Научная статья на тему 'А если будут более экстремальные условия для экономики России?'

А если будут более экстремальные условия для экономики России? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А если будут более экстремальные условия для экономики России?»

References

1. Vasiltsova VM, reproduction of capital in the transition to market: Author. Doctor. Econ. Sciences. - SPb., 1996. - 35c.

2. SI Kruglov, obsolescence of technology: Author. Diss.... Doctor. Econ. Sciences. - Ivanovsky gos.universitet, 1997. - 32c.

3. SV Mashkov, zero depreciation and its economic consequence. - AIC - economics, management, monthly theoretical and practical scientific journal. -2007. -№4. -C. 63-66

4. Northern AE, Bulganin DS and others. The organization of the secondary market of agricultural machinery (state experience, perspective). M.: FGNU "Rosinformagroteh", 2001. 42

5. AF Seleznev, Accounting cyclical reproduction in investment strategy // The Economist. - 1998. - № 2. -S. 24 - 32.

6. Chernoivanov VI, Restore machine parts (Status and prospects). - Ch-49 M.: FGNU "Rosinformagroteh", 2010. - 376 p.

7. Hulten C.R. and Wykoff FC, The Measurement of economic depreciation ", In Depreciation, Inflation and the Taxation of Income from Capital. Charles R. Hulten (ed). Washington, DC: The Urban Institute Press. Pp. 81-125

8. Whelan K, 'Computers, obsolescence, and productivity', Washington, DC: Board of Governors of the Federal Reserve, 2000

А ЕСЛИ БУДУТ БОЛЕЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ?

В современной науке существует две концепции глобального изменения климата на Земле. Первая из них связывает этот процесс с влиянием расширения масштабов хозяйственной деятельности человека на выбросы в атмосферу углекислого газа. Наблюдение за этим влиянием ведётся под эгидой ООН. Нашу деятельность в данной области за последнее время недавно изложил Александр Бедрицкий - советник президента РФ по климату в своём кратком выступлении 23 сентября 2014 г. на Климатическом саммите в Нью-Йорке. По его словам, последние годы Россия активно участвовала в международном климатическом сотрудничестве и является мировым лидером по объёмам снижения выбросов. Кумулятивное снижение выбросов в энергетическом секторе в России за последние 20 лет равно 5-летней эмиссии ЕС или 3-летней эмиссии США. Благодаря политике структурной оптимизации и энергосбережения, за период 1990-2011 годов углеродо-ёмкость ВВП России снизилась в три раза [3].

Современная российская государственная политика ориентирована на низкоуглеродное развитие. С учётом Копенгагенского соглашения целевым ориентиром для нас является снижение энергоёмкости российского ВВП на 13,5% к 2020 году. В 2013 году Указом Президента была определена национальная цель сокращения антропогенных выбросов парниковых газов на 25% к 2020 году от уровня 1990 года [3].

Другая концепция связывает колоссальные изменения на нашей планете с грандиозным влиянием циклических колебаний солнечной активности. Климатические изменения на Земле могут носить не только постепенный характер. Возможен и катастрофический сдвиг, который потребует чрезвычайных, в том числе военных, мер реагирования.

Таков основной вывод доклада «Сводка погоды: 2010-2020», подготовленного профессиональными футурологами по заказу министерства обороны США. Как утверждают эксперты, глобальные климатические изменения способны полностью дестабилизировать политическую обстановку на планете. В числе «правдоподобных» упоминаются такие сценарии, как голод в Европе и соперничество ядерных держав из-за скудных водных ресурсов. [6].

Анатолий Николаевич Барковский

Д.э.н., главный научный сотрудник ИЭ РАН, г.Москва

Сурен СааковичАлабян К.э.н., ведущий научный сотрудник ИЭ РАН, г.Москва Ольга Владимировна Морозенкова

К.э.н., научный сотрудник ИЭ РАН, г.Москва

В своих прогнозах авторы - Питер Шварц и Дуглас Рэндолл - исходят из возможности того, что в результате природных сдвигов по совершенно иным законам начнет внезапно жить Мировой океан. Европа, Азия и Северная Америка лишатся тогда привычного тепла. А в Южном полушарии, наоборот, станет жарче.

По словам ученых, Земля уже пережила нечто подобное 8200 лет назад. Человечеству известно, в частности, совсем недавно происшедшее по историческим меркам явление - Малое оледенение. Оно продолжалось примерно с 1300 по 1850 год. Из-за ухудшившихся погодных условий европейцам пришлось покинуть Гренландию, увяла цивилизация викингов. Лишь с 1315г. по 1319г. голод выкосил десятки тысяч людей, подчеркивается в докладе. А ведь тогда человечество было куда ма-лочисленнее [6].

При резком увеличении воздействия климатических изменений, как отмечалось выше, предстоит пересмотреть ряд задач технико-экономического характера (в том числе расширение мощностей заводов по производству труб и переукладке магистральных трубопроводов), разработка и создание новых видов транспортной техники для обслуживания трассы Северного морского пути и речных баз, обеспечивающих так называемый северный завоз по крупнейшим северным рекам Евразии.

Необходимо также создать принципиально новые кадры специалистов, которые станут обслуживать все возникшие потребности, связанные с резко изменяющимися условиями жизни в северных широтах, в том числе с добычей полезных ископаемых и их перевозкой, переработкой и дальнейшим использованием, с учётом экспортной квоты, формированием комфортных условий работы, проживания и отдыха.

Следует отметить, что у России, несмотря на ожидаемые сложности, всё же имеются благоприятные предпосылки для укрепления своих позиций в международном разделении труда даже в условиях резких климатических изменений. Во-первых, это природные ресурсы и продовольственная база, на что обращали внимание эксперты Пентагона в своих экстремальных прогнозах. Думается, что зерновые как основа продовольственного благополу-

чия, уже в ближайшие годы станет крупнейшим экспортным ресурсом России наряду с традиционными углеводородами.

Тем не менее, авторы полагают, что сырьевой фактор в экономике, внешней политике и экспортной квоте России будет столь же существенным, как и в других крупных странах мира, таких как Австралия, Канада, Индонезия и США. Нужно только научиться долгосрочному хранению нефтегазовых ресурсов и стратегическому манёвру ими во времени.

Следующий ресурс - это широко понимаемый транспортный вектор, включающий Северный морской путь вместе с устьями крупнейших рек, и создание новых средств воздушного, надводного и наземного транспорта, которые, с учётом наработок предприятий ВПК, могли бы успешно идти на экспорт и участвовать в международной производственной кооперации.

В данном материале мы не готовы предложить подробный перечень видов изделий, способных обеспечивать товарно-продуктовую независимость нашей страны с учётом практики международного разделения труда и новых тенденций в сохранении жизни на Земле. Пока, думается, достаточно обойтись яркими примерами с учётом вариантных подходов в случаях резкого похолодания или потепления климата на Земле и на их основе поручить потенциальным производителям более подробные разработки и провести более детальные исследования. Так, для коренного преодоления традиционного российского бездорожья целесообразно на некоторых действующих предприятиях по сборке автотракторных изделий наладить выпуск вездеходов серийной модификации с гораздо более повышенной, чем сегодня, проходимостью с учётом ожидаемого увеличения спроса на них у нас и за рубежом.

По той же причине следовало бы вернуться к разработке комплексной программы межрайонного воздушного транспорта, содержащей в себе строительство простейших взлётно-посадочных полос, создание необходимых средств связи и, главное, современных и перспективных средств транспорта с небольшой пассажи-ровместимостью и соответствующей грузоподъёмностью. Нужно вернуться и к таким типам самолётов как 12-местные турбовинтовые АН-3, дирижаблям, шире использовать реактивные ближнемагистральные модификации конкурентов бразильского Эмбрайера самолётов Ан-148-168.

В то же время ждет своего возрождения такая для России уже не новая отрасль производства, возникшая первоначально в 1957 г. в Нижнем Новгороде как военное экранопланостроение (так называемый Каспийский монстр), учитывая его возможности для бесперебойных грузовых и пассажирских перевозок в зимнее время по за-мерзаюшим рекам Сибири и Дальнего Востока. Это снимает также такую острую ежегодную проблему как «северный завоз» продуктов и материалов.

Пора также, наконец, определиться с начатым на питерских судоверфях строительством плавучих АЭС, которые можно было бы разместить вдоль побережья Северного Ледовитого океана и в устьях северных рек для обеспечения электроэнергией близлежащих посёлков и городов. С одной стороны, эти АЭС, несомненно, могут пользоваться спросом и в отдельных зарубежных, особенно, островных странах. Вместе с тем последние оценки американцев для условий, аналогичных Вилючинску на Камчатке, где планируется размещение первой такой ПАЭС, применительно к Анкориджу на Аляске показали, нецелесообразность и даже опасность строительства таких сооружений и предпочтительной замены их строительством уже опробованных мощных газотурбинных и ветряных электростанций в районах Крайнего Севера близ потребителей.

Имея это в виду, как нам представляется, на будущее следовало бы продумать возможность и необходимость разработки двух вариантов параллельных стратегий использования энергетических ресурсов - экспортной и внутренней, где зарубежные доходы от нефтегазовых ресурсов могли бы подкрепляться экономией за счет более широкого применения атомной энергетики и других источников (гидро-, ветро-, солнечной и т.д.) внутри страны [8].

Второй аспект, который в России только начинает осмысливаться, - это огромное географическое пространство страны, нуждающееся в трансформации из глобального барьера межконтинентального значения в средство хорошо оборудованного межконтинентального соединения Юго-Восточной Азии с Западной Европой, а также внутриконтинентальных воздушных и наземных сообщений в Северной Азии.

В конце 2012 года президент Владимир Путин заявил, что Северный морской путь экономически более выгоден, чем Суэцкий канал, что делает его крайне важным для нашей страны [7]. Вместе с тем в Арктическом регионе сегодня сходятся интересы многих государств, в том числе и внерегиональных, таких как Китай, Япония, Бразилия и Индия, а это заставляет Россию действовать решительно для сохранения контроля над обширной морской зоной, достигающей одного миллиона квадратных километров [5]. При этом глава российского государства неоднократно отмечал, что все споры в регионе следует решать мирным путем, и сама Арктика должна стать «зоной мира» [10].

В 2013 году на международном форуме «Арктика -территория диалога» в Салехарде Путин заявил, что Россия намерена в разы увеличить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне, а также обеспечить там свою безопасность [9]. На севере добывается более 80% российского газа и свыше 90% никеля и кобальта, эта территория обеспечивает формирование 1215% валового внутреннего продукта и около четверти российского экспорта [1].

Наконец, третий аспект превращения Севера в постоянно функционирующий экономический регион касается квалифицированных кадров для экономического освоения ранее упомянутых районов.

Сегодня подготовкой кадров для работы в Арктике занимается созданная в декабре 2009 г. «Арктическая Ассоциация Университетов России». Её учредителями являются: ФГОУ ВПО «Архангельский государственный технический университет», с 2010 г. - ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»; Кольский научный центр РАН; ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»; ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»; ФГУП Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича; ГОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа» им. И.М.Губкина. Сюда целесообразно также подключение вновь созданного Дальневосточного федерального университета во Владивостоке с похожими задачами и профилем подготовки кадров.

Цель ассоциации состоит в организации совместной деятельности университетов и научных учреждений по подготовке квалифицированных кадров и проведению научных исследований, обеспечивающей изучение, эффективное комплексное освоение, сохранение и переработку углеводородных, минеральных и биологических ресурсов в Арктическом регионе России [2].

На заседании Объединенной Рабочей группы по образованию и науке Совета Баренцева Евро-Арктического региона, 9 октября 2014г., участники подвели итоги

работы группы за предыдущий период под председательством САФУ и Университета Тромсё (Норвегия). Среди основных результатов: разработка предложений в Кирке-несскую декларацию 2.0, принятую в октябре 2013 года на министерском уровне и задавшую новые ориентиры обновленного регионального формата научно-образовательного партнерства на следующие 20 лет, выработка предложений в План действий по предотвращению негативных последствий изменений климата и План действий по развитию туризма в Баренцевом регионе. Основные направления совместных научных исследований САФУ и Арктического Университета Тромсё - это, прежде всего, развитие северной полярной медицины, здравоохранения, защита окружающей среды и блок вопросов, посвященный социально-гуманитарной сфере [4].

1.Вероятность крайне пессимистического сценария сравнительно мала, но надо быть готовым и к нему; невнимательное отношение к последствиям этого варианта развития событий на планете не будет прощено потомками человечества.

2.Россию могут затронуть эти события в более активной степени вследствие её растянутого нахождения вдоль Северного ледовитого океана, поэтому возможные катастрофические последствия должны быть в поле зрения руководства страны постоянно.

3.Что касается экономической составляющей катастрофических последствий, то наша страна находится в более благоприятной ситуации, чем многие макрорегионы и страны на Земле. Это дает ей ряд потенциальных преимуществ в возможном международном разделении труда за счёт развитой топливно-сырьевой базы, водных и лесных ресурсов, возможностей расширения продовольственной базы и развития машиностроения за счёт военно-промышленного комплекса.

4.Особые защитные условия населения и территории представляет дальнейшее развитие Северного морского пути как транспортного комплекса международного значения, более защищенного и стабильного в отношении транспортных перевозок, чем другие океанические маршруты.

5.Большим преимуществом России является уже существующая и имеющая перспективы дальнейшего развития подготовка квалифицированных кадров для освоения Севера.

Список литературы:

1. Арктика требует особых условий для развития. 14.05.2014. (http://www.iapress-line.ru/kef-2014/item/34383-arktika)

2. Арктическая Ассоциация Университетов России. (http://narfu.ru/arctic/regulatory_documents/)

3. Бедрицкий А. принял участие в пленарном заседании Климатического саммита ООН. 23 сентября 2014 г. Нью-Йорк. (http://state.kremlin.ru/face/46679)

4. В САФУ состоялось заседание Объединенной Рабочей группы по образованию и науке Совета Баренцева Евро-Арктического региона. 10.10.2014. (http://narfu.ru/international/news/?ELEMENT_ro=1 76041)

5. Губин А. Военные возможности России в Арктике. 09.01.2014.

(http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2950#top)

6. Прогноз климатических изменений на 2010-2020 г.г.

(http://www.bezenchukshop.ru/publ/ehkologija/progn oz_klimaticheskikh_izmenenij_na_2010_2020_gody/ 19-1-0-262)

7. Путин возродит Северный морской путь с Ямала. 21.12.2012.

(http://pravdaurfo.ru/news/yamalo-neneckiy-

okrug/putin-vozrodit-severnyy-morskoy-put-s-

yamala)

8. Россия на мировых рынках традиционной и новой энергетике / Под общ. ред С.А. Ситаряна -М.:Книжный дом «Либроком», 2009. - 264 с.

9. РФ в разы расширит площадь охраняемых территорий Арктической зоны. 25.09.2013. (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130925122931.sht ml)

10. Russia's Putin says he wants peaceful division of Arctic. 23.09.2010.

(http://www.csmonitor.com/World/Europe/2010/0923/

Russia-s-Putin-says-he-wants-peaceful-division-of-

Arctic)

О ПРОЦЕДУРАХ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Морунов Виталий Викторович

к.э.н., старший преподаватель кафедры информационных технологий Лениногорского филиала ФГБОУКНИТУ-КАИ, г. Бугульма

Контроль - это функция управления, охватывающая всю финансово-хозяйственную деятельность организации в соответствии с нормами законодательства и внутрифирменными правилами.

В соответствии с п. 1 ст. 82 «Общие положения о налоговом контроле» Главы 14 «Налоговый контроль» Части 1 Налогового кодекса РФ - налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

На наш взгляд, внутренний налоговый контроль является составной частью системы внутреннего контроля в организации. В соответствии с п.1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» - экономиче-

ский субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. [2]. На практике у компаний возникает большое количество вопросов о методике организации и осуществления внутреннего контроля. На ряд таких вопросов получен ответ в Письме Минфина России от 25.12.2013 N 0704-15/57289, к которому прилагается информационный документ N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности". Согласно Письму Минфина внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: 1) эффективность и результативность своей деятельности, в т.ч. достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; 2) достоверность и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.