Научная статья на тему 'А. А. Белюстин (к 70-летию со дня рождения)'

А. А. Белюстин (к 70-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. А. Белюстин (к 70-летию со дня рождения)»

ХРОНИКА

А. А. Белюстин

(к 70-летию со дня рождения)

26 ноября 2003 г. исполнилось 70 лет доктору химических наук, профессору кафедры физической химии СПбГУ, лауреату Государственной премии СССР, Заслуженному работнику Высшей школы РФ Анатолию Александровичу Белюстину.

В день рождения Анатолий Александрович получал поздравления от коллег, учеников, друзей, работающих во всех концах света, от Якутии до Калифорнии. Благодаря за поздравления и отвечая на похвалы, неизбежные в таком случае и, безусловно, заслуженные им, он прежде всего говорил с глубокой благодарностью о тех, кто вырастил его и воспитал как человека и ученого.

А. А. Белюстин принадлежит к школе академика Б. П. Никольского, столетие со дня рождения которого научная общественность отмечала в 2000 г. Развитию и процветанию этой школы много способствовал и непосредственный руководитель А. А. Белюсти-на акад. М. М. Шульц, которому в 2004 г. исполняется 85 лет. В этом же году будет отмечаться 90-летие Е. А. Матеровой — первой ученицы Бориса Петровича и руководителя дипломной работы Анатолия Александровича. Говоря о своих учителях, он отмечал, что научная школа — это не только значимые научные идеи, это и школа человеческих взаимоотношений, воспитания и развития личности ученого.

Такие качества Анатолия Александровича, как стремление во всем дойти до самой сути, увлеченность делом и самозабвение в нем, желание не только учить, но и учиться, доброжелательный интерес к чужому мнению, подлинная демократичность в отношениях с коллегами и учениками, а также большая эрудиция и широкий диапазон научных интересов — все это характерные признаки школы Б. П. Никольского и М. М. Шульца.

Мы часто повторяем, что судьба человека определяется его характером. Анатолий Александрович — мягкий, деликатный, с чувством юмора в общении, твердый, настойчивый, самокритичный в научных исследованиях человек — формировался, развивался, определялся в 30-70-е годы XX в. Как разнообразны эти годы по событиям, как много они значат в истории страны — знает и понимает каждый!

А. А. Белюстин родился 26 ноября 1933 г. в пос. Вербилки Талдомского района Московской обл. Его отец —врач, сын священника соседнего села Квашёнки (дед умер в 1919 г.), мать — медсестра. Он был единственным сыном. С 1935 по 1940 г. семья жила в Калуге, с 1940 по август 1941 г.—в г. Пушкине под Ленинградом, где отец работал врачом. В июле пережили первые бомбежки, вскоре с матерью бежали в Ленинград, где провели блокадную зиму и лето 1942 г. Затем эвакуация в Тюмень, возвращение в начале января 1946 г. В средней школе № 256 Октябрьского района Ленинграда он приобрел на всю жизнь друзей, а также любовь к литературе, химии и физике. Закончил школу с золотой медалью. Химия победила; и с 1951 г. А. А. Белюстин — студент химического факультета ЛГУ. Работая в стенной газете «Катализатор» в качестве сменного редактора, он реализовывал свою любовь к литературе и развивал врожденное чувство юмора в окружении и при поощрении ярких личностей — старше- и однокурсников. С друзьями и приятелями с факультета испытал романтику строек малых ГЭС в Ефимовском районе Ленинградской обл., военных лагерей. Старшие товарищи на II курсе привели его на кафедру физической химии к доценту Елене Алексеевне Матеровой. Прекрасный

коллектив кафедры, интересная тематика, вдохновляющие примеры научной работы коллег дни и ночи напролет — все это привлекло студента к серьезным исследованиям, и с III курса он погрузился в изучение свойств стеклянных электродов (СЭ), а с IV курса уже участвовал в выполнении правительственного задания по созданию СЭ для науки, атомной и других отраслей промышленности. После окончания в 1956 г. продолжал работать на кафедре как один из первых хоздоговорных сотрудников в университете (ст. лаборант), потом ассистентом. Появились две статьи в академических журналах по результатам дипломной работы. Все это время не прекращалась работа по упомянутому заданию, оформившемуся в хоздоговор. В 1958-1961 гг. — аспирантура под руководством доц. М. М. Шульца и проф. В. П. Никольского. Позже оба стали академиками, основателями научных школ. Основы школы Бориса Петровича Никольского заложены им в 1930-е годы; на конец 50-х — 60-е приходится расцвет одного из направлений школы — теории и практики рН-метрии и ионометрии с СЭ. Выдающиеся достижения этого периода связаны с именем М. М. Шульца, но немалый вклад внес и А. А. Белюстин. В кандидатской диссертации, защищенной в 1963 г., он экспериментально исследовал большое число систем стекол, дал название и объяснил «электродный эффект второго оксида — сеткообразователя», а его первый студент-дипломник А. М. Писаревский (в настоящее время профессор) открыл новый класс СЭ — редоксметрические (1963 г.).

1958-1969 — счастливые годы для возглавлявшейся М. М. Шульцем лаборатории электрохимии стекла (ЛЭС) кафедры физической химии. До 1964 г. все сотрудники ЛЭС, включая студентов и аспирантов, получали экспериментальные данные по единому разработанному М. М. Шульцем плану для его докторской диссертации. Каждый знал свой маневр и место в общей тематике, все обсуждалось совместно. Это была хорошая школа! И существенную роль в этой команде исследователей играл А. А. Белюстин, хотя и преподавание занимало много времени.

М. М. Шульц поручил ему четырех аспирантов, которые успешно (за три года) защитили (в 1967-1969 гг.) диссертации. В их авторефератах Анатолий Александрович значился соруководителем. Позже у него были и другие аспиранты; лаборатория процветала, исследовательский дух сохранялся. Кроме того, с 1954 г. лабораторию спонсировала, как сказали бы теперь, атомная промышленность. Известный комбинат «Маяк» заключал с ЛЭС хоздоговоры на разработку СЭ сначала для специальных условий, потом и для народного хозяйства вообще. Сложилась цепочка: фундаментальные исследования (Ленинградский и Харьковский университеты) — конструкторские организации (ВНИИ автоматизации черной металлургии, Москва; ВНИИ Аналитприбор, Тбилиси, — приборы, вся метрология и документация) — завод-изготовитель электродов и приборов (Гомельский завод измерительных приборов). Совет по рН-метрии при Министерстве приборостроения возглавляли Б. П. Никольский и его заместитель М. М. Шульц. Результатом этой работы явились создание в стране новой отрасли — рН-метрии, выпуск сотен тысяч электродов, десятков тысяч приборов для химических, биологических, медицинских, агрохимических и заводских лабораторий, заводских цехов. За это, равно как и за «Теорию стеклянного электрода и электродных свойств стекол», представители названных организаций получили Государственную премию СССР в 1973 г. Ленинградский университет в команде награжденных представляли Б. П. Никольский и трое сотрудников ЛЭС — проф. М. М. Шульц, ст. науч. сотр. А. А. Белюстин, доц. А. И. Парфенов.

К этому времени у А. А. Велюстина было много публикаций, из которых он сам отмечает три, написанных в соавторстве с Б. П. Никольским и М. М. Шульцем, причем Анатолий Александрович был, как говорят немцы, federleitende Autor (водящий пером). Самая цитируемая работа — глава в монографии «Glass electrodes for hydrogen and other cations. Principles and practice» (ed. by G. Eisen-man. New York: Marcel Dekker, Inc., 1967. P. 174-222), описывающая достижения школы Никольского. По индексу цитирования она стоит на втором месте среди публикаций Никольского (на первом его работа 1937 г. со знаменитой «формулой Никольского») и до сих пор на первом среди заграничных статей юбиляра. Вторая — в трудах Менделеевского съезда (1969 г.), третья — брошюра «Стеклянный электрод и химическое строение стекол», изданная обществом «Знание» (1972 г.).

В эти годы А. А. Белюстин, как один из научных лидеров лаборатории, равно как и многие другие сотрудники, стал известен в стране. Без конца шли специалисты из многих институтов, заводов, лабораторий, медицинских учреждений с просьбами о консультациях по применению СЭ в самых различных средах — от морских глубин до желудка космонавта. Все хотели измерять pH и активности металлических ионов с СЭ, и все получали ответы на вопросы, подробные советы, а часто и электроды. В эти же годы зародилась и утвердилась на долгие годы творческая дружба с биологами. Интересно, что сотрудник Института цитологии АН СССР, бывший в командировке в США у проф. Дж. Эйзенма-на, получил от него совет обратиться за разрешением своих проблем в Ленинградский университет. Он последовал этому совету, в результате чего возникли существующие до сих пор отношения с биологами из Института цитологии РАН, МГУ, СПбГУ, пущинскими институтами биологического направления.

В 1968 г. А. А. Белюстин с должности ассистента перешел на должность старшего научного сотрудника, чтобы полностью посвятить свое время исследованиям. Для него в это время начался но-

вый этап работ, которые он провел совместно с женой и помощницей Ириной Сергеевной Ивановской, аспирантами и студентами, — по изучению состава и структуры поверхностных слоев электродных стекол и кинетики потенциала СЭ. В результате были выработаны следующие концепции: 1) взаимодействие стекла с водным раствором как процесс ионной взаимодиффузии, облегченной гидролизом сетки; 2) многослойная модель СЭ, описывающая кинетику потенциала. По этому материалу в 1983 г. Анатолий Александрович защитил докторскую диссертацию и стал известен как исследователь не только электродных, но и других свойств стекол.

Пришла пора вернуться к чтению лекций, к чему А. А. Белюстин относится всегда с повышенным чувством ответственности. Он любит студентов, ценит живое общение с ними, будь то на лекции или в практикуме физической химии. Эрудиция, широкий кругозор, заинтересованность в том, чтобы его понимали, делают его лекции яркими и вдохновляющими. Да и он сам вдохновляется от общения со студентами. В 1990 г. Анатолий Александрович занял должность профессора, в 1991 г. ему было присвоено ученое звание профессора. С 1963 г. (с перерывами) он читает курс физической химии на биологическом факультете, как студентам почвоведам, так и физиологам; с 1990 г. — курс общей термодинамики первокурсникам химического факультета; на старших курсах и на факультете повышения квалификации преподавателей — курс ионометрии. Под его руководством защитили кандидатские диссертации 9 человек, дипломные работы — более 50. Со многими своими учениками он сохраняет научные и дружеские связи уже долгие годы. Среди его бывших диссертантов доценты, доктора наук, профессора. Его ученики развивают химическую науку, учат своих студентов, работают или работали в научных лабораториях и в петербургских институтах, и в Якутском университете, и в Германии.

Результаты плодотворной научной и педагогической деятельности А. А. Белюстина в университете можно описать так: опубликовано более 150 статей (не считая тезисов докладов на всесоюзных, всероссийских и международных конференциях), брошюра, учебные пособия. С 1954 г. он —член Всесоюзного, затем Российского химического общества им. Д. И. Менделеева, с 1975 г. — член редколлегии, научный редактор и рецензент журнала РАН «Физика и химия стекла», с 1979 г. — ученый секретарь сначала кандидатского, затем докторского диссертационного совета химического факультета ЛГУ-СПбГУ, с 1990 г. — член диссертационного совета Института химии силикатов им. И. В. Гребенщикова РАН. Анатолий Александрович читал лекции в университетах Будапешта (1969, 1989 гг.), ГДР (Лейпциг, 1973 г., Йена, 1987 г.) и в Институте легкой промышленности г. Далянь (КНР, 1993 г.), где стал почетным профессором. В 1999 г. ему было присвоено звание «Заслуженный работник Высшей школы РФ», он награжден стипендией Президента РФ для выдающихся ученых (1997-2003 гг.).

Празднование дня рождения А. А. Белюстина затянулось на несколько дней: его приходили поздравить студенты, коллеги — сотрудники кафедры и лаборатории, школьные друзья со своими семьями (надо отметить, что этой дружбе уже почти 60 лет), друзья студенческой юности. Всех их привлекают к Анатолию Александровичу широта взглядов, доброжелательность, отзывчивость, готовность помочь в трудной ситуации, а также его знания, понимание и любовь к музыке и поэзии, его таланты в поэтическом и прозаическом сочинительстве.

А. А. Белюстин — Университетский Профессор, из тех, кто своим служением науке и преподаванием делает честь Санкт-Петербургскому университету, создавая его достойный и привлекательный образ в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.