ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 929 С.Н. Жаров
А.Ф. КОШКО И ЕГО ПОДЧИНЕННЫЕ В ВОСПОМИНАНИЯХ И ДОКУМЕНТАХ
Рассматривается деятельность чинов Московской сыскной полиции под руководством А.Ф. Кошко, проводится сравнительный анализ информации, содержащейся в его мемуарах и в его же приказах 1908-1910 гг.
Ключевые слова: сыскная полиция, уголовный сыск, агенты, воспитание и обучение.
Аркадий Францевич Кошко занимает достойное место среди корифеев отечественного сыска. Особенно его таланты расцвели после назначения на самостоятельную руководящую должность: в 1908 г. талантливому ученику В.Г. Филиппова пришлось возглавить Московскую сыскную полицию, развращенную трехлетним «руководством» Д.И. Моисеенко, и немало приложить усилий, чтобы вернуть ей доброе имя.
Подробности биографии и сыскной деятельности А.Ф. Кошко известны нам в основном благодаря его воспоминаниям, написанным в эмиграции, в Париже, и там же изданным, частично уже после смерти автора. В последние годы эти воспоминания неоднократно издавались отечественными издательствами. Однако мемуары - весьма специфичный источник, ведь в них автор описывает то, что считает важным и нужным рассказать нам, поэтому они, как правило, односторонни.
В Центральном историческом архиве Москвы компактно отложились приказы Кошко по Московской городской сыскной полиции за 1908-1910 гг1. Эти документы дают возможность несколько по-новому взглянуть не только на руководителя Московской сыскной полиции, но и на его помощников - чиновников, надзирателей, сыскных агентов, работников канцелярии, всех тех подчиненных Аркадия Францевича, кто под его руководством обеспечил Московской сыскной полиции признание заслуг не только в России, но и у зарубежных коллег.
В своих воспоминаниях Кошко повествует, с каким талантом и настойчивостью его подчиненные в различных ситуациях, применяясь к обстоятельствам дела, вели наблюдение за подозреваемыми, организовывали внутреннее наблюдение в криминогенных районах Москвы. Но с присущей ему скромностью руководитель не упоминает, что методике и тактике наружного и внутреннего наблюдения обучал подчиненных сыскных чинов именно он. В приказе №3 от 1 марта 1908 г. читаем: «Замечено, что Надзиратели и агенты не имеют никакого понятия о ведении всяких наблюдений, главным образом за лицами, почему предлагаю собраться 2 сего Марта к 11 часам утра всем Г.г. Чиновникам, надзирателям и агентам, им будет мною преподано указание как следует вести наблюдение»2.
Иногда в рассказах Кошко встречаются высказывания, которые можно вполне оценить только с помощью приказов. К примеру, в рассказе «Дивный Альфред» повествуется, как богатая барыня захотела отблагодарить агента Никифорова, отыскавшего ее любимого кота, пятисотрублевой бумажкой, на что Кошко немедленно заявил: «Нет, нет, сударыня, такой суммы я принять ему не позволю: вы избалуете мне людей»3. В другом случае отповедь была еще резче: «Да вы, никак, рехнулись, голубчик, с перепугу?! Прячьте, прячьте ваши деньги, они нам не нужны. Мы царево жалованье получаем и обязаны защищать от мошенников всех и каждого»4. За этими фразами - длительная и настойчивая работа по восстановлению законности в деятельности сыскной полиции. При прежнем руководстве получение денег от потерпевших не только не ограничивалось, но и приветствовалось, при условии выделения доли начальнику5. Кошко, приняв руководство Московской сыскной полицией, повел с этим пороком решительную борьбу. Он полагал, что чины сыскной полиции не должны подавать и малейшего повода думать, что за особую плату от потерпевших они усерднее будут исполнять свои обязанности. Приказ №14 от 9 апреля 1910г. гласил: «Мною замечено, что некоторые Полицейские Надзиратели позволяют себе вести какие-то секретные разговоры с потерпевшими лицами, для
1 ЦИАМ. Ф. 1293. Оп. 2. Д. 6.
2 Там же. Л. 2об.
3 Кошко А.Ф. Очерки уголовного мира царской России: в 3 т. М.: Захаров, 2001. Т.1. С.76.
4 Там же. С.53,54.
5 Ярхо В. Охота на городничего. URL: http://sovsekretno.ru/2005/04/10.html
каковой цели выходят даже из помещений Сыскной Полиции и продолжают секретничать на улице. Имея в виду, что для служебных переговоров Полицейских Надзирателей с нужными по делам лицами в Сыскной Полиции имеются специальные помещения, как например Надзирательская комната и наконец кабинеты Чиновников для поручений, я нахожу изложенные действия Надзирателей неправильными и недопустимыми впредь, почему строжайше предписываю Полицейским надзирателям и агентам Сыскной Полиции подобных разговоров с потерпевшими лицами на улице на будущее время не позволять»6.
Описывая сыскную работу своих подчиненных, Аркадий Францевич приводит только положительные примеры. В превосходных степенях рассказывает он о талантливом и изобретательном фотографе сыскной полиции фон Менгдене, который, не считаясь со временем, применял свои знания и умения на пользу сыску. Например, в деле о подложной ассигновке он затратил более недели, но сумел восстановить подлинный номер документа7. Однако, увлекаясь подобными сложными и интересными исследованиями, фон Менгден небрежно относился к повседневным, рутинным, с его точки, зрения обязанностям. Кошко же, полагая, что в сыскном деле не может быть мелочей, требовал аккуратности во всем. Приказом № 51 от 11 сентября 1908 г. отмечены недостатки в работе фотолаборатории: фотокарточки по требованиям судебных мест и Департамента полиции изготовляются медленно; альбом снимков с трупов неизвестных лиц составлен небрежно; снимки этих трупов в альбоме перепутаны. И соответствующая резолюция: «Отмечаю недостаточное усердие фотографа фон Мен-гден и его небрежность, ставлю на вид и предлагаю немедленно же озаботиться к устранению замеченного беспорядка»8.
Отдельный рассказ Кошко посвятил непревзойденному дактилоскописту и антропометристу И.Е. Бояру, в течение двадцати пяти лет заведовавшему столом приводов Московской сыскной полиции9. Но идеальных людей нет; имел грешок и Иван Егорович. Собственно говоря,ранее это даже не считалось пороком. Речь идет о незаконных задержаниях проституток, которые, чтобы не упускать «рабочее» время, вынуждены были либо откупаться от полицейских, либо «обслуживать» их. Приказом № 8 от 28 января 1909 г. Кошко указал, что задерживать проституток следует лишь в тех случаях, «если причастны к какому-либо преступлению и проводится в Сыскной полиции дознание», и только «по моему или моего Помощника отдельному каждый раз приказанию». И далее в приказе: «Строжайше запретить задерживать проституток чинам канцелярии и стола привода».
Наиболее нетерпимым в полицейской, особенно сыскной службе пороком считал Аркадий Францевич пьянство. Борьбе с ним он уделял серьезное внимание, применяя весь арсенал средств, имевшихся в его распоряжении, от убеждения до увольнения со службы и предания суду. Приказ № 17 от 28 апреля 1908 г., пункт 1: «Ввиду того, что некоторые чины вверенной мне Сыскной Полиции, не смотря на приказание мое, продолжают злоупотреблять спиртными напитками при отправлении своих служебных обязанностей - ВНОВЬ напоминаю, что уличенные в нетрезвом поведении будут мною подвергаться взысканиям без всякого снисхождения, а затем представляться к увольнению от службы. Пора взять в соображение мое приказание, исходящее из той точки зрения, что пьяный службы нести не может»10. По всей видимости, это далеко не первое указание подобного рода, но не-прекращающееся пьянство подчиненных вынудило начальника сыскной полиции издать письменный приказ, действенность которого, как показала практика, для некоторых чинов сыска оказалась нулевой. В пункте 3 приказа № 27 от 2 июня 1908 г. Кошко снова констатирует: «Замечено мною, что Полицейские Надзиратели и агенты Сыскной Полиции позволяют себе при исполнении служебных обязанностей в Управлении Сыскной Полиции, вопреки моим неоднократным распоряжениям, пить водку. Последний раз предупреждаю названных чинов, что если будет еще раз замечен подобный безпо-рядок, виновные в том лица будут мною тотчас же представлены к увольнению от службы»11.
Однако на выпивох-полицейских не действовали ни увещевания, ни угрозы. Некоторых из них Кошко просто уволил из сыскной полиции, но случались и более тяжкие происшествия: «Несмотря на неоднократно отдаваемые мною приказания по Управлению вверенной мне Сыскной Полиции, и
6 ЦИАМ. Ф. 1293. Оп. 2. Д. 6. Л. 28-28об.
7 Кошко А.Ф. Указ. соч. Т.1. С.161.
8 ЦИАМ. Ф. 1293. Оп. 2. Д. 6. Л. 17об.
9 Кошко А.Ф. Указ. соч. Т.3. С.65-69.
10 ЦИАМ. Ф. 1293. Оп. 2. Д. 6. Л. 5об.
11 Там же. Л. 11-11об.
С.Н. Жаров
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
наконец личные мои разъяснения о том, что Полицейские Надзиратели и агенты Сыскной Полиции должны всегда быть трезвыми, держать себя обязаны корректно не только в отношении потерпевших лиц, но и задерживаемых подозреваемых по делам лиц и преступников, многие из Полицейских Надзирателей и агентов, очевидно, не пожелав усвоить мои распоряжения, допускали держать себя непристойно, пьянствовали и производили бесчинства, за что и подвергались взысканиям без всякого снисхождения, вплоть до увольнения от службы.
Строгие меры эти, казалось бы, должны вразумить чинов и уяснить им, что пьяный человек на службе терпим не может быть, между тем в действительности получилось совершенно иное. Полицейский Надзиратель III разряда Куль, напившись пьяным, задержал ни в чем неповинных трех лиц, избил их и был доставлен в таком виде с задержанными, чинами наружной полиции в участок. По докладе о случае этом Г.Градоначальнику, Его Превосходительство приказал, удалив от службы Куля, о действиях его сообщить Прокурорскому надзору для предания Суду.
Подтверждая вновь указанное мое распоряжение о том, как себя должны вести при исполнении своих служебных обязанностей Полицейские Надзиратели и агенты Сыскной Полиции, предупреждаю этих чинов, что и впредь о безобразиях пьяных и незаконных их действиях будет докладываться Г.Градоначальнику с тем, чтобы произведенные о таких действиях дознания были направлены Прокурорскому надзору для привлечения виновных к Суду» (Приказ № 57 от 5 декабря 1909 г.12).
Также недопустимой для сыскных чинов полагал Кошко и склонность к азартным играм, поэтому категорически запрещал своим подчиненным посещать бега и скачки, а командируемым туда в наряд - делать ставки (п.2 приказа № 17 от 28 апреля 1908 г.13).
В своих записках руководитель сыска практически не упоминает о ежедневной кропотливой работе по воспитанию подчиненных, направленной на то, чтобы из обыкновенных полицейских нижних чинов и столичных обывателей вырастить достойных своего положения чиновников и сыскных агентов. Упоминание об этом мы найдем в п.3 приказа № 18 от 1 мая 1908 г.: «Полицейский Надзиратель... должен вести себя строго с достоинством, не допуская никакой болтливости, и помнить, что он прежде всего представитель власти»14.
Воспитание достоинства складывалось из целого ряда элементов и штрихов, и в приказах Кош-ко отражены в большинстве своем этапы его воспитательной работы с подчиненными. Поскольку внутреннее достоинство начинается с достойного внешнего вида и поведения, а «Полицейские Надзиратели и агенты ведут себя в Управлении Сыскной Полиции непристойно, разгуливают в шапках, фуражках и позволяют себе неприлично ругаться» (п. 1 приказа № 27 от 2 июня 1908г.)15, Кошко категорически под угрозой взыскания потребовал прекратить подобный беспорядок. Не менее строг он был и к нарушителям правил отдания чести: полицейский надзиратель III разряда Шаустов за неот-дание чести поклоном самому Кошко был наказан семью внеочередными дежурствами, а за неотда-ние чести градоначальнику - семью сутками ареста16.
Именно Аркадием Францевичем была налажена дежурная служба в управлении Московской сыскной полиции, он разработал подробную инструкцию дежурным полицейским надзирателям (приказ № 48 от 19 августа 1908г.)17. Но еще много усилий пришлось затратить, чтобы обучить и заставить полицейских надзирателей исполнять свои обязанности, нарушение которых приводило иногда к серьезным происшествиям: так, из-за халатности дежурного из музея управления сыскной полиции была совершена кража (приказ № 21 от 28 марта 1909 г.)18.
Кошко понимал, что его требовательность должна быть адресной, а для этого необходим постоянный контроль за деятельностью подчиненных. В рассказе «Сыскной аппарат» он приводит примеры такого контроля за коррумпированными полицейскими чиновниками с помощью личной секретной агентуры19. Тем же методом выявлялись и случаи очковтирательства: «Иногда случалось, что надзиратели из-за лени и нерадения относились спустя рукава к порученному делу или, чтобы отде-
12 Там же. Л. 25об.-26.
13 Там же. Л. 5об.
14 Там же. Л. 7.
15 Там же. Л.11.
16 Там же. Л. 27-28.
17 Там же. Л.16об.-17.
18 Там же. Л. 22.
19 Кошко А.Ф. Указ. Соч. Т. 2. С. 155, 156.
латься, принимались сообщать всякие небылицы, свидетельствующие об их энергии и старании. С помощью... секретных агентов истина и здесь выяснялась очень скоро, и пристыженный надзиратель быстро терял вкус к самовосхвалению и выдумкам»20. Но для полного и всеобъемлющего контроля необходимо было наладить постоянный учет всей сыскной деятельности, и Кошко эту задачу выполнил. Он обязал каждого полицейского надзирателя сыскной полиции ежемесячно подавать отчетную ведомость курирующим участок чиновникам, а те должны были пересылать их и сводную ведомость по всему участку в управление сыскной полиции. Составление ведомости представляло большую трудность для малограмотных надзирателей, и Кошко разработал специальную цифровую ведомость, специальный бланк, в котором надо было только проставить численные показатели деятельности и процент выполнения. В приказе №29 от 8 июня 1908г. он прямо указал, что такую ведомость заполнять «проще, так как там все ясно, а кто не умеет высчитать % своих открытий, обратитесь к более развитому товарищу, к Чиновнику, или ко мне»21.
Но и здесь начальник сыскной полиции столкнулся с хитростью и выдумкой бездельников: по сводной ведомости, представленной чиновником Михеевым за апрель 1909 г., у полицейского надзирателя Срывцева, ранее не блиставшего сыскными талантами, была показана раскрываемость 100%. Подняв отчетную ведомость Срывцева, Кошко обнаружил, что указанная цифра вполне справедлива, но достигнута весьма оригинальным методом: за весь месяц Срывцев раскрыл одно-единственное дело «на 7 рублей с копейками, других поручений не было» (п.1 приказа № 28 от 7 мая 1909 г.)22. Чиновник Ксаверьев нашел иной путь - вовсе перестал систематически предоставлять отчетные ведомости полицейских надзирателей23. Лишь с помощью наложенных дисциплинарных взысканий смогли эти полицейские чиновники осознать необходимость предоставлять вовремя требуемую отчетность и прекратить порочную практику неравномерной нагрузки на подчиненных.
Рассмотренные здесь ситуации - лишь часть проблем, которые вынужден был разрешать в своей деятельности начальник Московской сыскной полиции в начале XX в. Возможно, предвзятый критик скажет, что нет нужды извлекать негативные сюжеты давно минувших дней, раз уж сам Кошко не счел необходимым упомянуть о них в своих записках. Но прошло почти столетие, а некоторые из этих ситуаций повторяются вновь и вновь, и уже нынешние руководители правоохранительных органов вынуждены их разрешать. И для них, возможно, небесполезным окажется опыт предшественника, неустанной работой добившегося высоких результатов: в 1913 г. возглавляемая Аркадием Францевичем Кошко Московская сыскная полиция была признана лучшей в Европе по раскрываемости преступлений24. Поэтому в качестве цели этой публикации автор, вслед за выдающимся французским философом XVII-XVIII вв. Жаном де Лабрюйером, взял слова Эразма Роттердамского: «Мы намеревались предупредить, но не обидеть, принести пользу, но не ранить, улучшить нравы людей, но не оскорбить человека»25.
Поступила в редакцию 14.08.11
S.N. Zharov
A.F. Koshko and his staff in memories and documents
The article is devoted to the activities of officials of the Moscow police detectives led by A.F. Koshko. The author analyses the data contained in his memoirs and orders of the period from 1908 to1910.
Keywords: detective police, criminal investigation, agents, education and training.
Жаров Сергей Николаевич, Zharov S.N.,
кандидат юридических наук, доцент candidate of law, associate professor
Южно-Уральский государственный университет South Ural State University
454000, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 76 454000, Russia, Chelyabinsk, Lenina av., 76
20 Там же. С. 156.
21 ЦИАМ. Ф. 1293. Оп. 2. Д. 6. Л. 12об.
22 Там же. Л. 23.
23 Там же. Л. 23об.
24 Руднев П.И. Начальник Московской сыскной полиции А.Ф.Кошко // Вопросы истории. 1999. № 4-5. С. 137.
25 Лабрюйер Ж. де. Характеры, или Нравы нынешнего века. М.: ООО «Издательство АСТ»; ОАО «ЛЮКС», 2004. С. 5.