РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФиНМАЦИУ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 98.04.001 -98.04.043
МОСКВА 1998
4) прогрессивность обложения по ставкам, не достигающих конфискационных значений;
5) порядок обложения должен быть таким, чтобы налог выплачивался с дохода, а не с капитала.
В заключение автор подробно анализирует порядок защиты прав граждан-налогоплательщиков, полномочия органов Государственной налоговой службы в области налогообложения граждан, а также меры ответственности граждан за налоговые правонарушения.
Н.В.Крысанова
98.04.031. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМЕЖНЫХ ПРАВАХ. (Обзор)
Существует несколько видов гражданских прав: вещные, обязательственные, исключительные и корпоративные. Последние два в настоящее время значительно расширяются в связи с развитием шоу-бизнеса и образованием многочисленных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и нуждаются в детальной правовой регламентации.
Более подробно остановимся на регулировании общественных отношений, возникающих при реализации исключительных прав.
Центральное место в отечественном законодательстве занимает Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9 июля 1993 г. Этот закон весьма гармонично дополняет и развивает унифицированные нормы международных договоров (Всемирная Конференция об авторском праве, заключена в г.Женева 6 сентября 1952 г.; Конвенция об охране литературных и художественных произведений, заключена в г.Берн 9 сентября 1886 г.; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, заключена в г.Женева 29 октября 1971г. и др.).
К сожалению в ряде законодательных актов, литературе и практике применяется понятие "интеллектуальная собственность", которое, по мнению ряда ученых, является не совсем корректным, в том числе по отношению к авторским и смежным правам. Право собственности предполагает правомочия владения, пользования и распоряжения на материальный объект. А в отношении нематериальных благ, к которым относятся результаты творческой
деятельности, неприемлемо правомочие владения, ибо нельзя физически обладать образами, идеями и т.д. Так, например, автор еще не опубликовал свою рукопись , а кто-либо другой завладел ее копией без согласия автора и пустил в коммерческий оборот с целью получения прибыли. Рукопись находится у автора, он же осуществляет правомочия владения, однако его права грубо нарушены.
Так же не совсем применимо к нематериальным объектам и вещное правомочие пользования, поскольку идеи и образы могут находиться в пользовании одновременно у неопределенного круга лиц. При этом не осуществляется физического износа объекта, а возможно лишь его моральное старение. При отчуждении по лицензионному договору лицензиар вправе использовать нематериальные объекты по своему усмотрению за некоторыми исключениями, которые могут быть установлены в лицензионном договоре. Поэтому в узком смысле право собственности может быть применено лишь к материальным носителям результатов творческой деятельности (рукописям), дискетам и т.д. (4, с. 128-129). Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Пожалуй, единственным сходством права собственности и интеллектуальной собственности можно считать абсолютный характер защиты от посягательств со стороны любых нарушителей. Именно последнее обстоятельство, наверное, оказало историческое влияние на формирование понятия "интеллектуальной собственности", • поскольку казалось, что его использование наилучшим образом отвечает целям защиты результатов творческой деятельности (2, с.26). Поэтому понятие интеллектуальной собственности, закрепленное в Конституции РФ (ст.ст.44, 71), обладает скорее историко-политическим смыслом, а не юридическим.
В соответствии с действующим законодательством РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства, являющиеся результатами творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства произведения и способа выражения. Необходимо также их выражение в любой объективной форме. При этом авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст.ст.15, 16 Закона "Об авторском праве и смежных правах").
Отличительной особенностью авторского права является то, что оно возникает в силу факта создания произведения, т.е. не требуется соблюдения каких-либо формальностей, как то: регистрация в государственных органах или иное специально установленное обязательное оформление (1, с. 16).
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. В то же время, право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно, истечение срока действия авторского права на произведения означает его переход в общественное достояние.
Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные и имущественные права.
К личным неимущественным относятся: право авторства; право на имя (использовать свое имя либо псевдоним и т.д.); право на обнародование произведения в любой форме; право на отзыв (отказаться от ранее принятого решения об обнародовании); право на защиту произведения и репутации автора.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав.
Имущественные права охватывают: право на воспроизведение произведения любым способом; право на распространение любым способом; право на импорт; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на передачу в эфир для всеобщего сведения; право на перевод на любой язык мира; право на переработку любым образом.
Основным средством передачи неимущественых прав автора является авторский договор.
Если авторские отношения, пусть не в полной мере, но все-таки регулировались нормами права в России, то регулирование и охрана тесно связанных с авторскими и зависимых от них смежных прав не осуществлялась вообще до начала 90-х годов (3, с.48). тем более нет в РФ и опыта практического применения этих норм. В то же время и само понятие "смежные права" до сих пор остается мало известным.
Впервые смежные права получили признание на территории России в "Основах гражданского законодательства СССР" 1991 г. Раздел IV Основ состоял из нескольких статей, которые регулировали отношения, вытекающие из реализации смежных прав лишь в общей форме. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 г.
существует специальный раздел III, посвященный смежным правам. В соответствии с нормами этого закона субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.
По сравнению с "Основами гражданского законодательства" из числа субъектов исключены создатели видеозаписей, но в то же время появился новый субъект - организации кабельного вещания. Очевидно, что охрану видеозаписей теперь должны осуществлять нормы авторского права. Эти новеллы заимствованы , скорее всего, из Римской конвенции "Об охране прав артистов-исполнителей; изготовителей фонограмм и вещательных организаций" 1961 г., к которой РФ еще не присоединилась.
Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Как и произведения науки, литературы и искусства, объекты смежных прав в предусмотренных законом случаях могут использоваться без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания и, как правило, без выплаты вознаграждения.
Подобного рода исключения установлены ст.42 Закона в интересах общества для целей свободного распространения информации, развития науки и образования. При этом Закон подчеркивает, что свободное использование объектов смежных прав не должно наносить ущерба нормальному их использованию и ограничивать законные интересы исполнителя, производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, а также авторов исполняемых или передаваемых произведений.
Ограничения смежных прав, касающиеся их обладателей, сводятся к следующим случаям.
Во-первых, допускается свободное использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков, данный случай использования объектов смежных прав ничем не отличается от свободного использования в аналогичных целях произведений науки, литературы и искусства. Целью обзора или репортажа должны быть информирование публики о происходящих событиях.
22-6348
Во-вторых, к вышеуказанному случаю близко примыкает использование небольших отрывков для цитирования, когда это осуществляется исключительно в информационных целях.
В-третьих, возможно использование в целях обучения и научного исследования.
В-четвертых, допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания использование передач в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях.
В-пятых, не требуется разрешения субъектов смежных прав на осуществление записей краткосрочного пользования, исполнения, постановки или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведение организацией эфирного вещания осуществляется с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи, при определенных условиях.
В-шестых, свободное использование объектов смежных прав разрешено также и в тех случаях, которые установлены законом в отношении произведений науки, литературы и искусства (например -в судебных целях и т.д.).
Законодательством допускается в целях обеспечения имущественных прав субъектов авторских и смежных прав создание специальных организаций по различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих различными правами в интересах разных категорий обладателей прав, или одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами. Эти организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.
За нарушение авторских и смежных прав законодательством предусмотрена гражданская, административная и даже уголовная ответственность.
Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и
смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты вместо возмещения убытков или взыскания дохода компенсации в сумме до 50 минимальных размеров оплаты труда; принятия иных правовых мер, связанных с защитой авторских и смежных прав.
Следует отметить, что в действующем законодательстве России заложены только основы правового регулирования исключительных прав. Теперь задача состоит в их развитии и надлежащем применении. Тогда можно надеяться на то, что отношения, возникающие при реализации исключительных, в том числе авторских и смежных прав, будут в нашей стране цивилизованными, соответствующими нормам международного права.
Список литературы
1. Авторское право: нормативные акты: Национальное законодательство и международные конвенции / Вступ. статья Силаков И. - М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.-458 с.
2. Белов ВВ., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственость Законодательство и практика его применения: Учеб. пособие. - М.: "Юристъ", 197. -367 с.
3.Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ об авторских и смежных правах. - М.: "Спарк"; Фонд "Правовая культура", 1996. - 244 с.
4.Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в России. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1996. - 250 с.
В. В.Антонов
98.04.032. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДИФФАМАЦИЮ ПО ПРАВУ США (Обзор)
Под диффамацией в американском праве подразумевается публичное распространение ложных сведений, дискредитирующих лицо. Таковыми признаются сведения, которые умаляют вес лица в обществе или влекут ограничение или прекращение сотрудничества с ним других лиц и вследствие этого причиняют ему ущерб. Основной задачей защиты от диффамации является охрана права на должную репутацию.
В судебной практике неоднократно возникал вопрос, могут ли вымышленные обстоятельства из литературных произведений признаваться диффамацией, если их персонажи имеют сходство с реальными людьми. Большинство судов, рассматривавших такого рода дела, склонялись к положительному ответу в случаях, когда