Научная статья на тему '98. 03. 021. Субильяга К. Обновление историографии в Уругвае от диктатуры к демократическим преобразованиям (1973-1995). Zubilliaga С. Renovacion historiografica democratica de la dictatura y la remstitucionalizacion democratica (1973-1995)// rev. de Indias. - Madrid, 1997. - Vol. 17, n 210. - P. 511-537'

98. 03. 021. Субильяга К. Обновление историографии в Уругвае от диктатуры к демократическим преобразованиям (1973-1995). Zubilliaga С. Renovacion historiografica democratica de la dictatura y la remstitucionalizacion democratica (1973-1995)// rev. de Indias. - Madrid, 1997. - Vol. 17, n 210. - P. 511-537 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ -УРУГВАЙСКАЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА -В УРУГВАЕ / УРУГВАЙ -ИСТОРИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 021. Субильяга К. Обновление историографии в Уругвае от диктатуры к демократическим преобразованиям (1973-1995). Zubilliaga С. Renovacion historiografica democratica de la dictatura y la remstitucionalizacion democratica (1973-1995)// rev. de Indias. - Madrid, 1997. - Vol. 17, n 210. - P. 511-537»

РОСаИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНА ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.03.001 -98.03.042

МОСКВА 1998

30 января 1984 г Однако вновь избранный гражданский президент Рауль Альфонсин вступил в должность уже 10 декабря 1983 г так как военные уже не могли осуществлять властные полномочия

В заключении К Арсено отмечает, что рассмотренный им пример военного "феодального режима" в Аргентине иллюстрирует, насколько фатальным было сочетание двух факторов - высокой степени слияния военной власти и правительственной и политизации самой армии Неспособность режима выработать и осуществить определенную политическую программу и последовательный экономический курс является следствием этой политизации Как считает автор, применение в данном случае типологии Реммер подтверждает ее правильность и позволяет увидеть механизмы, которые увязывают "феодальный" тип военного режима с его длительностью

М Н Смелова

98 03 021 СУБИЛЬЯГАК ОБНОВЛЕНИЕ ИСТОРИОГРАФИИ В УРУГВАЕ ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ (1973-1995)

ZUBILLIAGA С Renovación histonografica democrática de la dictatura y la reinstitucionalizacion democrática (1973-1995)// Rev de Indias - Madrid, 1997 - Vol 17, N 210 - P 511-537

Статья уругвайского историка повествует о современном этапе и особенностях развития историографии в Уругвае Кратко останавливаясь на панораме уругвайской историографии в преддверии военного переворота 1973 г, К Субильяга отмечает наибольшие достижения в теоретической области и в области методологии последователей так называемой "новой истории" (имевшей в Уругвае того времени преимущественное развитие), среди которых он выделяет Хосе Луиса Ромеро, Тулио Гальперин Доньи, Густаво Бейто и, конечно, Хуана Антонио Оддоне, который с 1964 по 1973г вел семинары по культуре и истории Уругвая на факультете гуманитарных и естественных наук Университета Республики

Другим центром развития "новой истории" был Институт преподавателей "Артигас" Приоритетными для "новой истории" в Уругвае стали исследования экономических и социальных структур, политическая история отошла на второй план Именно сторонники "новой истории" приняли вызов междисциплинарного диалога и открыли обмен достижениями с учеными-экономистами, социологами и политологами В этом смысле пионерской работой в современной уругвайской политической историографии автор считает работу Карлоса Реаля де Асуа "Партии, политика и власть в Уругвае (1971 - Конъюнктура и прогноз)", изданную в Буэнос-Айресе в 1973 г Другое направление историографии, альтернативное "новой истории", представляла группа исследователей "Praxis", которое К Субильяга определяет как ревизионистское направление

С конца 60-х годов в уругвайском обществе нарастал социально-экономический и институциональный кризис Всеобщее недовольство состоянием страны, ожесточенное идеологическое противостояние, отказ от традиционных для уругвайской политики моделей породили спрос на исторические исследования прошлого Уругвая, которые бы могли объяснить причины происходящего и предложить обоснованные видения будущего страны, однако непримиримые, противоборствующие политические стороны не могли удовлетвориться беспристрастной научной интерпретацией исторического прошлого По словам уругвайского историка Сильвии Родригес Вильямиль, сказанным в 1969 г, для нее и ее единомышленников главной целью истории является знание, перед ними стоит задача "сделать понятным наше прошлое и не заставлять его соответствовать какому-либо тезису, который a priori мы считаем верным " (с 515)

Далее К Субильяга рассматривает влияние государственного переворота 1973 г на состояние уругвайской историографии Это не только разрыв преемственности работы историков, собранных в коллективах разной идеологической направленности или в структурах высшего образования, распад многих исследовательских

групп, вызванный арестами, отстранением от должности, ссылками или вынужденной эмиграцией Истории вновь была отведена идеологическая роль - она должна была интерпретировать прошлое в нужном для режима русле, обеспечить ему идеологическую поддержку, то есть превратиться в исключительно фактологическую и интерпретативную дисциплину С этой целью в 1977 г были приняты новые планы преподавания истории в высших учебных заведениях

Историки, лишенные возможности вести преподавательскую и исследовательскую работу в государственных учреждениях, вынуждены были осваивать совершенно новый для себя опыт - работу в частных исследовательских институтах (неправительственных самоуправляющихся организациях, объединяющих исследователей в области социальных наук, пришедших преимущественно из университета), таких как Центр экономических исследований (С11ЧУЕ), Центр исследований и изучения Уругвая (СГЕБЦ), Междисциплинарный центр изучения развития (СШОТЖ), Латиноамериканский центр экономики человека (СЬАЕН) и проч Особенностью их функционирования было внешнее финансирование исследований, которое предписывало особые по сравнению с университетом ритм работы и оценку результатов Деятельность центров резко контрастировала с деятельностью официальных учреждений, они представляли собой некие "островки свободы" в окружении авторитаризма и репрессий Эта свобода исследований обеспечивалась членством центров в латиноамериканских организациях общественных наук (СЬАЗСО, Р18РАЬ), контактами с различными институтами, финансирующими исследования (Фонд Форда Совет по исследованиям в области общественных наук, Фонд Гуггенгейма) или же тесными связями с международными организациями (ЮНЕСКО, СЕЛАЛ)

Именно в частных исследовательских центрах начиная с 1975 г продолжилась разработка тем, поднятых в историографии до переворота, и открылись новые направления, как, например, переоценка нетрадиционных источников После перестройки 23-5446

Уругвая на демократических принципах они участвовали в разработке новых учебных планов, в восстановлении традиционных центров социальных исследований, главным из которых вновь стал Университет Республики, куда устремился обратный отток исследовательских кадров из частных центров

Каковы были теоретические изменения, произошедшие в уругвайской историографии за годы диктатуры и демократических преобразований9 В период диктатуры уругвайскую историографию характеризовал более рациональный подход к пониманию прошлого, меньшим вниманием пользовалась "новая история" периода 60-х и начала 70-х годов, применение количественных методов в истории Зато переоценка типов источников потребовала оттачивания качественных ме" одик и вызвала усиленное внимание к национальным (государственным и частным) архивам, в которых оставался неизученным огромный массив документов Продолжился диалог истории с другими социальными науками, как в теоретико-методологической области, так и в сфере объединения усилий в изучении социальных явлений, хотя не всегда этот диа-юг был легким

В статье обращается внимание на политику "распространения" достижений и результатов исследований в области общественных наук в период диктатуры, проводимую частными исследовательскими центрами, главными каналами которой явились издательства Arco и Banda Oriental В 1976 г появился специализированный журнал по общественным наукам "Записки CLAEH" ("Cuadernos del CLAEH") Позднее, с 1983-1984 гг, благодаря усилиям Апьфонсо Фернандеса Кабрелли, стал издаваться журнал "Сегодня - это история" ("Hoy es Historia"), в котором получали освещение самые последние национальные исторические, археологические и антропологические изыскания

Далее К Субильяга прослеживает основные тематические направления обновленной историографии, подчеркивая, что за годы диктатуры усилился процесс диверсификации научного знания Достижения политологии вновь привлекли внимание истори-

ков к политической истории, в фокусе их нынешних интересов -отход от политического традиционализма, политический плюра-тизм в Уругвае, предполагающий анализ различных традиционных политических сил (партий) в условиях демократической системы1', а также политических концепций и деятельности непартийных коллективных субъектов, как, например, церкви или представительных корпоративных организаций2' В рамках исследовательской программы Факультета гуманитарных наук "Восстановление и систематизация погибающих источников современной политической истории Уругвая" была поднята тема прозелитистской коммуникации в контексте выборов, что потребовало активного взаимодействия с политической антропологией, семиотикой и науками о коммуникации

Завершение монументальной работы "История деревни современного Уругвая" (1967-1978) и издание в восьми томах "Батлье, помещики и Британская империя" (1979-1989) стали важным шагом в развитии экономической истории в Уругвае В этих работах Хосе Педро Барран и Бенджамин Наум не только анализируют социально-экономическое развитие Уругвая периода модернизации, до кризиса капиталистической системы в 1929 г, но затрагивают также политические, демографические и культурные аспекты Б Наум продолжил систематизацию материалов по экономической истории в Отделе экономической истории Факультета экономических наук и управления Университета Республи-

1 CistellanosA Pérez R El pluralismo Examen de la esperencia uruguaya (1830-1918) - Montevideo 1981 1rega A hl pluralismo uruguaya (1910-1913)// Cambios sociales v políticas - Mmtcw-dco 1987 С istclLmos A F1 pluralismo uruguayo (1919-1933) F1 dislocamicnto de los partidos -Montevideo 1987 Zubillaga С I^ls disidencias del tradicionalismo El Radicalismo Blanco -Montevideo 1979 Balbis J Caelono O , I rega A Marrona M, 1 rodiou I, Rilla J1' Zubillaga С L1 pruna b itllismo Cuíco culmines polémicos - Mullo ideo 1986 С let oio О I а agonía del rctonn-isnio (1916 1925) Montevideo 1983 Rial I Not is sobre el sistema de partidos en el Uruguay (N04 П71) Montevideo 1982 Rclacuties mteipartidarus \ u« adores políticos no partidarios ele la oposiciiu Ireutc a regímenes autoritarios en Uruguav, 1933-42 1973-83 - Montevideo 1984, /ubillaga С hl dilicil camino de la participauou política Poblacwn ciudadanía v eledorado (1898-1918)// La construcción de las democracias noplatensts provedos institucionales y practicas politi-c is 1900 1930 Buenos Aires 1994 - Прире iciio иореф ии очнику с 515 "

1'стс/R 1 os cristianos у la política en el Uruguay - Montevideo 1986 Zubillaga С Cayoto M Cristi nios \ cambio social en el Uruguay de la modemi/aciuu 1895-1919 Montevideo 1989 23*

ки" Рауль Якоб провел значительный объем работы по изучению начального периода индустр ^ализации, развитию банковского дела и роли господствующих экономических группировок в новом исследовательском центре при Университете РШЕвиС (Программа исследований в области экономической и социальной истории современного Уругвая факультета социальных наук)2'

Линию начатую в экономической истории до 1973 г , продолжили экономисты-историки (концентрировавшиеся в большей мере на истории экономических структур и их эволюции) и историки-марксисты, в частности Хулио Милйо3), Лусия Сала де То-урон и Росита Алонсо4', Хосе Клаудио Вильиман (мл )5), которые опирались на работы своих предшественников Менее ортодоксальное направление в экономической истории представляют Луис Бертопа6', который делает упор на эконометрических методиках, и Хуан Оддоне7', чья работа "Уругвай между депрессией и войной, 1929-1945" является примером историографического обновления посаедних лет и содержит глубокий анализ перемен и преемственности в национальной экономической сфере с учетом влияния международных факторов

N ilnim B kccl 1111 icion Mcillel Uu caso de intei \euciou diplomática lrancesa en el Uruguav batllista (1 .>12-1914) - Moutcwdeo 1993 Ibid En^resas publican uruguayas Origen v gestión -Moutcwdeo I )') 1 Ibid Deuda externa urugvava 1864-1930 - Mmtevideo 1994 llud Evolución de la Deuda í \leni I del Urugua\ 1X75-1939 -Montevideo 1995

I icoh R L1 1 ugoiihco Nacioual en el mercado de carnes La crisis de 1928 tu el Uruguay - Mon-leudco \ )1) [bul Breve Hi4ona de la Industria in el Uruguay - Montevideo, 1981, Ibid Depresión ganadera \ desarrollo tabnl - Montevideo 1981 Ibid Crisis Y mercado de trabajo una ipi omuuciou a la problemática de los anos veinte v treinta - Montevideo 1984 Ibid Notas sobre el 1 < ido la Industria \ la Banca de Fomento - Montevideo 1990 Ibid Banca Estado y poder

I cononiico Dncctono 1915 1940 Mmtcvideo 1991 llud la mdu4nalizaciou anterior a 1930 Crónica de un debate nunca realizado//Buxedas M , Jacob R Industria Uruguaya dos perspectivas -Montevideo 1989 - 1 IpHBefleuo tíope4> Hcio'UiHKV c 516

Milliot I Bertino M Histona Eeonomica del Uruguay Tomo 1 -Montevideo 1991 ' Sala de I ourcu I Alonso R El Uruguay comercial pastoril \ caudillesco Tomo 1 y 2 - Montevideo 19X6 V))\

Williiiian IC Historia Eeoiiomica del Uruguay 1X11-1900 - Montevideo 1992 Ibid Istoria I ciwomiea del Uruguay 1900 1930 Montevideo 1994

Mellóla 1 1 i industria manufacturera uruguaya 1913 1961 Un coloque sectorial de su cre-cmneiUo dúctil iciones y crisis - Montevideo 1991 Oddíic I 1 Hiyi iv ciilic 1 i depresión \ 1 i guciT i 1929 1943 Mmlevideo 1990

Одна из областей наиболее плодотворного обновления историографии - это нетрадиционное исследование маргинальных групп (индивидуалистическое, психологическое и "биографическое") в рамках "новой истории" Произошла переоценка их организационных особенностей, традиций и менталь-ности, их представлений Была отчасти восполнена недостаточность внимания исследователей к изучению ментальностей, женщин, мигрантов, безработных, причем во многом удалось восстановить преемственность с проведенными ранее исследованиями" Монография Баррана "История чувствительности в Уругвае" вызвала исключительный общественный резонанс и обозначило значительное изменение в развитии исторической науки в стране, которое в дальнейшем было подтверждено его последней работой "Медицина и общество в Уругвае девятнадцатого века"2', в которой были подняты темы болезни и смерти, тела и здоровья, власти врачей над "пациентом", а также веры, мифов и страха, присущих "модернизирующемуся" обществу, которое колеблется между "преимуществами прогресса" и верностью традициям

Историография "мира труда" добилась освобождения от навязываемых ей до 1973 г идеологических функций В 80-е годы расширились границы исследований не только история профсоюзного движения, или более широко - социальной борьбы, но и история "мира труда", куда можно отнести и организационные основы (институты, стратегия, действующие формы), и демографические процессы, изучение условий жизни рабочих, виды перехода от ремесленного труда к фабричному, размеры заработной платы и ее соотношение со стоимостью жизни, жилищные условия, питание, здравоохранение и образование, модели культуры (идентичности и утопии) и т д 3)

'' 1' a Li цел) Е Lj Historia de lo imaginario// La Nueva Historia/ Le Goli Chattier Revel (dir) -Bilbao 1988 - Приведено по реф источнику с 521

lian an 11* Historia de la sensibilidad en el Uruguay 2 tomos - Mmlevideo 1989 1990 [hid Medicina \ Sociedad en el Uruguay del No\ eaentos 2 tomos - Montevideo 1992-1993

Zubill iga С Balbis J Historia del Movimiento Sindical Uruguayo 4 tomas - Montevideo 1985-1992 /ubillagaC Lntre luchas y desprecios los origines de la cxpreciou carnero//Cuadernos del

Историография, посвященная социальным, экономическим, политическим и культурным аспектам жизни женщин, возникла лишь в 80-е годы как результат академических разработок, проведенных в частных исследовательских центрах, входящих в СЬАСБО (Группа исследований положения женщин в Уругвае) Наряду с традиционным направлением - история борьбы женщин за улучшение своего гражданского положения, - получили развитие исследования истории женского труда в рамках истории рабочего движения, применение новой методологии и новых методов исторического исследования, в частности, устной истории1'

В историографии, посвященной иммиграции, в 80-е годы также произошли существенные изменения Если раньше главный упор делался на решающей роли иммигрантов в процессе модернизации, то теперь акцент в исследованиях делался на анализе различий и усложнении социального организма Определение национальной идентичности как сложного феномена, выявление его противоречивых компонентов нашли отражение в следующих темах, посвященных иммиграции этнический ассоциационизм, демографическое поведение иммигрантов, иммигранты и возникновение уругвайского профсоюзного движения, участие европейской иммиграции в предпринимательской деятельности, культурный

. Ipo ni i ксние сноски со ар 179

С1 Ai II Moutcudeo 19X8 -N45 Traba|ad<ces y sindícalos cu America Latina Retle\i<xies sobre mi luston 1/ С /ubillaga (coinp ) - Montevideo 1989 Rial J l a alimentación de los sectores populares en Montevideo en las primeras decadas del siglo XX - Montevideo 1984 Gonzalef. Sierra Y 100 Primeros del Mavo en el Uruguay - Montevideo 1990 - Приведено по реф источнику, с

327

1 Rodríguez Villamil S Sarpi/a G Feminismo I politic 1 un análisis del proceso de aprobación del wiío Icnicuino en el Uruguav//Hov es Ilistori 1 -Montevideo 19X4 -NI Miqer F-stado y política en el IJruguiv del siglo XX - Montevideo 1984 1 1 voto lememno eu el Uiuguav conquista o emee-siim ' Montevideo 19X4 Rodrigue/ Villamil S 11 trabajo lemenmo en Montevideo 1880-1914//La 11Ш|ет en el Urugu iv Avei s Hov - Montevideo 19X3 Sarpiza G Obreras v sufragistas Un dialogo inipi sihlc Montevideo !9Xi Hilamos una historia la memoria sindical desde 1 is muieres - Mon levide I JXJ Kodiigue/ Villamil S Mujeres uruguay is 1 tules del siglo XIX como hacer su histo-111' Montevideo 1991 Sarpi/j G Memonas de rebeldía siete historias de vida - Montevideo 1988

опыт иммигрантов и его взаимоотношения с народной религиозностью Уругвая"

В заключение К Субильяга обобщает изменения, произошедшие в уругвайской историографии в течении последних двух десятилетий как в теоретико-методологическом плане, так и в технической и институциональной областях

В области теоретико-методологической он выделяет расширение хронологических рамок исследований по сравнению с предпочтениями первого поколения "новых историков" в Уругвае если раньше историки концентрировались в основном на процессе модернизации (от начала преобразований в животноводстве и сельском хозяйстве 1870 г и до кризиса 1929 г), то в последние десятилетия возрос интерес к колониальной истории с привлечением материалов испанских и американских архивов4 Внимание историков Уругвая привлечено также к государственному перевороту 1933 г , а в последние годы - к военной диктатуре 1973-1983 гг , ее консолидации и разложению, причем в этой области активно развивается диалог между историками и политологами Необходимо отметить и диверсификацию субъектов изучения, сыгравших конкурирующие роли в построении уругвайского общества, изучение организаций самого различного рода (профсоюзных, этнических, образовательных, корпоративных, тендерных, религиозных) Возросла ценность биографии и новых описательных методик

Безусловно, новой чертой является осознание коллективом историков своей растущей профессионализации Опыт работы в

I сии^алопс italiana с Ij 1огшалопе dcll Uruguay moderno/ Devoto 1' I el al - I orino 1993 /ubillagj С Hacer Ij America Estudios historíeos sobre la inmigración emanóla al Uruguay -Monlcvidco 1993 Bereta Cun A Vara P Un temprano espentu de empresa En tomo a los origines ik la indiistn/acuxi uruguaya 1875/1930 - Moutevideo 1993 - Приведено по реф источнику, с

BrtanciirAA Contrabando v contrabandi<ías Historias coloniales - Montevideo, 1982, Ibid Don Cipriano de Meló Señor de trmteras - Montevideo 1985 Ibid Francisco de Medina La empresa de

11 discordia Montevideo 1987 Ibid La primera burocracia montevidcaua (1724-1814)// Ediciones del Quinto Centenario 1 Amerita I atina v Fspana de la Colonia a 11 eonsti4ucion de los Fstados N icion iles Monlevideo 1992 I Ipime leuo иореф исючиик^ с 535

условиях диктатуры в частных исследовательских центрах, включение в университетскую практику новых критериев оценки результатов исследований, осуществление финансирования исследований путем подачи конкурсных заявок, внимание к исследователям со стороны издательств, связи академических кругов со средствами информации (в особенности радио и телевидение) изменили понятие "историк"

В октябре 1992 г. в Университете Республики прошла первая встреча представителей исторических наук на факультете гуманитарных наук и образования, в которой приняли участие факультеты архитектуры, права, экономических наук и образования, медицины и психологии, школ биотехнологии и смежных наук университета, Музыкального университета и Национального университета изящных искусств, на которой был осуществлен плодотворный обмен мнениями, нацеленный на поиск путей преодоления ограничений профессионального развития и получения нового знания.

М.Н.Смелова

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

98 03 022. ОБЫЧНОЕ ПРАВО И ПРАВОВОЙ ПЛЮРАЛИЗМ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВАХ Тезисы докладов/ XI Международный конгресс Комиссии по обычному праву и правовому плюрализму, Ин-т этнологии и антропологии РАН - М., 1997. -121 с

Комиссия по обычному праву и правовому плюрализму была создана в 1978 г Международным союзом антропологии и этнологии (МСАЭ) и принята в Международную ассоциацию юридических наук (МАЮН). Комиссия была учреждена по инициативе профессора Г фон ден Стинховена из Института обычного права в Неймегене (Нидерланды).

К июлю 1997 г в мероприятиях, организованных Комиссией, приняло участие более 300 юристов, антропологов и других ученых-социологов из всех регионов мира, изучающих теоретиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.