Научная статья на тему 'A.A. Takho-Godi – A.F. Losev’s Spiritual Daughter (on the 101st Birthday Anniversary)'

A.A. Takho-Godi – A.F. Losev’s Spiritual Daughter (on the 101st Birthday Anniversary) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Philosophy / philology / ethics / aesthetics / mythology / antiquity / ancient literature / upbringing / education / elite / elitism / Философия / филология / этика / эстетика / мифология / античность / античная литература / воспитание / образование / элита / элитность

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подвойский Леонид Яковлевич

The article is devoted to the life and work of Aza Alibekovna Taho-Godi, an outstanding philologist and philosopher of our time, and a major specialist in the field of classical philology. Attention is paid to her relationship with A.F. Losev which were not of a family-domestic nature as it is sometimes imagined based on the fact that they had a registered marriage. From the point of view of family and everyday life their marriage was formal. In fact, it was a strong spiritual union of two great personalities, major researchers and experts in ancient philosophy, philology, mythology, and culture in general here and now. Much attention is paid to A.F. Losev and his long complex life, his work, as well as the life and work of A.A. Tahoe-Godi. In fact, it is not possible to write about her and not to write about him. The principles of pedagogical activity of A.F. Losev and A.A. Tahoe-Godi are shown. Briefly, but quite meaningfully, it is said about the elitological views of Aza Alibekovna.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

А. А. Тахо-Годи – духовная дочь А.Ф. Лосева (к 101летию со дня рождения)

Настоящая статья посвящена жизни и творчеству известного российского ученого Азы Алибековны Тахо-Годи выдающегося филолога и философа современности, крупного специалиста в области классической филологии и истории античной философии и культуры. Особое внимание в статье уделено ее взаимоотношениям с Алексеем Федоровичем Лосевым, которые носили не семейно-бытовой характер, как иногда представляется на основании того, что у них был зарегистрирован брак, а сугубо научный, духовный характер. С точки зрения семейнобытовой жизни их брак носил формальный характер. Фактически же, это был прочный духовный союз двух великих личностей современности, крупнейших исследователей и знатоков античной философии, филологии, мифологии и культуры в целом. Много внимания уделено долгой, сложной и плодотворной жизни А.Ф. Лосева, его творчеству, а также жизни и творчеству самой А.А. Тахо-Годи. В принципе не представляется возможным писать о ней и не писать о нем. Их жизни и творчества тесно переплетены и представляют собой единое целое. В работе показаны принципы педагогической деятельности А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи. Кратко, но достаточно содержательно сказано об элитологических воззрениях Азы Алибековны.

Текст научной работы на тему «A.A. Takho-Godi – A.F. Losev’s Spiritual Daughter (on the 101st Birthday Anniversary)»

Elite Studies of Culture | https://doi.org/10.46539/elit.v4i3.167

A.A. Takho-Godi - A.F. Losev's Spiritual Daughter (on the 101st Birthday Anniversary)

Leonid Ya. Podvoisky

Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia. E-mail: leonid.podv[at]gmail.com

Abstract

The article is devoted to the life and work of Aza Alibekovna Taho-Godi, an outstanding philologist and philosopher of our time, and a major specialist in the field of classical philology. Attention is paid to her relationship with A.F. Losev which were not of a family-domestic nature as it is sometimes imagined based on the fact that they had a registered marriage. From the point of view of family and everyday life their marriage was formal. In fact, it was a strong spiritual union of two great personalities, major researchers and experts in ancient philosophy, philology, mythology, and culture in general here and now.

Much attention is paid to A.F. Losev and his long complex life, his work, as well as the life and work of A.A. Tahoe-Godi. In fact, it is not possible to write about her and not to write about him. The princi -ples of pedagogical activity of A.F. Losev and A.A. Tahoe-Godi are shown. Briefly, but quite meaningfully, it is said about the elitological views of Aza Alibekovna.

Keywords

Philosophy; philology; ethics; aesthetics; mythology; antiquity; ancient literature; upbringing; education; elite; elitism

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

А. А. Тахо-Годи - духовная дочь А.Ф. Лосева (к 101-летию со дня рождения)

Подвойский Леонид Яковлевич

Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия. E-mail: leonid.podv[at]gmail.com

Аннотация

Настоящая статья посвящена жизни и творчеству известного российского ученого Азы Алибе-ковны Тахо-Годи - выдающегося филолога и философа современности, крупного специалиста в области классической филологии и истории античной философии и культуры. Особое внимание в статье уделено ее взаимоотношениям с Алексеем Федоровичем Лосевым, которые носили не семейно-бытовой характер, как иногда представляется на основании того, что у них был зарегистрирован брак, а сугубо научный, духовный характер. С точки зрения семейно-бытовой жизни их брак носил формальный характер. Фактически же, это был прочный духовный союз двух великих личностей современности, крупнейших исследователей и знатоков античной философии, филологии, мифологии и культуры в целом.

Много внимания уделено долгой, сложной и плодотворной жизни А.Ф. Лосева, его творчеству, а также жизни и творчеству самой А.А. Тахо-Годи. В принципе не представляется возможным писать о ней и не писать о нем. Их жизни и творчества тесно переплетены и представляют собой единое целое. В работе показаны принципы педагогической деятельности А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи. Кратко, но достаточно содержательно сказано об элитологических воззрениях Азы Алибековны.

Ключевые слова

Философия; филология; этика; эстетика; мифология; античность; античная литература; воспитание; образование; элита; элитность.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Таких ученых, можно сказать, подвижников науки, как Аза Аликбековна, мы с полным основанием можем и должны отнести к научной элите России. Она - хранительница определенной научной культурной традиции, человек-эпоха. Именно по таким маркерам как она, в будущем будут определяться и оцениваться исторические вехи в развитии отечественной и мировой научной и философской мысли. Если даже мы в чем-то ее и переоцениваем, то только потому, что у современной элитологической науки нет ещё достаточно разработанного понятийного аппарата, чтобы в точности (адекватно и объективно) описать роль и значение этой личности. Ссылки на эти ограничения позволяют нам понять, с каким сложным интеллектуальным явлением нам приходится иметь дело.

Настоящая статья разбита на несколько параграфов:

а) биографические данные - здесь достаточно подробно показаны этапы жизненного пути, годы учебы, которые были осложнены из-за ее отца -партийного и советского деятеля - репрессированного и расстрелянного в 1937 году и оправданного в 1956 году. Так что почти 20 лет она считалась дочерью «врага народа». Показаны ее шаги по научной-преподавательской лестнице;

б) о действительных отношениях А.А. Тахо-Годи с А.Ф. Лосевым: здесь много о Лосеве и его жене, о некоторых нюансах их ареста и освобождения, о неприглядной роли М. Горького; о том, что вся жизнь Азы Алибековны рядом с А.Ф. Лосевым стала глубоко осознанным, преданным и беззаветным служением - служением мысли, науке и тем высоким идеям, которые исповедовали Алексей Федорович и его жена. Приведено мнение Е. А.А Тахо-Годи о том, что Лосев немыслим без стихов и приведено стихотворение Алексея Федоровича «Кукушка» и стихотворение Елены Тахо-Годи, посвященное ему;

в) празднование столетнего юбилея Азы Алибековны: достаточно подробно рассказано о большой научной конференции, посвященной столетию великого филолога, состоявшейся 26 октября 2022 года в день ее рождения в Доме Лосева. В ней приняли участие более 100 докладчиков, в том числе и учеников Азы Алибековны из самых разных уголков России и мира;

г) научная, общественная и педагогическая деятельность А.А. Тахо-Годи. В этом параграфе показана широкая и многогранная научная работа профессора А. А. Тахо-Годи, Научные интересы которой прочно связаны с античной литературой в ее эстетическом и философском аспекте, с терминологическими исследованиями; изучением жанров и стилей, античной риторики, греческой мифологии, рецепции античности в русской литературе, типологии античной культуры. Раскрыта ее общественная деятельность. Так, благодаря стараниям Азы Алибековны, в апреле 1990 года было создано Культурно-просветительское общество «Лосевские беседы». В 1995 году ей удалось вернуть рукописи А.Ф. Лосева из Архива ФСБ. Одной из целей общества было

создание Библиотеки истории русской философии и культуры на Арбате, в доме, где последние 50 лет прожил А.Ф. Лосев. Проведена параллель между

A.Ф. Лосевым и А.А. Тахо-Годи в отношении их понимания тесной и даже неразрывной связи образования и воспитания.

д) элитологические изыскания А.А. Тахо-Годи: здесь подчеркнуто, что таких ученых, можно сказать, подвижников науки, как Аза Аликбековна, мы с полным основанием можем и должны отнести к научной элите России. Она -хранительница определенной научной культурной традиции, человек-эпоха. Высказана мысль о том, что поскольку областью ее профессиональной деятельности была античная литература, философия и культура, а главным действующим лицом и символом которой был Платон и его разностороннее философское учение, можно сказать, что по большому счету речь в ее исследованиях в этом контексте идет о платоносфере.

Биографические данные А.А. Тахо-Годи

Аза Алибековна Тахо-Годи (род. 26.10.1922, Махачкала) - выдающийся филолог и философ современности, крупный специалист в области классической филологии, доктор филологических наук, профессор, переводчик и комментатор многих философских текстов, председатель культурно-просветительского общества «Лосевские беседы», лауреат Литературной премии Александра Солженицына 2022 года.

В 1944 году она окончила Московский государственный институт имени

B.И. Ленина. После его окончания она там же поступила в аспирантуру по отделению классической филологии, где сначала начала учиться у профессора Н.Ф. Дератани. Во время обучения в аспирантуре она познакомилась с А.Ф. Лосевым - филологом и философом, исследователем античной философии, мифологии, литературы и древних языков. Аза Алибековна стала его ученицей, близким другом, а впоследствии спутницей жизни и хранительницей его научного и философского наследия. (Подробнее об этих отношениях будет изложено ниже - Л.П.).

В 1949 году, как дочь врага народа (ее отец Алибек Алибекович -партийный и советский деятель, в том числе первый нарком просвещения Дагестана - был репрессирован и расстрелян в октябре 1937 года, а в 1956 году реабилитирован) была изгнана из МГПИ им. В.И. Ленина. Затем в Московском университете защитила кандидатскую диссертацию «Поэтические тропы Гомера и их социальный смысл».

А. А. Тахо-Годи была приглашена для работы на кафедру классической филологии Московского университета и вскоре после того (в 1959 г.) защитила в Институте мировой литературы Академии наук докторскую диссертацию о рецепции античности в русской литературе. К этому времени она уже почти десять лет (1949 - 1958 гг.) преподавала античную литературу, латинский и греческий языки студентам и аспирантам в Московском областном педагоги-

ческом институте им. Н. К. Крупской и имела звание доцента (а до этого работала на отделении классической филологии Киевского университета). Помимо того, в 1957-1987 гг. А. А. Тахо-Годи по совместительству читала курс античной литературы в Литературном институте Союза писателей СССР.

С 1962 по 1996 г. А. А. Тахо-Годи заведовала кафедрой классической филологии Московского университета. В 1965 г. она была утверждена в звании профессора, а в 1992 получила звание заслуженного профессора МГУ. В 1998 году удостоена звания заслуженного деятеля науки РФ. С 1977 г. А. А. Тахо-Годи - председатель специализированного совета по защите диссертаций (классическая филология Д 053.05.55) на филологическом факультете МГУ).

О действительных отношениях А.А. Тахо-Годи с А.Ф. Лосевым

Квалифицированное объяснение этим отношениям дает Елена Аркадьевна Тахо-Годи - внучка Алибека Тахо-Годи - племянница Азы Алибековны. По ее словам, у Азы Алибековны, как и у Алексея Федоровича Лосева, уникальная христианская судьба. Никто до сих пор не понимает их родства, ее упорно называют его второй женой, а она - духовная дочь, и это не меньшая близость (в названии статьи использована эти слова Е. Тахо-Годи - Л.П.).

Елена Тахо-Годи поясняет: что чем дальше были люди от А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи, тем менее понятными были для них ее отношения с Лосевыми, но для близкого круга эти отношения были совершенно ясны. Сын академика Белецкого Андрей Александрович еще в конце 1940-х называл Азу Алибековну в письмах к Алексею Федоровичу и Валентине Михайловне "ваша приемная дочь". И служение им, конечно, было одной из ее христианских миссий.

Только она сама так громко это бы не назвала. Аза Алибековна никогда себя не считала ни проповедником, ни учителем жизни, ничего специально не писала на богословские темы. Но недаром к своему 90-летию она была награждена церковным орденом Преподобной Ефросинии Московской, а к 100-летию - орденом Святой равноапостольной княгини Ольги. С раннего детства у нее была уверенность в присутствии в мире Божественного начала.

С полной очевидностью можно утверждать, что вся ее жизнь рядом с А.Ф. Лосевым стала глубоко осознанным, преданным и беззаветным служением -служением мысли, науке и тем высоким идеям, которые исповедовали Алексей Федорович и его жена Валентина Михайловна. (Елена Тахо-Годи, 2022).

О характере Лосева, его жены и их отношениях говорит такой факт. В 1930 году вышла его книга «Диалектика мифа», в которой были раскрыты некоторые идеологические мифы советского времени. Цензура запретила некоторые фрагменты из этой работы, ее не устраивала его философская свобода. Но он имел смелость восстановить текст. Валентина Михайловна вела его издательские дела и в таком виде книга была издана (Баландин , 2001, стр. 442).

Показательно, что А.Ф. Лосев, сознательно вставив в текст этой книги выброшенные цензурой опасные идеологические места, никогда в этом не раскаивался. Из лагеря он писал жене: «В те годы я стихийно рос как философ, и трудно было (да и нужно ли?) держать себя в обручах советской цензуры». «Я задыхался от невозможности выразиться и высказаться». «Я знал, что это опасно, но желание выразить себя, свою расцветшую индивидуальность для философа и писателя превозмогает всякие соображения об опасности» (22 марта 1932 года).

А.Ф. Лосев и Вера Михайловна были арестованы в апреле 1930 года по Делу о Церковно-христианской монархической организации «Истинно православная церковь» и приговорён к 10 годам лишения свободы.

Заключение А.Ф. Лосев отбывал на строительстве Беломорско-Балтий-ского канала, где почти полностью потерял зрение. Благодаря ходатайству первой жены Горького Екатерины Пешковой в 1933 году он и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены. Вера и любовь помогали жить, мыслить и творить философу, по его собственным словам, "сосланному в XX век". 32 года они прожили в "нездешней" любви. Как говорил Вячеслав Иванов, это были "две руки единого креста"( М.П. Колесников). Они были вместе в самые тяжелые годы. С удивительной стойкостью они переносили свое лагерное бытие, поддерживая друг друга в письмах.

Аза Алибековна Тахо-Годи вспоминала впоследствии, что Лосевы скрывали от нее, что были в лагере.

Обратим внимание на один нюанс, который с одной стороны, ситуативно любопытен, а с другой стороны не может не вызывать чувство неловкости и даже возмущения поведением М. Горького. В то время, как А.Ф. Лосев находился в лагере на строительстве Беломорско-Балтийского канала, на него в статье «О борьбе с природой» обрушился Максим Горький: «Профессор этот явно безумен, очевидно малограмотен, и если дикие слова его кто-нибудь почувствует как удар - это удар не только сумасшедшего, но и слепого». М. Горький ссылался на работу А.Ф. Лосева, оставшуюся в рукописи и бесследно исчезнувшую в органах советской тайной полиции, - «Дополнения к «Диалектике мифа». А до Горького за эту книгу и вообще за философскую и свободолюбивую жизненную позицию с трибуны XVI съезда Лосева развенчал Л. Каганович, назвав его «философом-мракобесом». Подробнее о ситуации вокруг «Диалектики мифа» - в нашей книге (Карабущенко, & Подвойский, 2007, стр. 92-96).

Нюанс в том, что М. Горький сурово клеймил Лосева, а его жена ходатайствовала о его освобождении и, к счастью, добилась этого. Это в некоторой степени любопытно: полярная позиция супругов по одному и тому же вопросу. Испытываешь, по меньшей мере, чувство неловкости за великого пролетарского писателя вот почему. Одно дело, если бы он обвинил Лосева по идеологическим мотивам и все. Назвал бы идеологическим противником - в те времена это было очень сильным обвинением - и этого было бы вполне доста-

точно, чтобы надолго испортить человеку жизнь даже после освобождения из лагеря.

Но Горький называл Лосева безумным, малограмотным, не только сумасшедшим, но и слепым. Строго говоря, в отношении грамотности самому Горькому было далеко до Лосева, а уж указание на его слепоту вообще безнравственно, поскольку это была не фигура речи - Лосев и в самом деле потерял зрение на строительстве Беломорканала. Неловкость, досаду и возмущение Горьким именно по этому поводу просто нельзя не испытать. Исследователь Татьяна Гусарова в эссе «А. Ф. Лосев. Титан мысли ХХ века. Поэт. Монах» замечает: «Скажу лишь, что пролетарский писатель Горький вылил на Лосева ушат помоев, назвав его всякими разными нехорошими словами, из которых меня, к примеру, более всего поразило слово "малограмотный" по отношению к ученому (Гусарова Татьяна. 2014).

К яркому и точному именованию А.Ф. Лосева «титаном мысли» можно добавить и много других, не менее ярких и броских, подчеркивающих его уникальность и многогранность. Не случайно А.А. Тахо-Годи тоже обращает на это внимание. Вот что она пишет в книге «Лосев», изданной в серии «ЖЗЛ». «Как только не именуют Лосева! Я уж не говорю о великом и гении, последнем классическом философе, последнем русском философе, последнем философ Серебряного века. Есть гораздо более выразительно: скованный Прометей, мудрец и провидец, святое имя, не узнанный при свете дня, один на один с Богом, православный философ эпохи ленинизма, последний из могикан, служитель чистого ума, великий узник, краеугольный кирпич русской философии, философ трагической свободы, подвижник жизни и веры, русский словомудр, незаслуженно забытый, великий сын Дона, духовный учитель, источник мысли, одинокий мастер. Если разобраться, то в итоге вырисовывается интересный портрет и, надо сказать, правильный. Пытаются разгадать «феномен Лосева», «загадку Лосева», «тайну Лосева» (Тахо-Годи, 1997, стр.430). Нельзя не согласиться с Азой Алибековной в том, что: «Философ Имени, Алексей Федорович Лосев не может быть предан забвению, ибо Имя - есть жизнь, а значит, вечная память» (Тахо-Годи, 1997, стр. 431).

Елена Тахо-Годи в воспоминаниях об Алексее Федоровиче Лосеве обращает внимание на то, что Лосев немыслим без стихов. Он стихи знал, любил, писал сам.

В этой связи приведем одно из стихотворений А.Ф. Лосева:

КУКУШКА

Пускай поэты воспевают

Звонкоголосых соловьев,

Что в мае трелями сверкают

В ночной душистости садов.

Иные жаворонков любят

За то, что тою же весной

Они мечты напевно будят В лазури тонущей гурьбой. Есть ласточек апологеты. Есть воспеватели орлов, Несущих гордые заветы Победоносно-мощных слов. Но для меня милей кукушки Не существует ничего, -Моей тоскующей подружки Со мною вместе заодно. Бездомны оба мы, унылы: Нам не до песен, не до роз. Весельчакам всегда постылы, Мы жалим скукой хуже ос. Нам одинокого рыданья В углах отверженной тюрьмы Знакомы жесткие лобзанья И перезвон душевной тьмы. Грустит с наивной простотою Широкошумно вешний пир: Едва заметною тоскою Для нас весной пронизан мир, Жизнь не была тебе укором, Любви ты обошел тоску, Ты не валялся под забором: Ты не поймешь "ку-ку, ку-ку".

А вот стихотворение Е. Тахо-Годи, посвященное его памяти:

Мятется дух, не кончив путь земной, Но плоть слаба, она сдается смерти... Но вы в разлуку ни за что не верьте, Настанет час: я к вам вернусь живой.

Не надо горько плакать надо мной -Бессильны ваши слезы и рыданья. Вы говорите: мертвый и чужой, Лежит он перед нами без дыханья

Но вспомните, что есть иное знанье -Не всем оно даровано судьбой -И, независимо от вашего желанья,

Настанет час - я к вам вернусь живой (Тахо-Годи, 1997, стр. 444).

Празднование столетнего юбилея Азы Алибековны

26 октября 2022 года в день рождения Азы Алибековны в Доме Лосева состоялась большая научная конференция, посвященная столетию великого филолога. В ней приняли участие более 100 докладчиков, в том числе и учеников Азы Алибековны из самых разных уголков России и мира. Будучи человеком, ставившим науку и личную порядочность выше всяких конъюнктурных интересов, она объединяла и объединяет самых разных людей. Доклады на конференции были посвящены разным граням ее жизни и интересов - об античной культуре, ее влиянии на русскую литературу, о философских взглядах, богословском наследии, музыкальных интересах Лосева, а также о ней самой, как ученом, писателе и педагоге, о ее семейных традициях. На концерте, посвященном Азе Алибековне, прозвучали пьесы Шопена, Мендельсона и Бетховена, которые она 15-летней девочкой сама когда-то играла. Сама Аза Алибековна по состоянию здоровья на тот момент принимала участие в конференции дистанционно.

На этой конференции Наталья Дмитриевна Солженицына (вдова Александра Исаевича - Л.П.), назвав Азу Алибековну прекрасной и удивительной, объявила о присуждении ей Литературной премии Александра Солженицына 2022 года.

Напомнив слова Аристотеля о том, что человек создан для умопостижения и действия, Наталья Дмитриевна отметила, что жизнь юбиляра - совершенный пример исполнения именно такого предначертания. Она при этом подчеркнула, что, как и для Платона, работа для Азы Алибековны стала не привычкой, а самой жизнью. Озирая плоды такой Жизни-Работы юбиляра, жюри солженицынской премии и приняло решение о присуждении ей премии публициста и писателя, Нобелевского лауреата по литературе.

Примечательно, что, по свидетельству Е.А. Тахо-Годи, когда Аза Алибековна сильно заболела, то тогда в этой ситуации очень помогли ее многочисленные ученики и почитатели, собиравшие деньги ей в помощь на лечение. Невероятно трогало, когда неизвестные люди переводили нам по 100, 200, 300 рублей. Ее спасали всем миром.

Мы, со своей стороны, можем заметить, что этот факт как раз и говорит о безусловном признании крупного вклада Азы Алибековны в интеллектуально-духовную и культурную жизнь страны не меньше, чем все ее заслуженные звания и государственные награды, которых у нее довольно много.

Научная, общественная и педагогическая деятельность А.А. Тахо-Годи.

Научные интересы профессора А. А. Тахо-Годи прочно связаны с античной литературой в ее эстетическом и философском аспекте, с терминологическими исследованиями; изучением жанров и стилей, античной рито-

рики, греческой мифологии, рецепции античности в русской литературе, типологии античной культуры (Подвойский, 20176, стр. 330).

Список научных работ проф. А. А. Тахо-Годи включает более 300 наименований. Она является редактором и автором учебника «Античная литература», вышедшего в 1963 г., а затем выдержавшего еще три издания в России (последнее - в 1986 г.) и переведенного на несколько языков; книг «Античные риторики» (1978), «Античные гимны» (1988), «Гомер. "Одиссея"» и др.; монографий «Греческая мифология» (1989), «Платон» и «Аристотель». Две последние, написанные в соавторстве с А. Ф. Лосевым, были переизданы в расширенном виде в 1993 г. и переведены на английский, итальянский, хинди.

А. А. Тахо-Годи принадлежит ряд статей, опубликованных в различных отечественных и зарубежных журналах и сборниках. Под ее редакцией и с комментариями вышло полное собрание сочинений Платона на русском языке (1990-1994). Более трехсот статей написано ею для энциклопедии «Мифы народов мира» (1980 - 1982, 1987 - 1988). Профессор А. А. Тахо-Годи ведет большую издательскую деятельность по публикации трудов А. Ф. Лосева. В 1997 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Лосев», которую издатели посвятили 850-летию Москвы о выдающемся москвиче.

Благодаря стараниям Азы Алибековны в апреле 1990 года было создано Культурно-просветительское общество «Лосевские беседы». В 1995 году ей удалось вернуть рукописи А.Ф. Лосева из Архива ФСБ. Одной из целей общества было создание Библиотеки истории русской философии и культуры на Арбате, в доме, где последние 50 лет прожил А.Ф. Лосев. Эта идея была горячо поддержана московской научной общественностью. В 1993 году в связи со 100-летием со дня рождения этого великого философа «Серебряного века» в МГУ имени М.В. Ломоносова под эгидой ЮНЕСКО состоялась Международная конференция. (Подвойский, 2017а, стр. 204).

Следует подчеркнуть, что Аза Алибековна была не только выдающимся ученым, но и талантливым преподавателем. Впрочем, справедливым будет сказать и так, что она была талантливым преподавателем и выдающимся ученым, на что обращает внимание Е.А. Тахо-Годи, по словам которой, преподавание было для нее даже более важным делом, чем чистая наука.

Елена Аркадьевна Тахо-Годи интересно и содержательно свидетельствует о педагогической деятельности Азы Алибековны: «Я бы, прежде всего, позавидовала ее умению очень просто, но при этом живо, образно, эмоционально говорить о самых сложных вещах. Будет ли она писать о своей семье или о близких Лосеву людях из 20-х годов XX века, которых она никогда не видела, у читателя останется чувство, что и он был живым свидетелем всех событий. Умение одинаково живо и увлекательно рассказывать и о Лосеве в XX веке, и о Платоне в V веке до нашей эры - это дано не всякому ученому. Аза Алибековна, безусловно, человек с художественным даром, прекрасным чувством слова» (Елена Тахо-Годи, 2022).

Следует заметить, что при кафедре классической филологии филологического факультета Московского университета обучалось, воспитывалось и воспиталось огромное число батюшек - учителей православной веры. Учила студентов греческому языку на основных занятиях, а на спецкурсах читала и Евангелие.

Московский университет, в котором она работает с 1958 года, был для нее в полном смысле слова альма-матер. Его выпускником и преподавателем был и ее отец, читавший там, в 1930-е годы лекции на историческом факультете.

Для нее преподавание было не только возможностью передать свои знания, но и воспитать личность. За это ее и любили слушатели ее лекций. У нее главное - интерес к другому человеку. Даже в телефонных разговорах она обычно никогда не рассказывала о себе, но всегда расспрашивала, как живет человек, что он делает, что с его родными.

Азе Алибековне очень хочется, чтобы перед музеем стоял памятник ее отцу, наркому просвещения Дагестана. В 1920-е годы он был инициатором большинства тамошних культурных начинаний. Как-то, давая интервью дагестанским журналистам, она сказала, что хотела бы дожить до открытия памятника отцу перед музеем его имени в Махачкале - в городе, где она родилась 100 лет назад. (Елена Тахо-Годи, 2022).

Здесь мы можем провести параллель между А.Ф. Лосевым и А.А. Тахо-Годи в отношении их понимания тесной и даже неразрывной связи образования и воспитания. Так, если Алексей Федорович считал, что получение нормального образования отнюдь не сводится к простому получению какого-то объема знания, то и Аза Алибековна была убеждена, что мало просто передать определенные знания ученику, но надо еще и личность воспитать. Как видим, здесь они следовали в русле традиции русской педагогической мысли, у истоков которой стояли такие личности как Константин Дмитриевич Ушинский, 200 лет со дня рождения которого 2 марта 2023 года отметила отечественная педагогическая общественность.

Вот интересное свидетельство А.А. Тахо-Годи о манере научной работы А.Ф. Лосева. В его книгах, пишет она, нет ученой отрешенности, но всегда обращенность к собеседнику. А этот собеседник должен тоже погрузиться в ученую мысль, узнать, добраться до истины, и потому автор бросает его в бездну научной литературы, здесь же подвергая ее сомнениям, одобрениям, вступая с ней в спор или привлекая в союзники.

А.Ф. Лосев, хотя и сетовал на научную изоляцию, писал, не ожидая отклика, писал в одиночестве отшельнической жизни, но самые последние достижения науки были ему доступны и известны. Он был страстным книжником и при первой же возможности выписывал иностранную научную литературу, не довольствуясь столичными книгохранилищами, своей библиотекой (а она погибала трижды - в гражданскую войну, при аресте и в пожаре 1941 года (в ней было не менее 10 тысяч книг) (Тахо-Годи, 1997, стр. 383).

Аза Алибековна обращает внимание и на то, что все книги, на которые Лосев ссылается в ИАЭ, он держал у себя на столе, читал, изучал, не признавая ссылок через третьи руки. Если же не мог достать какую-либо книгу, то прямо на это и указывал. К тому же, подчеркивает она, Лосев не терпел бесчисленных формально-ученых ссылок, занимавших по полстраницы.

Он обладал своими собственными идеями, которые подтверждал работой над текстами первоисточников, и тут читателя ожидали тысячи фактов. Но автор никогда не упускал случая обратиться к ученой литературе, подробно изложить тот или иной труд, памятуя о читателе, который должен знать достижения науки по определенной проблематике. Здесь сказалась и привычка старого преподавателя, десятки лет работавшего в высшей школе (полвека Лосев был профессором в Московском государственном педагогическом институте имени Ленина), имевшего дело с аспирантами и студентами.

Здесь же А.А. Тахо-Годи приводит цитату А.Ф. Лосева из работы «Одно из самых глубоких наслаждений жизни»: «Я должен сказать, что с молодых лет чувствовал в себе педагога и даже оратора. Достигать не только ясности для себя, но и ясности излагаемого предмета для других - это всегда было частью моей жизни» (Тахо-Годи, 1997, стр. 384).

Значительный интерес представляют мысли А.Ф. Лосева о необходимости взаимосвязи светского образования и воспитания (он писал также и о религиозном воспитании - Л.П.), представленные им в статье «Сначала стань учеником», опубликованной в книге «Дерзание духа (1988).

Так, он обращает внимание на плоское и обывательское понимание самого процесса обучения, ибо мало кто отдает себе отчет в том, что значит -учиться! Обывательское мнение сводится к тому, что: 1) учение есть приобретение знаний; 2) учеба есть приобретение профессии; 3) ученик должен готовиться стать культурным человеком, сознательным участником человеческого прогресса.

А.Ф. Лосев, решительно возражая против понимания учения как простого приобретения знаний, утверждал, что если человек имеет только знания и ничего другого - это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет. Не менее ущербным представляется А.Ф. Лосеву и понимание учебы как приобретение профессии, поскольку от человека, у которого за душой и в уме нет ничего кроме профессии, никому нет радости, никому не известно, куда он направляет свои профессиональные умения, для чего он хочет использовать свой опыт.

Относительно желания стать культурным человеком и участником прогресса А.Ф. Лосев считал, что здесь важно иметь в виду, к какой культуре человек стремится, ибо в человеческой истории бывали такие «культуры», от которых наш современник может только бежать. А что касается прогресса, то надо еще посмотреть, как такой человек понимает прогресс, поскольку важен не просто прогресс, но его направление.

Как видим, А.Ф. Лосев ни разу не употребил слово «воспитание», но оно латентно присутствует в этих его суждениях, потому что после получения некоторого объема знаний, но без воспитания, получится, по его мнению, просто сухой, узкий ремесленник, или бездушный чиновник, или формальный, беспринципный администратор, а это уже беда. А в идеале обществу и государству требуются гражданин и Личность в одном лице.

Замечательным и несколько неожиданным представляется определение знания через любовь, данное А.Ф. Лосевым:

- знание есть любовь. Ученик, занятый только накоплением научных сведений, но не имеющий конечных целей и не любящий их - плохой ученик;

- любовь есть узрение тайны любимого. Если знания не есть любовь, а любовь не пробуждает стремления разрешить какую-нибудь скрытую творческую тайну, это свидетельство получения плохих знаний;

- любовь есть ощущение родства с любимым. Любить - значит критиковать, то есть находить в любимом положительное и отрицательное. Любить -значит стремиться к порождению. Если я полюбил истину, это значит, что данная истина вот-вот породит еще новую истину.

Наука, убежден А.Ф. Лосев, требует внимания и сосредоточения, что вовсе не сразу дается. Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания. Чтобы создавать науку, убежден А.Ф. Лосев, нужно любить ее и находить в ней отзвук всем своим стремлениям. Мысли А.Ф. Лосева о любви к науке как условии успешной научной деятельности, приносящей радость и удовлетворение, перекликаются с мыслями Г.С. Сковороды, который говорил, что если не любить всей душой полезных наук, то всякий труд будет напрасен. И это, конечно же, не случайно: оба мыслителя и педагога верили в великую силу любви, как во взаимоотношениях людей, так и в отношении к делу, которому служишь.

Далее А.Ф. Лосев подчеркивает большую роль самовоспитания, полагая, что хороший, истинный ученик - это уже самостоятельный человек (хотя он может быть еще несовершеннолетним), несущий взятую на себя ответственность, пусть пока в достаточно узких пределах. Альфой и омегой всякой учебы, согласно А.Ф. Лосеву, должны быть знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека (Лосев, 1988, стр. 322-327).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какие благородные, яркие, красивые и глубокие мысли!

Представляется, что практически все изложенные здесь мысли А.Ф. Лосева по вопросам образования и воспитания могут быть полезными и активно использоваться в современном образовательно-воспитательном процессе.

Элитологические изыскания А.А. Тахо-Годи

Областью профессиональной деятельности Азы Алибековны Тахо-Годи была античная литература, философия и культура, главным действующим лицом и символом которой был Платон и его разностороннее философское учение.

Поэтому можно сказать, что по большому счету речь идет о платоно-сфере. Платон стал для Алексея Федоровича и Азы Аликбековны делом всей их жизни. Лучших специалистов, чем они, в России, да быть может и во всем мире, просто не найти. То, насколько глубоко, широко и профессионально они знают античную литературу, культуру и философию, стало эталоном, стало образцом классицизма, высокого научного стандарта. И именно на их примере мы создаем свое представление о том, какой должна быть научная элита нашего времени. Реальная (эталонная) научная элита, каковой она должны быть, а не казаться.

Биографии таких людей как они, являются алгоритмами оценки научной элиты и моделирования новых ее поколений. Они - ориентиры аксиологической элитологии. Поэтому ничего «придумывать» здесь не надо. Нужно лишь брать такие примеры в качестве эталонов оценки профессионального качества.

В своих работах по истории античной культуры и философии А.А. Тахо-Годи неоднократно касалась и элитологической темы. Эти ее прикосновения к элитологии были связаны как с анализом высокой эллинской культуры, так и с анализом биографии выдающихся античных мыслителей.

Среди этих мыслителей особое место занимает Аристотель, которому посвящена ее одна из самых известных работ (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.177366). В ней Аза Алибековна отмечает ведущую роль платоновской Академии в деле формирования мировоззрения юного Аристотеля и раскрытие его философского и научного таланта. (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.194-202) Влияние Платона на него неоспоримо, что, впрочем, не мешало Аристотелю впоследствии быть настолько самостоятельным в своих философских суждениях, что он мог позволить себе высказывать и критические замечания в адрес своего великого учителя.

Уникальная личность Аристотеля оказывается тем самым историческим примером, на котором следует изучать развитие элитности в человеке. И как всякая великая личность, Аристотель имел и ряд характеристик, которые нельзя назвать положительными. В частности, речь идет о его культурно-политическом шовинизме - философ считал, что Греция имеет историческое культурное превосходство над всеми окружающими ее народами, поэтому должна возглавлять их, подчинить их своей воли. (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.234)

А.А. Тахо-Годи отмечает, что после того как Аристотель покинул стены Академии, он был приглашен к македонскому двору, где сделался воспитателем наследника царского престола будущего царя Александра Великого. Он

вошел в круг македонской элиты и мог опосредованно оказывать свое влияние на умы и настроения подрастающей элиты. Собственно, именно благодаря его воспитательной и образовательной работе из Александра Македонского получился тот, кем он стал в истории. (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.235-242) При этом Аза Алибековна отмечает, что между учителем и учеником были не совсем простые отношения. Воспитанник мог себе позволить не вполне лицеприятные отзывы о своем наставнике. (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.239) При македонском дворе Аристотель был не единственным ученым, которому было поручено воспитание наследника престола. Но в истории он остался в качестве классического примера «правильного царского воспитания».

Вершиной же его научной карьеры следует признать создание своей собственной философской школы в Афинах, которая получила название «Ликей». (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.242) Именно здесь ему удалось развернуться во всю мощь своего философского интеллекта и педагогического мастерства. А.А. Тахо-Годи так описывает заведенные философом в своем «Университете» порядки: «Аристотель в своем Ликее неустанно работал. В утренние часы он читал лекции для избранного круга слушателей по самым трудным вопросам своей философии. Но были у него и послеполуденные занятия и уже в обширной аудитории менее подготовленных слушателей. Эти вечерние занятия посвящались сравнительно доступным вопросам и, в частности вопросам риторики. Здесь у Аристотеля была даже своеобразная школа ораторского искусства, что уже само по себе рисует Аристотеля не только как углубленного философа, ушедшего от мира, но и как человека, которого занимали общежизненные проблемы... Отсюда можно заключить, что слушатели философа, его, можно сказать, «вечерники» были весьма счастливыми людьми, которые могли учиться анализировать сложные жизненные ситуации и умудренно, толково, красиво о них говорить». (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.248). Именно из таких подробностей и складывается достоверный портрет великого мыслителя, раскрываются секреты его творческой лаборатории.

Характеризуя научно-педагогическую деятельность Аристотеля, А.А. Тахо-Годи далее отмечает: «В Ликее Аристотель завел еще один примечательный обычай. Он регулярно обедал с друзьями, ведя с ними ученые беседы. И обеды эти имели, как и все у Аристотеля, систематический характер, вплоть до того, что раз в десять дней для них избирался новый председатель, а сам Аристотель даже написал для этих ученых обедов специальную записку под названием «Пиршественные законы». Впрочем, из биографических сведений об Аристотеле можно сделать вывод, что подобные «законы» и те, кто наблюдал за их исполнением, мы бы сейчас сказали «старосты», были введены у Аристотеля и вообще для всей его школы или, быть может, для часов собеседования» (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.248-249). Аристотель был книжным человеком. Поэтому главной ценностью для него были книги. Он их собирал, создавая свою огромную библиотеку, он же их сам еще и писал.

Аза Алибековна проводит компаративистский анализ платоновской Академии и аристотелевского Ликея. В них было много схожего, но были и существенные отличия: «во внешней организации Академии и Ликея было много общих черт, свидетельствующих о чисто внешней близости Аристотеля Платону. В самой организации Ликея были такие особенности, которые свидетельствовали о совершенно новых чертах, присущих именно философии Аристотеля и чуждых Платону. Главным образом практическая направленность Ликея и множество конкретных исследований, проводившихся Аристотелем и его учениками, свидетельствовали о том, что внутренне философия в Аристотелевой школе понималась и преподавалась иначе, чем у Платона» (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.249).

В завершении этой работы А.А. Тахо-Годи перефразирует Аристотеля, относительно его дружбы с Платоном: «Аристотель для нас является бескомпромиссным и мужественным ответом на вопрос о смысле жизни. Но ясно, что при всей глубочайшей поучительности его примера мы должны идти своим собственным путем. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Так же можем сказать и мы. Аристотель нам друг, но истина для нас дороже. А вот какое решение избрать на путях искания истины и на путях преодоления противоречий жизни, особенно безвыходных, это каждый из нас может придумать только сам и может выстрадать лишь самолично». (Лосев, & Тахо-Годи, 1993, стр.366) В этом как раз и заключается сила многообразия элитологического опыта - имея многочисленные примеры великой элита-зации духа, каждый выбирает свой путь, свою траекторию движения к элит-ности. И в этой свободе выбора и кроется секрет выживания и процветания

человечества...

* * *

В заключение обратим внимание на следующий факт.

В Древней Греции многие философы, писатели, драматурги успешно творили и после достижения акмэ. Известно, что термин «акме» родился в Древней Греции и обозначал время расцвета в жизни взрослого мужчины. Это такое состояние личности, которое характеризуется зрелостью её развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве, Так вот, многие из творческих личностей уходили из жизни в 70 лет и старше.

Назовем несколько имен тех крупных мыслителей, которые прожили 70 и более лет: Солон - 70, Питтак - 80, Пифагор - 80, Платон - 80, Софокл - около 90, Демокрит - 90, Ксенофан - около 92, Парменид - 95. Философ Исократ создал свой главный труд, трактат о воспитании, в 82 года, а в 98 лет покончил с собой, уморив себя голодом.

.Нам, нашему Отечеству, нашей науке, философии и культуре в самом широком смысле этого слова очень повезло, что два крупнейших исследователя античной философии, науки и культуры успешно творили и далеко за возрастом «акмэ», несмотря на все перипетии и трудности своей жизни. Алексей Федорович Лосев прожил 95 лет, а Аза Алибековна Тахо-Годи и того

больше - она живет и в свои более 100 лет! В этом году ей исполняется 101 год! Так и хочется сказать: «Многая Вам лета, Аза Алибековна»!

Список литературы

Алексеев П.В. (1999). Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды.

Баландин Р.К. (2001). Самые знаменитые философы России (с. 480). Вече.

Гусарова, Т. (2014). Титан мысли ХХ века. Поэт. Монах. https://stihi.ru/2014/05/20/9539

Карабущенко П.Л., & Подвойский Л.Я. (2007). Философия и элитология культуры А.Ф. Лосева, 258.

Коробейников М.П. (2000). Уникальная личность. Наука и жизнь, 2. https://www.nkj.ru

Лосев А.Ф. & Тахо-Годи А.А. (1993). Платон. Аристотель (с. 383). Молодая гвардия.

Лосев А.Ф. (1988). Сначала стань учеником (с. 366). Политиздат.

Подвойский Л.Я. (2017a). Лосев Алексей Федорович. Элитология культуры: культурная элита России XX века: энциклопедический словарь, 412.

Подвойский Л.Я. (2017b). Тахо-Годи Аза Алибековна. Элитология культуры: Культурная элита России XX века. Энциклопедический словарь (с. 412). Астраханский государственный университет. Издательский дом «Астраханский университет».

Тахо-Годи Е. (1997). А.А. Лосев. Т. Вып. 752 (с. 495). Мол. гвардия; Студенческий меридиан.

Тахо-Годи Е. (2022). О международной научной конференции «Свидетель века», посвященной 100-летию легендарного филолога-классика, спутнице жизни А.Ф. Лосева. https:// godliteratury.ru/articles/2022/10/26/segodnia-ispolniaetsia-100-let-legendarnomu-filologu-aze-taho-godi.

References

Alekseev P. V. (1999). Philosophers of Russia of the XIX-XX centuries. Biographies, ideas, and works. (in Russian).

Balandin R. K. (2001). The most famous philosophers of Russia (p. 480). Veche. (in Russian).

Gusarova, T. (2014). Titan of twentieth-century thought. Poet. The monk. https://stihi.ru/ 2014/05/20/9539 (in Russian).

KargushchenkoP. L., & Podvoisky L. Ya. (2007). Philosophy and Elitism of Culture by A. F. Losev, 258. (in Russian).

Korobeynikov M. P. (2000). A unique personality. Nauka i zhizn, 2. https://www.nkj.ru (in Russian).

Losev A. F. & Takho-Godi A. A. (1993). Plato. Aristotle (p. 383). The Young Guard. (in Russian).

Losev A. F. (1988). First, become a disciple (p. 366). Politizdat. (in Russian).

Podvoisky L. Ya. (2017a). Losev Alexey Fedorovich. Elitologiya kul'tury: kul'turnaya elita Rossii XX veka: entsiklopedicheskiy slovar', 412 (in Russian).

Podvoisky L. Ya. (2017b). Takho-Godi Aza Alibekovna. Elytology of Culture: The Cultural elite of Russia of the XX century. Encyclopedia (p. 412). Astrakhan State University. Publishing House 'Astrakhan University". (in Russian).

Tagus-Godi E. (2022). About the international scientific conference "Witness of the Century", dedicated to the 100th anniversary of the legendary classical philologist, life partner of A. F. Losev. https://godliteratury.ru/articles/2022/10/26/segodnia-ispolniaetsia-100-let-legen-darnomu-filologu-aze-taho-godi. (in Russian).

Takho-Godi E. (1997). A. A. Losev. T. Issue752 (p. 495). Youth Guard; Student meridian. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.