3. Курилова, Л.М. Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Курилова. - Ярославль, 2003. - 205 с.
4. Курилова, Л.М. Инновации в управлении педагогическим колледжем, функционирующим в составе университетского комплекса [Текст] / Л.М. Курилова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 103 с.
В.Л. Рохмистров, В.А. Щенев А.Б. ДИТМАР - УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ЧЕЛОВЕК
В статье дается обзор основных этапов жизни и деятельности одного из российских географов, работавшего долгие годы в ЯГПУ. Рассмотрены особенности научно-географических исследований в области античной географии. Проанализированы профессиональные особенности педагогического стиля ученого, а также качества руководителя деканата и кафедры.
V.L. Rohmistrov, V.A. Shchenyov
A.B. DITMAR - A SCIENTIST, TEACHER, PERSON
In the article the review of the basic stages of a life and activity of one of the Russian geographers working many long years at our university is given. Features of scientifical-geographical researches in the field of Antique Geography are considered. Professional features of pedagogical style of the scientist, and also quality of the head of dean's office and chair are analysed.
Столетие нашего университета, к которому готовится его коллектив, педагогическое сообщество России, местная общественность и учительство, невольно требует обращения к биографии вуза, тем людям, которые были его жизнью и создавали его историю. Одна из замечательных страниц в летописи нашего университета связана с жизнью и деятельностью очень известного в стране ученого и педагога - Андрея Борисовича Дитмара.
Авторам этой статьи довелось на протяжении нескольких десятилетий работать рядом с этим человеком (а один из них — его ученик), и это дает право на воспоминания о нем. Время необратимо, сменяются поколения и эпохи, все меньше и меньше людей могут достаточно полно представить А.Б. Дитмара не как имя, а как личность, разносторонне образованного и признанного научным сообществом специалиста, чьи человеческие качества вполне отражали эпоху и в то же время были сугубо индивидуальными и, безусловно, неповторимыми.
Биографическая страница. А.Б. Дит-мар родился 31 мая 1911 года в Москве в семье географа, профессора Московского государственного университета. Окончив школу, он поступил на географический факультет Московского университета. Началась интересная студенческая жизнь: лекции знаменитых ученых - географических светил, летние экспедиции под руководством известного в
Советском Союзе геолога А.Н. Мазаровича. Удалось побывать в экспедиции по программе «Большая Волга», принять участие в организации Алтайского заповедника, познакомиться с мировой известности минералогическим Ильменским заповедником на Южном Урале. Но учеба длилась недолго. После второго курса по семейным обстоятельствам (тяжелая болезнь отца, отсутствие средств к существованию) пришлось оставить университет. Как это случается в молодости, когда впереди открываются еще не освоенные горизонты жизни, обладая живым и общительным характером, артистической внешностью, Андрей Борисович загорелся мыслью стать артистом. Не имея театрального образования, но обладая, по его словам, «некоторыми артистическими способностями», А.Б. Дитмар поступил на «службу» (так говорят в театрах) актером в Московский академический Малый театр. Спустя два года работы в театре пришло время призыва в Красную армию, после службы в которой он снова вернулся на театральную сцену, но теперь уже в Государственный театр юного зрителя. Позднее Андрей Борисович часто вспоминал об этом периоде своей жизни, называя имена тех (с годами ставших известными в театральном мире), с кем ему довелось выступать на одной сцене. Театральный период жизни оставил заметный след в его биографии и благотворно повлиял на профессиональную деятельность вузовско-
го педагога. Свою речь Андрей Борисович нередко пересыпал фразами из сыгранных в годы молодости ролей и спектаклей. Особенно он любил цитировать «Горе от ума». С сентября 1939-го года по март 1940-го снова служба в армии: потребовалось: участие в освобождении Западной Белоруссии.
В профессорской семье мысль о продолжении образования была естественной и не оставляла будущего географа. В 1940 году он поступил, по совету врачей (заболевание коленного сустава требовало сухого и теплого климата), на 3 курс Крымского педагогического университета в Симферополе. Но учиться здесь довелось недолго. Началась Великая Отечественная война, институт эвакуировали в Дагестан, соединив с местным вузом, и после 3 курса Андрею Борисовичу пришлось перевестись в Саратовский университет, который через год он окончил с отличием. Интересно, что еще будучи студентом, А.Б. Дитмар вел занятия на кафедре по общему землеведению и топографии. Опыт пригодился, и в дальнейшем, в годы Великой Отечественной войны, призванный в Красную армию, Андрей Борисович обучает будущих офицеров - курсантов военных училищ - топографическому искусству.
В Ярославском педагогическом институте, где в то время, приезжая из Москвы, работал его отец, профессор Б.П. Дитмар, Андрей Борисович становится ассистентом, затем старшим преподавателем, а через два года его назначают исполняющим обязанности заведующего кафедрой и одновременно деканом. Уже став доцентом и профессором, в должности декана он проработал почти 30 лет - срок вполне уважительный и даже по нынешним временам удивительный.
А.Б. Дитмар - ученый. Бесспорно, «ученый был и остается единственным и достоверным богатством, которым на самом деле обладает наука» [2]. Каждая область, в которой работает ученый, требует своего исследователя, обладающего соответствующими объекту изучения качествами мышления. В научной литературе мы нашли работу, где эти качества подвергнуты классификации на определенных основаниях с выделением типов исследователей [1] (собиратели, аналогисты, классификаторы, периодизаторы, эволюционисты). Личность А.Б. Дитмара вряд ли можно уложить в эту типологию и классифика-
цию. Для него как для исследователя «комплексного» типа характерна совокупность многих качеств, требуемых объектом (и предметом) изучения - умение собирать факты, сравнивать их, систематизировать. Важно выстроить последовательность развертывания новой идеи или ряда идей, определить линию развития с преодолением существующих противоречий и неясностей в их истолковании. Этому типу ученого-исследователя присущи такие качества, как мотивация собирания, терпение, скурпулезность, эрудиция во многих предметных и смежных областях научно -го знания, умение строить разные варианты периодизаций, свойственно типично причинно-следственное мышление. Всеми этими качествами вполне обладал А.Б. Дитмар.
В среде ученых-географов его имя связано, прежде всего, с античной географией. Он по праву входит в так называемый «клуб шести». Такое название клуб получил по числу выдающихся географов Советского Союза, занимавшихся трудной областью проблем истории географической науки. Трудной потому, что она требовала знания и, главное, анализа огромного количества источников (в докторской диссертации А.Б. Дитмара их список включает 1178 наименований, из которых около 570 на иностранных языках). Обилие источников предполагало уверенное знание языков — А.Б. Дитмар владел немецким, французским и английским.
На разных ступенях развития любой отрасли научного знания неизбежно возникают актуальные интеллектуальные и практические задачи. Г еография как одна из древнейших наук прошла длинный путь, который представлен многими этапами развития. Интерес к истории античной географии вполне понятен: география представляет собой одну из наиболее старых отраслей человеческого знания, основы этой науки были заложены еще в античное время и даже ранее. Однако, как писал В. И. Вернадский, «история науки должна критически составляться каждым научным поколением, и не только потому, что меняются запасы наших знаний о прошлом, открываются новые документы или находятся новые приемы восстановления былого, но и потому, что сама наука, развиваясь и создавая новое, неизбежно переоценивает старое». Развитие географических знаний на протяжении всего многовекового пути человечества
шло в ногу с эволюцией культуры, внимание к которой на современном этапе цивилизационного осмысления хода человеческой истории приобретает новую актуальность.
Географические знания изначально обеспечивали ориентацию человечества во времени и пространстве на уровне представлений соответствующей эпохи. Они вызваны практическими потребностями человеческого общества. Совершенно очевидно, что для современных исследователей, в связи с отдаленностью во времени, наиболее сложен начальный этап формирования научных представлений. В античный период фаза дифференциации наук была еще впереди, господствовала единая научная картина мира. Географические представления одновременно были и историей науки, и историей философии.
В античную эпоху философия и географические воззрения не были оторваны друг от друга. Многие географы древности являлись одновременно и философами. Такое «единство» не упрощало, а скорее, усложняло задачи исследователя, хотя и усиливало объяснительное содержание научных выводов. Важно было выяснить истоки современных научных представлений о многих земных процессах и точек зрения древних об этом. Мыслители древности создавали первые космогонические теории, пытаясь объяснить законы природы. В космогониях первых философов сохранялись мифологические представления о Земле как огромном диске. Философ Анаксимандр составил первую карту суши. Демокрит пытался раскрыть причину годового движения Солнца. Более того, географические воззрения Демокрита, по мнению А.Б. Дитмара, следует считать вершиной знаний о Земле на уровне той эпохи. Определенными географическими взглядами обладал и знаменитый философ античности Платон, считавший Землю «населенным кругом». Эту сторону развития античной географии доказательно раскрыл А.Б. Дитмар.
До настоящего времени школьные учебники географии упоминают о географических описаниях Геродота, а ведь он был в первую очередь историком. Аристотель, раньше других пришедший к выводу о том, что Земля должна иметь форму шара, известен больше как философ. Период, когда еще не было современной дифференциации наук, требовал для анализа не только достаточного
количества не всегда доступных источников, но и их систематизации, выявления и оценки появлявшихся или предлагаемых научных идей, выдвижения соответствующей модели понимания их научной ценности.
Исследовательское поле А.Б. Дитмара охватывает географию античного времени -научные представления периода классической Греции, эллинизма и Римской империи. Мудрецы-философы не могли пройти мимо космогонии - науки о мироздании и границах обитаемого мира. На уровне античных представлений они изложены в семи книгах А.Б. Дитмара и во множестве его статей.
Научные результаты исследований А.Б. Дитмара сводятся к следующему. В подавляющем большинстве работ по античной географии обращается внимание, главным образом, на историю географических открытий и на их основе на расширение пространственного кругозора той эпохи. В меньшей степени освещен процесс развития географических идей и научных представлений. Оставалась еще значительная «цепь сомнений» о последовательности их смены, действительных авторах открытий и идей того времени.
А.Б. Дитмар выяснил время зарождения античной географии, ее основных направлений, рассмотрел одну из главных проблем античной географии - историю развития учения об ойкумене («обитаемой земле»), эволюции теории широтной природной зональности, идей физико-географического районирования. Он показал борьбу различных мнений как диалектический процесс развития науки о Земле, используя сравнительный метод географических исследований. Существенно, что становление многих географических идей ярославский ученый анализировал с учетом социально-экономических условий того времени, опираясь на диалектический метод познания.
В советские годы социалистическое строительство требовало новых взглядов и подходов. Географическая наука становилась конструктивной, преобразовательной, и историю античной географии надо было рассматривать также с новых позиций. Андрей Борисович, как это свойственно большому ученому, был неудовлетворен сделанными выводами и мучительно размышлял в поисках новых точек зрения. Развитие научных представлений об истории античной географии было
положено в основу его докторской диссертации, которую он защитил в 1977 году в Ленинграде. Интересно, что одним из оппонентов был автор знаменитой теории этногенеза Л.Н. Гумилев - сын поэта Н.С. Гумилева и поэтессы Анны Ахматовой.
Интересна работа А.Б. Дитмара о развитии представлений о границе Европы и Азии, споры о которой идут до настоящего времени. Еще до нашей эры (У1-У вв.) обитаемая часть суши - «ойкумена» — была разделена на Европу и Азию, однако мнения по поводу границы между ними не отличались постоянством. Относительно общепринятой признали границу после ее обоснования российским историком и географом В.Н. Татищевым, который первым дал современное название Уральским горам (вместо «Рифей», существовавшего еще со времен Птолемея). Кстати, именно благодаря Татищеву реку Яик стали называть Уралом.
Как известно, одним из критериев, по которым определяют научный авторитет ученого, признан индекс цитирования. На исследования А.Б. Дитмара до сих пор ссылаются многие авторы учебников и научных монографий. Признан он и в зарубежной географической науке.
Отметим вклад А.Б. Дитмара и в исследование истории изучения природы Ярославского края. Одна из книг об этом вышла в областном издательстве (Над старинными рукописями. - Ярославль, 1972). В ней даны описания ярославских земель по сохранившимся старым описаниям, определены этапы познания. Под руководством Дитмара была подготовлена монография о природе и хозяйстве Ярославской области, появился по существу первый областной географический атлас.
Много сил было отдано работе Всесоюзного географического общества. Высокий авторитет А.Б. Дитмара как ученого и руководителя созданного им Ярославского отдела Географического общества был отмечен присвоением ему звания Почетного члена Географического общества СССР. Теперь об этом приходится только вспоминать.
А.Б. Дитмар - педагог. Время деятельности А.Б. Дитмара как ученого-географа и ученого-педагога пришлось на тот период в жизни страны, который был связан с восстановлением после разрушительной Великой Отечественной войны, и одной из таких сфер
было высшее образование, в том числе педагогическое. Переход на всеобщее обязательное семилетнее образование в СССР потребовал большого количества педагогических кадров - современных, образованных, квалифицированных, способных решать возникающие педагогические задачи.
Таких кадров не хватало, работали двухлетние учительские институты, покрывавшие образовавшийся дефицит, но все-таки минимально обеспечивавшие образовательное качество. Нужны были специалисты, способные сформировать у студентов основы знаний на уровне современных представлений. Наш подстоличный вуз выходил из положения, приглашая из Москвы и Ленинграда, других городов крупных ученых, авторитетных в своей области науки. Их работало у нас не так уж много, и уважение к ним было всеобщим. На географическом факультете еще в довоенное время преподавали крупные специалисты, известные своей научной квалификацией, -М.И. Галицкий, П.С. Макеев, В.В. Покши-шевский, С.Ф. Чефранов, Г.Г. Швиттау. Приглашенные ученые вели занятия и позднее.
Дитмар-педагог отличался заметной индивидуальностью. Знающие его отмечают хорошо выраженную интеллигентность. Его педагогическая сущность и культура выражались и в том, что он приветствовал всех уборщиц и вахтеров факультета, проявляя подлинную радость при случившейся встрече.
Лекции А.Б. Дитмара отличались неповторимым индивидуальным стилем, почерком, манерой, уместной эмоциональностью. Как известно, в театре главное - слово, и, актер в прошлом, Андрей Борисович владел им профессионально. Привлекала внимание артистичная манера чтения: четкость и доступность изложения, с улыбкой и благожелательностью, с уверенностью, что излагаемое вовсе не самое сложное в обучении. Он настраивал студентов на восприятие научного содержания, создавая обстановку, которая заставляет слушателей не только думать, но и переживать, радоваться познанию ранее неизвестной истины, ярко и образно представлять далекие материки и части света. Учившиеся у Дитмара студенты отмечают, что его стиль лекционного мастерства стимулировал образовательное качество, вызывая «познава-
тельную жажду», ведь об интересном всегда хочется знать больше.
А.Б. Дитмар был внимателен к деталям, которые уточнял у студентов и на экзамене, считая, что знание подробностей свидетельствует о глубине проникновения в предмет, служит показателем серьезности проработки учебного материала и добросовестности студента. «А что это за озеро - Титикака? Где оно находится? Чем выделяется среди других озер?» - спрашивал он.
Нередко существует разрыв между двумя базовыми сторонами профессиональной деятельности вузовского преподавателя - научной и педагогической. А.Б. Дитмар при изложении лекционной темы опирался на собственные исследования, хотя и по проблемам далекой античной географии, ведь многие географические идеи находят свой первоисточник именно во взглядах древних географов и мыслителей. По основным проблемам истории географических исследований и открытий студенты слушали спецкурс. Такой же спецкурс был прочитан А.Б. Дитмаром и в пединституте г. Вильнюса (Литва). По материалам его работ студенты готовили курсовые и выпускные учебные исследования. Специально для учителей вместе с профессором МГУ им. М.В. Ломоносова А.И. Соловьевым А.Б. Дитмар подготовил книгу об изучении истории географии в школьных условиях.
Одна из памятных страниц биографии биолого-географического факультета нашего вуза принадлежит его многолетнему декану А.Б. Дитмару. Общение с ним как деканом было не только деловым, но и приятным, обогащающим оптимизмом, радующим найденным вариантом решения многочисленных и к тому же непростых проблем вузовской жизни. Деятельность декана по существу занимала основное рабочее время Андрея Борисовича.
Как руководитель факультета и кафедры физической географии он отличался собственным стилем. Организация учебного процесса требует учета многих факторов,
часто противоречивых, а порой и неразрешимых, и надо находить вариант с наименьшими потерями для результата. Авторитет должности здесь помогает далеко не всегда. Дитмару удавалось находить такие решения.
Организатор учебного процесса - заведующий кафедрой - обсуждал с преподавателями детали содержания предмета, был хорошим редактором и рецензентом. Умел шутливо подметить какие-либо не очень удачные фрагменты, вызывающие сомнения. Каждая статья, каждая работа проходила тщательную первичную экспертизу на кафедре, выявлялись соответствие современным научным представлениям и новизна предлагаемого. Нужен был научный авторитет и соответствующий уровень обсуждения. Таким авторитетом был А.Б. Дитмар. В те годы велись страстные дискуссии о сущности географической науки, о правомерности ее разделения на физическую и экономическую. О социальной географии в те годы речи еще не было. В настоящее время деление географии на землеведение и страноведение уже не вызывает споров, география почти всеми специалистами признана единой наукой. Когда были организованы зональные объединения заведующих кафедрами географии Центра и Севера РСФСР, руководителем был назначен А.Б. Дитмар — как один из самых авторитетных ученых и педагогов этой части России. В его обязанности входило определение актуальных проблем подготовки учителей, организация мест проведения семинаров и конференций, подбор докладчиков, рецензирование материалов, подготовка итоговых документов. В этой должности он состоял многие годы.
Приходя в Голубой зал, испытываешь чувство большого волнения от встречи с теми, с кем, казалось, совсем недавно был рядом, а теперь они стали частицей зала Славы нашего вуза. И хочется (цитата по памяти) повторить слова поэта:
Не говори о них, что «нет»,
А с благодарностию - «были».
Библиографический список
1. Мурашковский, Ю.С. Исследования и исследователи [Текст] / Ю.С. Мурашковский // Школьные технологии. - 2007. - № 6.
2. Сухоруков, В. Д. География в современном естественно-научном и гуманитарном образовании [Текст] / В. Д. Сухоруков // Науки о Земле и отечественное образование: сборник науч. статей. -СПб., 2007.