А. Архипова, Я. Фрухтман
ПРИМАНЮ ДЕНЬГИ БЫСТРО И ДЕШЕВО: ДЕНЕЖНАЯ МАГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*
Магические практики, так или иначе связанные с деньгами, широко распространены в современной России. С одной стороны, это обусловлено изменением социального статуса магических практик: они вышли из советского подполья и стали социально более престижны. С другой стороны, популярность именно денежной магии в современной России объясняется тем, что ее нынешние жители стали экзистенциально зависимы от денежных доходов. Бедность и отсутствие стабильности в доходах в 1990-е годы заставляли людей искать источники благополучия где угодно. Эти источники казались непонятными, непредсказуемыми и неуправляемыми - и магические представления и практики росли как грибы (с. 22).
В традиционном магическом мире деньги не воспринимаются ни как экономический объект, ни как экономическое средство приобретения или умножения денег, т.е. не ассоциируются с монетарными свойствами, а оказываются амбивалентным магическим инструментом: с их помощью лечили, изгоняли беса, наводили порчу, но в редких случаях деньги были направлены на увеличение личного дохода. Однако именно последнее явление стало продуктивным для современной традиции (с. 32).
* Архипова А., Фрухтман Я. Приманю деньги быстро и дешево: Денежная магия в современной России // Фетиш и табу: Антропология денег в России / Сост. А. Архипова и Я. Фрухтман. - М.: ОГИ, 2013. - С. 17-71.
Самая продуктивная сфера применения магии денег в современных практиках - это привлечение денег деньгами. В этом и состоит сегодня одна из главных магических функций денег: деньги выступают как своего рода «автоматически действующий субъект» (термин К. Маркса). В советское время не было ни соответствующей модели в экономической реальности, ни поддержки идеи обогащения со стороны общественной морали. В современной российской экономике деньги как капитал действительно кажутся «веществом», которое «само себя умножает», «растет», принося проценты (с. 51).
Небезразлично также, какие именно деньги «нужны на развод»: здесь, как и в других магических практиках, особую роль играет доллар. Начиная с 1990-х годов доллар стал восприниматься как протоденьги («прототипические деньги»). В таком качестве он способен «притягивать» себе подобное, и поэтому для «приманивания денег» маркированным оказывается участие именно доллара. В частности, двухдолларовая купюра считается очень редкой, и получить ее - большая удача. Ее даже покупают друг у друга (с. 57).
Если деньги можно получать «автоматом», то все зависит от первого шага - от того, чтобы цикл начался правильно. Соответственно особое внимание должно уделяться первой зарплате, первой продаже и т.д. Магические предписания и запреты стали регулировать отношения продавца и покупателя на свободном рынке, где нет возможности сознательного контроля результатов собственных действий - все подчиняется «удаче». В результате инициальная магия расцвела пышным цветом (с. 60).
Приметой «инициальной» денежной магии являются «деньги на почин». Перед началом торговли продавцы бросают перед прилавком монетку - на удачу. А когда приходит первый покупатель, ему надо обязательно что-нибудь продать, и тогда будет удачный день. Однако если первый покупатель потратил мало денег, это плохая примета - будет плохая выручка. В среде продавцов существуют запреты по отношению к первому покупателю: «Первого покупателя не надо обвешивать, ему даже больше дадут; его нельзя обсчитывать, наоборот, надо положить немножко лишнего -чтобы торговля шла удачно» (с. 61).
Все приведенные приметы, предписания и запреты связаны с фигурой первого покупателя. Роль человека, первым начинающего 226
Приманю деньги быстро и дешево
ряд каких-либо действий - инициатора, - в мифологических системах окружена запретами и предписаниями. Магический инициатор (первый встречный, первый зашедший в дом) часто является объектом магических практик, предсказывающих урожай, свадьбу, приплод скота.
На одном интернет-сайте покупательница спросила: почему «торговцы на рынках, когда я расплачиваюсь за покупку, обмахивают моими деньгами весь свой товар?» Ответ: это означает, что вы сегодня первая покупательница. Продавцы не просто обмахивают товар первыми вырученными деньгами, но еще читают про себя заговор: «Деньги тянутся к деньгам, продала тот товар и этот продам!» (с. 64).
Продавец выделяет первого покупателя из общей массы и, реально или символически снижая ему цену за товар, совершает тем самым некоторое пожертвование и вступает в отношения дар -отдарок. Такие действия производятся «на удачу», «чтобы удача шла», «чтобы торговля шла». Первый покупатель выступает в роли агента удачи, приносящего ее продавцу. Удача неперсонифици-рована и никак не ассоциируется ни с какими мифологическими персонажами. В таком понимании деньги равны той самой Удаче, которой делают подношения продавцы. Можно вступить с ней в реципрокные отношения, и человек будет обеспечен личными благами (с. 64-65).
Иногда после завершения торговой акции и покупатель совершает изоморфные действия. Женщины на рынке или в магазине дают монетку на счастье продавцу. Представление о том, что часть своего дохода надо время от времени жертвовать (опять же непонятно кому), часто встречается в разговорах с информантами: «На первые деньги обязательно что-то купить окружающим (необязательно обмыть)»; «время от времени надо собирать мелкие деньги и кидать на перекрестке».
В статье рассматривается также деятельность профессиональных пропагандистов постмодернистской магии («психопоп-магии»). Авторы отмечают три особенности этого «жанра».
Во-первых, данная группа текстов не относится к фольклору. Такого рода магия прежде всего является видом развлечения в массмедиа. Однако этот жанр широко использует часть мифологических представлений и магических практик из области «настоящего фольклора». Не исключены и обратные случаи культурной
интерференции: ложный фольклор (fakelore) «поп-шаманов» вполне может стать источником новых традиций в рамках «настоящего фольклора» (с. 67-68).
Во-вторых, подобного рода «экстрасенсы» обычно используют невыборочную смесь всего со всем: они берут любые магические тексты, направленные на «привлечение» денег, комбинируя элементы из традиционной славянской культуры с современными традициями, а также с заимствованными из других культур элементами, вплоть до авторских публикаций из числа «new age». В этом эклектицизме теряются системные знаковые связи между разными элементами магических традиций.
В-третьих, все элементы денежной магии рассматриваются как средство изменения собственного психологического отношения к объекту этих же магических действий, т.е. к деньгам. Общая схема аргументации регулярно повторяется и выглядит примерно так: если я изменяю свое отношение к деньгам, если я учусь относиться положительно к деньгам, то они «идут ко мне».
К. В. Душенко