Научная статья на тему '99. 03. 002. Суркова Л. В. Парадигма техницизма в цивилизационном процессе. - М. : Наука, 1998. - 163 с'

99. 03. 002. Суркова Л. В. Парадигма техницизма в цивилизационном процессе. - М. : Наука, 1998. - 163 с Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 002. Суркова Л. В. Парадигма техницизма в цивилизационном процессе. - М. : Наука, 1998. - 163 с»

99.03.002. СУРКОВА Л.В. ПАРАДИГМА ТЕХНИЦИЗМА В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. - М.: Наука, 1998. - 163 с.

Философское осмысление феномена техники, ее влияния на природное и социальное бытие человека, его сознание и самосознание, на общество и культуру стало неотъемлемой частью современной философии. Автор поставила сложную задачу, с одной стороны, дать анализ исследовательских программ техницизма, сложившихся в рамках традиционного ("классического") представления о сознании как рациональном мышлении, а с другой - сопоставить этот "классический" подход с неклассическим пониманием структуры сознания, обосновать преимущества последнего для разработки новой концепции исследования техницизма.

Первая глава "Методологические основания проблемы техницизма" посвящена рассмотрению трех программ (точнее, срезов, аспектов, направлений. - Реф.) исследования техницизма:

идеологической, социокультурной, гносеологической.

Во второй главе "Техницизм как парадигма сознания" автор обращается к представлению о смысловом континууме как основанию для философского исследования феномена техницизма, выявляет антиномичность парадигмы техницизма, делает вывод о техницизме как редукции творчества. Неклассический подход, отрицая полную рефлексируемость, пространственно-временную определенность акта сознания, невозможность одновременной фиксации сознанием реального объекта и самого акта сознания, позволяет сделать ряд выводов о феномене техницизма. Вероятностное понимание природы творчества, обращение к принципу дополнительности как универсальному принципу дает возможность "выхода" из пространства инструментальнотехнологического мышления.

Третья глава "Техницизм и современная цивилизация" рисует картину взаимной связи эволюции понимания природы и роли техники в ХХ в. и дискуссий об инструментальности сознания с проблемой техницизма.

Основными ("опорными") пунктами, на которых строится авторская концепция, служат четыре категории: "техницизм", "сознание", "культура", "цивилизация". В структуре объяснения техницизм является экспланандумом (тем, что требует объяснения), тогда как три остальные категории играют роль эксплананса (т.е. совокупности объясняющих положений). В структуре эксплананса ведущим звеном оказывается

категория сознания. Необходимость новых подходов к объяснению феномена техницизма автор видит в том, что понимание техницизма как реального способа существования техники устарело, что "техницизм вышел далеко за пределы экспликации непосредственной технической реальности" (с.3). Техницизм - это "универсальная категория,

выражающая существование технического начала в сознании и деятельности человека, в структурах его мышления" (там же),

"парадигма сознания субъекта цивилизационного процесса" (с.4).

Основные положения авторской концепции техницизма таковы.

1. Классическая рациональность, четко разделяющая материю и

сознание, субъект и объект, рассматривающая сознание в плане отражения бытия, в исследовании техницизма должна уступить место неклассической рациональности, "рассматривающей сознание с

привлечением категорий онтологии" (с.8) и ищущей более глубокие связи между ними, чем субъектно-объектные отношения, на которых строится гносеология. Классическая рациональность порождает различные виды "технического детерминизма", базирующегося на понимании техники как одного из центральных элементов материального производства индустриального общества, техногенной цивилизации, оказывающего влияние на все стороны жизни общества. Основной недостаток и вместе с тем основополагающая особенность всех без исключения концепций "технического детерминизма" заключается в том, что они продуцируют неразрешимые антиномии типа "человек -техника", "технократизм - антитехнократизм" и т. д., в которых реальные познавательные проблемы уживаются с иллюзорными, утопическими представлениями.

2. Автор предлагает оригинальную методологию в исследовании

техницизма - метод "технологического редукционизма", который представляет собой своеобразную модификацию феноменологической редукции. Суть этой методологии заключается в выявлении момента тождества между техницизмом, сознанием, культурой и цивилизацией. С одной стороны, техницизм рассматривается как установка сознания, познающего предмет исследования, с другой - как "технологическая компонента" сознания, его инструментально-технологическая установка, связанная с интрументально-целевым характером сознания, т.е. как "редукционистский, инструментально-технологический способ

мышления" (с.99). Таким образом, через категорию техницизма

развивается противоположное теории отражения понимание сознания "как бытийственного образования со своим онтологическим статусом"

(с.67). Для бытийного понимания сознания центральной является "идея континуума реальности, в котором уничтожаются жесткие границы материального и идеального" (там же). Тем самым техницизм

редуцируется до его универсальной первоосновы, обретает черты всеобщности и статус философской категории. Цивилизацию автор считает структурированной реальностью человеческого бытия, культуру - интенциональной, смысловой, символической стороной этой реальности, а техницизм - результатом взаимодействия цивилизационных и культуротворческих процессов, единство которых выражается в понятии "цивилизационный процесс" (с.32-33). Этот процесс и образует реальные исторические условия эволюции техницизма.

3. Автор вводит понятие многомерности сознания. В его основе лежит идея континуума, развиваемая в двух тесно взаимосвязанных аспектах - "полевой" природы сознания (с.66) и "смыслового

континуума реальности" (с.67). Применение идеи континуума позволяет рассматривать сознание и как "нефизическое пространство" порождения предметных реальностей, смыслов (с.70), и как "полноценный факт жизни социальной системы, а не бледную копию полнокровного бытия" (там же). Метафорой, исполняющей роль образного коррелята понятия "континуум", является понятие поля. Возникнув в физике, это понятие постоянно расширяло свои смысл и значение, пока не превратилось в емкую метафору, позволяющую характеризовать самые различные явления, в том числе и феномен сознания. Подход к сознанию как к смысловому полю, или континууму, позволяет выявить его синхронность (моменты подобия и резонанса), неравновесность (основание "многослойности" континуума), полилогичность (динамика "слоев" континуума), топологичность (множественность и одновременность существования "точек" смыслового континуума), игровой момент (степень свободы смыслов континуума), антиномичность, т. е. это есть структура, наиболее полно выражающая характер взаимоотношения "смысловых единиц" континуума, множественность потенциально существующих смыслов в восприятии одного и того же противоречия, признание в качестве определяющей структуры смыслового континуума "поля оппозиций" (с.72,73,79). Континуальный (полевой) подход к сознанию означает становление новой парадигмы, более всеобъемлющей, чем современные системные концепции, так как он ставит задачу описания мира уже не в виде "порядка из хаоса", а как "постоянное взаимодействие и взаимопереход форм разного уровня организованности" (с.84). Применительно к проблеме техницизма

значение континуального подхода автор видит в том, что он позволяет модифицировать традиционную программу исследований "человек -техника - сознание" в более широкую программу "человек - идеальная техника (техника как диспозиция соответствующих структур сознания) -"живое" сознание" (сознание как "многомерный развивающийся топос") (с.100). В этом понимании техницизм означает, во-первых, ограничение (редукцию) смыслов внутри рефлексируемой сферы сознания и, во-вторых, редукцию смыслового континуума к сфере рефлексируемого.

З. В. Каганова, Е.Р. Черемисинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.