Научная статья на тему 'А. А ЗИНОВЬЕВ: ЭТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ЖИЗНИ'

А. А ЗИНОВЬЕВ: ЭТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ЖИЗНИ / КОМПЛЕКСНАЯ ЛОГИКА / ЭТИКА ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРАВИЛА ЖИЗНИ / ПРИНЦИПЫ / ИДЕАЛ / АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ / СВОБОДА ВЫБОРА / СЧАСТЬЕ / ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО / НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мелешко Е. Д.

В статье рассматриваются принципы этической логики жизни выдающегося философа современной России А. А. Зиновьева, обозначившие систему этических взглядов и логических правил автономии и суверенности личности. Эти принципы, имеющие неоспоримое право морального выбора, позволяют действовать согласно избранному кодексу жизни в условиях тоталитарной государственной власти. Этическая логика жизни имеет линии пересечения с этикой буддизма, христианства, этикой Сократа, этико-философскими взглядами Канта, Л. Н. Толстого, Шри Ауробиндо и др. Автор выявляет принцип соотношения логики и этики в учении А. А. Зиновьева, в связи с чем обосновывается взаимосвязь логики и этики: комплексная логика (множества) вещей как основа этики ограничения. В статье проводится мысль, что поиск нравственной истины является магистральным направлением русской философии, и представлен сравнительный этико-философский анализ религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого и этической логики жизни А.А. Зиновьева. Проведенный анализ позволил выделить методологию и основные понятия философской системы мыслителя, показать ее идейную связь с русской философией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. A. ZINOVYEV: THE ETHICAL LOGIC OF LIFE

The article deals with the principles of the ethical logic of the life, deduced by A. A. Zinovyev, a prominent philosopher of modern Russia. These principles outline a system of ethical views and logical rules for individual autonomy and sovereignty. These principles have an unquestionable right of moral choice and allow a person to act according to his or her chosen code of life under totalitarian state power. The ethical logic of life has lines of intersection with the ethicsof Buddhism, Christianity, the ethics of Socrates, the ethical and philosophical views of Kant, L. N. Tolstoy, Sri Aurobindo and others. The author reveals the principle of correlation between logic and ethics in the teachings of A. A. Zinovyev, in connection with which the relationship between logic and ethics is substantiated: the complex logic of (many) things as the basis of the ethics of limitation. The article suggests that the search for moral truth is the main direction of Russian philosophy, in connection with which a comparative ethical and philosophical analysis of the religious and moral teachings of L. N. Tolstoy and the ethical logic of A. A. Zinovyev. The analysis made it possible to single out the methodology and basic concepts of the philosophical system of the thinker, to show its ideological connection with Russian philosophy

Текст научной работы на тему «А. А ЗИНОВЬЕВ: ЭТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ЖИЗНИ»

«АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. А. ЗИНОВЬЕВА И ЦЕННОСТНЫЕ КОЛЛИЗИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

(30 ноября 2022 года) Материалы круглого стола

Круглый стол «Аксиологические идеи А.А. Зиновьева и ценностные коллизии современного мира» проводится в рамках мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею мыслителя, согласно Указу Президента от 01.10.2021 № 564 Российской Федерации «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения А. А. Зиновьева».

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Е. Д. Мелешко

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

А. А. ЗИНОВЬЕВ: ЭТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ЖИЗНИ

В статье рассматриваются принципы этической логики жизни выдающегося философа современной России А. А. Зиновьева, обозначившие систему этических взглядов и логических правил автономии и суверенности личности. Эти принципы, имеющие неоспоримое право морального выбора, позволяют действовать согласно избранному кодексу жизни в условиях тоталитарной государственной власти. Этическая логика жизни имеет линии пересечения с этикой буддизма, христианства, этикой Сократа, этико-философскими взглядами Канта, Л. Н. Толстого, Шри Ауробиндо и др. Автор выявляет принцип соотношения логики и этики в учении А. А. Зиновьева, в связи с чем обосновывается взаимосвязь логики и этики: комплексная логика (множества) вещей как основа этики ограничения. В статье проводится мысль, что поиск нравственной истины является магистральным направлением русской философии, и представлен сравнительный этико-философский анализ религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого и этической логики жизни А.А. Зиновьева. Проведенный анализ позволил выделить методологию и основные понятия философской системы мыслителя, показать ее идейную связь с русской философией

Ключевые слова: этическая логика жизни, комплексная логика, этика ограничения, правила жизни, принципы, идеал, автономия личности, свобода выбора, счастье, государство, религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого, нравственное совершенствование, нравственный рост.

E. D. Meleshko

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

A. A. ZINOVYEV: THE ETHICAL LOGIC OF LIFE

The article deals with the principles of the ethical logic of the life, deduced by A. A. Zinovyev, a prominent philosopher of modern Russia. These principles outline a system of ethical views and logical rules for individual autonomy and sovereignty. These principles have an unquestionable right of moral choice and allow a person to act according to his or her chosen code of life under totalitarian state power. The ethical logic of life has lines of intersection with the ethics

of Buddhism, Christianity, the ethics of Socrates, the ethical and philosophical views of Kant, L. N. Tolstoy, Sri Aurobindo and others. The author reveals the principle of correlation between logic and ethics in the teachings of A. A. Zinovyev, in connection with which the relationship between logic and ethics is substantiated: the complex logic of (many) things as the basis of the ethics of limitation. The article suggests that the search for moral truth is the main direction of Russian philosophy, in connection with which a comparative ethical and philosophical analysis of the religious and moral teachings of L. N. Tolstoy and the ethical logic of A. A. Zinovyev. The analysis made it possible to single out the methodology and basic concepts of the philosophical system of the thinker, to show its ideological connection with Russian philosophy

Keywords: ethical logic of life, complex logic, ethics of limitation, rules of life, principles, ideal, personal autonomy, freedom of choice, happiness, state, L. N. Tolstoy, moral perfection, moral growth.

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -4-5-10

Цель данного выступления (статьи): выделить этическую логику жизни в учении А. А. Зиновьева как систему этических принципов и правил жизненного опыта мыслителя в тоталитарном государстве.

Новизна заключена в раскрытии этических смыслов «комплексной логики» А. А. Зиновьева.

Результат: система этической логики жизни представлена как модель автономии личности, основанной на философском знании и реальном опыте жизни А. А. Зиновьева. Выделены основные категории этической логики жизни: моральный выбор на основе свободы выбора, нравственный контент обладания, счастье, самоограничение и самоконтроль. В статье показано, что логика в учении А. А. Зиновьева определяет этику, что в совокупности представляет собой модель комплексной этики.

Масштаб личности А. А. Зиновьева, написавшего свою знаменитую книгу «Зияющие высоты», поразил меня, тогда еще в 1977 аспирантку кафедры этики философского факультета МГУ им. Ломоносова. Я помню атмосферу вакуума вокруг профессора, царившую на факультете, пересуды, осуждения на партийных комитетах... А знаменитый профессор, признанный логик -противостоял всем один, повторив подвиг Сократа, Толстого, философов жизни, служивших истине. Именно истина диктует то, что Зиновьев выразит постулатами нравственных правил: «Воздай каждому должное. Гения назови гением. Героя назови героем» [1, с. 19]. Именно «служба истине» была магистральным направлением в его жизни. «Служба истине», как творческое кредо Зиновьева, перекликается с последними словами умирающего Толстого, обращенных к сыну Сергею: «Сережа, я всю жизнь искал истину» .

Этика и логика: Толстой был верен принципам классического рационализма эпохи Просвещения. Именно поэтому поиск истины, касающейся природы этических идеалов и принципов в его религиозно-философских произведениях, последовательно обретал форму логики, логических рассуждений.

Согласно Зиновьеву, логика расчищает путь к истине, раскрывая универсальные правила мышления. Прежняя логика, полагал он, «обросла предрассудками и ложными идеями». С этой целью он разрабатывает логическую теорию, радикально отличающуюся от традиционной логики, как

формальной, так и математической. Он назвал ее «комплексной логикой». Суть этой теории заключается в пересмотре понимания предмета логики, объема рассматриваемых в ней объектов, методов решения логических проблем и сферы ее приложений. «Согласно моей логической теории, которую я назвал комплексной логикой, - подчёркивает Зиновьев, - предмет логики как особой науки - язык. Но язык не вообще во всем многообразии его признаков и функций в человеческой жизни, а лишь в одном его качестве, составляющем его социальную сущность, а именно - как вещный (материальный) способ существования человеческого сознания» [1, с. 20]. В этом смысле логика задает вектор развития и этическим принципам, также очищая их от предрассудков и заблуждений, устанавливая универсальные критерии ценностной значимости правил поведения личности. Таким образом, логика является средством обнаружения этической истины. Именно логика, «расчищая» путь этике, является организующим фактором создания этических правил. В то же самое время жизненный опыт мыслителя ставит вопросы бытия, которые требуют логического и нравственного осмысления. Таким образом, возникает этическая логика жизни.

Этические идеал и правила жизни, их место в этической логике жизни. С точки зрения А. А. Зиновьева логика подчиняется строгим правилам и законам. Логика общественной жизни такова, что социальные законы верховенствуют людьми в обыденной жизни, так как они «наилучшим способом приспосабливаются к социальным условиям существования. Без соблюдения этих правил люди живут хуже, чем с соблюдением их, или вообще погибают» [2, с. 67]. Социальные законы определяют жизненные направления, дают возможность свободы выбора, ориентируя на определенный «тип жизни» и поведения. Так, «человек, - по мнению Зиновьева, - в своих поступках имеет свободу выбора и принятия решений. Диапазон этой свободы вполне достаточен для того, чтобы я смог выработать для себя определенный тип внутренней и внешней жизнедеятельности, соответствующий искомому идеалу. Все это можно сделать в рамках общепринятых норм и законности, на первых порах даже заслужив одобрение» [2, с. 69]. Свобода выбора человека определяется не только социальными законами, но материальными условиями соответствующим образом жизни, основанными на гедонистических принципах (бесконечного наслаждения), потребления множества вещей. Свобода выбора человека - в способности ограничения себя или в возможности обладания множеством вещей материального бытия. Моральный выбор - это выбор между Сциллой и Харибдой, он заточен в выборе личностью истинного бытия или «иллюзии бытия» (А. А. Зиновьев). Идея обладания коррелируется с идеей счастья. В чем смысл счастья по Зиновьеву? Обладание множеством вещей, присвоение или ограничение обладания? Ответ - в самоограничении и в самоконтроле, что означает обладание, прежде всего, самим собой, своими потребностями, «духовный разворот», концентрирующийся в принципах-постулатах: «умение довольствоваться малым», «иметь все, не имея ничего», «иметь, не имея». Эти утверждения - квинтэссенция счастья, обозначенных, во-первых, как способность человека к самоограничению, умению контролировать

свои потребности, во-вторых, в понимании истинного наслаждения, которое заключается в том, чтобы жить без греха обладания материальным бытием, ощущать жизнь в ее неповторимой бытийственности («факте жизни»). Это означает «исключить борьбу за жизненные блага как цель жизни, - развить духовный мир и культуру духовного общения. Верно, что человек стремится к счастью. Нет счастья без способности к самоограничению и без самоконтроля» [1, с. 19]. Таким образом, логика множества вещей («вещный (материальный) способ существования человеческого сознания» - А. А. Зиновьев) обосновывает этику ограничения (этические правила), основа которых - идеал счастья.

Нравственный идеал или нравственное правило: Л. Н. Толстой и А. А. Зиновьев.

Л. Н. Толстой, как и А. А. Зиновьев, приходит к идее экзистенциального морального выбора путем мучительных поисков истины. Острая критика существующего строя, характерна для обоих мыслителей, как и духовно-нравственная автономия личности, которая, как и в буддизме, определяется как «правильная направленность мысли», что является альтернативой «иллюзии бытия». В отличие от «зиновьйоги», содержанием которой является своеобразный кодекс этических правил жизни, цель которого в достижении счастье, а обоснование - в идее комплексной логики, архитектоника религиозно-этического учения Толстого, покоится на идеале совершенствования человека как нравственного существа. Толстой утверждает недостижимость идеала, однако, «возможность приближения к нему - бесконечна». В этом смысле человек «обречен» к «движению по направлению к этому идеалу». Недостижимость идеала формирует нравственный рост человека, как условие нравственного совершенствования. В связи с этим мыслитель определяет последовательность ступеней нравственного роста. Совершенствование - длительный процесс, сопровождающий человека на всем протяжении его жизни, также, как и соблазны, и прегрешения. «В «Послесловии» к повести «Крейцерова соната» Л. Н. Толстой, исследуя нравственную природу отношений мужчины и женщины, определяет высшую точку идеала целомудрия: «Целомудрие не есть правило или предписание», - замечает мыслитель, - смысл его нравственного значения, обнаруживается в бесконечном совершенствовании [5, с. 84]. Нравственное совершенствование в понимании Л. Н. Толстого определяется идеалом, а не правилами, что обеспечивает нравственную динамику «работы души», связанную с анализом разрешения различных жизненных коллизий. Нравственные правила основываются на нравственном идеале и последствиях нравственного опыта, связанных с отступлениями от правил и идеала. В этом отношении характерна запись в дневнике, которую сделал Л. Н. Толстой в 1904 г., когда он задумывал продолжить роман о «деревенском Нехлюдове»: «Захотелось написать 2-ю часть Нехлюдова. Его работа, усталость, просыпающееся барство, соблазн женский, падение, ошибка...» [4, с. 66]. Умоперемена Нехлюдова закончилась тем, что он не смог побороть соблазны. По мнению Л. Н. Толстого греховность свойственна человеческой

природе. Это одна из причин недостижимости идеала. Другое объяснение - в том, что достижение идеального означает его исчезновение, так как идеал превращается в правило, предписание. Идеал, как это показывает опыт Нехлюдова и Толстого, недостижим в силу «круговорота греха» еще и потому, что определяет нравственную динамику духовного роста и константу совершенствования.

С точки зрения А. А. Зиновьева сам факт «духовного поворота» сознания, запрограммированного логикой, не позволяет разрушить автономию личности, заточенной на этических правилах. Рассматривается нравственная формула автономности личности с точки зрения неотвратимости развития общественного прогресса, который с «необходимостью порождает таких, как я, регулярно» и, главное - возрастание нравственных примеров жизненного опыта такого рода людей. Количественное возрастание автономных личностей «изменят жизнь гораздо радикальнее, чем все реформаторы, вместе взятые» [3, с. 16]. Следовательно, этическая логика жизни заключена в динамике нравственного совершенствования, которая связана объективными и субъективными (внутренними и внешними) факторами развития общества и личности.

Заключение.

В статье представлен этико-философский анализ этической логики жизни А. А. Зиновьева, как этической квинтэссенции его комплексной логики. Данный анализ позволил выделить методологию и основные понятия философской системы мыслителя, показать ее идейную связь с русской философией на основе сравнительного анализа с религиозно-нравственным учением Л. Н. Толстого, хотя эти мыслители жили в разные эпохи, в различных общественных условиях, стояли на противоположных идеологических позициях (религии и атеизма), предмет их исследования различен (христианская этика и логика). Тем не менее, особенности национального самосознания проявились в их понимании этики, нравственного прогресса и совершенствования человека.

В нашем исследовании мы сосредоточили внимание на методологических основах этической логики жизни А. А. Зиновьева, не затронули «зиновьйогу» как кодекса этических правил в ее нормативном формате, что может быть предметом исследования в дальнейшем. Мы обозначили этическую методологию философии А. А. Зиновьева как этическую логику жизни, исходя из его системы комплексной логики, последовательно выделив основные этические понятия, составляющие идейную канву системы: моральный выбор на основе свободы выбора, нравственный контент обладания, счастье, самоограничение и самоконтроль, коррелирующиеся с самосовершенствованием и этикой ограничений, идеал и правила, их соотношение. Эта идейная сетка категорий, образующая модель этики А. А. Зиновьева, дала возможность сделать вывод: логика множества вещей («вещный (материальный) способ существования человеческого сознания» - А. А. Зиновьев) обосновывает этику ограничения (этические правила), основа которых - идеал счастья. Анализ соотношения нравственного

идеала и кодекса этических правил позволил раскрыть смысл нравственного совершенствования личности, показать, что этическая логика жизни заключена

в динамике нравственного совершенствования.

Литература

1. Зиновьев А. А. Зиновьйога // Феномен Зиновьева: 80 : сб. М.: Совр. тетради, 2002. С. 18-23.

2. Зиновьев А. А. Комплексная логика // Феномен Зиновьева: 80 : сб. М.: Совр. тетради, 2002. С. 65-72.

3. Зиновьев А. А. Формула жизни // Феномен Зиновьева: 80 : сб. М.: Совр. тетради, 2002. С. 13-18.

4. Толстой Л. Н. Дневники и Записные книжки 1904-1906 // Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 55. М.: Худож. лит., 1937. 768 с.

5. Толстой Л. Н. Послесловие к «Крейцеровой Сонате» // Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 27. М.; Л. : Худож. лит., 1936. Т. 27. С. 79-92.

References

1. Zinovyev A. A. Zinovyoga [Zinovyoga]. Fenomen Zinovyeva: 80. Moscow, Sovr. Tetrad Publ, 2002. Pp. 18-23 [In Russian]

2. Zinovyev A. A. Kompleksnaya logika [Integrated logic]. Fenomen Zinovyeva: 80. Moscow, Sovr. Tetrad Publ, 2002. Pp. 65-72. [In Russian]

3. Zinovyev A. A. Formula zhizni [The formula for life]. Fenomen Zinovyeva: 80. Moscow, Sovrem. Tetrad Publ, 2002. Pp. 13-18. [In Russian]

4. Tolstoy L. N. Dnevniki i Zapisnyye knizhki 1904-1906 [Diaries and Notebooks 1904-1906]. Polnoye sobraniye sochineniy [The Complete Works]. Vol. 55. Moscow, Khudozh. lit. Publ, 1937. 768 p. [In Russian]

5. Tolstoy L. N. Poslesloviye k «Kreytserovoy Sonate» [Afterword to The Kreutzer Sonata]. Polnoye sobraniye sochineniy [The Complete Works]. Vol. 27. Moscow, Leningrad, Khudozh. lit. Publ, 1936. Vol. 27. Pp. 79-92. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 25.11.2022 Статья допущена к публикации 15.12.2022

The article was received by the editorial staff25.11.2022 The article is approved for publication 15.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.