Научная статья на тему 'От «Иудиной монеты» до «Печенек Госдепа»: деньги в традиционной и современной российской культуре'

От «Иудиной монеты» до «Печенек Госдепа»: деньги в традиционной и современной российской культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Христофорова Ольга Борисовна

Рецензия на книгу: Фетиш и табу: Антропология денег в России: Сб. науч. ст. / Сост. А. С. Архипова, Я. Фрухтманн. — М.: ОГИ, 2013. — 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From “Judas’ coin” to “the State Department’s ‘cookies’”: Money in traditional and contemporary Russ ian culture

Review of: Arkhipova, A. S., Frukhtmann, Ia. (eds.) (2013). Fetish i tabu: Antropologiia deneg v Rossii: Sb. nauch. st. [Fetish and taboo: Anthropology of money in Russia: Collection of articles]. Moscow: OGI. 528 p. (In Russian).

Текст научной работы на тему «От «Иудиной монеты» до «Печенек Госдепа»: деньги в традиционной и современной российской культуре»

о. Б. ХРИСТОФОРОВА

Христофорова Ольга Борисовна

доктор филол. наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория теоретической фольклористики, ШАГИ РАНХиГС Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82 Тел.: +7 (499) 956-96-47 директор, Центр типологии и семиотики фольклора, Российский государственный гуманитарный университет Россия, 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., 6 Тел.: +7 (499) 973-43-54 E-mail: okhrist@yandex.ru

ОТ «ИУДИНОЙ МОНЕТЫ» до «ПЕЧЕНЕК ГОСДЕПА»: ДЕНЬГИ В ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Рецензия на книгу: Фетиш и табу: Антропология денег в России: Сб. науч. ст. / Сост. А. С. Архипова, Я. Фрухтманн. — М.: ОГИ, 2013. — 528 с.

Сборник научных статей, внушительный по объему и количеству известных авторов, нацелен на комплексный анализ «денежной культуры» в современном российском и традиционном русском обществе. Составители задаются вопросами: где коренятся источники мифологических представлений о деньгах в современном российском городе? Почему и как именно происходят, во-первых, рецепция народных (преимущественно сельских) денежных практик, во-вторых, заимствование инокуль-турных моделей и концептов и, в-третьих, самостоятельная актуализация латентных мировоззренческих комплексов? Какие концепты и практики «денежной магии» востребованы в современном городе? Что именно изменилось в постсоветский период в традиционных представлениях о деньгах? Поставив себе целью исследовать деньги как символический объект, своеобразный фетиш и объект табуации, авторы подвергают препарированию сеть пронизанных символизацией социальных отношений, формирующих «денежную культуру».

Задуманный как часть социологического проекта по изучению роли монетаризации в ходе постсоциалистических изменений, сборник одновременно и перерастает эту задачу, и не вполне дотягивает до ее решения. С одной стороны, тематически и хронологически он охватывает огромный и очень интересный материал, связанный с культурной концептуализаци-

© О. Б. ХРИСТОФОРОВА

ей денег — от средневековых интерпретаций (литературных и иконографических) образа Иуды Искариота (статья Д. Антонова и М. Майзульса) до визуализации мема «кровавые деньги Госдепа» в уличном акциониз-ме последних лет (статья А. Архиповой), от дарообмена с духами алтайских шаманов (статья Д. Доронина) до вызываний «Бабки-Монетницы» в детских полуигровых-полумагических практиках (статья Е. Бычковой). С другой стороны, этот разнообразный, живой, свежий, крайне интересный материал, полученный большинством авторов в ходе недавних полевых исследований, оказывается не очень большим подспорьем в решении социологической задачи, указанной на с. 11, — понять трансформацию постсоветского общества через рассмотрение того, как изменилась в нем роль денег. Увлекшись рассуждениями о «денежной магии», составители как будто забывают о сложности и многосторонности социальных процессов: «Не надо знать ничего о социально-экономических отношениях в современной России (и об их трансформации), чтобы понять, насколько деньги важны — настолько важны, что ради их получения выстраивается целый ряд магических практик» (с. 70, курсив авторов), — пишут в заключении в своей статье А. Архипова и Я. Фрухтманн. Впрочем, отдельные статьи сборника, например текст М. Хаккарайнен, как раз отличаются глубиной анализа социального контекста денежных отношений, где деньги (как капитал не только материальный, но и символический, вписанный в сложные акторные сети) оказываются средством создания и актуализации идентичностей.

В целом сборник являет собой скорее солидный свод знаний по мифологии денег, тематически структурированного материала, имеющего самостоятельную ценность, причем не только для социологов — поскольку, как справедливо отмечают составители на с. 12, символика денег и денежных практик и в русской традиционной, и в современной российской культуре изучена явно недостаточно.

Статьи, вошедшие в сборник, разделены на пять разделов по тематическому и хронологическому принципам: от современности к прошлому (что несколько непривычно, но вполне отвечает задачам составителей). Магии денег в современном российском обществе (первый раздел), кроме упомянутой статьи А. Архиповой и Я. Фрухтманна, посвящены тексты М. Алек-сеевского (том, как конструируются заговоры на богатство в постсоветской России) и О. Беловой (о неразменном рубле в славянских поверьях и магических практиках). Раздел «Деньги в сельских и городских практиках» включает статьи Н. Петрова и А. Мороза о деньгах в мифологии и обрядах современных крестьян, Д. Громова о манипуляциях с деньгами в спонтанных городских практиках, Н. Солосиной и Д. Левикиной о деньгах в современном городском свадебном обряде. Отдельный раздел посвящен прагматике денег в разных профессиональных и возрастных сообществах. Д. Доронин рассуждает о том, чем — торговлей или обменом — являются денежные практики в отношениях людей и духов на Алтае. Деньги в пере-

О. Б. Христофорова. От «Иудиной монеты» до «печенек Госдепа»...

ходных обрядах военных училищ стали предметом интереса А. Соколовой. А. Астапова рассказала о медных монетах в магических практиках студентов. Статьи В. Головина и Е. Бычковой нацелены на изучение игровых и магических практик, связанных с деньгами, в детской субкультуре.

Если в трех первых разделах сборника рассматриваются скорее современные явления и процессы (с некоторым неизбежным заходом в область культурных универсалий), то следующие два раздела акцентированы на фольклорной и исторической динамике денежных концептов. К. Богданов проанализировал особенности фольклоризации денег в русской устной народной традиции, а также зависимость этого процесса от жанра и типа героев. Я. Фрухтманн рассуждает о «денежной экономике» русского сказочного мира. Деньгам в былинах — концепту богатства, экономическим терминам, «денежным сюжетам» — посвящена статья Н. Петрова. М. Лурье сосредоточил свое внимание на одной тематической группе уличных песен 1920-х — первой половине 1930-х годов — песнях о растратчиках. Деньгам в советском анекдоте (с 1920-х до 1990-х годов) посвящена статья М. Мельниченко, а денежным сюжетам в сетевых «письмах счастья» — статья Д. Радченко. В заключительном разделе сборника собраны статьи, анализирующие культурные и идеологические концепты денег в разных конфессиональных (и не только) средах. В статье Д. Антонова и М. Май-зульса подробно рассматриваются концепт «проклятых» денег, а также сама фигура предателя Иуды. Тему «еврейских денег» в постсоветских воспоминаниях анализирует М. Хаккарайнен. «Духовной экономике» в новых религиозных движениях (на примере коммуны виссарионовцев) посвящена статья А. Панченко. Наконец, А. Архипова говорит о том, как идиома «кровавые деньги Госдепа» стала основой для оппозиционных политических практик.

В книге читатель найдет две вкладки с 69 цветными фотографиями — иллюстрациями к некоторым статьям, сделанными авторами и их коллегами во время полевой работы в разных местах — от святилищ Республики Алтай до митингов на проспекте Сахарова и Болотной площади. Ко всем статьям приведена общая библиография, что удобно для читателей. Книга снабжена сведениями об авторах и подробным английским резюме.

Среди авторов текстов, представленных в сборнике, — и начинающие исследователи, и маститые ученые. Некоторые статьи представляют собой законченные микроисследования, не нуждающиеся в дополнительном теоретическом обрамлении, к тому же тематический и хронологический спектр работ достаточно широк, что создает некоторые трудности для их обобщения. Тем не менее сборнику в целом недостает более основательных концептуальных рамок, внятно прописанных теоретических и методологических оснований, которые могли бы быть представлены в более развернутом, чем оно есть, введении к книге, а не в трех сносках к статье А. Архиповой и Я. Фрухтманна о денежной магии в современной России. В этих сносках (с. 18-19) дан неплохой, но краткий обзор литературы по

теме денег и их символики: представлены основные работы по экономической антропологии (от Б. Малиновского и М. Мосса, Дж. Далтона и М. Салинза до К. Мельясо и М. Годелье, М. Тауссига и К. Хамфри) и по изучению темы денег в фольклористике (от Н. Я. Никифоровского до К. А. Богданова). К сожалению, здесь ничего не говорится о деньгах как символическом капитале в производстве идентичностей; о работах в области «новой материальности», в то время как идеи Бруно Латура, а также других исследователей, работающих в русле акторно-сетевой теории, могли бы быть, безусловно, полезными при изучении символики денег и связанных с ними практик. Так, концепт «неразменный рубль», в котором монета ведет себя не как объект, а как самостоятельный агент, может быть проанализирован в соответствии с идеями Латура о вещах, «дающих отпор»1.

Вместе с тем нет никаких сомнений в том, что рецензируемое издание, так разносторонне и комплексно, живо и занимательно рассматривающее актуальную для многих гуманитарных дисциплин и одновременно для современной российской общественной ситуации тему, имеет безусловную научную новизну и ценность. Оно будет полезно и интересно как ученым — антропологам (экономическим и не только), социологам, фольклористам, культурологам, религиоведам, историкам, — так и широкому кругу читателей.

Литература

Вахштайн 2006 — Социология вещей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. 392 с.

Латур 2014 — Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.

1 См.: [Вахштайн 2006]; см. также об этом работу, вышедшую позже рецензируемого сборника: [Латур 2014].

O. 5. XpucmcpopoBa. Ot «llyguHOiÄ MOHem» go «neneHeK rocgena».

From "Judas' coin" to "the State Department's 'cookies'": Money in traditional and

contemporary Russian culture

Khristoforova, Olga B.

Doctor of Philology, Leading Researcher, Laboratory of Theoretical Folklore Studies, School of Advanced Studies in the Humanities, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, 119571, Moscow, Prospect Vernadskogo, 82 Tel.: +7 (499) 956-96-47

Director, Centre of Typological and Semiotic Folklore Studies, Russian State

University for the Humanities

Russia, 125993, GSP-3, Moscow, Miusskaia sq., 6

Tel.: +7 (499) 973-43-54

E-mail: okhrist@yandex.ru

Review of. Arkhipova, A. S., Frukhtmann, Ia. (eds.) (2013). Fetish i tabu. Antropologiia deneg v Rossii. Sb. nauch. st. [Fetish and taboo. Anthropology of money in Russia. Collection of articles]. Moscow. OGI. 528 p. (In Russian).

References

Vakhshtain, V. (ed.) 2006. Sotsiologiia veshchei [Sociology of things]. Moscow: Izdatel'skii dom "Territoriia budushchego". 392 p. (In Russian).

Latur, B. (2014). Peresborka sotsial'nogo: vvedenie v aktorno-setevuiu teoriiu.

Ed. by S. Gavrilenko (Transl. by I. Polonskaia from: Latour, B. (2005). Reassembling the .social: An introduction to actor-network theory. New York: Oxford Univ. Press). Moscow: Izdatel'skii dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2014. 384 p. (In Russian).

Khristoforova, Olga B. (2015). From "Judas' coin" to "the State Department's 'cookies'": Money in traditional and contemporary Russian culture. Shagi / Steps, 1(2), 243-247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.