Научная статья на тему 'А. Г. Сонин когнитивная лингвистика: становление парадигмы. - Барнаул, 2003. - 222 с'

А. Г. Сонин когнитивная лингвистика: становление парадигмы. - Барнаул, 2003. - 222 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Г. Сонин когнитивная лингвистика: становление парадигмы. - Барнаул, 2003. - 222 с»

А.Г. Сонин. Когнитивная лингвистика: становление парадигмы

117

интерпретированнои текстовой реальности

с

парадигмы

такое утверждение

инициирует

индивидуальным

определенной

мере

социализированным) опытом реципиента.

появление новых направлении исследования.

Наблюдения

автора

третьей главе предложена подробная

монографии

и

способствуют выдвижению интересных гипотез.

в

интересная

примеров,

особенности конкретных предположения

интерпретация

которой

учтены

организации

медиа-текстов,

оригинальных Перспектива их верификации в медиа-сфере, как

кажется, предполагает учет данных, полученных психологией, социологией, рядом смежных наук

не

только

компонентов

но

и

сделаны

и

их

об

эффективности

интеграцию

Соотношения

структур

и

их

*

воздействия. когнитивная

частности,

рассматривается

функция

цвета, графических,

пиктографических и пр. составляющих медиа текст. Оказывается,

способов представления фрагментов реальности

обусловливающих воздействующую силу СМИ в

что И.В.

современном

мире

словом,

все

то,

в

монографии

что

воздействие

на

получает освещение Рогозиной, -может способствовать: 1 постановке

реципиента предполагает выбор не только жанра актуальных вопросов, которые относятся к роли

или стиля, но и формата, цвета, шрифта и пр. медиа-коммуникации в социуме;

2)формированию единой терминологической и

невербальных текстовых параметров, обращает

внимание

на

Автор

когнитивный эффект, понятийной базы; 3) организация и проведение

возникающий

при

переносе вербальной масштабной экспериментальной работы;

когнитивной структуры из одной когнитивной сопоставление полученных данных на основе

области в другую и в результате сопряжения специально разработанной методики анализа.

вербальной и авербальной когнитивной структур. Детально анализируются результаты

Начальная стадия исследовательской работы

обнаруживает

сложность

исследуемых

взаимоотношений невербальных компонентов феноменов. Так, если новостной медиа-фрейм

как

появление

новых когнитивных свойств.

Автор

является

одновременно

и

использует своего

рода

когнитивный структурой,

и

медийным

когнитивнои

когнитивным

«компонентный анализ». При этом обращают на инструментом

>

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инструментом познания,

то

себя

внимание

некоторые

выявленные

очевидно,

что

перед

нами

разные

ипостаси

тенденции, а именно: репрезентация сложного (в сложного явления. Но тем более актуальными

смысловом

отношении) явления провоцирует является дальнейшее

подробное

изучение

использование пиктографического компонента; воздействующей функции СМИ, особенностей

важная

роль

принадлежит

кодам (видеоизображению,

комплементарным

музыкальному

познания

мира

с

помощью

посредством)

медиа, «обратной связи» в диаде «реципиент

сопровождению); смысл интенсивно порождается СМИ», границ интерпретационного поля

при

«на

стыках»

различных

знаковых систем, адекватном понимании медиа-текстов, а также

Вероятно, в связи с этим можно говорить и о позиции реципиента и продуцента по отношению

расширении интерпретационных возможностей.

Кроме того автор высказывает предположение об

медиа-текстам и медиа-коммуникации в целом.

О. В. Балясникова

индивидуальном

когнитивном стиле каждого

канала ТВ. В свете представленной когнитивной

А.Г. Сонин

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА: СТАНОВЛЕНИЕ ПАРАДИГМЫ.

Барнаул, 2003. — 222 с.

В современном российском языковедении для

идут

дальше пустых

декларации

?

подменяя

оправдания эклектичности публикуемых работ, научный анализ объединяемых концепций и их

включения

в

заимствуемых

них

в

понятии

разных

и

категории,

обоснованный синтез

нетерминологическим

концепциях

и

использованием

ключевых

парадигмах, часто ссылаются на «переходность результате

традиционное

концептов.

языковедение,

момента»

и

представлении»

об

«ломку

традиционных

«антропоцентрируясь»

*

берется

за

объяснение

объекте лингвистики, тайн «языковой личности», психолингвистика,

Разумеется, большинство авторов таких работ не по-видимому, все сказав о речевой деятельности

5

118

РЕЦЕНЗИИ И РЕФЕРАТЫ

уходит в изучение сознания и начинает грешить ссылками на западных когнитивистов, в то время как российские когнитивисты уверенно рассуждают о синергетических свойствах своего объекта. На этом фоне монография А.Г. Сонина «Когнитивная лингвистика: становление

парадигмы» вполне отвечает духу времени — есть в ней разбор западных моделей ментальной репрезентации, и критика основ теории речевой деятельности, и провозглашение нового направления («когнитивного структурализма»), основанного на идеях о самоорганизующих системах, в качестве истинной альтернативы всем подходам к изучению языка и мышления сразу. Автор охотно делится своим мнением по всем животрепещущим проблемам языковедения. Однако, несмотря на высокую информативность каждого параграфа, сложность избранных автором тем исследования и глубину их осмысления, работа читается легко. Особый дух придают ей «фирменные» иронические замечания и полемический задор, составляющие основу авторского стиля АТ. Сонина.

Глава I («Когнитивная лингвистика: старые надежды, новые одежды») — наверно, одна из самых удачных в отечественной науке попыток написания истории когиитивистики. При этом читатель, ждущий от работы очередного разбора концепций модных авторов-когннтивистов, скорее всего, будет разочарован Общие принципы оформления когнитивной парадигмы и ключевые идеи, выходящие порою далеко за рамки не только амбиций отдельных лингвистов, но и лингвистики в целом, интересуют автора гораздо больше, чем хронологически выверенная последовательность исторических фактов. В качестве ключевых рассматриваются два вопроса: вопрос обоснованности и

продуктивности когнитивного подхода к языку, построенного на признании первичности символических форм и ментальных структур по отношению к речевой деятельности, и вопрос «л и н гв и стичности» когнитивных проблем представления знания (с. 14). Именно такой подход позволяет А.Г. Сонину увидеть за «короткой историей» «богатое прошлое» (там же), те самые «старые надежды», а затем разоблачить когнитивизм, снять с него новые парадные одежды, обнажить его во всем «блеске и нищете» (с. 19), опираясь на мнение таких авторитетных ученых, как X. Дрейфус, Д. Андлер, Д. Деннет и другие. При этом важно, что автор не ограничивается выявлением «апорий классического когнитивизма», а в поисках возможных способов их разрешения обращается

к менее известным российскому читателю парадигмам когнитивной науки. Так в поле зрения автора попадают американский коннекционизм и чилийская теория автопойезиса, представлению которых и посвящена оставшаяся часть главы I. Положительным моментом в згой части работы можно считать избранную автором форму представления материла, основанную на постоянном сопоставлении базовых мировоззренческих, эпистемологических,

психологических и других принципов построения знания в традиционной и новаторских парадигмах. Это несомненно поможет даже самому неподготовленному читателю составить представление о непростых теоретических построениях, предлагаемых авторами этих концепций. Сопоставление (а вместе с ним и глава) завершается мыслью о том, что «развитие современной когиитивистики идет не за счет революционной победы одной парадигмы, а за счет углубления теоретических дебатов между основными подходами к изучению когниции по всем ключевым вопросам» (с. 42). Основываясь на этом

заключении, исследователь считает

целесообразным провести анализ ключевых для лингвистики понятий на основе дальнейшего сопоставления решений, предлагаемых каждой из упомянутых парадигм.

Несколько неожиданным (в рамках работы по когнитивной лингвистике) выглядит на первый взгляд выбор автором в качестве ключевого, базового концепта когнитивных исследований концепта речевой деятельности, традиционно разрабатываемого в России психолингвистами. Однако, по мнению А.Г. Сонина, теория речевой деятельности, избрав концепт деятельности в качестве «объяснительного принципа, стяга, под которым объединяются исследователи, критически настроенные по отношению к структурализму и системоцентризму» (с. 45), так и не предприняла попыток

операцнонализироватъ понятие деятельности и критически осмыслить ее онтологический статус. Сам автор предлагает в главе 2 («Когнитивный подход к проблеме речевой деятельности») оригинальный способ такого осмысления, подкрепляя предлагаемые им заключения сопоставлением и анализом широкого спектра концепций деятельности, разработанных в российских и зарубежных исследованиях по биологии, психологии и лингвистике.

В результате им задается и четко очерчивается новая область исследований, новый способ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Г, Сонин. Когнитивная лингвистика: становление парадигмы.

119

интерпретации объекта лингвистики,

существенно отличающийся от традиционно принятого в когнитивной науке, рассматривающей язык как систему кодирования, трансформирования и передачи информации, и, как следствие, объясняющей функционирования языка только на основе обращения к когнитивным структурам. Автор

противопоставляет неоплатонизму когнитивной лингвистики трактовку языка как сугубо

реляционного феномена, показывая, как хорошо могут приживаться и произрастать идеи чилийских биологов на благодатной почве творчески переосмысленной советской психологии. Указывая на неоправданную

однобокость изучения функционирования языка вне речевых взаимодействий, А.Г. Сонин рассматривает последние как

нерепрезентационныс, вызывающие в

коммуникантах структурные изменения вне зависимости от их «языковой картины мира», «образов мира» и других эпифеноменов когнитивной деятельности (с. 84-101). Для того чтобы такое категоричное суждение не выглядело голословным, он посвящает анализу западных концепций ментальной репрезентации отдельную главу своего исследования.

Глава 3 («Проблема ментальной репрезентации в исследованиях речевой деятельности») — самая большая глава рецензируемого исследования. В ней более чем на ста страницах собран и систематизирован обширный материал, представляющий все основные этапы построения теории ментальной репрезентации от модели семантических составляющих до коннекционистского компьютерного моделирования. На смену полемическому задору глав 1 и 2 приходит предельная строгость изложения. Отдельные параграфы главы посвящены традиционным для когнитивных наук пропозициональным моделям (с. 104-124)» моделям, основанным на

постулировании образного (аналогического) формата (с. 124-139), ментальным моделям Джонсона-Лэрда (с. 139-145), а также разным видам схемного представления знаний (с. 145-167). Скрупулезный анализ и постоянная забота автора о рассмотрении каждой новой модели в общем контексте дебатов между ее сторонниками и противниками сближает по стилю эту часть работы с добротно составленным учебным пособием. Особо следует отметить то, что при подготовке главы 3 были использованы многие зарубежные исследования. недоступные российским ученым, а потому знакомство с ней

будет полезно всякому специалисту, интересующемуся постхомскианской

лингвистикой. Не меньший интерес могут вызвать последние два параграфа главы, в которых представлены подходы, альтернативные традиционной референциально-

репрезе1гтационной парадигме.

Промежуточное положение среди таких подходов занимают коннекционистские модели, исповедующие ннференциальную семантику рассредоточенных представлений (с. 167-193), но не отказывающиеся ел адск

когнитивных наук постулата репрезентации объективного мира. Такая двойственность сближает коннекционизм с традиционным когнитивизмом Хомского-Фодора. Более последовательным оппонентом последнему выступает чилийская школа автопойезиса. Именно с обращением к идеям этой школы автор связывает особые надежды на преодоление доминирующей в науке реалистической мировоззренческой позиции (с. 194-202). В подтверждение своей позиции он задается целью продемонстрировать, каким образом последовательное использование принципов структурно-биологического подхода к исследованию языка/речи помогает раскрыть этот феномен как реляционный, возникающий во взаимодействии индивидов (автономных

самооргангоующих систем) и служащий в дальнейшем основой для построения объективной реальности (или, иначе, раскрытия модальности бытия объекта для человека) за счет осуществляемых в языке согласованных распознаваний.

Таким образом, монография А.Г. Сонина «Когнитивная лингвистика: становление

парадигмы» по целому ряду показателей может с полным основанием рассматриваться как одно из интереснейших российских исследований по когнитивной лингвистике, успешно сочетающее анализ философских и методологических проблем этого специфического подхода к изучению языка с основательным изучением широкого спектра частных моделей и концепций. Книга может быть рекомендована как для самостоятельного повышения квалификации

исследователей-языковедов, так и для включения в специальные курсы по общему языкознанию, психолингвистике и когнитивной лингвистике.

ИЛ. Герман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.