Научная статья на тему '98. 02. 058. Абашидзе А. Х. , Ананидзе Ф. Р. Правовой статусменьшинств и коренных народов: международно-правовой анализ / Рос. Ун-т дружбы народов, Ин-т междунар. Права. М. : Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 1997. 224 с'

98. 02. 058. Абашидзе А. Х. , Ананидзе Ф. Р. Правовой статусменьшинств и коренных народов: международно-правовой анализ / Рос. Ун-т дружбы народов, Ин-т междунар. Права. М. : Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 1997. 224 с Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

224
24
Поделиться
Ключевые слова
МЕНЬШИНСТВА - ПРАВОВОЙ СТАТУС / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ - ПРАВОВОЙ СТАТУС

Текст научной работы на тему «98. 02. 058. Абашидзе А. Х. , Ананидзе Ф. Р. Правовой статусменьшинств и коренных народов: международно-правовой анализ / Рос. Ун-т дружбы народов, Ин-т междунар. Права. М. : Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 1997. 224 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.02.001-98.02.058

МОСКВА 1998

Один из разделов книги посвящен международной ответственности государств, под которой понимаются неблагоприятные юридические последствия для государства, совершившего международно-правовое деяние. В последние годы кодификацией и прогрессивным развитием норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, которая разработала проект статей, касающихся оснований международной ответственности государств. Основными положениями этого проекта являются следующие нормы: 1. Всякое международно-правовое деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства; 2. Любое государство может рассматриваться как совершившее международно-правовое деяние, влекущее за собой его международную ответственность; 3. Международно-правовое деяние государства налицо в случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства; 4) Деяние государства может быть квалифицировано международно-правовым лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного.

Государство несет за свои международно-правовые деяния международную ответственность двух видов: материальную и политическую. В общем, все зависит от конкретно сложившейся международной ситуации. В международном праве нельзя предусмотреть все возможные случаи правонарушений и преступлений государств, установив применительно к каждому из них соответствующие меры их международной ответственности; нормы о международной ответственности государств по необходимости имеют характер общих норм, хотя в некоторых случаях формулируются и специальные нормы.

Е.В.Алферова

98.02.058. АБАШИДЗЕ А.Х., АНАНИДЗЕ Ф.Р. ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕНЬШИНСТВ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ: МЕЖДУНАРОДНО-

31-2-4712

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / Рос. ун-т дружбы народов, Ин-т междунар. права. — М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. — 224 с.

Монография представляет собой первое научное исследование, основанное на сравнительном анализе статуса меньшинств и коренных народов по международному и внутригосударственному праву.

В современных условиях мировое сообщество осознает, что внутренняя и внешняя безопасность государств непосредственно связана, в частности, с вопросами защиты меньшинств. Демократические методы разрешения проблем меньшинств во внутренней политике снижают возможность возникновения межэтнических конфликтов и гражданских войн. Конструктивный подход и сотрудничество между государствами в области международной защиты меньшинств, определяемые общими правовыми рамками, также способствуют снижению напряженности в межгосударственных отношениях.

К настоящему времени в рамках Комиссии ООН по правам человека завершена работа, по результатам которой Генеральная Ассамблея ООН приняла две декларации: "О правах лиц, принадлежащих к этническим или национальным, языковым и религиозным меньшинствам" и "О правах коренных народов". Тем самым современное международное право устанавливает ряд международных стандартов по определению правового статуса меньшинств и коренных народов. Их анализ показывает тенденцию сближения их правового статуса.

Освещение темы автор начинает с рассмотрения исторических аспектов возникновения международно-правовых проблем защиты прав меньшинств и коренных народов. При этом предлагается иметь в виду тот факт, что общества на протяжении веков отличались друг от друга в своем отношении к проблемам защиты прав меньшинств. Долгое время этническим или языковым различиям не придавалось большого значения. Основным фактором в выделении меньшинства являлись различия в вере. Международная практика защиты прав религиозных меньшинств связана со странами Западной и Центральной Европы и христианской религией — с ее ветвью католицизмом. Евреи оказались первым меньшинством в европейской политической системе. К ним присоединялись и христиане, пока не христианизировалась сама Римская империя. С этого момента легитимность исходила из христианской религии. В

историческом плане одним из первых международных соглашений, предусматривающих защиту прав религиозных меньшинств, является Вестфальский мирный договор 1648 г., подписанный Германией, Францией и Швецией. Согласно договору Швеция и Франция выступили в качестве гарантов свободы и равноправия протестантских религиозных меньшинств в Германии.

Развитие национальных государств постепенно привело к появлению в Европе в XIX — начале XX в. наряду с религиозными национальных меньшинств. Распространение же по всему миру модели таких государств привело к глобализации проблемы меньшинств. С установлением жестких политических границ они превратились в проблемы политические. В политической реальности меньшинство само по себе существует настолько, насколько оно присутствует в политической системе. Исходя из этого, авторы считают, что понятие "меньшинство" не является этнологическим: оно относится к политико-правовому ряду понятий.

В рамках ООН до сих пор не выработано официальное понятие термина "меньшинство". Комиссия ООН по правам человека считатет, что сейчас поиск универсального определения этого термина не является первоочередной задачей. Авторы с этим не согласны. Сложность универсальных определений понятия "меньшинство", пишут они, состоит в многообразии ситуаций, связанных с существованием самых различных меньшинств. В связи с этим действительно очень трудно объединить в одном удовлетворяющем всех определении признаки всех меньшинств мира, нуждающихся в особой защите. Однако все же существует определение этого понятия, которое используется очень широко: меньшинство — это национальная, этническая, религиозная или языковая группа, отличающаяся от других групп на территории данного суверенного государства. По мннеию Комиссии ООН по правам человека, существуют и другие критерии, которые в своей совокупности охватывают все разновидности меньшинств: количественный аспект (меньшинства должны уступать в количественном отношении остальной части населения; негосподствующее положение; устойчивые различия в этническом или национальном характере, культуре или религии меньшинства от большинства населения в государстве; индивидуальное отношение — стремление меньшинств выразить самобытность путем сохранения

своих характерных особенностей или принятия решения о принадлежности или непринадлежности к меньшинству.

По мнению автора, только те группы могут считаться меньшинствами, которые осознают себя иными по этническим или языковым чертам и стремятся сохранить эти особые черты независимо от того, насколько глубоко они сами интегрированы в государстве как граждане. Осознание принадлежности к меньшинству ведет к признанию его существования и. наличия у него специфических черт. Такое осознание сопровождается требованиями предоставления им следующих условий: равенство de jure u de facto с большинством населения государства, гражданами которого являются члены меньшинства, а также признание государством идентичности данного меньшинства и предоставление ему культурных прав.

В международном праве отсутствует также общепринятое определение коренных народов. Исходя из конвенционных определений, авторы выделяют следующие основные признаки и элементы понятия "коренной народ": 1) это — потомки людей, населявших какую-либо область, территорию до прибытия туда другого населения; 2) недоминирующее положение; 3) культурные и другие отличия от остальной части населения; 4) осознание принадлежности к коренному народу. Главной отличительной чертой коренных народов от других слоев общества и от национальных меньшинств, в частности, является их привязанность к отцовским, традиционным землям, природе, окружающей среде вообще, что выражается в любви и уважении к ней, во взаимосвязи и взаимозависимости этих двух понятий, поскольку все это является неотъемлемой частью культуры, быта, религии, жизни и существования коренных народов.

Основное содержание работы занимает исследование международно-правовых проблем статуса меньшинств и коренных народов, основанное на анализе положений основных международно-правовых документов, принятых в рамках ООН, Совета Европы, ОБСЕ и СНГ. Этот анализ дает авторам основание сделать ряд концептуальных и практических выводов. В первую очередь отмечается, что принцип защиты прав человека полностью распространяется и на лиц, принадлежащих к! меньшинствам. Основами этого принципа является требование об обеспечении равенства и недискриминации. К сожалению, в мире, пишут они, нет ни одного государства, которое было бы в состоянии обеспечить

условия для приведения в жизнь всех требований равенства и недискриминации. Границы правовых средств для достижения фактического равенства оказываются недостаточными, необходимы и другие средства для реального обеспечения прав меньшинств.

Проблема меньшинств как таковая возникает лишь тогда, когда имеются основания утверждать, что эти меньшинства находятся в неблагоприятных условиях, в которых невозможно сохранять и развивать их отличительные черты, а также пользоваться фактически всеми конституционно закрепленными правами человека. При возникновении проблем меньшинств, констатируют авторы, мы имеем дело с дискриминацией в отношении как лиц, принадлежащих к меньшинствам, так и целой группы, отождествляющей себя в качестве отдельной общности, людей в данном обществе.В этой ситуации причинами возникновения проблем выступают не отличительные признаки меньшинств, а неблагоприятные социальные условия, существующие в данном обществе. Отсюда еще один вывод: понятие "меньшинство" приобретает негативный оттенок в случае возникновения проблем в отношении них, т.е. дискриминация, формы которой могут быть различными в зависимости от области проявления такой практики. Все это позволяет заключить: 1) принцип, регулирующий аспекты статуса меньшинств, необходимо называть принципом защиты меньшинств, а вопросы "поощрения" и "уважения" прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, регулируются принципами равенства и недискриминации и в целом — принципом защиты прав человека; 2) суть проблемы меньшинств — в необходимости принятия дополнительных мер для их защиты, а также с целью обеспечения фактических возможностей пользоваться всеми конституционно закрепленными правами человека.

В отношении защиты прав коренных народов отмечается следующее: коренные народы, как показывает анализ универсальных документов по правам человека, имеют определенные минимальные стандарты прав и обязанностей, которые являются основой их выживания, сохранения и развития как этнических групп, так и народов в целом; самоопределение коренных народов (в рамках реализации права на самоопределение) следовало бы свести к праву на развитие, т.е. к решению тех социально-экономических, культурно-религиозных и политических проблем, которые стоят перед коренными народами на сегодняшний день; фактическое

положение коренных народов полностью и всецело зависит от политики тех государств, на территории которых они проживают. В этой связи рекомендуется учредить институт омбудсмена по коренным народам при главе государства или парламенте. Предлагаются также рекомендации, способствующие укреплению правового статуса коренных народов.

Е.В.Алферова