскому административному праву и административной юрисдикции [2]), профессоров ведущих французских университетов Т. Дюкрока, Ж. Бертелема, О. Мориса, академика Г. Жеза. (Т. Дюкрок выступил первым создателем трехтомного курса французского административного права [3]). Из немецких ученых в этом направлении, по мнению А.И. Елистратова, преуспели: Э. Резлер, профессор Страсбургского университета Э. Ленинг, О. Мейер и др. В формировании теории административного права особая роль принадлежит германскому ученому О. Сарвею, выпустившему научный труд «Общее административное право».

Разрабатывая свое учение, А.И. Елистратов исходит из перевода термина «административный» с латинского «admiшstratю» - управление. Отсюда ученый выводит гипотезу, что административное право призвано упорядочить отношения между людьми .а в области государственного управления [1, с. 1]. Государственное го управление необходимо для функций человеческого общежития, в силу чего задачи государственного управления определяются а вне зависимости от воли отдельного индивида. Оправдывается § возможность государства властно вторгаться в жизнь отдельных § людей своими запретами и требованиями. Далее ученый определяет 2 область государственного управления (систему), в которую входят ^ такие функции, как обеспечение безопасности, охранение здоровья — народа, попечение об образовании народа, разнообразные формы § вмешательства в экономику.

5 Далее ученый делает важный шаг и отграничивает науку адми-§ нистративного права от науки полицейского. Разграничение он про-^ водит по различиям в подходах к вопросам полицейской опеки и публичной службе. Изучая труды русских и зарубежных полицеистов, О А. И. Елистратов приходит к мнению о том, что наука полицейского ^ права ставила своей задачей разобраться в уставах и регламентах, С служивших руководством для действий полиции. Наука административного права ставит своей задачей изучить правовой порядок 374 деятельности публичных служб. Последние возможно рассматривать ^ с социально-политической, технической и юридической стороны. СЧ Социально-политическая сторона публичных служб характеру ризуется общественной потребностью в соответствующей отрасли ^ социально-политического служения, степенью общественной заинтересованности отдельных социальных групп в данном служении, экономическими и социально-политическими условиями, определяющими ее деятельность, достигаемыми практическими результатами служащими этих служб.

С технической стороны изучается, насколько та или иная служба удовлетворяет общественным потребностям в соответствии со стоящими перед службой задачами, насколько справляется с ожиданиями общества. Например, насколько санитарно-медицинская служба ^ справляется с приведением гигиены и медицины к современным нормам и требованиям. А служба народного образования должна со- о ответствовать требованиям педагогики. О

Но предметом науки административного права является совсем ™ не социально-политическая или техническая сторона публичной | службы, относящиеся к ведению особой науки - науки об управлении 5 и иных связанных с ней технических дисциплин, а ее юридический 3 порядок. Ц

Учитывая, что юридический порядок есть то самое, из чего скла- * дываются взаимоотношения между людьми, то есть правоотношения, | наука административного права должна изучить все то многообразие I отношений, которые возникают между людьми на почве государ- Ц ственного управления. Отсюда А. И. Елистратов определяет науку § административного права как учение о правоотношениях в области О государственного управления, возникающих при осуществлении обя- 2

зательной общественной миссии. Он делает весьма дискуссионный 3

|

вывод о том, что данные правоотношения имеют место между служа- о

щими и гражданами, между служащими и (основной дискуссионный |

аспект) между гражданами [1, с. 36]. Таким образом, А.И. Елистратов |

сформулировал довольно-таки узкий подход к предмету ведения науки | административного права. С одной стороны, ученый четко выразил

свою позицию в том, что административные правоотношения могут 1

возникать между гражданами. Эту же позицию в последующем четко "

отстаивал Г.И. Петров [4, с. 56-64; 5]. С другой стороны, в определении |

разработчика вне внимания остались отношения между публичными | службами (органами); юстиционные отношения (например, споры,

рассмотрение и разрешение дел в суде и проч.); связь с другими на- | уками, в том числе цивилистическими. Вне рамок предмета науки

административного права в учении А.И. Елистратова осталось за- 375

рубежное административное право. ^

По мнению ученого, личность гражданина не является объектом ^

публичных правоотношений. Это не тот же объект, что и животное или ?

стихийная сила природы (то есть то, что не подвластно управлению а

со стороны государства). В правовом государстве индивид стремится ?

подняться до уровня субъекта, обладателя публичных прав и обязан- §

ностей, то есть до уровня гражданина. В этом качестве он становится | на одну плоскость с должностными лицами, призванными к несению

публичной службы. Далее А. И. Елистратов высказывает мысль о том, что между гражданином и должностными лицами публичных служб возникают отношения равноценных членов. То есть возникает публично-правовое отношение, в котором граждане и служащие выступают в одинаковой роли субъектов публичных прав и обязанностей [1, с. 36]. Уместно особо обратить внимание: А. И. Елистратов не пишет об отношениях власти - подчинения, он говорит об отношениях равноценных членов. К сожалению, этот довод ученого был «потерян» в советский период отрицания науки административного права и гонений в отношении административистов [6, с. 90-102].

Сопоставляя административные правоотношения с полицейскими, ученый пишет о том, что нормы полицейского права носили характер инструкций, некого руководства к действию для подчиненных со стороны высшей власти. Полицейские регламенты всецело „о подчиняли обывателя личному усмотрению правящей власти. Тем самым ученый показывает настоящие отношения власти - подчинения. Далее А. И. Елистратов утверждает, что режим личного усмотрения, а лежащий в основе полицейской опеки над обывателем, уступает ме-§ сто в правоотношениях между должностными лицами и гражданами со режиму законности [1, с. 36]. После смены политического режима, 2 то есть в новых условиях государственного управления, юридические нормы, имеющие отношение к деятельности публичных служб, — претерпели изменения - они утеряли свой односторонний характер, § а приобрели значение правил, одинаково обязательных как для слу-5 жащих, так и для граждан.

§ Правовое начало проникает и в иерархические взаимоотношения ^ между различными публичными службами. Если государство есть субъект полномочий, то и должностные лица выступают не как са-

CQ

О мостоятельные личности, а как представители государства. Все, что g связано с личными действиями и помыслами должностного лица вне С рабочего времени, не относится к исполнению служебных полномочий. Все, что происходит в служебное время, исходит от имени государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Интерес представляют рассуждения ученого о той части админи-CV стративных правоотношений, которые возникают между гражданами ® по поводу исполнения публичных обязанностей. А.И. Елистратов ^ пишет о том, что деятельность публичных служб может вызывать правоотношения между гражданами. Такие отношения основаны на взаимной связанности интересов двух и более граждан на почве вытекающих для них из публичных требований обязанностей и прав. В качестве пояснения ученый приводит пример, который

376

в дальнейшем был развит в работах Г. И. Петрова [4; 5, с. 105-107]. Так, по убеждению А. И. Елистратова, административное правоотношение вызывает требование должностного лица полиции для членов

соседних домовладений исполнить обязанности по содержанию в по- ^

рядке территорий своих дворов и прилежащих участков улицы, а также ¡1

возложенную на них полицией обязанность по караулу и поддержа- О

нию в чистоте придомовых территорий. Эти отношения по своему О

содержанию сохраняют публичный характер, потому что вытекают о

из публичных обязанностей двух и более частных субъектов. 2

Уместно заметить, что данный вид правоотношений между 5

|

двумя гражданами, возникающих на основе взаимной связанности | интересов, решительно не был поддержан широким кругом научного

сообщества и не принимается до наших дней. Лишь отдельные из них *

берут на себя смелость утверждать, что административные отношения |

могут возникать между гражданами, например, по поводу соблюдения I

установленных правил и требований [8, с. 29-37]. В современной *

действительности и пешеход, и водитель должны соблюдать правила §

дорожного движения. Водитель обязан пропустить пешехода, если тот О

находится в зоне пешеходного перехода, определенного соответству- 2

*

ющей разметкой. Пешеход не имеет права переходить дорожное по- 3

лотно вне зоны пешеходного перехода. Данные правила установлены О

государственным органом, при этом представителя службы дорожного |

движения на дороге нет, но каждый из участников дорожного движе- |

ния обязан соблюдать установленные правила. |

А. И. Елистратов особо отметил, что в начале XX в. в среде

ученых-административистов не сложилось полного согласия от- 1

§

носительно того, должен ли предмет науки административного "

права охватывать юридический порядок всех отраслей государ- |

ственного управления или достаточно его ограничить юридической | стороной одного внутреннего управления [1, с. 37], как это делают

представители германской школы административистов. Рассуждая | над поставленным вопросом, ученый пишет о том, что публичные

службы внутреннего управления и без того слишком обширны и раз- 377

нообразны, чтобы административисту нужно было простирать свое ^

исследование и на сферу других специальностей. Вместе с тем пред- ^

мет науки административного права нужно отграничить от предмета ?

ведения науки финансового права, юрисдикционной деятельности Ц

и прочих. Внутреннее управление как самая молодая отрасль госу- ^

дарственного управления отражает в себе наиболее оригинальные §

правовые течения современной эпохи, поэтому юридический порядок | внутреннего управления в состоянии дать весьма ценные элементы

для построения системы административного права. Само понятие внутреннего управления, как сложный исторический след в процессе дифференциации государственной деятельности, не отличается определенностью своего содержания. Все это оставляет ощущение, что у А. И. Елистратова еще не в полной мере сложилась концепция науки административного права и ее предмета, в силу чего он не утверждает и выводит аксиому предмета науки, а рассуждает, давая почву для дальнейшей научной дискуссии.

Традиционно сложившиеся различия между отраслями государственного управления и изучающими их дисциплинами не могут иметь безусловного значения для административиста. В основе деления государственного управления на отрасли лежат преимущественно социально-политические и технические категории и методы. Стремясь изучить юридический порядок публичных служб, юрист не вправе „0 ограничивать область своего исследования рамками их делений. го Его границы зависят лишь от того, насколько другие отрасли успели обособиться и стать предметами специальных научных дисциплин. а В дальнейшем с большой долей вероятности произойдет обособление § таких внутренних дисциплин государственного управления, как са-0Q нитарно-медицинское дело, народное образование и др. Не придется 2 ли науке административного правапостепенно сокращать свой объем?

Уместно отметить, что опасения ученого оправдались. В 20-30-е годы — XX в. наука административного права развивалась крайне слабо. В се-§ редине 30-х гг. тиражировалась идея отмирания административного jj права [7, с. 77-85]. Советское административное право, во многом § опиравшееся на полицейское, никак не могло определиться с пред-^ метом науки и отграничить его от предмета науки полицейского права.

Стало происходить так называемое отпочковывание норм админи-о стративного права в угоду развития новых отраслей - финансового, g земельного, трудового прав и др. [9-11].

С Для подтверждения своих рассуждений А. И. Елистратов вновь обращается к исследованиям публичного права французскими ад-378 министративистами, которые выделяют внешнее публичное право ^ (или международное) и публичное внутреннее право. По мнению CV ученого, данное различие сохраняет чисто юридический характер ® ввиду особенностей норм, которые регулируют взаимоотношения ^ между людьми, входящими в состав различных или одной и той же государственной группировки. Внутреннее публичное право распадается на право конституционное, административное, уголовное и процессуальное. Указанные отрасли внутреннего публичного права разграничиваются применительно к различию основных элементов

или функций, правового порядка (нормативная функция, административная функция и функция юрисдикционная). В этой системе административное право объединяет круг отношений не только в тех службах, которые относятся к внутреннему управлению, но также ^ отношения в области управления церковного и финансового. ¡1

В целом ученый поддерживал точку зрения французских админи- О стративистов и признавал ее вполне правильной, при этом отмечал, О что в силу принятого в российских университетах преподавания дис- О циплин, преимущественное внимание отводится правоотношениям, | возникающим в области внутреннего управления. 5

Познание науки административного права А. И. Елистратов | предложил осуществлять по трем направлениям, учитывая характер стоящих перед наукой задач и приемов исследования [1, с. 39]: 1) поли- * тическое направление; 2) историко-сравнительное и социологическое | направление; 3) догматическое направление. I

Политическое направление - самое раннее из направлений. * Оно сложилось в середине XVIII в. во Франции, Германии, Австрии. § Задачей политического направления является уяснение того, на что О направлено соответствующее время, внутреннее управление и нормы 2 административного права. 3

Основная задача историко-сравнительного и социологического О направления - познание естественных закономерностей в существо- £ вании и преемственности общественных явлений. Данное направле- | ние развивали представители Англии, Франции, Германии. К слову | сказать, в нем в конце XIX в. преуспел русский теоретик-полицеист, 22 ученик профессора А. Антоновича и продолжатель его работ, декан 1 Московского государственного университета И.Т. Тарасов [12]. £ Суть догматического направления в том, чтобы определить си- | стему действующего в стране административного права. Данное на- 3 правление столь обширно, что в нем А. И. Елистратов выделяет стадии [1, с. 39]: 1) составление комментариев и разъяснений к нормам права; | 2) обобщение и анализ полученного материала, выделение общих признаков и установление юридических принципов, определяющих 379 общие мысли и общие тенденции норм права; 3) составление опре- ^ делений (юридических понятий), отвечающих ряду условий, сово- ^ купность которых способна вызвать ряд юридических последствий; ? 4) проведение классификации проанализированных и обобщенных Ц норм. £

Большую роль в формировании знания (учения) о предмете § административного права А. И. Елистратов отводит полицейскому | праву. Отмечая высокий уровень развития науки полицейского пра-

ва во Франции и Германии, обращает внимание на работы догматиков административного права Австрии. Из австрийских ученых А. И. Елистратов особо отмечает работы Йозефа Ульбриха, который при разработке науки административного права использовал историко-сравнительный метод. Применение догматического метода позволило ученым разных стран сформировать теорию административного права, вычленив ее из положительного права страны.

В России в конце XIX- начале XX в. в разработке теории административного права преобладали политический и историко-сравнитель-ный методы. Почин был положен русским ученым Ю. Крижаничем (метод политический), который в своей рукописи [13] именовал политику «госпожой» или «королевской мудростью». А.И. Елистратов выделяет политические работы М. Ломоносова и с сожалением замечает, что после него русская научная мысль не дает сколь-нибудь „о самостоятельных исследований о полиции и обществе. В 1863 г. го в русских университетах учреждаются кафедры полицейского права, однако учение ограничивается ознакомлением с зарубежной литера-tt турой, иногда в соотношении к российским законам. В последнем § случае отмечен вклад в науку профессором А. Рождественским [14]. oq В конце XVIII - середине XIX в. в разработке полицейского права 2 используется историко-сравнительный метод.

Своим уважаемым учителем А. И. Елистратов называет профессо-— ра Казанского университета В.В. Ивановского, выпустившего первый § в царской России «Учебник административного права» [15], а также 5 отмечает профессоров П. Шеймина и В. Дерюжинского, которые § в своих учебниках по полицейскому праву рассматривают отрасли ^ управления в соотношении с условиями и интересами культурного развития.

о Теоретико-догматический метод в полицейском праве впервые g был предпринят в личных лекциях профессором А.А. Трифоновым. С За необходимость догматического изучения административного права высказались Э.Н. Берендтс, И.И. Лазаревский, Л.И. Петражицкий 380 и А.А. Раевский. Последние двое настаивали на изучении в российских ^ университетах догмы об административном праве. Л. И. Петражицкий, CV опираясь на исследования германских ученых, представлял себя ® сторонником совершенного упразднения полицейского права в том ^ виде, в котором оно преподавалось, в связи с отсутствием единого метода науки, без ясных рамок и научных границ. Л. И. Петражицкий обращал внимание на науку о внутреннем управлении, исследующую свой предмет с использованием историко-сравнительного метода и социологического направления.

Соотношение предмета административного права с родственными науками. Произведение А.И. Елистратова подготавливалось и вышло в свет в начале XX в., то есть на рубеже глобальных политических перемен. В это время наука административного права ^ делала лишь первые шаги на пути своего создания и развития. Ученый упоминает, что согласия исследователей в размежевании О полицейского, административного, государственного прав и прочих О наук еще не установилось. Согласие в данном вопросе не установи- О лось и 100 лет спустя. В 30-е годы, на рубеже становления советского 2 административного права, и в 70-е годы на стадии, когда советское 5 административное право получило новый виток своего развития [6, 7], | а также в настоящее время ведутся дискуссии о принадлежности тех или иных правовых институтов и отдельных категорий к государствен- * ному (конституционному) либо административному праву. |

Сам ученый усматривал тесную связь предмета административ- I ного права с наукой государственного права, наукой о внутреннем * управлении, гражданским правом, уголовным правом и процессом, § финансовым и церковным правом. В обосновании своих доводов он О вновь обращается к германским и французским догматикам. 2

В том понимании государственного права, которое родилось 3 и развилось в Германии, юридическое учение охватывает не только О законодательство, но и учение об управлении, хотя отдельные теоре- £ тики, например, Отто Майер, предпринимали достаточно серьезные | попытки отграничить и обособить административное право от госу- | дарственного. А.И. Елистратов поддерживал идею О. Майера о том, 22 что государственное право изучает организацию государственных | учреждений, в том числе административных, и сферу их деятельности. £ А административное право изучает правоотношения между государ- | ством и подданными. То, что в Германии называют государственным 3 правом, во Франции теоретики-юристы именуют публичным внутренним правом. В понятие науки административного права закладывается | особая ветвь публичного права, приуроченная к изучению административных функций и их реализации административными учрежде- 381 ниями. Административное право во Франции противопоставляется ^ конституционному праву, изучающему законодательные учреждения. ^ Всестороннее изучение государственного управления требует ? исследовать и субъекты, включая и административные учреждения, Ц их компетенцию, соподчиненность - все то, из чего слагается юри- £ дический порядок публичных служб [1, с. 50-52]. А.И. Елистратов § высказался за то, что разграничение между конституционным и ад- § министративным правом, должно оставаться в их неразрывной свя-

зи, потому что законодательство является важнейшим регулятором управления. При этом необходимо учитывать, что любой административный акт имманентен закону, а административные учреждения подконтрольны законодательным. Всякое изменение в законодательстве отражается на управленческих решениях и действиях.

Обосновывая связь науки административного права с наукой внутреннего управления, которая изучает публичные службы с социально-политической стороны, ученый специально подчеркнул, что административное право, игнорирующее науку об управлении, будет столь же односторонним, как и наука об управлении, пренебрегающая юридической техникой исследуемых мероприятий. Они дополняют друг друга.

В отличие от догмы гражданского права, где система юридических норм регулирует частные отношения, догма административного „Q права выполняет ту же роль в отношении правовых норм, вносящих го порядок в публичные службы. Цивилистике, как вековой твердыне, суждено играть значительную роль в развитии административного а права, которое базируется на понятиях гражданского права и приме-§ няет их там, где они не находят специального закрепления в юриди-0Q ческих нормах административного права [1, с. 53]. А.И. Елистратов 2 утверждал, что идеи публичного права неуклонно проникают в толщу цивилистических наслоений. Публичное право постепенно преоб-— разует гражданско-правовые институты. Например, с развитием § социального законодательства договор личного найма принимает jj публично-правовые черты трудового договора. Введение легальных § ограничений в отношения собственности вносит в них публично-с правовой элемент [1, с. 53-54].

Административное право соотносится с уголовным преимуще-о ственно в учении о карательных санкциях административных служб,

g в исследовании административных деликтов, состоящих в нарушении

^ административных распоряжений.

С гражданским и уголовным процессом административное право 382 особенно тесно связано в вопросах административной юстиции, ^ ответственности должностных лиц и учения о праве личной непри-(V косновенности. Как совсем молодое направление административная ® юстиция много элементов для своего устройства и порядка производ-^ ства находит в развитых формах гражданского и уголовного процесса.

Административное и финансовое право имеют, по мнению А.И. Елистратова, общий предмет: правоотношения, возникающие между людьми в области государственного управления [1, с. 54]. Многие французские и немецкие административисты включают

учение о правах и обязанностях в области финансов в свои курсы административного права. У самих финансистов наблюдается стремление построить особую систему положительного финансового права.

А. И. Елистратов неоднократно подчеркивает в своем учении, что ^ предмет науки административного права - это, прежде всего, право- ^ отношения. В противоположность полицейскому праву предметом О административного права является не деятельность администрации О «в себе», а система правоотношений, складывающаяся на ее почве О [1, с. 54]. |

Учение об административном праве складывается в систему, 5 основанную на учении о полицейском праве. Общая часть админи- | стративного права состоит из учения об элементах публично-правового отношения (публичные обязанности и права, субъекты, в том * числе граждане и должностные лица, объекты публичных обязан- | ностей и прав); юридических актов публичного права, служащих I основанием правоотношения в области государственного управления * (акты об административном принуждении); изучения общей систе- § мы административных учреждений; институтов защиты публичного О права (институт административной юстиции, институт судебного -2 обжалования актов государственного управления); административного 3 надзора за законностью актов управления; учения об ответственности О и публично-правовом вознаграждении. £

Особенная часть - это учение о различиях между личными | и вещными обязательственными публичными правами. Личные права | обеспечивают право личной свободы. Вещные права лежат в основе 22 публичных функций административных учреждений [1, с. 66-67]. ^ Приступая к разработке основ административного права, £ А. И. Елистратов изучил и проанализировал труды зарубежных | ученых-исследователей, преподавателей ведущих европейских уни- | верситетов. Он пришел к выводу о том, что в наибольшей степени ^ в вопросах развития науки административного права продвинулись | германские и французские догматики. При этом ученый не присоединился в полной мере к какому-либо из научных направлений. 383 Поддерживая или опровергая тот или иной вывод, он рассуждает ^ и делает свои пояснения. В итоге он выводит догму административ- ^ ного права России и обосновывает предмет науки административного ? права. А. И. Елистратов убежден, что наука административного права Ц изучает правовые отношения в области государственного управления. £ Эти отношения устанавливаются между людьми и только между § людьми. «Власть», как и «государство», не являются реальными | участниками правоотношений [1, с. 68].

Можно предположить, что становление административного права в царской России на рубеже ХУШ-ХГХ вв. было обусловлено велением времени, теми государственными, прежде всего демократическими преобразованиями, которые происходили в этот период, эволюционированием и систематизацией законодательства, развитием правоотношений между государством и гражданами, закреплением в законах страны прав и свобод человека и признанием за государством обязанности их защиты. Все это, по убеждению А. И. Елистратова, должна изучать новая наука об управлении - наука административного права, основным элементом которой выступают правоотношения. Ученый оказался в силах сформулировать без какой-либо двусмысленности свою позицию о предмете науки административного права - это учение о правоотношениях, складывающихся между людьми в сфере государственного управления по поводу реализации и обеспечения .а прав и свобод граждан.

I!

Список литературы:

1. Елистратов, А.И. Основные начала административного права /

I

99

I 8 0Q

А.И. Елистратов. - М. : Изд. Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1917 г. - 294 с.

О 2. Edouard Laferriere (1841-1901) (in French), BnF: Bibliotheque nationale

® de France, retrieved 2018-04-22.

C; 3. Дюкрок // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

5 - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/39228/Дюкрок (дата об-

^ ращения: 01.10.2023).

§ 4. Петров, Г. И. Советские административно-правовые отношения /

Ь Г.И. Петров // Учен. записки Ленинград. юрид. ин-та /ред. кол.: Н.И. Бутин

^ (отв. ред.) и др. - Л., 1954. - Вып. 6. - С. 56-64.

С 5. Петров, Г. И. Советское административное право. Часть общая : учеб.

пособие для юрид. ин-тов и фак. / Г. И. Петров. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 344 с.

6. Кобзарь-Фролова, М.Н. Административное правоотношение: по-§ нятие, эволюция взглядов / М.Н. Кобзарь-Фролова // Государство и право. С -2022. - № 4. - С. 90-102.

7. Кобзарь-Фролова, М.Н. От государственного права до админи-384 стративного права и административного процесса: путь длиною в 85 лет /

- М.Н. Кобзарь-Фролова // Государство и право. - 2021. - № 10. - С. 77-85.

¡¡0 8. Стахов, А.И. Административное право : учебник и практикум /

^ А.И. Стахов, Т.В. Федорова, М.Н. Кобзарь-Фролова и др. - М. : Юрайт, С\| 2019. - 282 с.

^ 9. Елистратов, А.И. Административное право / А.И. Елистратов.

- М. : РАНИОН. Ин-т советского права - Москва; Ленинград : Гос. изд-во, 1929. - 366 с.

10. Евтихиев, А. Ф. Основы советского административного права / А.Ф. Евтихиев. - Харьков: Изд-во НКЮ УССР, 1925. - 322 с.

11. Кабалевский, В. Очерки советского административного права / В. Кабалевский. - Харьков : Изд-во Украины, 1924. - 258 с.

12. Тарасов, И.Т. Очерк науки полицейского права / И.Т. Тарасов.

- М. : Печатня С.П. Яковлева,1897. - 702 с. ^

13. Крижанич, Ю. Русское государство в половине XVII века : рукопись 3 времен царя Алексея Михайловича / Ю. Крижанич. - М. : Типогр. А. Семёна, | 1859-1860. - 22 с. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Рождественский, А.А. Основы общей теории права : курс лекций / О А.А. Рождественский. - М. : В.С. Спиридонов, 1912. - 157 с. О

15. Ивановский, В.В. Наука административнаго права въ ея прошломъ 2 и настоящемъ/ В.В. Ивановский // Журналъ Министерства юстицш. - 1903. 5

- № 9. - С. 286-329. О

|£|

385

Р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.