Научная статья на тему 'Подготовка российских кадров для освоения арктических территорий'

Подготовка российских кадров для освоения арктических территорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка кадров / арктические территории.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозенкова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка российских кадров для освоения арктических территорий»

Морозенкова О.В.

к.э.н., н.с. Института экономики РАН

ПОДГОТОВКА РОССИЙСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Ключевые слова: подготовка кадров, арктические территории.

Сегодня подготовкой кадров для работы в Арктике занимается созданная в декабре 2009 г. «Арктическая ассоциация университетов России». Её учредителями являются: Архангельский государственный технический университет, с 2010 г. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова; Кольский научный центр РАН; Мурманский государственный технический университет; Петрозаводский государственный университет; Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича; Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. Сюда целесообразно также подключение вновь созданного Дальневосточного федерального университета во Владивостоке с похожими задачами и профилем подготовки кадров1.

Цель ассоциации состоит в организации совместной деятельности университетов и научных учреждений по подготовке квалифицированных кадров и проведению научных исследований, обеспечивающей изучение, эффективное комплексное освоение, сохранение и переработку углеводородных, минеральных и биологических ресурсов в Арктическом регионе России2.

Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) на сегодняшний день является крупнейшим научным центром Северо-Западного и Арктического регионов. Приоритетным направлением деятельности Университета на сегодняшний день является научное изучение Арктики.

На сегодняшний день САФУ реализует более 50-ти международных проектов. Партнерами САФУ по проектам являются ведущие образовательные и научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти, частные инновационные предприятия и некоммерческие партнерства северных регионов России, Норвегии, Финляндии, Швеции, США и Канады. Целью совместной работы по проектам является содействие решению актуальных вопросов развития Арктики и субарктических территорий, включая рациональное недропользование, охрану окружающей среды, использование альтернативных источников энергии, обеспечение безопасности, повышение качества жизни коренных народов Севера, создание и совершенствование программ подготовки специалистов для работы в Арктике3.

На заседании Объединенной Рабочей группы по образованию и науке Совета Баренцева Евро-Арктического региона, 9 октября 2014 г., участники подвели итоги работы группы за предыдущий период под председательством САФУ и Университета Тромсё (Норвегия). Среди основных результатов: разработка предложений в Киркенесскую декларацию 2.0, принятую в октябре 2013 года на министерском уровне и задавшую новые ориентиры обновленного регионального формата научно-образовательного партнерства на следующие 20 лет, выработка предложений в План действий по предотвращению негативных последствий изменений климата и План действий по развитию туризма в Баренцевом регионе. Под эгидой группы проведена серия семинаров для вузов Северо-Запада России и начата разработка образовательных модулей по внедрению методологии чистого производства и экологически значимого потребления в образовательный процесс, организован семинар по продвижению научной экспертизы северных вузов и планированию совместных проектов в рамках программы ЕС по научно-технологическому сотрудничеству «Горизонт 2020» в Брюсселе в ноябре 2013 года4.

Основные направления совместных научных исследований САФУ и Арктического Университета Тромсё - это, прежде всего, развитие северной полярной медицины, здравоохранения, защита окружающей среды и блок вопросов, посвященный социально-гуманитарной сфере. Очень важны исследования, связанные с методами экологически безо-

1 Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) создан с целью поддержки формирования региональной экономики инновационного типа, подготовки и закрепления высококвалифицированных кадров. Одной из ведущих является нефтегазовая отрасль. Планы интенсивного освоения ресурсов шельфа дальневосточных и арктических морей требуют доведения до промышленного уровня и внедрения в практику конкурентоспособных технологий диагностики, которые должны повысить информативность, оперативность и доступность анализов, обеспечить объективный выбор способов поддержания эксплуатационной надёжности и безопасности ледостойких оснований нефтегазопромысловых платформ для условий шельфа острова Сахалин и северных морей России. - http://www.dvfu.ru

2 Арктическая ассоциация университетов России. - http://narfu.ru/arctic/regulatory_documents.

3 Онлайн-конференция. САФУ: подведение итогов 2012 года. На вопросы отвечала ректор Северного Арктического федерального университета Елена Кудряшова. 26.12.2012. - http://pressria.ru/online/601221244.html

4 В САФУ состоялось заседание Объединенной Рабочей группы по образованию и науке Совета Баренцева Евро-Арктического региона. 10.10.2014. - http://narfu.ru/international/news/?ELEMENT_ID=176041

пасной технологии освоения нефтегазовых месторождений Арктического шельфа. В последние три-четыре года появилось новое направление, связанное с лесной биотехнологией. Биоресурсы и, прежде всего, древесина северных пород, является важнейшим объектом для исследования1.

Новый этап двухлетнего председательства САФУ реализует совместно с Лапландским университетом Финляндии. В рамках новой повестки сотрудничества следующие ключевые задачи: усиление роли группы в реализации приоритетных задач программ председательства на национальном (Баренцев Евро-Арктический Совет) и на региональном уровне (Баренцев Региональный Совет), активное участие северных вузов в реализации Плана действий Баренцева региона по предупреждению негативных последствий изменения климата и Плана действий по транспорту, расширение сетевого взаимодействия с другими тематическими группами Совета БЕАР и синергии с другими региональными форматами взаимодействия на Севере, развитие партнерства с властью и бизнесом в рамках конкретных проектов и программ2.

25 сентября 2014 г. на базе Института комплексной безопасности САФУ состоялось заседание рабочей группы международного проекта МАЯРАЯТ. В международной исследовательской группе проекта участвовали эксперты и молодые ученые из 9 университетов России, Норвегии, Исландии и Гренландии.

Участниками встречи были представлены системы готовности и реагирования в чрезвычайных ситуациях в своих странах, намечены дальнейшие планы и мероприятия проекта. В частности, на следующем этапе работы партнерам предстоит провести прогнозирование развития морской деятельности и рисков в Арктике до 2020 года, сравнить организационные структуры и имеющиеся ресурсы системы обеспечения готовности к ЧС, изучить возможности расширения взаимодействия вовлеченных организаций на трансграничном уровне, выступить наблюдателями международных учений на воде и разработать сценарий чрезвычайной ситуации на нефтяной платформе, в ликвидации которой предполагается взаимодействие всех служб национальных систем готовности3.

Через реализацию программ партнерства с университетами Канады у САФУ появляется возможность развития новых направлений, связанных с изучением Арктики: климатологии, океанографии, гляциологии; возможность участия в совместных проектах по изучению изменения климата и изучению морского льда, технологий, связанных с судостроением и судоходством, спасательными операциями в Арктике, строительством в условиях холодного климата, производства и переработки биомассы и развития других альтернативных источников энергии, безопасного и устойчивого использования ресурсов Севера. В числе приоритетных направлений сотрудничества - визиты канадских профессоров в САФУ, обменные программы для студентов и аспирантов, совместные семинары и исследовательские

4

проекты .

Проект СЕТ1А «Окружающая среда прибрежных территорий, технологии и инновации в Арктике», реализуемого в рамках Программы сотрудничества ЕС и России «Европейский инструмент соседства и партнерства - Коларк-тик», рассчитанный до 2014 года, является уже четвертым проектом, реализуемым в настоящее время САФУ в рамках программы «Коларктик».

Общей целью проекта является развитие экологических знаний и внедрение инновационных решений в экологии, технологии и образовании, направленных на снижение антропогенной нагрузки в прибрежных районах Баренцева региона. Проект предусматривает решение следующих практических задач: сравнение и гармонизация методов изучения и критериев экологической уязвимости прибрежных экосистем; изучение камчатского краба как потенциального индикатора загрязнений в Баренцевом море; разработка и применение природоохранных технологий ликвидации неф-теразливов, включая использование искусственных сорбентов и водорослей. Создание и внедрение новой междисциплинарной образовательной программы, призванной объединить различные области знаний и опыт северных партнеров в вопросах сохранения окружающей среды, способствует повышению уровня подготовки специалистов для освоения арктических территорий и континентального шельфа, а также позволит расширить границы академической мобильности студентов и преподавателей университетов-участников проекта5.

Расширение объемов экспорта углеводородного сырья из регионов Российского Севера и Сахалина, активизация транспортных потоков на Северном морском пути благодаря транзитному потенциалу его использования, строительство новых портовых комплексов в восточной части Финского залива предопределили увеличение потребности в специалистах, компетентных в области управления морскими судами в сложных ледовых условиях. Строительство новых ледоколов, нефтяных танкеров, газовозов и других типов судов усиленного ледового класса также требует соответствующего кадрового обеспечения6.

1 По словам начальника научно-исследовательского управления САФУ, Александра Гурьева. - http://narfu.ru/international/

пе%^/?ЕЬЕМЕЭТ_ГО=175074

2

В САФУ состоялось заседание Объединенной Рабочей группы по образованию и науке Совета Баренцева Евро-Арктического региона. 10.10.2014. - http://narfu.ru/international/news/?ELEMENT_ID=17604

Заседание рабочей группы международного проекта МАЯРАЯТ «Готовность к чрезвычайным ситуациям на море и развитие международного сотрудничества на Крайнем Севере». 30.09.2014. - http://narfu.ru/international/news/?ELEMENT_ID=175052

4 Арктический университет подружился с Канадой. - http://5uglov.ru/abiturient/a_news/1766

5 САФУ участвует в разработке совместной магистерской программы «Управление охраной окружающей среды в Арктике». - http://narfu.ru/life/news/main/22412

6 Интервью ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Сергея Барышникова о подготовке кадров для работы на Северном морском пути. 19.09.2013. - http://www.mfgumrf.ru/5748542184/ 9611182366

ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова1 имеет десятки международных договоров с различными зарубежными университетами, компаниями, ассоциациями, которые позволяют повышать качество обучения и вести передовую научную деятельность, реализует сотрудничество с зарубежными судоходными компаниями в области подготовки судовых специалистов.

На основе договорных отношений с судоходными компаниями ежегодно до 100 курсантов проходят плавпрак-тику на судах зарубежных компаний, таких как Stena (Швеция), Boskalis (Нидерланды), Nor-Gaz (Норвегия), Wessels (Германия) и других2.

По данным Мурманского государственного технического университета (МГТУ) на специалистов морского профиля, технических специальностей количество заявок организаций-потребителей превышает количество выпускников, что является показателем необходимости государственной поддержки вузов, осуществляющих подготовку ин-

3

женерных кадров .

МГТУ является участником ряда международных научных проектов и программ. Ведется активная работа по расширению географии сотрудничества вуза, установлению контактов с вузами Норвегии, Германии, Великобритании, Нидерландов, Польши, Исландии, Франции, идет поиск новых форм сотрудничества с уже существующими ино-

4

странными вузами-партнерами .

В 2013 году МГТУ продлил договор с ОООО «Статойл АСА» (Норвегия) о реализации совместного проекта. Общей целью проекта в долгосрочной перспективе является повышение качества строительства и эксплуатации нефтяных и газовых скважин на шельфе Арктических морей с помощью применения разработанных в ходе проекта рецептур технологических жидкостей и повышение уровня профессиональных компетенций будущих специалистов нефтегазовой отрасли5. Также МГТУ заключил договор о сотрудничестве с компанией АО «Тоталь Разведка Разработка Россия» (российское подразделение французской группы Total). Обе компании уделяют особое внимание поддержке специалистов-инженеров в нефтегазовой отрасли путем оказания стипендиальной поддержки студентам, аспирантам, закупки учебной литературы и оборудования6.

В последнее время в климатической системе Арктики был замечен феномен, который называется - «изменения климата Арктики». Чрезвычайное усиление циклонической доли и рост температур привел к значительным изменениям в Ледовитом Океане. Наблюдается аномальный рост температур атлантических вод, проникающих в Северно-ледовитый океан, который в некоторых районах превзошел средние значения за весь исторический период наблюдений. Такие сильные аномалии климатообразующих процессов (атмосферных, ледовых и океанографических) привели к необходимости более полной и надежной оценки состояния и прогноза состояния климатической системы и природной среды Арктики. В данном случае важно проследить взаимосвязь между потоками тепла, циклонической деятельностью атмосферной циркуляции, осадками, снежным покровом, ледниками, реками, почвенным покровом, антропогенными факторами7.

Совместная ААНИИ/НПИ Арктическая лаборатория по изучению климата им. Фрама (FAL), основанная Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом Росгидромета и Норвежским Полярным Институтом, таким исследованиям уделяет серьезное внимание.

Архипелаг Шпицберген является оптимальным объектом-индикатором для упомянутых видов исследований8. Там находится норвежский университет, и наши специалисты ездят туда на практику. Хотя это территория Норвегии, статус ее таков, что все страны мира могут вести там научные наблюдения и даже добывать полезные ископаемые, что и делает российская фирма «Арктик-уголь».

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) успешно развивает сотрудничество с научными центрами многих зарубежных стран: Германии, США, Норвегии, Швеции, Финляндии, Японии, Южной Кореи, Польши, Англии и Канады9.

В рамках международных соглашений РАН с зарубежными научными организациями осуществляются совместные исследовательские проекты и научные программы, рабочие встречи и консультации, стажировки ученых в целях повышения их профессиональной подготовки, прямые связи с научными коллективами.

Согласно Концепции внешней политики одним из внешнеполитических приоритетов России является сотрудничество со странами Баренцева/Евроарктического региона10 и Арктики. Россия ставит перед собой цели по защите интересов коренных народов, сохранению и расширению присутствия в Арктике.

1 Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

2 Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - Международные программы и проекты. http:// gumrf.ru/intdejat_mpp.html

3 http://www.mstu.edu.ru/info

4 Отчет о научно-исследовательской деятельности МГТУ за 2013 год. Том 2. - С. 122. - http://www.mstu.edu.ru/science/results

5 Разработка инновационных и экологически безопасных рецептур технологических жидкостей. - http://www.mstu.edu.ru/ info/inter/projects/-30052013.shtml

6 Отчет о научно-исследовательской деятельности МГТУ за 2013 год. Том 2. - С. 123. - http://www.mstu.edu.ru/science/results

7 «Fram» Arctic Climate Research Laboratory. - http://www.fram.nw.ru/indexrus1.html

8 Там же.

9 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. «Арктический и антрактический научно-исследовательский институт». - http://www.aari.nw.ru/main.htm?http://www.aari.nw.ru/ann80th/ann85_interviu.html

10 Регион включает в себя губернии Норвегии: Нурланн, Тромс, Финнмарк, лены Швеции Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландия, Северная Остроботния и Каинуу, и регионы России: Мурманская область, Архангельская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ и Республика Карелия.

В Декларации сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, подписанной в Киркенесе в 1993 году, странами определены приоритетные направления сотрудничества в регионе: содействие региональному развитию, поддержка коренного населения (в том числе повышение доступности образования и языкового обучения), развитие науки и техники (включая продвижение современных технологий для холодного климата), совместная подготовка научных кадров и специалистов. Страны признали важность научно-технического сотрудничества в области геологии, океанографии, атмосферной физики, экологии и охраны окружающей среды, а также в таких отраслях экономики как строительство, рыболовство, аквакультура, лесное хозяйство, горная промышленность, разработка ресурсов шельфа, транспорт и связь. В Декларации отмечены следующие формы сотрудничества между странами: обмен информацией, создание совместных научных лабораторий и организация экспедиций.

Институциональной площадкой для реализации межвузовского сотрудничества служит «Баренцев трансграничный университет», представляющий собой альянс университетов региона, где помимо программ обмена студентов и преподавателей, совместных научно-исследовательских проектов реализуются совместные магистерские программы.

Программы и проекты в Баренцевом/Евроарктическом регионе финансируются Россией и ЕС. Так, между РФ и европейским сообществом заключено соглашение о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Коларктик» (Стокгольм, 18 ноября 2009 год)1.

Россия сотрудничает со странами Арктики в рамках Арктического Совета (в состав которого входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция). В 2011 году заключена Нуукская декларация (по случаю Седьмой Министерской сессии Арктического совета), в которой страны заявили о своем намерении сотрудничать в области науки и образования по таким предметным сферам как экология и окружающая среда, естественные, гуманитарные и социальные науки.

Механизмом развития академической мобильности в регионе служит Арктический университет, представляющий собой консорциум университетов и исследовательских центров России, Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Исландии. Университет реализует студенческие обмены, обмены преподавателями (Программа №гШТЯЕХ), а также совместную образовательную программу «Бакалавр циркумполярных наук»2.

Реализация совместных программ и проектов в области образования, науки и культуры отмечены только в 6% международных соглашений. Существующие международные соглашения не в полной мере отвечают задачам модернизации российского образования. Наибольшее количество международных соглашений в области образования, науки и культуры направлено на поддержку физических обменов. Обмены учеными и научными сотрудниками предусмотрены в 21,8% многосторонних соглашений; специалистами и сотрудниками предприятий - 18,3%; студентами и аспирантами - 19,7%; преподавателями вузов - 18,6%, школьниками - 3,1%, школьными учителями - 2,1%. Меньше всего соглашений направлены на обмены молодыми учеными (1,7% соглашений), в то время как «омоложение» российской науки является актуальной задачей развития научного сектора .

1 Результаты систематизации и оценки механизмов сотрудничества России с зарубежными странами в целях развития академической мобильности: нормативно-правовая база, инструменты, практики. Национальный Фонд Подготовки Кадров. 2013. -С. 35-36. - http://intpr.ntf.ru/DswMedia/rezul-tatyi_sistematizacii.pdf

2 Там же.

3 Там же, с. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.