References
1. Vasiltsova VM, reproduction of capital in the transition to market: Author. Doctor. Econ. Sciences. - SPb., 1996. - 35c.
2. SI Kruglov, obsolescence of technology: Author. Diss.... Doctor. Econ. Sciences. - Ivanovsky gos.universitet, 1997. - 32c.
3. SV Mashkov, zero depreciation and its economic consequence. - AIC - economics, management, monthly theoretical and practical scientific journal. -2007. -№4. -C. 63-66
4. Northern AE, Bulganin DS and others. The organization of the secondary market of agricultural machinery (state experience, perspective). M.: FGNU "Rosinformagroteh", 2001. 42
5. AF Seleznev, Accounting cyclical reproduction in investment strategy // The Economist. - 1998. - № 2. -S. 24 - 32.
6. Chernoivanov VI, Restore machine parts (Status and prospects). - Ch-49 M.: FGNU "Rosinformagroteh", 2010. - 376 p.
7. Hulten C.R. and Wykoff FC, The Measurement of economic depreciation ", In Depreciation, Inflation and the Taxation of Income from Capital. Charles R. Hulten (ed). Washington, DC: The Urban Institute Press. Pp. 81-125
8. Whelan K, 'Computers, obsolescence, and productivity', Washington, DC: Board of Governors of the Federal Reserve, 2000
А ЕСЛИ БУДУТ БОЛЕЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ?
В современной науке существует две концепции глобального изменения климата на Земле. Первая из них связывает этот процесс с влиянием расширения масштабов хозяйственной деятельности человека на выбросы в атмосферу углекислого газа. Наблюдение за этим влиянием ведётся под эгидой ООН. Нашу деятельность в данной области за последнее время недавно изложил Александр Бедрицкий - советник президента РФ по климату в своём кратком выступлении 23 сентября 2014 г. на Климатическом саммите в Нью-Йорке. По его словам, последние годы Россия активно участвовала в международном климатическом сотрудничестве и является мировым лидером по объёмам снижения выбросов. Кумулятивное снижение выбросов в энергетическом секторе в России за последние 20 лет равно 5-летней эмиссии ЕС или 3-летней эмиссии США. Благодаря политике структурной оптимизации и энергосбережения, за период 1990-2011 годов углеродо-ёмкость ВВП России снизилась в три раза [3].
Современная российская государственная политика ориентирована на низкоуглеродное развитие. С учётом Копенгагенского соглашения целевым ориентиром для нас является снижение энергоёмкости российского ВВП на 13,5% к 2020 году. В 2013 году Указом Президента была определена национальная цель сокращения антропогенных выбросов парниковых газов на 25% к 2020 году от уровня 1990 года [3].
Другая концепция связывает колоссальные изменения на нашей планете с грандиозным влиянием циклических колебаний солнечной активности. Климатические изменения на Земле могут носить не только постепенный характер. Возможен и катастрофический сдвиг, который потребует чрезвычайных, в том числе военных, мер реагирования.
Таков основной вывод доклада «Сводка погоды: 2010-2020», подготовленного профессиональными футурологами по заказу министерства обороны США. Как утверждают эксперты, глобальные климатические изменения способны полностью дестабилизировать политическую обстановку на планете. В числе «правдоподобных» упоминаются такие сценарии, как голод в Европе и соперничество ядерных держав из-за скудных водных ресурсов. [6].
Анатолий Николаевич Барковский
Д.э.н., главный научный сотрудник ИЭ РАН, г.Москва
Сурен СааковичАлабян К.э.н., ведущий научный сотрудник ИЭ РАН, г.Москва Ольга Владимировна Морозенкова
К.э.н., научный сотрудник ИЭ РАН, г.Москва
В своих прогнозах авторы - Питер Шварц и Дуглас Рэндолл - исходят из возможности того, что в результате природных сдвигов по совершенно иным законам начнет внезапно жить Мировой океан. Европа, Азия и Северная Америка лишатся тогда привычного тепла. А в Южном полушарии, наоборот, станет жарче.
По словам ученых, Земля уже пережила нечто подобное 8200 лет назад. Человечеству известно, в частности, совсем недавно происшедшее по историческим меркам явление - Малое оледенение. Оно продолжалось примерно с 1300 по 1850 год. Из-за ухудшившихся погодных условий европейцам пришлось покинуть Гренландию, увяла цивилизация викингов. Лишь с 1315г. по 1319г. голод выкосил десятки тысяч людей, подчеркивается в докладе. А ведь тогда человечество было куда ма-лочисленнее [6].
При резком увеличении воздействия климатических изменений, как отмечалось выше, предстоит пересмотреть ряд задач технико-экономического характера (в том числе расширение мощностей заводов по производству труб и переукладке магистральных трубопроводов), разработка и создание новых видов транспортной техники для обслуживания трассы Северного морского пути и речных баз, обеспечивающих так называемый северный завоз по крупнейшим северным рекам Евразии.
Необходимо также создать принципиально новые кадры специалистов, которые станут обслуживать все возникшие потребности, связанные с резко изменяющимися условиями жизни в северных широтах, в том числе с добычей полезных ископаемых и их перевозкой, переработкой и дальнейшим использованием, с учётом экспортной квоты, формированием комфортных условий работы, проживания и отдыха.
Следует отметить, что у России, несмотря на ожидаемые сложности, всё же имеются благоприятные предпосылки для укрепления своих позиций в международном разделении труда даже в условиях резких климатических изменений. Во-первых, это природные ресурсы и продовольственная база, на что обращали внимание эксперты Пентагона в своих экстремальных прогнозах. Думается, что зерновые как основа продовольственного благополу-
чия, уже в ближайшие годы станет крупнейшим экспортным ресурсом России наряду с традиционными углеводородами.
Тем не менее, авторы полагают, что сырьевой фактор в экономике, внешней политике и экспортной квоте России будет столь же существенным, как и в других крупных странах мира, таких как Австралия, Канада, Индонезия и США. Нужно только научиться долгосрочному хранению нефтегазовых ресурсов и стратегическому манёвру ими во времени.
Следующий ресурс - это широко понимаемый транспортный вектор, включающий Северный морской путь вместе с устьями крупнейших рек, и создание новых средств воздушного, надводного и наземного транспорта, которые, с учётом наработок предприятий ВПК, могли бы успешно идти на экспорт и участвовать в международной производственной кооперации.
В данном материале мы не готовы предложить подробный перечень видов изделий, способных обеспечивать товарно-продуктовую независимость нашей страны с учётом практики международного разделения труда и новых тенденций в сохранении жизни на Земле. Пока, думается, достаточно обойтись яркими примерами с учётом вариантных подходов в случаях резкого похолодания или потепления климата на Земле и на их основе поручить потенциальным производителям более подробные разработки и провести более детальные исследования. Так, для коренного преодоления традиционного российского бездорожья целесообразно на некоторых действующих предприятиях по сборке автотракторных изделий наладить выпуск вездеходов серийной модификации с гораздо более повышенной, чем сегодня, проходимостью с учётом ожидаемого увеличения спроса на них у нас и за рубежом.
По той же причине следовало бы вернуться к разработке комплексной программы межрайонного воздушного транспорта, содержащей в себе строительство простейших взлётно-посадочных полос, создание необходимых средств связи и, главное, современных и перспективных средств транспорта с небольшой пассажи-ровместимостью и соответствующей грузоподъёмностью. Нужно вернуться и к таким типам самолётов как 12-местные турбовинтовые АН-3, дирижаблям, шире использовать реактивные ближнемагистральные модификации конкурентов бразильского Эмбрайера самолётов Ан-148-168.
В то же время ждет своего возрождения такая для России уже не новая отрасль производства, возникшая первоначально в 1957 г. в Нижнем Новгороде как военное экранопланостроение (так называемый Каспийский монстр), учитывая его возможности для бесперебойных грузовых и пассажирских перевозок в зимнее время по за-мерзаюшим рекам Сибири и Дальнего Востока. Это снимает также такую острую ежегодную проблему как «северный завоз» продуктов и материалов.
Пора также, наконец, определиться с начатым на питерских судоверфях строительством плавучих АЭС, которые можно было бы разместить вдоль побережья Северного Ледовитого океана и в устьях северных рек для обеспечения электроэнергией близлежащих посёлков и городов. С одной стороны, эти АЭС, несомненно, могут пользоваться спросом и в отдельных зарубежных, особенно, островных странах. Вместе с тем последние оценки американцев для условий, аналогичных Вилючинску на Камчатке, где планируется размещение первой такой ПАЭС, применительно к Анкориджу на Аляске показали, нецелесообразность и даже опасность строительства таких сооружений и предпочтительной замены их строительством уже опробованных мощных газотурбинных и ветряных электростанций в районах Крайнего Севера близ потребителей.
Имея это в виду, как нам представляется, на будущее следовало бы продумать возможность и необходимость разработки двух вариантов параллельных стратегий использования энергетических ресурсов - экспортной и внутренней, где зарубежные доходы от нефтегазовых ресурсов могли бы подкрепляться экономией за счет более широкого применения атомной энергетики и других источников (гидро-, ветро-, солнечной и т.д.) внутри страны [8].
Второй аспект, который в России только начинает осмысливаться, - это огромное географическое пространство страны, нуждающееся в трансформации из глобального барьера межконтинентального значения в средство хорошо оборудованного межконтинентального соединения Юго-Восточной Азии с Западной Европой, а также внутриконтинентальных воздушных и наземных сообщений в Северной Азии.
В конце 2012 года президент Владимир Путин заявил, что Северный морской путь экономически более выгоден, чем Суэцкий канал, что делает его крайне важным для нашей страны [7]. Вместе с тем в Арктическом регионе сегодня сходятся интересы многих государств, в том числе и внерегиональных, таких как Китай, Япония, Бразилия и Индия, а это заставляет Россию действовать решительно для сохранения контроля над обширной морской зоной, достигающей одного миллиона квадратных километров [5]. При этом глава российского государства неоднократно отмечал, что все споры в регионе следует решать мирным путем, и сама Арктика должна стать «зоной мира» [10].
В 2013 году на международном форуме «Арктика -территория диалога» в Салехарде Путин заявил, что Россия намерена в разы увеличить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне, а также обеспечить там свою безопасность [9]. На севере добывается более 80% российского газа и свыше 90% никеля и кобальта, эта территория обеспечивает формирование 1215% валового внутреннего продукта и около четверти российского экспорта [1].
Наконец, третий аспект превращения Севера в постоянно функционирующий экономический регион касается квалифицированных кадров для экономического освоения ранее упомянутых районов.
Сегодня подготовкой кадров для работы в Арктике занимается созданная в декабре 2009 г. «Арктическая Ассоциация Университетов России». Её учредителями являются: ФГОУ ВПО «Архангельский государственный технический университет», с 2010 г. - ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»; Кольский научный центр РАН; ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»; ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»; ФГУП Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича; ГОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа» им. И.М.Губкина. Сюда целесообразно также подключение вновь созданного Дальневосточного федерального университета во Владивостоке с похожими задачами и профилем подготовки кадров.
Цель ассоциации состоит в организации совместной деятельности университетов и научных учреждений по подготовке квалифицированных кадров и проведению научных исследований, обеспечивающей изучение, эффективное комплексное освоение, сохранение и переработку углеводородных, минеральных и биологических ресурсов в Арктическом регионе России [2].
На заседании Объединенной Рабочей группы по образованию и науке Совета Баренцева Евро-Арктического региона, 9 октября 2014г., участники подвели итоги
работы группы за предыдущий период под председательством САФУ и Университета Тромсё (Норвегия). Среди основных результатов: разработка предложений в Кирке-несскую декларацию 2.0, принятую в октябре 2013 года на министерском уровне и задавшую новые ориентиры обновленного регионального формата научно-образовательного партнерства на следующие 20 лет, выработка предложений в План действий по предотвращению негативных последствий изменений климата и План действий по развитию туризма в Баренцевом регионе. Основные направления совместных научных исследований САФУ и Арктического Университета Тромсё - это, прежде всего, развитие северной полярной медицины, здравоохранения, защита окружающей среды и блок вопросов, посвященный социально-гуманитарной сфере [4].
1.Вероятность крайне пессимистического сценария сравнительно мала, но надо быть готовым и к нему; невнимательное отношение к последствиям этого варианта развития событий на планете не будет прощено потомками человечества.
2.Россию могут затронуть эти события в более активной степени вследствие её растянутого нахождения вдоль Северного ледовитого океана, поэтому возможные катастрофические последствия должны быть в поле зрения руководства страны постоянно.
3.Что касается экономической составляющей катастрофических последствий, то наша страна находится в более благоприятной ситуации, чем многие макрорегионы и страны на Земле. Это дает ей ряд потенциальных преимуществ в возможном международном разделении труда за счёт развитой топливно-сырьевой базы, водных и лесных ресурсов, возможностей расширения продовольственной базы и развития машиностроения за счёт военно-промышленного комплекса.
4.Особые защитные условия населения и территории представляет дальнейшее развитие Северного морского пути как транспортного комплекса международного значения, более защищенного и стабильного в отношении транспортных перевозок, чем другие океанические маршруты.
5.Большим преимуществом России является уже существующая и имеющая перспективы дальнейшего развития подготовка квалифицированных кадров для освоения Севера.
Список литературы:
1. Арктика требует особых условий для развития. 14.05.2014. (http://www.iapress-line.ru/kef-2014/item/34383-arktika)
2. Арктическая Ассоциация Университетов России. (http://narfu.ru/arctic/regulatory_documents/)
3. Бедрицкий А. принял участие в пленарном заседании Климатического саммита ООН. 23 сентября 2014 г. Нью-Йорк. (http://state.kremlin.ru/face/46679)
4. В САФУ состоялось заседание Объединенной Рабочей группы по образованию и науке Совета Баренцева Евро-Арктического региона. 10.10.2014. (http://narfu.ru/international/news/?ELEMENT_ro=1 76041)
5. Губин А. Военные возможности России в Арктике. 09.01.2014.
(http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2950#top)
6. Прогноз климатических изменений на 2010-2020 г.г.
(http://www.bezenchukshop.ru/publ/ehkologija/progn oz_klimaticheskikh_izmenenij_na_2010_2020_gody/ 19-1-0-262)
7. Путин возродит Северный морской путь с Ямала. 21.12.2012.
(http://pravdaurfo.ru/news/yamalo-neneckiy-
okrug/putin-vozrodit-severnyy-morskoy-put-s-
yamala)
8. Россия на мировых рынках традиционной и новой энергетике / Под общ. ред С.А. Ситаряна -М.:Книжный дом «Либроком», 2009. - 264 с.
9. РФ в разы расширит площадь охраняемых территорий Арктической зоны. 25.09.2013. (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130925122931.sht ml)
10. Russia's Putin says he wants peaceful division of Arctic. 23.09.2010.
(http://www.csmonitor.com/World/Europe/2010/0923/
Russia-s-Putin-says-he-wants-peaceful-division-of-
Arctic)
О ПРОЦЕДУРАХ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Морунов Виталий Викторович
к.э.н., старший преподаватель кафедры информационных технологий Лениногорского филиала ФГБОУКНИТУ-КАИ, г. Бугульма
Контроль - это функция управления, охватывающая всю финансово-хозяйственную деятельность организации в соответствии с нормами законодательства и внутрифирменными правилами.
В соответствии с п. 1 ст. 82 «Общие положения о налоговом контроле» Главы 14 «Налоговый контроль» Части 1 Налогового кодекса РФ - налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
На наш взгляд, внутренний налоговый контроль является составной частью системы внутреннего контроля в организации. В соответствии с п.1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» - экономиче-
ский субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. [2]. На практике у компаний возникает большое количество вопросов о методике организации и осуществления внутреннего контроля. На ряд таких вопросов получен ответ в Письме Минфина России от 25.12.2013 N 0704-15/57289, к которому прилагается информационный документ N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности". Согласно Письму Минфина внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: 1) эффективность и результативность своей деятельности, в т.ч. достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; 2) достоверность и