Научная статья на тему '98. 02. 007. Зоом Й. "продвижение и судьба". Швейцарцы и их потомки на службе в царской России в качестве офицеров, дипломатов и высшей бюрократии. Soom J. "avancement et Fortune": Schweizer und ihre Nachkommen ale Offiziere, Diplomaten und Hofbeamte im Dienst des Sarenreiches. - Zurich, Hans Rohl, 1996. - 424 S'

98. 02. 007. Зоом Й. "продвижение и судьба". Швейцарцы и их потомки на службе в царской России в качестве офицеров, дипломатов и высшей бюрократии. Soom J. "avancement et Fortune": Schweizer und ihre Nachkommen ale Offiziere, Diplomaten und Hofbeamte im Dienst des Sarenreiches. - Zurich, Hans Rohl, 1996. - 424 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕФОРТ Ф Я / ШВЕЙЦАРЦЫ В РОССИИ / ЭМИГРАЦИЯ ШВЕЙЦАРСКАЯ - В РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 007. Зоом Й. "продвижение и судьба". Швейцарцы и их потомки на службе в царской России в качестве офицеров, дипломатов и высшей бюрократии. Soom J. "avancement et Fortune": Schweizer und ihre Nachkommen ale Offiziere, Diplomaten und Hofbeamte im Dienst des Sarenreiches. - Zurich, Hans Rohl, 1996. - 424 S»

РООСММЖАЯ АКАДЕМИЯНАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.02.001 -98.02.031

МОСКВА 1998

85

98.02.007

чисто крестьянской хитрости и расчета. В результате бывшим крепостным удавалось заставить своих противников дать им то, что им в данный момент было нужно: сниженный оброк, "сиротский" надел, быстрый переход на выкуп без уплаты пресловутой 1/5, желанные участки лугов или леса. "Не имеет значения, что эти цели представляются нам узкими и недальновидными, - замечает А.Уайлдмен, - в глазах крестьян они были жизненно важными и для достижения их стоило рискнуть подвергнуться телесному наказанию, тюремному заключению, конфискации части собственности и пр." (с.48).

Таким образом, при изучении небольшого сюжета, посвященного отмене крепостного права в одном из районов обширной Российской империи, воссоздается картина, во многом корректирующая наши представления о том, что правительство и дворянство были единственными классами, влиявшими на результаты и последствия крестьянской реформы. Это вполне соответствует современным взглядам на крестьянство как на активную силу, которая при помощи "оружия слабых" отвоевывает себе больше "социального пространства", чем предполагали господствующие классы и группы, заключает автор (с.48).

О.В.Большакова

98.02.007. ЗООМ Й. "ПРОДВИЖЕНИЕ И СУДЬБА". ШВЕЙЦАРЦЫ И ИХ ПОТОМКИ НА СЛУЖБЕ В ЦАРСКОЙ РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ, ДИПЛОМАТОВ И ВЫСШЕЙ БЮРОКРАТИИ.

SOOM J. "Avancement et Fortune": Schweizer und ihre Nachkommen ale Offiziere, Diplomaten und Hofbeamte im dienst des Sarenreiches. - Zurich, Hans Röhl, 1996. - 424 S.

Исследование швейцарского историка Й.Зоома представляет собой публикацию его докторской диссертации, защищенной в Цюрихском университете. Книга написана на основе изучения многочисленных архивных документов. Она состоит из предисло-

98 02 007

86

вия швейцарского историка К Герке, введения и трех частей и заключения В работе имеется обширный справочный аппарат

В предисловии К Герке подчеркивает, что И Зоом создал специальное исследование, обрисовав одну из профессиональных групп швейцарцев в царской России с точки зрения ее исторического генезиса, однако, "подобно врачам и теологам", истории которых в царской России посвятили свои исследования X Шнайдер и Р Мументалер, история и этой профессиональной группы "более или менее характерна для всех иностранцев той же специальности" в царской России (с 11 )

И Зоом тщательно рассматривает обстоятельства, толкавшие швейцарцев к эмиграции ("они заключались в жизненных условиях, существовавших на родине"), и факторы, которые делали для швейцарцев особо привлекательной эмиграцию в Россию "Я не хотел бы, - пишет автор, - чтобы эту книгу воспринимали как работу по сугубо военной истории Еще менее она - только собрание отдельных биографий Жизнь швейцарцев и их служба в России может быть в значительно большей степени описана и подвергнута историческому сравнению в отдельных, связанных с данным исследованием, хронологических фазах" Такой подход позволяет, несмотря на различную обеспеченность источниками, показать процесс принятия швейцарцами решения об эмиграции, их карьеру в России, вживание в условия новой для себя среды Речь идет и о потомках эмигрантов Все должно быть внимательно изучено, хотя очевидно, что некоторые швейцарцы находились на авансцене истории и, соответственно, оставили заметный след, другим выпадала лишь роль статистов и поэтому упоминания о них в источниках встречаются реже (с 17)

Глава 1 посвящена "первым швейцарцам на московитской службе" (Лефортам) Автор полагает, что Франсуа Лефорт заслуживает специального исследования, - его деятельность в России имела историческое значение Кроме того для такого исследования имеется хорошая источниковая база Автор склонен считать, что история эмиграции Лефорта "была скорее типичной" Та карь-

87

98 02 007

ера, которую он сделал в России, подвигла и многих других швейцарцев последовать его примеру, - "выбрать" Россию История семьи Лефортов показывает, что в "в отдельных случаях на русской службе оказывался весь семейный клан" (с 73) Автор подробно рассматривает также происхождение и социальную среду эмигрировавших из Швейцарии в Россию Особенно большим было число эмигрантов из таких кантонов, как Женева, Ваадт и Цюрих, в то время как эмигрантов из Тессина или же из Берна было сравнительно немного Преобладали франкоязычные и гер-маноязычные граждане, представители итальянской группы практически почти не прослеживаются Многие эмигранты были горожанами

И Зоом полагает, что эмигранты-швейцарцы происходили из такой социальной среды, где "путешествия и пребывание за границей были возможны и часты, в известной мере они даже составляли часть их образа жизни" Они происходили также из среды, "имевшей широкие международные контакты" (с 97) В работе показана и военная эмиграция Многие ее представители рассматривали свое пребывание в России как временное, чего нельзя сказать об эмигрантах-крестьянах, которые нередко отправлялись в Россию из-за "экономической нужды" Автор освещает конкретные условия переезда швейцарцев на жительство в Россию (паспортные условия, транспорт и т д ) Швейцарцы, эмигрируя в Россию, обычно пользовались двумя транспортными маршрутами - через Базель, по Рейну, далее через германские порты Северного моря в Архангельск или в Петербург или же - по Дунаю, через Вену, Белоруссию или Прибалтику - в столицу

Из эмигрантов первого поколения (55 человек) большая -часть (30 человек) "до своей смерти после более или менее продолжительной службы осталась в России" (с 341) Некоторые эмигранты выехали из России, но в Швейцарию возвратились лишь четверо До 1798 г большая часть "русских швейцарцев", находившихся на службе в России в качестве офицеров, дипломатов и представителей высшей бюрократии, были выходцами из

98 02.008

88

французской части Швейцарии, затем - доминировали немцы. Видимо, такое изменение было связано с существованием вначале франкофильских симпатий в Петербурге, изменившихся затем, под воздействием Французской революции и, в особенности, войны 1812 г. Среди дипломатов автор особенно выделяет "такую личность, как Александр де Жомини, который занимал ведущие позиции в русском министерстве иностранных дел в период от окончания Крымской войны вплоть до 80-х годов XIX в." (с.377). Положение изменилось после Октябрьской революции 1917 г.: русские швейцарцы на службе у царя "как представители старой системы", к тому же боровшиеся на стороне Белой армии, приняли решение покинуть Россию. Однако швейцарец Владимир Бюлер, примкнувший в годы гражданской войны к Красной армии, а впоследствии ставший соратником маршала Тухачевского, никогда не служил в царской армии. Именно он, ставший одной из жертв сталинских репрессий, завершает собой историю швейцарских офицеров, дипломатов и представителей высшей бюрократии на русской службе" (с. 37.8).

И.А.Дьяконова.

98.02.008. ШИШКИН В.А. ВЛАСТЬ. ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА: ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ (1917-1928гг.) / РАН. Ин-т рос. истории. С.-Петерб фил. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 399 с.

В монографии исследуется характер, состояние и эволюция власти в послереволюционной России, в том числе соотношение революционных изменений и национально-государственной традиции в политике большевистского руководства; выявляются причины, смысл и характер реформаторства в первое десятилетие существования Советского государства, при этом основное внимание уделено истории нэпа как системы экономических реформ в их развитии и влиянию на нее политической системы. Книга сострит из восьми глав и заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.