А.А. Жеребнов
А.Е. ИЗМАЙЛОВ И ЕГО ЖУРНАЛ «БЛАГОНАМЕРЕННЫЙ» В ЖУРНАЛЬНОЙ ПОЛЕМИКЕ 1820-х гг.
В статье рассматривается полемика, которую вел журнал А.Е. Измайлова «Благонамеренный» с редактором журнала «Невский зритель» В.К. Кюхельбекером. Полемика быстро переросла в личные оскорбления. В итоге отношения между Измайловым и Кюхельбекером оказались разорванными, а в «Благонамеренном» перестали печататься друзья Кюхельбекера.
Ключевые слова: А.Е. Измайлов, В.К. Кюхельбекер, Н.Ф. Остолопов, «Благонамеренный», «Невский зритель».
Активное участие в литературной полемике - своего рода «визитная карточка» журнала А.Е. Измайлова «Благонамеренный». Журнал Измайлова спорил с большинством ведущих столичных журналов XIX в. Вступая во вполне приличный журнальный спор, «Благонамеренный» часто «переходил на личности»; почти всегда такая полемика имела политическую подоплеку. Яркий пример тому - полемика с либеральным столичным журналом «Невский зритель»1.
Страницы «Благонамеренного» часто заполняли всякого рода игровые жанры: шарады, логогрифы, омонимы, анаграммы2. Постоянным автором такого рода текстов был Н.Ф. Остолопов - крупный государственный чиновник, «в часы отдохновения» занимавшийся литературой и журналистикой. Именно Остолопов был автором «программного документа» развлекательных жанров -статьи «О загадке, логогрифе, шараде и омониме»3.
Анализируя игровые жанры «Благонамеренного», О.А. Проскурин утверждал, что за внешней несерьезностью формы скрывалась «охранительная идеология» журнала Измайлова4. Этот тезис подтверждает, например, и опубликованная во втором номере
© Жеребнов А.А., 2015
22
А.А. Жеребнов
журнала от 1820 г. «Анаграмма», подписанная «П. Р-г» с разгадкой «ропот - топор»:
Причина, коею бунтовщики мечтают Быть в праве взволновать народ, Показывает им сама наоборот, Чем казнь за это совершает5.
На фоне событий, происходивших в то время в Европе, «охранительный» посыл анаграммы звучал особенно отчетливо. Очевидно, именно этот текст стал причиной полемики между «Благонамеренным» и либеральным столичным журналом «Невский зритель».
В «Зрителе» была опубликована программная статья В.К. Кюхельбекера «Взгляд на текущую словесность». Кюхельбекер, один из руководителей журнала, подробно рассмотрел в статье текущую периодику, в том числе и «Благонамеренного»6.
Журналу Измайлова была дана нелестная характеристика. Нарекания Кюхельбекера вызывали, прежде всего, те же развлекательные стихотворные материалы: Кюхельбекеру они казались недостойными публикации. В «Благонамеренном», по его мнению, помещались «стихотворения таких родов, каких еще не было в российском стихотворстве, а именно омонимы, что значит: тождесло-вы, или соименники, и поэтические анекдоты (иначе не умеем назвать сего рода, который, вероятно, также найдет многих себе подражателей), поэтические анекдоты о пьяницах»7.
Критикуя «Благонамеренный», Кюхельбекер обратил также внимание на рубрику «Выписки из иностранных журналов и писем от корреспондентов к издателю». Ему казалось, что заграничные «новости» и «выписки», которые получал от «корреспондентов» Измайлов, были неважными и вторичными. Скептически отозвался рецензент «Зрителя» и о баснях Измайлова, эстетика которых была ему не близка.
В шестом номере «Благонамеренного» за 1820 г. прозвучал «ответ» на статью Кюхельбекера - стихотворение «Шутка» Н.Ф. Осто-лопова, в которой редактор «Невского зрителя» - противник омонимов - назван «поэтом, проклятым Аполлоном». Также автор «Шутки» высмеял узнаваемые современниками черты оппонента -высокий рост и акцент: «По виду - человек длинный и сухой, / По речи - должен быть природы иностранной». Остолопов высмеивал и манеру Кюхельбекера говорить, и его манеру писать стихи: по его мнению, поэт ««протяжным тоном» поет рапсодию на «греческий манер»8. Кроме того, в том же номере «Благонамеренного» в рубрике
А.Е. Измайлов и его журнал «Благонамеренный»... 23
«От издателя» помещены несколько памфлетных заметок, написанных Измайловым и направленных лично против Кюхельбекера:
«Я спорить с умными люблю: От споров с ними я учуся; Но спорить с ... боюся И им всегда, во всем охотно уступлю <...>
Сказка моя, или, как говорит один ученый критик, поэтический анекдот о Дураке Филатке. См. Невский Зритель, книжку II, с. 125»9.
Таким образом, взаимоотношения между Кюхельбекером и Измайловым были испорчены. Несмотря на многочисленные неконструктивные выпады, опровергнуть обвинения Кюхельбекера Измайлову и сотрудникам его журнала не удалось, но после полемики с «Невским зрителем» в «Благонамеренном» перестали печататься многие близкие к Кюхельбекеру авторы.
Примечания
1 Об этом журнале см.: Готовцева А.Г., Киянская О.И. К.Ф. Рылеев в журнале «Невский зритель» // Вестник РГГУ. 2010. № 8. Серия «Журналистика. Литературная критика». С. 183-222.
2 Шарада - разновидность загадки, представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. Как и в загадке, дается описание каждого из слогов-слов. Логогриф - словесная игра, заключающаяся в том, что из букв одного длинного слова составляются другие короткие слова. Омоним - загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями. Анаграмма - загадка, в которой при перестановке слогов и букв, а также при чтении справа налево слово приобретает новое значение.
3 Остолопов Н.Ф. О загадке, логогрифе, шараде и омониме // Благонамеренный. 1820. № 2. С. 136-138.
4 См.: Проскурин О.А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. М.: ОГИ, 2000. С. 188-228.
5 П. Р-г. Анаграмма // Благонамеренный. 1820. № 2. С. 146.
6 Кюхельбекер В.К. Взгляд на текущую словесность // Невский зритель. 1820. Ч. 1. C. 106-127.
7 Там же. С. 117.
8 Остолопов Н.Ф. Шутка // Благонамеренный. 1820. № 6. С. 451.
9 Измайлов А.Е. От издателя // Там же. С. 439.