Научная статья на тему '99. 03. 025. Хеккер Д. Профессиональная занятость и заработки специалистов с неполным высшим образованием в США. Hecker D. occupations and earnings of workers with some College but no degree // occupational outlook Quarterly. - Wash. , 1998. - Vol. 42, N2. - P. 29-42'

99. 03. 025. Хеккер Д. Профессиональная занятость и заработки специалистов с неполным высшим образованием в США. Hecker D. occupations and earnings of workers with some College but no degree // occupational outlook Quarterly. - Wash. , 1998. - Vol. 42, N2. - P. 29-42 Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 025. Хеккер Д. Профессиональная занятость и заработки специалистов с неполным высшим образованием в США. Hecker D. occupations and earnings of workers with some College but no degree // occupational outlook Quarterly. - Wash. , 1998. - Vol. 42, N2. - P. 29-42»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

Расширение контингента лиц, поступающих в колледж непосредственно после окончания средней школы, способствовало росту числа получающих степени в течение рассматриваемого периода. Данные Национального центра статистики по образованию показывают, что эта категория студентов имеет больше щансов получить степень бакалавра, чем те, кто задержался с поступлением в колледж. В 1982/83 уч.г. начали учебу в вузах в пределах одного года после ее окончания 51% выпускников средней щколы, а к 1994/95 уч.г. этот показатель возрос до 62%. При этом традиционный возраст студентов колледжей, который колеблется между 18-24 годами, характерен для большинства студентов, обучающихся в кампусах. Между тем значительно возросла доля студентов старшего возраста: например, в 1985 г. 15% студентов вузов были старше 35 лет, а К 1994 г. их насчитывалось уже 21%.

Численность студентов-заочников, стремящихся завершить обучение, получив ученую степень, в течение всего рассматриваемого периода сохраняла достаточно высокие показатели — 42-43% (с.25).

Л.Г.Можаева

99.03.025. ХЕККЕР Д. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ЗАРАБОТКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С НЕПОЛНЫМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В США.

HECKER D. Occupations and earnings of workers with some college but no degree // Occupational outlook quarterly. — Wash., 1998. — Vol.42, N 2. — P.29-42.

В работе экономиста отдела прогнозирования Бюро трудовой статистики (БТС) США Хеккера рассматривается положение на рынке труда лиц, имеющих неоконченное высшее образование. Информация о рынке труда для выпускников колледжей весьма обширна, однако уделяется недостаточно внимания тем, кто проучился несколько лет в колледже и не имеет диплома, а таких почти половина всей численности специалистов, заявляет автор. Сравнение профессиональной занятости этой группы и данных об их доходах с теми же показателями у дипломированных выпускников колледжей и лиц, окончивших среднюю шкопу, свидетельствует о том. что наличие неполного высшего образования улучшает шансы на рынке труда, и чем продолжительнее обучение в колледже, тем они выше.

В 1996 г. в экономике США было занято 17,2 млн. работников с неполным высшим образованием по сравнению с 17,7 млн. специалистов с дипломом бакалавра. Эти две группы наряду с 29,1 млн. лиц с дипломом об окончании средней школы и еще 7,8 млн. обладателей ассоциированной степени" составляли вместе 81% всех работников в возрасте 22-64 лет, занятых полный рабочий день (с.29).

В настоящей работе приводятся данные Обзора современного населения (1996) (Current population Survey — CPS) и сведения БТС о работниках следующих четырех категорий:

— лица с неполным высшим образованием. В эту категорию включаются все те, кто поступил в вуз или продолжает там учиться по программе на получение степени бакалавра или ассоциированной степени, но не окончил его; те, кто учился или продолжает учиться в колледжах, но не вошел в число кандидатов на степень, а также окончившие двухлетние подготовительные курсы на дневном отделении колледжа;

— лица, не имеющие никакой академической подготовки, кроме средней школы, но получившие профессиональную подготовку (в рамках системы ученичества, на фирмах, в системе вооруженных сил и т.д.);

— обладатели ассоциированной степени;

— обладатели степени бакалавра, присуждаемой после 4-х-5-ти лет обучения в колледже.

В обзоре содержатся сведения более, чем по 400 профессиям, которые объединены в определенные профессиональные группы. В работе представлен материал, касающийся уровня образования и средней заработной платы по наиболее массовым профессиям и профессиональным группам.

В 1996г. 24% мужчин с неполным высшим образованием от общего их числа занимали рабочие места, требующие степени бакалавра или более высокого уровня образования; 11% составляли выпускники средней школы. Обладателей ассоциированных степеней было 27%, а имеющих степень бакалавра — 62%. Для женщин показатели выглядели так: 22% мест занимали лица с неполным

" Ассоциированная степень (Associate degree) выдается вузами США после двух-трех лет обучения по специализированной программе Прим реф

высшим образованием, 14 — окончившие среднюю школу, 22 — имеющие ассоциированную степень и 57% — обладатели степени бакалавра (с.31). Мужчины с неполным высшим образованием чаще всего занимали различные посты менеджеров и администраторов (9%) в таких секторах экономики, как строительство, обрабатывающая промышленность, сфера обслуживания. Лица, имеющие неполное высшее образование, имели больше шансов по сравнению с окончившими среднюю школу стать контролерами в торговле, работниками службы недвижимости, розничной торговли и торговыми агентами. В то же время они располагали меньшими возможностями, чем окончившие среднюю ШКоЛу, Для работы на станках и с оборудованием, стать профессиональными автоводителями, автомеханиками и мастерами-плотниками. По сравнению со специалистами, имеющими ассоциированную степень, эти лица в меньшей степени могли рассчитывать получить Должность инженера, электромеханика и специалиста Но ремонту электронного оборудования. Если же проводить параллели с бакалаврами, то здесь у них было преимущество стать операторами машиН и механиками, но они уступали в сфере менеджмента инженерии и розничной торговли.

В табл.1 представлены Данные за 1996 г. о среднем недельном заработке специалистов, занятых полный рабочий день.

Таблица 1 (с.35)

Уровень подготовки Недельный заработок (в долл.)

Мужчины Женщины

Средняя школа 504 361

Неполное высшее

образование 571 411

Ассоциированная

степень 612 473

Степень бакалавра 767 502

Средний заработок 584 435

Как следует из таблицы, специалисты с неполным высшим образованием получают большую заработную плату, чем выпускники средней школы, и меньшую по сравнению с обладателями

ассоциированной степени и степени бакалавра. Лица, имеющие диплом бакалавра или проучившиеся несколько лет в колледже, получают "премии к зарплате". Снижение заработка для тех, кто не имеет степени, называется "удержанием".

Данные о занятости в зависимости от профессии распределены в работе по четырем группам. Сначала представлены показатели, перечисленные в порядке от более высокого уровня зарплаты к более низкому для мужчин:

— исполнительно-административные и менеджерские профессии, техники, специализированные виды профессий, оптовая торговля; полицейские и пожарные службы;

— прецезионное производство, механики, строительство;

— операторы машин и механизмов, монтажники и инспектора, транспортные профессии, лаборанты, фермеры, работники лесного и рыбного хозяйства;

— вспомогательные административные профессии, включая мелких служащих; продавцы розничной торговли; работники общественных служб, кроме полиции и пожарных.

Около 40% мужчин (от общей численности этих специалистов) с неполным высшим образованием находились в первой группе, получающей зарплату больше средней величины для всех профессий. Среди окончивших среднюю школу в эту группу входили лишь 20% мужчин, в то время как среди обладателей ассоциированных степеней — 46%, а среди имеющих степень бакалавра — 78%. В третьей группе, где зарплата мужчин значительно ниже среднего, доля мужчин с неполным высшим образованием составляет лишь 20%, выпускников же средней школы — 34% (с.35).

В двух других группах прослеживается тенденция к снижению заработков у лиц с неполным высшим образованием по сравнению с окончившими среднюю школу. Последние имели большие шансы участвовать в прецезионном производстве, где уровень зарплаты немного выше средней.

Для женщин с неоконченным высшим образованием соответствующие показатели распределялись по четырем группам следующим образом: к первой группе относятся 37% женщин с неполным высшим образованием и лишь 24% окончивших среднюю школу. Женщины, имеющие ассоциированную степень в этой категории составляют 52%, а со степенью бакалавра — 77%. Лишь

24% женщин с неполным высшим образованием и 41% женщин со средним образованием находятся в категории с наименьшей заработной платой, включающей продавцов розничной торговли и занятых в прецезионном производстве. В этих двух группах находились также 17% женщин с ассоциированной степенью И 8% со степенью бакалавра (с.36).

В рамках каждой профессии, как и каждой профессиональной группы, работники с неполным высшим образованием получали больше, чем их коллеги со средним образованием, но меньше, чем со степенью бакалавра или ассоциированной степенью. Мужчины с неполным высшим образованием имели более высокую зарплату, чем выпускники средней школы, в 70% профессий, по которым имеются статистические данные, а женщины — в 73%. По сравнению с мужчинами с ассоциированной степенью мужчины с неполным высшим образованием получали меньшую зарплату в 76% профессий, а женщины — в 71%. В некоторых профессиях заработок работников с неполным высшим образованием был на том же или даже на более низком уровне, чем у лиц — выпускников средней школы. Это объясняется тем, что большое число лиц с неполным высшим образованием — это молодые люди, имеющие небольшой опыт. Данные же о возрастной группе 35-64 годов свидетельствуют, что работники с неполным высшим образованием в этой группе получают больше, чем работники со средним образованием (с.37).

В заключение автор отмечает, что уровень образования играет существенную роль при получении рабочего места и определении заработной платы. Однако все различия в этой области не сводятся лишь к различиям в уровне подготовки. Люди, проучившиеся несколько лет в колледже, могут иметь иные персональные характеристики, определяющие их дальнейшее продвижение: степень социальной зрелости и амбиции; наличие математических или иных способностей; предпочтения, отдаваемые ими, например, работе с людьми или цифрами и т.п. Эти данные могут повлиять на выбор профессии и заработок. Кроме того, профессиональный рост и заработок может в значительной степени быть обусловлен подготовкой, приобретенной на рабочем месте или в послесредних профессиональных школах, на военной службе или другим путем.

Л.Г.Можаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.