Научная статья на тему '98. 02. 057. Ушаков Н. А. Государство в системемеждународно-правового регулирования / акад. Правовой ун-т при ин-те государства и права РАН. М. , 1997. 62 с'

98. 02. 057. Ушаков Н. А. Государство в системемеждународно-правового регулирования / акад. Правовой ун-т при ин-те государства и права РАН. М. , 1997. 62 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА ОТИНОСТРАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 057. Ушаков Н. А. Государство в системемеждународно-правового регулирования / акад. Правовой ун-т при ин-те государства и права РАН. М. , 1997. 62 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.02.001-98.02.058

МОСКВА 1998

98.02.057

242

компетенции государств-членов, выразивших на это свое согласие в конституционном акте. Отмечается, что правосубъектность международных организаций в системе международных отношений имеет специфический вторичный характер по сравнению с ее первичными субъектами — суверенными государствами. Анализ существа функциональной надгосударственности, ее форм и пределов относится к числу проблем, требующих научной разработки, поиска методов и средств политико-правового регулирования наднациональных элементов международных отношений.

Е.В.Алферова

98.02.057. УШАКОВ H.A. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / Акад. правовой ун-т при Ин-те государства и права РАН. — М., 1997. — 62 с.

Государства являются основными субъектами международного права, в прошлом его единственными субъектами. В качестве таковых они выступают в силу своей самобытности и присущих любому государству особых свойств. Все другие субъекты современного международного права, за единственным исключением — народы, — являются производными субъектами международного права, поскольку создаются по воле государств.

В работе рассматриваются роль государства в правовом регулировании общественных отношений и его признание в межгосударственных отношениях, понятие и признаки государственного суверенитета, международная ответственность государства, его иммунитет от иностранной юрисдикции, проблемы осуществления государством внешних сношений, объединения государств и др.

Государство становится субъектом национального и международного права в силу того, что оно само подчиняет себя правовому регулированию внутригосударственных и международных общественных отношений. Нормы международного права, регулирующие прежде всего и главным образом взаимоотношения государств, устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между государствами. Взаимосогласованная и тем самым общая воля устанавливающих норму государств только и может обеспечить их эффективность и действенность. Недаром в последнее время в ходе

243

98.02.057

Выработки универсальных международных договоров государства используют методы консенсуса и "пакетного" принятия различных частей договора. В связи с вышесказанным отмечается особая роль международного сообщества государств, его особые правомочия применительно к устанавливаемым нормам общего международного права и к обеспечению их соблюдения в необходимых случаях путем принуждения.

Ныне достаточно очевидно, что обострившиеся глобальные проблемы современности, угрожающие самому существованию человеческой цивилизации, можно успешно решать только на основе сотрудничества государств, а также сообщества государств в правовом регулировании как внутригосударственных, так и международных (преимущественно межгосударственных) общественных отношениях.

Специфические свойства, имманентно присущие любому государству, выражаются в праве государственном и праве международном термином-понятием "суверенитет". Сущностное понятие и признаки государственного суверенитета являются предметом исследования одной из глав. Государственный суверенитет является, с одной стороны, предпосылкой существования международного права как особой нормативной системы, а, с другой стороны, он признается и утверждается международным правом совокупностью его норм, прежде всего совокупностью норм общего международного права, в частности его основными нормами-принципами и другими нормами общего международного права, имеющими императивный характер. Однако в этом плане отмечается наличие и важность еще одного принципа общего международного права: принципа иммунитета государства от иностранной юрисдикции. Этот принцип не входит в число основных принципов международного права, во-первых, потому, что лежит в основе регулирования не всех сфер межгосударственных отношений, он касается лишь области представительства государств в международном общении; во-вторых, потому, что имеет не императивный, а диспозитивный характер, поскольку такова была воля международного сообщества государств, отражающая соответствующий их взаимный интерес. Однако это не умаляет важности и значения принципа иммунитета государств в части утверждения государственного суверенитета как основы взаимоотношений между государствами и иными субъектами международных отношений и международного права. Принцип

31-1'

98.02.057

244

иммунитета, считает автор, может быть сформулирован следующим образом: "Каждое государство пользуется иммунитетом от юрисдикции другого государства".

Соотношение, связь государственного суверенитета и международного права сводится к тому, что они взаимообусловлены: международное общение суверенных государств является предпосылкой международного права, а международное право служит одним из средств утверждения государственного суверенитета в межгосударственных отношениях. Что касается иммунитета, который предоставляется государству в лице его органов — постоянных и временных миссий, делегаций, вооруженных формирований, должностных лиц и т.д., осуществляющих на территории принимающего государства различные акты от лица посылающего государства, то это вовсе не умаляет территориального верховенства и его независимости во внутренних делах, выражаемой термином "территориальная юрисдикция". Юрисдикция же государств в пространствах, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства, т.е. в пределах международной территории, существует лишь в силу разрешительной международно-правовой нормы, исходящей из взаимных интересов государств и международного их сообщества в целом. Соответственно, объем и пределы такой юрисдикции определяются нормами международного права. Они же устанавливают объем и пределы иммунитета государства от юрисдикции других государств исходя из их взаимной независимости во внешних делах как одного из юридических признаков государственного суверенитета.

Далее в работе излагаются принципиальные основы осуществления внешних сношений государствами как суверенными образованиями. В основе субъективных прав, которыми пользуются в соответствии с международным правом зарубежные органы внешних сношений государств, лежит государственный суверенитет, возведенный в норму международных отношений и выраженный, в частности, в основных принципах международного права о взаимном уважении государствами их суверенитета и суверенного равенства. Более конкретно в основе прав этих органов лежит их представительный характер, то, что они представляют суверенное государство и действуют от его лица в сфере юрисдикции другого государства.

245

98.02.058

Один из разделов книги посвящен международной ответственности государств, под которой понимаются неблагоприятные юридические последствия для государства, совершившего международно-правовое деяние. В последние годы кодификацией и прогрессивным развитием норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, которая разработала проект статей, касающихся оснований международной ответственности государств. Основными положениями этого проекта являются следующие нормы: 1. Всякое международно-правовое деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства; 2. Любое государство может рассматриваться как совершившее международно-правовое деяние, влекущее за собой его международную ответственность; 3. Международно-правовое деяние государства налицо в случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства; 4) Деяние государства может быть квалифицировано международно-правовым лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного.

Государство несет за свои международно-правовые деяния международную ответственность двух видов: материальную и политическую. В общем, все зависит от конкретно сложившейся международной ситуации. В международном праве нельзя предусмотреть все возможные случаи правонарушений и преступлений государств, установив применительно к каждому из них соответствующие меры их международной ответственности; нормы о международной ответственности государств по необходимости имеют характер общих норм, хотя в некоторых случаях формулируются и специальные нормы.

Е.В.Алферова

98.02.058. АБАШИДЗЕ А.Х., АНАНИДЗЕ Ф.Р. ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕНЬШИНСТВ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ: МЕЖДУНАРОДНО-

31-2-4712

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.