Научная статья на тему '98. 02. 043. Глазырин В. В. Труд иностранцев в России: правовое положение иностранных граждан в трудовых отношениях в России. М. : юрид. Дом юстиции- форм, 1997. 111 с'

98. 02. 043. Глазырин В. В. Труд иностранцев в России: правовое положение иностранных граждан в трудовых отношениях в России. М. : юрид. Дом юстиции- форм, 1997. 111 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
697
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА СУБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ 04.031 ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РФ / ПРИРОДООХРАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 043. Глазырин В. В. Труд иностранцев в России: правовое положение иностранных граждан в трудовых отношениях в России. М. : юрид. Дом юстиции- форм, 1997. 111 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФиНМАЦИУ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.04.001 -98.04.043

МОСКВА 1998

98.02.043. ГЛАЗЫРИН В.В. ТРУД ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ В РОССИИ. - М.: Юрид. дом юстиции-форм, 1997. — 111 с.

В последние годы значительно увеличилось число иностранных граждан, работающих в России. Появилось новое для нашей страны явление, когда миллионы бывших соотечественников стали иностранными гражданами, когда возникла и обострилась проблема вынужденной миграции на территории бывших союзных республик, ставших самостоятельными государствами. Численность вынужденных мигрантов в России в последние годы составила около миллиона человек. В компаниях с иностранными инвестициями работает большое число иностранных рабочих. По составленным прогнозам, предполагалось, что в Россию ежегодно будет прибывать по 300 тыс. трудящихся-мигрантов. Проблема регулирования трудовых прав нашла отражение в законодательных актах о труде иностранных рабочих, принятых в России. РФ заключила ряд межгосударственных и межправительственных соглашений, в основном с государствами СНГ, о трудовой деятельности и пенсионном обеспечении иностранных граждан на территории России и граждан России на территории стран СНГ.

В предлагаемой вниманию работе содержится общая характеристика правового статуса иностранных граждан в трудовых отношениях; рассматриваются условия привлечения иностранной рабочей силы в РФ; исследуются трудовые договоры (контракты) и условия труда иностранного гражданина.

Согласно Конституции РФ и действующему законодательству российские законы и иные нормативные правовые акты о труде распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, расположенных на территории РФ, кроме случаев, установленных законом и международным договором.

Иностранные граждане, вступающие в трудовые отношения на территории РФ, подразделяются на категории, каждая из которых имеет свой особенный правовой режим. Они могут быть подразделены: по сроку пребывания на территории РФ; по основаниям (мотивам) въезда в РФ; по видам организаций и предприятий, с которыми иностранные граждане состоят в трудовых

отношениях. Их трудовые отношения регулируются различными законодательными и другими нормативно-правовыми актами РФ и ее субъектов о труде. Так, в частности, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать по трудовому договору или заниматься иной трудовой деятельностью; временно проживающие могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания в РФ, при этом трудовая деятельность осуществляется прежде всего на основаниях и в порядке, установленных законодательством для граждан РФ (Кодекс законов о труде РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права и др.). Здесь рассмотрены основные акты, международные договоры, межгосударственные и

межправительственные соглашения, отражающие вопросы регулирования труда иностранных граждан и принятые в первой половине 90-х годов. В их числе российско-китайские и российско-вьетнамские соглашения, соглашения между Правительством РФ и Правительстом Армении, Республики Белорусь, Республикой Молдова, Украины.

В особые группы по своему правовому статусу среди иностранных граждан, работающих на территории РФ, выделены трудящиеся-мигранты и беженцы. Согласно определению, данному в работе, трудящиеся-мигранты — это лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются. Их трудовая деятельность, как правило, регулируется законодательством государства, на территории которого они работают. Особенности правового регулирования их труда определяются в международных договорах и соглашениях.

К категории беженцев, согласно Закону "О беженцах", относится прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по

признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной или политической группе. Они пользуются всеми правами гражданина РФ, если иное не предусмотрено ее законодательством. Так, в частности, они вправе работать по найму на условиях, установленные законодательством РФ для иностранных граждан.

На территории РФ могут создаваться и действовать организации и предприятия с иностранными инвестициями. Трудовые отношения на таких предприятиях регулируются Законом РФ "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (1991 г.). Здесь же рассмотрены особенности регулирования труда на предприятиях и в организациях, находящихся на территории свободных экономических зон (СЭЗ), их правовой режим .Условия труда иностранных рабочих на предприятиях в СЭЗ определяются в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).

В отношении иностранных граждан, направляемых в РФ иностранные государствами и юридическими лицами для реализации совместных с РФ контрактов, действует особый правовой режим — их правовое положение регулируется заключенными РФ международными договорами и соглашениями о реализации соответствующего проекта. Их условия труда определяются либо прямо в договоре, либо путем отсылки к иностранному, российскому законодательству. Приоритет отдается обычно законодательству государства, из которого они прибыли, так как они не прерывают трудовых отношений с направившим их в Россию юридическим лицом. Правовые норм содержатся либо в актах трудового законодательства этого государства, либо в актах, специально регулирующих труд за границей.

При условии наличия в стране безработицы, а также несбалансированности собственных трудовых ресурсов и рабочих мест, когда отдельные районы испытывают нехватку кадров определенных профессий, ощущается необходимость в создании специального правового механизма, который бы обеспечивал приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест и регламентировал условия привлечения на работу в Россию иностранных граждан; содействовал приезду именно тех работников,

32-6348

деятельность которых отвечала бы интересам России; не допускал неконтролируемый приток иностранной рабочей силы.

В последние годы были предприняты попытки создать такой механизм. На это, в частности, направлены Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации (в редакции от 20 апреля 1996 г.), Закон РФ "О порядке выезда из Российской интеграции и въезда в Российскую Федерацию" (1996 г.), Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" и утвержденное им Положение. Последний закон предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы, в соответствии с которым работодатели, испытывающие потребность в использовании иностранной рабочей силы, обязаны прежде всего получить соответствующее разрешение Федеральной миграционной службы (ФМС) России. Положение к закону определяет круг работодателей, имеющих право привлекать иностранную рабочую силу и ходатайствовать о получении разрешения.

Под действие названного Указа и Положения к нему подпадают не только традиционние иностранные граждане, но и граждане бывшего СССР, ставшие в настоящее время гражданами государств-членов СНГ. Вместе с тем, положения Указа не распространяются на определенные группы иностранных граждан, которые подробно перечислены в работе.

Далее в работе рассмотрена процедура получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Подчеркивается, что работодатель обязан получить именное подтверждение на право трудовой деятельности каждого иностранного гражданина, такое подтверждение является основанием для заключения трудового договора (контракта) между ним и конкретным работником на срок, указанный в подтверждении.

Прилечение иностранных специалистов, имеющих высокую квалификацию для работы на предприятиях с иностранными инвестициями на территории РФ, на должности руководителей предприятий, осуществляется только на основе подтверждения на право трудовой деятельности, без оформления разрешений. Здесь же рассмотрены случаи, когда иностранным гражданам может быть отказано в получении въездной визы; проблема возвращения

иностранных граждан после окончания срока работы в России в страну постоянного проживания.

Как уже отмечалось, при имеющихся острых проблемах на рынке рабочей силы России, необоснованное привлечение иностранной рабочей силе может ущемить интересы российских трудящихся и еще в большей степени усложнить ситуации в сфере занятости. Чтобы предотвратить такие последствия, принятый Закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996 г.) гласит, что привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов или территориальных объединений, организаций профсоюзов. Это новое правило позволяет профсоюзам в определенной степени обеспечить социальную защиту свои членов в сфере занятости. Работодатели несут ответственность за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения.

На иностранных граждан распространяются установленные российским законодательством о труде гарантии при приеме на работу. Вместе с тем действуют определенные ограничения при приеме на работу иностранных граждан. Так, например, они не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью, если это связано с принадлежностью к гражданству РФ.

Трудовые договоры (контракты) с иностранными гражданами заключаются в соответствии с общими нормами законодательства о труде РФ с учетом особенностей, предусмотренных специальными нормами о труде иностранных граждан и международными договорами. Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной договором (контрактом). Действующие правовые нормы предусматривают определенные ограничения в использовании иностранной рабочей силы. Так, в частности, иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю даже при согласованном волеизъявлении всех заинтересованных субъектов. Как считает автор, такая тактика создает для иностранных граждан дополнительные гарантии стабильной работы у одного работодателя в течение всего срока, заключенного с ним трудового договора (контракта). Особые основания прекращения трудового договора (контракта) предусмотрены международными соглашениями. Так, в частности, по

98.04.04,3

252

Соглашению государств СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов (15 апреля 1994 г.) его стороны могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в страну выезда в случаях нарушения им законов страны трудоустройства и правил пребывания иностранных граждан.

Далее в работе рассмотрены социально-правовые и производственные факторы условий труда, в которых работник осуществляет трудовую деятельность. Под первыми понимаются продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска, размеры оплаты труда и т.п. К производственным факторам относятся технические, санитарные, гигиенические, социально-бытовые условия. Наряду с анализом общего законодательств РФ, регулирующего условия труда иностранных граждан с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями РФ с зарубежными странам, в работе рассмотрены специальные нормативные правовые акты, регулирующие некоторые условия труда. При анализе производственных факторов условий труда автор останавливается на рассмотрении гарантий и компенсации; региональных особенностей регулирования условий труда; охране труда; социальном и медицинском страховании; пенсионном обеспечении.

Все работники РФ, а следовательно и иностранные граждане, работающие в РФ, подлежат, в соответствии с КЗоТ РФ, обязательному государственному социальному страхованию. Иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, работающие в организациях, расположенных на территории РФ, на общих основаниях с российскими гражданами наделены правом на обеспечение пособиями по госудаственному социальному страхованию.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в РФ, имеют право на получение пенсий на общих основаниях с гражданами РФ, если иное не предусмотрено законов договором (Закон от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР"). По Закону "Об иностранных инвестициях в РФ", условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работающих на предприятиях с иностранными инвестициями, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них.

Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран. Что же касается пенсионного обеспечения граждан государств СНГ, то, по соглашению между ними (13 марта

1992 г.), оно осуществляется по законодательству того государства, на территории которого они проживают, а назначение пенсий производится по месту жительства. При переселении пенсионера в пределах СНГ выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства.

В Приложении к работе приведены текст Федерального Закона РФ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ); тексты соглашений, подписанных между РФ, Украиной, Белоруссией в

1993 г., предусматривающие социальную защиту трудовых прав граждан, работающих за пределами границ своих государств; Постановление Правительства Москвы о практике привлечения и использования в Мосве иностранной рабочей силы (от 16 июля 1996 г., № 587) и Приложение к нему № 1; Письмо ФМС России (от 26 апреля 1996 г., № 625); Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (от 15 апреля 1994 г.).

Е.В.Клинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.