РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-2
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8
МОСКВА 1999
надзирающие и технические. В последнем случае решение проблем было бы передано в руки специалистов из промышленности. Такой совет мог бы собираться не реже четырех раз в год и рассматривать технические аспекты работы НТИ.
В заключение авторы отмечают, что успешные НТИ решают в тесном контакте с промышленностью высокоспециализированные технологические задачи, многие из которых были бы невозможны на уровне отдельных компаний. Вырабатывая стратегию своего развития, НТИ, на взгляд авторов, должны определиться, каким бизнесом они будут заниматься, и тщательно изучать нужды и возможности соответствующей отрасли.
Т. В. Горбунова
99.02.019. КЛАГ А. ДИРИНГ И БУДУЩЕЕ БРИТАНСКОЙ НАУКИ. KLUG A. Dearing and the future of UK science // Interdisciplinary science rev. - L., 1998. - Vol.23, №1. - P. 12-17.
Реферируемая публикация - изложение обращения президента Лондонского королевского общества на годичном собрании его членов. Оратор привлек внимание слушателей к работе Национального комитета, занимающегося изучением состояния дел в сфере высшего образования (National commitee of inquiry into higher education). Этот комитет образован в мае 1996 г. и должен был представить свои выводы к лету 1997 г. Председателем комитета был назначен Рон Ди-ринг. Оратор подчеркнул, что расследование, предпринятое Дирин-гом, - первое после 30-летнего перерыва, когда действовал т.н. Комитет Роббинса. Доклад Диринга обнародован в июле 1997 г. Он явился предметом серьезного обсуждения в совете общества, во многих организациях и заинтересованных кругах. По мнению автора реферируемой публикации, "доклад Диринга следует рассматривать в контексте научно-технической политики в целом". В этой связи он считает необходимым подробно остановиться на тем аспекте доклада, в котором рассматриваются проблемы исследовательской деятельности в сфере высшего образования.
Состояние вузовского научного потенциала, отмечает автор, определяется во многом качеством высшего образования и готовностью молодых специалистов посвятить свою карьеру исследовательской деятельности. В этом смысле положение дел в британских университетах вызывает озабоченность. Практика последних лет свидетельствует о сокращении числа студентов, желающих специализироваться в сфере естественнонаучных и технических дисциплин. Одна из причин - низкая оплата должностей, которые обычно занимают в вузах студенты-исследователи и аспиранты. Проблему надо решать, вводя специальные субсидии для таких категорий специалистов.
По свидетельству доклада Диринга, тревогу вызывает и состояние университетской материально-технической базы. На поддержание в надлежащем состоянии зданий и инфраструктуры, на приобретение нового учебного и исследовательского оборудования требуется, по оценкам, от 350 млн.ф.ст. в 1998-1999 фин.г. до 565 млн. в 1999-2000 фин.г.(сЛЗ).
Университетский сектор занимает особое место в проведении научных исследований. В докладе Комитета Диринга признается значимость университетов, как неотъемлемой части в комплексной структуре национальной базы ИР. Для адекватного развития этой базы требуется более высокий уровень финансирования. Между тем национальные вложения в британские ИР, измеренные в виде доли от ВВП, являются более низкими чем у основных промышленных конкурентов страны. Автор подчеркивает, что, "если Великобритания хочет сохранить мощную и конкурентоспособную научную базу, она должна поднять соответствующую долю в ВВП хотя бы до уровня других развитых стран" (с. 14). Лишь при наличии "сильной" национальной науки и техники, считает автор, можно рассчитывать на привлечение в страну инвестиций транснациональных корпораций, в том числе и на вложения последних в научную базу.
Модернизация отечественных ИР зависит не только от общего уровня их финансирования, но и от оптимальной политики размещения средств. Автор убежден, что ресурсы "следует прежде всею сконцентрировать там, где осуществляются самые лучшие научные исследования". Страна не может позволить себе поддержку ИР во
всех университетах, необходимо проводить в жизнь принцип строгой селективности, причем не только на уровне отдельных исполнителей, но и на уровне факультетов или отделений. Если учитывать опыт США, то, по мнению автора, следует поддерживать не более 20 британских "исследовательских университетов". В этом плане Королевское общество разделяет позицию Совета финансирования высшего образования Англии, предлагающего ужесточить селективность в распределении средств.
Существует распространенное мнение о сохраняющихся прочных позициях Великобритании в области фундаментальной науки. Такого взгляда придерживается, в частности, научный советник правительства Роберт Мэй. Он утверждает, что в течение последних 10 лет положение Великобритании (по сравнению с другими развитыми странами) в этой области не ухудшилось. Подобную точку зрения автор считает ошибочной. Сильные позиции последнего десятилетия, считает он, определены предшествующим периодом значительных финансовых вливаний. Сейчас же, по общему признанию, подтвержденному в докладе Диринга, налицо недофинансирование, которое в течение последних лет оказывает серьезное кумулятивное воздействие на инфраструктуру даже наиболее обеспеченных университетов.
Неадекватное финансирование не позволяет вузам готовить специалистов на том же уровне, который существует в других передовых странах. Это обстоятельство начинает вызывать тревогу и в среде промышленных потребителей квалифицированных кадров. Так, фармацевтические компании, одни из наиболее успешно действующих в стране, не имея возможности расширять свою базу ИР на национальной почве, все чаще инвестируют средства для организации лабораторий за пределами страны. Проблема настолько серьезна, подчеркивает автор, что она требует безотлагательного решения.
Какие шаги следует предпринять? Главный принцип, который надо реализовать, - поддержка "превосходства". Это касается идей, предложений, исследовательских результатов. Королевское общество придерживается мнения, что исследования в вузах требуют "множественной" помощи, в частности в виде системы двойной под-
держки. В этом плане общество поддерживает озабоченность Дирин-га в связи с "серьезными проблемами в нынешнем функционировании данной системы".
Одна сторона, обеспечивающая поддержку, это исследовательские советы. Финансирование через них осуществляется стабильно. Хуже обстоит дело с другим источником двойной поддержки - средствами, проходящими по бюджету Совета финансирования высшего образования. Доля последнего по сравнению с грантами исследовательских советов неуклонно снижается. Если в 1981-1982 фин.г. соответствующее соотношение равнялось 4:1, то в 1986-1987 фин.г. оно составило 3:1, а в 1991 -1992 фин.г. - 2,2 :1 (с. 15). Средства советов по финансированию оказываются ныне недостаточными для покрытия косвенных затрат на "грантные ИР", финансируемые исследовательскими советами, и на инфраструктуру, обеспечивающую проведение указанных работ и прочих ИР.
Единственное приемлемое решение проблемы недофинансирования ИР в вузах состоит, на взгляд автора, в том, чтобы проекты, поддерживаемые исследовательскими советами, финансировались полностью, т.е. с учетом необходимых косвенных затрат. Королевское общество поддерживает в этом плане рекомендации Комитета Диринга. Дополнительные средства для такого финансирования должны быть получены из правительственного бюджета, предоставляемого в распоряжение исследовательских советов. Комитет Диринга оценивает указанную сумму, в 110 млн.ф.ст., предусматривается, чтобы такого рода средства направлялись не на расширение портфеля ИР, а на обеспечение текущих проектов, (с. 15).
Автор полагает, что если правительство не проявит готовности обеспечить такое финансирование, то последствия для научной базы страны могут "оказаться катастрофическими". Сократятся объемы ИР, ухудшится их качество, уменьшится кадровый потенциал науки, снизится число специалистов в сфере высоких технологий, что приведет в итоге к оттоку потенциальных инвестиций в промышленную исследовательскую базу. Необходимо, чтобы правительство смогло изыскать 110 млн. ф. ст. в 1997 и в последующие годы. Автор подчеркивает. что в рамках государственного бюджета в целом "сумма
эта небольшая, однако она имеет ключевое значение для будущего экономического развития страны".
Подчеркивая решающую роль университетских ИР, автор обратил внимание на то обстоятельство, что последние приобретают все более важное значение как источники инновационных идей и новой технологии. Времена, когда крупные компании создавали собственные исследовательские подразделения, призванные обеспечить их новыми техническими знаниями, постепенно уходят в прошлое. В наше время, отметил автор, фирмы стараются установить тесные контакты с университетами, использовать широкий спектр вузовских ИР для получения инновационных идей и новых продуктов. Однако подобные связи возможны лишь тогда, когда университеты обладают современным потенциалом научных знаний и высококвалифицированных специалистов.
Новые взаимоотношения промышленности и вузов требуют и новых подходов от университетского персонала. Исследователи должны осознать и "рекламировать" свою потенциальную полезность в деле новых технологий. Коммерческая адаптация исследовательских результатов должна проходить в тесном сотрудничестве с промышленными подразделениями. Формы таких связей могут быть разными: от специальных кооперационных соглашений до образования совместных компаний. Автор отмечает в этой связи, что среди других развитых европейских стран Великобритания имеет наибольшее число мелких венчурных инновационных фирм.
Процесс освоения исследовательских результатов, переноса соответствующих идей из университетов в промышленность остается пока слабым местом в инновационной системе страны. В то же время, подчеркивает автор, в этой сфере происходят важные сдвиги к лучшему. Молодые ученые сейчас более, чем в прошлом, осознают важность переноса технологии и значимость таких мер, как патентование, лицензирование и соглашения с промышленными компаниями.
Должна ли такая сравнительно небольшая страна, как Великобритания, развивать все направления науки и технологии? Может быть, стоит пойти по пути узкой специализации? Автор признает,
что такого рода доводы "звучат логично", однако неясно, кто будет определять профиль подобной специализации. "Кто окажется настолько мудрым, чтобы сказать, что мы не должны заниматься тем или этим?" На деле, убежден автор, чтобы воспользоваться достижениями мирового развития в области науки и технологии, нам придется проводить весь спектр университетских или промышленных исследований на самом высоком уровне. Это не означает отказа от специализации отдельных учреждений, от ранжирования приоритетов ИР. Однако страна в целом должна сохранить такой потенциал ИР, чтобы с успехом осваивать любой передовой опыт в сфере новейших технологий.
Т.В.Горбунова
99.02.020-023. НЕКОТОРЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУКИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ. (Сводный реферат)
99.02.020. AGENCY for defence technology transfer // Outlook on science policy. - L., 1998. - Vol.20, №5. - P.56.
99.02.021. MORE UK space funding announced // Outlook on science policy. - L.,1998. - Vol.20, №5. - P.52.
99.02.022. UK research equipment money to continue // Outlook on science policy. - L.,1998. - Vol.20, №2. - P. 16.
99.02.023. UK science budget // Outlook on science policy. - L., 1998. -Vol.20, №2.-P. 16-17.
Реферируемые материалы из информационного бюллетеня "Взгляд на научную политику" дают представление о научном бюджете этой страны и о некоторых приоритетных направлениях политики британского правительства в сфере. ИР.
В феврале 1998 г. правительство обнародовало бюджет науки (Science budget) на 1998-1999 фин.г. Общий объем затрат должен составить 1,338 млрд.ф.ст. Распределение бюджета по основным получателям средств в 1997-1998 и 1998-1999 фин.гг. представлено в таблице.