Научная статья на тему '98. 02. 025. Зиберт X. предпосылки европейского валютного союза. Siebert H. zu den Voraussetzungen der europaischen Wahrungsunion. Kiel: Inst. Fur Weltwirtschaft, 1997. 17 S. (Kieler diskussionsbeitr. ; 289). Bibliogr. : S. 17'

98. 02. 025. Зиберт X. предпосылки европейского валютного союза. Siebert H. zu den Voraussetzungen der europaischen Wahrungsunion. Kiel: Inst. Fur Weltwirtschaft, 1997. 17 S. (Kieler diskussionsbeitr. ; 289). Bibliogr. : S. 17 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЕС - ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ ЕС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 025. Зиберт X. предпосылки европейского валютного союза. Siebert H. zu den Voraussetzungen der europaischen Wahrungsunion. Kiel: Inst. Fur Weltwirtschaft, 1997. 17 S. (Kieler diskussionsbeitr. ; 289). Bibliogr. : S. 17»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.02.001 -98.02.093

МОСКВА 1998

только тогда, когда российская финансовая система сможет финансировать потенциально прибыльные предприятия, предоставляя при этом средства предприятиям, понесшим убытки в переходный период. Для этого необходимы, по крайней мере, три условия:

а) правительство должно предоставлять прямые субсидии некоторым предприятиям, чтобы избежать «скрытых» субсидий, предоставляемых им банками; это будет способствовать сокращению численности предприятий, сопротивляющихся реконструкции;

б) необходимо поддерживать политику установления положительных реальны^ процентных ставок, чтобы экономические субъекты быстрее осознали тот факт, что деньги и кредит являются редкими ресурсами;

в) необходимо ускорить развитие рынков капитала, чтобы дать возможность ЦБР постепенно освободиться от финансирования государственных и частных дефицитов.

Л .А. Зубченко

98.02.025. ЗИБЕРТ X. ПРЕДПОСЫЛКИ ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА.

SIEBERT Н. Zu den Voraussetzungen der Europaischen Wahrungsunion. -Kiel: Inst, fur Weltwirtschaft, 1997. - 17 S. - (Kieler Diskussionsbeitr.; 289). - Bibliogr.: S. 17.

Директор Института мирового хозяйства в Киле (Германия) анализирует проблемы формирования в рамках ЕС Европейского валютного союза (ЕВС). Единая денежная единица теснее сплотит европейские народы и сделает невозможным дезинтеграцию Западной Европы. Однако сам по себе валютный союз еще не является гарантией против политической дезинтеграции - об этом свидетельствует распад Югославии, Австро-Венгрии, а также Советского Союза.

Кроме политических мотивов создание ЕВС преследует экономические цели — снизить трансакционные расходы для свободного перемещения в рамках Союза лиц, товаров, капиталов и услуг благодаря устранению расходов, связанных с валютным обменом. В результате этого единый внутренний рынок обретет

"монетарное завершение", а процесс европейской интеграции получит новый импульс. Приводимые в пользу валютного союза аргументы порождают такие надежды, которые союз не может оправдать, и создают впечатление, будто в долгосрочной перспективе многие конкретные экономические проблемы разрешатся сами собой. В этой связи весьма важно проанализировать представления и аргументацию политиков и выявить предпосылки, необходимые для того, чтобы ЕВС состоялся. Таких предпосылок восемь.

1. Валютный союз политически суверенных государств требует наличия единой философии деполитизации денежного хозяйства. Узловым пунктом концепции денежного хозяйства должна быть четкая позиция относительно того, в каком объеме делегировать решения о процентных ставках и количестве денег в хозяйстве, т.е. в конечном счете решения, касающиеся темпов инфляции, независимому учреждению. По этому вопросу в европейских странах имеются две диаметрально противоположные концепции. Одна из них, основывающаяся на опыте Германии после первой и второй мировых войн, заключается в том, что создаваемый Европейский центральный банк (ЕЦБ) должен быть независимым. Другая точка зрения, поддерживаемая Францией, менее категорична в отношении деполитизации и состоит в том, что наряду с ЕЦБ в ЕВС должен функционировать Совет по стабилизации, обладающий достаточно весомыми полномочиями при решении монетарных вопросов. Это дает возможность, считает Зиберт, в условиях уже действующего ЕВС препятствовать принятию Европейским центральным банком решений, которые могут не соответствовать интересам национальной экономической политики отдельных стран-участниц, проводимой с учетом конкретной ситуации. Отсутствие единства во взглядах относительно деполитизации денежного хозяйства между странами-участницами, и особенно между Францией и Германией, лишает ЕВС прочной основы.

2. Валютный союз суверенных государств требует определенного единства в трактовке и объяснении монетарных феноменов. Ведущие европейские страны все еще не выработали единой парадигмы связей и взаимозависимостей в денежной политике. Отсутствие такой парадигмы ощущается по ряду важных вопросов, в числе которых следующие. Во-первых, стратегическое значение приоритета внешней стоимости национальной валюты

перед ее внутренней стоимостью. Во Франции господствует мнение о том, что курс евро по отношению к другим важнейшим мировым валютам — доллару США и японской иене - может быть установлен с учетом стратегических интересов экспортного хозяйства. Однако более низкая внешняя стоимость валюты может быть установлена лишь благодаря тому, что эта валюта по сравнению с другими валютами более щедро эмитируется Центральным банком, т.е. когда прирост денежной массы значительно превышает объем, соответствующий приросту производства; но тогда должна снизиться и внутренняя стоимость валюты. Внутренняя и внешняя стоимость валюты являются двумя сторонами одной медали. Тот, кто выступает за более низкую внешнюю стоимость валюты, тем самым выступает и за ее более низкую внутреннюю стоимость. На слабой евро нельзя построить валютный союз.

Во-вторых, компетенция в области установления валютного курса. Суть вопроса состоит в том, обязан ли ЕЦБ проводить валютные интервенции в целях стабилизации курсов валют третьих стран по отношению к евро или же меры, касающиеся курса евро к доллару и иене, относятся к сфере политических решений. Согласно ст. 109 Маастрихтского договора, Совет ЕС может квалифицированным большинством голосов изменять параметры колебаний валютных курсов в рамках системы (изменять центральные курсы). Однако такая четко очерченная компетенций политического органа в сфере регулирования курсовых соотношений между валютами несовместима с независимым центральным банком, поскольку последний, будучи связанным решениями политического органа, должен будет проводить денежную политику, ориентирующуюся на валютные курсы, и тем самым утратит свободу в формировании денежной политики вообще. Этот конфликт между политическим органом и центральным банком должен быть смягчен на основании ст. 3 Договора о ЕС, согласно которой приоритетной целью валютно-курсовой политики должна быть стабильность уровня цен.

В-третьих, степень "загруженности" денежной политики целями, касающимися поддержания валютно-курсовых соотношений. Политики создают впечатление, будто единая европейская валюта может способствовать стабилизации соотношений валютных курсов в мировом хозяйстве. Однако опыт показывает, что международная кооперация не смогла привести к

стабильности валютных курсов. Неосуществимыми оказались и предложения о создании так называемых целевых параметров колебаний валютных курсов. Стабильные соотношения курсов валют в мире могут появиться, если денежная политика обеспечивает стабильность внутренней стоимости валюты и если экономическая политика, и особенно, финансовая, не дает оснований усомниться в стабильности - в противном случае следствием явится обесценение валюты.

В-четвертых, связь между целями денежной политики и политики занятости. Если центральный банк ориентируется на стабильность уровня цен, то здесь возникает проблема оценки конфликта этой цели с другими целями экономической политики и могут возникнуть разногласия, например, относительно того, существует ли в реальности зависимость между темпами инфляции и безработицы, описываемая кривой Филлипса. Если центральный банк будет находиться под влиянием кейнсианцев, то он может интерпретировать свою задачу как лавирование между инфляцией и безработицей (на основе кривой Филлипса), а это привело бы к невозможности выполнения им своих задач, во всяком случае обеспечения стабильности цен.

3. Национальная финансовая политика в условиях валютного союза должна быть достаточно сдержанной во избежание давления на ЕЦБ, оказываемого для того, чтобы он проводил "слабую" денежную политику. Поскольку формирование валютного союза стран ЕС происходит в условиях, когда между ними отсутствует политический союз и поэтому неизбежно назревает конфликт между европейской денежной политикой и интересами национальной экономической политики, возникает вопрос, каким образом ЕЦБ может противостоять политическому давлению. Такое давление будет исходить от стран, испытывающих экономические трудности, и особенно от стран, имеющих крупный дефицит государственного бюджета и значительную государственную задолженность. Эти страны будут заинтересованы в низком уровне процентных ставок и путем политического давления будут стремиться получить средства от ЕС или отдельных стран-участниц. Избежать такого давления призваны соответствующие положения Маастрихтского договора, а также критерии финансового положения страны, установленные для стран - участниц ЕВС.

О наличии связи между финансовой политикой и стабильностью стоимости денег свидетельствует исторический опыт: слабые государственные финансы могут вызвать валютные неурядицы, а стабильные валютные отношения между странами имели место в тех случаях, когда страны отказывались от части своего суверенитета в финансовой политике. Примером может служить золотой стандарт, который длительное время обеспечивал стабильные валютные отношения, но в сущности предполагал отказ от автономной национальной конъюнктурной политики. Золотой стандарт потерпел крах, когда европейские страны в период первой мировой войны для финансирования военных расходов пошли на значительный рост бюджетных дефицитов. Сходным образом обстояло дело и с Бреттон-вудской системой, предпосылкой функционирования которой была финансовая стабильность США. Она потерпела крах, когда США из-за роста военных расходов, обусловленных войной во Вьетнаме, не смогли проводить политику стабилизации. Все это свидетельствует о том, что без отказа суверенных государств от некоторой части своей автономии в финансовой политике, валютный союз стран ЕС не будет реализован. Механизм автоматических санкций в отношении стран, допустивших дефицит бюджета, предусматриваемый Пактом о стабилизации, принятым на совещании в верхах стран ЕС в декабре 1996 г. в Дублине, является несовершенным, так как позволяет странам обходить постановления Пакта. Неясность ряда положений дублинского документа будет сказываться и на функционировании валютного союза.

4. В валютном союзе национальные рынки труда должны быть гибкими - в противном случае будет расти безработица. В условиях валютного союза изменение курсов валют стран-участниц по отношению друг к другу исключается. Например, если конкурентоспособность товаров страны по каким-либо причинам снижается, то эта страна уже не может, как раньше, прибегнуть к девальвации своей валюты в целях повышения конкурентоспособности. Ее производство, загрузка производственных мощностей начнут падать, а безработица расти. Для выправления положения в экономике страны — участницы валютного союза имеются три механизма, являющихся субститутами изменения валютного курса. Первый заключается в оттоке рабочей

силы из этой страны в другие страны, где условия хозяйственной деятельности более благоприятны. Благодаря такому оттоку уровень безработицы в стране, испытывающей экономические трудности, снижается, и доход на душу населения может вновь расти. Этот механизм, однако, едва ли приемлем для европейских стран, которые, как правило, не проявляют готовности принимать рабочую силу из депрессивных стран. Несмотря на то, что мобильность трудовых ресурсов является одной из характеристик единого внутреннего рынка, такая мобильность в ЕС ниже, чем в США, где миграция рабочей силы между регионами занимает центральное место в качестве реакции на экономические шоки.

Другой механизм состоит в понижении заработной платы в стране, испытывающей трудности, которое позволяет повысить ее конкурентоспособность. Если не удается запустить названные механизмы, можно использовать третий механизм, который заключается в международном трансфере.

Использование второго механизма означает высокую гибкость заработной платы. Регулирование рынка труда в Европе характеризуется жесткостью (ограничениями на использование рабочей силы), которая является одной из причин высокой безработицы в европейских странах. Если эта жесткость не будет смягчена или если не будут скорректированы соответствующие институциональные правила (например, фиксация минимальной заработной платы, практикуемая во Франции), рост безработицы в валютном союзе неизбежен. Вместе с тем, лица наемного труда будут сравнивать свою зарплату с зарплатой в других странах и оказывать на рынок труда в своей стране давление, которое затруднит понижение ("приспособление") зарплаты. Поэтому не следует создавать иллюзию, будто ЕВС обеспечит рост занятости. Уровень безработицы в разных странах ЕС различен - в 1995 г. он колебался от 2,8% в Люксембурге до 6,9% в Голландии и 22,9% в Испании, оставляя в среднем 11,2% (с. 11). Проблема безработицы не может быть решена на европейском уровне путем выработки совместных программ занятости - ее решение будет оставаться прерогативой национальных правительств.

5. В интересах увеличения занятости необходимо остановить формирование европейского социального союза. В создании ЕВС большое значение придается расходам на рабочую силу, связанным с

адаптацией стран к условиям союза. Эти расходы включают также расходы по социальному страхованию, однако о создании европейской системы социального страхования не может быть и речи, поскольку эти системы в разных странах-участницах весьма различны, и предпосылки для их сближения и гармонизации могут возникнуть лишь в исторической перспективе. Поэтому ЕВС и создание социального союза несовместимы.

6. Валютный союз потребует увеличения трансферта (безвозмездной передачи денежных средств). Если не будет достигнута достаточная мобильность людских ресурсов и зарплата не сможет быть дифференцирована в необходимой степени место регулирования валютного курса займет трансферт, обусловленный необходимостью финансового выравнивания, социальных выплат и т.д. Размер трансферта зависит от степени гетерогенности (разнородности) стран-участниц. Чем больше различия между ними в производительной силе хозяйства, в экономическом росте, размерах безработицы, тем сильнее будет потребность в трансферте. Его размеры варьируются в зависимости от размера валютного союза. В небольшом валютном союзе, включающем страны со сходными экономическими структурами, спрос на трансферт скорее всего будет небольшим. Надо также иметь в виду, что размер трансферта является функцией готовности стран к политической интеграции, так как в большом политическом союзе страны охотнее воспримут необходимость трансферта.

7. Для того чтобы формирующееся новое денежное хозяйство в валютном союзе могло хорошо функционировать, необходимо соблюдать критерии вступления в валютный союз. В начале 1998 г. политики намерены достичь трех целей: а) приступить к формированию валютного союза с возможно большим числом участников, иначе экономические выгоды от союза будут невелики; б) добиться соблюдения критериев в ЕВС, а также в) соблюдения временного плана валютной интеграции. Неясно, смогут ли быть достигнуты эти цели одновременно. Если это окажется невозможным, политики попытаются дать критериям расширительное толкование для того, чтобы иметь возможность начать осуществление плана реализации ЕВС. Зиберт подчеркивает, что необходимо соблюдать также монетарные критерии. Однако в 1996 г. четыре из стран ЕС (Великобритания, Италия, Греция, Испания) не отвечали критерию

10-3963

стабильности уровня цен. В ряде стран не соблюдаются критерии стабильности валютного курса, финансового положения. Политические компромиссы при использовании критериев для вступления в ЕВС подготовят почву для конфликтов в будущем ЕВС.

8. Валютный союз с меньшим числом участников не должен привести к расколу Европы. В условиях валютного союза с ограниченным числом участников легче поддерживать стабильность курсов валют по отношению друг к другу - это иллюстрирует зона немецкой марки. Тем не менее следует признать, что более узкий по составу валютный союз создает импульс для монетарной интеграции. Такой союз должен быть настолько привлекательным, чтобы страны, не являющиеся его членами, сами стремились создать у себя предпосылки для вступления в его состав. Такими предпосылками являются проведение этими странами денежной политики, ориентирующейся на валютный курс, и поддержание стабильного курса национальной валюты по отношению к евро. ЕЦБ не должен проводить интервенции для поддержания слабых валют. Ограниченный по составу валютный союз должен ориентироваться на более широкие пределы колебаний валютных курсов(в целях сдерживания спекуляции), хотя в при приеме в свой состав новых членов он должен требовать от них поддержания стабильности курсов своих валют в более узких пределах.

В заключение Зиберт подчеркивает, что ЕВС является благородной целью, но с точки зрения экономической логики он может состояться, если будут выполнены основные предпосылки. Политика не должна игнорировать необходимость солидного экономического фундамента, руководствуясь лишь историческим значением такого союза. Компромиссы могут отложить решение накопившихся проблем, которые придется решать уже в рамках союза.

Б.А. Жебрак

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.