Научная статья на тему '99. 04. 065. Шнабл г. , гурбаксани И. Цели, механизмы и инструменты разрешения японо-американских торговых конфликтов. Schnabl G. , Gurbaxani I. goals, decision-making mechanisms and instruments in the Japanese-American trade conflict // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 3. P. 126-135'

99. 04. 065. Шнабл г. , гурбаксани И. Цели, механизмы и инструменты разрешения японо-американских торговых конфликтов. Schnabl G. , Gurbaxani I. goals, decision-making mechanisms and instruments in the Japanese-American trade conflict // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 3. P. 126-135 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - - США / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - США / СССР - ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 04. 065. Шнабл г. , гурбаксани И. Цели, механизмы и инструменты разрешения японо-американских торговых конфликтов. Schnabl G. , Gurbaxani I. goals, decision-making mechanisms and instruments in the Japanese-American trade conflict // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 3. P. 126-135»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-4

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

-:мерка" с включением России) до "группы 24" за счет включения в нее глав государств или правительств еще 16 стран, представленных в Директоратах МВФ и Всемирного банка. Это позволило бы расширить число ответственных участников обсуждения валютно-финансовых проблем. Можно было бы предусмотреть включение в новую группу и •представителей Генерального секретариата ООН, что усилило бы гуманитарную и социальную направленность будущей мировой системы.

Л.А.Зубченко

99.04.065. ШНАБЛ Г., ГУРБАКСАНИ И. ЦЕЛИ, МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИХ ТОРГОВЫХ КОНФЛИКТОВ.

SCHNABL G., GURBAXANI I. Goals, decision-making mechanisms and instruments in the japanese-american trade conflict // Intereconomics.— Hamburg, 1998. - Vol.33, № 3. - P.126-135.

В статье сотрудников Тюбингенского университета (Германия) отмечается, что торговые конфликты стали постоянным элементом экономических отношений между Японией и США. Американская экономическая политика основана на принципах свободной торговли и конкуренции, тогда как в Японии центральная роль в экономическом развитии традиционно принадлежит государству, которое всегда проводило жесткую интервенционистскую промышленную, торговую и конкурентную политику. Однако с начала 80-х годов нельзя однозначно относить экономическую политику этих стран к либеральному или интервенционистскому направлению. Дефицит торгового баланса США, свидетельствующий о снижении конкурентоспособности американской продукции на мировых рынках, привел к тому, что промышленные и политические круги потребовали государственного вмешательства. Успех японских экспортных отраслей, напротив, привел к уменьшению государственного вмешательства в экономику.

Несмотря на изменение торговой политики обеих стран в 80-90-х годах, соотношение их торговых балансов не изменилось: торговый баланс Японии имеет положительное сальдо, а США — сводится с дефицитом. Правительство США под давлением групп "нтересов было вынуждено начать торговые переговоры с Японией. Такие переговоры ведутся с 50-х годов, сначала в отношении

99.04.065

166

продукции текстильной промышленности, затем электронной и сталелитейной, а с 80-х годов — продукции автомобилестроения и высокотехнологичных отраслей. Если в 60-е и 70-е годы в центре внимания торговых переговоров были тарифы и квоты на отдельные продукты, то с 80-х годов приоритетными вопросами стали: внутренний спрос в Японии, обменные курсы валют, государственные закупки, антитрестовские законы и т.д.

Авторы отмечают, что в послевоенный период торговая политика США носила противоречивый характер. С одной стороны, США были инициатором создания ГАТТ, цель которого заключалась в либерализации международной торговли. В то же время по инициативе США велись переговоры о снижении тарифов на двусторонней основе. Кроме того, США ввели понятие "справедливой торговли", которое оправдывало применение в некоторых случаях протекционистских мер, направленных против "несправедливой торговли" (в первую очередь, в отношении Японии). В качестве реакции на "несправедливую торговлю" применялись нетарифные барьеры, в частности, соглашения о "добровольном" ограничении экспорта. Требуя включения дополнительных вопросов в сферу деятельности ГАТТ (торговля услугами, защита прав на интеллектуальную собственность, инвестиции, связанные с торговлей), США продолжали оказывать давление на Японию в ходе двусторонних переговоров.

Правительство Японии всегда отвечало на американские инициативы желанием участвовать в переговорах, поскольку существовала историческая традиция подчиненного положения Японии. Кроме того, открытие японских рынков было необходимым условием для доступа японских экспортеров на мировые рынки, а США по-прежнему являются важнейшим рынком для Японии.

Принятие решений в рамках торговой политики в Японии является сложным процессом, в котором участвуют министерства внешней торговли и промышленности, финансов, сельского и лесного хозяйства и рыболовства, строительства. Японская система принятия решений характеризуется стабильностью и постоянным примирением интересов между политической системой, бюрократией и бизнесом. Решения обычно принимаются на неофициальной основе, во внимание принимаются интересы всех сторон, что объясняется ориентацией японского общества на достижение консенсуса.

Анализ механизмов принятия решений в рамках торговой политики США и Японии показал, что, хотя переговоры между этими странами ведутся на официальном уровне, решения принимаются в неофициальных условиях. В США торговая политика формируется под давлением групп интересов, в Японии предпринимаются попытки удовлетворить требования США с учетом интересов местных политических и деловых кругов. Поскольку основная причина конфликтов — соотношение торговых балансов — остается постоянной, происходит непрерывное изменение механизмов их урегулирования.

Заключение соглашений между Японией и США о "добровольном" ограничении экспорта не привело к сокращению японского экспорта и дефицита торгового баланса США. В результате американские потребители пострадали от роста цен на импортные автомобили. В 80-х годах центр внимания американской торговой политики сместился с защиты собственных отраслей промышленности на открытие японских рынков. Переговоры об этом проходили в 1985-1986 гг. США добились положительного результата на рынке фармацевтической промышленности, тогда как требование открытия японского рынка лесообрабатывающей и бумажной промышленности не было удовлетворено.

В начале 90-х годов японское правительство использовало новый инструмент торговой политики — содействие развитию импорта: местным производителям и продавцам, переключавшимся на иностранные товары, предоставлялись временные субсидии и налоговые льготы. Однако и эти меры не оказали прямого влияния на торговый баланс и не смогли предотвратить торговые конфликты. США требовали заключения соглашения о "добровольном увеличении импорта". В 1991 г. такое соглашение было заключено в полупроводниковом производстве, оно предусматривало увеличение к 1994 г. доли американских производителей на японском рынке до 20% (с. 133). Уже к концу 1992 г. этот показатель был превышен. Затем последовало аналогичное соглашение в автомобильной промышленности.

В 1993 г. США и Япония приняли "Основу для нового партнерства", целью которой явилось определение "объективных критериев" содействия импорту. Наряду с установлением количественных показателей увеличения импорта, США потребовали

99.04.066-068

168

включения в новое соглашение в качестве общей цели сокращение торгового актива Японии до 1-2% ВВП (с. 134). Японская сторона обвинила США в попытках "управлять взаимной торговлей". По мнению японских экономистов, США пытаются регулировать торговлю с помощью соглашений о "добровольном увеличении импорта", требуя в то же время дерегулирования японских рынков. В 1996 г. Япония предложила ограничить торговые переговоры с США отраслями, находящимися в сфере влияния национальных правительств, а в будущем решать торговые проблемы на многосторонней основе, используя механизмы урегулирования конфликтов ГАТТ (ВТО). В заключение авторы отмечают, что торговая политика обеих стран определяется политическими целями, что делает торговые конфликты неизбежными.

Н.Н.Иванова

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК

99.04.066-068. ПОДХОДЫ К ГЛОБАЛИЗАЦИИ. (Сводный реферат) Approches de la mondialisation // Analyses et documents econ. - P., 1998. -№ 74. - P.61-76. Excont.:

1. GERB1ER B. La continentalisation, moment present de la dynamique du capital. - P.61-65.

2. NAUDET J.-L. Face au neo-liberalisme et la globalisation - P.66-71.

3. Le DUIGOU J.-Chr. Mondialisation: mieux comprendre pour mieux agir. - P.72-76.

В досье, опубликованном во французском журнале, отражены точки зрения ведущих профсоюзных организаций Франции на проблему глобализации современной мировой экономики.

Французский исследователь Б.Жербье (1) рассматривает теоретические аспекты проблемы глобализации, связывая ее с технологическими сдвигами и развитием сетевой организации производства. В начале 80-х годов качественно новой разновидностью капиталистического способа производства стало интернациональное производство, появление которого обусловлено технологической революцией, в том числе развитием средств связи и информатики, что привело к существенному снижению издержек межстранового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.