РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
2
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 98.02.001-98.02.058
МОСКВА 1998
98.02.057
242
компетенции государств-членов, выразивших на это свое согласие в конституционном акте. Отмечается, что правосубъектность международных организаций в системе международных отношений имеет специфический вторичный характер по сравнению с ее первичными субъектами — суверенными государствами. Анализ существа функциональной надгосударственности, ее форм и пределов относится к числу проблем, требующих научной разработки, поиска методов и средств политико-правового регулирования наднациональных элементов международных отношений.
Е.В.Алферова
98.02.057. УШАКОВ H.A. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / Акад. правовой ун-т при Ин-те государства и права РАН. — М., 1997. — 62 с.
Государства являются основными субъектами международного права, в прошлом его единственными субъектами. В качестве таковых они выступают в силу своей самобытности и присущих любому государству особых свойств. Все другие субъекты современного международного права, за единственным исключением — народы, — являются производными субъектами международного права, поскольку создаются по воле государств.
В работе рассматриваются роль государства в правовом регулировании общественных отношений и его признание в межгосударственных отношениях, понятие и признаки государственного суверенитета, международная ответственность государства, его иммунитет от иностранной юрисдикции, проблемы осуществления государством внешних сношений, объединения государств и др.
Государство становится субъектом национального и международного права в силу того, что оно само подчиняет себя правовому регулированию внутригосударственных и международных общественных отношений. Нормы международного права, регулирующие прежде всего и главным образом взаимоотношения государств, устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между государствами. Взаимосогласованная и тем самым общая воля устанавливающих норму государств только и может обеспечить их эффективность и действенность. Недаром в последнее время в ходе
243
98.02.057
Выработки универсальных международных договоров государства используют методы консенсуса и "пакетного" принятия различных частей договора. В связи с вышесказанным отмечается особая роль международного сообщества государств, его особые правомочия применительно к устанавливаемым нормам общего международного права и к обеспечению их соблюдения в необходимых случаях путем принуждения.
Ныне достаточно очевидно, что обострившиеся глобальные проблемы современности, угрожающие самому существованию человеческой цивилизации, можно успешно решать только на основе сотрудничества государств, а также сообщества государств в правовом регулировании как внутригосударственных, так и международных (преимущественно межгосударственных) общественных отношениях.
Специфические свойства, имманентно присущие любому государству, выражаются в праве государственном и праве международном термином-понятием "суверенитет". Сущностное понятие и признаки государственного суверенитета являются предметом исследования одной из глав. Государственный суверенитет является, с одной стороны, предпосылкой существования международного права как особой нормативной системы, а, с другой стороны, он признается и утверждается международным правом совокупностью его норм, прежде всего совокупностью норм общего международного права, в частности его основными нормами-принципами и другими нормами общего международного права, имеющими императивный характер. Однако в этом плане отмечается наличие и важность еще одного принципа общего международного права: принципа иммунитета государства от иностранной юрисдикции. Этот принцип не входит в число основных принципов международного права, во-первых, потому, что лежит в основе регулирования не всех сфер межгосударственных отношений, он касается лишь области представительства государств в международном общении; во-вторых, потому, что имеет не императивный, а диспозитивный характер, поскольку такова была воля международного сообщества государств, отражающая соответствующий их взаимный интерес. Однако это не умаляет важности и значения принципа иммунитета государств в части утверждения государственного суверенитета как основы взаимоотношений между государствами и иными субъектами международных отношений и международного права. Принцип
31-1'
98.02.057
244
иммунитета, считает автор, может быть сформулирован следующим образом: "Каждое государство пользуется иммунитетом от юрисдикции другого государства".
Соотношение, связь государственного суверенитета и международного права сводится к тому, что они взаимообусловлены: международное общение суверенных государств является предпосылкой международного права, а международное право служит одним из средств утверждения государственного суверенитета в межгосударственных отношениях. Что касается иммунитета, который предоставляется государству в лице его органов — постоянных и временных миссий, делегаций, вооруженных формирований, должностных лиц и т.д., осуществляющих на территории принимающего государства различные акты от лица посылающего государства, то это вовсе не умаляет территориального верховенства и его независимости во внутренних делах, выражаемой термином "территориальная юрисдикция". Юрисдикция же государств в пространствах, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства, т.е. в пределах международной территории, существует лишь в силу разрешительной международно-правовой нормы, исходящей из взаимных интересов государств и международного их сообщества в целом. Соответственно, объем и пределы такой юрисдикции определяются нормами международного права. Они же устанавливают объем и пределы иммунитета государства от юрисдикции других государств исходя из их взаимной независимости во внешних делах как одного из юридических признаков государственного суверенитета.
Далее в работе излагаются принципиальные основы осуществления внешних сношений государствами как суверенными образованиями. В основе субъективных прав, которыми пользуются в соответствии с международным правом зарубежные органы внешних сношений государств, лежит государственный суверенитет, возведенный в норму международных отношений и выраженный, в частности, в основных принципах международного права о взаимном уважении государствами их суверенитета и суверенного равенства. Более конкретно в основе прав этих органов лежит их представительный характер, то, что они представляют суверенное государство и действуют от его лица в сфере юрисдикции другого государства.
245
98.02.058
Один из разделов книги посвящен международной ответственности государств, под которой понимаются неблагоприятные юридические последствия для государства, совершившего международно-правовое деяние. В последние годы кодификацией и прогрессивным развитием норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, которая разработала проект статей, касающихся оснований международной ответственности государств. Основными положениями этого проекта являются следующие нормы: 1. Всякое международно-правовое деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства; 2. Любое государство может рассматриваться как совершившее международно-правовое деяние, влекущее за собой его международную ответственность; 3. Международно-правовое деяние государства налицо в случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства; 4) Деяние государства может быть квалифицировано международно-правовым лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного.
Государство несет за свои международно-правовые деяния международную ответственность двух видов: материальную и политическую. В общем, все зависит от конкретно сложившейся международной ситуации. В международном праве нельзя предусмотреть все возможные случаи правонарушений и преступлений государств, установив применительно к каждому из них соответствующие меры их международной ответственности; нормы о международной ответственности государств по необходимости имеют характер общих норм, хотя в некоторых случаях формулируются и специальные нормы.
Е.В.Алферова
98.02.058. АБАШИДЗЕ А.Х., АНАНИДЗЕ Ф.Р. ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕНЬШИНСТВ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ: МЕЖДУНАРОДНО-
31-2-4712