Научная статья на тему 'А. Е. Измайлов и его журнал «Благонамеренный» в журнальной полемике 1820-х гг'

А. Е. Измайлов и его журнал «Благонамеренный» в журнальной полемике 1820-х гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
315
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Е. ИЗМАЙЛОВ / В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР / W.K. KUCHELBECKER / Н.Ф. ОСТОЛОПОВ / "БЛАГОНАМЕРЕННЫЙ" / "НЕВСКИЙ ЗРИТЕЛЬ" / "NEVSKY ZRITEL" / A.E. IZMAYLOV / N.F. OSTOLOPOV / "BLAGONAMERENNIY"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жеребнов Антон Андреевич

В статье рассматривается полемика, которую вел журнал А.Е. Измайлова «Благонамеренный» с редактором журнала «Невский зритель» В.К. Кюхельбекером. Полемика быстро переросла в личные оскорбления. В итоге отношения между Измайловым и Кюхельбекером оказались разорванными, а в «Благонамеренном» перестали печататься друзья Кюхельбекера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.E. Izmaylov and his magazine “Blagonamerenniy” in the magazine controversy of the 1820s

The article is about the controversy, led by the A.E. Izmailov’s magazine “Blagonamerenniy” with the editor of the magazine “Nevsky zritel” W.K. Kuchelbecker. The controversy quickly escalated into personal insults. In the end, the relationship between Izmailov and Kuchelbecker was torn apart and the “Blagonamerenniy” ceased to be used by Kuchelbeckers’ friends for publications.

Текст научной работы на тему «А. Е. Измайлов и его журнал «Благонамеренный» в журнальной полемике 1820-х гг»

А.А. Жеребнов

А.Е. ИЗМАЙЛОВ И ЕГО ЖУРНАЛ «БЛАГОНАМЕРЕННЫЙ» В ЖУРНАЛЬНОЙ ПОЛЕМИКЕ 1820-х гг.

В статье рассматривается полемика, которую вел журнал А.Е. Измайлова «Благонамеренный» с редактором журнала «Невский зритель» В.К. Кюхельбекером. Полемика быстро переросла в личные оскорбления. В итоге отношения между Измайловым и Кюхельбекером оказались разорванными, а в «Благонамеренном» перестали печататься друзья Кюхельбекера.

Ключевые слова: А.Е. Измайлов, В.К. Кюхельбекер, Н.Ф. Остолопов, «Благонамеренный», «Невский зритель».

Активное участие в литературной полемике - своего рода «визитная карточка» журнала А.Е. Измайлова «Благонамеренный». Журнал Измайлова спорил с большинством ведущих столичных журналов XIX в. Вступая во вполне приличный журнальный спор, «Благонамеренный» часто «переходил на личности»; почти всегда такая полемика имела политическую подоплеку. Яркий пример тому - полемика с либеральным столичным журналом «Невский зритель»1.

Страницы «Благонамеренного» часто заполняли всякого рода игровые жанры: шарады, логогрифы, омонимы, анаграммы2. Постоянным автором такого рода текстов был Н.Ф. Остолопов - крупный государственный чиновник, «в часы отдохновения» занимавшийся литературой и журналистикой. Именно Остолопов был автором «программного документа» развлекательных жанров -статьи «О загадке, логогрифе, шараде и омониме»3.

Анализируя игровые жанры «Благонамеренного», О.А. Проскурин утверждал, что за внешней несерьезностью формы скрывалась «охранительная идеология» журнала Измайлова4. Этот тезис подтверждает, например, и опубликованная во втором номере

© Жеребнов А.А., 2015

22

А.А. Жеребнов

журнала от 1820 г. «Анаграмма», подписанная «П. Р-г» с разгадкой «ропот - топор»:

Причина, коею бунтовщики мечтают Быть в праве взволновать народ, Показывает им сама наоборот, Чем казнь за это совершает5.

На фоне событий, происходивших в то время в Европе, «охранительный» посыл анаграммы звучал особенно отчетливо. Очевидно, именно этот текст стал причиной полемики между «Благонамеренным» и либеральным столичным журналом «Невский зритель».

В «Зрителе» была опубликована программная статья В.К. Кюхельбекера «Взгляд на текущую словесность». Кюхельбекер, один из руководителей журнала, подробно рассмотрел в статье текущую периодику, в том числе и «Благонамеренного»6.

Журналу Измайлова была дана нелестная характеристика. Нарекания Кюхельбекера вызывали, прежде всего, те же развлекательные стихотворные материалы: Кюхельбекеру они казались недостойными публикации. В «Благонамеренном», по его мнению, помещались «стихотворения таких родов, каких еще не было в российском стихотворстве, а именно омонимы, что значит: тождесло-вы, или соименники, и поэтические анекдоты (иначе не умеем назвать сего рода, который, вероятно, также найдет многих себе подражателей), поэтические анекдоты о пьяницах»7.

Критикуя «Благонамеренный», Кюхельбекер обратил также внимание на рубрику «Выписки из иностранных журналов и писем от корреспондентов к издателю». Ему казалось, что заграничные «новости» и «выписки», которые получал от «корреспондентов» Измайлов, были неважными и вторичными. Скептически отозвался рецензент «Зрителя» и о баснях Измайлова, эстетика которых была ему не близка.

В шестом номере «Благонамеренного» за 1820 г. прозвучал «ответ» на статью Кюхельбекера - стихотворение «Шутка» Н.Ф. Осто-лопова, в которой редактор «Невского зрителя» - противник омонимов - назван «поэтом, проклятым Аполлоном». Также автор «Шутки» высмеял узнаваемые современниками черты оппонента -высокий рост и акцент: «По виду - человек длинный и сухой, / По речи - должен быть природы иностранной». Остолопов высмеивал и манеру Кюхельбекера говорить, и его манеру писать стихи: по его мнению, поэт ««протяжным тоном» поет рапсодию на «греческий манер»8. Кроме того, в том же номере «Благонамеренного» в рубрике

А.Е. Измайлов и его журнал «Благонамеренный»... 23

«От издателя» помещены несколько памфлетных заметок, написанных Измайловым и направленных лично против Кюхельбекера:

«Я спорить с умными люблю: От споров с ними я учуся; Но спорить с ... боюся И им всегда, во всем охотно уступлю <...>

Сказка моя, или, как говорит один ученый критик, поэтический анекдот о Дураке Филатке. См. Невский Зритель, книжку II, с. 125»9.

Таким образом, взаимоотношения между Кюхельбекером и Измайловым были испорчены. Несмотря на многочисленные неконструктивные выпады, опровергнуть обвинения Кюхельбекера Измайлову и сотрудникам его журнала не удалось, но после полемики с «Невским зрителем» в «Благонамеренном» перестали печататься многие близкие к Кюхельбекеру авторы.

Примечания

1 Об этом журнале см.: Готовцева А.Г., Киянская О.И. К.Ф. Рылеев в журнале «Невский зритель» // Вестник РГГУ. 2010. № 8. Серия «Журналистика. Литературная критика». С. 183-222.

2 Шарада - разновидность загадки, представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. Как и в загадке, дается описание каждого из слогов-слов. Логогриф - словесная игра, заключающаяся в том, что из букв одного длинного слова составляются другие короткие слова. Омоним - загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями. Анаграмма - загадка, в которой при перестановке слогов и букв, а также при чтении справа налево слово приобретает новое значение.

3 Остолопов Н.Ф. О загадке, логогрифе, шараде и омониме // Благонамеренный. 1820. № 2. С. 136-138.

4 См.: Проскурин О.А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. М.: ОГИ, 2000. С. 188-228.

5 П. Р-г. Анаграмма // Благонамеренный. 1820. № 2. С. 146.

6 Кюхельбекер В.К. Взгляд на текущую словесность // Невский зритель. 1820. Ч. 1. C. 106-127.

7 Там же. С. 117.

8 Остолопов Н.Ф. Шутка // Благонамеренный. 1820. № 6. С. 451.

9 Измайлов А.Е. От издателя // Там же. С. 439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.