Научная статья на тему '99. 01. 021. Фритше У. , Плётц П. , полковски А. Экономическое положение и процессы реформирования в центральной и Восточной Европе: Эстония Латвия Литва. Fritsche U. , Plotz P. , Polkowski A. wirtschaftslage und Reformprozesse in Mittel- und Osteuropa: Estland Lettland Litauen. Hamburg: HWWA-Inst. Fur wirtschattsforschung, 1997. 53 S'

99. 01. 021. Фритше У. , Плётц П. , полковски А. Экономическое положение и процессы реформирования в центральной и Восточной Европе: Эстония Латвия Литва. Fritsche U. , Plotz P. , Polkowski A. wirtschaftslage und Reformprozesse in Mittel- und Osteuropa: Estland Lettland Litauen. Hamburg: HWWA-Inst. Fur wirtschattsforschung, 1997. 53 S Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРИБАЛТИЙСКИЕ СТРАНЫ / БРАЗИЛИЯ ПРИБАЛТИЙСКИЕ СТРАНЫ / ПРИБАЛТИЙСКИЕ СТРАНЫ - ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 01. 021. Фритше У. , Плётц П. , полковски А. Экономическое положение и процессы реформирования в центральной и Восточной Европе: Эстония Латвия Литва. Fritsche U. , Plotz P. , Polkowski A. wirtschaftslage und Reformprozesse in Mittel- und Osteuropa: Estland Lettland Litauen. Hamburg: HWWA-Inst. Fur wirtschattsforschung, 1997. 53 S»

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

99.01.021. ФРИТШЕ У., ПЛЁТЦ П., ПОЛКОВСКИ А.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОЦЕССЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ЭСТОНИЯ - ЛАТВИЯ - ЛИТВА.

FRITSCHE U., PLOTZ P., POLKOWSKI A. Wirtschaftslage und Reformprozesse in Mittel- und Osteuropa: Estland — Lettland - Litauen. — Hamburg: HWWA-lnst. fur Wirtschaftsforschung, 1997. - 53 S.

В книге опубликованы доклады сотрудников Института мировой экономики (Гамбург) об экономическом положении трех стран Балтии.

Экономическому положению Эстонии посвящен доклад У.Фритше. Автор пишет, что в 1996 г. Эстония продолжала проводить успешный курс развития во многих областях экономики. В качестве особо положительных моментов он отмечает снижение инфляции и реальный экономический рост в 4% (с. 13), приток прямых иностранных инвестиций, либеральную политику в отношении собственности и оборота капитала и предпочтительную ориентацию на страны Запада. Введение механизма внешнего валютного управления (currency-board-systems), как отмечается, исключает инфляционное бюджетное финансирование. Постоянное снижение темпов инфляции позволяет ЦБ Эстонии и дальше удерживать твердый валютный курс кроны, облегчая адаптацию экономики к рыночным условиям.

Ощутимое ускорение развития эстонской экономики со второй половины 1996 г. отмечено прежде всего в строительстве, рыболовстве, горной промышленности, торговле и секторе финансовых услуг. Важную роль в экономическом подъеме играет постоянная поддержка государства. Значительные государственные инвестиции производятся прежде всего в технические инфраструктуры, такие как телекоммуникации, энерго-, газо- и водоснабжение. По данным ЦБ, инвестиции госбюджета (центрального правительства и местных властей) в эти сферы составляют примерно 40% от всех реальных инвестиций в Эстонии (с.14).

Вместе с тем подчеркивается, что введение currency-board-systems в 1992 г. осуществлялось в стране с “искаженными”, по сравнению с развитыми капиталистическими странами, относительными ценами. В малой открытой экономике с твердым

валютным курсом цены в большой мере предопределены условиями мирового рынка, поэтому, вероятнее всего, процесс приспособления относительных цен к “нормальной” для рыночной экономики структуре будет происходить через рост цен на “нематериальные” товары и вызовет инфляцию Это подтверждается опытом последних лет если темпы роста цен на “материальные” товары довольно быстро снижались, то темпы инфляции в области “нематериальных” товаров оставались сравнительно высокими

Большое значение придается проводимой в Эстонии налоговой политике Для решения проблемы возросшего в 1996 г государственного дефицита потребовались более эффективная организация сбора налогов и улучшение договоренности межд> центральным и местными бюджетами По требованию МВФ и МБРР была налажена система казначейства, которая должна была контролировать и координировать потоки платежей Обязательство правительства по сокращению государственного дефицита было основной предпосылкой соглашений о резервных кредитах (51апс1-Ь>-аггеп§етеш) на 1996-1997 гг Однако из обещанных к 1 января 1997 г иностранных кредитов МБРР и ЕБРР (434,2 млн долл ) поступило только 296,5 млн долл

Увеличение числа безработных в среднем на 25% в сентябре 1996 г по сравнению с сентябрем 1995 г происходило неравномерно Так, в сельских регионах юго-восточной Эстонии с преобладанием отраслей сельского и лесного хозяйства их число составило 12,8% В то же время в Таллинне за тот же период этот показатель был на уровне 2,6%, а в некоторых отраслях спрос на квалифицированную рабочую силу превышал предложение (с 19)

Анализируя тенденции развития внешней торговли, автор подчеркивает продолжающийся рост как экспорта, так и импорта товаров Прирост импорта оказался выше среднего, в результате дефицит торгового баланса вырос в 1996 г до 1,15 млрд долл , составив 24% ВНП Около 20% экспорта составляет реэкспорт (с 19), что свидетельствует о большом значении переработки давальческого сырья

Современная экономическая политика проводится в Эстонии под знаком грядущего членства в ЕС По успехам в области приватизации мелких и крупных предприятий она находится среди трансформирующихся стран в первых рядах Примерно 70% ВНП, по

последней оценке ЕБРР, производится в частном секторе. Программа приватизации крупных государственных предприятий инфраструктуры охватывает порт Таллинн, железнодорожные и телекоммуникационные компании, государственное нефтяное общество и другие компании и должна быть реализована в 1997/1998°гг. При этом отмечаются серьезные проблемы в области приватизации земли, вызванные неопределенными отношениями собственности, которые существенно затягивают столь необходимый процесс структурных преобразований.

Экономическое развитие Латвии отражено в докладе А.Полковски. Согласно приведенным данным, в 1996 г. в этой стране наблюдаются снижение темпов инфляции и процентных ставок; рост ВНП на 2,5% (в ценах 1993 г.) по сравнению с предыдущим годом; благоприятные изменения в секторе услуг, в частности в развитии транзитных сделок; а также рост промышленного производства начиная со второго квартала 1996 г. (с.29). Банковская система (ЦБ и 33 коммерческих банка) преодолела кризис и находится в процессе консолидации. Успешная стабилизация банковской системы объясняется новым законодательством и улучшением государственного контроля над частными банками.

Благодаря успешному взиманию налогов и повышению дисциплины расходов дефицит бюджета снизился с 60 до 23 млн. латов. В результате правительству удалось завоевать доверие местных и иностранных экономических субъектов. Достигнутые макроэкономические успехи и последовательное приспособление законодательства к стандартам ВТО и ЕС способствовали повышению авторитета Латвии во всем мире. По успехам в экономическом развитии она превзошла не только свои осторожные прогнозы, но и оптимистические прогнозы МВФ. Однако роста ВНП удалось достичь главным образом за счет развития сектора услуг, промышленное производство впервые выросло в 1996 г. на 1,1% по сравнению с 1995°г,

А.Полковски обращает внимание на напряженную ситуацию на рынке рабочей силы, что объясняется непреодоленностью структурных проблем, стагнацией экспорта и низкой покупательной способностью населения. Число официально зарегистрированных безработных выросло с 83 760 в январе до 90 819 человек в декабре

1996 г.(с.32), при этом быстрого улучшения ситуации на рынке рабочей силы пока не предвидится.

В развитии внешней торговли отмечаются положительные сдвиги. Общий ее объем вырос в 1996 г. на 25,8% и достиг суммы в 2073,3 млн. латов, из которых 1278,2 млн. пришлось на импорт и 795,2 млн. — на экспорт (с.34). Отрицательное сальдо торгового баланса объясняется высокой динамикой товарного импорта в торговле с ЕС и другими промышленными странами и низкой конкурентоспособностью латвийских товаров.

Для Преодоления негативных тенденций экспорта рекомендуется проводить Глубокие структурные преобразования, которые должны стимулироваться в основном прямыми иностранными инвестициями. В 1996 г., по оценке Латвийского агентства по развитию, иностранные инвестиции составили около 700 млн. долл., из них 18% приходилось на Великобританию, 14 - на США, 12 - на Данию, 5% - на Германию (с.35).

Латвийское правительство продолжает процесс реформирования экономики, стремясь углублять рыночные преобразования, создавая условия для длительного экономического роста. Внешняя экономика страны направлена на дальнейшее открытие и интеграцию латвийской экономики в мировую. Основной целью этой политики является вступление в ВТО и членство в ЕС. Главной же задачей внутриэкономических реформ, считает

А.Полковски, является ускорение приватизации, которая должна была быть завершена к середине 1998 г. (с.37).

В докладе, посвященном экономическому развитию Литвы, П.Плётц пишет, что в стране улучшаются условия для успешной интеграции в систему международного разделения труда. С середины 1996 г. почти всем иностранным предприятиям и лицам разрешена покупка земли несельскохозяйственного назначения для промышленных целей. Преодолены препятствия на пути дальнейшей либерализации: иностранные банки могут теперь создавать филиалы, которые повышают привлекательность страны для иностранных инвесторов.

Но несмотря на определенный прогресс, процесс экономической стабилизации представляется пока неустойчивым. В качестве причин, оказывающих отрицательное воздействие на экономическое развитие, называются следующие: неудачно

проведенная в 1995 г. приватизация; снижение темпов производства, трудности с ликвидностью; задолженность предприятий и банковский кризис. Поэтому намеченный ранее рост в 4,2% не был достигнут, он едва составил 3,5% и был осуществлен за счет сельского хозяйства, транспорта и экспорта (с.42).

Снижение темпов инфляции в течение 1996 г. до 24,6% и рост номинальной зарплаты в 2,4 раза не сопровождались соответствующим увеличением реальной зарплаты в связи с тем, что происходил параллельный рост цен на потребительские товары (с.44).

Налоговая политика была направлена, по мнению автора, на обеспечение более высоких доходов путем ужесточения требований к предприятиям по выполнению своих налоговых обязательств, введения системы банкротства, отмены освобождении от налога на добавленную стоимость ряда продуктов и пр. Разрыв между доходами и расходами предполагалось покрывать продажей государственных займов на внутреннем и внешнем рынках.

В развитии внешней торговли обращается внимание на опережающий рост экспорта товаров. Дефицит торгового баланса составил 4,499 млрд. литов. Среди партнеров важную роль по-прежнему играют страны СНГ (прежде всего РФ), как в области экспорта (45%), так и в области импорта (36,2%). В то же время торговля со странами ЕС становится все более значительным рынком для литовской экономики, достигнув 33,4% в литовском экспорте и 40,5% в импорте товаров (с.48).

П.Плётц считает, что центральным вопросом экономической стратегии является улучшение условий для быстрого и устойчивого роста, что предполагает обеспечение стабильности цен и валютного курса, повышение государственных доходов и эффективную структуру расходов, улучшение менеджмента в банковской сфере и энергетике и прогресс в приватизации.

Новое правительство хочет постепенно вывести литовскую валюту из сиггепсу-Ьоагс1-5у51ет5 и освободить ее от привязки к доллару, чтобы Литовский банк мог проводить с помощью классических инструментов эмиссионного банка самостоятельную денежную политику, ориентированную на политику ЦБ стран -членов ЕС с использованием новых денежно-политических инструментов. Дальнейшим шагом к международному разделению труда для Литвы, как и для других стран ЦВЕ, является членство в

ВТО. На это и на полное членство в ЕС направлено главное внимание правительства при поведении внешнеэкономической политики.

В.И.Шабаева

99.01.022. УТЦИГ 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИКА МЕЖДУ БЕССИЛИЕМ И ВСЕСИЛИЕМ.

UTZIG S. Globalisierung: die Wirtschaftspolitik zwischen Ohnmacht und Allmacht // Bank. - Koln, 1998. - N 3. - S. 150-153.

Руководитель отдела Федерального союза немецких банков рассматривает вопрос о том, сужает ли глобализация суверенитет государства в области экономической политики.

На исходе XX столетия можно услышать мнение о том, что с началом века глобализации каждая страна получила возможность выбирать - быть ли ей богатой или бедной. Можно ли на основании этого считать, задает вопрос автор, что благодаря глобализации экономическая политика смогла преодолеть границы, Которые ставит ей ограниченность производственных факторов? Если это так, то почему обретенная свобода не воспринимается всеми как выгодное приобретение? Как можно объяснить, что глобализация все чаще воспринимается как угроза, бросающая вызов социальному хозяйству, нашему демократическому порядку, вследствие которой экономическая политика теряет свободу действий?

Такие опасения исходят в первую очередь из старых промышленно развитых стран, поскольку в условиях глобализации они быстро утратили технологическое преимущество над другими странами и их высокий жизненный стандарт оказался под угрозой. Несмотря на то что глобализация означает распространение принципа конкуренции на национальные политические, правовые и фискальные системы, бремя приспособления к новым условиям также воспринимается как угроза. Отрицательное отношение к глобализации еще больше усилилось в результате недавних потрясений на финансовых рынках, источником которых явились страны Юго-Восточной Азии. Во многих странах - как в промышленно развитых, так и в “пороговых” странах - все громче стали раздаваться голоса о том, что международная мобильность капитала может свести на нет положительные результаты глобализации и поэтому следует ввести ограничения на движение капиталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.