РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-3
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8
МОСКВА 1999
В 1995 г. состоялось заседание Совета по задачам информационной инфраструктуры (Information Infrastructure Task Force), на котором поднимался вопрос об адекватности закона об авторском праве новой реальности, в котором большинство информации находится в киберпространстве. Члены Совета пришли к заключению, что закон об авторском праве и принципы законного использования информации подлежат лишь незначительной модернизации и не требуют основательной переработки. Однако такое заключение было принято не всеми, более 100 профессоров в области юридического права направили открытое письмо в адрес Совета, в котором они обосновали необходимость более тщательного пересмотра закона.
Несмотря на то, что Закон об авторском праве, принципы использования информации и акции по исполнению этого закона были утверждены, автор полагает настоятельно необходимым внести большую ясность в эти законы и его интерпретации.“Преподаватели должны четко знать лимиты и стандарты в использовании информации. Весьма важной для них была бы и организация лобби в Конгрессе и руководстве университетов в целях защиты законного использования информации” (с.202). Все эти действия в конечном итоге, по мнению Д.А.Вошбурна, должны быть направлены на улучшение качества образования.
Е.Н.Рачкова
99.03.024. КЕЛИНСОН ДЖ.В. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ В ВУЗАХ США. KELINSON J.W. Trends in college degrees // Occupational outlook quarterly. — Wash., 1998. — Vol. 42, N 2. — 23-27.
В статье экономиста Бюро трудовой статистики США рассматриваются качественные и количественные показатели, характеризующие выпускников вузов США. Как отмечает автор, за последнее десятилетие значительно возросло число лиц, получающих ученые степени в вузах страны. Так, по данным Национального центра статистики в области образования, в 1994/95 уч.г. свыше 1,6 млн. степеней бакалавра, магистра и доктора, а также первой
профессиональной степени11 были присвоены в колледжах и университетах. Отчасти это увеличение можно объяснить ростом численности населения, однако анализ динамики данных за десятилетний срок (1982/83-1994/95 уч.гг.) выявляет и другие факторы: возросшие требования к уровню подготовки рабочей силы, к содержанию образования, изменения в составе студенчества. Даются прогнозы на 2005/2006 уч. гг, приводятся данные об изменениях в отношении поступления выпускников средней школы в колледжи, о возрастном составе студенческих контингентов.
В рассматриваемый период количество присуждаемых колледжами степеней варьировало в зависимости от уровня подготовки у выпускников их научной специализации. В некоторых областях число присужденных степеней на уровне бакалавра несколько снижалось или незначительно росло и увеличивалось на уровне магистра и доктора; в других областях наблюдался обратный процесс.
Наиболее заметный рост общего числа присуждаемых в колледжах степеней наблюдался в 1987/88-1993/94 уч.г., когда численность специалистов, получивших степень бакалавра, выросло, на 20%, магистра — на 37, доктора — на 44%. Показатель числа выпускников с профессиональной степенью составил лишь 4%. Изменения в количестве присуждаемых степеней по областям знаний и уровню подготовки представлены в таблице на страницах 26-27. По сведениям Бюро трудовой статистики, наиболее благоприятные перспективы для лиц, обладающих ученой степенью, складываются в таких технических областях, как компьютерные науки и инженерия. До рассматриваемого периода быстрый рост числа присуждаемых степеней приходился на области психологии, гуманитарных наук и искусства. В более профессионально ориентированных специальностях, например в бизнесе, это увеличение было незначительно. Некоторый рост наблюдался в области биологии, медицины и наук о жизни, в инженерии, а в физике число присваиваемых степеней существенно снизилось.
1 * Первая профессиональная степень свидетельствует о получении начальной
профессиональной подготовки в области медицины, стоматологии, права - Прим реф
Представляет интерес тот факт, что число лиц с неполным высшим образованием в такой перспективной области, как компьютерные технологии, за весь рассматриваемый период снизилось. И это несмотря на трехкратное увеличение за тот же срок общего числа занятых в данной сфере. Так, число магистров возросло с 5 тыс. в 1982/83 уч.г. до свыше 10 тыс. в 1994/95 уч.г., а число получивших степень доктора в этой области более, чем утроилось. Согласно прогнозам Бюро трудовой статистики, занятость в этой области будет расширяться и в следующем десятилетии.
Что касается инженеров, то здесь также отмечается постепенный рост числа получивших ученые степени, особенно в конце рассматриваемого периода: на 50% на уровне магистра и на 100% на уровне доктора.
Представляет интерес динамика в сфере бизнеса: число получивших степень бакалавра в этой области достигло в 1992/93 уч.г. пикового значения — почти 257 тыс., но затем возвратилось к уровню 1982/83 уч.г. — 227 тыс. Вместе с тем численность магистров в области бизнеса, которая составляет почти четвертую часть от общей численности лиц, получивших степень магистра, увеличилась на 45%. Возрастало и число докторских степеней в течение всего периода.
Количество получающих первые профессиональные степени в области здравоохранения (медсестры и администраторы в сфере здравоохранения) несколько снизилось за 1982/83-1988/89 уч.гг., а затем резко возросло в следующее пятилетие. При этом число получивших степень магистра в области здравоохранения за весь период увеличилось на 83% (с.24).
Изменения, происшедшие в рассмотренных выше областях знаний, наиболее показательны. И хотя они обусловлены многими причинами, общим определяющим параметром здесь служат условия рынка труда. В течение 70-х годов благоприятным был рынок труда для выпускников вузов, изучавших технические науки. Однако в начале 80-х годов технологический взрыв привел к созданию промышленного производства компьютерной техники и ПОВЫСИЛ спрос на рабочую силу, имеющую подготовку в области компьютерных наук и инженерии. Открылось много вакансий Для тех, кто может выполнять такую работу независимо от наличия общетехнической подготовки. Видимо, поэтому большое ЧИСДО
студентов Предпочло отказаться от Технической подготовки в пользу других дисциплин.
Подобное объяснение применительно и к обладателям степени бакалавра в области бизнеса, которые вплоть до начала 90-х годов сохраняли привилегированное положение На рынке Труда. Однако вследствие быстрого развития экономики в последнее десятилетие представители различных профессий стали получать подготовку в области бизнеса для выполнения различных работ, требующих Высокой квалификации.
Наконец, тенденции в отношении присуждения степеней в области здравоохранения автор соотносит с изменениями в медицинской промышленности, которые оказали влияние на рынок труда. Последствия этих изменений более всего заметны для лиц с продвинутыми степенями, возможности трудоустройства для которых заметно увеличились.
Национальный центр статистики в области образования прогнозирует, что количество степеней, присваиваемых за 1995/96-2005/06 уч.г. изменится относительно мало по сравнению с нынешней ситуацией. Число получающих степени бакалавра, как ожидается, в течение нескольких ближайших лет снизится, а в последующие годы будет расти. Количество получающих степень магистра в этот период будет постепенно расти, а число получающих степень доктора и первую профессиональную степень останется на том Же уровне.
Национальный центр статистики в области образования представляет данные, связанные с особенностями студенческих контингентов. Заслуживают внимания характеристики по признаку пола, продолжительности периода между окончанием средней школы И поступлением в вуз, Возрасту и ожидания при поступлении в вуз. Рост числа получивших степень за весь рассматриваемый период явно различался для мужчин и женщин. В 1987/88 уч.г. женщины впервые получили больше степеней, Чем мужчины — 695 636 по сравнению с 690 465 у мужчин. В 1994/95 уч.г. женщины получили уже на 122 тыс. степеней больше, чем мужчины.
Что касается первой профессиональной степени (общее число ее обладателей возросло лишь на 4%), то женщины получили 40% всех первых профессиональных степеней в 1994/95 уч.г. по сравнению с 30% в начале рассматриваемого периода (с.25).
Расширение контингента лиц, поступающих в колледж непосредственно после окончания средней школы, способствовало росту числа получающих степени в течение рассматриваемого периода. Данные Национального центра статистики по образованию показывают, что эта категория студентов имеет больше шансов получить степень бакалавра, чем те, кто задержался с поступлением в колледж. В 1982/83 уч.г. начали учебу в вузах в пределах одного года после ее окончания 51% выпускников средней школы, а к 1994/95 уч.г. этот показатель возрос до 62%. При этом традиционный возраст студентов колледжей, который колеблется между 18-24 годами, характерен для большинства студентов, обучающихся в кампусах. Между тем значительно возросла доля студентов старшего возраста: например, в 1985 г. 15% студентов вузов были старше 35 лет, а К 1994 г. их насчитывалось уже 21%.
Численность студентов-заочников, стремящихся завершить обучение, получив ученую степень, в течение всего рассматриваемого периода сохраняла достаточно высокие показатели — 42-43% (с.25).
Л.Г-Можаева
99.03.025. ХЕККЕР Д. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ЗАРАБОТКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С НЕПОЛНЫМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В США.
HECKER D. Occupations and earnings of workers with some college but no degree // Occupational outlook quarterly. — Wash., 1998. — Vol.42, N 2. — P.29-42.
В работе экономиста отдела прогнозирования Бюро трудовой статистики (БТС) США Хеккера рассматривается положение на рынке труда лиц, имеющих неоконченное высшее образование. Информация о рынке труда для выпускников колледжей весьма обширна, однако уделяется недостаточно внимания тем, кто проучился несколько лет в колледже и не имеет диплома, а таких почти половина всей численности специалистов, заявляет автор. Сравнение профессиональной занятости этой группы и данных об их доходах с теми же показателями у дипломированных выпускников колледжей и лиц, окончивших среднюю шкопу, свидетельствует о том. что наличие неполного высшего образования улучшает шансы на рынке труда, и чем продолжительнее обучение в колледже, тем они выше.