Научная статья на тему 'А. Г. Кушелев-Безбородко во главе департамента государственного казначейства в эпоху реформы серебряного монометаллизма'

А. Г. Кушелев-Безбородко во главе департамента государственного казначейства в эпоху реформы серебряного монометаллизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА / DEPARTMENT OF STATE TREASURY / КАЗЕННЫЕ ПАЛАТЫ / УЕЗДНЫЕ КАЗНАЧЕЙСТВА / DISTRICT TREASURY / ЧИНОВНИЧЕСТВО / OFFICIALS / Е. Ф. КАНКРИН / KANKRIN / А. Г. КУШЕЛЕВ-БЕЗБОРОДКО / KUSHELEV-BEZBORODKO / Д. М. КНЯЖЕВИЧ / KNYAZHEVICH / И. И. РОЗЕНБЕРГ / ROSENBERG / TREASURY CHAMBERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Разманова Наталия Александровна

В статье рассматривается деятельность А. Г. Кушелева-Безбородко, возглавлявшего департамент государственного казначейства в 1837-1843 гг., когда в России вводилась система серебряного монометаллизма. Проведен сравнительный анализ роли А. Г. Кушелева-Безбородко и предыдущих директоров департамента И. И. Розенберга и Д. М. Княжевича в повышении эффективности руководства казначейской системой, выявлен вклад департамента государственного казначейства в осуществление денежной реформы. На примере руководства А. Г. Кушелева-Безбородко показана противоречивость консервативной политики в системе финансового управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kushelev-Bezborodko leads the Department of State Treasury in the era of silver monometalism reforms

The article considers the activity of A. G. Kushelev-Bezborodko, a head of the Department of State Treasury in 1837-1843, the period of time when a silver monometalism system was introduced in Russia. A comparative analysis of the roles of A. G. Kushelev-Bezborodko and former heads of the Department I. I. Rosenberg and D. M. Knyazhevich in enhancing the treasury system management efficiency is conducted. The contribution of the Department of State Treasury in the monetary reform implementation is specified. The Department management operated by A. G. Kushelev-Bezborodko exemplifies the conservative policy contradictions in financial management.

Текст научной работы на тему «А. Г. Кушелев-Безбородко во главе департамента государственного казначейства в эпоху реформы серебряного монометаллизма»

УДК 336(47)(09) 2 ■

ББК 65.26-03 - ■

DOI 10.17150/2308-2588.2015.16(1143-64 8 |

8

Н. А. Разманова

Финансовый университет \ при Правительстве РФ, \ г. Москва, Российская Федерация \

А.Г. КУШЕЛЕВ-БЕЗБОРОДКО ВО ГЛАВЕ ДЕПАРТАМЕНТА ] ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ЭПОХУ РЕФОРМЫ СЕРЕБРЯНОГО МОНОМЕТАЛЛИЗМА £

о

Аннотация. В статье рассматривается деятель- № ность А. Г. Кушелева-Безбородко, возглавлявше- № го департамент государственного казначейства в А 1837-1843 гг., когда в России вводилась система се- № ребряного монометаллизма. Проведен сравнитель- ^ ный анализ роли А. Г. Кушелева-Безбородко и пре- | дыдущих директоров департамента И. И. Розенбер- ^ га и Д. М. Княжевича в повышении эффективности руководства казначейской системой, выявлен вклад департамента государственного казначейства в осуществление денежной реформы. На примере руководства А. Г. Кушелева-Безбородко показана противоречивость консервативной политики в системе финансового управления.

К1ючевые с1ова. Государственная служба, департамент государственного казначейства, казенные палаты, уездные казначейства, чиновничество, Е. Ф. Канкрин, А. Г. Кушелев-Безбородко, Д. М. Кня-жевич, И. И. Розенберг.

ы

© Н. А. Разманова, 2015

43

GO

ав

N. A. Razmanova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

KUSHELEV-BEZBORODKO LEADS THE DEPARTMENT 1 OF STATE TREASURY IN THE ERA

Î OF SILVER MONOMETALISM REFORMS

» Abstract. The article considers the activity of

» A. G. Kushelev-Bezborodko, a head of the Department

of State Treasury in 1837-1843, the period of time when J a silver monometalism system was introduced in Russia.

A comparative analysis of the roles of A. G. Kushelev-Bez-borodko and former heads of the Department I. I. Rosen-^ berg and D. M. Knyazhevich in enhancing the treasury

§ system management efficiency is conducted. The contri-

^ bution of the Department of State Treasury in the mone-

£ tary reform implementation is specified. The Department

management operated by A. G. Kushelev-Bezborodko Ъ exemplifies the conservative policy contradictions in fi-

§ nancial management.

Keywords. Public service, Department of State Trea-^ sury, treasury chambers, district treasury, officials, Kank-

Q rin, Kushelev-Bezborodko, Knyazhevich, Rosenberg.

I

Л В 1830-1840-х гг. наступила эпоха реализации

¡I консервативных идеалов, политике реформ был про-

S тивопоставлен принцип попечительства и надзора

N власти за деятельностью государственных учрежде-

1 ний и жизнью общества, а главной опорой государ-

« ства стало чиновничество. При императоре Нико-

¡I лае I не знатность или институт фаворитизма, а го-

^ сударственная служба окончательно превратилась в

s важнейший социальный лифт, делавший человека

§ влиятельным с точки зрения государства и общества.

I Государственная служба свидетельствовала о патри-

(§ отических убеждениях человека, его приверженно-

сти традициям и устоям, а формально неотмененное ;

право дворянства не служить в значительной степени -!

утратило свою актуальность. Просвещенные и высо- 8'

кообразованные представители знатных и богатых :

фамилий, не нуждавшиеся ни в повышении своего | социального статуса, ни в приобретении богатства, —

всем этим они обладали по наследству и в избытке, | стремились сделать карьеру не только по военной, но

и гражданской службе. |

Одним из таких примеров явилась деятельность |

А. Г. Кушелева-Безбородко на посту директора де- ] партамента государственного казначейства. А. Г. Ку-шелев-Безбородко (1800-1855) принадлежал к богатейшим людям России николаевского царствования

и известен преимущественно как крупный меценат и |

благотворитель [4]. Вместе с тем он всю жизнь нахо- н

дился на государственной службе, в том числе занимал №

руководящие должности по финансовой части. Эта А

сторона его деятельности известна гораздо меньше, ее .

освещение является целью настоящей статьи. к

На смену нормам второй половины XVIII в., ког- Ч

да государство максимально учитывало потребности в

дворянства, во второй трети XIX в. пришли нормы, в е

которых интересы государства и дворянства достигли о

компромисса, укрепившего государственную власть и ^

законсервировавшего статус дворянства в социальной в

структуре общества. Институциональные изменения |

в системе государственной службы при Николае I по- №

зволили повысить эффективность управления стра- ^

ной, и это, действительно, явилось достижением той о

эпохи. Эти тенденции особенно ярко проявились в в

деятельности министерства финансов, которое с апре- нн

ля 1823 г. возглавлял Е. Ф. Канкрин, один из наиболее §

близких по своим убеждениям к императору сотруд- |

ников, имевший на него значительное влияние. Под |

руководством Е. Ф. Канкрина была проведена стаби- С лизировавшая бумажноденежную систему реформа, в

со аб

ходе которой были изъяты из обращения ассигнаций и введен свободный размен кредитных билетов на серебро по курсу 1:1.

Работа казенных палат и уездных казначейств в начале 1820-х гг., когда Е. Ф. Канкрин занял должность министра финансов, была дезорганизована, а 2 составление отчетов было запущено. Некоторые ка-= зенные палаты не составляли отчеты о расходовании Ё государственных средств «до 20 лет»1. В обществе от-| крыто говорили, что «по министерству финансов в - подведомственных частях допускались вопиющие злоупотребления... [К]азнокрадство... впитывало в | себя государственные доходы. Но независимо от громадного вреда, наносимого казне, такое положение, такие деморализационные примеры обогащающего безнаказанно мошенничества, имели очень вредное ! влияние на общественную мораль по тому закону, по ^ которому зло имеет свойства жирного пятна, свойство £ расползаться во все стороны» [7, с. 387-388]. Е. Ф. Кан-крин, решительно начав борьбу со злоупотребления-g ми и нарушениями нормативной базы в чиновничьей 1 среде, воспользовался преобразованиями в системе & финансового управления, осуществленными еще при « Д. А. Гурьеве. Департамент государственного казна» чейства, учрежденный в 1821 г., с началом министер-J ства Е. Ф. Канкрина возглавил всю государственную ¡| казначейскую службу и взял на себя руководящую | роль в составлении и исполнении государственного й бюджета [10, с. 9-10]. Е. Ф. Канкрин, принципиальный £ противник политики реформ, упрочил финансовую

Ц дисциплину, наладил контрольно-ревизионную ра-

^ f

боту не только в самом департаменте государственно-^ го казначейства, и в подведомственных ему казенных а палатах и уездных казначействах, которые контроли-§ ровали своевременное поступление налогов и сборов i -

у 1 Российский государственный исторический архив (РГИА).

« Ф. 560. Оп. 22. Д. 70. Л. 81.

и составляли отчеты по расходованию бюджетных средств на местах.

Другим широко распространенным злоупотреблением, практиковавшимся еще с середины XVIII в., были задержки с пересылкой денег. В представлении министра финансов указывалось, что казначеи на местах «под видом своей собственности» предоставляли казенные деньги «частным лицам» в ссуды. В 1829 г. Государственный совет, рассмотрев в очередной раз вопрос об этом нарушении, запретил казначеям «во все время нахождения их в сих должностях» заниматься ссудной деятельностью. Операции с недвижимостью казначеи могли производить только с разрешения казенной палаты и на основании действующего законодательства. Все сделки, совершенные с нарушени- | ями, аннулировались1. К ответственности привлека- н лись не только казначеи-кредиторы, но и заемщики, № с которых предписывалось взыскивать ссуду «вдвое», А а собственность посредством продажи направлять на . «пополнение казенного взыскания». Все участники за- к прещенных сделок подлежали суду, «как похитители казенной собственности». Впоследствии Е.Ф. Канкрин отмечал, что эти нормативы явились важным шагом в наведении порядка в хранении на местах денежных средств государства2.

Император сознавал несовершенство бюрократической системы и видел выход в дальнейшей регламентации работы государственных органов. Е. Ф. Канкрин осуществлял общее руководство государственными финансами, являясь посредником между политической волей Николая I и бюрократическим аппаратом. Решающую роль в восстановлении бюджетно-сметной дисциплины в губерниях

1 Полное собрание законов Российской империи: Собрание второе: с 1825 по 1881 г. СПб., 1830. Т. 4 : 1829. № 3197. С. 684-685 (далее — ПСЗВ).

2 РГИА. Ф. 560. Оп. 22. Д. 70. Л. 72-73.

2015. Т. 16, № 1. С. 43-64

со аб

и уездных сыграли первые директора департамента государственного казначейства И. И. Розенберг,

H. Р. Политковский и Д. М. Княжевич, отличавшиеся высоким профессионализмом и компетентностью [9, с. 104-105; 11, с. 23-26]. Все трое, происходившие из незнатного и небогатого служилого дворянства, до» стигли должности директора департамента государ-= ственного казначейства и вошли в состав правящей Ё элиты Российского государства, численность кото-| рой не превышала 700 человек [6, с. 4]. Все они, ис-- пытавшие на себе влияние эпохи реформ Александра

I, оказались готовыми к созданию и внедрению нов-| шеств в управление казначейской системой. Анализ

их продвижения в сфере казначейской службы позволил выявить некоторые закономерности процесса занятия высших должностей по финансовому ведом-| ству в первой четверти XIX в. В число критериев, при-^ нимавшихся во внимание императором и министром £ финансов при рассмотрении кандидатуры директора департамента государственного казначейства, входили высокая работоспособность, профессиональные | знания, ответственность, наличие организаторских & способностей. Известную роль играли и неформальна ные институты, выработанные в чиновной среде — » способность безоговорочно выполнять указания Л начальствующих лиц, готовность участвовать в ап-¡| паратных играх, признание значимости бюрократи-| ческой переписки, которая, как признавалось самими й руководителями, затемняла смысл государственной & службы, и одновременно усиливала власть-влияние « всего государственного аппарата.

Наиболее эффективным директором департамен-^ та государственного казначейства был либерально на-а строенный Д. М. Княжевич, под руководством которо-§ го были созданы и в декабре 1837 г. высочайше утверж-Ц дены «Инструкция уездным казначеям» и «Наставле-(§ ние о свидетельстве денежных сумм в уездных казна-48

чействах»1. Это были базовые акты, вобравшие в себя 22! все имевшиеся на то время нормы, и регулировавшие -! работу губернских казенных палат и уездных казна- 8 < чейств. Восстановление порядка на местах, составление : регулярных отчетов для Государственного контроля и | Особых комитетов, начало строительства нового здания для Главного казначейства на территории Петро- | павловской крепости — все это требовало исключительно напряженной работы [9, с. 101, 104-105]. | Е. Ф. Канкрин ценил способности и профессио- ! нализм Д. М. Княжевича — до определенного време- ] ни последний являлся протеже министра финансов. Одновременно Е. Ф. Канкрин был известен властолюбием, нетерпимостью и тем, что являлся убежденным сторонником бюрократического и авторитарного | управления. Служащих министерства финансов он § рассматривал не как сотрудников, а исключительно о как подчиненных [9, с. 105-106]. Министра финансов ^ раздражала самостоятельность и слишком высокая ак- ^ тивность Д. М. Княжевича, они оба не скрывали нали- ^ чие конфликта и демонстрировали обоюдное желание Ч расстаться. Подходящим случаем стал жесткий разго- 1 вор по вопросу об увеличении числа служащих департамента государственного казначейства и их жалова- о нья. Д. М. Княжевич «много и долго убеждал графа ^ Канкрина усилить денежные средства департамента», 1

о

но министр отказался, как думали чиновники департа- р

мента государственного казначейства, из соображений о

экономии [3, с. 71]. Е. Ф. Канкрин славился скупостью, ^

которую он объяснял бедностью, испытанной им в мо- о

лодости. Став министром финансов, он «с неохотою 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выдавал деньги», считая, что «в государственном, как §

и в частном быту... разориться можно не столько от О

капитальных расходов, как от ежедневных мелочных |

издержек» [1, с. 14]. Д. М. Княжевич, оскорбившись |

1 ПСЗВ. СПб., 1838. Т. 12, отд. 2 : 1837. № 10792. С. 989-1001; № 10793. С. 1002-1006.

отказом, ушел в министерство народного просвещения, а департамент в тот момент, когда должна была начаться денежная реформа, на которую император и его министр финансов так долго решались, остался без руководителя. Тогда же усилилась мобилизационная составляющая государственной финансовой политики. Все больше средств вкладывалось в армию и пра-= воохранительные структуры государства, денежные Ё средства откупщиков размещались на депозитах в го-| сударственных банках и не превращались в промыш-- ленный капитал, система образования зажималась в тиски цензуры, для поступления в университет был | введен ценз по сословному признаку.

В этих условиях 29 июля 1837 г. директором департамента государственного казначейства по представлению министра финансов высочайше был на! значен А. Г. Кушелев-Безбородко. Выбор был нестан-^ дартным. По своему происхождению и служебной § карьере новый директор департамента государствен-V ного казначейства был исключением, так как принад-g лежал к самым знатным и богатым семействам России f того времени1.

& Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко ро-

« дился в 1800 г. В 1816 г. он окончил самое привилегиро-» ванное учебное заведение Российской империи — Цар-J скосельский лицей и сдал экзамен на получение чина ¡| в Петербургском педагогическом институте. К этому | времени утвердился, инициированный М. М. Сперан-8 ским образовательный ценз, в соответствие с которым ¡i «все части государственного служения» требовали Ц «сведущих исполнителей». В 1809 г. был издан указ, предписывавший «производить в чины гражданской ^ службы» на основании «испытаний в науках»2. Сле-

1 1 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1218. Л. 58.

а

| 2 Полное собрание законов Российской империи: Собрание

| первое: с 1649 по 12 декабря 1825 г. СПб., 1830. Т. 30 : 1808-1809.

i« №. 23771. С. 1054-1057 (далее — ПСЗП).

50 2015, vol. 16, no. 1, pp. 43-64

дуя этому правилу, А. Г. Кушелев-Безбородко в 1817 г. 22! дополнительно прошел курс обучения в Московском -! университете, где ежегодно открывались трехмесяч- 88' ные курсы по специальностям «словесность, юриспруденция, математика и физика». Обучение на них готовило к сдаче квалификационных испытаний особым комитетам, состоявшим из ректора и трех профессоров | [13, с. 81-82]. Успешно пройдя соответствующие испытания в науках, получив степень доктора этико-поли- | тических наук и одновременно чин 8-го класса — кол- < лежского асессора, А. Г. Кушелев-Безбородко начал службу в коллегии иностранных дел1.

Для человека такого происхождения обязательными были также придворная и общественная карьеры. В 1820 г. двадцатилетний А. Г. Кушелев-Безбородко | получил чин камергера, что по Табели о рангах соот- § ветствовало четвертому классу или чину действитель- о ного тайного советника. В 1821 г. он стал почетным 0 попечителем гимназии имени А. А. Безбородко, своего ^ двоюродного деда, и членом Вольного экономическо- ^ го общества, в 1826 г. — членом Главного управления Ч училищ, в 1830 г. — членом Академии наук2. Статус 1 попечителя научно-образовательных и просветительских организаций был обеспечен оказанием А. Г. Ку- 0 шелевым-Безбородко этим организациям значительной финансовой помощи. 1

В 1833 г. А. Г. Кушелеву-Безбородко было поруче- |

но осуществлять «главное наблюдение за хозяйствен- о

ной частью министерства народного просвещения», ^

одновременно он был избран от петербургского дво- о

рянства членом Совета кредитных установлений, в ко- 1

торый входили председатель Государственного совета, §

министр финансов, Государственный контролер и две- О

надцать представителей, избиравшихся дворянством и |

купечеством, по шести от каждого сословия. Функции |

1 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1218. Л. 54об.

2 Там же. Л. 56, 58.

этого института, созданного при содействии министра финансов Д. А. Гурьева в 1817 г. для упорядочения денежного обращения и совершенствования системы кредитных учреждений, заключались в ревизии операций казенных банков, составлении и рассмотрении законопроектов, регулировавших кредитную сферу. » А. Г. Кушелев-Безбородко принимал деятельное уча-= стие в проверке отчетов кредитных установлений, со-= трудничая с Е. Ф. Канкриным. За свою ревизионную | деятельность А. Г. Кушелев-Безбородко по представлению министра финансов получил благодарность от Николая I. На следующий год, в апреле 1834 г. А. Г. Ку-» шелев-Безбородко был назначен управляющим государственным Заемным банком1.

Заемный банк, учрежденный в 1786 г. для расширения кредитования дворянского землевладения, в | первой половине XIX в. являлся основным инструмен-^ том поддержания поместного дворянства путем пре-5 доставления ссуд под залог населенных поместий в за-V висимости от класса губерний [8, с. 142; 2, с. 142]. Пер-1 вая половина 1830-х гг. была временем расцвета этих 1 операций, которые осуществлялись на основании ука-

& за 23 января 1824 г., разрешившего помещикам переча закладывать свои поместья2. В 1833 г. ввиду неурожая » для увеличения ссуд дворянству правительство допол-J нительно выделило 18 млн р. Так же средства Заемного ¡| банка использовались для финансирования крупных | купеческих компаний, что предвосхищало систему ка-8 зенных заказов в эпоху промышленного переворота. ¡i Так как государственный Заемный банк подчинялся « Министерству финансов, А. Г. Кушелев-Безбородко ^ был введен в Совет министра финансов. Эти передви-^ жения по службе способствовали тому, что он получил опыт руководства государственными финансовыми

в

§ институтами и практические навыки в проведении

i

1 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1218. Л. 59. £ 2 ПСЗП. СПб., 1830. Т. 39 : 1824. № 29737. С. 12.

52

ревизий. Внезапный уход Д. М. Княжевича поставил 22! Е. Ф. Канкрина в трудное положение, выйти из кото- -! рого можно было только с помощью знающего особен- 88' ности финансового управления человека, а их в окружении министра финансов к этому времени поды- | скать было трудно — сказывалась кадровая политика министра и особенности его характера [9, с. 106]. |

Для назначения А. Г. Кушелева-Безбородко на должность директора департамента государственного казначейства имелось еще одно основание. В его формулярном списке указано, что А. Г. Кушелев-Безбо- ] родко владел доставшимися ему по наследству 20 тыс. 456 ревизскими душами в Астраханской, Воронежской, Орловской, Петербургской, Полтавской, Подольской, Псковской, Тамбовской и Черниговской губерниях. | Помимо производства товарного хлеба в его имениях § имелись различные промыслы и производства: вино- о курение, сахарные и шелковичные заводы, рыбные ^ ловли, коневодство и овцеводство, суконные и по- ^ лотняные ткацкие фабрики. Они приносили большую ^ прибыль, которая позволила А. Г. Кушелеву-Безбород- Ч ко увеличить состояние. В Херсонской и Смоленской 1 губерниях он приобрел 1114 ревизских душ, мызу в ¿1 Киеве, мызы, производившие мясомолочную продук- 0 цию в Выборгской губернии и Финляндии. Кроме того ^ он владел двумя каменными домами в Петербурге1. 1 Всем этим огромным хозяйством, приносящим ^ ежегодно доход до 900 тыс. р. ассигнациями, А. Г. Ку- о шелев-Безбородко управлял самостоятельно и являлся ^ крупнейшим и весьма успешным предпринимателем. о Навыки управления хозяйством он получил еще в дет- 1 стве, когда находился на попечении своей тетки кня- § гини К.И. Лобановой-Ростовской и жил в ее имении § Полюстрово под Петербургом. Е. Ф. Канкрин, пред- | ставлявший императору А. Г. Кушелева-Безбородко |

1 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1218. Л. 54.

как кандидата на должность директора Департамента государственного казначейства, учитывал эти его навыки и способности. В последующем руководя Департаментом государственного казначейства, А. Г. Ку-шелев-Безбородко строго требовал от чиновников бюджетной и кассовой частей составления ведомостей » по «принятой им методе счетоводства по его имени-= ям». Сущность ее состояла в том, что счета сводились Ё в итоговую ведомость на основании частных счетов | о приходе, расходе, наличности, «долгах дебиторов ^ и... кредиторов», все неизменяемые цифры (окладные сборы и суммы по откупам) писались черными, а » изменяемые цифры, например поступления по таможенным сборам, — красными чернилами. Однако скоро А. Г. Кушелев-Безбородко стал вводить все новые и новые формы счетов, как полагали его подчиненные | «ненужные вовсе для службы, но довольно затрудни-^ тельные». При этом директор департамента не учиты-§ вал, что многие из затребованных им ведомостей вообще нельзя было составить, так как сведения с мест по 1 их отдаленности поступали с запозданием и не всегда | полно и верно, а он не имел способов исправить поло-

& жение [3, с. 71-72, 76].

« Обладая огромным состоянием, А. Г. Кушелев-Без-

» бородко не только никогда «никаких окладов жало-

Л ванья» не получал, но и широко благотворительство-

¡| вал1. Первыми мероприятиями этого большого барина

на посту директора Департамента государственного

! казначейства был «великолепный обед» для дирек-

& торов всех департаментов Министерства финансов и

« начальников отделений и требование увеличить штат

^ чиновников, на что Е. Ф. Канкрин дал согласие «ско-

^ ро и легко». В результате только счетным частям Де-

а партамента государственного казначейства прибавка

§ в жалованье составила 85 тыс. р. ассигнациями в год.

«

« 1 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1218. Л. 54об., 58об.

54

После успешного составления, т.е. убедительного для 22 !

императора покрытия всех расходов в росписях на р !

1838 и 1839 гг., а также исполнение отчетности за 1836 88 < и 1837 гг. А. Г. Кушелев-Безбородко выхлопотал своим : подчиненным денежные премии. Только с началом | управления министерством финансов П. Ф. Вронченко император отказался награждать чиновников Депар- j тамента государственного казначейства за составление государственной росписи, наложив резолюцию на слу- j жебной записке П. Ф. Вронченко: «Делали свое дело; ! дать половину и впредь не представлять» [3, с. 71-73]. j

Вступление А. Г. Кушелева-Безбородко в должность директора департамента государственного казначейства совпало с началом подготовки денежной реформы. В ноябре 1837 г. Государственный со- | вет приступил к ее обсуждению. Дискуссия, в которой § участвовали А. С. Грейг, Н. С. Мордвинов, К. Ф. Друц- ^ кий-Любецкий, М. М. Сперанский и Е. Ф. Канкрин, ^ представившие свои проекты, продолжалась около . двух лет [5, с. 242-243]. Реформа началась в 1839 г. и ^ конечной целью имела утверждение системы сере- Ч бряного монометаллизма. Манифестом от 1 июля 1

1839 г. узаконивалось исчисление всех податей, по- ^ винностей и сборов, платежей и штатных расходов ^ на серебро, а ассигнации определялись как вспомо- | гательный знак ценности по «постоянному и не пере- 1 меняемому на серебро курсу, „.в три рубля пятьдесят g копеек ассигнациями»1. ^

Провозглашение серебряного рубля главной мо- ^

нетой Российской империи потребовало пересчета до- .§

ходной и расходной частей государственного бюдже- 1

та. 7 июля 1839 г. прекратилась котировка ассигнаций §

на бирже. После этого на основании доклада мини- |

стра финансов Государственный совет, а затем Нико- |

лай I утвердили дату 1 января 1840 г. как срок завер- |

1 ПСЗВ. СПб., 1840. Т. 14, отд. 1 : 1839. № 12497. С. 600-602.

шения пересчета государственных доходов и расходов на серебро1. «Для переложения всех штатных сумм и других расходов на серебро» 18 июля 1839 г. при Департаменте государственного казначейства была учреждена Комиссия. Ее председателем был назначен А. Г. Кушелев-Безбородко, а управляющим — П. И. Го-2 лубев, который и взял на себя большую часть этой ра-= боты. В комиссию кроме чиновников департамента го-= сударственного казначейства входили представители | от всех министерств и управлений. С октября 1839 г. в i Департаменте государственного казначейства на основании общей инструкции началась работа по исчисле-| нию средств государства с ассигнаций на серебро. Для этого требовалось каждую статью государственных доходов пересчитать в «круглую сумму», так чтобы удобно было ее делить на квартальные и ежемесячные ! части. Вычеты, которые следовали в пенсионный и ин-^ валидный фонды, также пересчитывались так, чтобы £ они делились без долей копейки. При этом следовало соблюдать как интересы казны, так и чиновников, по-g лучавших различные выплаты [3, с. 73-74]. 1 Первым результатом работы комиссии под руко-

& водством А. Г. Кушелева-Безбородко явился пересчет « государственного бюджета на 1840 г. Он составил » 187 млн 431 тыс. рублей на серебро. В июле 1840 г. ди-J ректор Департамента государственного казначейства ¡| получил высочайшую благодарность. Однако комис-| сия продолжала свою деятельность, так как ее членам й приходилось примирять фискальные интересы и тре-¿ бования различных ведомств, пересчитывать штаты « министерств и согласовывать их с министрами, выно-^ сить некоторые, наиболее спорные, вопросы на обсуж-^ дение Комитета министров. Велась кропотливая работа по расчету расходов государства по военным табе-

в

§ лям, вещевому довольствию войск, кормовым деньгам.

1 РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1218. Л. 59, 60.

Для большей скорости деления сумм, исчисленных в 221

~ 3 I

ассигнациях, чиновники изобрели специальную та- -1 блицу, которая помогала быстро делить на 350. В 1842 г. 8« Комиссия завершила работу, а чиновники, выполнявшие расчеты и составлявшие новую роспись государственных доходов и расходов получили по ходатайству А. Г. Кушелева-Безбородко «монаршее благоволение» \ и денежные премии [5, с. 250, 627; 3, с. 74, 77].

Главное казначейство и уездные казначейства в осуществлении денежной реформы непосредственного участия не принимали. Деятельность Главного казначейства определялась тем, что в феврале 1839 г. истек срок погашения выпущенных в январе 1834 г. казначейских билетов. Однако погашение «всего количества оных не могло совершиться», так как они, как | констатировало министерство финансов, оказались § удобны «для оборотов общежития». Казначейству удалось из выпущенных 40 млн «истребить» только А 8 млн 100 тыс., поэтому Государственный совет принял ^ решение «для обмена находящихся. в обращении ^ билетов государственного казначейства, назначить Ч выпуск вновь трех разрядов, каждый в десять милли- 1 онов»1. Проводить эту операцию следовало в Главном казначействе и некоторых казенных палатах. Уездные о казначейства должны были только выдавать по предъявлении билетов причитающуюся сумму наличными 1 деньгами. Выпуск казначейских билетов рассматри- р вался в министерстве финансов и правительстве как ^ мера, направленная на поддержание денежного обра- ^ щения и стабилизацию положения во время реформы о серебряного монометаллизма. Впоследствии билеты 1 отдельных серий, выпущенные в 1840-х гг., ходили и § во второй половине XIX в. К 1855 г. сумма неистребо- | ванных по ним процентов составила 15 млн р., что объ- | яснялось в министерстве финансов тем, что значитель- |

1 ПСЗВ. СПб., 1840. Т. 14, отд. 1 : 1839. № 12185. С. 329-330.

ное количество казначейских билетов погибло в пожаре гостиного двора в Твери. Впоследствии министр финансов П. Ф. Брок 9 млн р. из этой суммы использовал на покрытие нараставшего дефицита, оставив в кассе 3 млн на случай, «если владельцы серий заявят свои требования» [1, с. 161]. » Уездным казначействам в ходе денежной рефор-

= мы отводилась исключительно техническая роль. Они Ё обязывались «производить, по мере находящихся в | них налицо сумм обмены по тому же курсу, в 3 р. 50 к., 5 ассигнаций на серебро и обратно серебра на ассигнации каждому приносителю суммою в одни руки до ста | рублей серебром, ассигнациями же в соразмерности тому». Также казначейства не должны были отказывать в приеме как старых, так и современного чекана российских монет, за исключением «обрезанной, про-| колотой или испиленной»1. Обмен депозитных биле-^ тов и ассигнаций на кредитные билеты в 1844 г. был Ц возложен на специально для этого созданную Экспе-V дицию государственных кредитных билетов и Ком-1 мерческий банк и его филиалы в Москве, Архангель-1 ске, Риге, Одессе, Киеве и Харькове2.

а

& В конце 1830 — начале 1840-х гг. Департамент го-« сударственного казначейства работал дисциплини-» рованно и слажено по правилам, установленным при Л И. И. Розенберге и Д. М. Княжевиче. Первые директо-¡| ра департамента кроме разработки новых формаль-| ных норм службы еще и лично, своим серьезным от-8 ношением к службе подавали пример подчиненным. £ При А. Г. Кушелеве-Безбородко порядок сохранялся, Ц но директор, разительно отличавшийся по происхождению, воспитанию, социальному и материальному ^ статусу от предыдущих директоров, службой тяготила ся. В присутствие он являлся два-три раза в неделю

0 _

1 1 ПСЗВ. СПб., 1840. Т. 14, отд. 1: 1839. № 12497. С. 600-602; там | же. СПб., 1846. Т. 20, отд. 1: 1845. № 18710. С. 171.

1 3 2 Там же. СПб., 1845. Т. 19, отд. 1 : 1844. № 18426. С. 767.

после полудня, бумаги не читал, подписывал их «на 22! кредит», как говорили чиновники между собой. В су- -! щество повседневной работы казначейского ведомства 88' он не вникал, поэтому его распоряжения подчас при- : водили к серьезным осложнениям в работе Департамента государственного казначейства. Так в 1842 г. по распоряжению Е. Ф. Канкрина в Главном казначействе следовало изыскать свободные денежные средства на сумму 8 млн р. серебром для усиления обеспечения свободного размена кредитных билетов. А. Г. Куше-лев-Безбородко, сознавая значимость этого поручения, лично назначил суммы, некоторые из которых, как оказалось, уже получили «высочайшее назначение» [12, с. 510; 3, с. 74-76]. В целом исполнение А. Г. Куше-левым-Безбородко функций директора Департамента | государственного казначейства, демонстрировавшего § консервативный стиль руководства, соответствовало ожиданиям императора и его министра финансов. А

За шесть лет формального директорства А. Г. Ку- ^ шелева-Безбородко совершенствование казначейской ^ системы, являвшееся важнейшим направлением дея- Ч тельности Департамента государственного казначей- 1 ства, серьезного развития не получило. Указов, регулировавших деятельность казначейских органов, в 0 1837-1843 гг. было подготовлено и утверждено немно- ^ го. Они имели частный характер и лишь дополняли 1 нормативные акты, разработанные при Д. М. Княже- р виче. Так в июле 1839 г. указом Сената уездным стряп- ^ чим, судейским чиновникам, имевшим в числе своих ^ компетенций правовую защиту казенных интересов, о были предписаны «обязанности. свидетельствовать 1 денежные суммы уездных присутственных мест»1. Ле- § том 1840 г., когда многие уезды были поражены неу- | рожаем, Комитет министров на основании доклада | товарища министра финансов Ф. П. Вронченко пред- |

1 ПСЗВ. СПб., 1840. Т. 14, отд. 1 : 1839. № 12555. С. 630.

писал отсрочить на два года платеж долгов Главному казначейству по Калужской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерниям и пяти уездам Смоленской губернии. Реализация этого «Положения» возлагалась на казенные палаты и уездные казначейства [5, с. 371]. Неурожай и отсрочка выплат долгов уменьшили дохо-I ды государства. В этих условиях департамент государ-= ственного казначейства не смог предложить ничего £ иного, как эмиссию новых долговых бумаг. По пред-| ставлению департамента именным указом был разре-- шен выпуск новых разрядов казначейских билетов для «подкрепления оборотов государственного казначей-| ства». Выпускались три новые серии на сумму 3 млн р. серебром каждая. Номинал билета был определен в 50 р. серебром «по 4 82/100 процента в год, что составляет по 18 коп. в месяц». Казначейские билеты, как и пре-| дыдущие серии, принимались во все казенные и част-^ ные платежи1. Погашение казначейских обязательств £ предполагалось производить в течение восьми лет, с V выплатой в первые четыре года только процентов, а в следующие четыре года с выплатой ежегодно четвер-| той части2.

8- В сентябре 1840 г. указом Сената была подтвержде-

на на обязанность всех губернских и уездных правлений, » казенных и гражданских палат, войсковых канцелярий Л и присутственных мест «взысканные ими гербовые и ¡| другие пошлины, ...поступающие к ним по разным | случаям казенные суммы» отсылать в уездные казна-й чейства3. В августе 1841 г. указом Сената подтвержда-& лась обязанность присутственных мест и должност-« ных лиц уведомлять казначейства о получении денег4.

В декабре 1843 г. были усилены меры ответственности

^ _

^ 1ПСЗВ. СПб., 1841. Т. 15, отд. 1: 1840. № 13690. С. 521; № 13740.

С. 542-543.

§ 2 Там же. № 13383. С. 282-283; № 14045. С. 831.

^ 3 Там же. № 13834. С. 626-627.

3 4 Там же. СПб., 1842. Т. 16, отд. 1 : 1841. № 14841. С. 816.

чиновников, свидетельствовавших казенные капиталы 2 в провиантских магазинах военного ведомства. Реви- -! зоры должны были в случае «недостатков в казенных 88' капиталах, вещах и имуществах всякого рода» исследовать «причины и обстоятельства», снять показания с «прикосновенных лиц», сделать расчет о размере взыскания с каждого виновного в растрате, а затем представить материалы в уездный суд для вынесения решения о наложении на имущество казначеев секвестра. Также эти материалы следовало представлять губернскому правлению1. Но эти меры не могли остановить набиравший обороты процесс дезорганизации казначейской системы, выражавшийся, главным образом, в том, что отчеты губерний о расходовании государственных средств перестали составляться. | В конце 1843 г. Е. Ф. Канкрин готовился к выходу § в отставку, в Министерстве финансов шло перераспределение высших постов. Окончательно решился А вопрос с кандидатурой нового министра финансов ^ Ф. П. Вронченко. С августа 1839 г. он был назначен на ^ должность товарища министра финансов, а с марта 1840 г. стал членом Комитета министров2. Е. Ф. Кан-крин к этому времени изменил свое отношение к директору Департамента государственного казначейства «по неслужебным обстоятельствам» [3, с. 74]. В январе 1844 г. А. Г. Кушелев-Безбородко получил повеление присутствовать во втором департаменте Сената3. Чиновники департамента государственного казначейства полагали, что это «больше было для него пригодно. В Сенате от него не требовалось никакой работы» [12, с. 510]. Последние годы своей жизни А. Г. Кушелев-Безбородко занимал должность Государственного контролера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ПСЗВ. СПб., 1844. Т. 18, отд. 1 : 1843. № 17399. С. 799-800.

2 РГИА. Ф. 1349. Оп. 5. Д. 2098. Л. 48об., 50об., 54об.

3 Там же. Оп. 3. Д. 1218. Л. 63.

С начала 1840-х гг. появились признаки обширного финансового кризиса, явившегося результатом консервативной политики Е. Ф. Канкрина. Отказ министра финансов иметь в качестве своих ближайших сотрудников инициативных и самостоятельных людей привело к тому, что к руководству государственными финансами пришли функционеры, не способные к эффективному управлению. К их числу принадлежал Ё А. Г. Кушелев-Безбородко, не сумевший распознать и | предотвратить участившееся нарушение норм службы в казенных палатах и уездных казначействах. Формальное руководство А. Г. Кушелева-Безбородко провоци-| ровало дальнейшую дезорганизацию казначейской системы, что, в свою очередь, еще более усугубляло состояние государственных финансов. Эффективность казначейской системы снизилась, предпосылки совер-| шенствования работы департамента государственного А казначейства исчезли. Изменить ситуацию не смогла § даже успешно проведенная реформа серебряного мо-V нометаллизма.

Список использованной литературы

а 1. Божерянов И. Н. Граф Егор Францевич Канкрин, его

^в жизнь, литературные труды и двадцатилетняя деятельность управления Министерством финансов / И. Н. Божерянов. — Л СПб.: Изд. гр. И.В. Канкрина, 1897. — [4], XXIV, 250 с.

2. Бугров А. В. Очерки по истории казенных банков в Рос! сии / А. В. Бугров. — М. : КВАН, 2003. — 285 с. .§ 3. Голубев П. И. Записки петербургского чиновника ста-

и рого времени / П. И. Голубев // Русский архив. — 1896. — | Кн. 2, № 5. — С. 47-109.

,к 4. Кушелев-Безбородко, Александр Григорьевич //

^ Русский биографический словарь / изд. под наблюдени-^ ем пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. — СПб. : Тип.

Й Гл. упр. уделов, 1903. — Т. 9 : Кнаппе — Кюхельбекер. —

§ С. 701-703.

о

§ 5. Министерство финансов. 1802-1902 [Ист. обзор глав-

Ц нейших мероприятий фин. ведомства]. Ч. 1. — СПб. : Эксперт диция заготовления гос. бумаг, 1902. — X, 640 с.

6. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: политиче- 2 ■ ская борьба в России в начале XIX в. / С. В. Мироненко. — М. : 8 ; Наука, 1989. — 240 с. 8 j

7. Пржецлавский О. А. Беглые очерки. Воспоминания / °° ( О. А. Пржецлавский // Русская старина. — 1883. — Т. 39, i кн. 8. — C. 377-406. j

8. Проскурякова Н. А. Земельные банки Российской империи / Н. А. Проскурякова. — М. : РОССПЭН, 2002. — 517 с. — i (Серия «Экономическая история. Документы, исследования, : переводы»). j

9. Разманова Н. А. «...Способен и достоин»: Д. М. Княже- ! вич в министерстве финансов (1805-1837 гг.) / Н. А. Размано-

ва // Гуманитарные науки. Вестник Финансового универси- 1

тета. — 2012. — № 5. — С. 97-106. !

10. Разманова Н. А. Д. А. Гурьев и государственное казначейство министерства финансов (1821-1831) / Н. А. Размано-

ва // Финансы. — 2012. — № 1. — С. 6-10. Ъ

' ' а

11. Разманова Н. А. Формирование основных направлений ^ деятельности Департамента государственного казначейства s при его первом директоре И. И. Розенберге (1800-1820 гг.) / ? Н. А. Разманова // Экономическая история. — 2014. — № 2. — ^ С. 19-28. £

12. Страхова О. В. Дополнение к «Воспоминаниям» ^ В. И. Сафоновича / О. В. Страхова // Русский архив. — ^ 1903. — Кн. 2, № 6. — С. 296-302. |

13. Шепелев Л. Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I / Л. Е. Шепелев. — СПб. : Искусство-СПб, 2007. — 460 с.

Информация об авторе

Разманова Наталия Александровна — доктор исторических наук, профессор, кафедра экономической истории и истории экономических учений, Финансовый университет при Правительстве РФ, 101000, г. Москва, пер. Малый Зла-тоустинский, 7, стр. 1, е-mail: [email protected].

Author

Razmanova, Natalia Aleksandrovna — D.Sc. in History, Professor, Chair of Economic History and History of Economic Thought, Financial University under the Government of the Russian Federation, 7, building 1, Small Zlatoustinsky lane, 101000, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].

&i

Библиографическое описание статьи

Разманова Н. А. А. Г. Кушелев-Безбородко во главе департамента государственного казначейства в эпоху реформы серебряного монометаллизма / Н. А. Разманова // Историко-экономические исследования. — 2015. — Т. 16, * № 1. — С. 43-64. — DOI : 10.17150/2308-2588.2015.16(1).43-64.

Ц Reference to article

Ц Razmanova N. A. Kushelev-Bezborodko leads the Depart-Ц ment of State Treasury in the era of silver monometalism reS forms. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic 2 History & History of Economics, 2015, vol. 16, no. 1, pp. 43-64. Ц DOI: 10.17150/2308-2588.2015.16(1).43-64. (In Russian).

is «

Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.