МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК 910.1
А. В. Судаков
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РЕГИОНА
Географические представления — один из способов отражения в сознании человека окружающего мира и следствие взаимодействия людей с ним. Они влияют на характер управленческих решений в области экономики, политики и природопользования. Понимание характера географических представлений в различные исторические периоды необходимо для правильной реконструкции истории человеческой мысли. Цель статьи — резюмировать методологические основы исследований в сфере изучения истории формирования географических представлений о природе отдельно взятого региона. Впервые это сделано на примере Волгоградской области. В результате исследования создана научная периодизация истории формирования географических представлений о Нижневолжском регионе и дан прогноз их дальнейшего развития.
Методологической базой исследования является сравнительный анализ современных представлений о способах изучения истории формирования представлений о географической среде. Для построения научной истории развития географических представлений используется комплекс методов научного анализа и синтеза, который позволяет реконструировать их характер в каждое историческое время для любой территории. Ведущими являются сравнительно-исторический и картографический методы. Базой таких исследований являются шесть различных групп источников, которые легли в основу отечественной историко-географической науки. Это описания эмпирического характера, описания прикладных исследований, научные работы теоретического характера, официальные документы, прикладные разработки и картографические материалы. Цель исследований эволюции географической научной мысли — установить, как в сознании людей сменяли друг друга образы географического пространства.
Полученные нами результаты могут помочь историкам географии методологически правильно, рационально построить свою работу при изучении истории формирования представлений о природе регионов. В статье обоснован тезис об объективном характере представлений на каждом этапе развития человеческих знаний о географическом пространстве.
Ключевые слова: географические представления, географический анализ, географический синтез, отражение, периодизация, метод, источниковая база, регион, прогноз.
Географические представления как способ отражения в сознании человека пространственных свойств окружающего мира
Человек обитает на поверхности Земли, общество развивается в пределах географической оболочки. На развитие социума влияют природные условия. Географическая среда при любом способе производства была и остаётся вместилищем и единственным источником вещества и энергии, которое общество использует для своего развития. Она неоднородна, поэтому условия проживания и обеспеченность ресурсами сформировавшихся на различных территориях социумов будет различной. Человечество как социальный организм находится в сложных и многообразных взаимоотношениях с географической оболочкой. Её свойства определяют возможность и направление социальной эволюции и общественного прогресса. В связи с этим географическая среда с древнейших времён является объектом познания со стороны человека.
Познание географической среды — неизбежное следствие взаимодействия человека с ней в ходе его предметной деятельности в этой среде. Такое познание есть часть совокупности коллективных приспособительных реакций социума к условиям своего обитания. Результатом познания географической среды является формирование нового знания о ней, которое проходит долгий путь развития: от накопления географических фактов через эмпирические обобщения к формированию географических представлений. Значение представлений заключается в том, что они служат основой для рождения научных идей, теоретических обобщений и построения географических теорий, являющихся высшей формой научного знания о закономерностях размещения объектов окружающего мира на поверхности Земли, о происходящих в её различных частях явлениях и процессах.
На каждом этапе познания формировались соответствующие уровню накопленных знаний научные представления — господствующие в среде учёных устойчивые образы объектов и явлений географической среды: обобщённый результат чувственного и рационального познания, основа для формирования научной картины мира.
Географические представления следует разделить на представления о реальности, которая окружает человека, и представления о способах познания этой реальности. Возникновение представлений является следствием человеческой деятельности, в процессе которой происходит познание действительности и отражение окружающего мира в сознании индивида и коллективном обыденном и научном сознании человеческих сообществ.
Основой отражения географической действительности является чувственное познание, в процессе которого люди накапливали факты об объектах и явлениях географической среды, их пространственном расположении, взаимной связи и значении для человека. Накопление фактов даёт материал для рационального познания, эмпирических, а затем и научных обобщений. В результате возникают представления, на основе которых формируется географическая картина мира.
Географическая реальность может отражаться в человеческом сознании различным образом: в форме обыденных, мифологических, религиозных и философских представлений; искусства, а также в форме конкретных и обобщённых научных знаний. Соотношение перечисленных способов её отражения прямо влияет на характер идей и целостной картины окружающего мира в человеческом сознании.
В коллективном научном сознании всегда присутствовали все формы отражения, и каждая из них внесла свой вклад в формирование географических представлений. Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к восприятию информации от органов чувств, а рациональное — не сводится исключительно к мыслительной деятельности.
Человек осуществляет своё взаимодействие со средой обитания с одной стороны как биологическое существо, получая из неё воздух, воду и пищу; с другой стороны как социальное существо, осознавая свои цели, творчески разрабатывая методы и способы и планируя цели своего взаимодействия с объектами окружающей среды. Социум черпает из неё ресурсы для развития производительных сил, поэтому он заинтересован одновременно как в их использовании, так и в их охране и воспроизводстве. На протяжении истории человечества роль науки в освоении природных ресурсов постоянно возрастала. В современном мире природопользование осуществляется преимущественно на научной основе. Географические представления об окружающей среде, климатических, водных, земельных, минеральных, биологических ресурсах являются тем необходимым чувственно-наглядным и отвлечённо-умозрительным образом, на котором строится понимание закономерностей взаимодействия природы и общества.
Географические представления на любом этапе их развития лишь более или менее точно и полно отражают свойства географической среды. То есть научный образ не идентичен объективной реальности, а лишь в определённой степени приближен к ней.
Полнота и правильность географических представлений необходима для рациональной организации хозяйственной жизни. Целью научного познания является максимальное приближение этого образа к объективной картине реального мира. Но эта картина никогда не отобразит всё многообразие мира, а лишь будет бесконечно уточняться, дополняться новыми фактами, идеями и теориями, которые влияют на практическую деятельность людей.
Географические представления прошли долгий путь эволюции, который изучен только в самом общем плане. «Подавляющее большинство литературных источников, обычно относимых к истории географии, в действительности касается лишь истории путешествий и открытий, а не истории географической мысли», — заметил А. Г. Исаченко [5, с. 3]. Это высказывание, сделанное почти полвека назад, по-прежнему актуально. Научную картину эволюции географических идей, как в целом, так и применительно к отдельным территориям, нельзя считать полной, хотя существует ряд отечественных и зарубежных работ, являющихся каркасом этой отрасли исторического знания. История формирования и развития географических представлений о природе значительной части регионов России до сих пор не изучалась. В связи с этим отсутствует чёткое понимание субъективных факторов и роли научных представлений в формировании особенностей хозяйственной практики на отдельно взятых территориях и влияния научных знаний на деятельность по их освоению, использованию и преобразованию.
Зачастую остаётся непонятным, каким образом, на основе каких научных предпосылок принимались решения о гигантских хозяйственных проектах (например, о создании сети водохранилищ, мощных оросительных систем, об осушении болот и др.), многие из которых в настоящее время являются объектами научной критики.
Знание истории развития географических представлений позволяет понять логику принятия важнейших хозяйственных решений, влияние географических представлений на повседневную деятельность людей. Понимание этих вопросов необходимо для построения рациональных моделей природопользования в рамках стратегии устойчивого развития регионов.
Методы и цели изучения закономерностей формирования географических представлений
Географическое представление о территории складывается путём анализа свойств её элементов с последующим синтезом информации и построением целостной картины физико-географического региона, либо территориального природно-хо-зяйственного комплекса. В связи с этим изучение истории исследования отдельных элементов географической оболочки на различных территориях всегда актуально. Предметом изучения являются: хронология и методология исследований, объём знаний об элементах географической оболочки в различные периоды развития науки и влияние этих знаний на формирование географических представлений о территории.
Для решения задач такого исследования ведущим является сравнительно-исторический метод. Он позволяет на основе диалектико-материалистического анализа научной деятельности исследователей природы региона и эволюции их научных взглядов установить в хронологической последовательности как возникали, формировались и развивались географические представления о конкретном регионе. В качестве источников выступают теоретические работы исследователей, их дневниковые записи, архивные материалы.
Используется картографический метод: анализ и сравнение карт, составленных как по результатам полевых работ, так и хозяйственной деятельности. Географические карты как источник фиксируют уровень научных знаний и отражают научные представления о природе территории на различных этапах её изучения.
Способом решения поставленной задачи является теоретическая реконструкция научных представлений в различные периоды их развития. Применяется метод мысленного моделирования ментального поля научного знания, то есть такого знания, которое актуализировано в представлениях отдельных учёных и научных коллективов о географическом образе территории, а также в устоявшейся в общественном сознании населения территории географической картине региона.
Результативность исследования достигается одновременным применением методов анализа и синтеза. Предметом анализа являются описания, оценки и научные идеи, зафиксированные различным способом; особенности научных представлений в различные периоды изучения региона. Предметом синтеза являются целостные представления, сконструированные на основании результатов научной деятельности учёных.
Исследование истории формирования географических представлений о природе выбранного региона должно, в узком плане, установить последовательность сменяющих друг друга во времени типичных образов окружающей территории в сознании людей и их характер; в широком плане — выявить внешние и внутренние предпосылки формирования этих образов в том виде, в каком они предстают современному исследователю. Поставленная цель достигается анализом внешних и
внутренних предпосылок развития представлений и механизма их эволюции в целостную научную картину, способную служить теоретической основой для хозяйственной деятельности в регионе.
Формирование представлений нельзя уложить в строгие хронологические рамки, которые были бы всегда напрямую связаны с конкретными внешними событиями. Теоретическая и образная картина географического пространства формируется через мыслительную деятельность людей, которая лишь постепенно складывается в систему общепринятых в каждое историческое время научных представлений; и эта система сама начинает влиять на сознание учёных. Поэтому основой для периодизации ментального процесса является характер господствующих представлений о природе региона и специфика условий их развития. На этой основе строится исследование истории формирования географических идей о природе, населении и хозяйстве любого отдельно взятого региона.
Источники исторических знаний о процессе формирования общих географических представлений в СССР и современной России
Мышление и сознание идеальны, поэтому отражение окружающего мира в сознании учёных также идеально, и не может быть исследовано непосредственно. Опосредованным способом восприятия мысли является язык как форма её выражения. Единственным способом реконструкции научных представлений является анализ результатов познания мира субъектами научного поиска, выраженных в знаковой форме. Таким образом, главнейшим первичным источником сведений о научных представлениях являются письменные источники: дневниковые и иные записи исследователей, их научные работы, письма, отчёты научных коллективов по проблематике проведённых ими работ, картографические материалы. Вспомогательную роль играют предметные свидетельства (рисунки, чертежи, модели), отражающие представление человека об окружающем мире. Для дописьменной эпохи они являются основными.
Источники следует разделить на две группы. Первая: свидетельствующие о развитии научных географических представлений в целом, т. е. о состоянии научных знаний, господстве определённых научных идей, теорий, системе научных парадигм в географии. Их значение заключается в том, что они позволяют судить, насколько географические представления о природе отдельного региона соответствуют уровню науки своего времени. Вторая: свидетельствующие о развитии географических знаний об изучаемой территории, количестве собранных фактов и уровне их теоретического осмысления. Они позволяют судить о степени развитости научной географической мысли, применительно к конкретному региону.
Источниковая база содержит различные по своему характеру документы.
Во-первых, это описания эмпирического характера: свидетельства путешественников древнего, среднего и нового времени, которые не являлись учёными и не ставили целью проводить прикладные научные исследования; а лишь фиксировали в своих трудах результаты собственного чувственного опыта, полученного в процессе наблюдения за природой региона. Значение этих свидетельств заключается в том, что они позволяют оценить объём информации о регионе, доступной для научного оборота в то или иное историческое время, а также отражают общий уровень географического мышления в стране происхождения путешественника в этот период.
Во-вторых, это описания результатов прикладных исследований: картирования, собирания коллекций, целенаправленного научного наблюдения, ландшафтной съёмки, метеорологических наблюдений, описания обнажений и др. Они позволяют установить объём доступной для теоретического обобщения научной географической информации, характер и особенности применяемых методов исследования.
В-третьих, это научные работы теоретического характера, обобщающие накопленные научные знания, развивающие географические идеи применительно к данной территории, разрабатывающие научные гипотезы и теории. Они позволяют непосредственно судить о характере отражения географической реальности в сознании учёных, т. е. об их представлениях о природе региона.
В-четвёртых, это официальные документы: постановления органов государственной власти и управления, касающиеся вопросов использования и развития территории, изменения параметров географической среды в процессе её преобразования.
В-пятых, это прикладные разработки научных коллективов, выполненные в связи с проведением гидромелиоративного, гидротехнического и транспортного строительства, лесотехнических и противоэрозионных мероприятий, иных мероприятий по охране окружающей среды, кадастровой оценки и бонитировки земель, обоснования природоохранных территорий, связанных с природопользованием мониторинговых мероприятий. Они позволяют оценить влияние научных знаний и географических представлений на хозяйственную практику и, наоборот, результатов хозяйственной практики на научные представления.
В-шестых, это картографические материалы, как специфическая форма накопления и генерализации географических знаний, свидетельствующая об уровне развития и объёме научных географических представлений в целом.
Современная географическая и историческая наука в целом адекватно отражает эволюцию географических представлений с древнейших времён до наших дней. Историография географической науки в целом имеет достаточно длительную историю в различных странах.
В XX в. история географии в самом общем плане была написана; и представления о причинах её возникновения, предпосылках развития и характере географических знаний в различное историческое время, о роли личностей в географии были сформированы. Монографии и статьи общего историко-географического характера исследуют и описывают тот ментальный фон, на котором формировались географические представления.
Традиции отечественной истории географической науки восходят к работам выдающихся русских и советских географов-теоретиков, стоявших у истоков современной географии в нашей стране.
Наиболее ранние из этих работ касались в большей степени предмета и методов географии и способствовали осознанию отечественными учёными ограниченности хорологической и антропогеографической концепции географии, обретению этой наукой своего предмета и формированию специфических методов. Неоценимый вклад в развитие её современной теоретической основы внесли отечественные географы. Л. С. Берг [6-8 и др.] разработал теоретические основы учения о ландшафтах и физико-географическом районировании, что стало предметом физической географии в узком смысле слова. А. А. Григорьев [16-20 и др.] создал концепцию географической формы движения материи, учение о географической оболочке как предмете исследо-
вания, сформулировал (совм. с М. И. Будыко) периодический закон географической зональности, обобщил тенденции развития теоретической географии с конца XIX в. до середины XX в. С. В. Калесник [35-42 и др.] в своих обобщающих трудах сформулировал ведущие идеи общей физической географии, систематизировал основные географические закономерности, развил представления о географической оболочке как о среде обитания человечества и источнике ресурсов для его развития. И. П. Герасимов [12; 13; 55] обосновал главные теоретические и практические задачи советской географии с точки зрения сложившейся к середине XX в. в СССР методологии и идеологии этой науки и практики социалистического строительства. В. А. Анучин [4; 5 и др.] обосновал теорию географии как комплексной науки, доказал значение географической теории для хозяйственной практики. Ф. Н. Мильков [51] дал глубокий систематический обзор структуры и содержания советской географической науки второй трети XX в.
Во второй половине XX в. появляются работы, в которых теоретические проблемы географии рассматриваются в контексте её истории. Развитие теории показывается как закономерное следствие эволюции географических представлений и идей. Среди отечественных авторов обобщающих исследований, которые отражают развитие географических представлений в целом, следует выделить работы: А. Г. Исаченко [31-34 и др.], Ю. Г. Саушкина [56-59 и др.], В. Т. Богучарскова [9; 10]. Возросло количество работ, освещающих развитие географических представлений в России и в мире в целом в определённые исторические периоды. Среди отечественных авторов следует отметить: О. А. Александровскую [1; 2 и др.], А. Б. Дитмара [21-24 и др.], В. А. Есакова [25-27 и др.], И. М. Забелина [28-30 и др.], П. С. Кузнецова [43; 44], Д. М. Лебедева [45-49 и др.], И. П. Магидовича и В. И. Магидовича [50], Н. К. Мукитанова [53; 54] и др. Значительное число советских и российских географов внесло выдающийся вклад в становление частных географических представлений, относящихся к отдельным отраслям физической и экономической географии и к отдельным регионам России. В связи с большим количеством публикаций такого рода библиография этих работ нами не приводится.
Развитие географических знаний во времени (на примере Волгоградской области)
Географическими знаниями является совокупность накопленных человечеством научных фактов о строении и развитии поверхности Земли, размещении на ней природных и социальных объектов и их эволюции во времени и пространстве. Гео -графические знания следует разделить на эмпирические и научные. В основе первых лежит познание окружающего мира в процессе текущей жизнедеятельности в связи с ориентированием на местности, торговлей, мореплаванием, сельскохозяйственным трудом, организацией поселений, ирригационным строительством и иными видами социальной активности, связанными с использованием человеком окружающей среды и его приспособлением к ней. Эмпирическому познанию соответствуют обыденные географические представления, которые постепенно сменяются научными, хотя и не исключают друг друга. Научные знания основаны на рациональном познании действительности, постановке исследовательских целей, использовании в процессе познания специальных методов исследования и наличии результата в форме
теоретических обобщений. Развитие научных знаний на протяжении человеческой истории делает также и более развёрнутыми обыденные географические представления. Это позволяет говорить о поступательном развитии географической культуры.
Следует отметить, что периодизация донаучного периода развития географии складывается в соответствии со сложившимся в отечественной истории формацион-ным подходом к периодизации всемирно-исторического процесса. В соответствии с ним выделяют географию античную, средневековую, нового и новейшего времени. Периодизация научного периода развития географии строится на иных принципах. В её основе лежит совокупность общегеографических представлений и господство географических идей определённого характера.
Географические знания в различные периоды истории изучения природы Нижневолжского региона характеризовались определённым объёмом и аксиоматикой. Изучение региона проходило в процессе его хозяйственного освоения в несколько этапов. По С. Н. Моникову [52], периодизация истории исследования для данного региона в пространственных рамках Волго-Донского поречья (преимущественно территория современной Волгоградской области) выглядит следующим образом:
Донаучный период. Конец VI в. до н. э. — II в. н. э. — античный этап. У^К вв. — средневековый этап. IX — первая половина XIV вв. — арабско-западноевропейский этап. Вторая половина XIV в. — XVII в. — картографический этап. Первая половина XVIII в. — научно-познавательный этап.
Научный период. Вторая половина XVIII в. — академический этап. Первая половина XIX в. — геолого-географический этап. Вторая половина XIX — начало XX вв. — комплексный этап.
Проведённые нами дополнительные исследования позволили продолжить эту периодизацию применительно к XX в. и на примере репрезентативной территории дополнительно выделить ещё два этапа: предметно-исследовательский и современный (комплексно-географический), а также описать их особенности [60]. Каждый этап характеризуется определёнными общими и региональными географическими представлениями и господством тех или иных парадигм. Однако развитие представлений о природе региона подчиняется своей собственной логике и зависит не только от характера и объёма территориальных исследований. На них оказывает влияние множество объективных и субъективных факторов, среди которых: общее состояние науки в тот или иной исторический период, личность и интересы исследователей, степень освоенности территории, запросы хозяйственной практики и эколого-гео-графические последствия хозяйственной деятельности в регионе, организация географической науки и уровень развития краеведческого движения, масштабы и объём антропогенного преобразования природы и др. Поэтому периоды истории изучения природы региона и периоды формирования географических представлений о нём не совпадают друг с другом, хотя и корреспондируют в значительной мере.
При реконструкции процесса эволюции географических представлений необходимо хорошо понимать, что представляла собой географическая наука в различное время в мире в целом и в нашей стране в частности; как она развивалась, как сменяли друг друга её гипотезы, теории, парадигмы и как они влияли на восприятие того или иного региона его исследователями.
Для донаучного периода было характерно накопление эмпирических знаний и их использование. Знания накапливались преимущественно в процессе обыденной
деятельности людьми, которые не занимались наукой специально. Научный результат не планировался и не ожидался. Однако накопленные эмпирические знания служили материалом для научного обобщения на уровне представлений своего времени. Источником эмпирических знаний для науки были наблюдения путешественников, рассказы очевидцев, сохранившиеся в записях. Накоплению этого материала способствовали торговые контакты и войны. Выделение громадного периода, который называют донаучным, обусловлен, по мнению И. М. Забелина, тем, что «даже при общем взгляде на историю географии становится ясна одна из особенностей её развития — в географии почти на пять тысяч лет оказался растянутым период накопления материала [28, с. 10]. Это, по его мнению, не позволяло считать её системой знаний, т. е. наукой в современном смысле слова. Впрочем, существует противоположная точка зрения, восходящая ещё к трудам А. Гёттнера, который относит начало географической науки к середине VIII в. до н. э., «когда было заложено основание самой (этой — А. С.) науки» [15, с. 10], отражённое вначале в литературных источниках, в частности, в поэме «Труды и дни» [14], затем в воззрениях логографов милетской школы, которые «рисуют на карте (ртах) план Земли, помечая на ней обитаемый мир, его страны, моря и реки» [11, с. 145] и, наконец, в географических работах эпохи классической Греции.
В научный период в познании произошёл коренной переворот. Оно осуществлялось осмысленно, имело цель. Применялись специальные методы исследования. На его характер оценки влияли ранее сложившиеся научные представления, господствующие гипотезы и теории. «Становление научной физической географии, т. е. географии обобщающей, теоретически осмысливающей и анализирующей материал, неразрывно связно с проникновением в естествознание идеи о всеобщей связи явлений природы, а также о необходимости изучать эти связи ... с внедрением в естествознание диалектического метода», — считал И. М. Забелин [28, с. 23].
Особенностью географии во все времена были жаркие споры о предмете этой науки, которые не закончились до настоящего времени. Ещё на рубеже нашей эры в результате этих споров произошло отделение астрономии от географии, в результате чего античная география потеряла землеведческое направление, но тесно переплелась с историей и надолго превратилась в описательную дисциплину. И хотя ещё во II в. Клавдий Птолемей, отделил географию от хорографии (страноведения), постулировав, что «география есть линейное изображение всей ныне известной нам части Земли со всем тем, что на ней находится» [3, с. 175], хорологические концепции ещё не раз брали верх в географическом мышлении. Классическое утверждение С. В. Калесника: «Объектом географии всегда была поверхность Земли» [36, с. 8] столь же неопределённо, сколь верно. Краткое изложение представлений географов о предмете этой науки дал А. Г. Исаченко [34, с. 4-9], подчеркнув, что «историю географии обычно представляют в виде непрерывной цепи путешествий. Но история науки — это, прежде всего, история идей» [33, с. 8].
Объективный характер исторических периодов развития географических представлений
Географические идеи и представления развиваются по объективным законам. Их возникновение обусловлено как практической деятельностью людей в обществен-
ном производстве, так и научной деятельностью учёных. Формы этой деятельности и её результаты напрямую зависят от уровня развития производственного базиса и его надстройки, включающей науку и культуру. Научные идеи и представления не могут появиться из ничего, в хаотичном беспорядке. Их рождение обусловлено характером бытия человека и уровнем развития специальных знаний.
Функцией науки является отражение реальной действительности в форме знаний, которые представляют собой картину таких характеристик её объекта в сознании человека, которые действительно ему присущи. Являясь более высокой формой отражения по сравнению с обыденным представлением и мифом, научное знание зачастую длительно сохраняет их элементы. А неправильно построенная методология научного исследования порождает новые артефакты. История науки помогает оценить качество отражения, определить, какова в различные периоды развития науки степень соответствия знаний реально присущим объекту науки свойствам. Методология географии тоже является предметом исторического исследования в связи с тем, что сами «цели и методы научного познания... изменяются вместе с общим ходом общественной истории» [34, с. 57].
Вопрос об объективном характере периодов и этапов развития научных представлений требует пояснения, т. к. не является явным. В самом деле, есть существенная разница между образом окружающего мира, который является результатом непосредственного его восприятия органами чувств (чувственного отражения) и представлением об окружающем мире, которое формируются в сознании человека на основе прошлого опыта или в воображении. Представления об окружающем мире суть вторичный обобщённый образ географической среды, сформировавшийся в результате сложных мыслительных процессов. Этот вторичный образ отражает как объективный мир, так и реально существующие в коллективном научном сознании географические картины мира. И хотя индивидуальные географические представления отдельно взятых людей субъективны, они с определённой степенью точности и полноты (иногда очень неполно и порой даже ошибочно) отражают объективную географическую реальность.
В каждый временной период географические представления о конкретном регионе зависят как от совокупности накопленных научных фактов, реально полученных научных знаний, так и от результатов их обобщения в процессе научного мышления. Научное мышление есть мышление правильное, подчиняющееся законам логики. Оно выявляет действительно присущие объектам исследования свойства. При научном подходе к периодизации истории формирования географических представлений неизбежно достигается объективное знание о периодах времени, отличающихся друг от друга научной картиной окружающего мира и характером географических представлений. Эти периоды объективно существуют, не зависимо от того, выделили мы их или нет; изучили мы их, или оставили без научного анализа.
Системное изучение истории исследования природы Нижнего Поволжья началось в середине XX в. в период развития в СССР широкого краеведческого движения. Большую роль в этом сыграло увеличение количества музеев в населённых пунктах и образовательных учреждениях в 60-80-е гг. Почти во всех историко-краеведческих музеях были созданы отделы природы, в которых накапливался фактический материал. Эта работа по существу означала, что был выполнен Первый анализ. К настоящему времени материал по истории исследования природы Нижнего Поволжья
теоретически осмыслен рядом учёных-краеведов и обобщён в упомянутой выше монографии С. Н. Моникова, которая представляет собой историческую генерализацию первого порядка, Первый синтез. Этот труд является этапным. Он представляет собой теоретическую основу для ещё более глубоких фактологических исследований в рамках рядом расположенных, либо отдельных административно-территориальных районов. Понятно, что он не завершает историю деятельности отдельных учёных и научных коллективов, а только начинает её.
Дальнейшее развитие научного поиска в этом направлении неизбежно пойдёт двумя путями. Первый — углубление изысканий по воссозданию истории исследования природы более мелких территорий региона, которое будет сопровождаться накоплением новых фактов. Второй — диверсификация научного поиска по отдельным компонентам географической оболочки. Совокупность этих исследований будет представлять собой Второй анализ. Этот период может занять несколько десятков лет. И его продолжительность будет зависеть от ряда объективных и субъективных факторов. К числу объективных относятся: нарастающая информатизация, которая делает доступной широким слоям потенциальных исследователей множество новых и интересных фактов; совершенствование теоретической и методологической базы научного поиска в этом направлении. В числе субъективных факторов важную роль будут иметь условия для формирования региональной школы историков географической науки и скорость этого процесса. На протяжении этого времени будут создаваться предпосылки для Второго синтеза, гораздо более глубокого и подробного.
Параллельно изучению истории деятельности людей неизбежно начнётся изучение истории формирования географических идей применительно к региону. Теоретической базой для развития этого направления станут обобщающие труды российских историков науки, фактологической — накопленные сведения о деятельности исследователей и их печатные труды. Географические представления и теории развиваются на основе частных обобщений относительно отдельных компонентов географической оболочки. Накопление всё большего количества исторических сведений об эволюции географической мысли, их анализ будут предвосхищать новый качественный скачок в структуре знаний об эволюции научных представлений о территории в контексте её хозяйственного освоения, использования и развития.
Расширение и углубление этого анализа закономерностей формирования географических идей под влиянием фактов создаст предпосылки для выявления закономерностей отражения реально присущих географическим объектам и системам свойств в коллективном научном сознании. Формирование такого полноценного отражения будет означать рождение Третьего синтеза, в котором на основе обобщений различного уровня сформируется целостная картина истории развития физико-географических представлений о регионе.
Литература
1. Александровская О. А. Становление географической науки в России в XVIII веке. М.: Наука, 1989. 228 с.
2. Александровская О. А. Русская географическая традиция: Диссертация ... доктора географических наук: 07.00.10. М., 2003. 65 с.
3. Античная география. Книга для чтения / Сост. М. С. Бондарский. М.: Географгиз, 1953. 375 с.
4. Анучин В. А. Теоретические проблемы географии. М.: Географгиз, 1960. 264 с.
5. Анучин В. А. Проблема синтеза в географической науке // Вопросы философии, № 2. М.: Правда, 1964.
6. Берг Л. C. Предмет и задачи географии // Изв. РГО, 1915. Т. 51. Вып. 9. С. 463-475.
7. Берг Л. C. Очерк истории русской географической науки (вплоть до 1923 года). Л.: Изд-во АН СССР, Гос. Тип. им. Евг. Соколовой, 1929. 150 с.
8. Берг Л. C. Очерки по истории русских географических открытий. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. 263 с.
9. Богучарсков В. Т. История географии. М.: Академический проект, 2006. 560 с.
10. Богучарсков В. Т. История географии и современность. М.: Академический проект, 2006. 560 с.
11. ВернанЖан-Поль. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. 224 с.
12. Герасимов И. П. О теоретических и практических задачах советской географии на современном этапе её развития // Вестник АН СССР, № 7. М.,1953.
13. Герасимов И. П. Состояние и задачи советской географии на современном этапе её развития // Матер. ко Второму съезду Геогр. об-ва СССР. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
14. Гесиод. Поэмы. Фрагменты. М.: Лабиринт, 2001. 256 с.
15. ГёттнерАльфред. География. Её история, сущность и методы. Л.-M.: Госуд. изд-во, 1930. 416 с.
16. Григорьев А. А. География теоретическая и прикладная, их современное состояние и намечающиеся пути развития // Тр. геогр. отделения КЕПС. Вып. 2. М.-Л.: Соцэкгиз, 1930. С. 1-48.
17. Григорьев А. А. Опыт, предмет и задачи физической географии // На методологическом фронте географии и экономической географии. М.-Л.: Соцэкгиз, 1932. С. 45-59.
18. Григорьев А. А. Развитие физико-географической мысли в России (XIX — начало XX в.): краткий очерк. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 91 с.
19. Григорьев А. А. Развитие теоретических проблем советской физической географии. М.: Мысль, 1965.
20. Григорьев А. А., Будыко И. М. О периодическом законе географической зональности // Докл. АН СССР, т. 110, № 1. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
21. Дитмар А. Б. Рубежи ойкумены: Эволюция представлений античных ученых об обитаемой земле и природной широтной зональности. М.: Мысль, 1973. 136 с.
22. Дитмар А. Б. О главнейших периодах и этапах истории географического познания Земли // Вопросы истории и теории физической географии. Вып. 6 (13). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980.
23. Дитмар А. Б. География в античное время: Очерки развития физико-географических идей. М.: Мысль, 1980. 152 с.
24. Дитмар А. Б. От Птолемея до Колумба. М.: Мысль, 1989. 256 с.
25. Есаков В. А. Теоретические проблемы физической географии в России. XIX — начало XX в. М.: Наука, 1987. 208 с.
26. Есаков В. А. Очерки истории географии в России. XIII — начало XX века. М.: Едиториал УРСС, 1999. 240 с.
27. Есаков В. А. Эволюция представлений о земной поверхности (XVII-XX вв.). М.: Studio Print, 2009. 100 с.
28. Забелин И. М. Теория физической географии. М.: Географгиз, 1959. 304 с.
29. Забелин И. М. Физическая география и наука будущего. М.: Географгиз, 1963. 86 с.
30. Забелин И. М. Физическая география в современном естествознании; вопросы истории и теории. М.: Наука, 1978. 335 с.
31. Исаченко А. Г. Основные вопросы физической географии. М.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1953. 392 с.
32. Исаченко А. Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971. 416 с.
33. Исаченко А. Г. География сегодня. М.: «Просвещение», 1979. 192 с.
34. Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки. М.: Академия, 2004. 400 с.
35. Калесник С. В. Задачи географии и полевые географические исследования // Уч. зап. Ленингр. унив., Т. 50. Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1940.
36. Калесник С. В. Основы общего землеведения. М.: Учпедгиз, 1947. 484 с.
37. Калесник С. В. О монизме и дуализме в советской географии // Изв. ВГО. Т. 94. Вып.1. Л.: Изд-во АН СССР, 1962.
38. Калесник С. В. Развитие общего землеведения в СССР за советские годы // Изв. ВГО. Т. 99. Вып. 5. Л.: Изд-во АН СССР, 1965.
39. Калесник С. В. Некоторые итоги новой дискуссии о «единой» географии // Изв. ВГО, № 3. Л.: Наука, 1965.
40. Калесник С. В. Ещё несколько слов о географической среде // Изв. ВГО, № 3. Л.: Изд-во АН СССР, 1966.
41. Калесник С. В. Проблема географической среды // Вестник Ленингр. унив. № 12. Л.: Изд-во Ле-нингр. Ун-та, 1968.
42. Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М.: Мысль, 1970. 383 с.
43. Кузнецов П. С. Физическая география в системе наук о Земле // Некоторые вопросы истории и теории физической географии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1967.
44. Кузнецов П. С. Методологические проблемы физической географии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1970. 125 с.
45. Лебедев Д. Н. География в России XVII века (допетровской эпохи): Очерки по истории географических знаний. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. 232 с.
46. Лебедев Д. Н. География в России петровского времени. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 384 с.
47. Лебедев Д. Н. Очерки по истории географии в России XV и XVI веков. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 240 с.
48. Лебедев Д. Н. Очерки по истории географии в России XVIII в. (1725-1800 гг.). М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. 272 с.
49. Лебедев Д. Н., Есаков В. А. География в России в XIX — начале XX века (открытия и исследования земной поверхности и развитие физической географии). М.: Мысль, 1971. 520 с.
50. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5 т. М.: Просвещение. 1983-1986.
51. Мильков Ф. Н. Физическая география: современное состояние, закономерности, проблемы. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. 400 с.
52. Моников С. Н. История географических исследований Волго-Донского поречья во второй половине XVIII — начале XX вв. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 300 с.
53. Мукитанов М. К. Методологические проблемы теоретизации географии. Алма-Ата: Наука, 1979. 187 с.
54. МукитановМ. К. От Страбона до наших дней. М.: Мысль, 1985. 238 с.
55. Основы конструктивной географии / Под ред. И. П. Герасимова, B. C. Преображенского. М.: Просвещение, 1986. 287 с.
56. Саушкин Ю. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. 559 с.
57. Саушкин Ю. Г. История и методология географической науки. М.: Изд-во МГУ, 1976. 424 с.
58. Саушкин Ю. Г. Географическое мышление. Смоленск: Ойкумена, 2011. 218 с.
59. Саушкин Ю. Г., Гохман В. М. Современные проблемы теоретической географии // Вопросы географии, 1971. № 88.
60. Судаков А. В. Об особенностях современного периода истории исследования природы Камышин-ского района Волгоградской области // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Т. 1. М.: РТСофт, 2012. С. 480-483.
Об авторе
Судаков Анатолий Викторович — заместитель председателя Волгоградского
регионального отделения Русского географического общества, г. Волгоград, Россия.
E-mail: [email protected]
A. Sudakov
METHODOLOGICAL BASIS FOR STUDY OF GEOGRAPHICAL CONCEPTS' FORMATION CONCERNING NATURE OF THE REGION
A geographical concept is one of the methods of reflection in human consciousness of the surrounding world and the consequent effect of people's interaction with it. It influences administrative decisions in the economics, politics and nature management. Understanding the character of geographic concepts in different historical periods is essential for correct reconstruction of the history of human conception. The purpose of the article is to summarize the methodological basis of the history of geographical concepts' formation about the nature of an individual region. The common research for the first time has been held by the example of the Volgograd region. As the result, there was created a scientific periodization of the history of formation of geographical concepts concerning the Lower Volga region and the forecast of their further development.
The methodological framework of this investigation performs a comparative analysis of modern ideas about the ways of the process of concepts 'formation concerning geographical environment. To build the scientific history of geographic concepts the author uses complex methods of scientific analysis and synthesis, which allow to reconstruct every historic period of any territory. Comparative-historical and cartographic methods are the main methids. The research takes into account six different groups of sources which formthe basis of national historical-geographical science. These sources are: empirical experiences, applied research, theoretical study, official documents, application development, and cartographic materials. The purpose of the investigations is to reveal changes of perception of geographical concepts in people's minds
The results can help to build researches in historical geography using appropriate methods while considering the formation of images concerning nature of the regions. The article proves the thesis of objective nature of concepts at each stage of human knowledge development.
Key words: geographical view, geographical analysis, geographical synthesis, reflection, periodization, method, list of sources, region, forecast.
About the author
Anatoliy Sudakov, Vice-Chairman of the Volgograd Regional Branch of the Russian Geographical Society, Volgograd, Russia.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2015 г.